Особенности проявления детских страхов: причины, виды и способы психологической коррекции у детей дошкольного возраста. Детские страхи

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку . Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Что такое страх?

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка : «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка .

Так самые распространенные - это внушенные страхи . Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь », «Не бери – обожжешься », «Не гладь – укусит ». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия , одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка , обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. табл.).

Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи.

Виды страхов

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период. У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках , а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества иособенно темноты . Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста. Позднее в 3-4 года , появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка . Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти , своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику. Существует 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи . Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи . Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» ивызванны собственной фантазией ребенка .. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный. Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.

Название страха Мальчики Девочки
3 4 5 6 7 (дошк) 3 4 5 6 7 (дошк)
1. Остаться дома в одиночестве * * * *
2. Нападения * * * *
3. Заболеть, заразиться * *
4. Умереть * * * *
5. Смерть родителей
6. Чужих людей * * * * *
7. Потеряться * * * *
8.Мамы и папы * * *
9. Наказания *
10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т.д. * * * * *
11. Страшных снов * * * * *
12. Темноты * * * * * *
13. Животных * * *
14. Транспорта * *
15. Стихийных бедствий * * * *
16. Высоты * * * *
17.Глубины * * *
18. Маленьких тесных помещений * * *
19. Воды * * *
20. Огня * * * *
21. Пожара * * *
22. Войны * *
23.Больших помещений, улиц *
24. Врачей * * * *
25. Уколов * * * * *
26. Боли * * *
27. Резких громких звуков

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов. Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку (см. табл.) имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок , следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка , а так же не стоит зачитывать список с листочка.

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться. Можно попробовать переубедить ребенка , но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу , что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять, или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх. Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки . Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, бывает в таких историях негативное окончание. Задача психолога проиграть сюжеты рассказов в группе. А родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей. Все виды коррекции стоит применять в комплексе и подходят они для любых видов страха. В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка , лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение

  • не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка , но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка . Никогда не кричите на ребенка . Все что угодно, можно объяснить спокойно!
  • не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека.
  • важно дать понять ребенку , что вы его хорошо понимаете, выше уже отмечалось, что объяснить ребенку , что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка , не игнорируйте его жалобы.
  • постоянно уверяйте своего ребенка , что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.
  • обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка , и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.
  • постарайтесь отвлекать ребенка . Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!
  • поддерживайте ребенка , но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Неврозы - психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых в отличии от психозов человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением.

Что такое детские страхи : повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?
На этот вопрос нам и предстоит ответить. И давайте попробуем отнестись к проблеме серьезно: понять причины детских страхов - значит помочь нашим детям избавиться от них.
Большинство взрослых, как это ни странно, считает детские страхи выдумками малышей, их капризами и не уделяет им должного внимания. «Не выдумывай! - говорит ребенку рационально мыслящий отец. - Никаких Бармалеев в природе не существует, поэтому немедленно ложись спать и закрывай глаза!»
И неудивительно, что после таких слов страх у ребенка не только не исчезает, но и усиливается, а постоянное ожидание того, что сейчас в комнате появится злой Бармалей, может привести к хроническому нарушению сна и даже к неврозам.

В каком возрасте возникают детские страхи и чего боится ребенок?

Не стоит воспринимать ребенка как игрушку или как ничего не смыслящее существо. Уже в четыре месяца малыш эмоционально отзывается на присутствие или отсутствие близких ему людей. В семь месяцев он чутко реагирует на уход матери, начинает беспокоиться, испытывает... страх. Да-да, именно страх, СТРАХ ПЕРЕД ОДИНОЧЕСТВОМ ! Рядом с матерью ребенок чувствует поддержку, он знает, что она защитит его, теплые руки и ласковый голос матери внушают уверенность, а ее отсутствие становится травмирующим фактором. И если мать не сможет должным образом отреагировать на такое проявление страха у ребенка , оно может перерасти в страх перед одиночеством, страх потери близкого человека.
Почему возникает страх перед одиночеством? Даже когда ребенок уже появился на свет, он все еще связан с матерью пуповиной, теперь уже эмоциональной. Мать и самого себя малыш воспринимает как единое, неразрывное целое. Когда же матери нет рядом, он перестает чувствовать поддержку и заботу, а вследствие этого возникает беспокойство, переходящее в страх.
Ребенок растет и к двум годам начинает осознавать себя в этом мире как личность и понимать свое отличие от других людей. Страх перед одиночеством притупляется, становится не таким острым, но все же остается. «Мама, не уходи, я боюсь!» - плачет двухлетний малыш, а мать просто не представляет себе, чего он может испугаться. А на самом деле он просто боится оказаться в одиночестве, лицом к лицу с таким враждебным и страшным миром.
Очень рано, в возрасте восьми месяцев, появляется страх перед незнакомыми людьми. Малыш старается прижаться к матери, отворачивается от незнакомцев, беспокоится, плачет. Этот страх связан с инстинктом самосохранения. Подсознательно ребенок боится чужих людей, которые могут причинить ему зло. И только когда он понимает, что незнакомый человек не доставит ему неприятностей, страх постепенно проходит.
Ребенок подрастает, и инстинктивный страх перед незнакомцами перестает быть таким острым. Уже в год и четыре месяца он не так беспокойно воспринимает чужих людей, но страх не пропадает полностью. Если ваш малыш очень эмоционален, реакцией на появление незнакомых людей может быть смущение или застенчивость.
Приблизительно в возрасте трех лет ребенок активно знакомится с окружающей средой - взрослые читают ему книги, он смотрит мультфильмы и рассматривает картинки. В это время страх перед чужими людьми может стать следствием страха перед сказочными персонажами, перед неведомым, все еще не познанным миром.
Если страх одиночества скорее всего связан с социальным аспектом - боязнью быть отвергнутым обществом, то страх перед неведомым миром и сказочными персонажами основан в большей степени на инстинкте самосохранения. Ребенок инстинктивно опасается за свою жизнь и здоровье.
Этот страх испытывают практически все дети . Но при правильном воспитании и доброжелательной поддержке взрослых он быстро проходит. При неблагоприятном стечении обстоятельств - наличии тревоги и страхов у взрослых, окружающих ребенка, их пренебрежении к его эмоциональному состоянию, - тревога перерастает в тревожность, а страх - в боязливость, которые впоследствии формируются в устойчивые черты характера.
Если дети до трех лет испытывают чаще всего инстинктивные страхи, то страхи детей более старшего возраста уже осмысленны и конкретизированы.
Любой родитель или воспитатель может с ходу назвать множество детских страхов . Один ребенок боится кататься с горки, взбираться на что-либо, другой до истерики боится воды и ни за что не соглашается плавать в бассейне, третий приходит в ужас при виде незнакомой собаки, четвертый начинает плакать, как только услышит слова «врач» или «укол».
В три-пять лет дети боятся также сказочных персонажей или животных, чему немало способствуют взрослые. Не раз и не два можно услышать, как мама, укладывая малыша спать, говорит ему: «Закрывай скорее глаза, а то сейчас Баба Яга придет!» Причем своей интонацией мать показывает, что и сама боится этой ужасной Бабы Яги. Что уж говорить о малыше! Поначалу он копирует страх матери, сам при этом не испытывая его, так как не знает, как выглядит эта самая Баба Яга и как она может кому-то навредить. Но когда он увидит соответствующие картинки в книге сказок, посмотрит мультфильмы «с участием» Бабы Яги и наслушается рассказов взрослых о том, какая эта Баба Яга злая и как она поступает с непослушными детьми, малыш начинает ее бояться по-настоящему.
Для детей этого возраста также характерны боязнь плохих сновидений, страх перед некоторыми животными, боязнь глубины, огня, страх перед наказанием.
В пяти-шестилетнем возрасте дети наиболее часто испытывают страх перед смертью. Что и говорить, даже взрослому трудно понять, как мир будет существовать без него, и смириться с этим фактом. Ребенку это сделать еще сложнее. Почему страх смерти появляется именно в этом возрасте? Это обусловлено особенностями интеллектуального развития малыша. Он узнает смысл таких слов, как «время», «возраст*, «жизнь», а вместе с ними появляется и страх смерти. Ребенку еще не понятна до конца тайна рождения, но вот осознание того, что концом всему является смерть, уже приходит и вызывает у него ни с чем не сравнимый ужас.

