История норвежского стиля. И как купить платье настоящей жительницы Севера

Традиционная национальная одежда норвежцев называется «бунад». Существует несколько форм ее покроя и бесчисленное множество расцветок. Последнее характерно преимущественно для женского костюма. В течение многих веков норвежский костюм испытывал влияние общеевропейского городского костюма, поэтому в наше время норвежцы надевают бунад только по большим праздникам, свадьбам, на народные гулянья.

Описания национального костюма сохранились в скандинавских сагах и на античных изображениях жителей Северной Европы. Из них следует, что для древненорвежского костюма характерны узкие длинные штаны, короткие куртки, плащи с капюшоном. В настоящее время в мужском бунаде заметны две формы покроя. Мужской национальный костюм западных областей Норвегии состоит из узких длинных штанов, которые вверху доходят почти до груди и удерживаются плечиками. Одежда дополняется жилетом, прошитым орнаментом н отделанным пуговицами на груди. Для восточных районов страны более типичны куртка или жилет, короткие штаны, обычно чуть ниже коленей. Куртки и штаны декорируют пуговицами, расположенными рядами. Костюм дополняется традиционными гольфами, имеющими геометрический рисунок и связанными из толстой шерсти. 11 обоих районах к костюму надевают белую рубаху с широкими рукавами и узкими манжетами, черные штаны, черные плащи, кожаные башмаки с пряжками и, конечно, шляпу или цилиндр.

Народный костюм дополняется декоративными деталями: великолепными вышивками на жилетах, передниках, жакетах, яркими поясами и многоцветными оторочками по краю подола юбки. Это привело к тому, что практически для каждого района страны стали характерны разнообразные варианты женских костюмов.

Женский норвежский национальный костюм тоже представлен двумя формами покроя (рис. 7). На большей части территории страны он состоит из блузки и юбки, только в западных районах блузки носят с сарафанами. Это основа женского костюма. В отдельных областях к нему добавляют передник, жилет или жакет. Традиционно костюмы шьют из шерстяной ткани. В холодные дни используют платки, накидки, плащи, многослойные юбки. Мужские костюмы тоже имеют яркие цвета, но вышивкой обработаны не в такой степени, как женские. В Норвегии каждая определенная местность (фульке) представляет свой самобытный национальный костюм.

Хотя на бытовом уровне в наше время используется современный общеевропейский вариант городского костюма, имеется одна народная традиция, которой норвежцы остались верны до сих пор. Здесь особенно популярны знаменитые теплые норвежские свитера, связанные из толстой пряжи и украшенные национальным орнаментом. Они очень красивы, надежны (согреют в самую холодную погоду), занимают немного места. Изделия из 100%-ной шерсти покрываются специальными северными узорами: на них можно увидеть оленей и лосей, снежинки и изморозь, геометрический рисунок, что делает их узнаваемыми во всем мире.

Норвежские национальные свадебные костюмы покоряют своей самобытностью и оригинальность. Отличительная особенность этих костюмов – великолепные головные уборы, напоминающие короны сказочных принцесс. В нашем обзоре 25 фото из коллекции Norsk Folkemuseum, которые были сделаны в период 1870-1920 годов.



Национальный норвежский костюм - бюнад – поражает своей красотой и пользуется огромной популярностью в Норвегии и сегодня. Бюнады надевают в праздничные дни и рядовые граждане, и члены королевской семьи. Национальные костюмы передаются из поколения в поколение, а стоимость бюнада в полном комплекте может равняться стоимости нового авто.



В изданной в Норвегии в 2006 году «Энциклопедии норвежского национального костюма» представлено более 400 видов бюнадов, в том числе и свадебные бюнады. Главная особенностью свадебных национальных нарядов норвежских невест являются драгоценные короны, отдалённо напоминающие русские кокошники.



Свадебный традиционный головной убор для норвежских невест выглядел, как корона. В зависимости от материального положения семьи изготавливался головной убор из различных материалов – от соломы до золота и серебра.



Свадебные короны украшали различной формы подвесками, которые при ходьбе издавали нежный звон. Считалось, что эти звуки отгоняют от невесты темных духов.




По традиции невеста на собственной свадьбе должна была танцевать до тех пор, пока с головы не упадёт корона.



Вторая жизнь бюнадов началась в 1920-х годах. Тогда их после долгого перерыва норвежцы снова начали надевать на праздники и на свадьбы. У истоков движения по возвращению бюнадов стояли Клара Семб (Klara Semb) и Хюльда Гарборг (Hulda Garborg). Они восстанавливали национальные норвежские костюмы по акварельным зарисовкам и по гравюрам.

Норвегия... Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм БЮНАД. Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорные празденства, т.е. он стал почти универсален.

Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма .

Одни утверждают, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Иные исследователи считают, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле , существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду , а бюнад – одежда праздничная .

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад » произошло от древнесеверного búnaðr– «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАК Т потрясающе красивы и неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют:

Украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

Чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

Сумочка с серебряным замочком,

Шаль, варежки для зимы.

Украшения ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

Особые туфли.

«Находка" последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!


МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Историко-культурологическая заметка про шведский национальный костюм.

Шведский народный костюм как символ национальной идентичности

Костюм и политика
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

О понятии «народный костюм» в Швеции
На первый взгляд определение «народный костюм» кажется простым и ясным. При более детальном рассмотрении проблемы, всё оказывается сложнее. При изучении шведского народного костюма следует различать понятия «народный костюм», «костюм простого народа».
Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы). Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.
Народным костюмом может считаться костюм прихода (sockendräkt) и костюм уезда (häradsdräkt), в том случае, если границы прихода или уезда чётко очерчены.
Помимо "folkdräkt", существует также понятия "bygdedräkt" и "hembygdedräkt" – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.
Название "Landskapsdräkt" – костюм лена, является более изобретением эпохи национального романтизма, чем полноценным термином. Ни в одном уезде или приходе такого костюма не было – это символ, костюм, составленный из разных деталей для того, чтобы служить символом одной из 25 исторических провинций Швеции. Однако, несмотря на несостоятельность этого определения, в популярной литературе постоянно говорят о том, что каждый лен имеет собственный костюм. Об этом также можно говорить, как о примере «изобретённой традиции», не связанной с историческим прошлым, но пользующейся популярностью.
Следует различать «народный костюм» (folkdräkt) и «костюм простого народа» (folklig dräkt). Несомненно народный костюм – одежда простых людей, но не всякая одежда народа – народный костюм. Например, мы не можем называть народным костюмом городской костюм.
Термин «национальный костюм» весьма расплывчат. К «национальным» относятся смоделированные на рубеже XIX-XX по образу крестьянских костюмы, использовавшиеся городским населением или представителями высшего общества для особых случаев. К примеру, костюмы, представлявшие землячества на костюмированных вечерах студентов университета в Упсале, или же «даликарлийские» костюмы придворных короля Оскара II во время театральных представлений. «Национальным» можно также считать созданный в 1902-03 гг. общешведский национальный костюм (almänna svenska nationaldräkten), который также называется «sverigedräkt».

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма
В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.
Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.
Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.
В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedräkt
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.
Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedräkt
В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).
В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.
Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?
В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.



Публикации по теме