Закаливание новорожденных детей: правила и особенности. Как начинать закаливание новорожденного малыша: правила и способы закаливания

Закаливание

Что это такое?

Закаливание – своеобразная прививка против стрессового воздействия внешней среды. Говоря научным языком, под закаливанием понимается повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этих факторов. Организм, с младенчества привыкший к низким температурам воды и воздуха или к прямому воздействию солнечных лучей, легко справится и с холодной зимой, и с палящим зноем, и со сквозняком.

Зачем это нужно?

Главный смысл закаливания ребенка – борьба за его здоровье с помощью укрепления иммунной системы. Закаленный малыш не болеет – его организм устойчиво противостоит пониженным и повышенным температурам воздуха, он не восприимчив к инфекциям. Таким образом, закаливание позволяет человеку не зависеть от условий внешней среды. Кроме того, закаливание укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца, легких, пищеварительной и выделительной систем, улучшает состав крови.

Что развивается с помощью закаливания?

Терморегуляция – вот основный механизм закаливания. Терморегуляцией называют способность организма регулировать свою температуру.

Как этим заниматься?

Когда начинать?

Процессы терморегуляции запускаются в первые же дни после рождения ребенка. Поэтому закаливать малыша следует начинать как можно раньше, по возможности еще в роддоме.

Как подготовиться к закаливанию?

Один из основных принципов закаливания «по науке» – постепенность, то есть постепенное понижение температуры воздуха, воды и т. д. Таким образом ребенок постепенно готовится к низким температурам. Однако приверженцы народных и нетрадиционных методов резко отвергают этот принцип и рекомендуют без всякой подготовки, уже в роддоме, подмывать малыша ледяной водой, держать его голым и проводить другие экстремальные (на традиционный взгляд) закаливающие процедуры.

Как закаливать?

Начиная закаливать своего ребенка, запомните три основных «научных» принципа.

1. Постоянство и систематичность. Закаливание не одноразовое мероприятие, а постоянное ежедневное занятие. Польза от закаливания существует ровно столько времени, сколько продолжается само закаливание. Как только взрослые по тем или иным причинам «отвлеклись» от закаливания, процесс остановился, и все придется начинать сначала.

2. Постепенность. Интенсивность и продолжительность стрессового воздействия на организм ребенка должна нарастать постепенно.

3. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален. Поэтому не настаивайте на тех закаливающих процедурах, которые вызывают слезы и страх у вашего малыша. Замените их, добейтесь того, чтобы закаливание стало для него естественным и приятным процессом, удовольствием.

И еще одно важное правило. Если по каким-либо причинам процесс закаливания был прерван – ребенок заболел, или родители были в отъезде, или еще какие-нибудь причины, – то закаливание придется начинать не с того места, на котором вы остановились, а с нуля: с более высокой температуры, короткого времени воздействия и т. д.

Закаливание воздухом

Закаливающее действие воздуха связано с разницей температур между самим воздухом и поверхностью кожи. Выделяются следующие процедуры закаливания воздухом:

1. Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, во время которого температура воздуха понижается на 1-2 °С. Лучше всего устраивать сквозное проветривание, то есть в проветриваемой комнате открывать и окна, и двери. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто круглые сутки.

2. Прогулка, в том числе сон на свежем воздухе, обязательна для малышей. Прогулки с детьми можно начинать на 10-12-й день после родов при температуре воздуха не ниже -5 °С. Продолжительность первой прогулки должна составлять 10 минут и в дальнейшем ежедневно увеличиваться на 5-10 минут. Время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день, а если есть возможность, то и чаще. Следите за самочувствием малыша на прогулке: синюшность лица, холодный нос, холодные конечности свидетельствуют о переохлаждении, а потный лоб и влажная кожа – о перегреве.

3. Воздушные ванны для детей первого года жизни начинаются с пеленания. Полезно при каждом переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым, при этом температура воздуха должна составлять 18-20 °С. Время таких воздушных ванн следует постепенно увеличивать и сочетать их с массажем и гимнастикой. В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день, причем начинать надо с 3 минут. В течение второго полугодия – 2 раза в день по 15 минут. Следите за тем, чтобы ребенок во время воздушной ванны не плакал и двигался: закаливает гимнастика у открытого окна, а не просмотр телевизора на сквозняке. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной» кожи надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Летом уместно сочетать воздушные ванны с солнечными.

Существует множество различных форм закаливания водой.

1. Обтирание тела – мягкая и щадящая форма закаливания, настолько мягкая, что многие родители (например, супруги Никитины) вообще не считают это закаливанием. Обтирание, как правило, не вызывает отрицательных эмоций у малышей и увлекает их: после того как вы влажным полотенцем обтерли ребенка, предложите ему проделать то же самое с плюшевым мишкой, со своей любимой куклой или с папой – так закаливание превратится в веселую игру! Снижайте постепенно температуру воды и не растягивайте процедуру более чем на 3-4 минуты. Обтирание обычно производят в такой последовательности: сначала руки от пальцев к плечу, затем ножки от стоп к бедрам, потом грудь, живот и, наконец, спину. Каждую часть тела после обтирания обсушивают и проводят массаж.

