Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Моё имя и право на него. Конспект образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе о.о

Подробности Опубликовано: 11.01.2017 11:21

Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию в подготовительной группе

Тема:"Волшебное путешествие"

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Задачи:

  • повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  • развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;
  • развить речь, творческое мышление;
  • сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 5 табличек с названиями островов: " Остров кривых зеркал", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника". К каждой табличке прикреплено задание, черное полотно из бумаги, зеркала

Ход НОД:

Дети вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание . В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!"

Ребята, как вы думаете, это нам написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров кривых зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

Остров кривых зеркал

Инструкция : воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.

Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».

Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.

Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к «Заколдованному острову»).

"Заколдованный остров"

Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут злые сказочные персонажи. (вспомнить имена)Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо их развеселить!

Инструкция : Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

А теперь, давайте возьмем по шарику и нарисуем улыбающиеся лица

Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Попугаев).

"Остров Попугаев"

Цель : развить уверенность в себе.

Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция : передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Релаксация

Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.

Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Примечание . Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Еще раз... И еще раз... вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь... Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.

Примечание . Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.

И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злого Волшебника. и его друзей. Нам надо их спасти.

Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.

Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете".

Примечание . На стоде черное полотно из бумаги

Инструкция . Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер мира, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?

Рефлексия "Ковер мира"

Инструкция . Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона по заранее написанному слову «Добро»

Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер мира Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности.

Задание

  • беседа с детьми о природных богатствах, о бережном обращении ко всему живому;
  • составление памятки о правилах поведения в природе, быту на улице!(или рисунок)
  • наблюдение за работой светофора на перекрёстке;
  • посещение театра с последующей беседой о правилах поведения в театре;
  • ситуативные разговоры о вредных привычках;

Чтение детям: Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», С. Маршак «Пожар», Н. Носов «Кирюша попадает в переплет»;

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Тема:"Волшебное путешествие"

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Задачи:

    повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;

    развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;

    развить речь, творческое мышление;

    сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;

    воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 5 табличек с названиями островов: " Остров кривых зеркал", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника". К каждой табличке прикреплено задание, черное полотно из бумаги, зеркала

Ход НОД:

Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание . В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!"

Ребята, как вы думаете, это нам написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров кривых зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

Остров кривых зеркал

Инструкция : воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.

Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой – упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».

Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.

Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к «Заколдованному острову»).

"Заколдованный остров"

Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут злые сказочные персонажи. (вспомнить имена)Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо их развеселить!

Инструкция : Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

А теперь, давайте возьмем по шарику и нарисуем улыбающиеся лица

Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Попугаев).

"Остров Попугаев"

Цель : развить уверенность в себе.

Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция : передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Релаксация

Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.

Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Примечание . Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Еще раз... И еще раз... вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь... Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.

Примечание . Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.

И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злого Волшебника. и его друзей. Нам надо их спасти.

Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.

Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете".

Примечание . На стоде черное полотно из бумаги

Инструкция . Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер мира, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?

Рефлексия "Ковер мира"

Инструкция . Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона по заранее написанному слову «Добро»

Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер мира Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности.

Задание

    беседа с детьми о природных богатствах, о бережном обращении ко всему живому;

    составление памятки о правилах поведения в природе, быту на улице!(или рисунок)

    наблюдение за работой светофора на перекрёстке;

    посещение театра с последующей беседой о правилах поведения в театре;

    ситуативные разговоры о вредных привычках;

Чтение детям: Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», С. Маршак «Пожар», Н. Носов «Кирюша попадает в переплет»;

Тема: «Сельскохозяйственный труд людей осенью».

Программное содержание:

  1. Активизировать словарь по теме «Труд людей осенью», «Овощи», «Фрукты». Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, что его средства и формы изменились в связи с техническим прогрессом.
  2. Поддерживать у детей интерес к профессиям, их взаимосвязи.
  3. Расширять представление о труде сельских жителей.
  4. Формировать интерес к людям новых профессий - фермер, овощевод, хлебороб, животновод.
  5. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Вы любите играть? Сегодня я хочу вам предложить поиграть в разные игры, но их всех будет объединять одна тема. А вот какая, вы попробуйте отгадать. И так загадки, слушайте внимательно.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад

Журавли на юг летят,

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?

