Что такое духовное здоровье? Методическая разработка на тему: разработка занятия на тему "Духовное здоровье".








Духовное здоровье человека в зависимости от степени получения удовлетворения от проводимой деятельности в обществе, формирует эмоциональное здоровье человека , путем накладывания отпечатков через призму переживаний, определенного уровня тревоги, и как следствия уровня самооценки личности и степени социализации этой личности в данном обществе. Получаемые личностью эмоции как положительные, так и негативные оказывают влияние на психологическое состояние человека. При преобладании негативных моментов они непосредственно сказываются на здоровье человека. На основе этого следует четко выделить зависимость здоровья физического и духовного в комплексе. Таким образом, эмоции и здоровье человека представляют собой неразрывную связь эмоции + здоровье.





В системе духовного здоровья как основы для общего здоровья человека центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души. Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения.


Все несчастья человека начинаются тогда, когда он теряет свою жизненную силу. Удачливость, здоровье и состояние счастья зависят от объема духовной силы в человеке. Чем более глобальный и великий смысл имеет его жизнь, тем больше духовной силы получает человек. Самое низшее есть бесцельное растительное существование. На втором месте стоит служение мирским эгоистическим интересам. На третьем - жизнь ради чего-то или кого-то. На четвертом - жизнь ради совершенства. На высшей ступени - совершенствование для помощи и спасения людей, для проведения в мир Высшей Божественной Силы. Сам человек, суживая себя до плотского существования, суживает свои возможности восприятия Божественной Силы. Пассивная жизнь, движение по течению, действия по линии наименьшего сопротивления, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего возникают болезни. Каждое действие, в которое вложены усилие и сверх усилие, направленное на Духовную цель, развивает в человеке настолько большую силу, что он может жить в невыносимых условиях и оставаться живым и здоровым. Пассивность и отступление от трудностей на духовном пути - ведет человека к отступлению от здоровья и жизненной силы. Внешними факторами понижения энергии, приводящей к болезни, могут быть стрессы, сопровождающиеся большим выбросом эмоциональной силы, переохлаждение, чрезмерное напряжение (в погоне за результатом), засорение себя тяжелой пищей, алкоголем.



Но, признавая наличие духовного здоровья , наука пока не готова дать точные ответы на многие вопросы и, в частности, предложить критерии оценки именно этой, возможно самой главной, составляющей здоровья человека.





Здоровье определяется не только физическими показателями. Дух, душа, тело ― три составляющих здоровья. Если они гармонично развиты, то человек счастлив и здоров. При абсолютно здоровом теле может страдать душа. Это происходит из-за агрессивных и негативных мыслей. По этой причине в организме могут появляться заболевания. Чтобы избавиться от них, нужно изменить душевное состояние.

Что такое душевное здоровье

Духовное здоровье ― светлый образ мышления, чистая и добрая душа. Оно проявляется в отсутствии злых мыслей, зависти, ревности и ненависти. Это способность наслаждаться жизнью, быть в гармонии с окружающими и самим собой. Духовно здоровые люди реализуют свои способности, преодолевают стрессы, обычные для современной жизни, продуктивно работают и вносят свой вклад в общество. Улучшить душевное здоровье помогает религия, духовные практики, саморазвитие и чтение необходимой литературы. Если в семье ребенку привили жизненные ценности и нормы морали, то ему будет легче идти по жизненному пути и саморазвиваться.

Для обретения душевного здоровья потребуется долгая работа над собой и своими привычками:

  • совершение добрых дел;
  • отказ от общения с агрессивными людьми;
  • созерцание прекрасного, изучение искусства;
  • размышления о своем предназначении;
  • проявление любви к окружающему миру, защита животных и окружающей среды;
  • уважение к окружающим.

Вот лишь небольшой перечень того, что потребуется сделать для достижения цели. Душевное здоровье помогает определить жизненные ценности и переосмыслить образ жизни.

Понятие душевной смерти

Духовная смерть означает грехопадение. Человек жив физически, но его душа мертва. Когда человек сворачивает с праведного пути, он отдаляется от Бога. Смерть ― это разделение. Физическая смерть ― отделение души от тела. Душевная смерть, которая имеет большее значение, является отделением души от Бога. Господь сказал Адаму, что в тот день, когда он съест запретный плод, он «умрет». Адам пал, но его физическая смерть не произошла сразу. Когда Адам и Ева услышали голос Господа, они «спрятались от присутствия Господа Бога». Общение прекратилось. Они были духовно мертвы.