2. Обливание холодной водой обычно начинают с «местных процедур»: обливают не все тело, а только ноги или только руки и плечи, с последующим растиранием полотенцем. Снижение температуры проводите медленно и очень по степенно переходите к общему обливанию всего тела. Этот метод эффективно тренирует сосудистый тонус ребенка, и важно научить его правильно дышать: в момент контакта с водой ребенок должен сделать несколько активных вдохов-выдохов через рот, особенно акцентируя именно выдох.

3. Холодный душ еще более интенсивная форма закаливания водой, она требуетопределенной подготовки ребенка и опыта его «общения» с холодной водой. Приучите ребенка к тому, чтобы любой прием душа заканчивать несколькими секундами прохладной, а затем и холодной водой. Начинайте буквально с 2 секунд, постепенно доводя время до 10 секунд, а затем плавно, день за днем, снижайте температуру воды.

4. Холодную ванну следует принимать в течение 3-5 (но не более 10) секунд и затем растираться полотенцем. При этом надо активно дышать, особенно акцентируя выдох. Чтобы приучить малыша к холодным ваннам, начните с местных, а не общих ванн – например, опускайте в холодную воду только его ножки на несколько секунд и затем тщательно растирайте. Такие процедуры, как правило, не пугают, а вызывают любопытство у ребенка. Один из вариантов холодной ножной ванны – хождение по воде. Наполните ванну холодной водой на 10-15 см и опустите туда ребенка. Если он еще не умеет ходить самостоятельно, возьмите его под мышки и «проведите» по воде несколько раз.

5. Контрастное закаливание – это чередование воздействий тепла и холода. Например, контрастное обливание, контрастный душ, баня (сауна) с последующим приемом холодного душа, холодной ванны или растиранием снегом. Этот метод закаливания необыкновенно эффективен не только для взрослых, но и для детей.

6. Баня также обладает хорошим закаливающим эффектом, в основе которого лежит строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание – охлаждение – отдых. Детям раннего возраста в парильном отделении следует находиться не более 3-5 минут, через несколько посещений можно увеличить время до 5-10 минут и четырех-пяти заходов. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее – купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до четырех-пяти. В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Для антисептического эффекта используют мяту, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью – тимьян, мяту, душицу, ромашку, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя, цветочные корзинки пижмы обыкновенной; улучшают дыхание ли стья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Но посещение бани с ребенком первого года жизни возможно только в том случае, если баня – частная. В общественных банях слишком велик риск контакта с инфекционными боль ными.

7. Холодное подмывание – нетрадиционный метод закаливания, который пользуется в наши дни популярностью. Суть его в том, что ребенка первого года жизни подмывают под краном, пустив сначала струю теплой, а затем совсем холодной воды. Некоторые родители вообще не пользуются теплой водой при подмывании, сразу включая холодную воду.

8. Снежное закаливание также нетрадиционный метод. Лучше всего пользоваться этим методом за городом, где снег выпадает чистый, он должен покрывать землю, а не асфальт. В закаливание снегом входит и хождение босиком по снегу (3-5 минут), и обтирание снегом.

9. Купание в открытых водоемах – самый про стой и эффективный метод закаливания. В чистых природных водоемах и при достаточной температуре воды могут купаться, окунаться и нырять даже дети первого года жизни.

10. Моржевание – экстремальный метод закаливания, и применять его могут только родители-«моржи», то есть те, кто сам не боится и практикует зимнее купание в открытых водоемах. Кроме того, для купания в проруби ребенок должен быть хорошо закален более простыми методами (обливаниями, прогулками и др.).

Врачи советуют начинать закаливание с температуры воды 28-30 °С, снижая каждые три-четыре дня на 1-2 °С: для грудных детей – до 20-22 °С, а для детей старше года – до

16-18 °С. Температура воздуха в помещении во время обливания не должна быть ниже 18 °С.

Необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка до и после процедуры. Легкое побледнение, появление «гусиной» кожи в начале обливания вполне естественны. Однако, если они держатся слишком долго, немедленно прекратите процедуру.

Чем раньше Вы начнете приучать ребенка к пребыванию на свежем воздухе, тем лучше. Уже на 10-й день жизни можно посидеть с ним на балконе минут 15-20. На следующий день - 2 раза по полчаса и, постепенно увеличивая частоту и длительность гуляний, к месячному возрасту сделать так, чтобы ребенок проводил на балконе весь день.

Проснулся, покормили - гулять. Занесли, покормили - гулять и так далее. На балконе ребенок всегда лучше спит и ест после этого с большим аппетитом. И совершенно непонятно, почему гулять надо 1 или 2 раза в день.

