Должностная инструкция воспитателя доу. Должностная инструкция воспитателя

Должностная инструкция воспитателя детского сада определяет трудовые взаимоотношения. Она устанавливает функциональные обязанности, виды ответственности сотрудника, права, порядок занятия, освобождения от должности, правила подчинения, требования к опыту, образованию.

Документ разрабатывает начальник подразделения. Утверждает генеральный директор учреждения.

Представленную ниже типовую форму можно использовать при составлении должностной инструкции младшего, старшего воспитателя, воспитателя группы продленного дня. Ряд положений документа может отличаться в зависимости от специфики учреждения.

Образец типовой должностной инструкции воспитателя детского сада

І. Общие положения

1. Воспитатель детского сада принадлежит к категории «специалисты».

2. На должность воспитателя детского сада назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего специального и медицинское заключение о допуске к работе.

3. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему детского сада.

4. В период отсутствия воспитателя детского сада его функциональные обязанности, права, ответственность передаются иному должностному лицу, о чем фиксируется в приказе по учреждению.

5. Назначение или освобождение от должности воспитателя детского сада осуществляется приказом заведующего детского сада.

6. Воспитатель детского сада должен знать:

  • законодательство РФ, нормативные правовые акты по вопросам образовательной деятельности;
  • трудовое законодательство;
  • детскую, социальную психологию, педагогику;
  • нормативные акты о правах ребенка;
  • способы и методику контроля воспитанников;
  • возрастные особенности детей, гигиену, физиологию;
  • педагогическую этику;
  • способы коммуникации, налаживания контактов с коллегами, воспитанниками, их родителями;
  • способы, теорию воспитательной работы, наполнения свободного времени воспитанников;
  • методы установления причин конфликтных ситуаций, их предупреждение и устранение;
  • передовые педагогические методики развивающего обучения;
  • основы работы со средствами коммуникации;
  • основы экологии;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

7. Воспитатель детского сада руководствуется в своей деятельности:

  • Уставом учреждения;
  • данной должностной инструкцией;
  • законодательными актами РФ;
  • правилами внутреннего трудового распорядка, иными руководящими актами учреждения;
  • приказами, распоряжениями руководства.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

Воспитатель детского сада выполняет следующие должностные обязанности:

1. Контролирует вверенных воспитанников в соответствии с требованиями инструкции по охране жизни, здоровья детей в помещениях учреждения, на прогулочных площадках.

2. Выполняет должностные обязанности только после прохождения медицинского осмотра два раза в год.

3. Следит за состоянием здоровья ребенка.

4. Регулярно проводит мероприятия по укреплению здоровья, совместно с медицинским персоналом учреждения.

5. Производит гигиенический уход за детьми. Уделяет внимание воспитанникам, которые посещают детский сад после болезни.

6. Осуществляет коррекционную, развивающую деятельность с воспитанниками по рекомендациям психологов и иных специалистов.

7. Планирует, производит воспитательную, образовательную деятельность в соответствии с программой, совместно со специалистами учреждения.

8. Готовится к проведению занятий по установленному плану.

7. Содействует выполнению установленного порядка занятий и режима дня.

8. Изучает индивидуальные интересы, способности детей. Использует данные результаты в педагогической деятельности.

9. Регулярно сообщает руководителю учреждения, старшей медсестре об изменениях в состоянии здоровья детей. Устанавливает причину отсутствия детей, ведет табель учета посещаемости.

10. Наблюдает за поведением детей во время адаптации. Ведет записи наблюдений.

11. Работает с родителями в вопросах воспитания детей в семье. Обеспечивает создание необходимых условий в помещениях учреждения для реализации воспитательной, образовательной программы.

12. Готовит досуг, праздничные мероприятия с участием детей, совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

13. Относится к воспитанникам с уважением, заботой, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

14. Заменяет воспитателя-сменщика в период его отсутствия.

15. Своевременно и качественно ведет документацию.

16. Выполняет поручения руководителя, старшего воспитателя, старшей медсестры, которые связаны с охраной жизни, здоровья детей, педагогической деятельностью.

17. Лично сдает смену второму воспитателю. Детей передает по списку.

18. Участвует в педагогических советах учреждения, методических объединениях в районе, округе. Проводит родительские собрания. Участвует в смотрах, конкурсах, выставках детских работ.

19. Ведет деятельность с воспитанниками по благоустройству территории учреждения.

20. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

21. Регулярно повышает профессиональную квалификацию на семинарах, курсах.

22. Бережно обращается с имуществом учреждения.

23. Налаживает санитарно-гигиенический режим в группе воспитанников.

ІІІ. Права

Воспитатель детского сада имеет право:

1. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения своих служебных обязанностей, сохранности материальных ценностей.

2. Представлять интересы учреждения в установленном порядке.

3. Выдвигать предложения в адрес руководства, которые относятся к деятельности учреждения.

4. Принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции.

5. Сообщать непосредственному руководителю о выявленных недостатках в деятельности учреждения. Выдвигать предложения по их устранению.

6. Вступать в коммуникацию с персоналом структурных подразделений учреждения по рабочим вопросам.

7. Вести, подписывать документы в рамках своей компетенции.

8. Получать необходимые сведения для исполнения своих должностных обязанностей.

9. Получать информацию о решениях руководства учреждения в отношении собственной деятельности.