Человек без Христа духовно мертв. Иллюстрация этого ― восхождение Иисуса Лазаря в Иоанна. Физически мертвый Лазарь ничего не мог сделать для себя. Он был не восприимчив ко всем стимулам, не обращал внимания на жизнь вокруг, остался вне всякой помощи или надежды, кроме помощи Христа, который стал «Воскресением и жизнью». По призыву Христа Лазарь был наполнен жизнью и ответил соответствующим образом. Точно так же мы были «мертвы», не способны спастись, бессильны воспринимать жизнь Бога, пока Иисус не призвал нас к себе.

Душевные причины болезней

Люди сами себе создают негативное окружение, которое отражается на здоровье. Существуют духовные причины у большинства болезней, лежащие в их основе. Вот некоторые из них. Они могут помочь определить ключевые области эмоционального воздействия на тело.

Алкоголизм: чувство бесполезности, вины, неадекватности.

Аллергии: непринятие собственной силы.

Болезнь Альцгеймера: отказ от борьбы с миром. Безнадежность и беспомощность.

Аменорея: неприязнь к себе. Отказ быть женщиной.

Анемия: страх жизни. Нет уверенности в себе.

Астма: невозможность дышать для себя. Подавленный плач.

Болезнь Крона: стресс. Волнение. Нет чувства уверенности.

Волдыри: сопротивление самому себе.

Вирус Эпштейна-Барра: ощущение, что вы недостаточно хороши для окружающих. Отсутствие внутренней поддержки. Стресс.

Глухота: отторжение, упрямство, самоизоляция.

Гепатит: устойчивость к изменениям. Страх, агрессия, ненависть.

Дисменорея: агрессивное отношение к самой себе. Непринятие своего женского тела.

Диарея: страх. Отторжение.

Запор: неполное освобождение. Прочная связь с воспоминаниями из прошлого. Иногда скупость.

Кровяное давление. Повышенное: долговременные эмоциональные трудности, которые не были преодолены. Пониженное: отсутствие любви и заботы в детстве.

Катаракта: неспособность видеть очевидные вещи в близком окружении.

Колит: неуверенность. Сложно отпустить то, что закончено.

Конъюнктивит: злость и неприятие того, что сейчас происходит в жизни.

Кашель: потребность высказаться, быть услышанным.

Лихорадка: агрессия. Сгорание.

Менструальные проблемы: отказ от женского предназначения.

Нарколепсия: экстремальная боязнь. Попытка сбежать от происходящего вокруг. Нежелание здесь находиться.

Невроз: беспокойство, борьба. Сомнение в правильности образа жизни.

Наркомания: бег от самого себя. Опасение. Непонимание того, как полюбить себя.

Остеопороз: размышления, что в жизни нет поддержки. Психическое давление.

Озноб: умственное сжатие, отстранение и готовность отступить.

Панкреатит: злость и раздражение от того, что жизнь потеряла смысл.

Болезнь Паркинсона: тревога и желание подчинить себе всех.

Прыщи: небольшие вспышки агрессии.

Рак: ненависть, стресс.

Рвота: насильственный отказ от идей. Боязнь нового.

Судороги: страх.

Сыпь: раздражение. Незрелый способ привлечь к себе внимание.

Тошнота: фобия. Отклонение от идеи или опыта.

Избавиться от этих недугов поможет обращение к Богу и саморазвитие.

Духовное целительство

Душевное целительство направлено на исцеление души, поднятие духа и оздоровление тела. Духовный целитель помогает людям направить свои силы к источнику жизни - Богу. Целитель помогает себе, другим или даже планете приблизиться к соглашению с Божественной правдой, подлинным светом с большим спокойствием, любовью, равновесием и гармонией. Духовное исцеление помогает людям разными способами, иногда неожиданными. Оно помогает человеку справиться с тяжелым состоянием.

В своей работе духовный целитель использует методы воздействия:

  • медитацию;
  • молитву;
  • духовные практики.

Такие методы, как ритуалы, церковные службы, обряды, также являются целительством. Эти способы действенны, они проникают в душу и могут полностью очистить ее.