Родителям не стоит думать, что страх смерти в этом возрасте - патология. Такой страх является аффективно-заостренным выражением инстинкта самосохранения. Он, как и вообще все страхи, в большей степени присущ эмоциональным детям. У детей же с задержкой психического развития, с расторможенным и агрессивным поведением, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом, страх смерти не развивается.

Как же определить наличие у ребенка страха смерти? Нередко этот страх может быть выражен через наличие других, тесно связанных с ним страхов - боязни нападения, болезни, природных стихий (воды, огня, пожара).
Эти страхи присущи и взрослым людям, но в меньшей степени. У детей же они чаще всего связаны со страшными персонажами из сказок. Например, боязнь огня может выражаться в ужасе перед огнедышащим Змеем Горынычем.

Однажды на прием к врачу пришла мать с сыном, который панически боялся Змея Горыныча. Когда врач попросил конкретизировать, чего именно боится малыш, он сказал: «Змей такой страшный: дыхнет, и все горит!» То есть боязнь сказочного персонажа в данном случае была не чем иным, как ужасом перед пожаром и, возможно, боязнью смерти.

Со страхом смерти связана также и боязнь животных: «Боюсь собаку, она меня загрызет!», «Боюсь червяка, он похож на змею, а она кусается», - жалуются дети. Все то, что не понято ими или ассоциируется со смертью, может вызвать болезненный ужас.
Пяти-шестилетние дети очень боятся лечебных процедур, также связывая их с болью, а иногда и со смертью. В поликлинике можно нередко наблюдать зареванного малыша у дверей прививочного кабинета. Мама уговаривает ребенка: «Ну что ты, такой большой мальчик! Раньше-то ты уколов не боялся!» - не ведая, что страх перед шприцем вызван пониманием ребенка, что он может умереть (боль может привести к смерти).
В этом возрасте ребенок тяжело переносит болезнь или смерть близких ему людей или животных. Это даже не сочувствие им, а ярко выраженный детский страх , что подобное может произойти и с ним.
Появление страха смерти должно говорить родителям о том, что ребенок взрослеет. Сама жизнь уже воспринимается пяти-шестилетним человечком таким образом, что категория смерти признается им как нечто неизбежное. Страх же смерти возникает из нежелания признать эту неизбежность, из эмоционального неприятия необходимости умереть.
Когда ребенок начинает посещать школу, страх перед смертью постепенно проходит. Дело в том, что чувство это уже оказывается пережитым: в сознании ребенка жизнь и смерть выстраиваются в единую концепцию существования. К тому же он переключается на школьные занятия, где все для него внове, все интересно. Неудивительно, что его внимание переходит с осознания того, что он смертен, на разнообразные школьные проблемы.

Когда ребенок идет в первый класс, страх смерти уже перестает быть навязчивым и больше не вызывает панику. Но, к сожалению, это происходит не со всеми. Эмоционально чувствительные дети все еще испытывают страх смерти, который в этом возрасте выражается как боязнь покойников, скелетов, кладбищ и чертей.

Если в пять лет дети боятся собственной смерти, то в более старшем возрасте они больше боятся потерять родителей. Смерть родителей означает для ребенка, что он останется один; отсюда активизация страха одиночества.
Боязнь остаться в одиночестве тесно связана со страхом оказаться нелюбимым. Не случайно ребенок часто повторяет: «Мама, а ты меня любишь?» Для него это способ удостовериться в том, что все идет нормально, что его не оставят наедине с этим огромным, непознанным и страшным миром. Страх быть отвергнутым говорит о том, что ваш ребенок взрослеет, все более и более вникает в сущность жизни, понимая, что одному (и вдобавок нелюбимому) жить несладко.

Страхи у детей, откуда они?

Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше, чем у их сверстников, живущих с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках, по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не получают необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и - как следствие - на увеличении количества страхов.
Ученые также сравнили, кто наиболее подвержен страхам - дети из отдельных или из коммунальных квартир? Результаты получились ошеломляющими. Больше страхов оказалось у детей, живущих в отдельных квартирах. Те же дети, которые проживают в коммунальных квартирах, испытывают меньше страхов, так как имеют больше возможности для общения со своими сверстниками.
Однако вне зависимости от того, воспитываются ли дети в полных или неполных семьях, проживают в отдельных или коммунальных квартирах, они испытывают больше страхов, если их родители часто ссорятся между собой. Особенно это относится к четырех-пятилетним малышам, уже понимающим, что такое конфликт между близкими им людьми, и эмоционально переживающим его. Беспокойство, возникающее при этом, вскоре перерастает в страхи, которые возникают еще и потому, что ребенок не имеет возможности влиять на исход конфликта родителей, а значит, ощущает свою беспомощность. Кстати, девочки более эмоциональны, чем мальчики, и поэтому обнаруживают большую чувствительность к конфликтам родителей и в связи с этим больше страдают от страхов.
В ходе исследований ученые также обнаружили тесную связь между количеством страхов у детей и их родителей. Страхи, как оказалось, могут даже передаваться по наследству! Речь, конечно, идет не о генетической их передаче, а об определенной склонности к чувству беспокойства по тому или иному поводу. Если мать в детстве до ужаса боялась темноты, этому же страху может быть подвержена и ее дочь. К тому же если взрослый человек испытывает тот или иной страх, ребенок это очень чутко чувствует и непроизвольно начинает бояться того же.

Нужно помнить и о том, что родитель, который постоянно испытывает чувство тревоги, подсознательно старается оградить от подобного психику малыша. Он и не подозревает, что тем самым он оказывает ему медвежью услугу, так как ребенок в этом случае воспитывается в искусственной среде, а следовательно, не вырабатывает в себе навыков психологической защиты: избегает всего, что вызывает страх, вместо того чтобы научиться активно преодолевать его.

