Если ребенок игнорирует просьбы. Что делать, если ребенок игнорирует родителей

Каким должен быть идеальный ребёнок? Большинство мам ответит на этот вопрос: «Послушным». Но – увы! – послушное дитя достаётся далеко не всем родителям.

Редкие семьи не сталкиваются с проблемой, когда ребёнок игнорирует просьбы родителей и совершенно не желает воплощаться в их идеал. Как в таком случае найти общий язык с ним? Об этом своим читательницам спешит рассказать женский сайт «Красивая и Успешная».

Непослушный ребёнок: почему он так себя ведёт?

Чем старше становится малыш, тем больше ему хочется чувствовать себя самостоятельным. Когда кроха начинает осознавать себя как личность, у него появляется необходимость принимать осознанные решения. Поэтому на предложения и просьбы мамы он всё чаще отвечает: «Не хочу».

Упрямство маленького человечка не всегда является капризом или проявлением избалованности. Сопротивляясь воле близких, кроха старается найти себя. Психологи выделяют несколько основных причин, по которым ребёнок начинает игнорировать просьбы взрослых:

  1. Он хочет иметь личное пространство. Педагоги заметили одну закономерность: особое упрямство проявляют дети самых требовательных мам, пытающихся полностью контролировать все действия своих чад. В подобном случае малыши, страдая от гиперконтроля, пытаются вырваться из плена маминой , сопротивляясь её желаниям. Разумеется, в силу своего возраста, им сложно дифференцировать эти желания на полезные и неполезные для себя. Поэтому они сопротивляются всему без разбора.
  2. Он чрезвычайно любопытен. Детям с высоким уровнем познавательной активности настолько интересен окружающий их мир, что они просто не всегда успевают услышать мамины запреты или просьбы. Любопытство заставляет их забывать об опасностях.
  3. Ему не хватает силы воли бороться с искушениями. Порой кроха, который прекрасно знает, что определённые вещи делать нельзя (например, лакомиться конфетами перед обедом), не может устоять перед соблазном съесть конфетку, когда мама не видит. А всё потому, что та сила воли, которая помогает маме и папе в похожей ситуации устоять перед искушением, у малыша пока не успела сформироваться.
  4. Мама предъявляет к нему слишком много требований сразу, поэтому он просто игнорирует её: выполнить все поручения всё равно невозможно, а выбирать среди них самое важное он не умеет, поэтому он просто не обращает внимания на мамины просьбы.
  5. Ещё одна причина, по которой ребёнок игнорирует маму – это непонимание, зачем мама от него требует того, что он не хочет. Малыш считает, что выполнять просьбы мамы ему невыгодно. Если же его убедить в обратном, он будет вести себя по-другому.
  6. Он заигрался и игнорирует мамины вопросы просто потому, что не слышит их. Как ни удивительно, такое может происходить с детьми абсолютно любого возраста.

У непослушания могут быть и другие причины, но, какими бы они ни были, внимательные, любящие родители смогут их найти и устранить, чтобы найти со своим ребёнком общий язык.

Ребёнок игнорирует просьбы взрослых: как решить проблему?

Как удалось выяснить сайту сайт, завоевать уважение и внимание ребёнка родители смогут, если сами будут внимательны к нему. Маме и папе следует строить свои отношения с ребёнком на следующих принципах:

  • Взаимопонимание и взаимоуважение вместо полного подчинения ребёнка воле взрослым. Каким бы маленьким и слабым пока ни был ребёнок, он уже человек, обладающий чувством собственного достоинства. Поэтому нельзя с малышом всё время разговаривать в приказном тоне, вынуждать его делать то, чего он не хочет. Для того, чтобы кроха не совершал роковых ошибок, ему следует предложить выполнять определённые действия, показав их в максимально привлекательном свете. Малыш не желает мыть ручки перед едой? Тогда можно не мыть их, а поиграть в морскую войну с безжалостными микробами, в которой победителем станет обладатель самых чистых ручек.
  • Предъявление реальных требований. Если ребёнок игнорирует маму и папу из-за того, что они требуют от него слишком многого, правильнее всего будет начать конкретизировать свои требования. Не кричать: «Наведи порядок на столе!» — а давать чёткую пошаговую инструкцию: «Сложи тетради в папку, ручки и карандаши – в пенал, учебники поставь на полку, рабочую поверхность протри от пыли влажной тряпкой».
  • Прежде, чем что-то сказать, устранить все отвлекающие факторы. Бесполезно обращаться с просьбой к ребёнку, увлечённому просмотром телевизора или игрой в компьютер. В такие минуты дети игнорируют родителей, воспитателя и других взрослых, поскольку теряют связь с внешним миром. Достаточно приглушить звук колонок – и малыш вернётся в реальность, в которой сможет услышать маму и её требование.

