Что делать, если ребенок не слышит? Тугоухость у новорожденных.

В дом пришла беда...Выяснилось, что ребенок не слышит. Почему это случилось? Будет ли эффективным лечение и улучшиться ли слух? А если нет, то, что делать? Как помочь такому ребенку? Эти непростые вопросы возникают перед родителями детей с нарушениями слуха, и решить их бывает чрезвычайно трудно. Наш консультант - сурдопедагог высшей категории Запорожской областной психолого-медико-педагогической консультации Любовь Маркова.

В течение многих лет общаясь с родителями детей с нарушением слуха, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда диагноз тугоухость или глухота устанавливался в возрасте двух-трех лет, хотя было очевидно, что нарушение слуха у ребенка было врожденным или возникло в первые месяцы жизни. При этом мама давно замечала, что малыш не реагирует на имя, ее беспокоило, что он не говорит. Мать обращалась к врачам, но ее успокаивали: "У него все в порядке. Он просто невнимательный. Многие дети начинают говорить после трех лет. Подождите". Между тем, время шло, ребенок так и не начинал говорить, и только когда ему исполнилось три года, было проведено необходимое обследование и стало очевидно, что ребенок глухой.

Ведущая роль в раннем выявлении слуха у детей принадлежит, безусловно, родителям. Именно они должны обратить внимание на основные признаки возможного нарушения слуха у ребенка.

1. Вздрагивает ли ребенок на громкие звуки в возрасте двух-трех недель?
2. Замирает ли при звуке голоса в возрасте четырех-пяти недель?
3. Оживляется ли на голос матери в возрасте один-три месяца, не видя ее?
4. Поворачивает ли голову в возрасте четырех месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса матери?
5. Гулит ли в возрасте двух-четырех месяцев?
6. Переходит ли гуление в лепет (появление слогов (ба)-(па)-(ма)) в возрасте четырех-шести месяцев?
7. Появляется ли эмоциональный лепет на появление родителей?
8. Поворачивается ли на свое имя в возрасте старше восьми месяцев?
9. Понимает (выполняет) ли простые просьбы в возрасте восемь-десять месяцев? ("Где мама?" "Дай мячик" и. т.д.)
10. Появляются ли слова в возрасте одного года?
11. Появляются ли двухсловные фразы в возрасте полтора-два года?
12. Старается ли ребенок старше двух лет смотреть на лицо говорящего с ним человека при общении?

Если родители отвечают на вопросы с 1 по 11 отрицательно, а на 12-й положительно - может быть заподозрено снижение слуха. В этом случае рекомендуется пройти комплексное обследование слуха с использованием объективных методов.

Практически каждый родитель сталкивается с проблемой неоднократного повторения своих просьб ребёнку. «Иди есть», - а ребёнок продолжает увлечённо играть.

Ты, что не слышишь, я тебе уже 100 раз повторила, - окрушается она, теряя самообладание.

Так почему же ребёнок «не слышит», а вернее даже сказать «не слушает» вас?! В чём причина проблемы и как её решить, давайте разбираться.

Представьте себе, что вы убираете квартиру, и неожиданно за окном раздаётся рычание. Вы прекращаете уборку, подходите к окну, изучаете источник звука. Увидев, что рабочие обрезают деревья, возвращаетесь к домашним делам. Больше звук за окном не отвлекает вашего внимания, вы поняли, что какое-то время он будет нарушать тишину, а вскоре не будете его замечать.

Теперь вернёмся к ребенку. Как часто мы ему что-то говорим, но при этом наши слова не несут за собой ощутимых последствий? Если в вашем доме такое случается часто, то ребёнок начинает относиться к вашим словам так, как вы к обрезаемым за окном деревьям. Закладывается такая модель, к сожалению, очень рано! И когда мы уже хотим от ребёнка всё же выполнения наших просьб, она успевает прочно закрепиться в его восприятии. Дальше мы естественным образом начинаем сначала раздражаться, потом злиться, потом сотрясать воздух упрёками, но опять же, до ребёнка не доходит за всем этим «шумом» суть ситуации! Когда же и как мы ошибаемся? Пока ребёнок совсем маленький, только начинает ходить, мы ему говорим, к примеру, «подай маме игрушку!», но его внимание уже улетело к стайке весёлых воробьев, и мама сама берёт игрушку. Что стоило сделать? Да просто вновь привлечь внимание к игрушке! Даже если вы её взяли, то отдавая её в детские руки заинтересованного всей этой ситуацией, вы уже делаете ваши слова значимыми, связанными с действием, а не абстрактным «белым шумом» на фоне.

Если такая модель у ребёнка уже сформировалась, не отчаивайтесь. Проблема решаема, хотя и не сразу. Первоначально ваша попытка придавать словам вес и значение действием вызовет детский протест. Ребёнок надеется оставить все как есть и будет искать лазейку. Но, если вы сможете быть последовательны в своих шагах - всё получится!

