Конспект занятия на тему: «Масленица» в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица

Декорации: зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты, изделия русских промыслов, самовар.

Действующие лица : 1-й скоморох, 2-й скоморох, Петрушка, Поводырь, Мишка (ребенок в костюме медведя), Зима, Весна.

Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах разноцветные колпаки.

1-й скоморох:

Эге-гей, собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

2-й скоморох:

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех!

1-й скоморох:

Добрый день, гости дорогие,

Жданные и нежданные!

2-й скоморох : Званые и незванные!

1-й скоморох:

Ждут вас игры, забавы и шутки!

Скучать не дадут ни минутки!

2-й скоморох:

Собирайся, народ, в гости праздник идет!

Песни пой и пляши, веселись от души!

1-й скоморох:

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й скоморох:

Масленицу открываем,

И веселье начинаем!

1-й скоморох:

Масленицу встречаем,

зиму провожаем,

весну заклинаем!

2-й скоморох: Собирайся, народ! Становитесь в хоровод!

Звучит народная музыка, на сцену выходят девочки в сарафанах.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Танцуют все дети.

1-й скоморох: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.

Масленица, Масленица,

Дадим тебе мы маслица!

Встретим тебя калачом

И поджаренным блином!

Воспитатель : Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?

Дети: Знаем.

Воспитатель : А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:

1. Что встречает Масленица? (Весну.)

2. А что провожает? (Зиму.)

3. Что является символом Масленицы? (Блины.)

4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.

Не житье-бытье, а Масленица и др.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!

Звенят колокольчики, Скоморохи вывозят Масленицу.

2-й скоморох:

Масленица дорогая,

Гостья наша годовая

Едет в санках расписных,

На конях вороных.

1-й скоморох:

Наша Масленица, ты чудесница!

В детский сад к нам пришла!

И веселье принесла.

Устанавливают чучело в центре зала.

Петрушка:

Дорогая наша Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Платочек в цветочках!

Ямочки на щечках

1-й скоморох : Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков!

Петрушка : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.

1-й скоморох: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.

2-й скоморох : Все готово здесь сейчас для забавы этой.

1-й скоморох: Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.

Игра «Бег в мешках»

Петрушка: А теперь моя игра! Будем играть в игру...

2-й скоморох : В какую?

Петрушка: В интересную, быструю, ловкую.

1-й скоморох : Эх ты, Петруха, это не игра быстрая и ловкая, а наши ребята ловкие и быстрые. А игра-то твоя как называется?

Петрушка: Ой, забыл.

2-й скоморох: Ну ты даешь, а как играть-то в нее помнишь?

Петрушка: Помню-помню! А называться она теперь будет по-простому.

Игра «Кто первый»

В круг ставятся кегли или пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно наполнить водой). Количество бутылок на 1 меньше, чем участвующих в игре. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из игры. Каждый раз количество уменьшается на 1.

Петрушка: Ура! Ура! Поиграла детвора! Выиграл (имя ребенка). Ему мы и разрешим отворить двери для нашего гостя!

Ребенок открывает дверь, входят поводырь с Медведем.

2-й скоморох : Эй, детишки! Давно мы не видели мишки!

Поводырь : Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, детвора собралась подивиться, да твоим заморским штучкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (Кланяется.) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трет морду, другой на голове строит рожки.) А ну- ка, Михайло Потапыч, как детки утром в садик собираются? (Идет, еле передвигая ноги.) А как из садика домой возвращаются? (Медведь бежит.) Ну-ка, ребятишки, похлопайте Мишке! Порадуй нас, Мишка, попляши!

Пляска Медведя переходит в общую пляску.

Поводырь : Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, поблагодари за почет, за внимание.

Кланяются, уходят.

1-й скоморох:

Эй, честной народ, раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

2-й скоморох:

Ты чего это так раскричался,

Будто Мишку испугался?

1-й скоморох : Да чтоб я кого боялся?

Тут ты, братец, просчитался.

Я как... эх!

(притоптывает ногой, показывает мускулатуру)

Я как... ух!

Молодец, удалец!

2-й скоморох:

Как бойцовский петух!

Ах, как Петя-петушок

Отморозил гребешок!

Чтоб его скорей согреть,

Нужно снегом потереть.

1-й скоморох: Поскакать, попрыгать боком (толкает 2-го скомороха). То с налету, то с наскоком!

Под мелодию народной песни исполняется танец «Бой петухов».

Петрушка:

С вами пляска весела,

А у меня опять игра.

2-й скоморох:

Ну а ты, видать, опять

Позабыл игру назвать?

Петрушка:

Помню-помню в этот раз,

Ведь игра-то «Дед Панас»!

Игра «Дед Панас»

Выбирают водящего, плотно завязывают ему платком глаза, раскручивают со словами «Дед Панас, не поймаешь ты нас!» Водящий должен поймать кого-нибудь из детей. Кого поймали, тот и водит.

1-й скоморох:

Что, ребята, поиграли?

Поиграли и устали.

2-й скоморох:

Может, сядем, отдохнем?

Песню-песенку споем?

Звучит народная песня.

1-й скоморох:

Песня ваша хороша,

Распотешилась душа!