Октябрь:

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

Ноябрь:

Поле черно белым стало?

Падает то дождь то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Конечно, молодцы. Скажите, а к какому времени года относятся эти месяцы? (Осень) правильно. Это осень. И речь сегодня пойдет об Осени.

Скажите, что нам приносит осень? - свои плоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (колос).

З адание 1. « Собери картинку» - каждому ребенку будет предложена картинка разрезанная на несколько частей. Одним - фрукты, другим - овощи, грибы, ягоды. Дети собирают картинки. Затем по схеме рассказывают:

  • Какого цвета.
  • Какой формы.
  • Большой или маленький.
  • Какой по вкусу.
  • Где растет в саду или на огороде.
  • Что можно приготовить.

Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте мы с вами попробуем разобрать загадку в ребусе. Но и при этом получить отгадку.

Задание 2. Затем предлагается отгадать по ребусу-загадке. Разбор ребуса. Молодцы, все справились с заданием идем дальше.

Задание 3. Ребята, а скажите, что делает человек с приходом осени? Он собирает урожай. Конечно, человек трудится. Вообще человек трудился всю свою жизнь. Вы знаете пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Так вот, что именно делает человек? Те люди, которые трудятся на ферме с домашними животными - как называется их профессия? Фермеры, что они делают? Ухаживают за животными, доят коров, выращивают их, следят что бы они не болели . - Какие продукты питания мы получаем от фермеров (масло, молоко, сыр, творог, мясо, яйцо, перо и т.д.).

Приложение 1.

Человек собирает с деревьев плоды; трудится в садах. Как называется эта профессия Садовод - что они делают? Выращивают различные фруктовые деревья, смотрят, чтобы их не повредили различные насекомые, звери. Они высаживают саженцы плодовых деревьев, обрезают лишние ветки, удобряют почву, обрабатывают стволы деревьев от вредителей, поливают. Какие продукты питания мы получаем от садоводов. Все фрукты, потом из фруктов закрывают компоты, делают соки и варенье.

Приложение 2.

Те люди которые трудятся на огородах, убирает в огороде овощи, как называется их профессия? - Овощеводы. Как трудятся они, что делают? По весне высаживают рассаду, ухаживают за ней, вовремя рыхлят почву, убирают сорняки, подвязывают кустики. Удобряют почву, поливают . Какие продукты питания мы получаем от овощеводов? Это - все разновидности овощей, консервации, соки.

В полях ведутся работы по уборке урожая зерновых культур. Как называется профессия людей, которые трудятся в поле? Хлеборобы. А как трудятся люди в поле?

Так же весной обрабатывается почва на полях, рыхлится, вспахивается, затем люди засевают поля зерновыми культурами, это и рожь, овес, гречиха, рис и многие другие. На протяжении всего летнего периода человек следит за полями, удобряет, поливает, затем наступает уборочная пора . Какие продукты мы получаем от хлеборобов? - Все крупы, хлеб.

Приложение 4.

Одним словом, с приходом осени, человек трудится. Хорошо ребята, а давайте с вами вспомним, какие орудия труда использует человек в своей работе. Скажите, а какие орудия труда вы знаете (дети называют, вывешиваются картинки с изображением).

Лейка, лопата, грабли, тачка, секатор, метла, коса.

Все эти орудия труда верные помощники человеку. Как мы можем назвать их одним словом? Инструменты. Но эти орудия труда человек больше применяет в огороде, в саду. А что облегчает труд человека в поле.

Корабль-великан не по морю плывет,

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет (комбайн)?

Железный нос, в землю

Врос, роет, копает.

Землю разрыхляет (плуг).

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса).

Конь стальной овса не просит, А пашет и косит (трактор)

Вывешиваются картинки.