Особый вопрос - погодные условия. При нормальной одежде и защите ребенка от ветра здоровый малыш вполне прилично себя чувствует и при отрицательной температуре. Вот правило, удобное для запоминания: на каждый месяц жизни минус 5°, но не ниже 15°. Перевожу: в возрасте 1-2 месяца температура не должна быть ниже минус 5°, в 2-3 месяца - ниже минус 10° и т.д.

На балконе ребенок, как правило, спит на боку. Важно при этом так расположить коляску, чтобы Вы видели его личико через оконное стекло, не выскакивая на балкон.

Насчет моего опыта. Нашему мальчику мы только обтираем тело и обливаем ноги холодной водой. Проводим воздушные ванны с открытым окном. Кондиционер пока у нас выставлен на 22 градуса.

С дочкой мы делали тоже самое. Сейчас вместо этого делаем контрастный душ. Без проблем купается в водоемах, даже при холодной воде. Температура в комнате 18-19 градусов.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

С момента рождения в организме малыша запускается процесс естественной адаптации к внешним условиям. Поэтому ребенку необходима надежная иммунная защита, которая сможет предотвратить развитие инфекционных заболеваний. Популярным и эффективным способом поддержания иммунного статуса у новорожденного является закаливание.

Этот процесс не только стимулирует защитные резервы организма, но и улучшает обменные процессы, а также нормализует терморегуляцию. Для того чтобы закаливание новорожденного ребенка приносило пользу малышу, подходить к организации процедуры необходимо с полной ответственностью, так как резкие перепады температуры будут вызывать снижение иммунитета и развитие инфекционно-воспалительных заболеваний.

Стартовым периодом для начала мероприятий по закаливанию новорожденного считается 6-7 день с момента появления ребенка на свет. С этого момента детский организм обладает необходимым потенциалом для адаптации к условиям окружающей среды.

Важно! Для начала мероприятий по закаливанию ребенка грудного возраста следует выбирать тёплое время года, учитывать физическое и психоэмоциональное состояние малыша. Перед началом оздоровительных мероприятий необходимо получить консультацию лечащего врача педиатра, который сможет оценить готовность детского организма к новым условиям.

Существует общепринятый план начальных мероприятий по закаливанию, которые будут мягко воздействовать на детский организм. Эти рекомендации были составлены с учетом возраста ребёнка и физиологических особенностей его организма.

С рождения до 3 месяцев

  • Температура воздуха в детской комнате находится в пределах 22 градусов;
  • Сон на свежем воздухе возможен только при температуре от +15 до +30 градусов;
  • Умывать ребенка необходимо водой, температура которой составляет 28 градусов;
  • В процессе пеленания нужно устраивать 5-ти минутные воздушные ванны для малыша;
  • Ежедневные 5-ти минутные гигиенические ванночки проводятся с использованием воды 36-37 градусов.

От 3 месяцев до полугода

  • Температура в детской комнате находится в диапазоне от 20 до 22 градусов;
  • В процессе пеленания осуществляются воздушные ванны продолжительностью 8 минут;
  • Сон на свежем воздухе допустим при диапазоне температуры окружающей среды от +15 до +30 градусов;
  • Температура воды для умывания ребенка составляет от 25 до 26 градусов;
  • Ежедневные 5-ти минутные гигиенические ванночки проводятся в воде с температурой от 36 до 37 градусов. После этого выполняются кратковременные обливания водой, температура которой составляет 34-35 градусов;
  • В данном возрасте допустимы 5-ти минутные ежедневные солнечные ванны.

От 6 месяцев до 1 года

  • Температура воздуха в детской комнате остается в прежних границах (20-22 градуса);
  • Сон на свежем воздухе осуществляется при температуре от +15 до +30 градусов;
  • Температуру воды для умывания снижают до 20-24 градусов;
  • В процессе пеленания осуществляются 10-минутные воздушные ванны и 2-минутный гигиенический ;
  • Для ежедневных гигиенических 5-ти минутных ванночек используется вода температурой 36-37 градусов;
  • При соответствующих погодных условиях ежедневно выполняются солнечные ванны продолжительностью 10 минут.

Кроме того, в этом возрасте малышу можно делать сухие обтирания всего тела при помощи фланелевой рукавички. Кожные покровы ребенка аккуратно растирают до появления малозаметного покраснения, после чего обтирают малыша влажной тканью, смоченной в воде температурой 35 градусов.

Основные правила

Закаливание новорожденного - процесс ответственный, к которому важно подходить осторожно и планомерно. Начинать оздоровительные процедуры следует только тогда, когда существует уверенность в физическом и психоэмоциональном здоровье грудничка.

К основным противопоказаниям для начала оздоровительных мероприятий относят:

  • Повышенная психоэмоциональная возбудимость;
  • Расстройства сна;
  • Увеличение температуры тела;
  • ОРВИ и другие простудные заболевания;
  • Снижение показателей гемоглобина;
  • Органические и функциональные заболевания органов пищеварительной системы;
  • Патологии сердечно-сосудистой системы.