Чрезмерная опека также может сказаться на формировании страхов ребенка . Рассмотрим такой пример.

Мама родила Мишу поздно, уже в 35 лет, после того как в течение десяти лет безнадежно пыталась забеременеть. Естественно, что она испытывала постоянное беспокойство по поводу реальных и мнимых опасностей, грозящих здоровью ее сына. Она чрезмерно опекала его, все время приглашала врачей, ужасно волновалась при малейшем ушибе или царапине, без конца спрашивала малыша о том, как он себя чувствует. Понятно, что ребенку непроизвольно, в процессе повседневного общения, передавались страхи матери. Миша тоже стал бояться всего на свете. Он отказывался играть с мальчиками и девочками в песочнице («Вдруг они меня побьют?»), боялся принимать лекарства («Я знаю, мне будет больно!»), по ночам просыпался с криками: «Меня заберет от мамы злой ЭяЭя» На фоне активизирующихся страхов у мальчика развился невроз, а причиной этого явилось поведение его собственной матери, думающей, что она желает ему только добра.
И психологу, прежде чем начать помогать четырехлетнему Мише избавиться от страхов, пришлось сначала провести разъяснительную беседу с матерью.

На основе рассмотренного случая сделаем вывод, что чрезмерная забота, гиперопека не идут ребенку на пользу, они могут стать причиной возникновения различных страхов. Однако подчеркнем, что, если родители, напротив, не проявляют любви к своему малышу, эмоционально не воспринимают ребенка, у него также могут развиться разнообразные страхи. Ребенок не чувствует защищенности, ему не к кому обратиться, когда он испытывает эмоциональный дискомфорт, и он начинает чувствовать враждебность окружающей среды. Таким образом, зная об отношениях в семье, можно констатировать большую или меньшую выраженность страхов у детей.
Нередко родители и сами, не задумываясь над последствиями, внушают ребенку страх различными угрозами: «Будешь себя плохо вести - позову милиционера», «Не станешь слушаться - отдам тебя в детдом», «Не будешь кашу есть - сделаю тебе укол». Иными словами, порой они намеренно вызывают детский страх , а потом удивляются: «И что это моя Машенька стала вскрикивать по ночам?» «Почему это мой Петечка отказывается гулять во дворе, если я не держу его за руку?»

Подобные угрозы чреваты и другими последствиями. Ведь если у детей дошкольного возраста угрозы старших вызывают страхи (так как ребенок верит в реальность слов взрослых), то дети постарше реагируют иначе: чувствуют себя оскорбленными, униженными, что подрывает их веру в себя и свои силы.

Ни в коем случае взрослые не должны также произносить «пожелания» типа «Ах, чтоб ты подавился!», «Чтоб тебя разорвало!», поскольку подобные слова соотносятся с темой жизни и смерти, вызывая у ребенка обострение соответствующих мыслей и как следствие - страх перед возможными бедами.
Страхи у малыша могут возникать также при подражании сверстникам. Маленький ребенок безотчетно копирует других людей и таким образом осваивает мир. Когда малыш приходит домой и сообщает вам «новость»: «Катя боится Змея Горыныча, и я тоже его боюсь», - знайте, что перед вами - типичный пример страха-подражания.
Все вышеперечисленные факторы влияют на возникновение страхов у детей. Отдельно отметим, что страхи могут возникнуть в связи с реально пережитой опасностью, испугом. Если на ребенка было совершено нападение, он был сильно избит или его покусала собака, все это в той или иной степени отражается на его дальнейшем эмоциональном развитии. При событиях, представляющих реальную угрозу жизни ребенка, в его памяти фиксируется сильный испуг. Зачастую он не проходит, а возникает систематически при обстоятельствах, схожих с первоначальным случаем, вызвавшим у малыша страх.

Детские страхи , основанные на реально произошедших с ним событиях, требуют еще более пристального внимания родителей, а нередко и специальной помощи психолога.

Как победить страх

Как уже упоминалось, страхи и ночные кошмары бывают практически у каждого ребенка. При этом они еще не являются показателем того, что нервная система малыша расшатана или что его здоровье не в порядке. Но в любом случае страхи и кошмары - явление негативное, и ваша задача - помочь ребенку побыстрее справиться с ними. Каким образом это сделать?
Прежде всего наладьте тесный контакт с малышом, он должен вам доверять и верить в то, что вы его любите. Спокойствию ребенка также способствуют нормальные внутрисемейные отношения. Даже если невозможно полностью устранить конфликты в семье, выясняйте отношения только тогда, когда малыша нет поблизости, а с ним самим придерживайтесь неизменно ровного и ласкового тона. При этом помните, что внимание и понимание отца для ребенка не менее важны, чем доброжелательные отношения с матерью. Ваши правильные действия облегчат его напряженное состояние и будут способствовать тому, что он перестанет бояться.
Ну а если страхи остаются? Обязательно ли нужно обращаться к специалистам? Если ребенок не болен, нейтрализовать их возможно и дома. Для этого была разработана специальная программа, которая и предлагается вашему вниманию.

Программа по нейтрализации детских страхов

Программа состоит из нескольких этапов, первым из которых является РИСОВАНИЕ СТРАХОВ.
Все дети любят рисовать. Даже двухлетний малыш тянется к карандашам и бумаге, стремясь «выразить себя в творчестве». А после трех лет рисование становится одним из любимых занятий ребенка, что свидетельствует о развитии у него образного мышления. К тому же через рисование ребенок осуществляет потребность в выражении своих чувств и эмоций. Психологи заметили, что рисунки детей передают их интересы, увлечения, особенности темперамента, являются зеркалом их внутренних переживаний.
Преобладание в рисунках малыша серых и черных тонов может означать отсутствие жизнерадостности, постоянное плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика справиться не может. Когда же в рисунках преобладают яркие, сочные краски - это скорее всего является свидетельством жизненной активности, хорошего настроения, оптимизма.
Прежде чем начать изображать страхи, нужно увлечь ребенка процессом рисования. Попросите его нарисовать что-то на нейтральные темы: «На улице», «Моя семья», «Любимые животные». При этом тема «Моя семья» имеет особое значение. Ребенок должен нарисовать всех членов семьи. Это поможет вам понять, как ребенок воспринимает внутрисемейные отношения. Посмотрите, где он разместил себя, как близко расположил родителей. Если он нашел себе место в центре картинки, а рядом - родителям, значит, отношения в семье ровные и страхи малыша не связаны с внутрисемейными конфликтами. Наоборот, сигналом тревоги может являться тот факт, что ребенок нарисовал себя в стороне от родителей или же рядом только с одним из них. Это означает, что в семье не все ладится. Стоит обратить внимание и на краски, которыми он пользовался. Если он одним цветом нарисовал себя и маму, а отца - другим, значит, малыш больше контактирует с мамой, и наоборот.
Следующей темой рисования может быть: «Что страшное мне снится и чего я боюсь».
Сначала поговорите с ребенком по душам, выясните, чего он боится больше всего, составьте список страхов («Боюсь медведя, Бабы Яги, смерти, пауков, врачей, огня»), затем дайте задание нарисовать их. Если он отказывается рисовать страхи, это еще не значит, что их нет. Скорее всего он отрицает их, и, значит, ему будет трудно их преодолеть. Если же он изобразил на рисунке какие-то пугающие его предметы или явления, значит, он готов к преодолению своего страха.
Не думайте, что графическое изображение усиливает страх. Наоборот, при рисовании снижается напряжение от тревожного ожидания чего-то ужасного. В рисунке страх не такой острый, он изображен как что-то уже случившееся, реализованное, а значит, менее страшное.
Рисование не должно длиться более 20-30 минут. Ребенок может изобразить несколько страхов, а может и всего один - то явление, которого он боится сильнее всего.
Большое значение имеет также и атмосфера, в которой малыш занимается рисованием. Поддержка родителей, их одобрение помогают ему приобрести уверенность в себе, преодолеть страх.