Когда нужно помогать человеку духовными средствами

Поскольку ищущие Бога совершают высокодуховную практику, их могут атаковать негативные энергии высокого уровня, намеревающиеся препятствовать их развитию. Энергетики ищущего человека становится недостаточно, чтобы отразить такие нападения. Поэтому необходимо усилить энергию духовными средствами исцеления в следующих ситуациях:

  1. если человек слаб, у него не получится самоисцелиться;
  2. если человек физически не способен защитить себя: находится без сознания;
  3. если у него не было практики в определенном методе лечения.

Кто становится исцеляющим

Целителем становится:

  • святой, развитый в духовном отношении человек;
  • монах;
  • личность, имеющая божий дар.

Когда духовные целители постоянно применяют нравственную практику, они защищены от отрицательной разрушающей энергии. Ценным даром духовного излечения, который они распространяют на учеников, становится передача своей духовной практики, чтобы их последователи сумели помочь себе на душевном уровне. Такой метод напоминает пословицу: «Не давай человеку рыбу, а дай ему удочку», он помогает учащемуся стать самостоятельным.

Душевная практика

Духовный (истинный) опыт становится неотъемлемой частью духовной жизни. Духовный человек ― тот, кто признает свои грехи, исповедует их и кается. Он искренен в своей вере.

Христианское учение утверждает, что Бог обитает во всех христианах и они могут познать его непосредственно через веру в Иисуса. Подобный опыт можно разделить на три этапа: аскетический, созерцательный и «единый», на котором Бог становится к верующему «лицом к лицу». Третья стадия, обычно называемая созерцанием, относится к единению с Богом. Опыт союза меняется, но он всегда в первую очередь связан с воссоединением с Божественной любовью. Основная мысль заключается в том, что Бог ― совершенная доброта и любовь.

Религиозные традиции предлагают широкий спектр конфессиональных практик, чтобы получить духовный опыт:

  • расширенные упражнения, часто применяемые в большом общинном кругу; используются в различных племенных и неоязыческих религиях;
  • молитва;
  • медитация. Медитативные практики используются для успокоения ума и достижения гармонии. Медитация сосредоточена на дыхании, концепциях, мантрах, символах.

Желаем вам достигнуть гармонии с собой и прийти к душевному оздоровлению.

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Вот как сказано о единстве духовного и физического здоровья в книге американского диетолога Поля Брегга «Построение мощной нервной силы»: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из–за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зеленый. После трагического сражения кто–то взглянул на обе стороны щита: одна сторона была красная, другая – зеленая. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и они обе важны. Обе эти стороны – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому–либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: «Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.


РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ–ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

Устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

Ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

Обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.

Мы очень часто слышим слова “православие”, “духовность”. А что они означают? Мы употребляем много понятий, которые не имеют четкого “образа” в нашем сознании. Мы, например, говорим о Боге. Кто Он? Мы говорим о религии и о грехе. Что это такое? Что такое “духовное здоровье нации”? И почему нас интересует этот вопрос? Разве не должно быть первичным здоровье телесное? Еще в древности говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. И вдруг сейчас на первое место мы выдвигаем, кажется, нечто совсем другое.

Не так давно я прочитал очень интересную сказку, написанную маленьким “человечком”, четырехлетним Данилкой из Петрозаводска.

В лесу росло волшебное дерево. В дереве было дупло, где очень хорошо жили муравьи: в тепле, там не дул ветер, никто им не мешал. Однажды прилетела сова. Одних муравьев она съела, других разогнала и стала в дупле жить. Но однажды сова услышала стук. Птица высунулась из “норы”, посмотрела направо, налево: никого не обнаружила. Успокоилась и нырнула в дупло. Но стук вновь повторился. Сова выскочила из “норки”. Никого нет. Снова раздался стук. Маленький Данилка написал: “У совы застучало сердце, оно говорило: “Сова, зачем ты съела муравьев? Зачем ты их разогнала?”.

Мальчик сделал потрясающий вывод, перед которым, мне кажется, может склониться любой психолог и любой философ: сова была злая, а сердце у нее было доброе. Эта мысль маленького Данилки наводит на важные размышления.

Если мы посмотрим на нашу жизнь, то поразимся многим вещам. Сейчас говорят, что Россия находится в кризисе: в том, другом, третьем. Хочу успокоить: не думайте, что такое положение только в нашей стране. Ничего подобного! Будем в этом отношении спокойны. Весь мир находится в кризисе. И еще неизвестно, в какой точке земного шара он имеет большую силу.

