Конспект НОД по аппликации в средней группе «Укрась салфеточку. Тамара Комарова - Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада

Интегрированные области : безопасность, коммуникация, музыка, социализация, художественное творчество, труд.

Программное содержание :

Продолжать знакомство детей с башкирским национальным женским костюмом;

Учить называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек - платье с оборками (күлмәк), камзол (камзул), на голове шапка из меха, на ногах – сапоги (итек);

Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами;

Поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре «Разноцветные платочки» - башкирская народная мелодия, обработка А.Кубагушева

Продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом - квадратом, его контрастной, цветовой гаммой;

Учить правильно, симметрично располагать орнамент;

Закреплять технику безопасности при работе с ножницами;

Закрепить навык наклеивания, развивать чувство цвета, радостное настроение.

Раздаточный материал : клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки тряпочные, клейстер, квадратный жёлтый фон бумаги, заготовки: красная и синяя прямоугольные полоски; квадраты разных размеров чёрного и зелёного цветов.

Демонстрационный материал : готовый образец.

Оборудование : музыкальное сопровождение, четыре стула, платочки разноцветные.

Сюрпризный момент : гостья - «Башкирская красавица» Айгөл.

Восп. – Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

А теперь подойдите все ко мне.

(Дети собрались возле воспитателя. Чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка).

Все друг к другу подошли

Ножками потопали: топ, топ, топ

Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп

А теперь мы повернемся

И друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент. (Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица» Айгөл, в национальном костюме и танцует башкирский танец.)

Айг ө л - Һayмыhыгыҙ малайҙар hәм кыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айгөл.

Восп. - Здравствуй Айгөл. Ребята, поздоровайтесь с Айгөл.

Дети – Здравствуй Айгөл.

Восп. – Айгөл к нам пришла в башкирском женском национальном костюме. (дети рассматривают её). Посмотрите, какое красивое платье - с оборками внизу – на башкирском языке оно называется – күлмәк, поверх платья одевается длинный халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове меховая шапка, а на ногах белые сапоги - итек.

Айгөл – Вам понравилась моя одежда?

Дети – Да, нам очень понравился твой башкирский костюм.

Восп. – Мы приглашаем тебя поиграть в башкирскую игру «Разноцветные платочки». Айгөл, помоги, пожалуйста, раздать платочки. На спинках стульев висят платочки разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. На первую часть музыки, подняв платочки над головой, будем легко бегать в разных направлениях. На вторую часть музыки – танцуем. А как музыка заканчивается, мы с вами разбегаемся к стульчикам, где висит платочек такого же цвета, как и у вас.

(Дети играют в игру 2-3 раза. По ходу игры воспитатель может поменять платочки на стульчиках местами.)

Молодцы. Айгөл, понравилось ли тебе с нами играть?

Айг ө л – Да, понравилось. Очень интересная игра.

Восп. - Дети, давайте приготовим для наших гостей и Айгөл подарок – платочек, украшенный башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на доску. Я приготовила вот такой платочек. Рассмотрим его. Какого цвета у нас платочек?

Дети – Желтого цвета.

Восп. – Каким орнаментом украшен платочек?

Дети. – Башкирским орнаментом.

Восп. – На, что похож наш башкирский орнамент?

Дети – На геометрические фигуры: большие и маленькие квадраты.

Восп. – Давайте вспомним с вами, какие цвета используют в башкирском орнаменте.

Дети – Красный, желтый, синий, зеленый, чёрный, белый.

Восп. – Правильно. Каким цветом у нас квадраты?

Дети – Красный, зелёный, синий, черный.

Восп. – Ребята, какого цвета большой квадрат, приклеенный в середине? (зелёный).

А маленький? (черного).

А какого цвета большие квадраты, приклеенные по углам платочка? (красные)

А в середине? (синие)

У вас на столах лежат две полоски разного цвета и разной ширины. Мы каждую из них разрежем на четыре части. Для этого возьмите красную полоску и ножницы. Ножницами работаем аккуратно, по сторонам не размахиваем. Разрежьте полоску по линиям. У нас получилось четыре красных квадрата. –

Теперь возьмите синюю полоску и также разрежьте. Получились синие квадраты.

