Как определить, что малыш замерз на прогулке или дома. Как понять, что ребенок шевелится в животе

Основные причины заражения червями у детей – несовершенство иммунной и пищеварительной системы, несоблюдение гигиенических правил.

Признаки глистов у ребенка

Глистные инвазии могут долгое время протекать без ярко выраженных клинических симптомов. Поэтому родители долгое время могут не распознать глисты, не понимают, почему у малыша изменилось поведение, пропал аппетит, он стал часто болеть.

Как определить глисты у детей:

  • повышенное слюноотделение;
  • частые жалобы на тошноту, боли возле пупка или под правыми ребрами;
  • изменение аппетита в сторону увеличения или уменьшения;
  • затяжной кашель, появление в мокроте примеси крови;
  • сбои в работе кишечника – диарея с водянистым поносом, длительные запоры, метеоризм.

Зараженный глистами ребенок может стать излишне плаксивым и капризным, или апатичным. Такие дети быстро устают, часто просыпаются по ночам, кожа становится бледной, под глазами залегают темные круги.

Методы диагностики

У детей, в анамнезе которых есть перенесенная глистная инвазия, часто бывает ложноположительная реакция Манту.

Какие методы диагностики помогут распознать, что у ребенка могут быть глисты:

Традиционные способы лечения

Важно! Использовать только методы нетрадиционной медицины, заниматься самолечением при глистных инвазиях у детей запрещено.

Эффективные лекарства:

  • при нематодах – Пирантел в виде суспензии используют для лечения детей с 6 месяцев, Пиперазин;
  • для борьбы с цестодами – Никлозамид;
  • от трематодов – Хлоксил.

Профилактика

ВОЗ рекомендует проводить лекарственную терапию всем детям, которые посещают дошкольные учреждения, каждые 6 месяцев. Придерживаться этих рекомендаций или нет – решает каждый родитель сам. Но если у ребенка проявляются все признаки заражения, но результаты анализов отрицательны – прием медикаментов для профилактики необходим.

Глисты у ребенка могут появиться по разным причинам. Задача родителей – максимально оградить детей от источников заражения, своевременно проводить профилактические мероприятия и диагностику. Если у ребенка завелись глисты, необходимо четко соблюдать все предписания лечащего врача. Игнорирование проблемы или самолечение может стать виновником осложнений и возникновения сопутствующих заболеваний.

Большинству будущих мамочек интересно знать, как располагается ребенок у них в животике. И чем роды ближе, тем важнее становится эта информация для роженицы. . При некоторых таких вариантах противопоказаны роды через женские естественные родовые пути. За роды естественным путем при тазовом предлежании возьмется далеко не каждый врач, да и головное предлежание плода не всегда дает гарантии. Врач, конечно, поможет определить предлежание ребенка, но иногда ждать следующего приема просто невмоготу, особенно если мамочка надеется, чтобы малыш перевернулся и занял более благоприятную позицию. Но как понять, как лежит плод? Как самостоятельно определить положение плода в матке, как понять перевернулся ли ребенок? Вычислить самой положение малыша вовсе не так сложно, как могло бы показаться. Кстати, это отличный способ узнать своего ребеночка получше.

Предпринимать попытки определить самой положение малыша в матке имеет смысл только после 30 недели беременности. Естественно, чем срок больше, тем понятнее, как лежит плод, поэтому если Вы не можете определить предлежание ребенка, нужно попробовать еще разок через неделю - следующая попытка наверняка окажется успешной! Кроме того, до 33-34 недели беременности включительно положение малыша в матке может меняться, ребенок может переворачиваться. После 34 недели беременностионо, как правило, становится стабильным, то есть малыш остается в той позе, в которой и будет появляться на свет.

____________________________

· Как самой определить положение плода: слушаем сердцебиение

Самым простым способом самостоятельно определить положение плода в матке - узнать, где именно лучше всего прослушивается его сердцебиение. Для этого Вам понадобится самый обычный стетоскоп, чуть-чуть терпения и удачи. Ваша цель - поймать похожие на удары звуки сердцебиения с частотой 120-160 в минуту. Начинать слушать лучше с левого нижнего сегмента живота - в этом месте слышно сердцебиение большинства младенцев «вставших на место». Передней поверхностью живота можете не ограничиваться - в некоторых положениях ребенка сердце слышнее, если стетоскоп прикладывать к Вашему боку. Лучше всего сердцебиение прослушивается в месте, где пребывает верхняя часть спинки младенца.