Важно! Приняв решение о закаливании грудничка, родителям необходимо настроиться на длительную и планомерную работу. Большое значение имеет регулярность проводимых мероприятий, поэтому перерыв между процедурами не должен составлять более 5 дней подряд.

Если манипуляции родителей вызывают у малыша негативную реакцию в виде недовольства, плаксивости и раздражительности, то следует оценить правильность выполняемых действий. Первые дни закаливания начинайте с принятия кратковременных гигиенических ванночек, умывания лица грудничка, а также нормализации микроклимата в детской комнате.

В зимний период времени сделайте акцент на умывание лица младенца, обливание его ступней водой, температура которой составляет 36-37 градусов. Ранее упомянутые воздушные ванны зимой можно заменить ежедневным проветриванием детской комнаты. Для того чтобы защитить малыша от переохлаждения и сквозняков, во время проветривания перенесите его в другую комнату.

Прогулки на свежем воздухе допустимо совмещать со сном. Если малыш быстро засыпает и просыпается в хорошем настроении, то это указывает на правильность действий родителей. Собираясь на прогулку, одевайте малыша в соответствии с погодными условиями и температурными показателями. Вспотевшая кожа, беспокойство, холодный носик или ручки говорят о том, что организм малыша подвергается перегреву или переохлаждению.

В процессе пеленания или замены подгузника оставляйте малыша без одежды в течение 5 минут. При этом следите за температурой окружающей среды, которая должна находиться в пределах 22 градусов. В летний период времени прием воздушных ванн осуществляется на свежем воздухе в тенистой местности.

Первое купание младенца осуществляется с использованием воды температурой 37 градусов. Продолжительность водных процедур постепенно нарастает от 2-5 минут до получаса. Когда малышу исполнится полгода, то в гигиенические ванны добавляют отвар ромашки, череды, шалфея и календулы, что оказывает общеукрепляющий и седативный эффект. Начинать сухие и влажные обтирания тела ребенка можно с двухмесячного возраста, при этом данную процедуру рекомендуется совмещать с легкой и массажем.

Общая продолжительность курса сухих обтираний составляет от 1 недели до 10 дней. После этого родителям следует приступить к влажным обтираниям. Начинают такие обтирания с области кистей рук, плавно переходят на предплечья и плечи ребёнка, нижние конечности, область подколенной ямки и ступни. На завершающем этапе обтирают область грудной клетки и спинку младенца. Общая продолжительность такой процедуры составляет 4 минуты.

С целью профилактики рахита в период новорожденности полезны солнечные ванны, которые способствуют выработке и усвоению витамина D. Ежедневная продолжительность солнечных ванн составляет 5-10 минут, при этом важно следить, чтобы на ребенка не попадали прямые ультрафиолетовые лучи.

Только индивидуальный, планомерный и системный подход к реализации закаливания позволит укрепить и оздоровить организм ребенка без потенциального риска возникновения осложнений.

Здоровье – это то, чего в первую очередь желает своему малышу любая мама. Мы хотим, чтобы малыш рос здоровым и крепким и знаем о том, что основой его устойчивости к болезням является иммунитет, который формируется закаливанием. Но пока младенец такой крохотный, родителям страшно начинать его закалять: вдруг заболеет. А когда малыш подрастает, они понимают, что время упущено и этим вопросом надо было заниматься гораздо раньше, с самого рождения крохи.

Но как правильно организовать закаливание такого крохотного и хрупкого грудного ребенка, чтобы получить максимум пользы и не причинить вреда?

Закаляя своего грудного ребенка, вы повысите сопротивляемость его организма болезням: промокшие ноги, забытая дома шапочка, неожиданное отключение отопления зимой и многое другое перестанет угрожать немедленными простудами и насморком.

Конечно, закаливание не поможет избежать инфекционных болезней, особенно если ребенок ходит в детский сад, где болезни распространяются очень и очень быстро, но справится с ними ваш кроха намного быстрее и легче.

В идеале, начинать закалять ребенка можно уже с момента его рождения . Это только на первый взгляд младенец – беспомощное и слабое существо. Однако на самом деле груднички обладают огромным жизненным потенциалом и высокой приспособляемостью к условиям окружающей среды, в противном случае, у человечества не было бы шанса выжить. Но помещая новорожденного в безопасные условия с комфортной температурой воздуха, отсутствием сквозняков и холодной воды, мы способствует тому, что защитные механизмы, заложенные в ребенка природой, за ненадобностью атрофируются. В итоге, столкнувшись впервые с нормальными условиями окружающей среды (подул ветерок, промок под дождем, намочил ноги), ребенок начинает болеть.