Положите ножницы в стаканчик, квадраты отложите на тарелочку.

Теперь давайте вспомним, как нужно правильно наклеить орнамент на платочек. Много клейстера на кисточку не набираем, работаем на клеенке – чтобы не испачкать стол клеем; когда вы приклеите орнамент – сухую тряпочную салфетку накладываем на приклеенную деталь, чтобы убрать лишний клейстер. Не забывайте убирать кисточку в стаканчик. Теперь можно начинать.

Возьмите желтый квадрат и положите перед собой. Давайте найдем его середину. Покажите пальцем. Вот на эту середину надо приклеить большой зелёный квадрат уголочком вверх. Вот так (показ воспитателя на доске).

Теперь возьмите черный квадрат и приклейте его на середину зелёного квадрата, тоже уголочком вверх.

А сейчас мы возьмём красный квадрат и приклеим его на угол желтого квадрата, вот так (показ воспитателя на доске). Он не должен выходить за края платочка. Такими красными квадратами надо украсить все четыре угла.

Теперь берём синие квадраты и приклеиваем их на середины красных квадратов.

(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку. Гостья – Айгөл помогает детям).

– Все закончили, молодцы. А теперь ребята давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы.

– Айгөл, посмотри и выбери те работы, которые тебе нравятся (выбираются удачные работы, отметить правильность и сходство с образцом, аккуратность. Хорошо выполненные работы подарить гостьям). Их мы подарим гостям, а остальными украсим выставку.

Айг ө л – А теперь я приглашаю вас всех на башкирский танец.

Светлана Панчехина
НОД по аппликации «Укрась салфетку» для детей средней группы

Тема : «Укрась салфеточку »

Программное содержание : учить детей срезать углы у прямоугольной и квадратной форм по намеченным линиям; упражнять в сопоставлении знакомых геометрических фигур с предметами окружающего мира; воспитывать интерес к аппликации .

Материалы : клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки тряпочные , клейстер, квадратный лист белой бумаги размером 16*16, полоски разных цветов размером 6*3 (на каждого ребенка) .

Иоо : познавательное развитие; речевое развитие.

1. Игровая ситуация. В гости приходит кукла Катя, здоровается. Ребята, Вам нравится праздник День Рождения? Конечно, все его любят. В этот день к нам приходят гости, дарят подарки. Ну, а мы стараемся приготовить много-много всего вкусного (конфеты, торты, пироги, шоколадки) . Накрываем стол нарядной скатертью, ставим красивую посуду, раскладываем для каждого гостя салфетки . Вот и у куклы Кати сегодня День рождения, но она почему-то очень грустная. Я с ней поговорила, и оказалось, что она приготовила угощение : сладости. А вот скатерти, посуды и салфеток не оказалось . Надо бы им помочь. В общем, посуду мы нашли, скатерть тоже. А Катя все равно плачет. Оказалось, что гостей у них будет много, а салфетка всего одна - вот она. Вы хотите помочь Кате? Тогда давайте сделаем для нее много красивых салфеток .

2. Рассматривание салфеточки . Воспитатель обращает внимание детей : «Вот салфеточка , посмотрите внимательно, как и чем она украшена ? Что это? Квадрат? Ими можно украсить салфетки и скатерти . Сегодня мы с вами украсим салфеточку так , чтобы она была такой же, как у Кати. Обращает внимание детей , что салфетка украшена квадратиками разных цветов, но во всех уголках квадратики одного цвета».

3. Обьяснение и показ. Воспитатель показывает, как из полосок нарезать квадраты : согнуть полоску пополам и резать по сгибу. Напоминает правила наклеивания : «Сначала разложим фигуры. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Намазываем фигуру клеем, обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям. Положим кисть, взяли фигуру обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать тряпочкой, промокнув лишний клей».