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели!

Каждому ребенку дается в руки конец ленточки. Все ленточки с другого конца связаны. Дети становятся в круг, получается карусель. Под музыку водят хоровод- карусель.

Петрушка:

Вот и поплясали,

Косточки размяли.

Ну довольно баловаться,

Будем мы соревноваться!

1-й скоморох : И сейчас мы всех ребят вызываем на канат.

2-й скоморох: Восемь слева, восемь справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

1-й скоморох : Ох, все у нас тут сильные, ловкие, веселые! А сыграем-ка напоследок в самую масленичную игру!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди водящий).

Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Петрушка : Хорошо-то с вами как, да прощаться пора!

2-й скоморох : Да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Раскрасавица!

1-й скоморох:

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом, яйцом,

С блинами, пирогами

Да оладьями.

2-й скоморох:

Но к большому сожаленью,

Наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Увозят чучело Масленицы.

1-й скоморох:

Масленица зиму завершала

И весну к нам приглашала!

Давайте и мы с вами Весну встречать.

И блинами угощать!

Хоровод «Если б не было зимы». Выходит Весна.

Весна:

Здравствуйте, здравствуйте,

Милые детишки!

Здравствуйте, здравствуйте,

Девчонки и мальчишки!

За Зимою я пришла

И тепло вам принесла,

Пенье птичек и капель,

Ярких красок акварель!

Я пришла к вам с радостью,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым...

Под звон бубенцов и звук метели появляется Зима.

Зима:

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

Весна:

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима:

Ах, вот ты как! Да, я Зима белая-белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна:

А я Весна красная-красная,

Солнечная, ясная-ясная.

Зима:

Тебя снегом вымою,

За ворота выгоню!

Весна:

Я снежком укроюся, зеленью покроюся,

Буду еще краше на просторах наших!

Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки:

1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

2. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь.)

3. Заря-заряница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает,

Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна.)

Зима: Да, сильна ты, Весна, я отступаю!

Воспитатель : Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.

1-й скоморох : В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.

2-й скоморох:

Прощай, прощай, Масленица.

Ты прощай, прощай, широкая.

1-й скоморох:

Ай, Масленица, воротись!

В новый год покатись!

Все: Прощай, прощай, Масленица!

Петрушка и скоморохи берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его. Возвращаются с блинами.

1-й скоморох: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!

2-й скоморох: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!

Все: А за праздник вам спасибо!

Угощение блинами.

Составлен и проведен в тематическую неделю «Масленица»

Тема: «Масленица дорогая - наша гостья годовая»

Цель: развивать математические способности посредством развивающих игр.

Задачи: учить решать задачи, воссоздавать из частей целое; упражнять считать до 20, учить составлять число из двух других; закрепить дни недели; развивать внимание, логическое мышление, память.

Задачи интегрируемых областей

Познавательное развитие . Познакомить детей с празднованием Масленицы, развивать интерес к праздника на Руси.

Речевое развитие . Совершенствовать грамматический строй речи, развивать самостоятельность детей в общении. Познакомить со словами: прощённое воскресенье, посиделки, заигрыш, лакомка, разгул. Продолжать учить выразительно читать стихотворения.

Коммуникативно-личностное развитие . Воспитывать умение просить прощение и прощать. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности во время танца, работая с ножницами. Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении творческой работы.

Художественно-эстетическое развитие . Развивать способность детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить выполнять движения танца согласно музыки и тексту.

Физическое развитие . Развивать мелкую моторику, следить за правильностью осанки.

Предполагаемый результат : собирают целое из частей, знают состав чисел первого десятка, правильно называют порядковые числительные.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная, коммуникативная

Форма организации деятельности.

Интеллектуальные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, подвижные дидактические игры, танец, поделки из ткани, игровые ситуации, свободное общение.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, ознакомление с русскими традициями встречи весны.

Материал: кукла Масленица, календарь, картинки с предметами с разным количеством предметов, распечатки для выполнения заданий, материал для изготовления поделки, пазлы, карточки с цифрами.

Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки.

Мы хотим обо всём знать!

Мы хотим поиграть!

А еще будем творить!

Будет интересней жить!

Отгадайте-ка загадку: (о календаре)

Как мы можем узнать, какой год, месяц, число, день недели?

Зачем нужны календари? Что из них мы узнаем?

Что общего у календарей? Чем отличаются?

Какие вы знаете календари?

Как назвать календарь на стене?

А у меня для вас есть сюрприз.

Это тоже календарь.

Да, не простой, перекидной,

Он не на год, а только на неделю,

На масляную.

Кто мне подскажет, сколько дней в неделе?

Сегодня какой день?

Если сегодня среда, то вчера какой был день? Будет завтра?

Давайте посмотрим этот календарь.

На первой странице написано понедельник. Кто помнит, как называется первый день масленичной недели? Правильно ВСТЕЧА.

А что делали люди в этот день? (ответы детей)

У нас то же есть кукла Масленица.

Давайте встречать Масленицу приветливыми словами

Дети рассказывают закличку.

Посмотрите, а Масленица приготовила для вас задания. Возьмите каждый по листку, садитесь за столы и слушайте.

