Почему ребенок трогает уши. Дочь перед сном закрывает ушки

Многие родители, столкнувшись с проявлениями аутизма, остаются в недоумении, что заставляет их детей вести себя так, а не иначе. На вопрос: «Почему дети с аутизмом так делают?» отвечают эксперты – терапевт Шелли О’Доннелл, логопед Джим Манчини и Эмили Растал, клинический психолог. Кроме того, свои ответы дает Оуэн – взрослый аутист.

Почему многие дети с аутизмом… Избегают глазного контакта

Джим Манчини: По разным причинам. Нужно различать детей, которые активно избегают глазного контакта, и детей, которые не научились, как использовать взгляд при коммуникации. Для тех детей, которые активно отводят взгляд, по всей видимости, причиной является сенсорный компонент, который делает прямой взгляд неприятным для них.

Эмили Растал: Одна из самых основных проблем у людей с аутизмом – это сложность в координации вербальных и невербальных средств общения. Например, говоря с кем-то, ребенок может просто забыть установить глазной контакт. Из-за этого часто непонятно, к кому обращена речь ребенка. Кроме того, люди с аутизмом часто не могут понять коммуникативные сигналы, которые передаются через глазной контакт. Они не могут прочесть выражения глаз другого человека. Поэтому их не привлекают глаза как источники информации.

Шелли О’Доннелл: Из-за проблем с пониманием выражения лиц у родителей, воспитателей и других детей.

Оуэн: Мне слишком сложно одновременно уделять внимание тому, что говорит человек, и при этом смотреть на него. Я могу или смотреть в глаза, или слушать, что мне говорят.

Почему многие дети с аутизмом… Закрывают глаза/лицо/уши руками

Шелли О’Доннелл: Объяснений может быть несколько. Например, когда ребенок прикрывает лицо руками, чтобы отгородиться от слишком сильного сенсорного стимула. Или это попытка саморегуляции и самоконтроля. А также это может быть выражением эмоций страха или тревоги. Многие дети с аутизмом имеют слуховую чувствительность к специфическим звукам, таким как пожарная сирена, плач ребенка или звук сливного бачка. Прикрывая уши, они снижают силу слухового раздражителя.

Эмили Растал: Дети с аутизмом гипер-чувствительны к звуковым стимулам. Звуки, которые кажутся нормальными обычным людям, для них звучат слишком громко и неприятно.

Джим Манчини: Прикрывание ушей руками часто может быть приобретенным поведением, которое связано с тревогой, так как ребенок боится потенциально неприятных звуков.

Оуэн: Слишком много сенсорных раздражителей и информации для восприятия.

Почему многие дети с аутизмом… Легко вздрагивают

Шелли О’Доннелл: Когда дети легко вздрагивают, это означает, что они боятся чего-то неожиданного для них. У ребенка с аутизмом очень часто есть нужда в отсечении неважных для него социальных стимулов и факторов окружения. И это значит, он всегда не готов ни к чему, кроме заученной комфортной рутины. Отсюда – страх и вздрагивание.

Эмили Растал: Это может быть повышенная чувствительность к окружению. Звук, который обычные люди легко переносят, пугает того, кто сильнее подвержен влиянию звуковой стимуляции.

Оуэн: Я часто слишком занят, думая о чем-то своем, а не о том, что меня непосредственно окружает. Неожиданность – вот от чего я вздрагиваю.

Почему многие дети с аутизмом… Повторяют слова и фразы (эхолалия)

Эмили Растал: Одна из основных проблем с коммуникацией при аутизме – это тенденция повторять слова или фразы, которые ребенок слышит в своем окружении (эхолалия). Поскольку «языковой центр» мозга испытывает трудности с продуцированием собственной речи, слов, фраз, он копирует то, что слышит в окружении и использует вместо собственных слов и предложений. Дети с аутизмом используют набор заученных фраз как записную книжку, из которой они читают записи в любое время дня.

Джим Манчини: Повторение слов или эхолалия – это типичный для детей с аутизмом стиль обучения. Дети с аутизмом часто учат язык готовыми кусками, а не в виде отдельных слов. Кроме того, повторение слов часто служит коммуникативной цели, например, как синоним положительного ответа «да». Или повторение помогает обработать информацию.

Шелли О’Доннелл: Эхолалия часто присуща ребенку с аутизмом, у которого сложности с использованием спонтанного фразового языка. Эхолалия также может быть фазой в развитии. Работа с логопедом помогает при выработке стратегий для терапии. По мере того, как дети развивают собственные речевые навыки, они могут повторять фразы (например, из мультфильмов) в качестве попытки встроиться в социальное окружение, или же пытаются таким образом задавать вопросы при общении, чтобы сделать коммуникацию более предсказуемой.

Шелли О’Доннелл: Очень сложно сказать, почему некоторые дети с аутизмом не могут выразить себя вербально. Если им будут доступны альтернативные способы коммуникации, такие как жесты, картинки, печатание слов или электронные синтезаторы речи, это очень поможет им в социальном развитии.