Данный способ очень полезен, когда необходимо понять, перевернулся ли плод к родам в головное предлежание из тазового. Находите место, где его сердце бьется слышнее всего, и ежедневно выполняя упражнения, которые способствуют тому, чтобы ребенок перевернулся, следите, меняется ли положение малыша в матке. При тазовом предлежании плода оно будет несколько выше, нежели при головном.

· Как самостоятельно определить положение плода: составляем карту живота

Этот метод позволяет без помощи УЗИ, самостоятельно определить положение плода в матке, и составить так называемую детальную «карту» живота. Суть его, вкратце, такова.


Для начала понаблюдайте за движениями малыша (каков их характер, направление, в какой части животика Вы их ощущаете). После этого, займите положение лежа или полу-лежа, и аккуратно прощупайте ребенка через живот пока матка в расслабленном состоянии. Так Вы сможете составить «карту» живота, где можно будет отметить такие наблюдения:


- где ощущаются наиболее сильные пинки - это ноги малыша,
- где ощущаются легкие шевеления с небольшой амплитудой - там, скорее всего, находятся ручки,
- где находится, похожий на голову большой выпирающий участок - это попа младенца,
- с какой стороны Ваш животик более ровный и твердый - это спинка,
- где врач или Вы слышали сердцебиение - там расположена верхняя часть спинки малыша.

Для удобства можете даже нарисовать условную «карту» и сверяться с ней, чтобы понять перевернулся ли плод к намеченному сроку, и как именно перевернулся.

· Как отличить головное предлежание плода от тазового?

Так или иначе, выпирающую часть ребенка Вы почувствуете сверху. Чтобы определить самой положение малыша в матке, разобраться попа это или голова, нужно понимать, что от головки отходят только шея и спина, а вот от попы ребенка - еще и ноги. Собственно ноги и можно нащупать, будучи настойчивой, или ощутить их, когда малыш пинается. Кроме того, послушайте самостоятельно или вспомните, где доктор в последний раз находил звук сердцебиения - если он был снизу, то ребенок лежит вниз головой, а если сверху - то вниз ягодичками.

· Вверх ногами - задом наперед, или как понять перевернулся ли плод, и как заставить малыша перевернуться с ног на голову?

Для начала, хочется обратить Ваше внимание на то, что головное предлежание ребенка не является однозначным показателем для успешных родов естественным путем. Есть и другие, не менее значимые факторы положения плода. В частности важно понять, как лежит плод по отношению к спине, то есть, куда обращена спинка ребенка - по направлению к маминой спине, или к животу? Если малыш в последние месяцы большую часть времени лежит спинкой к маминой спине (так называемый «задний вид предлежания»), то, скорее всего, рождаться он начнет именно из этого положения. Но роды в этом случае могут быть более длительными, более болезненными, и с большой долей вероятности могут закончиться операцией кесарево сечение.


Определить самой положение малыша в матке можно по наблюдениям: если у Вас при ощупывании живота никогда не получается найти спинку малыша - это говорит, что она обращена к вашей спине. В таком случае имеет смысл попробовать «уговорить» ребеночка перевернуться. Спина является более тяжелой частью малыша по сравнению с руками-ногами, поэтому она обычно самостоятельно стремится повернуться вниз - остается только занять нужное положение маме. Женщины в последние десятилетия ведут гораздо менее подвижный, менее активный образ жизни и особенно во время беременности много времени проводят в положении полусидя или полулежа, по большой части из-за этого сила тяжести притягивает детскую спинку вниз - к маминой спине. То есть, чтобы ребенок перевернулся, маме нужно более активно двигаться и чаще принимать позы, в которых сила притяжения будет тянуть спинку плода по направлению к маминому животу - любые прямые положения, а также позы, с наклоном корпуса вперед, стояние на четвереньках, занятия плаванием.

Чтобы плод перевернулся в матке после 31 недели беременности из головного в тазовое предлежание рекомендуются следующие упражнения:

1. Лягте на правый бок, полежите 10 минут, а затем быстро перевернитесь на левый бок и спустя 10 минут опять на правый. Повторите упражнение 3-4 раза подряд несколько раз в течение дня, перед едой.

3. Повороту плода способствуют занятия в бассейне.

4. Если ребенок перевернется на головку, советуют носить бандаж пару недель, чтобы правильное положение плода зафиксировалось.

Выполнение подобных упражнений имеет противопоказания, к которым относятся: осложнения в течении беременности (гестоз беременных, угроза преждевременных родов), предлежание плаценты , рубец на матке в результате кесарева сечения в прошлом, опухоли матки.