10. Не исполнять свои полномочия при возникновении опасности для здоровья, жизни.

ІV. Ответственность

Воспитатель детского сада несет ответственность за:

1. Нарушение требований трудовой дисциплины, норм внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, противопожарной защиты.

2. Последствия своих решений, самостоятельных действий.

3. Нарушение требований этикета, норм общения.

4. Неправомерное обращение с личными данными воспитанников, сотрудников, разглашение конфиденциальных сведений.

5. Нарушение требований руководящих документов учреждения.

6. Качество ведения отчетной документации.

7. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

8. Причинение ущерба учреждению, ее сотрудникам, воспитанникам, государству.

9. Предоставление руководству, сотрудникам, родителям (опекунам) заведомо недостоверных сведений.

10. Несанкционированное руководством представление интересов учреждения.

Помощник воспитателя в детском саду

Помощник воспитателя в детском саду ассистирует в воспитательном процессе. Он участвует в занятиях, которые проводит воспитатель.

Основные должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду:

1. Регулярная уборка, проветривание, дезинфекция помещений учреждения.

2. Содействие воспитателю в проведении работ с воспитанниками.

3. Размещение заявок на замену, ремонт оборудования учреждения.

4. Помощь повару в приготовлении и подаче пищи воспитанникам.

Утверждаю:

Директор Муниципального

Образовательного учреждения

«Детский Дом»

____________

«____»_________ 2011 года

Должностная инструкция

воспитателя

1. Общие положения.

1.5. В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией Российской Федерации , Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреж­дении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Прези­дента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законо­дательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами детского дома (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей дол­жностной инструкцией), трудовым договором . Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции.

Основными направлениями деятельности воспитателя являются:

2.1. Попечение, воспитание и надзор за воспитанниками во время их нахождения в Детском Доме.

2.2.Организация образовательно-воспитательного процесса и культурно-досуговой деятельности с воспитанниками, согласно их запросам и возможностям, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

2.3. Обеспечение социализации, формирования компетентностей, осознанного выбора и последующего освоения индивидуальных программ воспитанников.

2.4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во время занятий с воспитанниками.

3. Должностные обязанности.

Воспитатель выполняет следующие обязанности:

3.1. Соблюдает права и свободы воспитанников, несёт ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательно-воспитательного процесса.

3.2. Воспитатель систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методического объединения, заседаниях реабилитационного совета, в работе Педагогического Совета МОУ «Детский Дом», совещаниях, планерках по вопросам воспитания и обучения воспитанников.

3.3. При планировании и организации образовательно-воспитательной деятельности руководствуется основными направлениями комплексно-целевой программы развития воспитательной системы «Становление».

3.4. Своевременно и обязательно выполняет все устные и письменные текущие распоряжения, приказы администрации учреждения.

3.5. Организует жизнедеятельность воспитанников согласно основных направлений учреждения, плану группы, плану-сетки (творческая тетрадь, летопись, информационно-аналитическая папка, индивидуальные тетради педагогической коррекционно-развивающей работы , плану профессионального саморазвития, индивидуальной программе, режиму дня).

3.6. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

3.7. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашний заданий.

3.8. Способствует обеспечению уровня подготовки воспитанников соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

3.9. Сопровождает воспитанников в школу, согласно разработанному графику, и встречает после занятий. Посещает родительские собрания, работает в контакте с учителями, классными воспитателями, психологом, социальным педагогом, инспектором УВД школы, в которой обучается воспитанник, проводит систематический контроль за посещаемостью.

3.10. Ежедневно (т. е. каждую дневную смену) контролирует лично посещение детьми вверенной группы, школы, их успеваемость, поведение на уроках. Результаты записывает в дневнике наблюдений и в журнале передачи смен.

3.11. Систематически, согласно планирования проводит мероприятия по профилактике токсикомании, табакокурения, ДТП, поведения в быту, на воде и т. д.

3.12. Совместно с органами детского самоуправления воспитанников, ведёт активную пропаганду здорового образа жизни.

3.13. Организует выполнение воспитанниками режима дня, приготовление домашних заданий, организует досуг, привлекает детей к получению дополнительного образования через художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

3.14. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию.

3.15. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

3.16. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

3.17. Выполняет действия в случае самовольной отлучки воспитанников за пределы Детского Дома:

Сообщает администрации о самовольном уходе ребенка;

Ставит в известность дежурного инспектора ОДН УВД г. Надыма по телефону;

Осуществляет поиск воспитанников в местах его возможного пребывания;

По истечение суток со дня ухода воспитанника подаёт заявление о розыске пропавшего в отдел уголовного розыска (305 кабинет) при УВД г. Надыма.

3.18. Ведет в установленном порядке документацию и отчетность:

Журнал передачи смен с целью контроля за движением воспитанников, выполнением запланированной работы, соблюдением санитарно-гигиенических требований, выполнением текущих распоряжений администрации и медицинского персонала;

Своевременно заполняет творческую тетрадь, анализирует воспитательную деятельность за текущий месяц. В ежедневном дневнике наблюдений подводит итог дня запланированной и реализуемой работы с целью корректировки дальнейших воспитательных действий сменному воспитателю;

Дневник посещения воспитанников родителями и родственниками;

Журнал инструктажа воспитанников по ТБ, ПБ, ПДД и т. д. – ежемесячно.

