Экологическое воспитание детей посредством игровых обучающих ситуаций. Шпаргалка по экологии - файл n1.doc

Кондратьева Наталья Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 72 «Акварель»

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Очевидно, что существует противоречие между имеющимися у детей знаниями о природе и утратой способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней. Оторванность от природы неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки. Возникла реальная потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса, источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях взаимодействия с естественной природой.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста: заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения) , которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира
  • дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность
  • в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)
  • о человеке как части природы
  • о культуре поведения в природе.

Чтобы игра не превратилась в систему упражнений, продумываю соотношение структурных элементов игры: игровых и учебных задач, соблюдение правил, наличие игровых действий.

Опираясь на исследования И.А. Комаровой, включаю разнообразные игровые обучающие ситуации (ИОС) для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

  • имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда; своеобразным игровым элементом, который использую, является игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач) , вокруг которой развертывается занятие, наблюдение, игра. Игровые персонажи в ходе занятия связывают части занятия с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складываются игровые обучающие ситуации
  • в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игра проводится воспитателем: объявляю название и сюжет, распределяю роли, беру одну роль на себя и исполняю ее на протяжении всей игры, поддерживаю воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
  • воспитатель руководит всей игрой: слежу за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщая игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Использую игровые обучающие ситуации (ИОС) трех типов.

Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.) . Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» .

ИОС с игрушками-аналогами использую во всех возрастных группах, причём сопоставляю их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги включаю в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе, экскурсию, сочетаю с чтением познавательной литературы, просмотром диафильмов, видеофильмов.

Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, в группе имеются наборы рыбок, домашних и диких животных – они служат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае ставлю задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщаются новые сведения, он учит детей правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит, Чипполино) . Во втором случае ставлю задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Третий тип ИОС - игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. (Приложение №5) Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой) , которую исполняю сама. Именно через педагога дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Библиографический список.

  1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Рисунок “1”

Средством экологического воспитания малышей 2 -3 лет являются также дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками , в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации (ИОС). Они помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы. Активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др. Воспитатель, используя игрушки, персонажи пальчикового или кукольного театра , создает игровые ситуации, которые помогают детям осознать происходящее, вызывают соответствующие переживания и действия.

Я работаю в доме ребенка, и нашим детям так не хватает положительных эмоций, различных впечатлений, а ведь известно, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Характерной особенностью маленьких детей является любовь к слушанию потешек, стихотворений, сказок. Дети дома ребенка, в большинстве своем, отстают от домашних сверстников в умственном развитии. Чтобы привить детям любовь к миру природы, вызвать интерес к художественному слову, я сочинила небольшие, доступные восприятию наших детей, четверостишия, которые использую в предложенных игровых обучающих ситуациях. Игры доставляют детям много радости, позволяют им пофантазировать, проявить инициативу.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 2 – 3 лет.

Персонаж

Ситуация
Завязка Развитие сюжета
Заблудился Испугался Надо ему помочь Игра

“Беги, зайчик, за морковкой”

Стихотворение:

“Ай - да, зайка, шалунишка
Зайка, серенький трусишка.
Ты беги домой скорей!
Ждут зайчата у дверей”.

Пошел в гости Надо угостить Поиграть Игра “Догони собачку”

Стихотворение:

“Наш щенок попрыгает
Лапками подрыгает.
Ушком потрясет
Хвостиком вильнет”.

Ищет своих птенцов Успокоить Помочь искать Игра “Птицы машут крыльями”

Стихотворение:

“ Птичка, птичка, успокойся
Никого теперь не бойся!
Мы же птенчиков нашли
И в гнездо твое снесли”.

Козочка и козлята

Оказались по разные стороны ручейка Беспокоятся и волнуются Надо построить мостик и помочь перебраться Игра “Ползи по дорожке”

Стихотворение:

“Ох, и быстрые козлятки
Белобокие ребятки.
По мосточку пробрались
Возле мамы собрались”.

Курица и цыплята

Котенок хочет обидеть цыплят Курица уговаривает этого не делать Все подружились Игра “Цыплята и наседка”.

Стихотворение:

“Курочка – Пеструшечка,
Где твои цыплятки?
Видишь, вместе с кошкой
Они играют в прятки”.