  • Нужно обязательно объяснять ребёнку, для чего ему нужно делать то, чего от него ждут взрослые. При этом важно помнить, что отдалённые цели плохо мотивируют детей. Не стоит говорить школьнику, что ему пригодятся для расширения профессиональных возможностей. В 7-8 лет малыш вряд ли переживает за будущую карьеру. А вот рассказ о том, что занятия музыкой – это возможность завоевать авторитет у ровесников и учителей, а также шанс заполучить в качестве награды за усердную учёбу заветную игрушку, может подействовать так, как нужно.
  • Важно не приказывать, а просить. Если ребёнок игнорирует воспитателя или родителя, можно попробовать выразить просьбу такими словами, чтобы упрямец понял: выполнив её, он совершит очень благородное дело, почти подвиг. Ну какой малыш откажется на пару минуток почувствовать себя настоящим рыцарем? Какому не захочется примерять на себя роль супергероя?
  • Разговаривать с ребёнком нужно не только тогда, когда от него что-то требуется, но и в те минуты, когда сам малыш обращается с вопросом, просьбой, рассказом. Если он будет чувствовать, что его слышат, он и сам научится быть внимательным к другим людям.
  • Иногда, когда это не будет опасным для жизни ребёнка, нужно позволять упрямцу претерпеть последствия непослушания. Например, позволить капризуле испачкаться в луже, а потом не пойти в магазин за лакомством, поскольку его туда в таком виде «не пустят».

Чтобы решить проблему, что делать, если ребёнок игнорирует просьбу родителей, когда речь идёт об избалованном, капризном, чрезмерно эгоистичном малыше, можно попробовать тоже игнорировать его просьбы: пусть поймёт, что его поведение отражается на поведении взрослых.

А порой маме и папе маленького упрямца стоит проявить чуть больше твёрдости с ним, чтобы позже у них не возникло более серьёзной проблемы.

К сожалению, многие современные родители превращаются в рабов собственных детей, а потом пожинают печальные плоды своей неправильной позиции.

Психологи и педагоги напоминают: в воспитании ребёнка не должно быть крайностей. Ищите золотую середину, учитесь понимать своего ребёнка и внушать ему полное доверие, и тогда проблем с ним возникать не будет.

Когда ребёнок капризничает или спорит, с ним ещё как-то можно договориться. Но иногда он довольно успешно притворяется глухим и просто игнорирует любые ваши слова. Безусловно, это очень обидно – ведь вы наверняка говорите ребёнку нечто очень важное и полезное. Однако некоторые ваши слова могут задевать его самолюбие или идти вразрез с его интересами. В силу возраста и зависимого положения, сын или дочь не может прямо сказать об этом и предпочитает делать вид, будто ничего не происходит. В большинстве случаев игнорирование слов родителей – не столько проявление упрямства, сколько неумение аргументированно отстаивать свою позицию.

В некоторых случаях проблема носит не столько психологический, сколько физиологический характер и может быть связана с тугоухостью, трудностями понимания речи или нарушениями внимания. Эти особенности обычно несложно выявить в раннем возрасте.

От 0 до 2 лет

Проблемы со слухом у малыша могут быть замечены родителями уже в возрасте 1-2 месяцев, когда он рефлекторно начинает поворачивать голову в сторону источника звука. Если же кроха не обращает внимания на музыкальные игрушки и не вздрагивает даже тогда, когда соседи, затеявшие ремонт, работают перфоратором, это должно насторожить.

    Чтобы развеять нехорошие подозрения, необходимо сделать в поликлинике аудиограмму – исследование сохранности слуха малыша.