Формирует портфолио, в которое входят материалы подтверждающие результативность педагога в разнообразных видах деятельности – воспитательной, творческой, самообразовательной.

Журнал передачи товарно-материальных ценностей, находящихся на подотчете группы.

3.19. Планирует и проводит работу, обеспечивающую создание условий для социально-трудовой адаптации воспитанников. Поддерживает совместно с воспитанниками чистоту, систематически проводят уборку группы, привлекают детей к дежурству, развивают навыки самообслуживания.

3.20. Координирует деятельность младшего воспитателя. Воспитатель обязан сдать смену младшему воспитателю без замечаний с отметкой в журнале передачи.

3.21. Соблюдает санитарно-гигиенические требования:

При соблюдении режима дня;

При организации питьевого режима, получении, раздаче и приема пищи;

При организации и проведении самоподготовок;

При организации генеральной уборки группы;

Закрепление за каждым воспитанником места для самоподготовки, для хранения школьных принадлежностей, одежды, обуви, личных вещей, предметов;

Поддержание чистоты и порядка совместно с детьми в течение всей рабочей смены;

Осуществляет контроль сезонности и сменности одежды и обуви детей;

Следит за тем, чтобы воспитанники имели опрятный внешний вид.

3.22. Воспитатель передает смену при наличии всех детей. В случае самовольной отлучки дежурный воспитатель принимает все меры, указанные в пункте 3.7. Сменный воспитатель, принимая смену, расписывается за то количество детей, которое существует в момент передачи смен.

3.23. Воспитатель проводит экскурсии, походы, посещают кино, театры, выставки, согласно приказа директора МОУ «Детский Дом» об ответственности за жизнь и здоровье детей.

3.24. Воспитатель в течение рабочего времени не имеет права оставлять воспитанников в жилых комнатах без присмотра.

3.25. При обнаружении у воспитанников чужих вещей и предметов немедленно сообщить администратору.

3.26. Несёт ответственность за сохранность полученных вещей в процессе носки, за предоставление вещей на списание по окончании срока носки.

3.27. Воспитатель обязан приходить на рабочее место в опрятном виде, не появляться на рабочее место в нетрезвом состоянии, не распивать спиртные напитки. Соблюдать правила педагогической этики в общении с воспитанниками и сотрудниками учреждения.

3.28. Выясняет адреса прежнего места жительства ребенка, имеющихся родственников, друзей.

3.29. Организует рабочее место для самоподготовки, хранения необходимых принадлежностей, документации (в том числе документация об ответственности за сохранность мебели, одежды, обуви).

3.30. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

4. Права.

Воспитатель имеет право:

4.1. Участвовать в управлении Детского Дома в порядке, определяемом Уставом МОУ «Детский Дом».

4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы и давать по ним объяснения.

4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.6. Свободно выбирать и использовать методики воспитания и обучения, учебные пособия и материалы.

4.7. Повышать квалификацию.

4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.9. Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами Детского Дома.

5. Ответственность.

5.1. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации .

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Детского Дома, распоряжений директора Детского Дома и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

5.4. За виновное причинение Детскому Дому или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством, Устава МОУ «Детский Дом».

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Воспитатель:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором МОУ «Детский Дом».

6.2. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены).

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора Детского Дома по учебно-воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.4. Представляет заместителю директора Детского Дома по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц два раза в год.

6.5. Ежемесячно отчитывается о наличии вещей у воспитанников заместителю директора по АХЧ.

6.6. Получает от директора Детского Дома и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера.

6.7. Работает в тесном контакте с учителями, классными воспитателями и родителями (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками Детского Дома.

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

Образец должностной инструкции воспитателя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;
  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
  • основами детской психологии и педагогическими подходами,
  • правами детей;
  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

  • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
  • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
  • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
  • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
  • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
  • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
  • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
  • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
  • обучение детей соблюдению режима дня;
  • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
  • подготовка и проведение родительских собраний;
  • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
  • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
  • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
  • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
  • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
  • следование установленному графику работы;
  • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
  • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

ІV. Ответственность

При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.

4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;

4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).

4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..

4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.

4.9. Превышение своих полномочий;

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.

ФАЙЛЫ 1 файл

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

С точки зрения закона

Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.

Кто занимается составлением должностной инструкции

Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами , а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

Заполняем должностную инструкцию воспитателя

  1. В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
  2. Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения» . Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
  3. После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
  4. В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
  5. Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
  6. В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
  7. Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.

Человек, которому мы доверяем своего ребенка, пока заняты работой, - это воспитатель детского сада. Именно к нему можно предъявлять самые высокие требования, касающиеся как уровня образования, так и чисто человеческих качеств, ведь он должен совмещать в себе чуткость, понимание и строгость. Хороший воспитатель сегодня на вес золота, ведь это очень сложная профессия, которая требует от человека сильного духа, стойкости, умения быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях, при этом беззаветно любя всех детей мира.

Для того чтобы четко понимать, кто же он такой - идеальный воспитатель, стоит сначала разобраться, что же это за профессия.

Кто такие воспитатели?

Воспитатели - это которые воздействуют на умственное и физическое развитие детей 3-7 лет. Воспитатель обязан внимательно присматривать за всеми доверенными ему детьми в тот период, пока они находятся в ДОУ. Кроме того, в это период он должен заниматься их дошкольным обучением, своевременно накормить и положить деток спать, организовать интересные для детей мероприятия. Если воспитатель замечает какие-то проблемы у одного из детей, он в обязательном порядке должен сообщить об этом его родителям и предоставить рекомендации, которые должны помочь решить проблему.