Персонаж Ситуация Положительное разрешение ситуации
Завязка Развитие сюжета
Пошел за яблоками, не нашел. Опечалился. Надо помочь. Игра “Пойдемте за грибами”

Стихотворение:

“ Вот по дорожке ежик ползет
А на иголочках ежик везет:
Яблоко, грушу, банан, апельсин.
“Ежик, ты, верно, ходил в магазин?”.

Шипит, хочет ущипнуть. Боится. Надо успокоить. Игра “Дикие гуси”

Стихотворение:

“ Назовем тебя, гусь, Дорофеем
Мы напоим тебя, пожалеем.
И не будешь ты больше щипаться
И не будешь на деток кидаться!”

Прилетели на лужок. Ищут мед. Показать цветочки Игра “Пчелки”

Стихотворение – загадка:

“Лапки мохнатые
Брюшко полосатое.
Над поляною летит
И жужжит, жужжит, жужжит.
(пчела)

Полез в дупло к пчелкам. Испугался. Пожалеть, пожурить. Игра “Поймаю, поймаю”

Стихотворение:

“ Проказник Мишка косолапый
Зачем в дупло засунул лапу?
Там пчелки добрые живут
Попросишь, мед тебе дадут”.

Намочила крылышки. Не может полететь. Помочь, положить на солнышко. Игра “Бабочки”

Стихотворение:

1.“ Бабочка крылышки в дождь намочила
Грустная бабочка крылья сложила.
Ветер разгонит мокрые тучи
Снова появится солнечный лучик”.
2. “Солнышко веселое
Выйди из-за тучки.
Посмотри на наши ручки
Посмотри на наши ножки.
Пусти лучик по дорожке”.

Персонаж Ситуация Положительное разрешение ситуации
Завязка Развитие сюжета
Бьет копытом, сердится Хочет катать детей Все помирились Игра “Гоп, гоп, мой конь”

Стихотворение:

“Лошадка, грозно не фырчи
Копытом звонко не стучи.
Ну, покатай, лошадка, нас
Много, много, много раз”.

Прячется в дупло Боится Угостить Игра “Белка и шишки” Стихотворение:

“ Мы для белки соберем
И в корзинке принесем:
Ягоды, грибы, орешки.
Мы расскажем ей потешку”.

Несет веточку Потерялся Успокоить Игра “Наш муравейник”

Стихотворение:

“ Муравей искал свой домик
Муравейник полевой.
Мы на веточке зеленой
Отнесли его домой”.

Убегает Ищет норку Предложить поиграть Игра “ Кошки – мышки”

Стихотворение:

“Серая мышка, бусинки – глазки
Хочешь, тебе почитаем мы сказку?
Хочешь, мы хлеба тебе принесем
Игрушки покажем и песню споем?”.

Ползет медленно Опоздала Помочь Игра Улитка”

Стихотворение:

“Улитка, улитка, где твои ножки?
Медленно очень ползешь по дорожке.
Хочешь, тебе мы подарим сапожки?”

Консультация педагогам

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы “погрузить” детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия “природного” содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.)

Рисунок “2”.

Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказок.

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков, выявить отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС , и любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои “выходят” за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную.

Рисунок 3.

Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть “живой” - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управляемыми. Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.

Литература.

  1. И.П. Дайлидене. Поиграем, малыш. Москва “Просвещение” 1992.
  2. Далее все подвижные игры в игровых обучающих ситуациях представлены данным пособием.
  3. Младший дошкольник в детском саду.Как работать по программе “Детство”. Учебно-методическое пособие. Санкт – Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС 2008
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
  5. Кузнецова А. 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ.XXI век Москва 2008

В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых .

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра . Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» .

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям . Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе .

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации .

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия , Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Юлия Гудкова
Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие Незнайки в лес»

«Путешествие Незнайки в лес».

Дидактические задачи:

1) Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателей; диких животных, птицах; Уточнить представления детей о жизни лесных зверей – медведе, волке, лисе, зайце; Формировать представление о лесе как сообществе деревьев, животных и птиц; закрепить правила поведения в лесу. Убеждать детей в полезности всех видов животных и растений; («Познавательное развитие»)

2) Способствовать творческому использованию в играх представление о природе. («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Развивать речь детей, пополнять словарь словами роща, бор, дубрава. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. («Речевое развитие»)

4) Развивать двигательную активность, через физ. минутку. («Физическое развитие»)

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать бережное отношение к природе осознанно, бережно относиться к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. («Социально – коммуникативное развитие).