4. Самостоятельная работа детей . Дети складывают полоски пополам, разрезают по линии, наклеивают на лист. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали ножницами. В случае необходимости напоминает, поправляет положение пальцев, держащих ножницы. Напоминает об аккуратном наклеивании. По окончании работы, воспитатель предлагает положить салфетки на стол - пусть они подсохнут.

5. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» .

6. Выставка аппликаций . Воспитатель выставляет все работы на доске, отмечает красивое сочетание цветов, дети рассматривают работы. Воспитатель поясняет, что они успели - гости к Кате еще не подошли. А как она рада. Кукла благодарит детей , уходит.

7. Итог : Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?

Задачи. Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством (ткачество, вышивка). Пояснить зависи­мость декора от формы и назначения изделия. Учить украшать край салфетки («берег»), создавать узор из готовых элементов на круге (салфетке) по алгоритму «вверху — внизу — справа - слева». Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы и размещая на одинаковом расстоянии) и цвета (подбирать цвет фона и элементов узора).

Предварительная работа. Знакомство с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, созданными для интерьера (ткачеством, вышивкой). Рассматривание узоров на разных сал­фетках. Дидактическая игра на подбор цветовых диад (гармонич­ных пар).

Материалы, инструменты, оборудование. Декоративные салфетки для рассматривания узоров, бумажные круги разного цвета и гото­вые элементы, вырезанные педагогом из цветной бумаги (например: цветы и листики, ягодки и листики, цветы и бутоны, круги и тре­угольники) - не менее 8-12 для каждого ребенка. Фланелеграф или варианты композиций для показа и пояснения вариантов размеще­ния элементов.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показыва­ет детям сначала обычную салфетку без декора, а затем красивую сал­фетку с тканым или вышитым орнаментом. Предлагает рассмотреть, сравнить и полюбоваться. Спрашивает, какая салфетка нравится больше и почему? Обобщает ответы, чтобы уточнить представление детей о декоре: «Нам всем больше нравится салфетка с узором, пото­му что она нарядная, красивая, необычная, когда на нее смотришь, хочется улыбаться и даже угощение, поданное на такой салфетке, ка­жется более вкусным». Затем спрашивает детей, для чего нужны та­кие нарядные салфетки, и уточняет, что такие красивые вещи нужны и для пользы, и для красоты. Так, салфетками застилают стол, чтобы ставить на них посуду - чашки, чайник, вазы с цветами. В будние дни часто пользуются обычными вещами, а в праздничные дни - бо­лее красивыми и нарядными.

Затем педагог предлагает детям самим смастерить красивые и на­рядные салфетки для кукол. Напоминает, что они уже слепили по­суду для чаепития: чашки, блюдца, сахарницу, чайник, молочник, конфетницу. Ноу игрушек скоро будет праздник, поэтому хорошо бы приготовить для них красивые салфетки для сервировки празднич­ного стола.

Затем педагог поясняет задачу: нужно взять круглые «салфетки» (вырезанные педагогом из цветной и белой бумаги) и украсить их узорами. Цвет салфетки каждый ребенок выбирает по своему жела­нию. И также по своему желанию выбирает элементы для узора, вы­резанные педагогом заранее: цветы и листики, бабочки и жуки, ягоды и листики, круги и треугольники и пр.

Показывает салфетку и спрашивает, как ее можно украсить. Вы­слушивает ответы детей и просит их подумать, как будет использо­ваться салфетка, что на нее будут ставить. Дети догадываются, что чашки будуг ставиться по центру салфетки, середина не будет видна, по пому се можно не украшать. Демонстрирует, как будет исполь­зоваться салфетка (ставит чашку на салфетку), и обрисовывающим жестом показывает, что виден будет только край (берег) салфетки. Повторно спрашивает, какую часть салфетки лучше украсить, чтобы узор был виден гостям во время чаепития. Просит детей обрисовать жестом край (берег) круга.