    Если со слухом всё в порядке, причиной игнорирования слов родителей может быть несформированность внимания, что является нормой в этом возрасте. Дело в том, что у малышей непроизвольные психические функции развиты лучше произвольных. Поэтому придётся очень постараться, чтобы составить достойную конкуренцию тому, что занимает малыша. Так, увлекшись игрой, ребёнок не способен быстро переключиться на что-то другое. Поэтому имеет смысл обращаться к нему в тот момент, когда его внимание к интересному объекту немного ослабевает.

    Если малыш «не слышит» вас, повторите то же самое подчёркнуто весёлым тоном. Например, фразу: «Пора уходить с прогулки», - можно заменить заманчивым предложением: «Ну-ка, кто быстрее добежит до подъезда?»

    Используйте тактильный контакт, чтобы привлечь внимание малыша: дотроньтесь до его руки, аккуратно погладьте по спинке или по голове, - так он быстрее отвлечётся от того, что его занимает.

Став постарше, ребёнок замечает, что притворная глухота позволяет избежать многих неприятных ситуаций. Так, если бабушка, находясь на кухне, зовёт обедать, можно выкроить не меньше десяти минут для мультиков или игры, если не откликаться. Пока она несколько раз повторит свои слова, пока дойдёт до комнаты… Даже если бабушка рассердится, для того, чтобы избежать её гнева, достаточно широко раскрыть глаза, похлопать ресницами и сказать кротким голоском: «Ой, а я не слышал…..». Чтобы перехитрить ребёнка, воспользуйтесь следующими приёмами:

    Неожиданно заговорите о том, что он любит, например: «Хочешь шоколадку?» Как только ребёнок оживлённо встрепенётся, посмотрите ему в глаза и повторите ту фразу, которую он до этого старательно игнорировал.

    Дайте понять, что вы «раскусили» сына или дочь: «Я знаю, что ты всё слышишь!» и спокойно предупредите, что не будете больше повторять. Затем назовите время, которое вы даёте ребёнку на выполнение своей просьбы, и упомяните о санкциях за непослушание: «Если через пять минут ты не начнёшь убирать игрушки, то не успеешь посмотреть мультфильм».

    Сделайте так, чтобы ребёнок смог почувствовать себя на вашем месте. Так, если он просит вас починить сломанную игрушку, сделайте вид, будто не слышите. Когда недоумение наследника сменится негодованием, объясните, что точно такие же эмоции вы испытываете, когда он притворяется глухим.

Несмотря на разнообразие форм детской хитрости, не стоит забывать о физиологических причинах игнорирования. С каждым годом речь взрослых, обращённая к ребёнку, становится всё сложнее, и он может плохо понимать её из-за медленного развития, так называемого, фонематического слуха – способности различать звуки речи, которые гораздо сложнее, чем природные и бытовые звуки. В результате, дошкольник воспринимает родную речь, как иностранную: одни слова понимает, другие – нет.

Чаще всего дети путают похожие по звучанию слова, например, «коза» и «коса», «тень» и «день». Некоторые дошкольники сами додумывают тот смысл, который не разобрали в чужих словах, поэтому их поведение может выглядеть неадекватно. Если недоразвитие фонематического слуха ярко выражено, ребёнку необходимо заниматься с логопедом или нейропсихологом. Полезно также играть в специальные игры, развивающие способность различать звуки речи.

    «Эхо»: пусть ребёнок повторяет за вами пары похожих звуков, слогов или слов. Так он сможет заметить различия между ними.

    «Ушки на макушке»: дошкольник должен хлопать в ладоши каждый раз, когда слышит в слове загаданный звук.

    «Города», «Имена» и другие подобные игры, в которых нужно придумывать название, начинающееся на звук, который был последним в слове, предложенном другим участником.

Школьники чаще всего игнорируют слова взрослых, если хотят таким образом продемонстрировать обиду и привлечь к себе внимание. Отвернувшись, ребёнок надеется разбудить вашу совесть и услышать мольбы сменить гнев на милость. Однако одной просьбы ему недостаточно. Ваш Рыцарь Печального Образа или Царевна Несмеяна ждёт долгих извинений и уговоров. Такая стратегия часто оказывается успешной в школе, когда необходимо показать своё недовольство сразу целой компании сверстников – допустим, когда все собрались играть в одну игру, а ребёнок предпочитает другую. Натренировавшись на детях, школьник переходит к «воспитанию» взрослых.

