Познание в подготовительной группе картотека с целями. Обручи над головой

Дидактические игры в подготовительной группе важны для дошкольников. Благодаря им дети легко обучаются. Игры помогают развиваться, фантазировать и запоминать материал. Есть разнообразные виды дидактических игр. Каждая из них нужна для определённой цели. Подробнее читайте в статье.

Роль дидактических игр в развитии дошкольников

Дети в подготовительной группе готовятся к школе. Для более лёгкого обучения и воспитания дошкольникам предлагаются дидактические игры. Благодаря им ребёнок познаёт окружающий мир, развивает решает обучающие задачи.

Дидактические игры в подготовительной группе очень важны. Они учат детей вниманию, фантазии, мышлению. Даже инертных детей можно заинтересовать необходимым материалом.

Когда подбираются игры, взрослые должны помнить, что они должны всесторонне развивать дошкольников. Прививайте ребёнку интерес и формируйте у него навыки к разнообразным видам деятельности. Дети в этом возрасти должны учиться составлять рассказы и анализировать их.

Дидактические игры помогают детям развивать познавательные способности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности (клеить, лепить, вырезать и т. д.). Перед занятием необходимо провести с детьми беседу, показать наглядный материал, объяснить правила игры.

Функции дидактических игр

Обучение - сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:

  • Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
  • Коммуникативная функция - это норма поведения, которая усваивается детьми.
  • Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
  • Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
  • Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
  • Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
  • Социализация. Учит детей общаться в обществе.

Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.

Дидактические игры: цель

Подготовительная группа готовит детей к школе. Их нужно многому научтиь. Поэтому все дидактические игры в подготовительной группе предлагаются детям с определённой целью. Ведь они должны понимать и знать хотя бы самое необходимое. Воспитатели ставят перед собой цели:

  • Познакомить детей с природным материалом.
  • Познакомить с неживой природой.
  • Научить дошкольника определять пищу для животного.
  • Закреплять знания о природе.
  • Вспомнить все времена года.
  • Развивать внимание, память и логическое мышление.
  • Учить характерные признаки домашних или диких животных.
  • Закрепить хорошее отношение к окружающим и любовь к природе.

Все вышеперечисленные цели необходимы педагогам для равномерного и правильного обучения. В подготовительной группе часто предлагаются детям игры, связанные с театром. Благодаря им дошкольник раскрывает себя как личность. Он входит в роль и учится у своего героя перенимать положительные качества.

Дидактические игры, их картотека в подготовительной группе

Для того чтобы ребёнка развивать со всех сторон, пишется план. Его составляют воспитатели для более правильного воспитания. Картотека дидактических игр в подготовительной группе охватывает занятия разного рода. Это развитие речи, математика, экология, аппликация, музыка и многое другое.

Для каждого занятия определяется цель. Если нужно учить окружающий мир, воспитатель предлагает детям свободное рисование, где ребёнок развивает фантазию и память. С помощью занятия дети вспоминают увиденное накануне и пытаются воспроизвести на бумаге.

Для развития речи можно придумать любую игру, где нужно выражать свои мысли с помощью слов. Дети смогут придумать сказку, а по ней создать спектакль и распределить роли. Благодаря такой игре дети учатся не только разговаривать, но и общаться со сверстниками.

Для изучения математических представлений нужно учить цвета, ориентирование в пространстве, цифры, дину, ширину, высоту и другое. Ежедневное планирование воспитателями дидактических игр поможет детям в обучении материала.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе помогает не только дошкольникам, но и воспитателям. Благодаря им педагоги занимаются с детьми, обучают, проверяют навыки и умения. Если не будет картотеки, воспитатели не смогут дать дошкольникам знания, которые им необходимы.

Изучение экологии с помощью дидактических игр

Воспитателям необходимо научить детей любить природу, содержать её в чистоте и ухаживать за растениями и животными. Поэтому дидактические игры в подготовительной группе по экологии составляются один раз в неделю.

Дидактическая игра: «Лесной поезд»

Цель: закреплять и систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых.

Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).

Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй - птиц, в третий - насекомых. Какая команда справится быстрее — выиграет.

