Детский сад сказка - дидактические игры. «Ежик готовится к зиме

Крутских Вероника Анатольевна

МАДОУ «Детский сад № 6»

Пермский край, г. Кунгур

учитель - логопед.

«Ежик готовится к зиме»

Игра многофункциональная, её использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Ее можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Цель: повышение эффективности логопедического воздействия, интереса к занятиям, создание положительной мотивации у детей.

Задачи:

Автоматизировать звуки «С», «Ш», «Ж», «Л» и «Р» в словах;

Дифференцировать звуки «С» - «Ш», «Ж» - «Ш», «Р» - «Л»;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Формировать и закреплять навык образования уменьшительно - ласкательных суффиксов;

Закреплять употребление предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;

Расширять активный словарь;

Формировать и закреплять навык по согласованию существительных с числительными;

Развивать психические процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление;

Формировать пространственные представления и ориентацию на листе бумаги;

Формировать и закреплять навык по согласованию существительных с прилагательными;

Отрабатывать навык употребления существительных во множественном числе;

Развивать связную речь, закреплять навык составления предложения.

Оборудование: игровое панно «Ежик», цветные шнурки трех цветов, картинки: листья, грибы, шишки, желуди, яблоки с нарисованными на них предметными картинками со звуками «С», «Ш», «Ж», «Л» и «Р», фломастеры.

Предварительная работа : рассказ взрослым о том, как еж готовиться к зимней спячке.

Рассказ «Как еж готовится к зиме»

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик - носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!

Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!

1 . Игра «Посчитай -ка»

Цель . Автоматизация звука « - », формирование и закрепление навыка по согласованию существительных

С числительными; отработка количественного счета, расширение словаря по теме «Осень. Плоды деревьев», развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход. Ежик готовится к зиме. Ему нужно собрать грибы (яблоки, листья, шишки, желуди). Чтобы не ошибиться, сколько ему нужно грибов Ежик нарисовал их. Помоги ежу: посчитай грибы (один гриб, два гриба…), обведи их фломастером, а затем собери для него столько же грибов на шнурок. Назови картинки на грибах. Какой одинаковый звук есть в этих словах? (Р)

2. Игра «Где - что?»

Цель. Закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.; восстановление взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход. Ребята, давайте посмотрим, как ежик нарисовал плоды деревьев. Что нарисовано перед ежиком? Назови и обведи фломастером. (Что нарисовано в верхнем левом углу? И т.д). Обведи двумя руками одновременно желуди, которые нарисованы слева от ежика и справа (впереди и сзади, слева и впереди и т.д.)

3.Игра « Собери листочки (грибочки, желуди, шишки, яблоки) для ежика»

Вариант 1.

Цель. Закрепление правильного произношения звука в словах, развивать фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.

Ход. Собери для ежика все листочки с картинками в названии которых есть звук С и надень их на шнурок. Вариант 2.

Цель. Закрепление правильного произношения звука в словах, развивать фонематическое восприятие, закреплять умение определять место звука в слове; развитие мелкой моторики.

Ход. Собери для ежика все листочки с картинками в названии которых есть звук «-», надень на синий шнурок картинки в названии которых звук «-» в начале слова, на зеленый - звук «-» в середине, а на желтый - в конце слова.

Вариант 2.

Цель. Закрепление умения дифференцировать оппозиционные звуки, развитие мелкой моторики.

Ход. Помоги собрать ежику плоды деревьев. Надень на синий шнурок плоды с картинками в названии которых есть звук С, а на зеленый шнурок - плоды с картинками в названии которых есть звук Ш (звуки Л-Р, Ш-Ж)

Усложнение.

Цель. Развитие мышления. Предложить ребенку самому перед началом игры завязать шнурки. Н - р: завяжи синий шнурок так, чтобы он был рядом с зеленым, а красный шнурок слева от синего.

Изготовление игры. Вставить картинки с нужными звуками на картинку листьев, желудей, яблок, шишек и грибов, распечатать. Картинку ежика распечатать, вокруг картинки черным фломастером нарисовать контуры листьев, желудей, яблок, шишек и грибов. Заламинировать все картинки. Вырезать или проделать дыроколом отверстия, в которые потом будет продеваться шнурок или веревочка.

Конспект игрового занятия для детей второго года жизни, тема: «Ёжик и грибы»

Цели:

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета.
Учить детей находить и показывать картинку с заданным изображением.
Закреплять умение рисовать пальчиками, лепить из соленого теста.
Упражнять в звукоподражании.
Формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.
Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.