    Подумайте, не копирует ли ребёнок поведение кого-то из родных. Если вы применяете молчание в качестве педагогического приёма, сын или дочь тоже может взять этот способ на вооружение. Обсуждая конфликтные ситуации, вы подскажете ребёнку более эффективный путь решения проблем.

    Поскольку ребёнку бывает трудно сформулировать свои претензии и описать переживания, попробуйте сделать это за него: «Я вижу, что тебе неприятно слышать о двойке по математике. Но нам нужно разобрать ошибки, чтобы твои оценки стали лучше».

    Попробуйте применить ласку или рассмешить ребёнка, чтобы снизить напряжённость ситуации. Даже если он не прав, то всё равно чувствует себя одиноким и обделённым вниманием. Убедите ребёнка в том, что вас волнует его плохое настроение. Как только он «оттает», вы сможете поговорить.

    Если школьник продолжает упорно игнорировать ваши слова, оставьте его наедине со своей обидой. Предупредите, что готовы подождать, пока он успокоится и захочет поговорить, и займитесь своими делами. Поскольку для любого спектакля нужна публика, «бенефис» ребёнка закончится довольно скоро.

    Не забывайте о том, что подростки очень чувствительны к тону разговора. Пусть он будет доверительный и уважительный. Защищая свою позицию, не ссылайтесь на недостаток у ребёнка жизненного опыта или его юношеский максимализм. Такие слова действуют, как красная тряпка на быка.

    Сделайте небольшую уступку или, хотя бы, создайте её видимость. Допустим, если ребёнок приходит с прогулки позже, чем в оговоренные 20-00, предложите ему находиться после этого времени у кого-нибудь в гостях, а не на улице, и предупреждать об этом по телефону. Ваши просьбы должны выглядеть как проявление беспокойства, а не стремление к контролю.

    Чтобы сохранить контроль над подростком, дайте ему возможность насладиться взрослой жизнью: пусть сам себе готовит еду, следит за своей одеждой, зарабатывает на карманные расходы. Не соит преподносить эти нововведения как воспитательные меры. Вы просто не смеете больше вмешиваться в личную жизнь своего самостоятельного дитяти. После первой же подгоревшей яичницы и севшей после стирки рубашки, подросток испытает ностальгию по родительской заботе.

Ребенок игнорирует просьбы родителей? Как с этим бороться?
Мой 9-летний сын не реагирует, когда я прошу его что-нибудь сделать. И я знаю, что он не глухой: он прекрасно слышит телевизор и свободно общается с друзьями по телефону. Мне уже надоело повторять: «Сколько раз тебе говорить?» «Ты вынес мусор?»- Молчание. «Ты сделал домашнее задание?» — Выходит из комнаты. «Ты покормил собаку?» — Начинает записывать новый диск…

  • Cамый быстрый способ обратить на себя внимание ребенка — говорить не больше, а меньше. В этом случае повышается вероятность, что он услышит то, что вы действительно хотите до него донести.

Складывается впечатление, что большое количество детей в наши дни демонстрируют избирательность слуха. Конечно, они отлично слышат телевизор, друзей и даже самые неразборчивые тексты песен. Но когда дело доходит до реагирования на определенные просьбы и требования родителей — совсем другая история. Если вы уже прибегали к угрозам, подкупу, крику, чтобы обратить на себя внимание ребенка, знайте: вы не одиноки. Журнал Parents провел социологическое исследование среди родителей относительно самых трудных моментов воспитания. Самым распространенным оказался «Мой ребенок меня не слышит».

1. Будьте сами внимательным слушателем.

Ребенок не сможет стать внимательным слушателем, если ему будет не у кого этому учиться. Поэтому убедитесь, что вы сами как внимательный слушатель служите примером того, что требуете от ребенка. Покажите, что вы выслушиваете супруга (супругу), друзей и, самое главное, самого ребенка. Хорошим напоминанием служит старая поговорка: «Не зря нам даны два уха и один рот!» Слушайте своего ребенка в два раза дольше, чем говорите.

2. Говорите вежливо.

Самый быстрый способ заставить ребенка не обращать на вас внимания — это использовать такие разновидности коммуникации, как критика, приказы, нотации, навязывание своего мнения, осуждение, запугивание, крик и мольба. Спросите себя, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами, если бы вы были ребенком, и используйте такой образец общения.

3. Сначала обратите на себя внимание, а потом говорите.