Раньше тазовое предлежание плода пытались исправить, что называет вручную, путем наружного поворота плода - через живот врач пытался сместить головку ребенка книзу. На сегодняшний день от этого отказываются, поскольку у метода низкая эффективность и большой процент осложнений, таких как преждевременные роды, преждевременная отслойка плаценты, нарушение состояние ребенка. Если тазовое предлежание плода сохраняется, то беременную женщину за 2 недели до предположительной даты родов направляют в стационар. Там под наблюдением составляют план родоразрешения, наиболее благоприятный в данной ситуации.

· Почему я не могу самостоятельно определить положение ребенка?



В некоторых случаях как определить самой положение и предлежание малыша в матке может быть сложно. Если очень много околоплодных вод, если плацента крепится к передней маточной стенке, руки будут хуже «видеть». Проблематично бывает определить предлежание плода самостоятельно, если мама пухленькая - что-нибудь почувствовать мешает жировая прослойка. Если от попыток самостоятельно определить положение плода в матке живот все время напрягается, таких поисков лучше не предпринимать - достоверной информации в таком случае получить не удастся, а вот оказать неблагоприятное воздействие на кроху запросто. Лучше всего ребенок прощупывается в течение последних двух месяцев беременности.


Безусловно, профессионал может очень быстро и безошибочно определить положение плода в матке. Но у мамочек есть одно преимущество - малыш всегда с ними, и делать это они могут гораздо чаще, и чувствовать, что называется нутром. Как правило, одна-две недели попыток делает практически любую маму ассом в этом вопросе, и, будучи внимательной, определить самой предлежание и положение малыша в матке можно без труда.


Потом, когда ребенок родится, его тельце будет более знакомым, и Вы будете обращаться с ним с большей уверенностью. А во время беременности ощущать шевеления ребенка гораздо более приятно, когда понимаешь, чем он их совершает и что именно делает сейчас - где ручки, где ножка, где попка, и т.п. Тогда одно удовольствие отвечать на вопрос «как он там?» - «С ним все отлично, движется как обычно, с утра активно вытягивал ножки, лежит головой вниз, а здесь у него спинка, хочешь потрогать….»

Яна Лагидна, специально для MyMom . ru

И еще немного о том, как самостоятельно определить и изменить положение плода в матке, видео:

Чтобы определить, не отстает ли ваш малыш в развитии, показателей его роста и веса недостаточно. Есть еще множество других критериев (лингвистические и моторные навыки), позволяющих понять, «правильно» ли растет ребенок. В первый месяц жизни новорожденные начинают издавать звуки, в три — поднимать головку в положении лежа на животике, в четыре — они реагируют на ваш голос, улыбаясь.

Безусловно, родителям интересно и полезно наблюдать за этими этапами роста малыша, по ходу отмечая и другие очевидные признаки его взросления, такие как двигательные (моторные) и разговорные навыки. Однако не спешите сравнивать успехи малыша с другими детьми, ведь каждый ребенок индивидуален. К примеру, кто-то начинает ходить в 9 месяцев, а кто-то лишь с 11 месяцев. Дети обычно переходят последовательно от одного этапа развития к другому. Тем не менее каждый ребенок преодолевает этот путь по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например языковом, и отставать в другом, например в сенсорном и двигательном развитии.

Специалисты предлагают для родителей следующее:

✓ Для улучшения развития основных двигательных навыков:

Не бойтесь положить ребенка на животик, чтобы дать ему возможность развивать мышцы шеи и спины;

Убрав с пола опасные предметы (стулья с острыми углами, электроприборы, провода и т. д.), посадите малыша на пол, тем самым предоставив ему возможность изучать и исследовать пространство и свои возможности;

Если в доме есть дети постарше, дайте им возможность поиграть на улице, где они смогут прыгать и бегать, не мешая новорожденному.

✓ Для улучшения мелких двигательных навыков:

Предложите малышу игрушки различного цвета, формы, структуры, чтобы дать ему возможность анализировать и запоминать «впечатления» пальцев;

Позаботьтесь о пазлах, конструкторах, бумаге с красками и пластилине в соответствующем возрасте.

✓ Для развития разговорных навыков:

Слушайте с ребенком музыку, лучше конечно же классическую;

Разговаривайте с малышом;

Читайте ему вслух;

Показывая рисунки в книжке, обязательно приговари-вайте названия предметов, персонажей и др.