Вот несколько правил, которым можно следовать для исправления ситуации:

Правило 1. «Зрительный контакт»

У маленьких детей мозг может концентрироваться на решении только одной задачи. Если малыш поглощён игрой, а вы зовёте его к обеду, не стоит раздражаться, что она вас не слышит, он не способен на это. Прежде, чем озвучивать свою просьбу, ВАЖНО установить зрительный контакт с ребёнком и переключить его внимание на себя. Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка, ещё лучше взять его за руку. Обратитесь к нему по имени: «Саша, посмотри на меня», «Лена, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 лет полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаёшь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Правило 2. «Одно задание»

Дети не всегда могут отследить последовательность родительских просьб. «Возьми стакан, поставь в раковину, а потом вытри стол или разденься, вымой руки и иди кушать». Дети не могут запомнить весь алгоритм действий и застревают на каком-то этапе. Разбейте сложные задачи на простые. Озвучивайте ребёнку одно задание: «Убери стакан», и если оно выполнено, переходите к следующей просьбе.

Правило 3. «Говорить на понятном языке»

До 7 лет дети не владеют абстрактным мышлением. И если в своих диалогах родители используют фразы типа: «Ты долго будешь ещё ворон считать?», то маленький ребёнок не понимает, что в этой фразе мама побуждает его к действию. Говорите на понятном и родном для ребёнка языке, так, чтобы он смог вас понять.

Правило 4. «Здесь и сейчас»

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не подходи к старшему брату, не бери его конструктор! Ты уже забыл, как тот расквасил тебе нос, хочешь получить от него ещё раз?.. и т. д.».

Понятно, что у родителя, что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребёнка. Но выслушивая длинную нотацию, малыш только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идёт речь. Не стоит припоминать ребёнку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Так, кстати, вы формируете у маленького человека катастрофическое мышление. Дети живут «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Нельзя ломать постройки брата». После этого переключить внимание малыша, поиграть с ним прятки, догонялки, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило - если не можете изменить поведение ребёнка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, выделите для старшего ребёнка специальное пространство для игры, где ему никто не помешает.

Правило 5. «Быть последовательными»

Не кричите на детей, кроме страха, тревоги, плохого настроения, злости и обиды вы не вызываете у него ничего. Он привык к вашим просьбам, как к звуковому фону за окном. А после собственных эмоциональных всплесков, скорее всего, вас будет охватывать только вина и стыд за «невзрослое» поведение.

Лучший способ удержать эмоции под контролем - быть последовательными. Если ребёнок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Правило 6. «Предупреждайте заранее»

Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6-7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести не может. Давайте малышу «временной» запас.. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если сын «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, предложите машинкам посоревноваться - кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Правило 7. «Напомнить заранее»

У детей очень развита зрительная память поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трём ситуациям. Каждое мытье рук ребёнок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

Правило 8. «Побудить к желаемому действию»

Наш мозг устроен очень интересно, он схватывает то, что услышал и немедленно побуждает к этому действию, при этом частица «не» неслышна для ребёнка. «Не ходи по луже!» звучит, как заманчивое предложение испробовать её глубину. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику».

Правило 9. «Не одергивать»

Сколько раз я слышала, как неугомонные мамы то и дело поправляют ребенка. «Стой, там собака», «Не упади», «Не запачкайся» - и так целый день. В какой-то момент уставший от давления ребёнок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон». Попробуйте посчитать, сколько раз за прогулку вы делаете ребёнку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Итак: не нужно негатива! Переключайте, заинтересовывайте, мотивируйте ребёнка, но! И ПОМНИТЕ, СЛОВА ДОЛЖНЫ ПОДКРЕПЛЯТЬСЯ ДЕЙСТВИЕМ! Именно тогда они обретают смысл и значение.

– Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? – говорит Виттория.

Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области – области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы . Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным? Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка. Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.

История из жизни

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы – нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра – это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

Если «глухота» сопровождает непослушание

Ко мне на развивающие занятия для малышей ходит няня с двухлетним Даней. Это очень смышленый мальчик, привыкший всегда добиваться от взрослых желаемого. Когда какое-то из заданий кажется ему не очень интересным, он начинает бегать вокруг общего стола и опрокидывать детские стульчики. Няня бросается за ним в погоню, выкрикивая: «Даня, перестань! Даня, так нельзя!», при этом умиляясь его детской непосредственности и улыбаясь. Так продолжается до тех пор, пока все стульчики не улягутся ножками вверх или пока няня все же не догонит Даню. При этом малыш воспринимает данную ситуацию как веселую игру и даже не собирается слушаться.

История из жизни

Понаблюдав за этим поведением несколько занятий, я договорилась с няней, что отныне она больше не будет гоняться за мальчиком (таким образом, мы исключаем элемент игры и веселья). Вместо этого она объявит Дане, что тот должен будет сам поднять каждый стул, который уронит (так ребенок столкнется с последствиями собственных действий).

Первый раз Даня искренно не понимал, почему никто не обращает на него внимания и уложил на пол всего три стула из шести. И сначала очень не хотел ставить их на место. Однако няня с моей помощью была настойчива. К слову сказать, Дане потребовалось еще два занятия для полного преодоления привычки к опрокидыванию стульчиков. А няня приобрела важный опыт: для того чтобы ребенок услышал просьбу, важно самому относиться к ней серьезно, а также всегда сталкивать малыша с последствиями собственного непослушания. Этот способ всегда эффективнее нравоучений.

Напоминания, которые не работают

Как быть с просьбами, которые относятся к выполнению ежедневных бытовых действий, например, мытье рук после прогулки, чистка зубов перед сном, уборка игрушек? Порой родители прикладывают поистине титанические усилия для того, чтобы приучить детей делать это без напоминаний, и уж тут избирательную глухоту можно встретить чаще обычного.