Оборудование:

Массажные колючие мячики и щетки.
Игрушка «ёжик».
Грибы (большие и маленькие), листья, шишки, яблоки.
Аудиозаписи: «Колыбельная» Моцарта, песня «Маленький ёжик».
Соленое тесто, фасоль.
Пластиковые тарелочки, пальчиковые краски.
Зубочистки, слепленные из пластилина ёжики.
Картинки с изображением зайца, кота, ежа.

Ход занятия:

Приветствие

В колыбельке золотой спало солнце за рекой.
Встало солнце поутру, разбудило детвору.
Пришли детки поиграть,
Стали хлопать и махать.
И Ваня здесь,
И мама … здесь.
И Коля здесь …

Сюрпризный момент

Ой! Кто это здесь? ёжик! Здравствуй, ёжик! Дети, поздоровайтесь с ёжиком.

Игровой массаж «Катиться колючий ёжик»

Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями)

Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам)

Игра «Позаботимся о ёжике»

Бежал ёжик по лесу, остановился, прислушался. Вдруг упал с дерева осенний листок и опустился прямо на ёжика. Положите листок сверху на ёжика. Встряхнулся ёжик и листок сбросил.

Слушание музыки «Колыбельная Моцарта»

Вот наш ёжик спать захотел. Спи ёжик и слушай колыбельную песню.

Динамическая пауза «Пошел ёжик в лес гулять»

Ёжик шел, шел, шел,
(Ходьба)

И грибок нашел.
(Каждый ребенок берет грибок)

Ёжик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Яблочко нашел.
(Каждый ребенок берет яблоко)

Ёжик шел, шел, шел,
(Ходьба)

Шишку он нашел.
(Каждый ребенок берет шишку)

Пальчиковое рисование «Укрась тарелочку для ёжика»

Дети украшают тарелочку пятнышками. Вот какая красивая тарелочка есть теперь у ёжика.

Игра «Собери большие и маленькие грибы»

Посмотрите, сколько грибов выросло в лесу после дождя. Есть грибы большие, есть маленькие. Давайте соберем много грибов, но разложим их в разные корзинки: большие грибы - в большую корзинку, а маленькие грибы - в маленькую корзинку.

Дима шел, шел, шел.
И грибок нашел.
Раз - большой грибок,
Два - маленький грибок,
Положи их в кузовок.

Упражнение «Иголки для ёжика»

Воспитатель показывает детям щётку и предлагает потрогать её.

Какая щетка на ощупь? Колючая. Иголки ёжика такие же колкие. (Дети втыкают зубочистки в пластилинового ежа).

Дидактическая игра «Найди ёжика на картинке»

Среди картинок с изображением зайца и кота, дети выбирают картинку с изображением ежа.

Звукоподражание

Ёжик фыркает: фу-фу-фу.

Прятки с ёжиком

Куда спрятался ёжик? Воспитатель прячет на видном месте, а дети ищут. Затем дети прячутся, а ёжик их ищет.

Динамическая пауза «Как у наших у зверят»

Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
(Топанье)

А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопки в ладоши)

А потом в присядочку
Пляшут звери рядышком.
(Пружинка)

А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.
(Бег)

Лепка из соленого теста «Пирог с фасолью»

Из кусочка теста шарообразной формы дети делают лепешку (придавливая ладошкой сверху, расположив на украшенной пальчиковым рисованием тарелочке). Затем сверху вдавливают в лепешку фасоль.

Музыкальная игра «Маленький ёжик»

Дети слушают, произвольно двигаются под музыку или повторяют движения за взрослым.

Конспект Н ОД по развитию речи

Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек».

Средняя группа

Программное содержание

Цель:

Приобщать детей к восприятию поэтической речи;

Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);

Активизировать словарь детей;

Продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами;

Вызывать в детях желание рассказывать стихи;

Развивать слуховое внимание;

Предварительная работа

1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему.

2. Заучивание стихотворений об осени.

3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

4. Разучивание песенки про ежиков.

Оборудование:

Система для показа клипа, две разные игрушки ежики (серый и розовый), корзина яблок, дидактические игры «Помоги ежику найти иголочки» и «Приготовь ежика к зиме».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

А кто мне скажет, какой праздник мы недавно отмечали ? (Праздник осени!) .

По каким признакам видно, что наступила осень? (Ответы детей).

Молодцы!

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ой, ребята, а кто это стучит к нам в дверь? (Возле двери сидит серенький ежик).

Ежик:

Здравствуйте, ребята!

Я к вам пришел в гости из леса.