✓ Для улучшения социального взаимодействия:

Улыбайтесь и смейтесь вместе с ребенком;

Ограничьте время, которое проводите у телевизора, и поиграйте с малышом.

Итак, как отличить ребенка, которому просто нужно немного больше времени, от того, кто по-настоящему отстает в развитии?

Медики считают, что нарушения в развитии присутствуют в том случае, когда ребенок, взрослея, не может делать то, что делают дети младше его.

Несмотря на то что у каждого ребенка свой ритм развития, есть определенные умения и навыки, которыми малыш должен владеть в определенном возрасте.

Обычно в процессе развития рассматривают пять основных категорий:

физическое развитие,

когнитивное развитие (то есть все, что относится к мышлению и аргументированию),

➧ эмоциональное и социальное развитие,

➧ языковое развитие,

➧ сенсорное и двигательное развитие (последнее делится на основные и вто-ричные моторные навыки).

У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.

Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло , что у него кружится голова , появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.

Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита . Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».

Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.

Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.

Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин - необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим - ребенок «перегулял»).

Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.

ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.

Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос - «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» - отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают - «не болит».

Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.

Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами - ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.

НАБЛЮДЕНИЕ - НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения , которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.

Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость , так и повышенная активность , переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне - также явления, которые достойны дополнительного внимания.

Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.

Тревожным фактором является изменение аппетита . Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно - со стороны органов пищеварения. Расстройства стула - это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях - следует немедленно обратиться к специалисту.

Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.

Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях - организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.

Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел - их организму не хватает кальция.

Следующее - это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей . Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).

Расспросите вашего ребенка - как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.

Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру тела у ребенка. Повышенная температура тела - это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 о С до 37 о С. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 о С. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию , т.е. проявление болезни.

Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк , кашель , осиплость голоса . Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.

Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память - запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.

О необходимости же обращения к врачу - педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту - мы будем напоминать постоянно.

Представь себе такую картину: твой сын 5-ти лет от роду просто одержим динозаврами. Он знает абсолютно все их названия (даже если они состоят из 5 слов), знает, где эти звери обитали и чем питается каждый представителей из вида. Это одаренный ребенок?

Также у тебя есть еще один малыш. Младше на год. Он не может долго сосредотачиваться на одном деле, ужасно неусидчив, плохо запоминает то, что происходит на занятиях в детском саду. Если сравнивать его старшим ребенком, то он кажется очень медлительным и неактивным. Но стоит ли его сравнивать? Как узнать одаренность своего чада?

Родители могут подумать, что их ребенок одарен, когда малыш хорошо все запоминает или проявляет нестандартное для своего возраста мышление.

Но часто случается, что дети, которые в малом возрасте имели все задатки гениальности, в будущем становятся обычными людьми. И наоборот, те, кого в школе порицали и считали даже умственно отсталыми, могут в будущем превратиться в Нобелевских лауреатов. Примеров этому масса.

Менделеев не мог поступить в университет и несколько раз подряд «завалил» экзамены по химии. Элтона Джона в Академии юных музыкальных дарований считали полной бездарностью и, благодаря вере его мамы в талант своего ребенка, он стал гениальным музыкантом. Томас Эдисон был исключен из первого класса школы, так как учителя считали его умственно отсталым, и его образованием занималась мама. В итоге вырос гениальный физик и инженер, придумавший первую лампу накаливания и усовершенствовавший телеграф и телефон. Альберта Эйнштейна тоже считали умственно отсталым: он поздно начал разговаривать, ни с кем не общался, а учителя были уверены, что из него ничего путного не получится.

Для того, чтобы развивать талант своего ребенка, нужно четко знать, что ты ищешь.

Можно пройти специальное тестирование у специалистов, которое стоит немало денег. А можно просто внимательней понаблюдать за своим чадом, чтобы выделить основные характеристики гениальности. Когда можно считать ребенка гением?

Согласно наблюдениям специалистов, можно выделить несколько признаков одаренности маленького человека. Это:

  1. Необычная, как для ребенка, проницательность и любознательность;
  2. Превосходная ступень суждений и рассуждений;
  3. Способность малыша видеть связи между понятиями;
  4. Раннее умение читать;
  5. Большой словарный запас;
  6. Острая наблюдательность;
  7. Сильно развитое чувство этики и моральных ценностей;
  8. Отличное чувство юмора;
  9. Быстрое овладение базовыми навыками;
  10. Проявление особых способностей в одной или нескольких областях, таких как музыка, искусство, наука, языки, компьютерная грамотность или математика.


Публикации по теме