Мы обращаем внимание на “внешние” кризисы, материальные: психологический, экономический, демографический и др. Подчас люди делают неверные выводы, утверждая, что духовное здоровье человека определяет его внешнее благополучие и чем более “духовен” человек, тем внешне он более “благополучен”. Мы часто слышим: “Бог наказал человека за грехи”. Следовательно если у меня все хорошо, я здоров и процветают дела, то я чуть ли не свят. Так ли это? Таковы ли зависимость и взаимосвязь этих двух начал? Нет.

В России преобладают трудности внешнего порядка, а на Западе “царит” комфорт жизни, – всем известный факт. Во время поездки в Австрию мы, русские, были поражены красотой Вены. Город-музей. Как спокойны люди, какие прекрасные кафе. Культурная жизнь. Что еще нужно? Меня часто спрашивают: “Алексей Ильич, на Западе такие хорошие отношения между людьми, спокойствие, а что же такие нестроения у нас, в России?!” Постоянно находясь в подобных условиях, в замечательной теплой водичке, человек и выходить из нее не хочет. Так он никогда и не выходит. “Тихо и плавно качаясь, море забудем, друзья!” Весь смысл жизни остается здесь, в “теплой водичке”. Человек отстраняется от реальности. Но она, хотим мы того или нет, стоит перед каждым человеком. Как бы мы ни закрывались от действительности, зарывая головы в песок подобно страусам перед лицом опасности, мы никуда от нее не денемся. В “теплой водичке” человеку не хочется думать о будущем. И он не думает. Я хочу рассказать, как хоронили одного из выдающихся религиозных деятелей. Он был кальвинист по убеждению. Когда он скончался, приехало много высоких-превысоких религиозных лидеров, чтобы воздать последнюю дань человеку. Церемония проходила чрезвычайно “интересно”. Все собрались в кальвинистском соборе. Поставили портрет умершего, перед которым говорили положенные речи. А в это время катафалк с телом покойного подъехал и был загнан в самый дальний угол соборной площади, чтобы никто не видел и даже внимания не обратил, где он там. Так прошла церемония, процессуально-гражданская или гражданско-религиозная панихида, после чего каждый отправился в свою сторону. Только маленькая кучечка самых близких родственников пошла к катафалку, чтобы “проводить” покойного в последний путь.

В этом комфорте жизни человек совершенно забывает, что он – существо, не вечное на земле, смертное, что он должен задуматься над смыслом жизни, над вопросом “Зачем я живу?” Ведь все идет своим чередом, необратимо, в одну сторону. Но мы даже не слышим, кто, где скончался. Комфорт внешней жизни, к которому так стремится человек, обладает предательским свойством.

Сегодня мы сталкиваемся с такими вопросами, фактами, событиями, от которых подчас содрогаемся.

Посмотрите, какие проблемы стоят перед нами в третьем тысячелетии. Получается, будто тот, кто сильнее, может делать все что угодно: и погубить любое государство, и разгромить любой народ.

Не случайно В.Я. Пропп как-то сказал: “История человечества наполнена кровью”. Но ведь человечество и каждый человек в отдельности стремится к счастью, комфорту, благополучию. Возникает интересный вопрос: так что же происходит? Откуда такой потрясающий парадокс? Мы все вместе хотим мира на земле, справедливости, счастья. Чтобы люди уважали друг друга, помогали, любили. Я хочу, чтобы ко мне хорошо относились, но не понимаю, что и я к другим должен относиться таким образом. Но что же мы видим? Чем наполнена история?

Когда после эпохи Возрождения наступила эпоха гуманизма, когда провозглашали: человек человеку Бог есть, – конечно, не сомневались, что через сто лет, ну через двести, через триста и говорить нечего – на Земле наступит рай. А что говорит история? Боже мой! В мире властвуют войны: Тридцатилетняя война, Столетняя война, дальше войны, наконец, ХХ век, на который смотрели как на вершину человеческого благополучия, залит кровью – такого количества жертв история никогда не знала.

Великое непонимание лежит где-то в “середине” человека. Он думает: могу сделать для себя благо за счет крови и страдания других людей. Помните, у Достоевского, Иван Карамазов рассказывает о мальчике, затравленном собаками? Автор спрашивает читателей: “Можно ли построить благополучие хотя бы на капле невинной детской крови?” – Нет.