На фланелеграфе или композиционной схеме педагог поясняет, как строится узор на круге: элементы размещаются сначала вверху, внизу, справа, слева, а затем в промежутках между ними. Деги пов­торяют алгоритм (верху, внизу, справа, слева). Элементы могут быть одинаковыми (все цветы, все круги, все листики) или чередоваться; листик-ягодка, листик-ягодка или цветок-ягодка, цветок-ягодка).

Дети выбирают по своему желанию цвет круга и набор готовых элементов. Педагог просит приложить элементы узора к фону что­бы проверить, красиво ли сочетаются цвета. В случае необходимости дети выбирают другой цвет фона или другой колорит элементов узора.

Примечание. Воспитатель может упростить способ выполнения задания, предложив детям в качестве фона бумажные круги не цвет­ные, а белые.

Дети выкладывают элементы на фон по схеме (вверху-внизу, спра­ва, слева), рассматривают, показывают педагогу и затем аккуратно приклеивают. После того, как создана композиционная основа, они дополняют узор по своему желанию, заполняя промежутки одинако­выми или чередующимися по цвету или форме элементами. Педагог может предложить детям проверять узор, выставляя на салфетку чаш­ку или блюдце.

В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться «салфетками» друг друга и выставить на них чашки с блюдцами, вы­лепленные из пластилина на занятии «Чайный сервиз для игр».

Конспект занятия по аппликации «Украшение салфеточки» для детей средней группы

Цель: Развитие конструктивных способностей детей.
Задачи: - Совершенствовать знание круглой, квадратной и треугольной формы.
- Упражнять детей в выделении углов, сторон у квадрата и круга.
- Учить преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги.

Учить детей аккуратно пользоваться ножницами.
- Воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого.

Материалы к занятию: Готовые круги, квадраты, клей, кисточки, клееночки, салфетки, образцы работ, орех.


Предварительная работа: Рассматривание декоративных изделий с простым узором.


Словарная работа: активизация прилагательных – аккуратная, замечательная, красивый, белый, нарядный.


Проблемный вопрос: Как помочь белочке сделать нарядные салфетки?


Ход занятия:


Воспитатель: - Ребята, сегодня я пришла в группу, а на стульчике сидела белочка. И она мне рассказала, что ее пригласили на день рождения ее друзья бельчата. Она решила им подарить вот эти салфеточки.
- Салфетки нарядные? (нет, не нарядные) Что же нужно сделать, чтобы они стали яркими, нарядными, праздничными? (украсить их).
- Слышишь, белочка, салфетки надо украсить разными узорами, тогда они сразу же станут нарядными и праздничными. Ребята, как же помочь белочке сделать нарядные салфетки? (помочь украсить).

Проходите, пожалуйста, за столы (дети садятся за столы) .
- Какой формы эта фигура? (квадратной). Как она называется? (квадрат) А эта? (круг).
- Чем они отличаются друг от друга? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится, а квадрат нет).
- Действительно, у квадрата есть углы и у него четыре стороны, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой).
- Ребята, посмотрите внимательно, как можно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника. Надо разрезать квадрат по диагонали с угла на угол. И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга.
- Кто выйдет к доске и покажет нам, как надо разрезать квадрат?
- А кто покажет, как разрезать круг? (показ детей)
- Ребята, у меня есть украшенные салфеточки, посмотрите какие они разные. У этой салфеточки в середине расположен круг, а по углам треугольники, а у этой салфеточки в середине квадрат, а по углам половинки кругов.
- Прежде чем мы начнем вырезывать и украшать платочки, потренируем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…


- А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол - по диагонали. Не забудьте правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвие (дети вырезывают).Попробуем!
- Украсьте свою салфеточку треугольниками, квадратами, кругами и половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в ней изменить.(воспитатель подходит к детям и рассматривает узоры).
- А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к платочкам, так чтобы получился узор. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные.(дети приклеивают).
- Посмотрите как мы дружно поработали, какие замечательные работы у вас получились. Рассмотрим их вместе? Какая интересная работа получилась у Вари. Все наклеено очень аккуратно. Просто замечательный платочек. (рассмотреть все работы).
- Белочка, хотела бы вас поблагодарить за помощь в украшении салфеточек. Теперь она с радостью пойдет на день рождения к бельчатам. Какие салфеточки у вас получились? (нарядные, красивые, замечательные).
- Что вам сегодня трудно было делать на занятии? А тебе? А тебе?
- Ребята, белочке пора уходить, ей очень понравилось у нас в гостях и она вам дарит орешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физической культуре "Новогодние приключения" для детей средней группы

Цель: развитие физических качеств (скоростных, силовых, выносливости, координации). Задачи:Оздоровительные: - способствовать профилактике плоскостопия, - способствовать формиров...