Методы и приемы:

- практические - игра «части дерева», игра «с какого дерева листочек», игра «раз, два, три», рисование леса и его обитателей.

- наглядные - иллюстрации с изображением различных деревьев, птиц, диких животных.

- словесные – беседа, загадывание загадок, считалка.

Материалы и оборудование: Картинки диких животных, птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц, цветные карандаши, краски, кисточки, непроливайки, альбомный листок.

В группу вбегает Незнайка со словами «Я бегал и мне на пути встречались различные деревья и животные, я так и не понял, где я находился? Быть может детишки - поможете мне узнать, где я был?» Воспитатель спрашивает у детей - поможем Незнайки? (ответы детей). Воспитатель удивлен, что Незнайка не знает что такое лес, и кто живет в лесу.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? (Да)

А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, взять с собой Незнайку и познакомить его с лесом и с лесными животными.

Воспитатель спрашивает у детей, на чем можно отправиться в лес? (ответы детей на машине, на велосипеде, на лошади, на автобусе.) Молодцы вы много видов транспорта назвали, но мы поедем на автобусе. А чтобы ехать на автобусе, кто нам нужен? (ответы детей шофер, кондуктор)

Воспитатель распределяет роли, с помощью считалки. (Среди мальчиков выбираем водителя, среди девочек кондуктора остальные пассажиры).

Дети садятся на стульчики (автобус, покупают у кондуктора билеты, отправляются в путь доезжают до станции «Лесная».

По приезду в лес воспитатель сообщает детям и Незнайки что лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

Воспитатель загадывает детям три загадки, о деревьях (о дубе, осине, липе)

Незнайка знакомится с деревьями. Для того чтобы лучше Незнайка запомнил деревья воспитатель предлагает сыграть в игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:

Сосна – руки разведены в стороны;

Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;

Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;

Дуб – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;

Береза – руки вверх, кисти рук опустить.

Воспитатель спрашивает у детей дерево живое или нет? (варианты ответов детей живое).

Почему так думаете? (варианты ответов детей потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит).

С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей с помощью листьев). Незнайка, а ты знаешь, из каких частей состоит дерево? (ответ Незнайки нет).

Воспитатель предлагает детям игру «Части дерева» разрезные картинки

Дети собирают по трое, деревья, называют это дерево и части дерева (корни, ствол, ветки, листья). Незнайка смотрит и запоминает.

Воспитатель обращает внимание на листочки, которые лежат на полу.

Ребята посмотрите, сколько листочков на земле, был сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, все листочки перепутались, посмотрите какие деревья грустные стоят, давайте поможем деревьям, подберем каждому дереву свой листочек.

Воспитатель, проводит игру «С какого дерева листок».

(дети «оживляют деревья»)

Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!

Воспитатель проводит Физ. минутку «Мы по лесу погуляли»

Мы по лесу погуляли и немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,

А потом все дружно встали, великанами все стали.

Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Вам приятно находиться в таком лесу? (Да)

Воспитатель спрашивает у детей, ребята скажите Незнайки, кто еще живет в лесу (ответы детей дикие животные).

Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке, картинки лежат на пенечке (стульчик).

Ребятам предлагается рассказать о жизни зверей, которые живут в лесу.

Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводят лето и зиму. Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются. (Ответы детей).

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

Ответы детей (самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

Воспитатель предлагает детям вспомнить и познакомить Незнайку с основными правилами поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т. п.)

Воспитатель рассказывает, что в каждом лесу много различных птиц. На деревьях развешены птицы, дети по очереди подводят Незнайку к птице и называют эту птицу, воспитатель помогает детям.

Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

Воспитатель предлагает детям и Незнайки возвратиться в группу, считалкой распределяет роли шофера, кондуктора.

Все садятся в автобус, и возвращаются в группу. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

По приезду в детский сад ребятам предлагается нарисовать лес и его обитателей, и подарить Незнайки, чтобы он помнил о лесе и о его обитателях. Незнайка забирает рисунки, благодарит детей за помощь, уходит.

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС с литературными персонажами

ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.



Публикации по теме