Оуэн: Не могу ничего объяснить на эту тему, так как я говорю.

Почему некоторые дети с аутизмом… Ходят на пальцах ног

Шелли О’Доннелл: Хождение на пальцах ног может быть приобретенной привычкой (многие малыши ходят на пальцах ног) или может быть связано с трудностями с координацией движений, напряженным ахилессовым сухожилием или с проблемами в сенсорном восприятии. Хождение на пальцах также часто встречается с другими неврологическими расстройствами или нарушениями развития, такими как церебральный паралич.

Эмили Растал: Детям с аутизмом часто присуще стереотипическое моторное поведение, примером которого может быть хождение на пальцах ног. Есть гипотеза, что хождение на пальцах снижает чрезмерную стимуляцию в ногах, которая возникает, когда ребенок становится на всю стопу.

Оуэн: Мне больно ходить без туфель.

Почему многие дети с аутизмом… Делают взмахи руками (руки-крылышки)

Шелли О’Доннелл: У детей с аутизмом есть тенденция к повторяемому моторному поведению (стереотипиям), такому как крупные или мелкие взмахи руками. Это движение кисти и всей руки может сопровождаться другими моторными особенностями, такими как прыжки или кручение головой.

Джим Манчини: Повторяемое моторное поведение – — такое как взмахи руками (а также напряжение частей тела, прыжки или «танцы»), часто связано с сильными эмоциями (возбуждением или огорчением). Подобное поведение есть и у маленьких детей, которые в конечном итоге «перерастают» это поведение.

Эмили Растал: Это поведение может быть попыткой самоуспокоения и/или попытками воздействовать на ситуацию, когда ребенок с аутизмом сталкивается с чем-то, что воспринимается как чрезмерно расстраивающее/возбуждающее/беспокоящее/вызывающее скуку.

Оуэн: Это способ выразить эмоцию, разрядиться, когда я возбужден или нервничаю.

Почему многие дети с аутизмом… Любят крутиться и прыгать

Шелли О’Доннелл: Кружения и прыжки – это тоже примеры стереотипий. Когда ребенок кружится или прыгает, он активизирует вестибулярный аппарат. Ребенок может искать вестибулярной стимуляции, чтобы вызвать приятные ощущения и/или испытать приятное возбуждение.

Эмили Растал: Да, говоря другими словами, дети с аутизмом ищут дополнительную сенсорную стимуляцию от окружения (поскольку не получают ее достаточно). Они также могут использовать кружение и прыжки как способ выплеснуть эмоции (когда они напряжены, волнуются или что-то им неприятно). Кружась и прыгая можно почувствовать себя «под контролем» и «уверенным в себе».

Многие странные проявления у детей с РАС даже педиатры зачастую называют «просто аутизм» или «ещё одна аутистическая черта» (АЧ) — без лишних пояснений. Однако всегда следует помнить, что любой признак «просто аутизма» имеет под собой медицинское объяснение и, скорее всего, есть прямой способ лечебного воздействия на него.

Цель данной статьи — собрать воедино объяснения о распространенных симптомах аутизма и перечислить методы их преодоления. Для этого мы использовали опыт родителей и медицинские знания, которыми располагает современная наука, в том числе Биомед и практикующие ДАН!-врачи.

Сначала — о главном: всегда целесообразно ВЕСТИ ЖУРНАЛ для оценки хронологии событий и вмешательств. Когда новый признак болезни появляется, первое, что вы должны проанализировать, это три фактора извне:

Если такой новый фактор был найден, то продолжайте наблюдение от 2 до 3-х недель – без ввода очередных методов. Так вы отслеживаете взаимосвязь симптома с назначенной терапией (или расширением диеты) и можете рассказать о наблюдениях врачу.

Когда вы получаете назначения от врача, неуклонно задавайте вопросы об оценке и её критериях: «Как я смогу оценить положительные и отрицательные последствия терапии?». В идеале Вы должны получить ответы на подробные вопросы:

  • Каких положительных сдвигов мне ожидать?
  • Каких отрицательных побочных реакций опасаться?
  • Что я могу сделать в случае возникновения отрицательных последствий ещё до обращения к врачу?

Перейдём к разбору распространённых симптомов у детей с РАС.

Почему мой ребёнок не может спать по ночам?

  1. Уменьшение проблем со сном возможно:
  • на БГБКБС диете (*сокращение обозначает без глютена + без казеина + без сои)
  • при удалении из пищи фенолов, искусственных красителей, стабилизаторов и ароматизаторов,
  • при излечении от избыточного роста грибковой флоры в кишечнике,
  • при добавлении в рацион метатонина, ГАМК, таурина, магния в цитратной форме и 5HTP
  1. Успех поддерживается и закрепляется спокойной процедурой отхода ко сну, о чем вы можете почитать подробнее и .

Почему мой ребёнок просыпается среди ночи?