Какие вы молодцы, очень хорошо знаете как ежики готовятся осенью к зиме.

А не могли бы вы порадовать меня еще разочек перед зимней спячкой?

А вы знаете стихи про осень? Уж очень не хочется с такой прекрасной порой прощаться… (Дети рассказывают стихи).

Спасибо, ребятки, что порадовали такими прекрасными стихотворениями!

Я очень люблю их слушать.

Ребята, мне нужна ваша помощь. Пока я шел к вам растерял свои иголочки, а без них мне никак в лесу. Может поможете мне найти их?

Дидактическая игра «Помоги ежику найти иголочки»

Ежик благодарит детей за то, что дети порадовали его своими стихотворениями и просит детей поиграть с ним.

Воспитатель:

Ежик, ребята готовы тебе помочь подготовиться к зиме!

Дидактическая игра «Приготовь ежика к зиме»

(Ежик благодарит детей за интересную игру и хочет немного поиграть вместе с детками).

Музыкальная физкультминутка «Головой мы покиваем»

Ежик:

Ребята, а я к вам в гости пришел не один. Со мной пришла моя сестренка, только она очень застенчивая и стесняется выйти к вам. Давайте попросим ее все вместе. (Появляется ежик яркого розового цвета).

Сестренка (расстроенная) рассказывает детям, что у них дома нет зеркала и они не знают, чем же они похожи с братом и чем отличаются и просит детей рассказать о их сходстве и различии.

Описательный рассказ детей о ежиках (по подражанию педагогу) . Об их сходстве и различии.

Ежики:

Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Мы к вам пришли не с пустыми руками, а с корзинкой вкусных лесных яблочек. Угощайтесь!

А теперь, давайте вместе споем песенку «Маленький ежик, четверо ножек…»

Показ песни-клипа на ноутбуке.

Ежики:

А теперь, ребята, нам пора с вами прощаться и уходить в лес, скоро нас ждет зимняя спячка. (Ежики говорят, что им уже пора в лес и прощаются с ребятами).

Воспитатель и дети:

- До свидания, ежики! Счастливого пути!

Воспитатель:

Ребята, встаньте, пожалуйста, около своих столов и послушайте меня!

Ежики пришли к нам из леса. Как вы думаете, как ежики разговаривают друг с другом. (Правильно фыркают).

Давайте пофыркаем как ежики.

Артикуляционная гимнастика «Ежики»

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо фыркаете, как настоящие ежики

3. Итог занятия:

Воспитатель:

- Кто к нам приходил в гости?

О какой помощи просила ежик-сестренка?

В какие игры играли?

Позовем еще ежиков в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.

Составление рассказов по серии сюжетных картин...

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...

Аминова Халита Зайнулловна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад №46" г. Тобольска

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о жизни ежа, его внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
  2. Учить детей наблюдать и рассказывать об увиденном.
  3. Развивать изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации.
  4. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Сроки реализации проекта : 1 неделя

Ожидаемые результаты: дети проявляют интерес к ежу, отвечают на простые вопросы, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинке, владеет основными движениями при выполнении двигательного упражнения «Ежик топал по дорожке…», принимает участие в игре «Волшебный мешочек». Вызвали интерес к рисованию ладошками.

1) Работа с детьми.

Рассматривание картинок: «Ежиха с ежатами».

Пение: « Маленький ежик », «Бедный ежик», «Дождик дождик».

Чтение художественных произведений: С. Маршак « Тихая сказка » и стихотворения «Листики», Г. Виеру «Ежик и барабан».

Пальчиковые игры: «Лели – лели - лели», «Хитрый Ёжик», «Поздороваемся».

Ритмические упражнения: «Вот свернулся ёж в клубок », «Мы осенние листочки»

Художественное творчество: рисование пальцами «Ягоды рябины», «Мой осенний листок », «Ежик с подарками». Рисование ладонями: «Ежик». Аппликация: «Поможем ёжику спрятаться под осенними листьями». Лепка: Слепим миску и угостим ежика молоком: «Тарелка с яблоками», «Грибок», «Дрова для ежика», «Зонтик ».

Игровые мотивации: «Солнышко и дождик», «Ежик с подарками», «В гости к зайке».

Наблюдения на прогулке: за дождем, за деревьями, за листопадом, за листьями, за небом, за солнышком, за живым ежом.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев: «Иголки из счетных палочек, прищепок».

Дидактические игры: «Подбери зонтик», «Кто живет в лесу», «Найди маму».

2)Работа с родителями.