Важно выразить одобрение по поводу нарисованного, сказать, что вы гордитесь им, ведь он теперь не боится этого. Похвала повысит чувство собственного достоинства ребенка, его активность и уверенность в себе. Не нужно говорить малышу, что теперь, после рисования, вы уверены, что все страхи пропадут. Лучше скажите ему, что он отлично справился с заданием.

Если ребенок не уверен, как нарисовать тот или иной страх, можно подсказать ему, как его изобразить (но только в самых общих чертах). Помните, что тему смерти нужно исключить, потому что она наиболее трудна для понимания и изображения. После того как все страхи будут нарисованы, обязательно обсудите рисунки с ребенком. Хорошо, когда такое обсуждение проводится совместно с другими детьми, эффект подражания поможет каждому из них быстрее справиться со своими собственными страхами.
Покажите ребенку его собственный рисунок, с юмором опишите, что на нем изображено. А потом спросите, боится ли он теперь. Отрицание страха обязательно закрепите похвалой. Даже если страх сохраняется, он становится не таким сильным, так как малыш чувствует ваше понимание и поддержку.
Если страхи остались, предложите нарисовать их снова, но теперь пусть он изобразит себя небоящимся. Если в первом рисунке был изображен только объект страха, теперь ребенок рисует себя в момент противостояния ему. Такая позиция действует в качестве косвенного внушения и дополнительного стимула преодоления страха.
Заключительной темой рисунков может быть: «Кем я хочу стать». Это вносит оптимистическую нотку, придает уверенность в своих силах, помогает справиться с проблемами. Малыш рисует свое будущее, а в нем нет места страхам. Тем самым они нейтрализуются.
Достигнутые через рисование успехи в преодолении страхов необходимо закрепить в процессе игры. Поиграйте с ребенком в игру: «Кто расскажет лучшую сказку». Начните вы, придумав историю, в которой главный герой чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Затем попросите пофантазировать малыша. Пусть и он сочинит сказку, в которой герой легко справляется с трудностями и преодолевает боязнь. Главным действующим лицом в этой истории может быть как сам ребенок, так и вымышленный персонаж.

Если у малыша не получается, помогите ему. Причем помните о главном страхе, который мучит ребенка, и используйте его в сочиняемой сказке.

Воздействие такой истории на малыша можно усилить, инсценировав ее с помощью кукол и мягких игрушек, - и пусть ребенок сам распределит роли. Этот маленький спектакль можно дополнить масками, костюмами, песенками и стихами. Проигрывая один и тот же сюжет, связанный с преодолением страха, ребенок и сам перестает бояться, так как страх в большинстве случаев вызывает лишь неизведанное. А если он доподлинно разобрался, что представляет собой страх и как с ним можно бороться, ему становится уже не так страшно.
Когда ребенком проиграны условные истории, можно переходить к инсценировке реальных событий, которые случились с малышом или с тем человеком, которого он знает. Инсценировать также можно сценки из жизни. Например, предложите малышу сыграть в то, как вы укладываете его спать, он будет мамой, а роль малыша возьмите на себя (в роли малыша может выступить и мягкая игрушка или кукла). Объясните малышу, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы не испытывать страха. Ребенок же, почувствовав себя взрослым и взглянув на свои страхи со стороны, может просто рассмеяться, настолько забавно это выглядит. Даже глубоко укоренившийся страх легко побороть с помощью такого заключительного упражнения.
Как вы успели убедиться, проблема детских страхов весьма актуальна. И если ваш ребенок подвержен страхам и ночным кошмарам, ваша задача помочь ему справиться с ними и почувствовать уверенность в себе. Необходимо установить причину детских страхов и попытаться устранить ее. Если беспокойное состояние ребенка связано с напряженными отношениями в семье, то, чтобы он перестал бояться, вы должны наладить внутрисемейный мир, научиться быть доброжелательным с ним.

Если же страхи зашли очень далеко и наряду с ними малыш испытывает ряд других проблем психологического характера, помочь ему может? только специалист, который и посоветует, как действовать в том или ином случае. В большинстве же своем при понимании и поддержке со стороны родителей ребенок вполне может самостоятельно преодолеть все свои страхи.

В мире нет ребенка, который ничего не боялся бы, даже младенцы до года подвержены страхам. Как утверждают психологи, детские страхи и ночные кошмары - нормальное явление на этапах развития и социализации ребенка, так что родителям не нужно переживать, если их ребенок вдруг стал бояться заходить в темную комнату или отказывается читать сказку про чудовище.

Не стоит забывать, что любая боязнь рано или поздно может перерасти в патологию. Чтобы этого не допустить, родителям следует знать основное моменты, относящиеся к детским фобиям, а именно: какими они бывают, что может послужить причиной их возникновения и как помочь крохе справиться с подобной проблемой.

Само по себе наличие страхов не является патологией и свойственно каждому ребенку. Причина - бесконечно богатая фантазия малыша. Чтобы страхи не стали фобиями и не проявились во взрослом осознанном возрасте, нужно повнимательнее рассмотреть их

Почему ребенок начинает испытывать страх?

В книге профессора и доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» говорится о том, что пока ребенок еще маленький, он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, малыш верит тому, что рассказывают родители, а любую их реакцию в той или иной ситуации полностью переносит на себя.

На детских площадках можно часто услышать взволнованные крики: «Не беги так быстро - упадешь!», «Слезай оттуда - ударишься!», «Не трогай собаку - укусит!», или «Не перестанешь баловаться, отведу тебя к полицейскому!». Именно такие эмоциональные и порой слишком резкие запугивания и предупреждения о возможной опасности со стороны родственников и становятся основной причиной возникновения детских страхов. Самое интересное, что чаще всего дети пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у близких и родных ему людей.


Некоторые страхи могут быть вызваны гиперопекой мамы, которая сама диктует ребенку негативную реакцию. В большинстве случаев сам по себе страх у ребенка появляется только после личного негативного опыта (например, укус насекомого или собаки)

Другие причины возникновения фобий у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:

  1. Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
  2. Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
  3. Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
  4. Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
  5. Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.

Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.