Чтобы не повторять ежедневно бытовые просьбы, заведите карточки с картинками, на которых будут изображены необходимые действия. Так, в коридоре можно повесить карточку с ровно стоящей обувью, аккуратно висящей одеждой и изображением ребенка, моющего руки. В игровой – карточку с игрушками, расставленными по местам и т.д. Такие изображения помогают дошколятам не забывать домашние правила. И вместо «Я сколько раз говорила, что нужно мыть руки после прогулки!» можно обойтись просто указательным жестом в сторону висящих картинок.

Доходчивые просьбы

Как часто вы используете такие общие указания как: «Уберись здесь!», «Прекрати!», «Веди себя прилично!» или просто окрик по имени? Подобные формулировки звучат очень смутно и расплывчато – ребенок не всегда может точно понять, что вы хотите от него в данный момент. Поэтому ему проще всего их просто проигнорировать, включив «избирательную глухоту», нежели пытаться исполнить неясную инструкцию.

Конкретные простые указания помогают ребенку легче сконцентрироваться и понять, что от него в точности ожидают. Вместо «Уберись тут!» произнесите: «Сложи эти машинки в коробку, а книжки поставь на полку». Вместо «Веди себя прилично!» скажите: «Пожалуйста, разговаривай обычным голосом и тише». Окрик по имени замените фразой: «Я хочу, чтобы ты подошла и взяла меня за руку».

Еще один способ борьбы с «тугоухостью» – предупреждение о последствиях. Например: «Сейчас я хочу запустить посудомойку. Тот, кто не принесет мне свою посуду, будет мыть ее вручную». Или: «Время убирать игрушки. А кто не услышит, что пришло время уборки, вечером будет сидеть без игрушек. Потому что у нас есть правило – кто игрушки не убирает, тот с ними больше не играет». Подобные формулировки лишают вас необходимости сто раз повторять одну и ту же просьбу.

Чтобы дошкольник мог сам контролировать время, когда ему заканчивать игру, просмотр мультфильмов или любое другое интересное занятие, подарите ему песочные часы – на них наглядно видно течение времени. Имея перед глазами это полезное устройство, ребенок уже не сможет «забыть», что время игры подходит к концу и скоро нужно будет заняться чем-то другим по вашей просьбе.

Краткое содержание: Ребенок не обращает внимание на слова родителей. Не слышит или не хочет слышать? Что делать, если ребенок вас не слышит? Советы родителям - как говорить с ребенком так, чтобы он вас услышал

У меня такое впечатление, что со своим сыном говорю не я, а привидение. Он устойчиво смотрит сквозь меня и методично кивает. Затем поворачивается, уходит в свою комнату. А когда спрашиваешь его: "Ты уже сделал?" - он говорит: "А? Ты мне разве говорила?"

Как говорить с ребенком так, чтобы он вас услышал? Вот несколько простых правил:

Подойдите поближе и окликните - назовите по имени.

Попросите посмотреть прямо на вас.

Поймайте взгляд и скажите (глядя в глаза!) все, что хотите сказать и довести до сведения. Говорите спокойно и доброжелательно.

Но - кратко (длинные монологи дети с ходу почти не усваивают)!

Если вам тяжело говорить кратко - заранее напишите речь на листочке. Методика такая: пишете все, что хотите сказать, потом вымарываете половину. Потом перечитываете и вымарываете еще половину. Затем убираете из оставшегося текста все претензии, наезды, упоминания прошлых провинностей и т. д. Ваша просьба или замечание должно быть предельно конкретным и четким - "в магазине надо купить: 1), 2), 3)", "Прийти домой до 23:00".

Когда что-то объясняешь, делай это в максимально простой форме и не выдумывай ничего лишнего. (Уильям Оккам, английский монах, теолог и философ, живший в XIV веке)

Попросите повторить то, что вы сказали (хотя бы самое основное и, опять-таки, без "наездов").

Поправьте и уточните и, если что-то забыл, - начинайте сначала.

И тогда...

ребенку волей-неволей придется услышать (хотя бы затем, чтоб вы больше не приставали). А главное, он не отвертится: ведь сам повторял; и не обидится: вы говорили корректно.

Вот и все, и не будет недоразумений.

Посмотрим глубже

Итак, возвращаемся к теме: ребенок не слышит. Вопрос: а почему?

Возможно, вас ребенок не слышит потому, что привык: вы говорите, а ваши просьбы со свистом пролетают мимо его ушей.

По-че-му? По привычке или, увы, потому, что вы непонятно, нечетко формулируете свою просьбу. Давайте посмотрим, как это так получается.

Просьбы прямые и косвенные

Первая (прямая просьба) побуждает к немедленному действию, вторая (косвенная) дает возможность поразмышлять: реагировать - не реагировать, делать - не делать, выполнять - не выполнять. На что вы сами быстрее среагируете: "Не мог бы ты подняться с дивана?" или "Встань, пожалуйста"?

Просьба косвенная - это, скорее, предложение, которое можно выполнить или не выполнить. Про косвенные "Не мог бы ты подняться" ребенок думает: "Да, не могу" - и не поднимается. А что, отчасти он прав. Это вы построением своей фразы даете ему право дурацкого выбора. Он выбрал - так что же тут обижаться?

Прямая: "Встань, пожалуйста" - это мягкий приказ, который проще выполнить.