Дать родителям задание: «Знакомить детей с диким животным – ежом в условиях дома (по компьютеру, по телевизору, по книгам, по экскурсиям и т.д.)

Участие родителей в подготовке выставки детских работ.

Совместная деятельность педагога с детьми в течение дня предусматривает интеграцию разных видов деятельности

Тема: « Как ежик готовился к зиме» (вариант 1 дня)

1 половина дня.

Игровая мотивация: у воспитателя в корзине ежик.

Загадка детям: сердитый недотрога, живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной.

Рассматривание, кормление, игры с ежиком.

Ритмическое упражнение: « Вот свернулся еж в клубок ».

Цель: учить детей соотносить игровые действия со словами песни.

Комплексное занятие: ежик принес корзину с осенними листьями.

Игровая мотивация: ежик принес корзину с осенними листьями.

д/и « Разберем листья по цвету»

Аппликация : «Поможем ежику спрятаться под осенними листьями».

Фото 1.

Пальчиковая игра: «Хитрый ежик, хитрый ежик».

Прогулка: наблюдение за деревьями (листопад).

Утро на улице:

Наблюдать, как ветер срывает листья с деревьев. Они летят и кружатся, тихо ложась на землю.

Обратить внимание на деревья:

Что изменилось?

Листочки стали разноцветными

Желтые, красные, зеленые

Они падают на землю.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: « Улетим!».

И ныряют в лужу.

Д.и «найди такой же листик».

Х.и. «Ежик и лиса».

2 половина дня

Ритмическое упражнение: « Маленький ежик».

Д/и « Подбери зонтик для ежей (большой, маленький)»

Индивидуальная работа: « Шубка для ежика»

Цель: упражнять в рисовании прямых линий в разных направлениях.

Итоговое мероприятие : интеграция познавательной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной деятельности на тему «Маленький ежик четверо ножек. На спине листок несет, песенку поет».

Потешки, стихотворения, песенки

С.Маршак «Тихая сказка»

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень тихий ежик.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребенок ёжик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

Собрать букет из осенних листьев.

П.и.: « Найди такой же лист »

Песенка « Дождик »

  1. Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей

Поливай макушки

Носики и ушки

  1. Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей

Пусть растут ребята

Как грибы маслята

«Листики»

Праздник осенью в лесу

И светло, и весело.

Вот какие украшенья

Осень нам развесила:

Каждый листик золотой –

Маленькое солнышко.

Соберу в корзину я,

Положу на донышко,

Берегу я листики…

Осень продолжается,

Долго дома у меня

Праздник продолжается.

Пальчиковые игры

« Лели – Лели – Лели »

Лели – Лели – Лели,

Ежи дрова кололи.

Складывали заиньки –

Два больших и маленький.

Работают, не ленятся,

Сложили три поленницы.

« Хитрый Ёжик »

Хитрый ёжик, хитрый ёжик

На клубочек он похож,

На спине иголки (вращают кулачки)

Очень, очень колки (выбрасывают пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал.

А колючки тоже

На ежа похожи (руки вытянуты, работают пальцами)

На ежа мы поглядим,

Молока ему дадим, (тарелочки ладошки)

Но не тронем колки

На спине иголки (грозят пальчиком).

Ритмические упражнения

«Вот свернулся ёж в клубок…»

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Просыпаться не хотят.

Хитрый ёжик, хитрый ёжик

На клубочек он похож,

На спине иголки

Очень, очень колки.

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал.

А колючки тоже на ежа похожи.

«Мы осенние листочки»

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидим,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок,

Все уселись в кружок.

Ходьба по опавшим листьям.

Листья шуршат, потому что бегают маленькие шуршунчики.

Чтения стихотворения,

Показ действий на фланелеграфе

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинку, на которой изображен еж, и напевает:

Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине листок несет,

(Прикрепляет к ежу листок)

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф-

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине грибок несет,

(Прикрепляет к ежу грибок)

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф-

На спине грибок несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине лису несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф-

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Победил саму лису».

Рассказ о еже

Дети слушают рассказ воспитателя. (Сопровождается показом картинок)

«В лесу под деревом живет ежик. Еж колючий. У него много иголок. Он сворачивается клубочком и спит. Не видно ни головы, ни ножек. Когда вокруг тихо и ежику некого бояться, то он разворачивается, появляется головка, ножики, и ежик отправляется искать себе пищу. Он ест травку, ягоды, мышей. Как-то еж зашел в сад, где играли дети. Испугался он ребят, свернулся клубочком. Дети увидели ежа и закричали: «Мама, к нам ежик пришел!» Мама вынесла в миске молоко, поставила перед ежиком, ежик осторожно вытянул головку и стал пить молоко из миски. Вот какой интересный еж!»