«Чем питаются животные?»

Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.

Материал: карточки с изображением животных и едой для них.

Воспитатель проводит беседу про домашних и лесных животных, показывает картинки к ним. Выбирает две команды и раздаёт карточки с животными и едой для них. Например, картинки с белкой, зайцем, лисой, собакой, попугаем, орехами, морковью, куропаткой, косточкой, зерном. Все эти карточки должны быть перемешаны. Дети как можно быстрее должны найти подходящие картинки. Например, белка с орехами, заяц с морковью и т. д.

Каждая дидактическая игра формирует у ребёнка представление об окружающем мире. Необходимо закреплять умения и навыки у дошкольников. Тогда он пойдёт в первый класс подготовленным ребёнком.

Обучение развитию речи при помощи дидактических игр

Детям нужно давать не только представление об экологии. Необходимы дидактические игры по развитию речи. Подготовительная группа - это важный период ребёнка. Благодаря играм дети пополняют словарный запас, учатся правильно говорить, выражать и формулировать свои мысли.

Кукольный театр - это первая игра, благодаря которой у детей развивается фантазия и пополняется словарный запас.

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.

Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка - это верхняя одежда. Платье к ним не относится.

Игра: «кто знает больше?»

Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.

Материал: карточки животных, цветов, мебель и т. д.

Воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.

Подготовительная группа: математика

Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Она предназначена для изучения цифр. Для игры возьмите лист бумаги А4 и поделите его на равные четыре части. В верхнем правом углу нарисуйте 3 ореха, а в нижнем 4 листика. Нарисуйте вверху слева три игрушки, а под ними 3 овоща. Ребёнок должен учиться думать логически. Он найдёт лишнюю картинку (4 листочка).

Чтобы дети стали более внимательными предложите игру «Паровозик». Благодаря ей дети смогут быстро выучить и запомнить геометрические фигуры.

Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровоз с пятью вагонами. Поделите детей на команды. К первому паровозу прикрепите овал. Дети поймут, для какой фигуры этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберёт фигуры по нужным домикам, та и выиграла.

Заключение

Как говорилось ранее, нужно детей развивать всесторонне. Тем более дошкольников. Поэтому нужно проводить дидактические игры Только тогда есть вероятность научить детей всему, что необходимо знать в первом классе.

Дидактические игры - ведущие виды деятельности. Только благодаря им дошкольники учатся и познают окружающий мир. Занимайтесь с детьми, старайтесь их заинтересовать, и у вас получится выпустить из садика развитого и умного ребёнка.

В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды и воздуха.

Игры на ознакомление со свойствами воды и воздуха.

Тема: «Капелька»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.

Ход игры :

Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).

Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?

(вода будет нагреваться)

Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).

А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).

Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.

Педагог вместе с детьми делают выводы:

  1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
  2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
  3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Тема: «Твердое - жидкое»

Цель : закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал : карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

Тема: «Тело, жидкость, газ»

Цель: развивать эмпатию, воображение, закрепить знания об агрегатных состояниях воды.

Материал: схемы по ТРИЗу

Ход игры:

Педагог предлагает поиграть в игру и выяснить, чем же отличаются друг то друга твердое вещество, жидкость и газ. Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких – маленьких частичек. Эти частички ведут себя по- разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе).

Дети и изображают частички в твердом веществе. Они соединяют свою ладошку с ладошкой соседа. При этом нужно стоять неподвижно: частички в твердых телах почти не движутся, они свободны.

Изображая жидкость, дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянутые) – жидкость течет.

Изображают газ, дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начнут сталкиваться друг с другом.

Тема: «Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,

воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д.). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

Тема: «Мы - капельки»

Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.

Ход игры:

1-й вариант

Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя.

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку.

Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик»

Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши.

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет-

Не поймем ни я, не ты.

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно!

Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п.

2-й вариант

педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»

Эта капелька дождя

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб - дождевик,

Вышел гриб - боровик,

Их сестричка – гриб лисичка,

Их подружка - гриб волнушка,

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка…

Обсуждение стихотворения. Кому помогла вырасти капелька дождя?