Для упрощения работы за каждым воспитателем должна быть закреплена небольшая группа детей приблизительно одного возраста. И пока дети находятся в ДОУ, вся ответственность за их жизнь, самочувствие и здоровье возложена именно на воспитателя.

Детальнее об их обязанностях

Должностная инструкция воспитателя должна иметь перечень его обязанностей - об этом знают и руководящее звено, и родители, поэтому, если возникает вопрос, касающийся обязанностей воспитателя, достаточно внимательно изучить именно этот документ, чтобы все противоречия были разрешены.

В обязанности воспитателя в обязательном порядке входят:

  • Контроль за посещаемостью. Воспитатель обязан принять ребенка у родителей, а в конце дня отдать прямо в руки.
  • Проведение специализированных занятий для развития детей (улучшения моторики, логики и т.п.). Помимо того, что дети в детском саду развлекаются и отдыхают, хороший воспитатель обязательно должен проводить интересные для детей занятия, на которых детки будут развиваться.
  • Организация игр, мероприятий, праздников. Для того чтобы детям было интересно, воспитатель должен знать множество игр, которые прекрасно подойдут для развития детей. Также на его плечи возложена обязанность организации разных праздников и прочих мероприятий, на которых детки будут учиться проявлять себя, не бояться публики.
  • Контроль над посещением детьми врачей и получением необходимых прививок. Именно воспитатель отвечает за то, чтобы детки оставались здоровыми, и он имеет право настоять на том, чтобы ребенок посетил с родителями того или иного врача.
  • Должностная инструкция воспитателя детсада также подтверждает, что воспитатель обязан помогать детям переодеваться, причесываться, сходить в туалет. Конечно, дети должны привыкать к самостоятельности, но воспитатель обязан присмотреть за ребенком, помочь ему и ни в коем случае не позволять выглядеть неаккуратно или быть грязным.
  • Воспитатель обязан проконсультировать родителей по тому или иному вопросу, который может возникнуть в процессе воспитания их ребенка.

Где может работать воспитатель?

На должность воспитателя могут искать человека как государственные, так и частные, а также центры детского развития. Для каждого такого сотрудника должна быть разработана должностная инструкция воспитателя ДОУ. введенный в действие с начала 2014 года, должен перекликаться с должностными инструкциями воспитателей, так как именно он позволяет стандартизировать процесс дошкольного обучения, чтобы дети имели равные стартовые навыки перед началом школьного образования.

О профессиональных навыках

Понятно, что тот человек, который желает стать хорошим воспитателем, должен не только уметь помогать деткам или организовать праздник для них. Нужно быть способным находить общий язык с абсолютно разными детьми, постараться заметить проблемы и достижения каждого малыша, даже если в группе их больше двух десятков.

Должностная инструкция воспитателя гласит, что необходимо владеть такими навыками:


Как стать хорошим воспитателем?

Хороший воспитатель должен видеть в себе не человека, работающего по профессии, а человека, работающего по призванию. Но несмотря на это, даже должностная инструкция ночного воспитателя подразумевает наличие соответственного образования, так что если вы чувствуете, что желаете работать с детьми, стоит сначала получить диплом, который позволит заниматься любимым делом.

Как получить должность воспитателя в саду?

Многие воспитатели, которые работают в государственных детских садиках, мечтают о более высокооплачиваемой работе. Более высокую оплату труда предлагают в частных учреждениях, но и требования там немного другие. Конечно же, никак не обойтись без опыта работы, оконченного образования. При первых попытках получить подобную должность вам могут предложить должность помощника воспитателя. Должностная инструкция пом. воспитателя подразумевает выполнения почти тех же обязанностей, что и у воспитателя, но оплата будет ниже. Для начала это неплохой вариант, ведь очень скоро можно рассчитывать на повышение.

Что не обязан делать воспитатель?

Должностная инструкция четко очеркивает обязанности, но иногда возникают некоторые ситуации, в которых интересы родителей и воспитателя пересекаются, и возникает Так, родители могут пожаловаться руководству детского сада, хотя сами не понимают границы своих прав и обязанностей. Например, если родители задерживаются, а рабочий день уже закончился, кто в ответе за ребенка: мама или воспитатель? Должностная инструкция не подразумевает ожидания воспитателем непунктуальных родителей, так что не стоит забирать его свободное время после работы.

Мама обязана передать своего ребенка прямо в руки воспитателю. Если родитель оставил дитя у калитки, а малыш упал или поскользнулся, виновата мама, а не воспитатель. Должностная инструкция гласит, что родители обязаны передать ребенка с рук на руки. Если ребенок пришел сам, должен быть составлен подтверждающий документ с подписями воспитателя, а после - и одного из родителей.

Если воспитатель отказывается от требований руководства

Иногда возникают ситуации, в который воспитатель просто отказывается выполнять задание руководства, например, если от него требуют делать ремонт в детском саду за свой счёт. В таком случае нужно ссылаться только на свою должностную инструкцию. Если подобный пункт в ней не прописан, вы имеете полное право отказаться от выполнения подобный поручений.

О чем должен помнить воспитатель?