Ребята, кто изображен на картинке? (Еж) Какой еж? (Колючий. Маленький) Что несет на себе еж? (Листок, грибок) Что ест еж? (Траву, ягоды, мышей, молоко) А кого ежик боится? (лису) А что делает ежик, когда ему страшно? (Он сворачивается в клубочек)

Физкультминутка

Воспитатель читает детям стихотворные строки, а дети имитируют движения.

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Нужно пальцы загибать.

Ежик, ежик колкий,

Покажи иголки.

Вот они. Вот они. Вот они.

Ежик, ежик колкий

Спрячь свои иголки.

Раз – и нет иголок.

Растопыренными пальцами рук совершают шагающие движения.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки должны быть сжаты в кулачки.

Пальцы двух рук сплетены в замок. Движения кистями вправо-влево.

Пальцы выпрямляются, кисти при этом сложены в замок.

Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо-влево.

Пальцы складываются в замок.

Игры-занятия по художественному творчеству

Лепка «Ёжик»

Тема: «Слепим миску и угостим ежа молочком»

Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими материалами. Побуждать доступными им приёмами (вдавливания, расплющиванием и др.) изображать миску и использовать её в игре.

Материал: Любые игрушечные ежи (или их силуэты) на каждого ребенка, глина или пластилин, кувшин для «молока»

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает: «Иду я сегодня к вам и д/с и вдруг вижу ежат. Промокли бедняжки, кушать хотят. Собрала я колючие комочки в корзину принесла вам. Думаю, что вы обязательно поможете малышам: согреете и накормите их».

Дети занимают места за столами, а ежат располагают рядом с собой. Из пластического материала дети должны слепить какую-то ёмкость.

Но воспитатель не торопится «налить» в неё молоко, а с помощью игровых приёмов побуждает к изображению определённой объемной формы. Если миска похожа на тарелку, следует объяснить ребенку, что, подняв ёе края пальцами, он получит нужную форму, в которую можно «налить много вкусного молока для ежа»

В конце занятия воспитатель берёт в руки кувшин. Говорит детям, что в нём вкусное молоко, и делает вид, что разливает его по мискам.

Аппликация

Тема «Поможем ежику спрятаться под осенними листочками».

Цель: Способствовать осознанию детьми собственной значимости. (Они большие и могут помочь не только жучкам, но и ежатам). Побуждать доступными способами рисовать осенние листья и свободно располагать их им на листе бумаги.

Материал: Лист бумаги с изображением силуэта ежа на каждого ребенка, гуашь.

Ход занятия. Педагог показывает листы бумаги с изображением осенних листьев они не смогут сделать себе тёплое гнездо. Все вместе рассматривают форму, цвет листьев. Затем дети на основе собственных представлений рисуют их. Показ способов изображения следует осуществлять индивидуально только в том случае, если малыши проявляют полную беспомощность. В конце занятия педагог от лица ежей рассказывает, какое замечательное гнездо построил каждый ребенок и благодарит всех за помощь.

Лепка

Тема: «Тарелка с яблоками»

Цель: Совершенствовать умение работать с пластилином, учить раскатывать его между ладонями круговыми движениями; вызвать интерес к лепке.

Материал: Ёжик, тарелка, пластилин.

Игровая мотивация:

Ребята, посмотрите, кого я встретила сегодня на улице?

- Ёжик всю зиму спал, проголодался. Угостим ёжика?

Да, только чем?

Давайте для ёжика сделаем яблоки.

Ход занятия.

1. Воспитатель показывает, как между ладошками раскатать пластилин круглой формы.

2. Дети раскатывают пластилин, воспитатель помогает.

3. Обыгрывание ситуации «Угощение ёжика»

Рисование

Тема: «Мой осенний листок»

Цель: 1)Учить детей закрашивать готовую форму.

2) Продолжать учить детей правильно держать кисточку, набирать краску кончиком кисточки, мыть её, ставить на место.

3) Воспитывать в детях интерес к рисованию.

Лепка

Тема: « Грибок»

Цель: Учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух частей (шляпка, ножка).

Совершенствовать умение работать с пластилином; раскатывать прямыми движениями палочку – ножку, шляпку – круговыми движениями и сплющивать между ладонями; учит соединять две детали; вызвать интересе к лепке..

Материал: Пластилин, доска.