Мамина шарманка

Вредно повторять одно и то же. Особенно вредно, если ребенок при этом не реагирует на ваши требования и замечания. Невнимание к нам становится привычным, "нормальным" поведением детки. И тогда, даже если он слышит прекрасно, все равно сделает вид, что не услышал. Или забыл. Или по горло дел и ему не до вашего занудства.

Лучше поискать способы исправить/преодолеть нежелательное поведение, чем превращаться в "бензопилу". Самый простой способ - действовать по принципу: не услышал - не получил. (Или получил, но не то, что хотелось.) Например, "купи в магазине муку". Не купил - не будет обещанных блинов.

И еще. Когда поручаете девочкам-мальчикам какое-то задание, старайтесь "пилюлю" слегка подсластить. Не тянул с домашними заданиями (сел выполнять сразу, при вашем первом же намеке), можешь погулять на улице подольше (или посмотреть тот самый долгожданный фильм).

Как же сказать, чтобы ребенок понял, запомнил и послушался

Обратите внимание: это должен быть разговор, а не ваш монолог.

Вообще, начало - важное дело. Оно создает эмоциональный настрой. Ваша задача - настроиться на понимание. На взаимное понимание.

Если вы действительно хотите общаться с ребенком (а, например, не ищете объект для разрядки своего испорченного настроения), то никогда не начинайте с упреков. Любой упрек эмоционально нас возбуждает, мы закрываемся и... можем услышать совсем не то, что нам хотят сказать.

Начинайте с чего-нибудь хорошего. С одобрения, с предложения, может даже с того, чтобы по голове погладить. Даже если вы собираетесь человека отчитывать за какие-нибудь проделки - все равно создайте хороший настрой. У детей не должно быть поводов сомневаться в вашей любви. Сейчас вы обращаетесь к человеку, к любимому человеку, и вы осуждаете проступок, а не его.

Начать без упреков - это и вам поможет. Ибо тогда и вы сами сможете отделить: вот ребенок (хороший, любимый), вот проступок (поступок плохой). Разбираемся со вторым, а первого не унижаем.

Предположим, ваше ненаглядное чудо протопало в комнату, позабыв снять уличную обувь. Вы пока не знаете почему, вы даже не уловили (пока), в каком же оно настроении.

Подойдите к ребенку или попросите, чтобы он подошел к вам.
- Поймайте взгляд. Можете даже мягко взять за подбородок и сказать: "Посмотри на меня".
- Скажите, что вам от него/от нее надо.
- Скажите, чем вы недовольны ("Мне не нравится, когда в комнату приносят грязь").
- Говорите коротко и конкретно.

Маленькому ребенку каждую команду выдавайте поэтапно. Не говорите: "Ты почему не разуваешься? Разувайся, иди мой руки и садись ужинать" - это целый список последовательных команд: а) разуться, пойти в ванную; б) открыть кран; в) взять мыло; г) вымыть руки; д) вытереть руки; е) выключить кран; е) пойти в кухню; ж) сесть на стул и т. д. Скажите иначе: "Иди и разуйся". И только когда он выполнит первое распоряжение, сообщите следующее.

Школьнику можно сказать и все сразу, но - без негативных эмоций. Не давите на совесть, не стыдите, а просто скажите, что вам от него нужно. "Да сколько же можно говорить, что в комнату нельзя проходить обутым! Ты на минуточку заскочил, а я тут убираю-убираю..." - в общем, и так понятно. Скажите конкретно, что вы сейчас требуете от него. "Я хочу, чтобы ты снял кроссовки, а потом вытер всюду, где наследил".

Если у вас разговор посерьезнее (а не сказанный мельком совет/замечание) и он будет достаточно длинным, ведите его разумно. Для этого:

А. Выбирайте подходящее время (подходящее не только для вас, но и для ребенка). Если, например, ему нужно срочно доделывать задание по математике, ясно, что не до разговоров пока.

Б. Смотрите, как человек реагирует на ваши слова. Наблюдайте за его реакцией. Как только заметили, что детка отводит взгляд, переминается с ноги на ногу, вертится на стуле, возводит глаза к потолку, подпирает щеку или повторяет монотонные движения (барабанит пальцами, шмыгает носом), - срочно закругляйтесь: перебор, ваши рассказы ему надоели и он отключается. От такой беседы толку не будет. Выскажите основную мысль и отправляйте выполнять.

И кстати, чем стыдить или укорять, намного проще дать ребенку возможность исправить ошибку - вытереть грязные следы, например. Это, во-первых, избавляет от чувства вины его, а вас - от претензий; во-вторых, поможет покрепче запомнить, почему ходить обутым не стоит.

Есть и еще причина, по которой дети нас не слышат. Мы и сами не умеем их слушать . Очень многие родители задают вопрос "Ты о чем думал?" просто для разгона. Чтобы воздуха набрать и дальше присовокупить к этому свои идеи о том, что у него в голове.

Почему бы действительно не послушать, что у него в голове?

Активно слушать и слышать

"Да я и так его слушаю постоянно!" - скажете вы, и будете правы. Но дело в том, что ребенку важно почувствовать, что вы действительно его слушаете и понимаете (и даже сочувствуете ему). Слушать активно - это не только уметь навострить уши, но суметь показать собственную искреннюю заинтересованность.