Духовное – это самое ценное, что есть в человеке, – утверждает религия. Что значит “духовное”, “духовность”?

Раньше думали, что богов много, что они подобны нам, наполнены всеми страстями, присущими людям. Наш мир – это Космос, это Красота. Это Он. Это разум. Это Бог.

В богословии существует два подхода к описанию Бога. Одно из них говорит, что Бог – существо, о котором мы, к сожалению, сказать по существу ничего не можем, потому что все наши слова и понятия заимствованы из трех- или четырехмерного мира, в котором мы живем. Поэтому, что бы мы ни сказали о Боге, слова будут крайним ограничением, чуть ли не искажением Бога. Бог, в конечном счете, понятие, определяющее некий идеал, реально существующий – я подчеркиваю – идеал человеческого совершенства.

Вся история человечества говорит, что этот идеал есть Бог. Он есть дух. Как понять “дух”? Здесь мы можем провести следующую аналогию… Закон тяготения – где он? Никто не скажет? Мы в законе тяготения? Или он в нас? Мы знаем, что это такое? Мы прекрасно понимаем его действие, когда падаем и получаем шишку на лбу. Мы не видим закон, но мы себя раним, когда поступаем против него. В земной реальности закона тяготения есть некая природа нашего существа.

Один из великих святых сказал: “Бог есть и называется природой всего существующего”. Духовную реальность мы называем Богом, личностью. Но личностное существо в то же время является духовным, не материальным. Бог находится ни в каком-то созвездии. Он, как закон тяготения, все проницает. Все в Нем. Мы в Нем.

И вот величайшее открытие, которого не знала история человечества. Христианство открыло нечто, что до сих пор с трудом принимается. Бог есть любовь, и только любовь. Бог никому не мстит, никому не творит зла, не гневается для того, чтобы причинить человеку страдания. Нет. Все в мире совершается в полном соответствии с внутренним состоянием человека. Человек – богоподобное существо, и он, если хотите, может творить свою судьбу этим соответствием или несоответствием Богу. Отсюда поразительный вывод: основным законом бытия, основным двигателем человеческой жизни должна быть любовь. Любовь – это не физическая реальность, не химическая, не биологическая – это духовная реальность. Это очень важно осознать. Оказывается, тот, кто поступает вопреки этому закону, наказывает себя.

Хорошо говорить: “Любим друг друга”, а кто-то толкнул в бок, и пропала любовь. Получается, что любим тех, кто нас любит, терпеть не можем тех, кто нас терпеть не может.

Когда человек творит зло другому, он совершает поступок, равносильный третьему закону Ньютона: действие равно противодействию. Чем с большей силой я бьюсь головой о стену, тем больший вред я причиняю себе, а не стене.

Когда ученый открывает тот или иной закон, в мире начинается ликование, ему вручают престижные премии. Он открыл закон. Какое достижение. А дело в том, что, зная закон, мы можем поступать правильно, мы можем не вредить себе и приносить пользу остальным.

Кому-то любовь человека к человеку покажется несправедливой. Скажу так: справедливость является одной из форм любви человека к человеку.

Там, где не соблюдается основной закон, начинается страдание. Православие говорит, что человек как существо, созданное по образу и подобию Божию, имеет доброе сердце, даже когда он творит зло. В каждой душе, в каждом сердце горит огонек любви. Его важно увидеть в других людях.. (Вспомним сказку маленького Данилки.) Православие призывает к тому, чтобы это Добро не угасить, не захламить, а, напротив, развить.

Любовь – это не влюбленность, которую люди испытывают, а через месяц делят последний целлофановый пакет. Любовь – это свойство, как, например, свойство вкуса. Его можно погубить, а можно развить. Все свойства, которыми обладает человек, не случайны, они способны давать наслаждение. Напор чувств – это же удивительное благо. Представьте, что творится с меломаном, когда он слушает музыку, – отойдите и не мешайте ему! Человек получает наслаждение.

Итак, как и все свойства, любовь можно укротить, а можно раскрыть во всей полноте.