Лепка

Тема: « Дрова для ёжика »

Основные задачи: Совершенствовать умение раскатывать колбаски между ладонями. Учить выкладывать «дрова» горизонтально друг на друга.

Материал: Пластилин, работы детей с налепом травы. Игрушка ёж.

Усложнение: Продолжать учить делить пластилин на две равные части.

Рисование

Тема: « Дрова для ёжика » (рисование)

Основные задачи: Учить рисовать горизонтальные линий. Совершенствовать умение владеть кистью.

Материал: Гуашь, работы детей с изображением травы. Игрушка ёж.

Усложнение: Учить рисовать горизонтальные линии примерно равной длины. Развивать глазомер.

«Зонтик»

Цель: Совершенствовать умение работать с пластилином; раскатывать прямыми движениями палочку (более тонкую, чем для грибочков), верх зонтика – круговыми движениями и сплющиванием между ладонями; учить соединять две детали; учить обыгрывать игровую ситуацию.

Материал: Пластилин, доска

Игровая мотивация:

1 вариант. Подвижная игра « Солнышко и дождик », с зонтиками можно и в дождик.

2 вариант. С/р игра « В гости к зайке »

Пока были в гостях, пошел дождик.

Как теперь пойдем домой?

Давайте сделаем зонтики.

Тема: « Ежик с подарками »

Игровая мотивация:

1. Ёжик принес корзину с осенними листьями.

2. Дети « Разберем листья по цвету [по размеру]».

3. Коллективная аппликация «Подарим дереву красивые листочки» с рассказом о грустном дереве, которое потеряло листья.

Обыгрывание стихотворения «Ежик и барабан»

Цель. Приобщить детей к традициям общения (приветствие обхождение, прощание). Поощрять игровое взаимодействие со сверстниками активизировать в речи употребление прилагательных (красивый, румяный, сочный, сладкий, душистый) побуждать соотносить с глаголом выразительные движения, развивать речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат.

Материал. Игрушки: ежик, барабан. Яблоки – большое и маленькое.

1. Воспитатель (расставив полукругом стулья, в центре которого небольшой стол). Займем свои места и послушаем загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Правильно, это ёжик (ставит на стол игрушку).

Поздороваемся (обращается к каждому).

Пожалуйста, пожалуйста, поздоровайся с ежиком, познакомься с ним пригласи его поиграть. Согласен? (обязательно выслушивает высказывания)

А теперь все вместе скажем: «Здравствуй, ежик»! Мы тебе рады.

Присаживайся, пожалуйста.

2. Воспитатель. С нашим ежиком, у которого есть барабан (выставляет игрушку на стол, рядом с ежиком), случилась удивительная история.

И рассказал мне об этом поэт Григоре Виеру

С барабаном ходит ёжик

Бум – бум – бум!

Целый день играет ежик,

Бум – бум – бум!

С барабаном за плечами,

Бум – бум – бум!

Ёжик в сад забрел случайно,

Бум – бум – бум!

Очень яблоки любил он

Бум – бум – бум!

Барабан в саду забыл он

Бум – бум – бум!

Ночью яблоки срывались

Бум – бум – бум!

И удары раздавались

Бум – бум – бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум – бум – бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум – бум – бум!

Стихотворение читается 2 раза, дети имитируют игру на барабане, сопровождая ее звукоподражаниями.

3. Воспитатель

Вот такие яблоки барабанили ночью (показ).

Это яблоко, какое? Правильно, большое, а то... (ответы)

Как барабанили яблоки по барабану? Скажем все вместе;

Бум- бум – бум. А еще барабан «умеет говорить» «трам – там -там», «трим - тим – тим»

Большое яблоко падая, издает звук «трам – там - там» (показ), а маленькое – «трим – тим – тим» (показ).

Поиграем в игру про ежика и барабан (обращается к кому-либо)?

Ты исполнишь роль ежика. Покажи, пожалуйста, как ежик с барабаном ходит по саду. Молодец! А дальше в стихотворении говорится, как ежик забыл свой барабан. И ушел; как упало большое на барабан. Скажем все вместе: трам – там – там. А как сыплются маленькие яблоки? Правильно трим – тим –тим.

А теперь мы поиграем, я вас разделю на две группы. Одна группа – это большие яблоки, другие – маленькие…Вот ты исполнишь роль ёжика, а я буду называть действия ёжика, яблок, а вы – исполнять их. Ёжик ходит по саду. Забыл свой барабан. Просыпались большие яблоки. Побегайте, покажите, как сыплются маленькие яблоки. Маленькие яблоки упали на землю. Садимся.