Ребята мы с вами говорили, что всю свою жизнь человек трудится, а давайте представим что было бы если не было б таких профессий как овощевод, хлебороб, садовод, фермер. Получал бы человек все те продукты питания, которые мы с вами перечислили? Нет. Почему? Варианты ответов детей. Конечно, все эти профессии необходимы и каждая важна по своему. Но профессии эти близки деревне, то есть тем людям, которые проживают в деревне. А в городе производство совсем другое.

Физкультминутка.

4. Общение с детьми на тему орудий труда первобытных людей. Иллюстрация орудий труда.

5. Речевая игра «Расскажи как ты полезен!»

Ребята, а давайте мы с вами на минуточку представим, что мы овощи или фрукты, и каждому из нас нужно рассказать на, сколько он полезен для человека. Вы согласны? Да!

Дидактическая игра «ты пакажиш мы расскажем

6. Дидактическая игра «ты пакажиш мы расскажем» (подражательные движения работе).

7. Ну вот друзья, смотрите сколько видов деятельности использует человек, выполняя работу в поле, огороде, саду. Так как называются эти профессии? Ответы детей. Очень хорошо мы с вами потрудились, теперь и можно отдахнуть. Спасибо всем.

Приложение 5.

Елена Стругова

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему:«Помоги Незнайке найти друзей».

Программное содержа ние:

Цель: Формирование опыта социального взаимодействия.

Средства:

Наглядные:

Карточки по количеству детей со схематичным изображением 1 и нескольких человек;

Пословицы с пропущенными словами;

Маски Мишки, Ёжика;

Лист ватмана с нарисованным домом с пустыми окошками;

Заготовки для рисования портретов (листы бумаги по размеру окошка)

Цветные карандаши и фломастеры, мелки восковые,клей;

Надписи со словами: договариваться, мириться, делиться и т. д по тексту.

Ход НОД.

(дети встают в круг)

Педагог: Ребята, утром вы уже приветствовали друг друга. Я вам предлагаю поздороваться необычным способом. По кругу каждый называет своё имя и прохлопывает его, разделив на слоги. Вот так: Ма-ша, а все дружно, как эхо, повторяют. Затем своё имя прохлопывает Ми-ша (сосед слева, и мы снова повторяем. И так по очереди все назовут своё имя, а мы поприветствуем друг друга.

Появляется Незнайка:

Здравствуйте, ребята.

Педагог:

Здравствуй, Незнайка,я слышала про твою беду, поделись с нами, а мы постараемся тебе помочь.

Незнайка: (стихотворение)

Друг. А что это такое?

Как же мне его добыть?

Может быть, купить в аптеке?

Или в гости пригласить?

Может, он растет на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может, он в цветочной клумбе

Пьет из розочки росу?

Может, он со мною рядом -

Только руку протяни?

Помогите мне, ребята,

Друга верного найти!

Педагог: Ребята, предлагаю помочь Незнайке. Расскажем, что значит дружить и поможем Незнайке найти друзей?

Педагог: А у вас ребята, есть друзья? (ответы детей)

Педагог: Кого мы можем назвать другом?

Дети отвечают предположительно: Друзья - это те, с кем интересно играть, кто делится игрушками, с кем интересно рассматривать книги, кто не жалуется, делится всем, что у него есть.

Педагог: Для чего нужны друзья?

Дети: Друзья помогают друг другу, друг учит тому, что умеет сам, с друзьями весело и интересно, не скучно.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вместе или по одному».

Я буду называть разные ситуации, а вы показывать карточку – вам интересно это делать одному или с друзьями, вместе или по одному.

(Дети стоят в кругу, у каждого карточка - одна с изображением одного человека, вторая - с изображением группы людей).

Играть в прятки

Встречать новый год

Есть пирожное

Играть в футбол

Оказаться на необитаемом острове

Отправиться в поход в горы

Строить из конструктора

Рисовать

Смотреть мультфильм

Кататься на велосипеде

Играть в шашки и шахматы

Загадывать загадки

Ловить мяч

Прыгать на батуте

Педагог: Каких карточек было больше с 1 человечком или карточек с несколькими человечками? Объясните, ребята, нашему Незнайке, почему именно так? (ответы детей)

Вывод: Ну что,Незнайка, сейчас мы тебя и убедили, что каждому нужны друзья - трудно приходится жить без друзей (кивает)

Незнайка: Какой должен быть друг?