Настя, 31 год: Я жалею, что со старшим сыном не занималась закаливанием совсем. Мне казалось, что раз он не болеет, то все нормально, а то, что я ему носочки надеваю при температуре в доме 25-26 градусов, так это нормально. А потом я оставила его в полтора года в деревне у бабушки. Была весна, не холодно, но сын простудился. Тогда я сильно обижалась на свекровь, думала, что она недосмотрела за ребенком. А сейчас понимаю, что он просто впервые попал в нормальные условия, где дует ветерок, бывают лужи и сквозняки, и чтобы заболеть, ему хватило самой малости. Сейчас ему 6 лет, он до сих пор не адаптировался к садику, постоянно болеет. Начинать закаливать боюсь – сразу же простужается. Вот такой замкнутый круг. Скоро мне рожать второго малыша, с ним я таких ошибок не допущу, закаливание станет задачей № 1.

Лучше всего это видно на примере тех детей, которые пошли в детский сад, и на протяжении уже 1-2 лет не могут к нему адаптироваться. Родители удивляются: как же так, ведь ребенок до трех лет ни разу не болел, а тут ничего поделать не можем, постоянно простужается. Однако ребенок не болел не потому, что был такой закаленный или здоровый, а потому, что его тщательно оберегали от факторов, способных эти самые простуды вызвать.

Главные принципы закаливания

Если вы твердо решили закалять своего ребенка, то знайте, что все ваши действия должны базироваться на трех основных требованиях:

  • постепенность: не стоит спешить и создавать для грудного ребенка экстремальные условия, начинайте с малого;
  • систематичность: однажды начав закаливающие мероприятия, постарайтесь продолжать их изо дня в день, не делая перерывов;
  • соразмерность: закаливающие процедуры нужно проводить с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.

Имеет ли закаливание грудного малыша противопоказания? Да, к ним относятся:

  • наличие острых или обострение хронических заболеваний у ребенка;
  • ряд кожных заболеваний;
  • некоторые неврологические проблемы со здоровьем.

Главные закаляющие процедуры для грудничка

Никаких особенных мероприятий закаливание грудничка не требует, начать можно с малого: свежий воздух, прохладные помещения и минимум одежды.

Прогулки

Для полноценного развития ребенку необходим свежий воздух, поэтому начинать гулять на улице можно и нужно уже после выписки из роддома, и зима таким прогулкам – не препятствие.

Первые прогулки не должны быть длительными, 5-10 минут дважды в день будет достаточно. Затем их продолжительность нужно увеличивать, доведя ее до 1-2 часов.

Отдельно нужно упомянуть о том, как следует одевать кроху перед выходом на улицу в прохладное время года. Здесь вы сможете прийти к верному решению только опытным путем. Главное, на что вы должны ориентироваться – самочувствие ребенка. Если малыш вспотел и раскраснелся, то в следующий раз оденьте его полегче. И наоборот, холодные шея, ручки и ножки, бледная кожа свидетельствуют о том, что крохе было холодно и на следующую прогулку нужно добавить еще слой одежды и взять одеяло потеплее.

Условия в доме

Свежий воздух нужен ребенку не только на прогулке, но и дома. Поэтому чаще проветривайте помещение. Летом балконную дверь можно не закрывать вообще, а зимой чаще держать форточку открытой. При этом уносить ребенка из комнаты нет нужды. Наденьте на кроху дополнительную кофту и штанишки и не держите непосредственно под форточкой. Через пять минут проветривание можно закончить.

Температура воздуха в помещении, где постоянно находится ребенок, должна быть достаточно низкой для того, чтобы это позволяло вам закалять кроху. Идеально, если она не будет превышать 20 градусов. Известный педиатр Е.О. Комаровский рекомендует снизить ее еще больше, до 18 градусов. Но такая рекомендация не всегда с первого раза находит отклик в сердцах родителей, особенно тех, кто сам страдает от повышенной «мерзливости» и при температуре в 20-22 градуса утепляется свитерами и шерстяными носками.

Яна, 33 года: «Я своих двоих деток закаляла по рекомендациям Комаровского, у него там очень логично рассказывается об этом. Как-то сразу смогла их не кутать, на холодные ноги или носик внимания не обращать. Температура у нас дома – 19-20 градусов. Дети ходят босиком, в трусиках и майках. Комнатных тапочек у них, кстати, нет совсем. Наши гости этому очень удивляются. А на прогулке в межсезонье мы как белые вороны: все малыши закутаны почти как зимой, а мы гуляем налегке, без шапочек и шарфов. Кстати, старшая дочка в садик пошла без какой-то особой адаптации, болела 1-2 раза в год и все».

В отопительный сезон уделите особое внимание увлажнению воздуха, даже если температура воздуха в помещении не превышает 20 градусов. Сухой и теплый воздух не только иссушает слизистые оболочки и затрудняет дыхание, но и способствует размножению различных вирусов и бактерий. Для поддержания оптимального уровня влажности можно использовать бытовые увлажнители воздуха либо по старинке расставить по комнате емкости с водой.

Также не забывайте о влажной уборке в комнате крохи: регулярно протирайте все поверхности и постарайтесь вынести из комнаты мягкие игрушки и книги – они способны накапливать на себе огромное количество незаметной глазу пыли.