В сад вернулся ежик и собрал яблоки в корзину. Ест он яблоки и приговаривает; «Какие они румяные, сочные, вкусные, сладкие, душистые» (обращаясь к группе). Представьте, что и вы надкусываете яблоко. Яблоко хрустящие? Вкусное? (Ответы. Если дети затрудняются, воспитатель показывает начало слова.)

4. Воспитатель. Поели яблоки? Теперь почистим зубы. Покажите свой зубки. Посмотрите, как я чищу (Показ: справа налево, слева направо). А теперь вы покажите (проверяет). Но зубы чистят не только из стороны в сторону, но и снизу вверх и обратно (показ). Теперь вы опять покажите. Правильно! Молодцы!

5. Воспитатель. Вы так правильно выполняете все задания, что ёжик предлагает разыграть игру «Что изменилось?». Правило игры: вы должны запомнить, как расставлены предметы на столе и закрыть глаза. Я делаю перестановку (большое яблоко укладывается в корзину). Что изменилось? (ответы). Правильно, большое яблоко лежало на столе, а сейчас оно в корзине.

Презентация. Комплексное рисование ладошками картины «Ёжик в лесу».

Литература

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.2010.

Серия А № 0000774 № кв. 62502655103360 дата отправки 10.11.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Дидактические игры и упражнения

для развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста

Дидактическая игра «Наряди елочку»

Оборудование: 3 елочки, картонные елочные шары (по 4 красного, синего, желтого цвета, обратная сторона шаров белая с изображением капусты, моркови, веточки с листочками, гриба, шишки, орешка, сосиски, блюдечка с молоком, рыбы), игрушки: белочка, зайчик, медвежонок, котенок, банты красного, синего и желтого цвета.

1 вариант игры

Задачи:

познавательные: закрепить представления детей о традиции украшения елки игрушками, развивать умение различать цвета, развивать элементарные умения группировать предметы по цвету и зрительно его соотносить.
речевые: расширять словарный запас, активизировать в речи признаки: большой, маленький, называть игрушку, выделяя её характерные признаки (у зайца длинные ушки и т.д.), закрепить названия цветов, учить употреблять предлоги
Развивать мелкую моторику рук

Ход игры

На столах стоят елочки, в стороне спрятаны игрушки с завязанными на них бантами. В коробке перемешаны елочные шары.

Воспитатель достает игрушки, дети называют их. Обговариваем внешний вид игрушек, их размер. Игрушка располагается под елкой, дети говорят, где сидит Белочка, Зайчик или Мишка.

Воспитатель: «У Зайки, Белочки и Мишки праздник. К ним скоро придет Дед Мороз. Они нарядились, повязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? (красного) Какого цвета бантик у Белочки? (синий). А какой бантик у Мишки? (желтый) Игрушки у нас нарядные и очень хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста, повесим на елочку Зайчика все шарики, такого же цвета как его бантик (шары красного цвета) Какие шарики нам надо повесить на елочку Белочки (все синие шарики), а на елочку Мишки? (все желтые шарики)»

При затруднении детей обращаем их внимание на цвет бантика, сидящей под елкой игрушки. «Смотри, у Зайчика красный бантик, значит, ему нужен красный шарик» Дети самостоятельно вывешивают шары на елку.

2 вариант игры

Цель: развитие речевой и познавательной активности.

Задачи:

· познавательные: дать представление о том, что едят животные.

· речевые: расширять словарный запас и активизировать в речи признаки: большой, маленький, называть животное, выделяя его характерные признаки (у зайца длинные ушки и т.д.), учить изменять слова в В.п. (любит морковку и т.д.), подбирать признаки к предметам, изображенным на шарах, развивать фразовую речь.

· Развивать мелкую моторику рук

Ход игры

На столах стоят елочки, под ними сидят игрушки, без бантиков. В коробке перемешаны елочные шары. Воспитатель с детьми называют животных, обговаривают их внешний вид и размер.

Воспитатель: «У Зайца, Белочки и Котенок праздник. К ним скоро придет Дед Мороз. Они очень хотят украсить свои елочки шариками. Только шарики у них не простые. На шариках нарисовано то, что больше всего любит кушать эти животные. Давайте поможем им украсить елочки. Елочку Зайца надо украсить шариками, на которых нарисовано то, что он ест (морковка, веточка, капуста). На шариках для Белочки должно быть нарисовано то, что она любит кушать (грибы, шишки, орешки), а для Котенка выберем то, что нравиться ему (сосиски, рыба, молоко)»

Дети самостоятельно вывешивают шары на елку. Затем воспитатель добивается ответа от детей предложением типа: «Зайчик ест морковку и т.п.»