Прежде чем начнете говорить, убедитесь, что ребенок смотрит на вас. Можно слегка приподнять его подбородок, так, чтобы он смотрел прямо в глаза, или дать словесную команду, чтобы обратить его внимание: «Посмотри, пожалуйста, на меня и послушай то, что я скажу». Когда вы смотрите друг другу в глаза, ребенок полностью в вашем распоряжении: это как раз подходящий момент для того, чтобы сформулировать свою просьбу. Использование этой техники каждый раз, когда вам действительно требуется внимание ребенка, заставит его слушать.

4. Сделайте предупреждение.

Иногда детям действительно сложно переключиться, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Кроме того, ребенок действительно может не слышать вас. Установите временное ограничение: «Мне понадобится твоя помощь через две минуты» или «Я хочу с тобой поговорить через минуту. Пожалуйста, подготовься».

5. Понизьте голос. Вместо того чтобы повышать тон, понизьте его. Ничто не отбивает охоту быстрее, чем крик, поэтому поступите наоборот: говорите мягче и тише. Обычно это застает ребенка врасплох, и он останавливается, чтобы послушать. Учителя используют эту стратегию на протяжении многих лет, потому что
она действенна.

6. Говорите кратко, мягко и точно.

Дети становятся восприимчивее, если знают, что им не придется выслушивать лекцию, поэтому пусть ваши просьбы будут краткими и по делу: «Застели, пожалуйста, кровать перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе нужно подготовиться к школе» и т.п. Ограничение количества слов, входящих в вашу просьбу, тоже помогает. Иногда достаточно одного слова: «Домашнее задание!», «Уборка!» и т.д.

Мальчику 4 года. Могу по 20 раз звать его ужинать или умываться. Реакции никакой. То же самое с просьбами убрать игрушки или надеть тапки. Ребенок игнорирует любые обращения к нему. Также он игнорирует, когда его просит о чем-то бабушка или папа. А в детском саду - просто шелковый, только кушает медленно, а так, все, что просят воспитатели, делает моментально, просьбу повторять не надо. И еще странная позиция насчет уборки игрушек: не буду убирать железную дорогу, т.к. не я ее доставал (она лежит на шкафу и сам достать он ее не может). Не буду убирать кубики, т.к. не я их высыпал из мешочка, а папа (папа играл в кубики вместе с Ваней). Не буду убирать машинку, т.к. она папина (машинка действительно папина, но достал, играл и бросил ее Ваня). Кушать не идет, пока я уже не уберу со стола, когда все уже закончили есть. В выходные пробовала оставить его без завтрака или ужина. Не идешь, ну и не надо, завтрак кончился, как в детском саду. Так он ходит и канючит не переставая "Кушать хочу", как только поставишь ему тарелку, говорит - хочу другое. Предложишь вместо котлеты с макаронами домашние вареники, соглашается. Приготовишь специально для него вареники, опять - хочу другое. Но у нас же не ресторан, у меня и другие дела есть, кроме как готовить Ване разные блюда и уговаривать съесть. Пробовали и кнутом и пряником - без толку. Такое ощущение, что он над нами просто издевается. и как заставить ребенка слушаться и как себя вести - не понимаю. Помогите, пожалуйста.