Педагог предлагает детям превратиться в капелек и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п. как они путешествовали по земле? Дайте образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…?» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах). В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.

Тема: «Животные водоемов»

Цель : закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.

Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.

Ход игры:

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно.

Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?

Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Тема: «Цепочки реки»

Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.

Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».

Игровые действия: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек.

Тема: «Этажи реки»

Цель: закрепить представление об обитателях реки, их образе жизни. Дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река». Развивать любознательность, интерес к природе родного края.

Материал : цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки (моллюски – беззубка, катушка, прудовик; насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза; земноводные – лягушка; рыбы; млекопитающие – бобр, выхухоль; птицы - цапля, утка, чайка, крачка; растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска).

Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей.

Тема: «Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

Тема: «Летающие семена»

Цель: закрепить представление детей о ветре и его ролью в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Развивать тактильную память, мышление; умение соблюдать правила игры.

Материал : семена растений: одуванчика, клена, ясеня, березы, сосны, и т.д. лупы, а также семена гороха, фасоли, подсолнечника. Ящик ощущений, комплект карточек «Одуванчик».

Ход игры:

1-й вариант

Игра начинается с «ящика ощущений». Положите в него семена с крылышками, шишки, ели, сосны. Предложите детям по очереди определить на ощупь семена растений. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомится с содержимым. Свой секрет каждый должен держать в тайне. Затем дети рассказывают, что они обнаружили в ящике и по каким признакам они это сделали. Покажите детям, что в действительности скрывалось внутри ящика.

2-й вариант

Педагог разлаживает перед детьми летающие семена в один ряд. Рассмотреть все семена с крылышками - клена, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки? У одних большие, у других- маленькие. Но все они тонкие прозрачные. Для чего нужны эти крылышки? Сравним их с крыльями бабочек, стрекоз, которые умеют летать. Значит и крылышки семян помогают им летать по воздуху, путешествовать. А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки? Обсудите предположения детей, напомните им, для чего вообще нужны семена, как из них появляются маленькие растения.

Тема: «Дерево - семена»

Цель: закрепить знания детей о деревьях и их роли в окружающей жизни. Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. Развивать воображение, память, мышление.

Ход игры:

Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети – семена растут на дереве,- стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит музыка), семена падают. Летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землею – дети приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель) – приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками- ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево- мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее.

Можно заучить песенку о дереве или использовать стихи.

Педагог:

Я - дерево-мама, а вы – мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время прошло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве - маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля - это дом,

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым листом.

Нам дерево - мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево - мама, качаясь, шумит.

Советы, давая, листвой шевелит.

Тема: «Пищевые цепочки водоемов»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.

Материал: карточки животных и растений.

Ход игры:

Педагог предлагает картинки обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки.

Комар – лягушка - цапля

Червяк – рыба - чайка

Водоросли – улитка - рак

Ряска – малек - хищная рыба.

Тема: «Воздух, вода, ветер»

Цель: развивать мышление, память, воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции. Соблюдать правила игры.

Играющие становятся в круг, водящий, стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов - «воздух», «вода», «земля», «ветер» - считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу. Зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь» при том все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу, последний, не успевший в круг, становится водящим.

Продолжение. .

Дидактическая игра «На ярмарке»

Цель.

Закрепить у дошкольников знания о геометрических фигурах . Развивать внимание, логическое мышление, умение доводить свое мнение.

Оборудование.

План-схема дороги на ярмарку, на которой с помощью геометрических фигур зашифрована последовательность движения.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и найти дорожку, которая ведет на ярмарку. А на ярмарку ведет и дорожка, на которой остаются зачеркнутыми все геометрические фигуры, изображенные у корзины (ведь это волшебные геометрические фигуры: они по форме напоминают изображения овощей, которые Лена несет на продажу).

В ходе выполнения работы воспитатель поощряет детей к объяснению, почему они выбрали именно ту или иную дорожку; просит объяснить, по каким признакам распознали ту или иную геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Я фигуру знаю, все о ней расскажу»

Цель.