Когда вы активно слушаете, ребенок, изливая, что у него на душе, разбирается сам с собою. С теми чувствами, которые на него "накатили", с теми переживаниями, которые его донимают.

Как мы обычно делаем? Когда у человека проблемы и неприятности или его просто "понесло", мы торопимся дать совет или поставить на место. Побуждения-то благие: исправить, наладить, помочь. Но, оказывается, когда человек огорчен, или сильно расстроен, или зол (и т. п.), он не может услышать совета. Даже самого умного. Потому что эмоции разум перекрывают.

Пусть сначала уляжется буря эмоций, и только потом ребенок способен услышать и слушать вас.

Не надо оставлять человека наедине с его собственными переживаниями. Иногда груз их слишком тяжел. Слушайте. Слушайте и со-чувствуйте.

Со-чувствовать - это чувствовать вместе. Это быть заодно.

Слушать и понимать что чувствует ребенок

Повернитесь к человеку лицом.

Как ни странно, мы часто слушаем детей, стоя к ним спиной или боком (моем, например, посуду, поглядываем в экран телевизора), отвернувшись, бросая косые взгляды. А надо бы так: глаза - на одном уровне. Сядьте, присядьте на корточки, позовите к себе на колени или посадите повыше, а не возвышайтесь над ним горой. Поза, жесты говорят о вашем желании слушать его - он это почувствует.

Забудьте о вопросах.

Обойдитесь без всяких вопросов, пожалуйста. Еще одна странность? Да нет, дело в том, что, если фраза оформлена как вопрос, она не отражает со-чувствия. А ведь нам следует настроиться на одну эмоциональную волну. "Что случилось?" или "Что-то случилось..." Попробуйте эти фразы на вкус, попробуйте и подумайте: вы сами после какой фразы охотней расскажете, что с вами произошло?

Держите паузу.

Говорите неторопливо, неспешно. Постарайтесь выдержать паузу после каждой реплики - и вашей, и юного человека. А вдруг ребенок захочет что-то добавить? Если, рассказывая, он смотрит мимо (словно бы вдаль или, наоборот, словно бы внутрь себя) - значит, что-то обдумывает. Скорее всего, он разбирается со своими переживаниями. Молчите и ждите. Это прекрасно: человек разбирается сам, но чувствует ваше плечо! Ваше участие, вашу поддержку.

Повторяйте и откликайтесь.

Повторяйте, как эхо, некоторые фразы ребенка. Самые важные, ключевые. Впрочем, ваш взгляд, поддакивание, покачивание головой - это тоже своеобразное эхо - отклик на то, что вам говорят сейчас.

Помогите определиться.

Назовите то чувство, которое овладело им. "Тебя это, наверное, разозлило...", "Ты растерялся и очень расстроился..." (Обратите внимание: без вопросов! Сейчас вы эхо, вы отклик, а не советчик и не судья.) Не страшно, если чувство вы не угадали: ребенок или сам вам его назовет, или вы разберетесь вместе, позже, значительно позже, когда схлынет первый накал.

Но знаете, что самое важное в этих правильных правилах? Ваша искренность. Ваше искренне внимание и желание выслушать и понять.

Так и обучаются сочувствию

Обычно мы интересуемся конкретными фактами: что произошло, где был, какую получил отметку... То есть тем, что он делал. И гораздо, гораздо реже интересуемся тем, что чувствует человек.

Вот почему детям так часто кажется, что родители им не со-чувствуют. И в чем-то дети правы.

Интересоваться не только фактами, но и чувствами. Выслушать и посочувствовать, то есть разделить его чувства.

Когда вы общаетесь с ребенком, обратите внимание в первую очередь на его настроение, на его переживания - на чувства. Старайтесь определить, какое именно чувство сейчас доминирует. Определите, что с вашим ребенком: он обижен, расстроен, увлечен чем-то, нетерпелив, боится, рассержен, радостен... Пусть это станет привычкой. И тогда вы не полезете с вопросами, и с непрошеными советами, и с лишними просьбами, тогда вы действительно почувствуете его - настроение, состояние, надежды и разочарования. Вам показалось, что он расстроен? Назовите это чувство вслух: "Ты был чем-то расстроен". Помните? Вопросов не задается, произносится утвердительное предложение. Не бойтесь, что не угадаете, это не страшно; главное, ребенок поймет, что вы готовы с ним разделить его эмоциональные проблемы.

Ты чем-то расстроен
- Нет, не расстроен!
- Наверное, просто сердит...

Ребенку очень важно понять свое собственное состояние. Зачем? Хотя бы затем, чтоб полноценно прожить его и освободиться. Чтобы понять, как управлять своими полезными и вредными эмоциями. Чтобы знать, что плохое - оно приходит и уходит. Мамины претензии, папино ворчание, собственное раздражение - это временно, это со всеми бывает, а любовь и понимание остаются.

Принцип светофора

Дети часто не слышат наших замечаний по очень простой причине: они многословны.

("Катя, тебе сколько раз говорить, нельзя так близко садиться к экрану, это вредно, глаза устанут и..." и т. д., и т. п.) Да и говорим мы их, извините, частенько таким въедливым тоном, что уж лучше (с точки зрения ребенка) отключиться и повитать в облаках (или пореветь немножко - для острастки). Нас, конечно, можно понять (действительно: сколько можно твердить одно и то же!), но факт остается фактом: нервы потрачены, а толку - чуть. Вот и работаем то ли шарманками, то ли попугайчиками.