Разновидности детских страхов

В настоящее время существует четыре основных вида фобий у дошкольников, деток 6-8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов согласно определенным характеристикам:

  • предмет боязни;
  • продолжительность и интенсивность;
  • особенности протекания детского страха;
  • причины, спровоцировавшие появление.

Навязчивые и бредовые страхи

Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их появлению, то есть подобные детские страхи возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия - страх высоты или клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства.

Появление у малыша бредового страха бывает достаточно сложно объяснить, а тем более выяснить причину, по которой возникло подобное расстройство. Среди бредовых страхов можно встретить боязнь носить конкретную обувь, раскрывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой. Однако родителям, чей малыш столкнулся с проблемой бредового страха, не следует сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха находится на поверхности. Например, кроха может панически бояться надевать куртку, потому что однажды, застегивая молнию, случайно защемил себе кожу.


К бредовым страхам относится и страх высоты либо открытого пространства. Такие фобии, тем не менее, вполне могут перейти вместе с малышом во взрослую жизнь

Сверхценные и ночные страхи у детей

Наиболее распространенные страхи у детей дошкольного возраста - это сверхценные страхи. Практически в 90% случаев из 100 именно они беспокоят малыша. Чаще всего дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, сказочных персонажей и животных (подробнее в статье: ). Малыши абсолютно уверены в оправданности своих страхов, искренне веря, что в темном месте прячется страшный монстр или что находиться одному без родителей небезопасно. Постепенно такие убеждения начинают доминировать в сознании крохи и носить статус сверхценной идеи.

Ночные страхи получили свое название в результате того, что боязненные состояния у ребенка проявляются ночью в период сна. От ночных кошмаров страдают около 2-3% детей. Подобные ночные состояния сопровождаются метаниями, криками, стонами и плачем. Иногда ребенок может говорить во сне - например, просить не трогать, отпустить его или что-нибудь убрать. Чаще кроха зовет маму к себе, но при этом ее не узнает. В течение нескольких минут карапуз успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит, о ночном происшествии. В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается сомнамбулизм.


Монстры или сказочные существа, которые «навещают» ребенка ночью или в его фантазиях, являются для сознания малыша абсолютно реальными

Возрастные особенности фобий у ребенка

В действительности возникновение детского страха - это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой - таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.

Возрастные рамки проявления детского страха:

Возраст ребенка Что пугает детей
0-6 месяцев громкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении
7 месяцев - 1 год громкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки
1-2 года получение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить)
2-3 года отчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы - как гроза, гром и молния
3-5 лет смерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей
5-7 лет сказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс
7-8 лет опоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы
8-11 лет неудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания
11-13 лет возможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер

Диагностика страхов у детей

Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.

Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:

  1. Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему. Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх.
  2. Придумывание сказки. Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте.
  3. Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары. В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша.

Для диагностики психического состояния ребенка успешно используются рисунки. По цветовой гамме, расположению элементов и их размерам специалист может легко узнать, что тревожит малыша

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.

Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.


При прослушивании сказки ребенок отождествляется с персонажем и переживает его состояния, эмоции. Важно подбирать такие истории, которые помогут малышу побыть смельчаком и героем

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: );
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.

Рисование на песке - очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше соединиться со своими ощущениями и дополнительно развивает его мелкую моторику, успокаивает

В первую очередь родителям следует знать, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать кроху, если тот чего-то боится.
  2. Смеяться над малышом и обвинять в притворстве или глупости.
  3. Специально создавать условия, провоцирующие боязнь, с целью ее преодоления. Например, если ребенок боится собак, принуждать его их гладить.
  4. По возможности не давать постоянно смотреть одни только фильмы ужасов или читать страшные истории.

Что же делать родителям, чтобы избавить ребенка от детского страха? Могут пригодиться следующие советы:

  1. Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное - не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится - это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант - занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
  2. Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
  3. Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
  4. Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
  5. Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
  6. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.

Важно помнить: для того, чтобы появился страх, порой хватит мгновения, а вот работа над его преодолением может занять годы и потребовать намного больше сил у всей семьи. Если ничто не помогает побороть боязнь у ребенка, не откладывайте консультацию с психотерапевтом. Фобии, которые продолжают преследовать ребенка после 10 лет, в итоге могут привести к развитию неврозов, наркомании и алкоголизму.

Страхи детские - очень распространенная проблема. По словам психологов, на сегодняшний день известно более 30 их видов - безобидных, болезненных, а в некоторых случаях смешных для взрослых. Откуда берется страх? Иногда он появляется как ответная реакция на что-то действительно жуткое и пугающее. Но намного чаще дети сталкиваются с внушенными страхами.

Откуда они берутся?

Причина боязни кроется во взрослых, которые окружают ребенка и слишком активно указывают ему на наличие какой-либо опасности. Также пугливость появляется у малышей, при которых люди разговаривают о пожарах, убийствах, болезнях, смерти и т. д.

Психологи выделяют многие причины детских страхов. Одна из них - разрастание городов, или урбанизация. На первый взгляд кажется, что это явление не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме, но на самом деле взаимосвязь очень тесная. В большом городе дети чувствуют себя неуютно, им сложно находить друзей и организовывать свое времяпрепровождение. Кроме того, взрослые чрезмерно опекают их, что стесняет личное пространство ребятишек и негативно влияет на их психику.

Еще одна неочевидная причина возникновения боязни у малышей - это проживание их семей в отдельных благоустроенных квартирах. Специалисты утверждают, что у таких детей страхи возникают гораздо чаще, чем у их одногодок из коммуналок. В частности, это имеет отношение к девочкам. В коммуналке ребенок получает больше возможностей общаться со сверстниками и взрослыми. Он проводит много времени за играми с друзьями и гораздо реже остается наедине со своими страхами. Потому родители должны создавать для ребенка как можно больше условий, в которых он сможет удовлетворить свою потребность в общении.

Атмосфера в семье

Иногда причина детских страхов кроется в неправильном поведении матери. Так, многие малыши больше подвержены боязни, когда воспринимают главным человеком в доме не отца, а мать. Если она страдает из-за постоянных перегрузок на работе и доминирует в семье, чадо начинает чувствовать в ее присутствии беспокойство.

Также негативно влияет на его эмоциональное состояние стремление женщины найти в кратчайшие сроки работу, которая бы удовлетворяла все ее интересы и потребности. При этом она далеко не всегда обращает внимание на то, что ребенок нуждается в общении и частом времяпрепровождении с матерью.

Проблема детских страхов часто бывает связана с отношениями в семье. Иногда достаточно одной ссоры родителей, чтобы малыш начал чего-то бояться. Самая распространенная реакция детей на конфликты отца и матери - это зарождение страхов. Потому ребята дошкольного возраста, живущие в конфликтных семьях, чаще своих одногодок боятся стихий, болезней, смерти и даже животных. Кроме того, они гораздо чаще видят кошмары.