Педагог: Помогите, ребята понять Незнайке, каким должен быть друг.

(ответы детей: добрый, веселый, умный, честный, жизнерадостный, справедливый, правдивый, интересный собеседник, чуткий, отзывчивый, умеющий хранить тайну и. тд.)

Педагог: Молодцы, хорошие вы качества друга назвали.

Педагог: Надеюсь, ребята, что эти качества можете найти в себе и вы, ведь вы тоже чьи-то друзья.

Игра «Это здорово!»

Педагог: Когда друзья знакомятся, они рассказывают друг другу о своих интересах. И мы сейчас расскажем Незнайке о своих достижениях и умениях. Будем говорить по очереди, а остальные поддерживают словами «Это здорово!»

Например, я говорю: «Я умею вязать», а все дети вместе отвечают: «Это здорово!» и поднимают верх большой палец. И так, по кругу.

(Каждый ребёнок называет свое «умение», остальные его поддерживают)

Незнайка: А я умею придумывать весёлые истории.

Дети: «Это здорово!»

Игра «Найди слово»

Педагог: Ой, какие разные, интересные ребята в вашей группе.

А вы знаете, про дружбу сложено много пословиц. И сейчас мы с вами будем играть в игру «Найди слово». В пословицах пропущены слова, нужно найти ответ. Итак, первая пословица. Слушайте внимательно и находите какое слово пропущено.

Нет (друга) ищи, а нашёл - береги.

Сам погибай, а товарища (выручай)

Друзья познаются в (беде).

Дружба (крепка) не лестью, а правдой и честью.

Про доброе (дело) говори смело.

Педагог: Ребята, как вы думаете, может ли дружба закончиться? Почему дети ссорятся? (Ответы детей)

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Как вы думаете, как себя надо вести, чтобы дружба не закончилась? (ответы детей)

Я знаю интересную историю про Мишку и Ёжика. И сейчас ребята расскажут вам её. (Подготовленные дети разыгрывают по ролям сценку)

Жили два друга - Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый!»

Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты, Ёж,

Как друг мне совсем не хорош!»

Педагог: Почему поссорились Мишка и Ёж? (не поделили качели, не хотели уступать друг другу)

Что нужно было сделать Мишке и Ёжику, чтобы не было ссоры? Вы правы.

Послушайте. (Дети разыгрывают сценку по-новому)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул.

Мишка качели к себе потянул.

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

1 Секрет

Педагог: Итак, мы узнали с вами, что первый секрет дружбы - уметь договариваться.

А, что делать если еже поссорились, как же это исправить? Правильно, помириться! А вы знаете «мирилки»?

(дети показывают «мерилку» свою)

2 секрет

Педагог: И так, второй секрет дружбы: если ссора произошла - помириться, а не обижаться друг на друга.

А вот ещё один секрет дружбы мы узнаем из истории «Два воробышка»

Послушайте небольшое произведение «Два воробышка» М. Пляцковского.

Чик: Если я буду раздавать пшено, то себе ничего не останется.

Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл 10 зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

Чик: Не надо. Зачем? Ты нашёл, ты и ешь.

Чирик: Мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?

Чик: Ты, наверное, прав. (Опустив голову)

Педагог: Хорошо ли поступил Чик по отношению к Чирику? (ответы детей)

Ребята, чему же Чик научился на уроке дружбы?

Дети: Не нужно жадничать, надо делиться со своим другом.

3 секрет

Педагог: Делиться со своим другом - вот ещё один секрет дружбы.

Педагог:

А как вы думаете, здороваться, прощаться, просить прощения у друга, быть вежливым - можно это назвать секретом дружбы?

Конечно, и я с вами согласна. Вот, например, слово «здравствуй» означает «будь здоров». Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. А если у друга плохое настроение, вы поссорились с другом можно это исправить с помощью волшебных слов. Какие волшебные слова вы знаете? Почему они так называются? «Волшебные слова» показывают уважение к человеку и настраивают на приятный разговор, общие дела.