Попробуйте делать замечания иначе. В сущности, это будет уже не замечание, а напоминалка. А значит, неприятное замечание вы превратите в игру.

Светофор

Нарисуйте светофор. Напомните ребенку, зачем он существует, и какой цвет в светофоре что означает, и что бывает с теми, кто идет на красный цвет. Предупредите, что вы больше не будете делать замечания, а просто, если он сделает так-то (или не сделает то-то и то-то), в светофоре загорится (вы "включаете") желтый свет, и это - последнее предупреждение. После желтого "загорится" красный, значит, ребенок будет оштрафован (наказан) за нарушения.

Непременное условие: не бросайте слов на ветер. Если повесили светофор - он должен работать.

Можно даже оснастить его звуковым сигналом. Если ребенок подобного не видел, расскажите ему о том, что "пикает" уличный светофор для того, чтоб слепой человек, собирающийся переходить дорогу, знал, когда это можно сделать. А что будет пищать в вашем светофоре? Да хоть будильник, хоть таймер, хоть детская музыкальная игрушка. Нажать-то легче, чем твердить: "Катя, тебе сколько раз повторять..."

Как им пользоваться

В зависимости от того, к чему вы хотите приучить (или от чего отучить) своего ребенка:

1. Повесьте свой светофор у телевизора.
2. Определите, что можно делать, а чего нельзя. (Например, нельзя смотреть лежа.)
3. Напомните (и пусть ребенок повторит все это вслух), что будут означать разные цвета. "О чем напоминает этот сигнал?" Пока "горит" зеленый цвет, я могу... Красный - это значит... А желтый предупреждает и напоминает: "Внимание! Ты посмотрел достаточно, пора отдохнуть! Выключай!"
4. Через пару недель (при регулярном повторении) у вашего прелестного создания выработается привычка располагаться от телевизора на правильном расстоянии и расставаться с ним по требованию светофора (пардон, по вашему требованию).
5 Используйте светофор для решения других острых вопросов. ("Острые" - это те, из-за которых вы легко выходите из себя.)
6. А почему бы не позволить ребенку тоже вывешивать светофор - для вас?

Другие публикации по теме данной статьи:

— эта проблема, по статистике беспокоит 15% детей.

Некоторые рождаются с патологией, другие имеют приобретенные заболевания. Потеря слуха накладывает негативный отпечаток на детское развитие.

Причины недуга

Существуют различные причины детской патологии. Медицина выделяет 3 группы заболеваний слухового аппарата:

  • врожденная;
  • наследственная;
  • приобретенная.

Врожденная глухота

Причинами врожденной глухоты медики считают осложнения при беременности и родах:

  1. Угроза отслойки плаценты.
  2. Токсикоз.
  3. Резус-конфликт.
  4. Лечение беременной антибиотиками.
  5. Употребление будущей мамою наркотиков, алкоголя.
  6. Активное, пассивное курение беременной.
  7. Стремительность родов.
  8. Затянувшиеся роды.
  9. Внутричерепная травма.

При дефиците кислорода в период внутриутробного развития у малыша развивается глухота.

Наследственная патология

Если у родителей диагностирована наследственная глухота, вероятность аналогичной проблемы у новорожденных будет высокой. При тугоухости одного из родителей риск снижается вдвое. При наследственной патологии часто диагностируется аномальное развитие наружного уха.

Приобретенное заболевание

Развитие патологии происходит по причинам:

  1. Загрязнение слухового прохода. Загрязнение происходит ушной серой, возможно попадание мелких предметов. После обращения к отоларингологу для очистительной процедуры слух восстанавливается.
  2. Воспаление среднего уха. Из-за не вылеченного отита среднего уха повреждается барабанная перепонка, развивается глухота.
  3. Акустическая травм. Если на барабанные перепонки воздействует громкий звук, внезапный кратковременный или продолжительный, это часто приводит к нарушению слуха.

Очень часто причиной тугоухости становятся инфекционные болезни:

  • менингит;
  • паратиф;
  • корь;
  • коклюш.

По месту локализации патологии выделяют типы тугоухости:

  1. Нейросенсорную – поражение звуковоспринимающего аппарата внутреннего уха.
  2. Кондуктивную – поражение звукопроводящего аппарата наружного уха, слуховых косточек.
  3. Смешанную – одновременное нарушение звукопроведения и звуковосприятия.

Как решить проблему

Родители на ранней стадии замечают глухоту сына или дочери.

О развивающемся дефекте слуха свидетельствует много фактов:

  • полугодовалый грудничок игнорирует звуки;
  • ребенок трогает руками ушки;
  • малыш в возрасте 2 лет игнорирует слова.

Более взрослые дети говорят очень громко, садятся близко возле телевизора, требуют усилить звук. Старший ребенок становится агрессивным, замыкается.

Естественной реакцией родителей, если ребенок стал плохо слышать, должна стать консультация врача. После осмотра отоларингологом малыша направляют на аудиологическое обследование для точной постановки диагноза.

Возможны другие варианты инструментальной диагностики:

  • акустическая импедансометрия;
  • отоакустическая эмиссия;
  • электрокохлеография.

Выполняются лабораторные исследования крови.

Полученные результаты обследования дают возможность врачу начать адекватное лечение, применяя следующие методы:

  • медикаментозные;
  • физиотерапевтические;
  • функциональные;
  • хирургические.