Также зарождение страхов часто зависит от отношения родителей к детям. Если мама и папа слишком сильно опекают своего единственного малыша, если он превращается в центр их тревоги и заботы, то становится более уязвимым перед появлением боязни вследствие того или иного явления. Когда же в семье много детей, у них реже зарождаются страхи. Обычно у молодых, оптимистичных, жизнерадостных родителей чада меньше проявляют беспокойство и тревогу, чем у родивших после 35 лет.

Другие объяснения

Причины детских страхов также кроются в нарушениях, полученных еще в процессе внутриутробного развития. Если мама пережила во время беременности эмоциональное потрясение, это может отпечататься на психике ребенка. Если в семье в то время была конфликтная обстановка, дитя, находящееся в утробе, наверняка почувствовало это и перенесло стресс, который отразился на его формировании как личности и привел к появлению пугливости.

Психологам часто задают вопрос о том, передаются ли страхи детские по наследству. Однозначного ответа не существует, но ребенок может перенять от родителей некоторые особенности нервной деятельности, общие установки о том, как нужно реагировать на те или иные явления.

Что можно сделать?

Борьба с искоренением страхов ребенка - очень важный этап в формировании его личности, и родители должны подходить к этому вопросу с полной серьезностью и ответственностью. Многие исследования показывают, что большая часть взрослых фобий была сформирована в детстве и, в частности, в раннем его периоде.

Страх - вполне закономерная реакция на реальную или воображаемую опасность. Нельзя забывать о том, что ребенок живет в своем мире, в котором существуют сказочные герои, а самые обычные предметы могут двигаться и разговаривать. Из-за этого малыш может видеть опасность там, где ее не существует. Независимо от того, какие виды детских страхов послужили причиной боязни и как она проявляется, взрослым необходимо предпринять меры по борьбе с этой проблемой.

Арт-терапия

Один из основных способов узнать то, о чем ребенок думает и что он чувствует, - это рисование. Картинка, изображенная малышом, показывает его увлечения, интересы, характер и выступает в роли своеобразного зеркала его переживаний. Потому коррекция страхов у детей с помощью рисования считается самым эффективным средством.

Изображая графически объект своей боязни, малыш начинает меньше тревожиться и ждать чего-то ужасного. Если кошмар нарисован, он воспринимается как свершившийся факт, то есть перестает быть опасным.

Психология детского страха такова, что кошмары, которые удалось побороть в детстве, не будут беспокоить человека, когда он повзрослеет. Избавление от боязни должно проходить в присутствии кого-то из старших членов семьи, близких малышу. Он должен чувствовать поддержку мамы и папы и быть уверенным в том, что его спасут, если вдруг что-то случится.

Большая часть кошмаров связана с возрастными особенностями, и по истечении определенного времени они проходят. Но на родителей возлагается ответственность за преодоление детских страхов, за то, чтобы боязнь не превратилась в навязчивую и не мучала чад долгие годы. Что необходимо сделать для этого? Если вы имеете доверительные отношения со своим ребенком, можете начать поэтапную работу над избавлением его от тревожности.

Рисуем страхи

Существуют различные методики диагностики детских страхов, но самая эффективная из них - это занятия рисованием. Перед тем как начать, позвольте своему чаду самостоятельно поиграть, наладьте с ним психологический дружеский контакт. Затем поговорите с ним, узнайте, чего именно он боится. Можете сделать это в виде игры.

Сядьте рядом с малышом, а не напротив, будьте милыми, доброжелательными, подбадривайте ребенка. Так вы поможете ему искоренить детские страхи. Как бороться с ними дальше?

Расспросите малыша о том, чего он боится, а чего - нет. Обязательно дожидайтесь ответа на каждую свою реплику. Затем предложите нарисовать то, что ребенок назвал. Лучше всего делать это красками или фломастерами.

Диагностика детских страхов требует времени и усилий. Бывают случаи, когда малыш решается изобразить объект своей боязни только через несколько дней после разговора. Тактично подтолкните его к этому. Рисуйте вместе с ним на одном листе: пусть каждый из вас передаст на бумаге свой вариант пугающего предмета или явления.

Завершающий этап

По окончании акта творчества попросите ребенка объяснить, что он изобразил. Такая диагностика детского страха поможет малышу самостоятельно не только нарисовать объект своей боязни, а еще и рассказать, почему он боится его. После этого непременно похвалите свое чадо, пожмите руку, подарите игрушку, отметьте страхи, с которыми удалось справиться. Затем нужно сообщить, что рисунки останутся у вас. Вы должны освободить малыша от страхов.

На такие игры нужно выделить примерно две недели. За это время у вас накопятся также картинки, изображенный на которых страх ребенок не смог победить. В таком случае предложите ему нарисовать его еще раз так, чтобы было видно, что он не боится. Например, на картинке малыш не должен убегать от монстра, а наоборот, должен гнаться за объектом страха. В среднем на то, чтобы осознать и изобразить себя как не боящегося, у ребенка уходит примерно 2 недели. Сделайте все возможное для того, чтобы на протяжении этого времени он участвовал в различных подвижных играх, прогулках, экскурсиях. Максимально оградите его от семейных конфликтов.

Игротеррапия

Рисование помогает избавиться от тех страхов, которые появились из-за бурного воображения малыша, из-за того, что на самом деле не происходило в реальной жизни, но, как ребенку кажется, может случиться. Частично с помощью этого способа можно успешно избавиться от боязней, которые основываются на реальных событиях, которые произошли очень давно, искоренить не очень сильно засевшие в его сознании детские страхи. Как бороться с ними, если причинившее травму происшествие случилось недавно и еще свежо в памяти малыша? Специалисты рекомендуют использовать развлекательные методы.

Психология детского страха и его искоренения кроется в потребности малыша постоянно двигаться и общаться с другими. Активные игры помогают ребенку избавиться от заторможенности, боязни и скованности, которые возникают в темноте, тесном пространстве или когда он попадает в новую обстановку. Малыш приобретает уверенность в себе и борется с застенчивостью.

Пятнашки

Эта игра дает возможность избавиться от страха нападения, наказания родителями, помогает установить близкий контакт. Смысл состоит в том, чтобы расставить на ограниченной площадке стулья или любые другие предметы в беспорядочной последовательности.

Ведущий должен догнать кого-либо из игроков и хлопнуть его по спине. Тот, кого он поймал, должен водить следующим. Вышедший за пределы площадки или задевший какой-то из предметов человек, тоже принимает на себя роль ведущего. Будьте веселыми и активными. Для того чтобы задумка сработала, нужно подыгрывать детям и давать им возможность победить вас.

Прятки

Эта игра помогает избавиться от страхов темноты, одиночества и ограниченного пространства. Перед началом обговорите места, в которых нельзя скрываться. После этого выключите в доме свет, оставив горящим только ночник. Ведущий должен обойти квартиру, при этом в шутку угрожая прячущимся. Те же сидят в темноте и не выдают своего присутствия.

Нужно, чтобы ребенок выполнял роль ведущего первым. Это даст ему возможность победить свои страхи детские и нерешительность. Когда водит кто-то из взрослых, ему рекомендуется сдаться и показать, что он не может найти ребенка. Так вы придадите чаду большей уверенности в себе.