Должностная инструкция - это не единственный документ, который регулирует деятельность воспитателя. Еще есть требования, закрепленные на государственном уровне (например, санитарно-эпидемиологические). Воспитатель должен знать четко как свои права, так и обязанности, помнить о том, что ему доверяют самое дорогое - детей, поэтому несерьезным и безответственным людям в такой профессии не место.

Еще пара слов о профессии

Хороший воспитатель обязан любить детей, как своих, так и чужих, показывать деткам своим личным примером, каким должен быть взрослый человек. Нужно уметь в маленьком ребенке разглядеть личность со своими требованиями, мнением и желаниями. Ни в коем случае не допускается разное отношение к деткам из одной группы: перед воспитателем все равны, он все любит, во всех верит.

Если вы желаете работать воспитателем, сделайте все, чтобы стать только самым лучшим специалистом, который вызывает восторг и желание равняться на него. Станьте тем супергероем, которым восхищаются маленькие детки, который всегда защитит и поддержит.

Елена Меньшикова
Должностная инструкция воспитателя детского сада

Должностная инструкция воспитателя

Общие положения

1. Воспитатель назначается на должность и освобождается от должности в установленном трудовым законодательством порядке приказом заведующего учреждением.

2. Воспитатель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

3. Требование к стажу работы отсутствуют.

4. Квалификационные требования к воспитателю , не установленные настоящей должностной инструкцией , устанавливаются согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей , специалистов и служащих, разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» по должности «Воспитатель (включая старшего) » и профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель , учитель) ».

Связи по должности

5. Воспитатель подчиняется старшему воспитателю .

6. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя .

7. Воспитатель выполняет требования медицинского работника, связанные с охраной жизни и здоровья детей.

9. Координирует деятельность помощника .

10. Работает во взаимодействии с другим воспитателем , работающим в группе :

10.1. согласовывает с ним формы, средства, методы воспитания детей в соответствии с образовательной программой;

10.2. лично сдает ему смену, детей передает по списку;

10.3. при передаче смены оставляет в группе образцовый порядок;

10.4. сообщает сменяющему воспитателю необходимую профессиональную информацию (события, произошедшие в группе в первой половине дня, изменения в состоянии здоровья отдельных детей, просьбы и пожелания родителей (законных представителей) по присмотру и уходу и т. п.);

10.5. замещает второго воспитателя , отсутствующего по болезни и другим причинам, в пределах нормы рабочего времени;

10.6. взаимодействует с другим воспитателем при создании развивающей предметно-пространственной среды.

Должностные обязанности

Обязанности при приеме детей в группу

11. Совместно с медицинским работником проводит ежедневный утренний прием детей.

12. Опрашивает родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей.

13. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) проводит ребенку термометрию.

14. Не принимает в группу ребенка с подозрением на заболевание (отклонениями в состоянии здоровья) :

а) температура выше 37 0С,

б) кашель, насморк (обильные выделения, охриплость голоса,

в) диарея, рвота,

г) сыпь, пятна на коже,

д) красные, опухшие глаза,

е) жалобы на зубную боль, на боли в животе, в ушах,

ж) иные жалобы на плохое самочувствие.

15. В случае отсутствия ребенка более 5 дней (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, а также после перенесенного заболевания запрашивает у родителей (законных представителей) и передает медицинскому работнику справку с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

16. Помогает детям переодеваться, следит за переодеванием.

17. Следит за просушиванием верхней одежды и обуви детей.

18. Не принимает от родителей (законных представителей) и не допускает оставление в здании или на территории учреждения колясок, санок, велосипедов, лыж.

19. Представляет старшему воспитателю :

а) незамедлительно – о детях с подозрением о совершении в отношении них в семье физического насилия (наличие у ребенка характерных кровоподтеков, ссадин, царапин и т. п., а также о применении методов воспитания , связанных с психическим насилием (ребенок запуган, постоянно и без внешних причин плачет и др.) ;

б) о ненадлежащем исполнении родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию детей (ребенок неухожен, неопрятен, приходит в учреждение голодным и т. п.) .

20. Принимает от родителей (законных представителей) телефонные звонки или смс-сообщения о детях, оставшихся дома (в связи с болезнью или по другим причинам) .

21. Сообщает медицинскому работнику об отсутствующих детях, выясняет причины их отсутствия (если о причинах отсутствия не сообщили родители (законные представители) ребенка).

Обязанности по работе с группой в течение дня

22. Соблюдает режим дня в группе, в том числе следит за продолжительностью прогулок , сокращает их нормальную продолжительность при неблагоприятных погодных условиях.

23. Осуществляет выход с детьми за территорию учреждения только на основании приказа заведующего учреждением.

24. Регулирует поведение детей в целях обеспечения их безопасности :

24.1. не допускает нахождение детей без присмотра (обеспечивает постоянное нахождение детей в зоне видимости / в поле зрения воспитателя , младшего воспитателя );

осуществляет постоянный контроль за местонахождением детей;

24.2. предотвращает падения, удары, ушибы, порезы, ожоги, электротравмы детей и т. д. ;

24.3. не допускает переохлаждения и перегрева детей;

24.4. следит за тем, чтобы дети не приносили с собой :

а) игрушки, в том числе куклы, машинки, конструкторы, а также отдельные детали конструкторов и машинок, иных игр и игрушек,

б) еду (в том числе, соки, конфеты,

в) лекарства,

г) парфюмерные и косметические средства,

д) колющие и режущие предметы,

е) мобильные телефоны, планшеты, электронные игры и другие электронные устройства,

ж) зонты, солнцезащитные очки,

з) огнеопасные и взрывоопасные вещества;

24.5. следит за тем, чтобы оконные и балконные проемы в группе находились в закрытом состоянии (когда помещение не проветривается) ;

24.6. держит закрытыми входные двери в группу, а также внутренние двери;

24.7. запирает на ключ двери шкафов и кладовых, имеющихся в группе;

24.8. не допускает драк, столкновений, конфликтов между детьми;

24.9. уделяет особое внимание детям с расстройством аутистического спектра, а также детям с агрессивным поведением.