  1. РЕФЛЮКС – наиболее частая причина внезапных ночных просыпаний при РАС. Простыми словами, рефлюксы – это явления заброса содержимого полого органа в обратную сторону — вопреки правильному физиологическому движению. Например, пища забрасывается из желудка в пищевод, а желчь из 12-перстной кишки в желудок. В результате агрессивные компоненты воздействуют на слизистую, которая не предназначена для контакта с такими средами. Это приводит к неприятным ощущениям у ребёнка, а при хронизации проблемы — к повреждению оболочек конкретного органа. Диагностика рефлюкса – задача гастроэнтеролога. Со своей стороны родителям следует исключить из детской диеты обильную еду вечером и продукты, провоцирующие заброс (томаты, лук, чеснок, цитрусовые, газированная вода, перечная мята, шоколад).
  2. ФЕНОЛЫ – ещё одна возможная причина ночных просыпаний, которые длятся вплоть до нескольких часов. Признаки перегрузки фенолами: тёмные круги под глазами, беспричинный смех (особенно по ночам), возрастание самостимуляции (вплоть до самовредительства). Лечение – снизить содержание фенолов в поступающей пище (исключить яблоки, цитрусовые, шоколад, искусственные красители и др.), принимать ванны с английской солью (сульфат магния).
  3. ОЩУЩЕНИЕ МОКРОГО ТЕЛА после того, как ребёнок обильно помочился в памперс. Эта причина часто возникает с возрастом. Во-первых, по мере медицинского вмешательства возрастает чувствительность кожи и улучшается работа сенсорной системы. Во-вторых, памперсы хуже удерживают большой объём влаги. Решить проблему можно по-разному. Радикально — приучить к горшку. Промежуточные этапы помощи: сменить размер памперса (для детей старшего возраста используйте взрослые памперсы самого маленького размера), или быстрее переодевать в сухой памперс. Если вы примерно знаете, как часто ребёнок мочится ночью, это может стать промежуточным решением проблемы. Многие родители отмечают, что дети после 3 лет писают ближе к 4 часам утра, поэтому можно проснуться, проверить и быстро переодеть ребёнка, пока он не успел понять, что к чему.
  4. ПРИСТУПЫ СУДОРОЖНОЙ АКТИВНОСТИ. Сделайте суточную электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Исключив все медицинские подоплёки ночных просыпаний, можно приступать к тщательному поведенческому тренингу, к внедрению рутин и навыков . Этому хорошо способствует АВА как лучший метод для обучения шаблонному поведению при самообслуживании.

Почему мой ребёнок не говорит?

Аутизм напрямую влияет на коммуникацию. Однако есть многочисленные наблюдения родителей и врачей о благотворном влиянии на речь следующих методов:

  • БГБКБС диета
  • Добавки: ТМГ (триметилглицин, англ. TMG), Витамин В6 (в форме пиридоксаль-5-фосфата, англ. P5P), Льняное семя и эссенциальные жирные кислоты (добавить в рацион рыбий жир).
  • Нормализация кишечной флоры, особенно в части (вид грибков), также приносит хорошие результаты.

В части педагогических усилий лучший выбор – это сочетание речевой и поведенческой терапии . Кроме того, никогда не следует забывать о методах альтернативной коммуникации, среди которых особенно эффективна система ПЕКС (PECS). Она реализована сегодня как в привычной форме карточек, так и в виде программ для портативных электронных устройств.

Следует помнить о высоком распространении среди детей с РАС такого расстройства речи как . Это редкое в общей популяции нарушение, причина которого в поломках на высшем уровне организации двигательных актов артикуляционного аппарата. По разным данным есть у 45-60% аутичных детей.

Почему ребёнок говорит или делает одну и ту же вещь — снова и снова?

Повторяющееся (стереотипичное) поведение – часть аутизма. Так называемый встречается у многих детей с РАС и должен восприниматься нами как особый источник успокоения или концентрации внимания.

Взрослые люди с аутизмом практически всегда утверждают, что привычные повторяющиеся движения или повторы слов просто необходимы им, так как действуют успокаивающе и стимулируют нервную систему для адекватной деятельности в предлагаемых условиях.

Поэтому работа с детьми, стереотипные проявления которых вредят им самим или окружающим, должна начинаться с поиска подходящего заменителя, в котором самопомощь объединиться с безопасностью.

Почему у моего ребёнка сыпь, покраснения и зуд?

  • Экзема при РАС зачастую связана с разрастанием кандиды в кишечнике. Она выглядит как кожная сыпь и связана со слабой иммунной системой. Главные факоры активного роста кандиды – сахар, углеводы и любые непереваренные остатки. Задача родителя – удалить или уменьшить сахар, сок и углеводы, добавить пищеварительные ферменты и тщательно придерживаться длительной тактики лечения кандидозного дисбактериоза. В такую тактику наряду с традиционными противогрибковыми препаратами (дифлюкан, нистатин и т.п.) могут входить пробиотики, а также БАДы – экстракт семян грейпфрута, каприловая кислота и др. Отметим, что пробиотики не должны даваться «на глазок». Самый эффективный путь – лечить дисбактериоз согласно анализу кала на дисбактериоз, который количественно оценивает структуру кишечной флоры.
  • Сыпь по типу крапивницы при аутизме обусловлена аллергией, чаще всего на молочные продукты. Диагностика аллергий – аллергопробы на основные пищевые и непищевые аллергены (= анализ крови на антитела IgE, который выполняется в лаборатории)
  • Псориатическая сыпь при РАС выглядит как утолщённая покрасневшая кожа с серебристо-белыми наслоениями. Она часто провоцируется приёмом антибиотиков.
  • Профилактика высыпаний требует скрупулёзного отношения к перечню компонентов в любом средстве для наружного применения. Увы, но промышленная косметика нередко содержит экзотоксины и сильные аллергены.