Воздушные ванны

При смене подгузника или после купания не нужно стараться одеть ребенка как можно скорее. Дайте ему 3-5 минут на то, чтобы полежать голышом, ведь воздушные ванны – это эффективный способ закаливания ребенка. Постепенно, с взрослением малыша, время приема воздушных ванн нужно увеличивать, доводя его до 20-30 минут.

Если у крохи, на ваш взгляд, холодные пяточки и ручки, не думайте, что это признак переохлаждения. Во-первых, замерзнуть в помещении с температурой 18-20 градусов просто физически невозможно. Во-вторых, холодные конечности свидетельствуют о нормальном течении процессов терморегуляции в организме.

Купание

Отличным способом укрепить организм ребенка является правильно организованное купание. Для первых ванн температура воды должна быть 36 градусов, затем ее можно понижать на полградуса каждый день, постепенно доведя ее до 33-34 градусов. Такая ванна повышает физический тонус, способствует ускорению обменных процессов и хорошему сну.

Завершать прием ванны следует обливаниями, вода для которых должна быть прохладнее на 1-2 градуса. Процедура предельно проста: после окончания гигиенического купания просто облейте тело ребенка водой из ковша, после чего вытрите кроху насухо и оденьте его, как обычно, не укутывая.

Если ваш малыш родился ослабленным, то вы можете заменить обливания на протирания прохладной водой с помощью тканевой варежки или губки.

Закаливание очень важно для грудного ребенка, оно обеспечивает ему гармоничное развитие и крепкое здоровье в будущем. При этом оно не требует ничего особенного: все, что для этого нужно, уже есть у нас — вода, воздух, улица и наш, родительский, здравый смысл.

Закаливание новорожденныхэто повышение сопротивляемости организма к вредному воздействию окружающей среды. Закаленный ребенок лучше переносит колебания температуры, у него здоровый, цветущий вид, спокойный сон, веселое настроение и хороший аппетит. Такие дети редко заболевают простудой, гриппом, воспалением легких. Редко заражаются инфекционными болезнями, а если болеют, то без осложнений.

Систематическое закаливание новорожденных ведет к образованию условных рефлексов, которые помогают организму приспосабливаться к воздействию внешней среды. При этом перестраивается работа всех систем организма. Например, когда вы раздеваете ребенка, у него изменяется кровообращение, повышается обмен веществ, усиливается выработка тепла. Так его организм защищает себя от переохлаждения.

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ:

Основное правило закаливания – постепенность и регулярность (систематичность). Если вы прерываете закаливание, то выработанный рефлекс на изменение температуры не закрепляется. Дети по-разному переносят колебания температуры, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Закаливание ослабленных и часто болеющих новорожденных проводить с большой осторожностью.

1. Индивидуальный подход к ребенку. Начинать закаливание, когда ребенок совершенно здоров, учитывать его поведение, реакцию на окружающие условия, его эмоциональное состояние. Создайте положительную обстановку, ласково разговаривайте с малышом, подбадривайте его, чтобы он получал удовольствие от закаливания, ведь настроение мамы передается ребенку. Следите, чтобы у него не появилось чувство страха. Если ребенок беспокойный, капризничает, то процедуры закаливания нужно временно отменить.

2. Постепенность закаливания. Организм ребенка постепенно приспосабливается к изменениям условий и температуры, поэтому не нужно сразу обливать ребенка холодной водой или выносить на палящее солнце. Только постепенное изменение температуры даст хорошие результаты.

3. Регулярность закаливания. Только ежедневное закаливание, независимо от сезона, будет эффективным, т.к. вырабатывается условный рефлекс, и организм быстро адаптируется при резких перепадах температуры. Если закаливание новорожденного ребенка прерывается на срок больше 5 дней, то условный рефлекс снижается, затем исчезает совсем.

Желательно завести дневник и в нем отмечать каждый день: какую процедуру проводили, её длительность, как реагировал ребенок, какой был сон и аппетит.

МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ:

Методы закаливания новорожденных — прогулки , сон на открытом воздухе , комнатные воздушные ванны, воздушные ванны на открытом воздухе, влажные обтирания, обливание, солнечные ванны.

Закаливание ВОЗДУХОМ:

Прогулки с новорожденным:

Первые прогулки на свежем воздухе со здоровыми новорожденными детьми начинают с 2 недель при температуре воздуха 10-12 градусов. Гулять при более низкой температуре воздуха или ветре можно только после того, как приучите ребенка к холодному воздуху в комнате. Первые прогулки с новорожденным зимой нужно начинать в ясные, тихие дни, а через некоторое время можно будет гулять при любой погоде. Продолжительность первых прогулок с новорожденным – 15-20 минут, затем постепенно увеличивать время.

Сон на свежем воздухе:

Сон новорожденного ребенка на свежем воздухе очень полезен: ребенок быстро засыпает и крепче спит. Место для сна нужно выбирать в зависимости от погоды и температуры воздуха. При ветреной погоде лучше укладывать ребенка на веранде или балконе, при дожде и снеге – под крышей.