25. Организует питание детей :

25.1. следит за соблюдением режима питания в группе;

25.2. руководит подготовкой детей к приему пищи;

25.3. контролирует поведение детей во время питания;

25.4. использует приемы работы с плохо питающимися или отказывающиеся принимать пищу детьми.

26. Организует дневной сон детей :

26.1. регулирует поведение детей перед сном с целью снижения интенсивности подвижных эмоциональных игр;

26.2. укладывает детей :

а) помогает детям раздеться,

б) помогает детям надеть пижамы (по просьбе родителей (законных представителей) детей, по рекомендации медицинского работника, в других случаях,

в) укладывает первыми детей с трудным засыпанием и чутким сном;

г) задвигает шторы, выключает освещение,

д) помогает детям заснуть (читает книгу, рассказывает сказку, включает спокойную музыку и т. п.) ;

26.3. непрерывно присутствует в спальне во время сна детей или обеспечивает присутствие помощника воспитателя / младшего воспитателя ;

26.4. в теплый период во время сна детей держит окна открытыми, не допуская сквозняка;

26.5. проводит постепенный подъем детей.

27. Обеспечивает соблюдение детьми личной гигиены.

28. Обеспечивает временную изоляцию заболевших в течение дня детей :

28.1. вовремя выявляет детей с подозрением на заболевание;

28.2. передает детей с подозрением на заболевание медицинскому работнику;

28.3. при необходимости (при госпитализации ребенка в медицинскую организацию и в других случаях) оперативно информирует родителей (законных представителей) о болезни ребенка.

29. Контролирует температуру и влажность воздуха в помещениях, предназначенных для пребывания детей.

30. Следит за соблюдением режима проветривания и влажной уборки спальни и иных помещений, предназначенных для пребывания детей.

31. Не допускает сквозного проветривания в присутствии детей.

32. Следит за обеспечением инсоляции помещений (включает источники дополнительного искусственного освещения, раздвигает шторы после сна детей и т. д.).

33. Проверяет состояние постелей, контролирует своевременное обновление постельного белья.

34. Контролирует маркировку постельного белья младшим .

Совместно с младшим воспитателем / помощником воспитателя маркирует постельное белье.

35. В группах для детей младенческого и раннего возраста в середине дня моет игрушки (в специально выделенных, промаркированных емкостях, за исключением игрушек, не подлежащих влажной обработке.

36. Поддерживает порядок на прогулочном участке (оставляет его в порядке после прогулки детей) .

Обязанности в завершении дня

37. В конце дня передает детей их родителям (законным представителям, иным лицам, указанным в договоре об образовании.

38. Не допускает передачи детей сторонним лицам, а также родителям (законным представителям) с признаками алкогольного, наркотического или токсического опьянения :

38.1. информирует о данном факте заведующего учреждением или заместителя заведующего по безопасности (при отсутствии заведующего или его заместителя – звонит им) ;

38.2. принимает меры по передаче ребенка другим родственникам;

38.3. при невозможности передать ребенка родителям (законным представителям) –передает ребенка в подразделение по делам несовершеннолетних.

39. Совместно с медицинским работником информирует родителей (законных представителей) заболевших в течение дня детей о признаках заболевания и об оказанной первой помощи (если такая помощь оказывалась) .

40. Кратко сообщает родителям (законным представителям) детей необходимую информацию (о поведении ребенка в группе, о занятиях в течение дня, об особенностях развития, о том, насколько хорошо или плохо ест, спит ребенок в учреждении и т. п.).

41. Информирует заведующего учреждением (заместителя заведующего, старшего воспитателя ) о детях, которых в установленное время не забрали родители (законные представители) .

42. Готовит помещения группы к следующему дню :

42.1. моет игрушки (в специально выделенных, промаркированных емкостях, за исключением игрушек, не подлежащих влажной обработке;

42.2. стирает по мере загрязнения кукольную одежду с использованием детского мыла и проглаживает ее;

42.3. моет новые (приобретенные) игрушки (за исключением мягконабивных) перед их поступлением проточной водой с мылом или иным моющим средством и затем высушивает на воздухе;

42.4. обрабатывает согласно инструкции изготовителя пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки;

42.5. расставляет детские столы , стулья и т. п. ;

42.6. убирает на место игрушки, иные средства обучения и воспитания ;

42.7. закрывает шкафы, полки, ящики и т. п. (по возможности – на ключ) ;

42.8. выключает из сети музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование;

42.9. проверяет, закрыты ли водопроводные краны (вентили) в группе;

42.10. закрывает окна, балконные двери (иные двери, ведущие на улицу, зашторивает, опускает (задвигает) жалюзи;

42.11. выключает источники освещения, электроустановки и бытовые электроприборы.