Почему у ребёнка сильные тёмные круги под глазами?

Согласно статистике в алгоритме выяснения причин на первое место целесообразно поставить аллергопробы на пищевые аллергены , на второе – перегрузку фенолами , на третье – избыточный рост кандиды в кишечнике.

Почему мой ребёнок любит взбираться высоко на мебель?

  • Непереносимость глютена . Исключите глютенсодержащие продукты из рациона.
  • Сенсорные проблемы в центральной нервной системе . Проконсультируйтесь с психологом, который владеет методикой комплексной оценки сенсорных нарушений и сможет составить качественную программу сенсорной интеграции. Эта программа поможет упорядочить сенсорную систему: разовьёт недостающие элементы, насытит нехватки ощущений и гармонизирует избыточный ответ на раздражители.

Почему у моего ребёнка вздутый живот?

Это прямой признак гастроэнтерологических проблем. Проанализируйте этот признак во взаимосвязи с другими симптомами и обращайтесь к врачу. Особенно внимательно отнеситесь к следующим признакам:

  • Обезводненный понос (рыхлый объёмный стул до 4 р/день/)
  • Запор (отсутствие стула более 1-2 дней)
  • Неестественный вид каловых масс (пухлая каша, или камневидные кусочки, с остатками непереваренной пищи, слишком светлый или тёмный и т.п.)

Скорее всего, ваш путь к здоровью кишечника начнётся с БГБКБС диеты. Продолжением лечения выступят уже упомянутые этапы: диагностика на пищевую аллергию, терапия дисбактериоза, улучшение пищеварения ферментными препаратами.

В случае запоров к этому будут подключены щадящие способы для регулярного очищения, среди которых употребление достаточного количества клетчатки (например, перемолотое льняное семя) и регулярное введение в рацион свежих овощей и фруктов.

Почему у ребёнка есть фрагменты непереваренной пищи в кале?

  • Это признак некачественного пищеварения из-за недостатка ферментов. Помощь – приём ферментный препаратов (Креон, Эрмиталь, Пангрол или специальные рецептуры с учётом всех тонкостей РАС от ТМ Kirkman Enzymedica, Houston).
  • Врождённые патологии выработки ферментов. В таком случае вздутому животу нередко сопутствуют желтушность кожи и склер, вялость, отказ от активных игр, частые тошнота и рвота. Помощь – лабораторное обследование (анализы крови).

Почему ребёнок не опорожняет кишечник 2 и более дней подряд?

  • Констипация (простыми словами — запор) – довольно частый признак у детей с РАС. Способы решения проблемы – перевод ребёнка на БГБКБС диету, лечение дисбактериоза и исключение из пищи аллергенов.
  • Усилению перистальтики помогает магний (в форме цитрата), витамин С, пробиотики, приём фруктовых пектинов и достаточное поступление полезных жиров.
  • Дети, уже столкнувшиеся с тяжёлым испытанием констипацией, могут помнить болезненные ощущения и всячески избегать посещения туалета. Вариант помощи – смягчающие дефекацию свечи.

Почему у моего ребёнка диарея?

  • По разных данным 50-70% детей с РАС имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом — с эпизодами диареи, или с постоянной склонностью к ней. Такие малыши подлежат наблюдению у гастроэнтеролога, который знает особенности диеты при РАС и понимает, как выбирать безопасные медикаменты.
  • Для нормализации стула потребуется комплекс всё тех же усилий: БГБКБС диеты + лечение дисбиоза + удаление пищевых аллергенов.

Читайте также Как использовать видео и телевидение, чтобы создать контакт с ребенком с РАС

Почему у ребёнка «зверский аппетит», но нехватка массы тела?

  • Мальабсорбция — недостаточное усвоение в тонком кишечнике тех нутриентов, которые поступают с пищей. В итоге мозг не получает нужных веществ и формирует повышенное чувство голода. Это состояние излечимо. Начинайте избавление от напасти вводом БГБКБС диеты. Далее обращайтесь к грамотному гастроэнтерологу, которые понимает тонкости ведения больных с РАС.

Почему ребёнок отчаянно любит молоко, хлеб, сыр?

Эти продукты содержат много глютена и казеина. Большинство детей с РАС не могут должным образом переварить как минимум одно из этих веществ. Вследствие этого образуются особые пептиды, которые действуют на опиоидные рецепторы в головном мозге. В результате формируется пристрастие – сходное с опийной наркоманией.