Отвечает

Ясинская Анна Михайловна

Здравствуйте, Лилия! Справиться с проблемой когда ребенок игнорирует просьбы родителей, вам может помочь несколько очень простых, но важных приемов: 1. Говорите, когда ребенок на вас смотрит (кричать из соседней комнаты практически бесполезное занятие, и это, кстати, касается и взрослых, в ответ на «Иди сюда!» разносящееся по всей квартире, так просто крикнуть ни к чему не обязывающее «Сейчас!» и продолжать заниматься своими делами). Прямого зрительного контакта с детьми проще всего достичь, опустившись на колени или присев на корточки. Это поможет вам избежать ситуаций, когда ребенок вас чисто физически не услышал просто потому, что был занят своими делами и не обратил на вас внимания. 2. Проверяйте, поняли ли вас («Ты меня услышал?», «О чем я попросила?» «Что сейчас нужно сделать?»). Ваш сын уже достаточно большой, чтобы ответить на подобные вопросы. Это поможет вам передать часть ответственности за происходящее самому сыну, если он подтвердил, что все понял, то он уже не сможет оправдываться тем, что просто не расслышал или не понял ваших просьб. 3. Не указывайте и не просите что-то сделать, а утверждайте, что это уже делается. Не «иди есть!», «умывайся!» и т.п., а «сейчас мы будем есть», «давай умоемся». Таким образом, мы перестаем приказывать и начинаем предлагать. 4. Из последнего пункта вытекает само собой то, что вам придется чуть больше участвовать в деятельности сына, не ждите, что он придет умываться или ужинать, идите за ним, помогите закончить его дела и прийти к ужину или в ванну. По поводу игрушек, понятно, что мальчик идет на хитрость, говоря, что вещи не его, «доставал не он, играл не он», вероятно, ему просто не хочется убирать или хочется сделать это вместе с вами. В любом случае, вы можете предложить ему разделить ответственность – «Давай ты все соберешь в коробку, а папа уберет ее наверх», «давай уберем вместе, ты это, а мы с папой то». В конце концов, можно придумать массу вариантов, как, не заставляя сына, тоже схитрить и добиться того, чтобы уборкой занялся он сам («Давай поиграем в такси, я тебе скажу, что тебе нужно привезти, а ты будешь развозить все игрушки по своим домам?!»). Ваш вопрос с едой сложнее, потому что во многом поведение при капризах на тему еды определяется отношением самих родителей, так что однозначно я прокомментировать ситуацию не могу. Если вы готовы не кормить ребенка полдня или весь день, то просто будьте жесткими, сказали «ешь в отведенное время», значит, уже не идите на поводу у начинающегося нытья «я кушать хочу». Если вы исходите из позиции, что ребенка главное накормить, то придется пережидать все выходки, терпеливо подбирая то, что ему заблагорассудиться съесть. По поводу разносолов на столе ровно то же самое – если вы готовы специально для сына готовить то, что попросит он, почему нет, если же вы против - сразу предлагайте только то, что есть и пусть выбирает из имеющегося. Как правило, детям достаточно возможности выбора из двух блюд. Кроме того, можно схитрить и обойти вообще процедуру выбора еды, предложив выбрать, например, тарелку: «Ты кашу будешь есть из красной тарелки или из синей?» (это довольно известный прием и, как видите, проблема, будешь ли ты кашу» не обсуждается вообще).

Чем старше становится ребёнок, тем больше требований к нему предьявляют. Как же помочь подростку справиться с подобным стрессом?

Учиться, учиться и еще раз учиться

Значительная часть замечаний взрослых касается учебы подростка, а, вернее, ее отсутствия. В переходном возрасте такие аргументы как «будешь хорошо учиться – сможешь много зарабатывать» или «с эрудированным человеком всем интересно общаться» на ребенка уже не действуют. Он начинает осознавать, что самые богатые люди – отнюдь не Нобелевские лауреаты и что представителей противоположного пола в последнюю очередь интересует, читал ли он Канта в оригинале. У родителей остается последний и весьма сомнительный «козырь»: «Есть такое слово «надо»!». Его подросток легко отвергает, отвечая, что лично ему – не надо.
Разрешить эти противоречия невозможно, если вы не попытаетесь посмотреть на проблему глазами подростка.
1. Не все предметы одинаково полезны. Безусловно, Пушкин – наше все, а математика развивает логику. Но, положа руку на сердце, скажите, много ли стихов вы помните со времен школьного обучения? Хорошо ли представляете, как ведет себя функция косинус при положительных значениях аргумента? И сильно ли вам пригодилось в жизни то, что не связано с вашей профессией? Позвольте подростку уделять меньше внимания тем предметам, к которым он не имеет склонности. Не требуйте от него «стабильной четверки» (а то и «твердой пятерки»!) по всем предметам без исключения.
2. Не отказывайте в помощи. Подросток, сосредоточенно сидящий за учебниками и впитывающий знания, как губка, – мечта любого родителя. Однако жестокая реальность такова, что школьные программы грешат бессистемностью, а на освоение сложных тем отводится недостаточное количество часов. Поэтому ваше великовозрастное чадо может нуждаться в объяснении условия задачи или в совете, касающемся написания сочинения. Не утруждайте себя воспоминаниями двадцатилетней давности о том, как вы своим умом дошли до теоремы Пифагора. Ваш ребенок – другой человек, живущий в другое время и нуждающийся в индивидуальном подходе.