Игра «Пожалуйста»

Я вам предлагаю игру с волшебным словом «пожалуйста». Я буду назвать разные просьбы. Вы должны выполнить просьбу, только если услышите слово «пожалуйста». Если я просто называю свою просьбу - то выполнять ее не надо.

Попробуем, хлопните в ладоши; хлопните в ладоши, пожалуйста.

Покачайте головой

Подпрыгните, пожалуйста

Присядьте

Поднимите руки вверх, пожалуйста

Повернитесь вокруг себя

Сделайте шаг вперёд, пожалуйста

Потопайте ногами

Скажите «Привет»

Обнимите своего соседа справа, пожалуйста

Сядьте на стульчики, пожалуйста

Незнайка: Я понял, чтобы не потерять друзей, нужно уметь договариваться, если вдруг поссоримся -вспомнить «мирилку» и помириться. А ещё попросить прощения, если виноват! И никогда не жадничать, – уметь делиться с другом. А какие еще вы знаете секреты дружбы?

Дети (перечисляют): Не ссориться; уступать; быть вежливым; не грубить; просить прощение, если не нрав; помогать друг другу; заботиться о друге; не жадничать; быть честным; не ябедничать; уметь слушать друг друга.

Педагог: Молодцы, вы знаете секреты дружбы, только не забывайте их.

Незнайка: Ребята, что это за домик? Почему он пустой?

(на стене на листе ватмана нарисован домик с пустыми окошками по количеству детей +1)

Педагог: Незнайка, что написано на крыше?

А кого в этом домике не хватает? (друзей)

Педагог: Ребята, а давайте мы нарисуем свои автопортреты и поместим их в пустые окошки, но не будем забывать что наш домик друзей держится на фундаменте секретов дружбы.

(Дети рисуют свои портреты и приклеивают их в окошки).

Педагог: А ты, Незнайка, хотел бы жить в этом домике и дружить с нашими ребятами?

Хорошо. (В окне появляется изображение Незнайки).

Педагог: Ребята, вы помогли Незнайке найти друзей. В доме друзей всегда весело, радостно, нескучно.

Незнайка: Спасибо, ребята!

Список литературы:

1. Авдулова Т. П., Аксёнова Е. Г., Захарова Т. Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. – Москва: Владос, 2014 г

2. Котова Е. В. В мире друзей. – Москва: ТЦ Сфера, 2007 г.

3. Уханова А. В. Завтра в школу! (развитие эмоций и навыков общения у ребёнка). – СПб. : Речь; М: Сфера, 2011г.

4. Дудкова Н. В. Будем крепко мы дружить опубликована в №5 журнал «Дошкольная педагогика», 2008 г.

Цель : формирование внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.

Задачи:

— обогащать обобщенные представления о способах передачи своих желаний, чувств, настроений;

— способствовать проявлению интереса к сфере эмоциональных проявлений живых объектов (человек, животные, герои литературных произведений);

— способствовать проявлению адекватных реакций на различные эмоциональные состояния других людей;

— содействовать становлению способов передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения), умения сдерживать проявления негативных эмоций.

Оборудование: листы с сюжетными картинками, сделанные детьми с помощью родителей (каждый имеет прорезь в виде квадрата или круга, сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (5—7 символических изображений), каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорезях); фотографии, картинки и рисунки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями, аудиопроигрыватель; аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); иллюстрация с изображением детей, которые водят хоровод вокруг елки, а один мальчик (с выражением обиды на лице) стоит в стороне, репродукции картин (пейзажи); прозрачная разноцветная пленка (или капроновая ткань) ярких и тусклых тонов; бумага для рисования, цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью вновь обратилась воспитатель младшей группы Нина Семеновна. Она очень хочет познакомить своих воспитанников с разными настроениями и чувствами людей. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме. Ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть в разные игры! Однако Нина Семеновна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда воспитатель вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам так много рассказывали и читали о разных настроениях и чувствах людей, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для малышей?