Правильный выбор — отказаться от этих продуктов, тем более что они чаще всего рафинированные, стабилизированы промышленными добавками, или слишком калорийные, но с малой питательной ценностью.

Почему ребёнок устраивает значительную истерику только потому, что мы не купили определённый вид печенья, снеков или хлопьев, которую он горячо любит?

Присмотритесь к пищевым пристрастиям ребёнка. Скорее всего, вы увидите, что это досадный и практически бесполезный перечень калорийной, сладкой, но малопитательной пищи. Более того, среди этих продуктов наверняка превалируют глютенсодержащие или молочные наименования.

Важно уйти от такой еды, в идеале – перейти на БГБКБС диету. Это позволит расширить рацион в сторону пищи, насыщенной безопасными питательными компонентами.

Почему ребенок только хочет пить сок, есть картофель фри, чипсы, печенье и прочие снеки (даже если они GFCFSF)?

Все дети (и нейротипичные в том числе) очень любят сенсорную ссоставляющую снековой еды. Она хрустит, долго и необычно жуётся, зачастую сильно сладкая и окрашена в яркие цвета.

Однако задача любого родителя – исключить из рациона пустые лишние калории. В случае ребёнка с РАС – это не просто «пустые калории», но ещё и напрямую вредоносные источники искусственных ароматизаторов, токсических веществ из пережаренного масла и сильных аллергенов. Совет прост – не покупайте такую еду ребёнку.

Почему ребёнок, который соблюдает БГБКБС диету, резко демонстрирует сильный откат в навыках и болезненное поведение – буквально за 1 день от хорошего самочувствия?

Наиболее частая причина – пищевые нарушения (продукты с глютеном, казеином, соей или известными аллергенами). Перехватил на бегу, угостился с товарищем или у бабушки, съел, не зная, что это, нарушил сознательно. Когда диета соблюдается полностью, даже незначительное поступление исключаемых веществ может приводить к откатам в самочувствии и поведении, которые длятся до 4-5 дней — с учётом возврата к строгой диете.

Почему мой ребёнок постоянно болеет?

Одна из многочисленных групп детей с РАС – частоболеющие. Поиск помощи следует сосредоточить в рамках следующих БАД:

  • Витамин С
  • Экстракт клюквы
  • Экстракт семян грейпфрута

Не забывайте о хорошем поливитаминном комплексе.

Помните о сахарах! Их избыток также угнетает иммунитет.

Почему мой ребёнок никогда не болеет привычными для его ровесников ОРВИ?

Повышенный иммунный ответ – тоже плохо. Чтобы понять, что происходит с иммунитетом ребёнка, следует пройти обследование у иммунулога. Желательно ориентироваться на специалиста, который понимает взаимосвязи иммунитета и нервной системы у детей с РАС.

Стандартное обследование включает комплексную иммунограмму и анализы крови с помощью ПЦР на наличие герпетических инфекций: герпес 1, 2, 6 типов, цитомегаловирус. Отметим, что последний зачастую имеет особое значение в развитии РАС. Значительное влияние на состояние ребёнка возможно и со стороны вируса Эпштейна-Барра, токсоплазмы и др.

Почему у мочи ребёнка запах аммиака?

  • Причина первая – слишком концентрированная моча. Увеличьте потребление жидкости, в идеале – чистой воды.
  • Причина вторая – дисбактериоз кишечника, в т.ч. на фоне запоров. Исследовать анализом кала (займёт 2 недели) и лечить по расширенной схеме – с правильным подбором антибактериального/антигрибкового препарата, а также пробиотика, пребиотика, фермента и сорбента. Ещё раз обращаем ваше внимание! В любой схеме для лечения дисбиоза важны обоснованность, длительность и режим приёма препаратов.

Почему ребёнок постоянно опирается животом на подлокотники кресел, перегибается через спинку дивана и подолгу так зависает?

У детей с РАС такое поведение чаще всего провоцируется значимым дискомфортом в области живота или даже болями в эпигастрии и по ходу кишечника. Глубокий упор в брюшную полоть объёмным твёрдым предметом облегчает болезненность.

Почему ребёнок дерётся – со мной и с другими, в том числе с детьми?

  • Невозможность наладить коммуникацию, отсутствие речи, физическая боль или сенсорный дискомфорт приводят к повышению агрессивности. Первый шаг к уменьшению нежелательного поведения – БГБКБС диета. Большинство сильных болей и не вполне осознаваемых дискомфортов случается из-за кишечных проблем. Это может быть и обычный метеоризм, но за счёт высокого болевого порога ребёнок воспринимает его слишком остро. Поэтому второй шаг к успеху – консультация гастроэнтеролога. Помните о дисбиозе и рефлюксе, которые портят детство многих малышей с РАС.
  • Обратитесь к АВА-терапии и к внедрению альтернативных методов коммуникации (жесты, ПЭКС), чтобы ребёнок всегда мог выразить свои желания, или чётко пожаловаться.

Почему ребёнок бьётся головой, кусает себя и царапает?