Дидактическая игра «Кто спит зимой»

Цель: развитие речевой и познавательной активности.

Задачи:

познавательные: дать первоначальное представление о самих животных, о том, как зимуют некоторые животные, и где они живут, о том, что у животных есть маленькие детеныши.
речевые: расширять словарный запас, активизировать в речи названия животных, их характерные признаки (ёжик колючий, зайчик белый, большой, маленький), учить сравнивать по величине 2х животных, закреплять умение различать и называть основные цвета, развивать фразовую речь, учить понимать смысл прочитанного текста, развивать умение употреблять предлоги.
Развивать зрительно-пространственную ориентировку
Оборудование: картина большого формата с изображением спящих по норам взрослых животных, прозрачные кармашки, отдельные изображения животных: скачущий заяц, жук, спящий сурок и спящие детеныши ежа, медведя, барсука, темный картон, вырезанный по силуэту норок.

Ход игры

Вывешивается картина, все нарисованные герои закрыты темным картоном.

Воспитатель выясняет знания детей о том, какие дикие животные живут в лесу и рассказывает, что зимой в лесу некоторые животные ложатся спать в своих теплых и уютных норках и спят до самой весны. Далее читает стихотворение В. Степанова «Кто зимой спит» и по ходу чтения открывает изображения и вставляет в прозрачные кармашки картины недостающие. Можно предложить это сделать детям.

Спать зимой ложатся

Ёжик и Барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый Жук.

Спит Медведь в берлоге

Спит в норе Сурок.

Ну а Зайка белый

Спать зимой не лёг.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору —

Бегает по лесу

Да грызет кору.

Примерные вопросы для беседы по содержанию текста:

Где живут животные?
Кто ложится спать зимой?
А кто не спит всю зиму?
Что делает зайчик?
Где спит жук?
Чья норка возле домика Барсука?
Примечание: Названия животных сурок, барсук, барсучонок проговариваются, но на них не акцентируется внимание детей. А названия детенышей и взрослого животного дети могут проговорить сами (ежонок - еж, медведь - медвежонок, заяц-зайчонок)

1 вариант

Предлагаем детям найти маму каждого детеныша и положить его спать рядом с мамой (вставляем в кармашки детеныша в норку к его маме). Покажите, кто из животных остался без детеныша? (Сурок)

2 вариант

Подбираем характерные видимые признаки к животным и их детенышам. Можно предложить детям сравнить маму и ее детеныша.

3 вариант

Определяем, какого цвета у животного подушка и одеяло? Похожи ли эти цвета на цвета подушки и одеяла детеныша и т.п.

Дидактическая игра «Как ёжики готовятся к зиме»

Цель: развитие речевой и познавательной активности.

Задачи:

познавательные: закреплять знания детей о том, что некоторые животные впадают в спячку, дать первоначальное представление о том, как готовит норку и зимует еж.
речевые: расширять словарный запас и активизировать в названия животного и его детеныша и их характерные признаки (колючий, маленький и т.д.), закреплять умение различать и называть основные цвета, развивать фразовую речь, развивать умение употреблять предлоги.
Развивать мелкую моторику, дыхание и силу выдоха, тренировать мышцы губ, меняя статическое положение.
Оборудование: игрушки ежиная семейка, коробка с бумажными листочками зеленого, желтого и красного цвета.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям о том, как зимуют некоторые животные и показывает им ежиную семейку. Обговариваем их внешний вид, величину и т.д. говорит, «Скоро наступит холодная зима и ежики лягут спать. Чтобы им было тепло и удобно им надо приготовить свою норку, натаскать туда много листочков, травки. Давайте мы с вами им поможем, соберем в его норку листочки, которые упали с деревьев.»

Практическая деятельность воспитателя и детей

Сначала воспитатель предлагает детям раздуть из коробки листочки, контролируя силу выдоха детей. «Подул слабый ветерок (дети дуют тихо), а потом вдруг подул сильный ветер (дети пытаются с силой выдуть листочки из коробочки)»

Затем предлагаем детям выбирать из перемешанных листочков сначала зеленые, потом желтые и затем красные листочки. Затем укрывают ежиков листочками (набрасывают листочки на ежиков, пряча их)

Примечание: Развивая моторику рук, следите за тем, чтобы дети не просто набрасывали листья на ежей, а как бы посыпали их ими, совершая движения кончиками всех пальцев или щепотью. Раздувая листочки дети должны вытягивать губы трубочкой.



Публикации по теме