Дети . Да.

Воспитатель . Какое название будет у нашей книги?

Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о настроении и чувствах людей. А книгу о настроении мы начнем делать прямо сейчас. Каждый из вас дома уже сделал по одной странице для нашей будущей книги.

В качестве домашнего задания детям раздали заранее подготовленные листы с прорезью в виде квадрата (круга). Сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (5—7 символических изображений). Каждая пиктограмма должна быть хорошо видна в прорези. Детям было предложено наклеить на эту страницу сюжетные картинки или рисунки, передающими различные эмоциональные состояния героев.

Что помогло нам сделать эти первые страницы для нашей будущей книги?

Дети. Мы знаем о том, что у людей бывает разное настроение и разные чувства, знаем, как по лицу можно определить настроение человека.

Воспитатель предлагает детям обменяться страничками, которые они делали дома. Обменявшись ими, дети учатся подбирать пиктограммы (посредством вращения диска), соответствующие эмоциональному состоянию героев картинок или рисунков.

Воспитатель . Молодцы, вы верно определили чувства, которые испытывают люди, изображенные на картинках. Какое у них настроение?

Дети . Веселое, озорное, грустное, тревожное, унылое.

Воспитатель. Верно, настроение у людей бывает разным: спокойным, озорным, унылым, шаловливым, грустным, тревожным, беспокойным, игривым, веселым. Предлагаю вам превратиться в маленьких артистов и изобразить разные настроение и чувства.

Игра-драматизация «Маленький народ»

Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает стихотворение Д. Хармса «Маленький народ». Дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие то или иное настроение.

Текст стихотворения можно дополнить: «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.д.

Воспитатель . Кому легко было изображать героев? Кому трудно? С помощью каких частей тела можно выразить чувства?

Дети отвечают.

Да, ребята, все тело участвует в движении. Но больше всего мы обращаем внимание на лицо и руки. Вот об этом мы вспомним в следующей игре.

Игра «Чувства»

Воспитатель раздает дошкольникам фотографии детей с разными эмоциональными состояниями и предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самым приятным переживанием, а в конце — с самым неприятным.

Воспитатель (показывает фотографию). Чему, по-вашему, может радоваться девочка, изображенная на этой фотографии?

Дети высказывают предположения.

Да, ребята, радость возникает, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Поводов порадоваться бывает много. Давайте вспомним то, что заставило вас обрадоваться.

Дети выполняют задание.

Каждый из вас назвал какое-то приятное событие. Значит, радость — приятное чувство. Какое настроение бывает, когда вам радостно?

Дети. Веселое, озорное, шаловливое.

Воспитатель . Да, ребята, когда вам радостно, то и настроение бывает веселым, озорным, шаловливым! Вспомните стихотворения, песни, сказки, в которых героям радостно.

Дети. Английская песенка в переводе С. Маршака «Перчатки», Р. Сефа «Добрый человек», 3. Александровой «Катя в яслях», песня «Улыбка».

Воспитатель. Как можно узнать, что у человека хорошее настроение?

Воспитатель . Да, ребята, радость, как и любая эмоция, отражается на лице человека. Взгляд становится добрым. Говорят еще: «глаза светятся», уголки губ приподнимаются. Человек улыбается или смеется. Все зависит от того, насколько сильно человек может переживать чувство радости. Ребята, а вы умеете радоваться?

Дети . Да.

Воспитатель. Представим, что каждому из вас подарили новую красивую игрушку. Покажите, пожалуйста, как вы обрадуетесь.

Дети выполняют задание.

А если вы встретите своего друга, какой будет ваша радость?

Дети изображают радость.

Сейчас вы все радовались по-разному. Люди тоже радуются по-разному. Одни могут выражать радость не только мимикой, но и интонацией, жестами, действиями (например, хлопками, прыжками). Другие радуются тихо, но это вовсе не значит, что они испытывают меньшую радость. Просто они более сдержанны в проявлении своих чувств. Большую роль играет и воспитание человека. Воспитанные люди не будут проявлять бурную радость в общественных местах: транспорте, кинотеатре. Это может помешать окружающим. Каждый человек может управлять своим настроением, особенно если его поступки мешают другим. Послушайте об этом стихотворение «Посидим в тишине» Е. Благининой.