Воспитывать интерес к математике, поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок....

Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Цветы для феи»...

Конспект НОД по аппликации «Красивая салфетка для кати».
Материал: образец аппликации; салфетки - образцы; большие и маленькие круги, вырезанные из бумаги 2-х цветов, листы бумаги квадратной формы, клестер, салфетки для аппликации (для каждого ребёнка); магнитная доска.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Организация: Дети сидят на ковре, затем переходят за столы.
Ход занятия.
Воспитатель вносит куклу Катю.
Воспитатель (обращаясь к детям): ребята, наша кукла Катя грустит. Кто хочет пожалеть куклу, погладить её? Подойдите ко мне.
Дети жалеют куклу, гладят.
Воспитатель: Дети, садитесь на коврик послушаем историю Кати, узнаем, почему она грустит.
Ребята вот я хотела вас пригласить к себе в гости и угостить вас чаем. Ведь зима холодное время года и нам обязательно надо согреться после прогулки. Но, ребята, когда я, стала накрывать стол, то обнаружила, что мне не хватает на всех салфеточек.
Воспитатель: Куколка Катенька, не грусти, мы с ребятами тебе обязательно поможем. Да, детишки?
И обязательно поиграем с тобой! Посмотри Катенька, посмотрите ребятишки, какие у меня салфеточки. (рассматривают салфетки, с разными рисунками)
Давайте и мы поможем. Давайте сделаем Катеньки в подарок нарядные, красивые салфеточки.
2 часть. Физминутка:
Встанем, сделаем разминку:
Тик-так, тик-так
Ходят часики вот так,
Шаг налево, шаг направо,
Шаг вперед и шаг назад.
Ножками затопали,
Зашагали по полу,
Там, там, там -
Тихо сели по местам.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Дети, посмотрите. Назовите фигуру (квадрат).
- Молодцы. Наша салфеточка будет квадратной формы.
А это что за фигура? (круг) Кругами мы будем украшать, делать нарядной салфетку.
Давайте пальчиком в воздухе нарисуем квадрат, круг.
Посмотрите, какого цвета круг? (красный, синий)
Кругами, какого цвета будем украшать салфеточку? (Красного и синего цвета.)
Какой по размеру красный круг? (Красный круг -большой.)
Покажите мне большой красный круг.
Какой по размеру синий круг? (синий круг - маленький).
Покажите маленький синий круг.
(Добиваюсь от детей полных ответов.)
Гимнастика: Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).А теперь посмотрите, как я буду украшать салфеточку, и что нам для этого понадобится
Посмотрите, как нужно правильно держать кисточку. Держать тремя пальцами, выше металлической части.
Набирать клестер нужно на самый кончик кисточки и намазывать белую сторону кружка.
Приклеенный кружок нужно прижать тряпочкой, вот так. Обратите внимание, как расположены круги на салфетке. (Сначала большой круг, потом маленький, опять большой и маленький)
А теперь, вы украсьте свои салфеточки, только прежде тем, как наклеивать круги их надо красиво разложить.
Дети раскладывают круги на квадратной форме.
Дети выполняют аппликацию, индивидуальная работа.
(По окончании аппликации дети несут свои салфеточки на выставку.)
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли? Как мы помогли Катюши? Вы старались, украшали, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши! Красивые салфетки у вас получились! Теперь Катиным друзьям будет приятно пить чай, ведь чашки будут стаять на таких красивых салфетках.



Публикации по теме