Пальчиковая гимнастика про блины

Теперь посмотрим, какой следующий день недели.

(Ребенок читает стихотворение)

В этот день люди играют, забавляются, угощают друг друга блинами.

Молодые люди приглашают девушек покататься с горки, девушки зовут юношей - есть блины. Зовут родных и друзей поесть блинов

А мы поиграем в «Ручеек», но в непростой, а с цифрами.

Следующий день - ЛАКОМКА.

(Ребенок читает стихотворение)

У меня есть картинки с разными сладостями. Мы поиграем с вами в игру «А что у тебя?»

Посмотрим, какой следующий день. четверг

(Ребенок читает стихотворение)

Чем занимались в этот день?

Мы с вами повеселимся! Потанцуем.

Танцевальные движения под народную песню «Блины»

Потанцевали от души. Ай да, молодцы! Сядьте, посидите, да веселые задачки решите.

Задачки в стихах (карточки)

Посмотрим следующие два дня. Пятница, суббота

(Ребенок читает стихотворение)

В выходные дни ходили в гости к родственникам и знакомым.

А как радовались в эти дни, мы узнаем, когда вы соберёте пазлы.

Дети складывают картинки под «Камаринскую»

Вот и осталась последняя страничка нашего календаря.

Воскресенье -- самый главный день Масленицы.

(Ребенок читает стихотворение)

В воскресенье надо простить друг другу обиды. Потому что встретить весну полагается с чистой совестью. Люди дарили куколок, сделанных из ниток и просили прощения.

Педагог имитирует сожжение чучела Масленицы, накрывая его темной тканью. Дети поют закличку о весне.

А, чтобы мы помнили о празднике, сделаем с вами куколок Веснянок.

Дети выполняют поделки из ткани и ниток.

Сегодня по календарю уже весна. Весной появляются первые цветы. Посмотрите на эту полянку. Возьмите красный цветок, если вам все понравилось и задания были несложные. Возьмите желтый, если было интересно, но некоторые задания были трудные. И синий, если было совсем тяжело.

Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст

Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?

Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка (Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?

Татьяна Вельц
Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»

Задачи :

Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках , эмоциональную сферу детей на основе народного фольклора. Умение владеть речью как средством общения и культуры, знакомить детей с типично народными выражениями, поэтическими образами. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, творческий потенциал детей.

Предварительная работа :

Чтение и заучивание стихов, закличик, текстов песен и частушек.

Знакомство с народными играми, танцами, песнями.

Место проведения : музыкальный зал, оформлен в стиле русской избы.

Логика образовательной деятельности :

Заклички :

1. Гости, гости выбегайте весну красную встречайте

Весну красную встречайте всех блинами угощайте.

Вместе с Масленицей на конях прокатимся

2. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом , калачом и румяным пирогом!

3. А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали

На широкий двор зазывали да блинами заедали!

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников . Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

На Руси этот праздник встречали песнями , плясками и веселыми играми.

Хороводная игра «Баба Ежка» (выбираем Б. Я, она стоит в кругу, дети идут по кругу и поют)

Баба Ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Ножку сломала, а потом говорит

У меня нога болит

Баба Ежка : (Б. Я поет)

А я Баба Яга, костяная нога

В ступе летаю, помелом подметаю

Дома не ночую, детишек ворую

Уж как наскачу, схвачу, поколочу!

Частушки.

Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один лишь дать.

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица ,

Славна Масленица !

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Издавна сложился порядок провожания Масленицы . Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы .

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела , откуда придет весна.

Эстафета «Прокатим Масленицу

В конце эстафеты все вместе :

Мы на дровнях тебя волочили

Киселем сладким поили

Прощай Масленица !

Вторник - заигрыш. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.

Среда - лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.

Четверг именовали разгулом, широким четвергом : на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки : молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - это проводы, прощеный день. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.

Это был день очищения и объединения людей.

«Горелки с платочками»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

- Отгадайте загадку :

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно. (Блин)

Блин - это символ Масленицы , а Масленица - это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком .

Игра «Блин»

Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…» .

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сома к столу несет

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои - готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

В воскресенье «сударыню Масленицу » взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы .

Ой Масленица под курузкой

Проводим тебя - будет грустно

Прощай Масленица !

Нам сказали, что Масленица длится семь дней

А осталось от Масленицы один день

Прощай Масленица

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов

Горячих, да румяных!

Угощайтесь на славу,

Детям на забаву!

С Масленицей поздравляю

Пусть веселье в дом войдет

Пусть весна в права вступает

А зима на год уйдет!

Публикации по теме:

Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

22 февраля 2017 года, ребята и сотрудники детского сада отметили Широкую Масленицу. Ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателями.

Конспект в подготовительной к школе группе Тема: «Широкая Масленица» Задачи: Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, эмоциональную сферу детей на основе.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Воспитателя МБДОУ ДС №31 " Голубая стрела" г. Туапсе. Париенко.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»

Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории

Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.

Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.

Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».

Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами

Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!

Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру

У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель: Вот и блинчики готовы, угощайтесь!

Презентация на тему: Масленица



Публикации по теме