Ребенок читает стихотворение.

Почему девочка не стала играть в шумные игры, бегать, прыгать, петь, громко смеяться?

Дети. Чтобы не мешать маме спать.

Воспитатель . Да, нельзя прыгать и бегать, когда рядом находится заснувший от усталости человек, потому что это мешает ему отдыхать. Ребята, а почему нельзя прыгать и бегать, когда рядом находится больной или расстроенный человек?

Дети . Это может ему не понравиться.

Воспитатель. Ребята, вспомните пословицы о радости, веселом настроении.

Дети. «Кто в радости живет, того грусть неймет», «За шутку не сердись и в обиду не давайся», «Кто людей веселит, за того весь свет стоит».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Кто людей веселит, за того весь свет стоит»?

Дети. Люди любят веселых.

Воспитатель. Да, ребята, человек, умеющий вовремя и хорошо пошутить, слывет весельчаком. Всем нравятся веселые люди. Почему это так?

Дети. С веселым человеком приятно быть рядом.

Воспитатель. Да, веселый человек приятен для окружающих людей, от его улыбки у всех поднимается настроение. Послушайте стихотворение об этом.

Странные вещи со мною случаются:

Я огорчаюсь — все огорчаются!

И огорченные люди встречаются,

И огорченно деревья качаются...

Я улыбаюсь — горе кончается!

Всюду веселые лица встречаются,

Всюду деревья от смеха качаются!

Но почему же так получается?

Э. Мошковская

А вы как думаете?

Дети. От улыбки у всех улучшается настроение.

Воспитатель. А приходилось ли вам выходить хмурыми из дома?

Дети . Да.

Воспитатель. Что вы при этом чувствовали?

Дети отвечают.

А какое было у вас настроение, когда вы выходили из дома, улыбаясь?

Дети отвечают.

Много стихов и песен придумано о веселых людях, хорошем настроении. Послушайте одну из них.

Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Дети . Хорошее.

Воспитатель . Что вы чувствуете?

Дети . Нам радостно.

Воспитатель . Почему вам всем радостно?

Дети. Потому что кругом веселые лица, потому что песня веселая.

Воспитатель. Так что же мы разместим в нашей книге из того, что поможет рассказать малышам о таком приятном чувстве, как радость?

Дети . Наши рисунки-иллюстрации к стихам, рассказам, сказкам, пословицам и поговоркам, в которых рассказывается о тех, кому радостно.

Воспитатель . Продолжим наш разговор о чувствах и настроении. Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! — Она его ласкать:

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — ив комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

Как объяснить поведение умного Соколко?

Дети. Он хотел предупредить царевну о том, что яблоко отравлено.

Воспитатель . Да, ребята, Соколко хотел предупредить царевну об опасности. Как одним словом можно назвать поведение Соколко?

Дети. Беспокойное, тревожное.

Воспитатель . Почему он беспокоился?

Дети . Он тревожился, боялся, что царевна съест отравленное яблоко.

Воспитатель. Да, ребята, Соколко беспокоился за жизнь царевны. Что он при этом чувствовал?

Дети. Страх.

Воспитатель . Ребята, а что чувствовали вы, когда первый раз прослушали это маленькое стихотворение?

Дети . Страх.

Воспитатель . Какое у вас было настроение?

Дети. Тревожное.

Воспитатель . Когда кто-то испытывает страх, настроение у него беспокойное, тревожное. Несмотря на то что чувство страха неприятно, оно очень полезно, поскольку предупреждает об опасности. Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «У страха глаза велики»?

Дети высказывают предположения.

Да, ребята, иногда бывают ситуации, когда человек преувеличивает опасность. Вы можете рассказать про свой страх? Чего вы можете испугаться?

Дети отвечают.