3. В поисках истины. Несмотря на то, что подростки родились в век Интернета, далеко не все из них умеют правильно искать и систематизировать информацию. Научите ребенка выделять главное и находить общее между разными, на первый взгляд, фактами и явлениями. Это поможет усваивать новые знания с меньшими энергетическими затратами.

И снова в комнате бардак?!

Комнату подростка ни с чем не спутаешь: ношеная одежда лежит там, где ребенок ее снимал, на раскрытой книге покоятся мумифицированные останки яблочного огрызка, ковер слегка посыпан шелухой от семечек. Так было, есть и будет всегда, поэтому родителям лучше смириться и переждать этот период, чем ежедневно воевать из-за каждой бумажки на полу. Когда же подросток возьмется за ум и начнет без напоминания убираться в комнате? В один прекрасный день, когда туда войдет гость или гостья, к которому ваше чадо неровно дышит. Вот тогда вы с удивлением обнаружите, что подросток не только умеет пылесосить и креативно расставлять подушки на диване, но и готовить паэлью, а в конце трапезы – мыть посуду.
1. Безопасность прежде всего. Постарайтесь снизить количество требований к порядку в комнате. В самом деле, неужели так важно, чтобы учебники лежали на столе аккуратной стопкой? Пусть они валяются там, откуда подростку удобно их доставать. Однако есть вещи, которые требуют вашего постоянного контроля. Например, чашки со старым чаем, в котором резвятся микроорганизмы, а ребенок норовит допить его, или несвежее белье, требующее немедленной замены.

2. Подходящий момент. Постарайтесь выбирать время для замечаний и просьб, касающихся порядка в комнате. Бессмысленно взывать к совести подростка в то время, когда он увлеченно смотрит фильм, читает, разговаривает по телефону или, наконец-то, сел за уроки. Можно завести разговор об уборке за ужином, перечислив те необходимые действия, которые должен выполнить ребенок. Важно, чтобы ваши слова звучали как убедительная просьба, а не приказ.
3. Добрые традиции. Помогите подростку убедиться в том, что уборка – не бесполезная трата времени, а довольно приятное занятие. Предложите навести порядок вместе на какой-нибудь нейтральной территории вроде кухни, чтобы ребенок не опасался, что вы можете найти секретную записку от Иванова или рисунок директора школы с рогами и другими оскорбительными дополнениями. Неторопливо беседуя и рассматривая различные вещи, вы сможете снизить градус негативных эмоций, связанных у подростка с уборкой. Внешний вид подростка нередко служит поводом для замечаний взрослых. Однако, когда, как не сейчас, ребенок сможет носить рваные джинсы, бритый затылок и кольцо в носу? Конечно, больно видеть, как ваша малышка с милыми кудряшками стрижется под мальчика и носит бесформенные балахоны. Однако, только примерив на себя разные стили и образы, подросток сможет найти свой собственный и комфортный для него имидж.


1. Возглавьте революцию. Как известно, это лучший способ избежать неожиданных потрясений. Если подросток говорит о том, что хотел бы изменить прическу или гардероб, примите активное участие в обсуждении предстоящих перемен. Старайтесь не переубеждать ребенка, а приводить доводы в пользу менее радикальных мер. Например, предложите покрасить не все волосы в радикальный фиолетовый цвет, а только кончики, которые в любой момент можно отрезать, если перемены не понравятся.
2. Обратитесь к профессионалам. Многие подростки не желают прислушиваться к мнению родителей, однако внимательно относятся к отзывам чужих людей. Предложите ребенку посетить стилиста или устройте ему профессиональную фотосессию (в некоторых студиях эти услуги стоят совсем недорого). Возможно, получив их рекомендации, он перестанет кидаться из крайности в крайность.
3. Любите ребенка любым. Некоторые подростки используют эксперименты с внешностью в качестве способа проверки прочности родительской любви. Ребенок как бы испытывает глубину ваших чувств: «А с проколотыми бровями ты можешь меня любить? А вообще без бровей – тоже сможешь?» Поэтому не заставляйте его сомневаться в вашей любви. Не называйте «скрюченным», а попросите расправить красивые плечи. Не ругайте за увлечение сладким и излишнюю полноту, а предложите вместе покататься на велосипедах.

Публикации по теме