Другие игры

Пятнашки и прятки - это всего две игры из несметного количества возможных вариантов развлечений, которые можно применить для помощи ребенку побороть свои страхи детские. Вспомните, чем вы занимались с друзьями в таком возрасте. Импровизируйте, включайте фантазию.

Вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы малышу было весело, и он смог раскрепоститься. Не забывайте о том, что игра должна заинтересовать ребенка, но ни в коем случае нельзя заставлять его участвовать в ней против воли.

Детские страхи — это состояния, при которых происходит острое переживание чувства опасности и прямой угрозы, исходящее от обычных явлений, которое бывает только в детском возрасте. Детский страх – один из способов познания мира и мощнейший фактор социализации, осознание малышом конечности бытия и границ своих собственных возможностей. Период переживания детских страхов необходим, он позволяет молодой человеческой личности созреть и осознать себя. Различным периодам жизни малыша свойственны разные страхи.

«Нормальный» детский страх держится не более месяца, а затем бесследно проходит, а иногда сменяется новым. Задача родителей – помочь малышу пережить детские страхи без потерь, чтобы они были окончательно преодолены. Если детский страх вовремя не пережит и не освоен, он может надолго задержаться и остаться во взрослом возрасте, что значительно усложнит жизнь.

С эволюционной точки зрения страхи, переживаемые в детстве, нужны для удержания малыша от соприкосновения с опасностью и неразумных поступков с печальными последствиями.

Исследователи выявляют несколько существенных причин и провоцирующих факторов, которые подталкивают неустойчивую психику малыша к формированию детских страхов.

Причина Описание
угрозы и гнев взрослых малыши воспринимают взрослых как находящихся на недосягаемой высоте, и в силу возраста ничего не могут противопоставить им
внушенные опасности опасения родителей типа «не подходи – убьет!» воспринимаются ребенком буквально и вызывают соответствующую реакцию
«страшилки» сверстников старшие дети могут намеренно третировать чувствительного малыша, запугивая его байками
конкретное происшествие испуг, вызванный конкретным событием – непонятным громким звуком, лаем, треском, ударом – «застревает» в психике ребенка
невроз функциональное или обратимое нарушение нервной системы, вызванное сильной психической травмой или длительным эмоциональным напряжением
угрожающие фантазии неодушевленные предметы дети наделяют свойствами живых, и ночные тени, колебания света или открывшаяся дверца шкафа представляется ребенку такой же страшной и опасной, как и реальная угроза жизни
семейные конфликты в ссорах и размолвках родителей маленькие дети винят себя, и страдают от этого
обиды, причиненные сверстниками ребенку, как и взрослому, необходимо признание. Если детский коллектив не принимает малыша, у него обязательно разовьются страхи
отдельное жилье дети, живущие в многоквартирных домах, имеют больше возможностей для общения, чем малыши коттеджных загородных поселков
единственный ребенок малыш, который общается дома только со взрослыми, более подвержен тревоге и страхам, и наоборот, наличие братьев и сестер не дает страхам укорениться
возрастные родители родители, утратившие собственную непосредственность, опекают ребенка слишком активно, и ему передается их тревожность
пол у девочек страхи развиваются чаще

Как связаны возраст и страхи?

Для каждого возрастного периода характерны свои детские страхи, ребенок боится того, что он уже в состоянии осознать. С рождения и до подросткового возраста дети переживают биологические страхи, далее – социальные.

Дети первого года жизни боятся громких звуков, раздевания, незнакомой обстановки. Страхи возникают перед неизведанным, и это вполне естественно, но у здорового малыша испуг быстро проходит и сменяется интересом к тому, что происходит вокруг.

Детей от 1 до 3 лет больше всего пугает расставание с родителями, травмы и страшные сны. В этот период могут появиться ночные кошмары, особенно в неблагоприятных условиях – в новой квартире, например. До достижения 3-х лет малышу лучше проводить время с родителями, а детский коллектив начать посещать позже – это гарантия того, что малыш вырастет уравновешенным (при нормальной наследственности, конечно).


Самый большой детский страх возраста от 3 до 5 – темноты, с ним тесно связана боязнь остаться одному. В этом возрасте детей лучше не оставлять в комнате одних, у них мгновенно возникает страх замкнутого пространства.

Младшие школьники от 6 до 7 лет переживают глубокий . Это естественный процесс, когда ребенок осознает, что жизнь не вечна. Страх приходит независимо от того, происходит ли в семье или кругу знакомых уход из жизни кого-либо. Неизбежный возрастной страх приходит ко всем детям, это этап развития личности.

С 7-и лет и до пубертата возникающие страхи могут отражать события, происходящие в близком окружении: война, боль, нападение, наказание, падение с высоты, неодобрение родителей, одиночество.

Подростки пробуют себя в мире взрослых, и страхи у них соответствующие – физического уродства, провала, крушения планов, одиночества, невозможности самореализации.

Классификация

Весьма условна, но, все же, позволяет определиться с тем, насколько конкретный детский страх соответствует этапу развития малыша.

В раннем возрасте ребенку свойственны биологические страхи – смерти родителей, огня, воды, высоты, глубины, темноты, чудовищ. Социальные страхи присоединяются позднее, когда необходимо занять свое место в обществе.

Психологи подразделяют детские страхи на 3 основные группы.

Страх Причина
Сверхценный Основа – фантазия, когда ребенок воображает те события, которых нет. Главные страхи этой группы – утрата родителей, хотя они молоды и здоровы, и страх темноты, в которой притаились неисчислимые опасности.
Навязчивый Возникает только в конкретных ситуациях. Это боязнь замкнутого пространства, высоты, воды. В обычной жизни малыш ведет себя естественно, а в некоторых местах его обуревает страх.
Бредовый Причину выяснить удается не всегда. Малыш может бояться чего угодно – закрытой двери, боя часов, игрушки. Иногда причина может выясниться во взрослом возрасте, когда человек может объяснить, какой предмет или явление сильно испугало его в детстве.

Симптомы

Расскажет ребенок или нет о том, чего он боится, зависит от многих факторов. Открытый добродушный малыш может рассказать о своих переживаниях, если между ним и родителем существует доверие. Чаще дети молчат и скрывают то, что их беспокоит – они не знают, как к этому отнесутся родители, не высмеют ли, не станут ли ругать.

Определить наличие детских страхов можно по поведению ребенка. Боящийся ребенок напряжен, тревожен, испуган, часто замкнут. Он вздрагивает, не приближается к предмету, которого боится, плачет по ночам, не отпускает от себя взрослого.

Предметно определить наличие детского страха предлагает методика психологов Панфиловой и Захарова. Нужно нарисовать два домика: один черный, а другой красный. Взрослый называет все возможные страхи и расселяет их по домам: в черный то, чего малыш боится, а в красный – все остальное.

Существует также множество опросников, которые без труда обнаруживаются в свободном доступе: Луизы Дюсс, Акопяна и другие.