Нарисуйте, пожалуйста, свой страх. Какие у вашего страха получились глаза? Действительно ли они большие? Какого он цвета? Какой формы? Что он делает? А теперь приручите его — подружитесь с ним — покормите, пририсуйте смешные детали, сделайте его симпатичным. Как изменились ваши рисунки? Что вы сейчас чувствуете?

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Можно ли поместить в нашу книгу рисунки к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?

Дети . Да.

Воспитатель. Почему?

Дети . Они помогут Нине Семеновне рассказать малышам о страхе.

Воспитатель . Продолжим наш разговор о настроении и чувствах.

Воспитатель показывает детям фотографию с изображением обиженного ребенка.

Какое настроение у этой девочки?

Дети. Грустное.

Воспитатель. Что она чувствует?

Дети. Обиду.

Воспитатель. Как вы узнали об этом?

Дети отвечают.

Какое у человека бывает настроение, если он испытывает обиду?

Дети. Унылое, грустное.

Воспитатель. Вспомните пословицы о грустном настроении.

Дети. «Слезами горю не поможешь», «Не тужи: перемелется — мука будет», «За шутку не сердись, а в обиду не давайся», «Перестань о том тужить, чему нельзя пособить», «Обидеть легко, а душе каково?», «Чего сам не любишь, того и другим не чини».

Воспитатель . Как вы понимаете смысл пословицы «Не тужи: перемелется — мука будет».

Дети высказывают предположения.

Знаете ли вы, как мелют муку? Сначала зерна долго-долго трут между жерновами, после этого они превращаются в мельчайшие частицы — муку. Ту самую, из которой бабка испекла деду колобок. Вам тоже, наверное, нравятся горячие булочки и сладкие пирожные? Так и со слезами отчаяния. Если уметь терпеть и быть настойчивым, как жернова, то из твоих горестей тоже может получиться что-нибудь хорошее. Вот пример. Предположим, дети не хотят брать тебя в свою игру. А ты не обижайся и не доказывай им, что они не правы. Возьми и организуй свою игру интереснее, чем у них. Принимай в свою игру всех. Никому не отказывай. Тогда и обид не будет, и весело станет всем вокруг. Вот и выйдет, что из твоей как будто бы беды только хорошее и получилось. Недаром говорят: «Слезами горю не поможешь». Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок читает стихотворение Р. Сефа «Слезы».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением детей, которые водят хоровод вокруг елки, а один мальчик (с выражением обиды на лице) стоит в стороне.

Какое настроение у этого мальчика?

Дети . Грустное.

Воспитатель . Как вы узнали, что у него грустное настроение?

Дети. По его лицу, он отвернулся от детей.

Воспитатель. Что он чувствует?

Дети . Обиду.

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли обижаться на празднике, когда всем весело?

Дети . Нет.

Воспитатель . Почему?

Дети . Можно испортить настроение другим.

Воспитатель. Да, ребята, каждый человек может управлять своим настроением, особенно если его поступки мешают другим или огорчают их. Почему это надо делать?

Дети. Потому что хорошее настроение помогает быть здоровым, приятным для других, иметь много друзей.

Воспитатель. Совершенно верно, с детства очень важно быть добрым, заботливым, не хмуриться, не капризничать, потому что хорошее настроение продлевает человеку жизнь, улучшает его здоровье. Добрый и внимательный человек приятен для людей. Плохое настроение часто делает все окружающее безрадостным, унылым, неинтересным. И наоборот, доброжелательный светлый настрой делает все вокруг красивым, приятным. Послушайте об этом стихотворение М. Щелованова «Утро».

Воспитатель читает стихотворение.

При повторном чтении стихотворения воспитатель предлагает посмотреть на репродукции картин (пейзажи) через прозрачную разноцветную пленку (или капроновую ткань). При чтении первого и третьего четверостиший дети пользуются пленкой темных тусклых тонов, при чтении второго и четвертого — пленкой ярких, светлых тонов.

Молодцы, ребята, вы много вспомнили сегодня о настроении и чувствах. Думаю, что странички нашей новой книги, которые вы сделаете вместе с родителями дома, получатся интересными, полезными и нужными для всех.



Публикации по теме