Воспитательная работа

в области социально-коммуникативного развития :

43. Обсуждает с детьми различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на этические нормы и правила поведения.

44. Стимулирует детей выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения.

45. Учит договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

46. Обучает детей правилам безопасного поведения.

47. Организует просмотр мультфильмов с ценностно-смысловой нагрузкой.

48. Организует взаимодействие детей в группах, парах.

49. Организует совместное рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.

50. Организует элементарный бытовой труд в помещении и на улице (участке учреждения) .

51. Формирует навыки самообслуживания (навыки приема пищи, одевания, личной гиены, поддержания порядка) .

52. Организует различного вида игры, в том числе сюжетно-ролевые игры («Магазин» , «Автобус» , «Парикмахерская» , «Поликлиника» , «Пожар» , «Театр» , «Библиотека» , «Школа» и др.).

53. Включает детей в планирование совместной работы.

54. Стимулирует общение воспитанников между собой и со взрослыми.

55. Организует совместную деятельность детей и взрослых при проведении досуговых мероприятий.

56. Способствует созданию благоприятной микросреды и оптимального психологического климата для каждого ребенка.

57. Поддерживает бодрое, жизнерадостное настроение детей в учреждении.

58. Осуществляет ежедневное наблюдение за эмоциональным состоянием детей.

59. Изучает и оценивает эмоциональное самочувствие детей по конкретным показателям (отношение ребенка к себе, сверстникам, взрослым, уровень тревожности, общий эмоциональный тонус и др.).

в области познавательного развития :

60. Обеспечивает формирование готовности детей к школьному обучению.

61. Организует познавательно-исследовательскую деятельность детей на доступных предметах ближайшего окружения.

62. Проводит дидактические игры с математическим содержанием.

63. Использует образовательный (обучающий) потенциал режимных моментов.

64. Применяет индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с детьми, испытывающими затруднения в освоении образовательной программы дошкольного образования.

в области речевого развития :

65. Организует речевое общение в разных видах деятельности (в игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной и других видах деятельности).

66. Проводит специальные занятия с детьми по обучению родной речи и языку.

67. Знакомит с буквами, обучает чтению, письму печатными буквами.

в области художественно-эстетического развития :

68. Организует занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией.

69. Читает детям сказки, рассказы, стихотворения.

70. Организует прослушивание детьми фрагментов музыкальных произведений.

71. Демонстрирует звучание детских музыкальных инструментов .

72. Предлагает детям задания по элементарному музицированию на игрушечных музыкальных инструментах , а также на свистульках, трещотках, дудочках, деревянных ложках.

73. Проводит музыкальные игры.

74. Организует дидактические игры и упражнения с художественным содержанием.

75. Знакомит детей с произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (на прогулках и экскурсиях, при посещении музея, в свободной художественной деятельности, при рассмотрении иллюстраций, репродукций).

76. Организует выставки детского творчества (тематические, видовые, жанровые) .

77. Формирует и ведет детские портфолио .

в области физического развития :

78. Организует различные формы двигательной активности детей : утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

79. При организации двигательной деятельности детей обеспечивает использование оборудования и инвентаря физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

80. Проводит специальные занятия по физическому развитию детей (при отсутствии инструктора по физической культуре) .

81. Для организации занятий по физическому развитию детей на открытом воздухе проверяет отсутствие у детей медицинских противопоказаний и наличие у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

82. Проводит мероприятия по закаливанию детей с использованием основных природных факторов (солнце, воздух, вода) .

83. Организует спортивные упражнения и игры.

84. Следит за осанкой детей, проводит упражнения по формированию и коррекции осанки.

85. Планирует и проводит праздники здоровья, дни здоровья, туристско-краеведческие походы детей и родителей, спортивные мероприятия и др.

Методическая, подготовительная работа

86. Участвует в разработке, обновлении :

а) образовательной программы (программ) дошкольного образования, в том числе парциальных программ,

б) программы развития учреждения,

в) годового, квартального плана (планов) работы учреждения,

г) планов воспитательных , физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с воспитанниками .

87. Осуществляет выбор педагогически обоснованных форм, средств, методов воспитания и развития в соответствии с возрастными особенностями детей.

88. Осуществляет ежегодную постановку целей воспитания и развития .

89. В течение года вносит коррективы в цели воспитательной деятельности (совместно с педагогом-психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

90. Участвует в работе :

а) педагогического совета,

б) методических объединений,

в) психолого-медико-педагогического консилиума.

91. Осуществляет трансляцию педагогического опыта.

92. Организует предметно-пространственную среду, заполняя ее необходимыми оборудованием, предметами и материалами – музыкальными инструментами , репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками и т. п.

93. Участвует в создании пространства для игры, конструирования, познавательно-исследовательской, изобразительной и музыкальной деятельности ребенка, а также для его двигательной активности.

94. Участвует в работе по обновлению игрового развивающего материала, приобретению развивающих игровых наборов и конструкторов, игровых комплексов для развития крупной и мелкой моторики, для познавательного, речевого и других направлений развития детей.

95. Вносит предложения по приобретению дидактического материала и оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

96. Участвует в проведении самообследования, в обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Диагностическая работа

97. Осуществляет выбор методов и инструментов оценивания .

98. Применяет различные шкалы индивидуального развития детей.

99. Проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

100. Изучает личностные особенности детей, их склонности, интересы, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием , в том числе с помощью электронных форм.

101. На основе данных педагогической диагностики проводит оценку эффективности своих педагогических действий и осуществляет их дальнейшее планирование.

102. Использует результаты наблюдения и диагностики для оптимизации работы с группой детей.

103. Осуществляет диагностику результативности работы с детьми, воспитывающимися в сложных социальных условиях и (или) испытывающими затруднения в развитии.

104. Проводит диагностику социальных и педагогических причин затруднений в развитии.

Работа с родителями (законными представителями)

105. Беседует с родителями (законными представителями) о состоянии здоровья, сна, аппетита, эмоциональном самочувствии, одежде детей в группе.

106. Консультирует родителей (законных представителей) по конкретным проблемам, вопросам, связанным с воспитанием и развитием детей .

107. Осуществляет просвещение родителей (законных представителей) в вопросах кризисов детского возраста , психических новообразований в дошкольном возрасте, физического развития ребенка, его формирования готовности к школе и другим вопросам детской психологии и педагогики.

108. Проводит родительские собрания в группе или участвует в организации и проведении общих собраний родителей.

109. Изучает мнение родителей (законных представителей) о качестве образования, в том числе о качестве условий осуществления образовательной деятельности в учреждении (на основе бесед, опросов и т. д.) .

110. Стимулирует участие родителей (законных представителей) в оформлении и наполнении игровым и другим развивающим материалом внутренних помещений (групповых) и внешней территории учреждения.

111. Изучает запросы родителей (законных представителей) в дополнительном образовании : проводит анкетирование не менее 2-х раз в год, регулярно проводит беседы с родителями (законными представителями) .

112. Информирует родителей (законных представителей) о возможностях получения детьми дополнительного образования в учреждении и по месту жительства в других учреждениях с учетом склонностей и интересов детей.

Организационная работа

113. Выдает квитанции родителям (законным представителям) о родительской плате, контролирует оплату.

114. Собирает заявления родителей (законных представителей) о даче согласия (на обработку персональных данных, на участие ребенка в психологической диагностике, на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе, на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, на поездку ребенка, на участие в городских, районных, областных конкурсах и т. п.).

115. Участвует в исполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере образования, в части своей компетенции.

116. Участвует в работе выборных органов учреждения (при избрании в них) .

117. Выполняет правила :

а) по охране труда,

б) пожарной безопасности,

в) антитеррористической безопасности.

118. Проходит :

а) предварительный (при поступлении на работу) и периодические (один раз в год) медицинские осмотры,

б) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года,

в) профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию – не реже одного раза в два года,

г) инструктаж по противопожарной безопасности – два раза в год,

д) инструктаж по антитеррористической безопасности – один раз в год,

е) обучение навыкам оказания первой помощи – по графику.

Иная работа

119. Ухаживает за комнатными растениями.

120. Предоставляет фото-, видеоотчеты, иные материалы о проведенных мероприятиях для размещения на сайте учреждения или на странице учреждения в социальной сети.

121. Оформляет групповые уголки.

Ведение документации

122. Ведет следующую документацию :

а) табель учета посещаемости детей,

б) тетрадь приема детей,

в) карты развития детей,

123. Составляет и представляет старшему воспитателю для контроля :

б) письменный отчет о деятельности – не позднее 7 рабочих дней по окончании каждого полугодия,

в) документы по оперативному планированию,

Повышение профессионального уровня

124. Получает дополнительное профессиональное образование по направлению работодателя не реже чем один раз в три года.

125. Изучает передовой педагогический опыт (в том числе посещает занятия других воспитателей , адаптирует его и применяет в своей работе.

Обязанности по соблюдению личной гигиены

126. Приходя на работу, а также после прогулки с детьми :

а) оставляет верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в шкафу или в гардеробной,

б) переодевается (уличная одежда снимается,

в) обувает сменную обувь (не допускаются шлепанцы, сланцы и т. п. ,

г) моет руки с мылом.

127. Одевает спецодежду (халат светлого тона) в следующих случаях :

а) во время карантина,

128. Использует спецодежду по назначению, хранит ее отдельно.

129. Соблюдает требования по приему пищи в течение рабочего времени : питается одновременно вместе с воспитанниками (прием пищи в других местах на работе не допускается) .

130. Пользуется только туалетом для персонала, после выхода из туалета тщательно моет руки с мылом.

131. Коротко стрижет ногти.

132. Собирает длинные волосы в аккуратную прическу.

Требования к внешнему виду

133. В учреждении носит платья, кофту или блузу, юбку или брюки классического (традиционного) или делового стиля.

134. Соблюдает умеренность в использовании косметики, ношении ювелирных изделий, бижутерии и других аксессуаров.

135. При использовании парфюмерии выбирает парфюмерную продукцию без сильного запаха.

Ответственность

136. Воспитатель несет ответственность :

за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников в период пребывания ребенка в группе;

за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей по его вине;

за соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;

за разглашение персональных данных, в том числе диагнозов воспитанников ;

за несвоевременное оказание или неоказание первой помощи;

за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

за соблюдение требований к приему подарков, установленных законодательством Российской Федерации;

за причинение материального ущерба учреждению.

С должностной инструкцией ознакомлен (а,

инструкцию получил (а)

«___» ___20___г. ___ (___)



Публикации по теме