  • Самоагрессия – частый спутник серьёзных сенсорных проблем. Глубокое давление на голову во время удара или укуса, невозможность выдержать зуд – любая из этих причин приводит к опасным действиям, особенно у неречевых детей.
  • Боли по ходу кишечника и жжение от рефлюкса – ищите причины самоагрессии вместе с гастроэнтерологом.

Почему мой малыш ходит на цыпочках?

  • Наиболее сильно влияют запоры или поступление красителей и консервантов с пищей.

Почему ребёнок не может спокойно погулять с нами по улице, зайти в магазин, сходить в кино?

  • Сенсорная перегрузка – то состояние, которое легко возникает в детей с РАС в условиях слишком сильных или разнообразных внешних раздражителей. То, что нам не страшно и даже приятно (музыка в торговом центре, яркие светящиеся витрины, много людей вокруг, стереофония в кинотеатре) перегружают ребёнка информацией, он теряет возможность нормально реагировать и устраивает истерику с криками или прячется в укромное место. Оба поведения помогают ему отключиться от избытка стимулов извне.
  • Выход из положения – прогулки на инвалидном кресле. Это близко к понятию «неприкосновенное личное пространство». Дополнительно ребёнка можно накрыть зонтиком, он всегда может сесть, поиграть в планшет или иначе перезагрузиться для следующей порции стимулов от новой обстановки.

Почему мой ребёнок кажется глухим?

  • Некоторые дети не слышат взрослых, даже когда они обращаются к ним по имени и громко, однако отлично слышат перешёптывание родителей на кухне о том, где лежат любимые детские лакомства.
  • При первых же подозрениях о нехватке слуха следует посетить невролога, ЛОР-врача и выполнить аудиограмму.
  • При сенсорной дезинтеграции невозможностью услышать связана с перегрузкой одновременно по многим каналам: организм сбрасывает излишнюю нагрузку – отключаюсь от шумов.
  • Аудиограмма и консультация сурдолога – ваш путь к знанию о наличие патологии органов слуха и степени нарушений.

Почему у ребёнка легко возникают синяки?

Лёгкое возникновение синяков и кровоподтёков обычно обусловлено нехваткой незаменимых жирных кислот. Обогатите питание: рыбий жир, льняное семя.

Почему мой ребёнок хочет смотреть один и тот же фильм, или эпизод, много раз подряд?

  • Однообразие и рутина — это основная тяга человека при аутизме. Купите ребёнку его собственный телевизор, если вы не хотите сходить с ума от тысячи просмотров одного и того же фильма.
  • В тяжёлых случаях применяются нейролептики. Кроме того, всегда имеет смысл усиленно пролечить возможный кандидозный дисбактериоз кишечника.

Почему мой ребёнок запоминает фразу из книги/фильма и повторяет её снова и снова?

  • Точные повторы услышанного от других людей или из масс-медиа – один из основных признаков детей с РАС. Такие повторы носят название эхолалия, они являются неконтролируемым актом и могут оставаться единственным словесным проявлением в речи ребёнка на длительное время, в тяжёлых случаях – всю жизнь.
  • Помощь следует искать в функциональной речевой терапии с грамотным дефектологом, с высокой интенсивностью (вплоть до ежедневных занятий), с нарастанием по ходу приёма «речевых» добавок.

Почему ребёнок начал говорить, но по-прежнему не задаёт вопросы и не может поддержать спонтанный диалог?

Умение произнести слова – всего лишь первый шаг на пути к речи. Следующий шаг – использовать речь в коммуникации. К этому продвигает функциональный речевой тренинг во главе с логопедом-дефектологом (речевым специалистом).

Почему мой ребёнок выстраивает игрушки в ряд или крутит колесо машины часами напролёт?

  • Возможные причины этому – обсессивно-компульсивное расстройство, самостимуляция, самоуспокоение.
  • Поверьте в основы! Сделайте главную ставку на БГБКБС и лечение кандидозного дисбактериоза.
  • Из педагогических методик с таким поведением отлично справляется и АВА, и Флор-тайм (игровая терапия).

Почему мой ребёнок настаивает на привычном распорядке дня, одном и тот же маршруте и последовательности ежедневных действий? Почему он не гибкий?

Это частая особенность детей с РАС — стремиться к предсказуемости, режимности и рутинности во что бы то ни стало. Из-за этого они не способны легко вступать в контакты с другими людьми, без напряжения реагировать на постоянные изменения во внешнем мире и быть готовыми к работе и разнообразному пребыванию в обществе.

Почему ребенок трогает уши? Такой вопрос задавал себе каждый родитель. Особенно ярко он возникает, когда ребенок совсем мал и не умеет разговаривать. Родителям остается только догадываться. А чтобы не гадать «на кофейной гуще», надо с этим вопросом обратиться к педиатру. Он порекомендует ряд исследований, чтобы выявить основную причину беспокойства ребенка в ушной зоне.