До 6-месячного возраста сон на улице зимой возможен при температуре минус 10 градусов, а после полугода при температуре минус 15 градусов. После полугода рекомендуется, как можно больше времени проводить на воздухе при бодрствовании.

Как одеть новорожденного на прогулку:

Одевать малыша на прогулку нужно соответственно погоде, чтобы его тело не охлаждалось и не перегревалось. Укрывая ребенка очень тепло, боясь его простудить, происходит перегревание, ребенок потеет, его температура поднимается иногда до 38-39 градусов, что очень ослабляет организм. Летом при перегревании может возникнуть у ребенка понос. Поэтому, летом нужно укрывать ребенка тканевым одеялом, осенью и весной – байковым одеялом, а зимой лучше укладывать ребенка в специальный стеганый конверт, который заменяет ватное одеяло. Лицо ребенка должно быть открытым. Зимой выносить матрас из теплого помещения нужно перед самым укладыванием малыша. Правильно одетый ребенок может находиться на воздухе в любую погоду, даже в морозную, но не ниже 20-22 градусов. Летом коляска с ребенком должна обязательно находиться в тени.

Воздушные ванны для новорожденных:

Комнатные воздушные ванны для новорожденных рекомендуется начинать с 2-3 недель. Когда меняете пелёнки, не спешите сразу заворачивать ребенка — пусть он 2-3 раза в день полежит раздетым в течение 1-2 мин. Согласно исследованиям, нормальная температура воздуха в комнате для здорового новорождённого должна быть не выше 20-22 градусов. Постепенно увеличивайте продолжительность таких ванн на 1-2 минуты, доводя их до 10-15 минут 4 раза в день. Во время воздушной ванны нужно несколько раз переворачивать ребенка со спины на живот и обратно, чтобы не допустить переохлаждения.

Для роста и развития ребёнка необходим свежий воздух, поэтому, летом держите открытой форточку целый день. В холодное время нужно чаще открывать форточку (4-5 раз в день) на 10-15 минут. Ребёнка на это время можно не выносить из комнаты, а теплее укрыть. Но если кроватка стоит на сквозняке, то малыша нужно вынести из этой комнаты.

Проветривание более необходимо тогда, когда ребёнок болеет респираторной инфекцией — свежий воздух и закаливает и лечит.

Вечером, перед сном делайте сквозное проветривание, чтобы температура в комнате опустилась до 15 град. Через 20-30 минут можно заносить ребенка и укладывать спать.

Воздушные ванны для новорожденных на свежем воздухе лучше начинать при температуре не ниже 22 градусов. Но в дальнейшем, ребёнка можно закаливать и при температуре 18 град, но не ниже.

Обязательные условия закаливания:

—ребенок находится в тени;
—хорошая защита от ветра.

Закаливание воздушными ваннами на свежем воздухе рекомендуется начинать с 2-3-месяцев. Первая ванна — 3 минуты, затем каждые 3-5 дней увеличивают на 2-3 минуты и доводят длительность процедуры до 20-30 минут.

Закаливание детей ВОДОЙ:

Преимущество закаливания детей водой в том, что этот вид оздоровления можно применять в любое время года, постепенно изменяя температуру воды. Под воздействием холодной воды вначале кожные сосуды сжимаются, кожа бледнеет, появляется чувство озноба, а кровь отливает к внутренним органам. Затем, внутренние органы начинают усиленно вырабатывать тепло – при этом расширяются кожные сосуды, кожа краснеет и появляется приятное ощущение тепла. Закаливающие водные процедуры нужно проводить осторожно, не допускать переохлаждения, когда кожа вновь бледнеет, а губы синеют. В этом случае организм ребенка теряет тепла больше, чем вырабатывает.

Закаливание новорожденных детей водой можно начинать со 2 месяца. При умывании и подмывании малыша нужно снижать температуру воды на 1 градус каждые 2 дня и таким образом довести её постепенно с 28 до 20 градусов.

Когда ребенку исполнится 2-3 месяца, можно приступать к обтираниям водой. Сначала, смоченной и слегка отжатой махровой рукавичкой обтирать в течение 1-2 минут только ручки до плеча. Затем, не растирая, промокнуть их насухо полотенцем (энергичное растирание быстро повышает температуру тела, снижая закаливающий эффект). Если эту процедуру ребенок хорошо переносит, то через 3 дня можно ещё и грудь обтирать. И так через каждые 3 дня увеличивать обтираемую поверхность тела: спину, ноги, ягодицы.

Зимой для обтирания, начальная температура воды должна быть 35 градусов, а летом – 32 градуса. Снижать её можно только после того, как ребенок привыкнет к обтиранию всего тела. Воду делать прохладнее на 1 градус: зимой – через каждые 5-6 дней, летом – каждые 2-3 дня и постепенно довести до 27 градусов. К концу года, постепенно снижают температуру воды и доводят до комнатной – 22 градуса. Для обтираний можно использовать соленую воду: 1 чайная ложка соли на 1 стакан кипяченой воды.