Если тугоухость вызвана инфекцией, пациентов лечат нетоксичными антибиотиками. Нередко для восстановления слуха удаляют серную пробку.

Немедикаментозная терапия включает:

  • пневмомассаж барабанной перепонки,
  • электрофорез,
  • иглоукалывание,
  • магнитотерапию.

При кондуктивной тугоухости по причине повреждения барабанной перепонки малышу проводят слухулучшающую операцию. Чтобы улучшить слух при сенсоневральной тугоухости, применяют метод слухопротезирования, при кондуктивной – выполняют кохлеарную имплантацию.

Метод кохлеарной имплантации – новое направление восстановления слуха при глухоте. Другие названия метода: искусственное ухо, электронная улитка.

Оперативное вмешательство проводится для восстановления функции с заменой рецепторного аппарата электронной улиткой. Устройство преобразует, кодирует речевые сигналы, располагаясь вне внутреннего уха.

Родители, узнав, что у малыша наблюдается снижение слуха, нередко поддаются паническим настроениям. Проблема не безнадежна: есть центры реабилитации, дошкольные заведения, школы слабослышащих, помогающие усвоить необходимые знания, приобрести социальные навыки, подготовить к выбору подходящей профессии. Родители должны применить все доступные средства для восстановления функции слуха.

Видео

Действия

При обнаружении первых симптомов необходимо обратиться за помощью профильного врача.

В качестве профилактики нужно раз в год проходить обследование.

Не стоит игнорировать ухудшение слуха, это может повлечь самые серьезные последствия, вплоть до потери слуха.

Действовать следует в зависимости от конкретной ситуации.

  1. Если снижение слуха связано со скачком давления, достаточно сделать пару глотательных движений или глубоко зевнуть.
  2. В случае попадания воды, не пытайтесь извлечь ее при помощи посторонних предметов. Лучший способ принять положение на боку (ухо в которое попала вода, должно быть направлено вниз) и слегка оттянуть мочку уха, делая глотательные движения.
  3. При насморке в первую очередь следует устранить причину осложнения и попытаться снять отек в евстахиевой трубе сосудосуживающими каплями. Данный способ подходит тем, у кого осложнение не носит серьезного характера, в противном случае благоразумнее будет обратиться к врачу.

Современное оборудование позволяет с точностью определить степень серьезности заболевания и причины его появления.

Способы лечения

Что делать если плохо слышит ухо, но при этом оно не болит? Лечение должно назначаться опытным специалистом после проведения диагностики. В зависимости от причин, приведших к увеличению порога слышимости, назначается определенный терапевтический курс.

Если проблема связана с отосклерозом, назначается прием:

  • кальция;
  • фосфора;
  • брома;
  • витаминов определенных групп, в частности В, А, Е.

Хорошо помогают физиопроцедуры, такие как иодовый электрофорез, который помогает снять шум в ушах. В отдельных случаях требуется оперативное вмешательство.

Если утрата слуха объясняется возрастными изменениями, процедуры, связанные с их устранением носят общеукрепляющий характер. Пациентам назначаются препараты, нормализующие обменные процессы и улучшающие кровоснабжение слухового нерва.

Проблемы со слухом, возникшие в результате образования серной пробки, решаются ее удалением. Пробка вымывается определенно направленной струей, подогретой воды.

Нетрадиционные способы

Для лечения потери слуха в народной медицине есть проверенные годами рецепты.

  1. Для уменьшения шума в ухе есть простое народное средство:хорошо помогает горячий отвар хмеля, если пить его ежедневно по стакану в течение месяца, дополнительно закапывая в больное ухо 5-6 капель миндального масла. При необходимости повторить процедуру через месяц.
  2. При атеросклерозе от шума в ухе поможет следующий рецепт: перед завтраком следует употреблять небольшой зубчик чеснока, в целом виде, не разжевывая. Длительность процедуры — один месяц. Для профилактики следует повторять раз в полгода.
  3. Если ухо плохо слышит после неврита, положительный результат дает нагретая соль или песок, завернутые в холщовый мешочек. При воспалении данный способ противопоказан.
  4. Луковый сок является эффективным средством при отите. Используется смесь из четырех капель сока лука и одной капли водки. Полученное средство закапывается в ухо дважды в день по две капли.

Важно помнить, что слух надо беречь в любом возрасте.

Последствия

Плохой слух, или тугоухость, как называют данное заболевание в медицине, оказывает серьезное влияние на жизнь человека. У больного заболевание может развиться внезапно или постепенно, в зависимости от причин, которые его вызвали. Соответственно, его последствия будут тоже отличными.

Наиболее сложно определить тугоухость в раннем возрасте. Но именно в этот период она может привести к наиболее серьезным последствиям. У детей – это нарушение речевой функции. Словарный запас и сама речь развивается с существенной задержкой или не развивается вовсе. Если вовремя не диагностировать заболевание и не принять меры для его лечения, это приведет к уменьшению области головного мозга, которая отвечает за слух, в размерах. Со временем она может полностью атрофироваться. Даже при последующем успешном лечении тугоухости, восстановить функции мозга практически невозможно.

Тугоухость, вызванная инфекционными заболеваниями, может привести к их хроническим формам, например, хроническому отиту. В результате присутствия постоянной инфекции тугоухость будет прогрессировать. Конечной формой становится полная глухота. В некоторых случаях запущенная тугоухость лечится только хирургическим методом.