Причин возникновения патологий ушной зоны детей – огромное множество – начиная с попадания мелкого предмета в ухо, заканчивая отитами разных степеней в наружном, среднем и даже внутреннем отделах ушной системы. Последний вид болезней встречается крайне редко и связан с переносом инфекции по крови и через лимфатическую систему. Остальные виды болезней часто диагностируются у маленьких пациентов. По статистике, патологии в ушах у малышей чаще возникают после или во время простудных заболеваний. Ушным болезням чаще подвержены дети с низким иммунитетом, болезнью рахита, после перенесенных заболеваний и пр.

Грибковый отит

Один из видов отита – . Вызывается наличием грибка в организме малыша. Это – приобретенное заболевание. Данный вид инфекции может передаваться как через наружное ухо, так и попаданием грибка в пазухи носа, к примеру, при промывании носа при насморке. Также грибок может быть занесен и в среднее ухо неправильными медицинскими манипуляциями. К основным причинам появления грибкового отита относят:

  • продолжительную болезнь малыша;
  • активное медикаментозное лечение;
  • травмы;
  • попадание мелких предметов в ухо и пр.

Болезнь может наступить при нарушении микрофлоры организма ребенка, которая может быть вызвана любыми причинами:

  • механическими;
  • физическими;
  • химическими;
  • термическими.

Аллергическая реакция

Чаще всего ушные болезни одолевают детей-аллергиков. Аллергия – это уже возникновения болезнетворной микрофлоры в организме. И при ее развитии она поражает не только наружные кожные покровы, но и может распространиться на все слизистые оболочки органов ребенка. Тогда вредная микрофлора попадает в среднее ухо ребенка, вызывая поражение органов и тканей. Причем при диагностике никакой инфекции не наблюдается. А ребенок постоянно теребит уши, испытывает беспокойство. Причины такого отита в большинстве случаев носят наследственный характер. Но также могут быть приобретенными в связи с:

  • тяжелыми родами;
  • плохой экологией;
  • слабым иммунитетом младенца.

Иные причины

Патологии в ушной зоне чаще возникают у детей:

Какова бы ни была причина возникающего у ребенка дискомфорта в ухе — идти к врачу необходимо, чтобы получить необходимую консультацию, а при необходимости — назначения для лечения.

Медики объясняют частые ушные болезни у детей до 5-ти лет горизонтальным расположением евстахиевой трубы. По сути, данный слуховой канал выполняет защитную функцию среднего уха и предотвращает огромное число заболеваний ушной зоны. Но в горизонтальном положении слуховая труба позволяет беспрепятственно попадать и распространяться вредоносным организмам в ушной зоне. После она меняет положение и переходит в вертикальное состояние. создавая естественную преграду для микробов, вирусов, бактерий.

Поэтому патологию ушей у маленьких детей легко могут спровоцировать:

  • перенагревание или переохлаждение;
  • при принятии ванны;
  • сильный порывистый ветер и пр.

Сопутствующие симптомы

Почему еще ребенок может теребить уши? Родители не узнают, пока не определят у врача, каковы симптомы, беспокоящие малыша. Может, это не только:

Вдруг маленький ребенок испытывает:

  • тяжесть в голове;
  • головную боль и пр.

Все это – симптомы серьезных заболеваний ушной системы, диагностировать которое может только специалист.

Кроме того, врач определяет, есть ли выделения из ушей – это тоже один из сопутствующих симптомов.

Нужно ли обращаться к врачу

Просто наблюдать, как ребенок теребит уши и гадать, что же с ним, — не стоит. Врач поможет определить характер и причину болезни, выявить основного возбудителя воспаления, узнать о существующих сопутствующих заболеваниях и тем самым точно поставить диагноз. А правильный диагноз – уже половина успеха дальнейшего лечения малыша.

Если родители не торопятся обращаться к врачу, то они подвергают малыша опасности возникновения серьезных заболеваний ушей – вплоть до глухоты.

Лечение

После тщательной и острожной диагностики ребенку могут выписать препараты, которые помогут избавить его от патологии в ушной зоне.

Грибкового отита

Лечение грибкового отита направлено на уничтожение болезнетворного грибка. Для этого врач должен выбрать самый оптимальный вариант лекарства, которое:

  • не нарушит дополнительно микрофлору ребенка;
  • максимально выведет грибки из организма;
  • не будет негативно влиять на иммунную систему малыша.

При необходимости доктор назначит витамины, при дополнительной инфекции – антибактериальные препараты. Врач постарается максимально избежать лечение антибиотиками, но если это невозможно в силу развития болезни, то будет выписана антибиотиковая терапия – как внутрь, так и наружно. Также возможны инъекции внутримышечно или внутривенно.

Но в первый день приема доктор промоет ушную раковину ребенка противогрибковыми средствами.

Аллергии

При аллергии направлено на борьбу с аллергическими реакциями. Врач определяет диеты ребенка, необходимые витамины и препараты – для повышения иммунитета. Если аллергический отит возник вследствие бронхиальной астмы, то стоит исключить основной аллерген. Им может быть шерсть домашних животных, пыли, дыма и пр. Лечение таких детей проводится, в основном противоаллергическими препаратами и диетотерапией. Если аллергия коснулась наружного уха, то выписываются мази, гели, капли – для наружного применения.