Закрепить знания о геометрических фигурах учить отличать их от геометрических тел. При составлении рассказа о геометрической фигуре учить использовать опорную схему.

Оборудование.

Опорная схема для составления рассказа о геометрической фигуре, «волшебная сумка», геометрические фигуры, геометрические тела (куб, шар).

Игровые действия.

Воспитатель предлагает вспомнить все, что мы знаем о геометрических фигурах. (Мотивация: «Чтобы легче было нам найти дорогу на ярмарку», или «Чтобы в следующий раз мы уже не заблудились по дороге на ярмарку» и т.п.). Для этого детям предлагается распознать фигуру на ощупь в волшебной сумке, рассказать о ней по схеме, а потом показать всем малышам, чтобы вместе проверить, правильно ли названа фигура. Для описания используют схему:

Название фигуры, плоская или объемная?

Есть ли у нее углы или нет?

Может ли катиться? маленькая или большая?

Какого может быть цвета?

На что похожа?

Где используют предметы (где можно встретить детали и др.) такой формы?

Детям с высоким уровнем развития математических способностей можно предложить эту схему для сравнения геометрических тел и геометрических фигур (квадрат - куб, круг - шар). В данном случае уместно обратить внимание малышей, на что больше похожи овощи: на геометрические фигуры или тела? (На геометрические тела, ведь они объемные). А когда мы можем пользоваться геометрическими фигурами, чтобы сравнивать их с овощами? («Только тогда, когда нам надо изображать овощи на бумаге»).

Дидактическая игра «Овощевод на ярмарке»

Цель.

Закрепить навыки количественного счета, соотносить число и цифру. Развивать навыки классификации по принадлежности к определенному множеству.

Оборудование.

Силуэтные изображения корзин с цифрой на каждой из них (от 1 до 6); силуэтные изображения групп овощей (множествами - в количестве от 1 до 6) и др.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что овощеводы отвезли свой урожай на ярмарку, а когда уже почти все распродали, определенное количество овощей осталось. Предлагает помочь разложить овощи в корзины. Чтобы узнать, какие овощи в какую корзину класть, следует сначала их разобрать на подносе, затем посчитать, сколько каких овощей, а уже потом положить овощи в ту корзину, на которой цифрой указано их количество.

Дидактическое упражнение «Угадай, какой овощ закатился»

Развитие чувства симметрии, умение создать в воображении по части изображения целый образ.

Воспитатель сообщает, что урожай в этом году был такой большой, что овощей на ярмарку привезли очень много. Некоторые овощи не помещались на прилавке, упали, закатились под него. Педагог предлагает по части овоща, который «выглядывает» из-под прилавка, распознать, какой овощ закатился и т.д.

Дидактическая игра «Почему солнышко меньше греет?»

Цель. Развивать навыки ориентирования в пространстве («высоко-низко», «выше-ниже»). Учить устанавливать взаимосвязь между высотой солнцестояния и явлениями в природе с помощью модели движения солнца над горизонтом.

Оборудование. Модель движения солнца над горизонтом, созданная воспитанниками летом по результатам наблюдений. Отметки на модели движения солнца, сделанные детьми по результатам длительного наблюдения осенью.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает рассмотреть модель движения солнца над горизонтом. Вспомнить, что интересного заметили дети летом, когда определяли траекторию солнца. Обращает внимание на пометки, сделанные в результате наблюдений за солнцем осенью. Вместе с детьми создают линию - «маршрут движения солнышка по небу» - согласно нанесенных отметок. Сравнивают результаты.

Время возвращения домой

Многоэтажки (или другие объекты, в отношении которых осуществляется наблюдение о местонахождении солнца в определенный отрезок времени отметки красного цвета - результаты наблюдений летом; отметки желтого цвета - результаты наблюдений осенью.

По результатам работы малыши делают выводы, что летом солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее греет, ведь оно стоит высоко над головой, его лучи прямые.

Осенью день укорачивается, солнце «просыпается» позже, его путь на небе меньше (короче), поднимается оно ниже, чем летом; «спать ложится» солнышко тоже раньше; светит и греет меньше, его лучи косые.