Во взрослом возрасте плохой слух приводит не только к нарушениям речи, способности читать, но и сказывается на психоэмоциональном состоянии. Это откладывает свой отпечаток на характер больного.

Постепенно нарушение слуха приводит к заметному изменению поведения больного. Он более враждебно воспринимает окружающий мир. Чем сильнее прогрессирует тугоухость, тем более оборонительную позицию занимает человек. В результате это приводит к постоянному ощущению изолированности от окружающих и собственной отверженности.

Чем меньше человек слышит фраз или подсказок от окружения, тем сильнее у него развивается депрессия и происходит нарушение краткосрочной памяти. Во время разговоров для больных с нарушениями слуха характерны две противоположные модели поведения. В первом случае они стараются доминировать, во втором, уклоняться. В случае если фоновый шум превышает порог их слышимости, то они уклоняются от группового общения. Следовательно, больше ограничивают социальные контакты, отказываются от обращения за помощью.

В любом возрасте тугоухость приводит не только к нарушению здоровья, но и невозможности нормально строить социальные связи.

Диагностика

Диагностика тугоухости необходима для того, чтобы определить степень заболевания и выявить причины, которые привели к его образованию. Основная задача диагностического исследования сводится к выявлению уровня поражения, стойкости тугоухости, ее характера.

Врач отоларинголог проводит ряд процедур:

  • внешний осмотр головы, шеи, ушной раковины;
  • речевую аудиометрию;
  • отоскопию;
  • камертональные пробы;
  • запись тональной пороговой аудиограммы;
  • исследование среднего уха и барабанной перепонки.

Внешний осмотр необходим для выявления травм, которые могли привести к потере слуха. Исследования среднего уха и барабанной перепонки показывают, есть ли острые инфекционные заболевания (отит) и инородные предметы в слуховом проходе.

Речевая аудиометрия является наиболее простым способ определить тугоухость. Выделяют речевую и шепотную аудиометрию. В простом случае врач шепотом произносит ряд фраз, которые больной должен услышать и повторить. В более сложных ситуациях применяется специальный аппарат – аудиометр. Электроакустический прибор издает звуки разной интенсивности и тональности. С его помощью записывается тональная пороговая аудиограмма.

Камертонные пробы – это диагностическое исследование с помощью камертонов, которые отличаются частотой звучания. С их помощью определяется как костная, так и воздушная звукопроводимость уха. Данный метод относится больше к субъективной диагностике, так как полностью зависит от мнения врача. По результатам исследований назначаются консультации у врачей сурдолога и отоневролога.

Наиболее сложно выявить тугоухость маленького ребенка. Главную роль играет внимательность ребенка.

В качестве основных причин для обращения к специалисту можно назвать:

  • отсутствие реакций на оклик или иной резкий звук;
  • невозможность определить источник звука;
  • небольшой словарный запас или его полное отсутствие в возрасте более двух лет.

Народные средства

Чеснок – это средство от всех болезней. Его активно используют при лечении тугоухости. При этом отмечается, что он помогает восстановить слух даже при полном его отсутствии. Умельцы выделяют три основных рецепта, связанных с чесноком.

  1. Чесночные капли. Для их приготовления необходимо выжать свежий сок чеснока и смешать его с оливковым маслом в соотношении 1:3. В больное ухо закапывают по 2-3 капли в течение двух недель. После чего делается перерыв и процедура повторяется.
  2. Турунды из чеснока. Чеснок натирается на терке и смешивается с камфорным маслом. На каждый зубчик берется 2-3 капли масла. Полученную массу кладут в бинт и скатывают турунды. Их вставляют в ушной проход на ночь в течение двух недель.
  3. Настойка из чеснока. Для ее приготовления необходимо залить 300 грамм чеснока 0.5 литра спирта и настоять их в течение трех недель в темном месте. Полученную настойку пьют 1 раз в день. На стакан молока добавляют 20 капель.

При шуме в ушах очень хорошо помогает настойка мелиссы. Для ее получения необходимо 1 часть травы залить 3 частями спирта или водки. Настойка выдерживается в темном месте 7 дней. Поле этого ее можно закапывать в больное ухо по 3-4 капли. Если настойки по ряду причин использовать нельзя, то можно приготовить отвар из мелиссы и принимать его по 2 столовых ложки 5-6 раз в день.

Существуют и другие методы народной медицины для улучшения слуха. Очень хорошо зарекомендовал себя прополис, клюква, лавровый лист, лук, монетки из меда и медовая калина.

Профилактические меры

Для профилактики потери слуха необходимо применять комплексные меры.

  1. Периодические осмотры у ЛОР врача.
  2. Своевременная диагностика и грамотное лечение инфекционных заболеваний дыхательных путей (ринит, синусит, ангина, гайморит и т.д.).
  3. Регулярное обследование детей на выявление тугоухости.
  4. Удаление аденоидов, до появления проблем со слухом.
  5. Своевременное выявление и грамотное лечение острого отита среднего уха.
  6. Вакцинация против краснухи на этапе планирования детей.
  7. Профилактика нервного напряжения и стресса во время беременности.
  8. Обучение правильной технике сморкания.
  9. Отказ от применения ватных палочек и других средств для чистки ушных раковин.


Публикации по теме