Обтирания проводят утром, а вечером – гигиеническую ванну.

Через полмесяца обтираний начинают обливание ног: ступней и голеней. Температура воды вначале 28 градусов, затем её снижать по 1 градусу в неделю и довести до 20 градусов. Процедура проводится в течение 20-30 секунд и сразу сухим полотенцем растереть ноги до небольшого покраснения.

Закаливание детей водой с 9 месяцев:

Если ребенок уже привык к обтираниям, можно делать по утрам общие обливания. Начальная температура воды: зимой – 37 градусов, а летом – 35 градусов. Постепенно её снижают на 1 градус: зимой через 5-6 дней, летом – через 2-3 дня, доводя зимой до 30 градусов, летом – до 28. Начинают обливание со спины, потом грудь, живот, плечи и руки по очереди. Процедура длится от 30 секунд до 1,5 минуты.

Если Вы уже закаливали ребенка и воздухом и водой, то можно совмещать эти процедуры.

Купание новорожденного ребенка:

До 6 месяцев ребенка купают ежедневно в положении лежа, а затем через день в положении сидя. Температура воды для купания 36-37 градусов, продолжительность купания от 3 до 10 минут.

Во время купания не спешите, разговаривайте с малышом, пусть он поплескается с игрушками. Главное, чтобы все водные процедуры вызывали у ребенка положительные эмоции. Если при купании ребенок заплачет или заметите у него дрожь и посинение, то немедленно прекратите купание. Выясните причину такой реакции и устраните её.

После купания обливать ребенка нужно очень осторожно – ни в коем случае не лейте воду на голову ребенка, а только на плечи и тело. Вытирать ребенка нужно мягкой простыней, тщательно осушать все кожные складки.

Нельзя держать под душем ребенка грудного возраста.

Закаливание детей СОЛНЦЕМ:

Солнечные ванны очень благотворно действуют на организм ребенка при правильном пользовании ими. Под влиянием солнечных лучей погибают болезнетворные микробы. Ультрафиолетовые лучи улучшают обмен веществ и усвоение питательных веществ организмом, улучшают качественный состав крови. В результате закаливания солнцем, организм ребенка способен противостоять различным заболеваниям, особенно рахиту. Но следует помнить, что неумелое применение солнечных ванн может нанести ребенку большой вред.

Закаливание детей солнцем можно начинать с 6 месяцев, но лучше, когда ребёнку исполнится 1 год. Как и когда нужно это делать? Закаливание лучше проводить в утренние часы или после 16 часов дня, через 30 минут после кормления. В средней полосе страны лучшее время для приема солнечных ванн – с 9 до 11 часов утра. В это время ещё невелико тепловое действие солнца, но максимальное количество ультрафиолетовых лучей.

Начинать закаливание солнцем при температуре в тени не ниже 13-20 градусов, с 1-2 минут и каждые 2 дня прибавлять по 1 минуте. Длительность солнечной ванны для детей не должна превышать 5-10 минут. После солнечной ванны можно сделать обливание тела ребенка водой 32-28 градусов.

Нужно обязательно защищать глаза от солнца, поэтому, на голову ребенку надевайте панаму с широкими полями.

Следует помнить, что белобрысые и рыженькие дети особенно чувствительны к солнечным лучам: хотя они плохо загорают, но быстрее перегреваются на солнце.

Солнечные ванны для детей будут полезны в том случае, если Вы будете внимательны и осторожны.

Закаливание часто болеющих детей.

Закаливать часто болеющих детей необходимо, но делать это с большой осторожностью.

Способы закаливания такие же, как и для здоровых детей, но есть некоторые отличия.

— При умывании и обмывании часто болеющего ребенка, снижать температуру воды на 1 градус нужно не через 2 дня, а через каждые 4-6 дней.

— При массаже не нужно полностью раздевать ребенка. Когда массируете ручки – должна быть прикрыта нижняя половина тела, а при массаже ног – наденьте распашонку.

— При влажном обтирании также нужно соблюдать осторожность. Приступать к влажным обтираниям часто болеющих детей нужно с 4-5 месяцев. Медленнее снижать температуру воды и доводить её до 28-29 градусов и проводить частичное обтирание или обливание.

— При воздушной ванне сначала обнажать только ручки и ножки, потом животик, грудь и т.д.

— Сочетание воздушных и водных процедур не рекомендуется.

По мере того, как состояние ослабленного ребенка будет улучшаться, можно постепенно переходить к закаливанию, которое рекомендуется здоровым детям.

Для более легкого ориентирования в разных видах закаливания новорожденных приводятся следующие рекомендации:

  • Температура воздуха в комнате для грудного ребенка – 22-20 градусов.
  • Воздушные ванны с гимнастикой и массажем в первые месяцы начинают с 4 минут и постепенно увеличивают их продолжительность к концу первого года жизни до 10-12 минут.
  • Умывание новорожденного в первые недели водой 28 градусов, постепенно снижают температуру воды до 20 градусов к концу первого года жизни.


Публикации по теме