У человека есть несколько уровней существа. Первые два элементарные, в которых он подобен животным: физический и биологический. Психологический (третий) уровень резко выделяет человека из мира животных – это способность к эстетическому чувству и переживанию. Скажите, что проку, если человек физически здоров, а психически ненормален? Увы, нет человека. Над психологическим стоит нравственный уровень. Что проку, если человек физически здоров, но он негодяй. Да избави Бог от него. И есть еще более высокий уровень, который определяет достоинство человека, – духовный, когда душа стремится к святыне, к истине, к добру. Стремления, поиски человека определяют его духовное состояние. Православие указывает путь, с помощью которого люди могут осуществить свои стремления. Важно не забывать, что духовность и нравственность – разные вещи.

Внешнее поведение, характер отношения к людям, к делу, закону – все это мы называем “нравственностью”. Человек ведет себя безупречно, он прекрасный семьянин, никогда не ответит грубым словом, он глубоко нравственный человек. Однако этот прекрасный человек может в то же время гореть жаждой славы, жаждой богатства, может завидовать и зеленеть от того, что хорошо другим людям.

Духовность – это внутреннее состояние души, которое меняется, зависит от нашей воли, от разума, от мировоззрения. Духовность скрыта от внешнего взора. Это то, что происходит во мне или может происходить. То, что в результате способно превратить меня в совершенно другое существо.

Духовность – конечная, а не промежуточная цель жизни, то, к чему человек стремится. Дух творит себе форму. Моя жизнь, жизнь общества, народа определяется духовным состоянием, степенью присутствия того, что мы называем “истинной человеческой любовью”. Христианство говорит, как воспитать в себе любовь.

Существует целая наука. Называется она громко, подчас это слово приводит людей в дрожь, когда оно звучит, становится немножко страшно и чуть-чуть не по себе. Действительно, название у нее суровое – аскетика. Как страшно! Все думают, что аскетика – это не есть, не пить, не вступать в брак и вообще ходить опустив глаза в землю. А аскетика – просто наука о правильной человеческой жизни, центром которой является внимание к духовной стороне существования.

“Аскео” значит “упражняюсь”. Аскетика – это “упражнение”, “бой” внутри человека, благодаря которому происходит удивительный процесс очищения души от “ненормальных” эмоций, чувств, мыслей, которыми мы даже и не поделимся друг с другом, потому что подчас это гадкие вещи. Православие настаивает на чистоте души.

Кстати, должен сразу сказать, что аскетика – наука, проверенная более чем двухтысячелетним опытом. И до христианства были люди, которые уже познали, как воспитывается великое и святое свойство –любовь. Оказывается, невозможно приобрести любовь к человеку, который наполнен тем, что религия называет “страстями”.

Один из великих святых Православной Церкви сказал, что под миром нужно разуметь не человеческое общество само по себе, а совокупность страстей, которыми живет человеческое общество и человек.

О людях, живущих страстями, очень хорошо написано: смотрите, чтобы не уничтожить друг друга. Откуда в истории человечества войны? Откуда ссоры? Откуда убийства? Откуда воровство? Не от страстей ли, воюющих в нашей душе? Когда на телевидении идет пропаганда алчности, не стоит надеяться, что здесь найдется место любви. Когда я завидую, о какой любви может идти речь? Когда я притворяюсь, лгу, весь наполнен жаждой славы, богатства и прочих вещей, не ждите от меня любви. Мы уничтожаем это святейшее и чистейшее чувство, которое делает человека человеком.

Церковь, Евангелие учат: тот, кто не борется со “злыми” чувствами – завистью, осуждением, – никогда не сможет приобрести чувство любви, которое будет распространяться на всех людей равным образом. Евангелие говорит: любите даже врагов ваших. Нужно, насколько позволяют силы, к врагам относиться с великодушием, а если можно – с любовью. Когда я люблю, я счастлив. Когда я ненавижу, я, именно я, страдаю. Оказывается, путь к приобретению любви как свойства лежит через решение жить, как это положено действительно святому человеку, т.е. никому не причиняя зла, не держа в себе дурного, через борьбу с собой. Немецкий поэт XVII века, писал: “Бой с самим собой есть самый трудный бой, победа из побед есть победа над собой. Духовность приобретается внутренней борьбой”. Не только христианство, но, я уверен, что и все религии обращают внимание на то, из чего исходит наша человеческая жизнь, чем она действительно может быть наполнена, что является ее содержанием. Религия направлена на существование человека, на душу, сердце.