Самый простой тест, который понятен и доступен всем детям и родителям – рисунок своего страха. Ребенок на чистом стандартном листе рисует, используя цветные карандаши.

То, что первым бросается в глаза на рисунке, и есть самый большой страх. Это может быть животное, человек, природное явление или неодушевленный предмет. Важно обратить внимание на цвет. Черный, коричневый и серый говорят о том, что ребенок переживает сильный стресс, буквально подавлен детскими страхами.

Остальные цвета распределяются так:

Полезно предложить ребенку нарисовать семью. В понятие «семья» малыш включает тех, кого часто видит – знакомых, соседей, животных. По рисунку будет понятно, какой человек оказывает на малыша наибольшее влияние. На таких рисунках могут обнаружиться незамеченные взрослыми страхи: боязнь отца, бабушки, собаки или трамвая.

Рассматривая рисунок, нужно понимать, что мир ребенка кардинально отличается от мира взрослого. Для малыша реально все: и настоящие события, и выдуманные опасения. Детально разобрать рисунок лучше всего с психотерапевтом или психологом, это поможет понять своего ребенка.

Коррекция страхов

Начинается с контакта взрослых с психиатром или психотерапевтом. Достаточно часто в коррекции нуждаются именно взрослые, которые своим поведением индуцируют развитие страхов у малыша.

Если родители сами по себе трусливы – чаще это мамы и бабушки, то они невольно поддерживают у малыша стремление бояться всего. Это часто бывает в семьях, где ребенка долго ждали, после ЭКО, например. Страхи у таких малышей возникают буквально на ровном месте, по незначительному поводу.

При тех страхах, которые не нарушают привычную жизнь, можно апеллировать к адекватному взрослому в конкретной семье, попросить его доверительно пообщаться с малышом, расспросить обо всех страхах. Несколько дней, проведенных с уверенным в себе уравновешенным взрослым – отцом, дедом, дядей, двоюродным братом – способны изменить отношение малыша к окружающему миру, снять тревожность и боязливость.

Тревожных родителей психотерапевт обучает нормальному реагированию на ежедневные житейские вызовы. Спокойная доброжелательность взрослых – залог того, что ребенок успешно преодолеет свои страхи.

Однако иногда требуется отдельная работа с конкретными страхами.

Страх темноты, высоты и воды

Эти страхи преодолевают тематическими сказками и играми. Прежде всего, нужно попытаться «вытащить» страхи детей – нарисовать, вылепить, показать на песке. Визуализация переживаний сама по себе снимает многие опасения. Изображенный, конкретно показанный страх теряет половину своего устрашающего воздействия.

На основе обнаруженных опасений взрослый и малыш сочиняют сказку, в которой ребенок играет роль доброго и храброго великана, а страх представляется трусливым и злым персонажем. Все происходит, как и положено в сказке – добро побеждает зло. После этого конкретные страхи ребенка проходят окончательно, потому что не имеет смысла бояться того, что повержено.

Прекрасно работает игра в прятки, когда вещь прячется то в светлой комнате, то в темном месте. За поход в темную комнату и обнаружение там спрятанного дается приз или много очков. Важно, чтобы малыш выиграл, взрослым лучше подыграть.

Страх высоты и воды прекрасно поможет преодолеть поход в аквапарк, где в избытке того и другого. Если аквапарка поблизости нет, то же самое – прыжки в воду, подъем на цветущий пригорок – можно проделать во время летнего выезда на природу.

Важно продемонстрировать малышу, что все пугающее может быть постепенно преодолено. В темную комнату можно входить со свечой или фонариком, и чудовища там не живут. Под лестницей тоже никого нет, если внимательно осмотреться. Высота открывает чудесный вид, а вода может быть теплой и качать на волнах.

Ночные страхи

Ночные страхи связаны с изменением окружающего мира при наступлении темноты и дневным перевозбуждением малыша. Вначале нужно попытаться упорядочить дневную активность.

Поход на природу, прогулки, посещение зоопарка, интересные игры со взрослыми или сверстниками насыщают впечатлениями и физически утомляют. Когда малыш вечером едва успевает коснуться подушки, чтобы заснуть, у него не остается времени на страхи.

Вечером и ночью все предметы меняют свои очертания, появляются тени и необычные источники света. Малыш этого не знает, и поэтому боится. Нужно наглядно показать, откуда что берется. Пугающие очертания могут быть вызваны включенным за окном фонарем, колеблющейся шторой, открытой дверцей шкафа. Нужно показать, как меняется тень при движении.

Полезно закончить разъяснение дневной игрой в театр теней. Это даст ребенку толчок к развитию фантазии.

Иногда дети просыпаются посреди ночи с криком и плачем, потому что им приснился кошмар. Нужно успокоить, дать воды и не покидать комнату, пока малыш не заснет снова. Днем желательно нарисовать кошмар, чтобы окончить его – закрыть на замок, запереть в клетку, поставить преграду. Рисованное ограждение конкретное мышление ребенка принимает за настоящее, и детские страхи заканчиваются.

Разделение реальности и вымысла

Разъяснять и показывать реальные опасности нужно малышу постоянно, практически каждый день. При этом требуется сохранять спокойствие и не преувеличивать опасность, чтобы не удобрять почву для развития детских страхов.

Например: огонь – это опасно, от спичек может сгореть дом. Но если спички не трогать, то ничего и не будет. Нужно показать, как они зажигаются, как горят, как разгорается костер. Но одновременно показать, что от воды костер погаснет, что канавка в земле не даст огню распространиться, что на костре можно сварить уху и согреть чай. При разъяснениях требуются простые конкретные примеры, ничего отвлеченного ребенок 3-5 лет понять не может. Отграничение вымысла от реальности – важный этап формирования мышления.

Психоанализ детских страхов

Этот метод объяснения детских страхов ввел в обиход Фрейд, австрийский психиатр и невролог. Согласно его теории, формирование детских страхов основано на естественной возрастной сексуальности.

По Фрейду, ребенок проходит 3 основные стадии:

  1. Оральная, с рождения до 1 года, когда все возможные удовольствия связаны с областью рта – сосание, вкусы новой еды, потребность пробовать все новое «на зуб». Недостаточная удовлетворенность процессом еды, нервозная обстановка в этот период портят характер человека навсегда.
  2. Анальная – с рождения до 2-го года, когда ребенок приучается пользоваться горшком и понимает, что может управлять своим телом. В этот период важно не подавлять самостоятельность, чтобы избежать формирования детских страхов в дальнейшем. Попытки «сломать» малыша и неуклонно выполнять все родительские требования в это время ведут к формированию личности без воли.
  3. Генитальная – с 2-х лет. В это время ребенок обнаруживает половые различия, и активно их изучает. Девочки приобретают опыт эротической чувственности. Жесткий запрет на изучение себя ведет к разнообразным характерологическим нарушениям, формированию массивных детских страхов, часто переходящих во взрослое состояние.

Детство – это период для получения разностороннего опыта. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем легче будет ему развиваться дальше. Преодоление детских страхов начинается с разнообразной, веселой, насыщенной жизни в доброжелательной семье.



Публикации по теме