Народное лечение

Как дополнительную терапию врач может посоветовать народные средства: травы, прополис, солнечные ванны и пр. Часто доктор рекомендует чаи на основе трав, имеющих антисептические свойства:

  • зверобой;
  • алоэ и пр.

Самим давать ребенку данные отвары, чаи и настои не рекомендуется.

Профилактика

Вовремя обращаться к врачу – залог здоровья вашего ребенка. Неслучайно первый год жизни вашего малыша вы постоянно ходите к педиатру, который после тщательного осмотра ребенка может своевременно выявить отклонения. Тогда он направляет вас к более узкому специалисту, чтобы пройти диагностику и узнать, есть ли причины для волнения. Не пропускайте посещение доктора. А если видите, что ребенка что-то тревожит, то тут же отправляйтесь в поликлинику за консультациями. Если малыш здоров, то поддерживайте это здоровье.

Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше. Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет. Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте

Не кричите громко, я все слышу

Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.

Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите - он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно. Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения. Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, - закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом - почему он стал бояться громких звуков?

Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым. Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить. Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.

А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.

Почему гений растет в тишине

Таких детишек, для которых самое комфортное состояние - тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему. Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему» . Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.

Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход - это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.

Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне - слуховому сенсору.

Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его. Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто - способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.

Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще - и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.

Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:

Говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся;
- включайте негромко, фоном, классическую музыку;
- отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения;
- никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений;
- не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;
- дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.

Что делать, если малыш боится громких звуков

Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и

«…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.

После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»

Возраст ребёнка: 1 год и 11 месяцев

Дочь перед сном закрывает ушки

Здравствуйте! У меня такой вопрос: Я очень обеспокоена тем, что моя дочь уже на протяжении больлее двух месяцев каждый вечер, как только я ее укладываю в кроватку, она сразу закрывает ушки. Она не отпускает их до тех пор, пока не уснёт. Я могу ей петь, читать книжечку или рассказать сказку, она все равно лежит с закрытыми ушками, не смотрит на меня, только лишь иногда взглянет. Ночь проходит спокойно, она не просыпается, только если попросится в туалет или если что-то присниться, она может всплакнуть, но сразу успокаивается, если я прошепчу "чи-чи-чи". Она очень общительный ребёнок, очень хорошо развита в свои годы. Очень хорошо разговаривает, ходит на горшок, понятно может все объяснить, но на вопрос, почему она закрывает ушки перед сном, игнорирует меня. Как только это началось, я спрашивала болят ли у неё ушки, она говорила, что нет. Она очень веселая, открытая, воспитанная, с ней можно договориться, если она начинает капризничать. В общем ничего не предвещало такого поведения. Ещё хочу добавить, что я Ее не укачиваю, не лежу с ней до тех пор, пока она не умеет. Я могу уложить Ее в кроватку и просто уйти и она сама засыпает, спокойно без истерик. Во время дневного сна, она так не делает, может потому что она спит в калякает и улице и ей там не удобно. Из-за чего это может происходить? Что могло повлиять? Заранее Вам спасибо! Очень расчитываю на Вашу консультацию. Ещё раз Вас благодарю!

Надежда

Здравствуйте, Надежда.

В данной ситуации важно выяснить причину такого поведения Вашей дочери. Вы можете обратиться к отоларингологу или детскому неврологу для исключения его физиологических причин. Если же врач выяснит, что Ваша дочь здорова, то, возможно, потребуется помощь психолога. Лучше всего обратиться на очную консультацию. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных в Вашем городе.

К сожалению, в Вашем письме недостаточно информации, чтобы установить точно, почему это поведение закрепилось. Можно предположить, что девочка в какой-то момент, испытывая усталость или стресс, нашла успокоение в том, что закрыла уши. Возможно, это стало для нее своего рода ритуалом, который помогает ей уснуть самостоятельно. Можно попробовать найти этому действию замену, которая бы также приносила успокоение. Но, скорее всего, в этом нет смысла. Насколько я понимаю, эта привычка не доставляет особенного дискомфорта Вам или ей самой. Если девочка активно противится замене, настаивать тем более не стоит.

Выяснить, почему именно Ваша дочь закрывает ушки перед сном, может помочь . Вы можете предложить девочке вместе сочинить терапевтическую сказку про любого понравившегося ей персонажа (мышонок, птичка или зайчонок), который каждый раз закрывал ушки перед тем, как уснуть. Позвольте ей продолжить рассказ, и, возможно, это поможет приблизиться к ответу на Ваш вопрос.

В любом случае, лучше быть внимательной к эмоциональному состоянию дочери и его изменениям, как можно чаще проявлять к ней Вашу любовь, избегать чрезмерных стрессов и перегрузок. Не исключено, что такое поведение временно, и, если не акцентировать на нем внимание, оно постепенно само пройдет.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог



Публикации по теме