Христианство утверждает, что человеческую деятельность, творчество определяет в конечном счете духовное состояние. Посмотрите, как ведут себя влюбленные. Они “окрылены”, видят всю красоту мира. Обратите внимание на человека в гневе, раздраженного, человека, мрачного духом.

Здоровье нации – это прежде всего духовное здоровье. Без борьбы со страстями, мерзостями, без чистоты души ни о каком здоровье речи быть не может. Христианство предлагает “средства” очищения любви – это Церковь, молитва, Таинство.

Сегодня же все силы души обращаются только на внешнюю сторону жизни. Мы забывали о самом главном: о душе. Что делает человека счастливым? Разве просто внешние вещи? Один священник рассказывал мне о миллиардере, который покончил с собой. Я был потрясен. Думаешь: вот, внешние блага делают человека счастливым. Оказывается, нет. В таких случаях и задумываешься, где же корень, центр, из которого может забить источник счастья человека.

Хочу закончить замечательным стихотворением английского поэта:

Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним.
Но солнца нет, и по земле
Тьма стелится, как дым.
Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним.
Но нет любви, и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.

Как много стоит за этим словом "здоровье". Сколько же всего материального и духовного охватывает это понятие. Давайте попробуем разобраться каким образом физическое здоровье зависит от духовного, и зависит ли?

Допустим, человек следит за своим здоровьем - соблюдает правильное питание, режим дня, вовремя старается принять то или иное лекарство, чтобы вылечить свои заболевания и не допускать перехода легких недугов в хроническую фазу. И все! Что еще нужно для здоровья? А нет, пища почему-то питает, но не дает насыщения, режим дня уже настолько заучен, что даже потребность в будильнике становится минимальной, а лекарства от грусти еще никто не придумал. Тут мы вспоминаем про духовную часть жизни. Религия, любовь, семья - вот залог нашего полноценного здоровья, вот те слова которые помогут объединить две составляющие - духовную и физическую, в одно целое.

Религия/Духовность

Чтобы полностью объяснить и описать Божественную материю, не хватит и серии энциклопедий. Попробуем, кратко в двух словах выделить для себя лишь несколько крупинок, - какая зависимость между нашим здоровьем и нашим отношением к понятию религии и ее законам?

Зависимость колоссальна. Если мы имеем дело с одной из мировых религий - христианством, исламом, буддизмом и ни с чем другим, что пародирует ее (имеется ввиду секты), то мы можем проследить как меняется человек в лучшую сторону, если начинает познавать религию и духовность.

Наша душа как цветок, естественно обращающийся к солнцу, невольно стремится к Богу. Многие люди учатся терпению, любви, доброте именно из духоной литературы. Многие становятся на путь исправления и возвращения к нормальной жизни менно благодаря обращению к Богу.

Здесь важно отметить, что духовная составляющая нашего здоровья намного важнее физической. То, каким образом мы воспитываем себя и свой дух, очень сильно влияет на наше физическое существование. Религия и духовность помогают человеку осмыслить, освятить каждый день своей жизни. В этой сфере нашей жизни мы учимся быть благодарными за все, что с нами случается, мы, наконец, начинаем понимать, что ничего не случается по воле случая, везде, повсюду над нами и в нас существует Высший Разум.

Любовь

Любовь и здоровье во многом переплетаются, так как влюбленный человек окрылен своим чувством. Конечно, не маловажна взаимная любовь, которая питает обоих участников этого, так скажем, биохимического процесса. Любовь - это то, что заставляет наше сердце биться чаще, а порой и вообще заставляет его биться, любовь - это сильнейшая движущая сила. Человек не чувствует себя полностью здоровым, если он не любит или не любим; и, если человек не полностью здоров, он не может полноценно наслаждаться этим чувством - комплексы, заниженная самооценка съедают его изнутри.

Семья

Да, муж, дети отнимают очень много времени, сил, а порой и здоровья. Но в большинстве своем семейный человек испытывает больше радостных моментов в жизни, чем человек ее не имеющий. Казалось бы, при чем тут здоровье. А вот при чем: старенькая бабушка, у которой шесть детей и еще больше внуков, никогда не скажет о том, как она больна, хотя у нее уже целый букет хронических заболеваний; и одинокая 55-летняя женщина будет считать себя дряхлой, больной и безжизненной, хотя ее физическое здоровье почти стопроцентно.



Публикации по теме