Дидактическая игра «Сколько упало капель?»

Цель. Закрепить знания о составе числа 7 .

Оборудование.

Демонстрационное: фланелеграф, силуэтное изображение облака, семь капелек, цифры от 1 до 7.

Раздаточное: цифры от 1 до 7.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что семь дочерей-капелек оторвались от мамы-облака, несколько из них уже упало на землю. Предлагает выяснить, сколько капелек упало, и показать цифрой. Дети считают количество капелек, которые остались (это количество воспитатель обозначает цифрой на фланелеграфе). Отсчитывают от семи и определяют, сколько облаков уже упало; это количество показывают дети. Вместе с воспитателем делают выводы, что семь - это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 и т. Д. (Дети демонстрируют карточку с цифрой)

Воспитатель предлагает заполнить в примерах пустые клеточки по результатам подсчетов:

1 + 7 = 3+ П = 7 5+ П = 7 П + = 7

2 + 7 = 4+ П = 7 6+ 7 = 7 + 7 =

Проблемный вопрос: «А можно «рассказать» эту историю с помощью примера, используя знак «-»? »

После совместных размышлений дети приходят к выводу, что это действительно можно сделать:

7 (столько было капелек) - 6 (столько упало на землю, общее количество уменьшилось, следовательно, знак «-» здесь уместен) = 1 (столько капелек осталось). Дети записывают в виде примеров возможные варианты:

7-1 = 6 7-3 = 4 7-5 = 2 7-7 = 0

7-2 = 5 7-4 = 3 7-6 = 1 7-0 = 7

Дидактическое упражнение «Для какого цветка?»

Развитие навыков логического мышления.

Воспитатель сообщает детям, что осенняя дождевая вода очень полезна для комнатных цветов. Мы набрали в воронки такую ​​воду вот для этих двух цветков (демонстрирует большой цветок в большом горшке и маленький - в маленьком). Предлагает детям из двух одинаковых воронок выбрать, какой воронкой какой цветок будем поливать (первая воронка водой заполнена до краев, вторая -наполовину). Дети определяют, сравнивая вес воронок.

Дидактическое упражнение «Угадай цифру»

Отработка умения мысленно рисовать образ целого по его части, закрепление знаний цифр в пределах 7.

Воспитатель предлагает распознать цифры, которые спрятались в осеннем тумане, ведь видно их только частично.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель. Отрабатывать навыки порядкового счета; активизировать порядковые числительные в речи; согласовывать их с существительными в роде, падеже.

Оборудования. Цифры-эмблемы от 1 до 7.

Игровые действия.

Детям раздают цифры-эмблемы. Малыши одевают их на себя, становятся «живыми цифрами». Когда ведущий отворачивается, «живые цифры» меняются местами (хаотично). Задача ведущего - расставить цифры в порядке натурального ряда (от 1 до 7). В процессе выполнения игрового действия ведущий должен давать «цифре» команду:

Первой должна стать Маша;

Второй - Сережа;

Третьей я поставлю Оксану... и т. д.

Дидактическая игра «Какой листик потерялся?»

Цель. Закрепить знания детей о смежных числах. Учить подбирать среди трех чисел то, которого не хватает.

Оборудование. Фланелеграф, изображение листьев деревьев родной местности с обозначенными на них цифрами.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что поздней осенью наш клен (березка т.д.) совсем загрустили и начали терять последние листочки. Листочки слетали с дерева и падали возле него. А некоторые листочки подхватил ветерок и понес их далеко от дерева.

Предлагает выяснить, какие листочки потерялись, если известны его соседи с изображенными числами.

Дети выбирают «потерянные» листочки, выставляют их на свое место на фланелеграфе.

Дидактическая игра «Какие карточки потеряли пташки?»

Игра проводится по аналогии с предыдущей игрой. Детям предлагается ситуация, в которой царица Осень учила птиц собираться в стаи, птицы изучали числа-соседи. Некоторые карточки затерялись. Детям предлагается найти потерянные карточки.

Примечание.

В ходе выполнения работы в обеих играх воспитатель выясняет с детьми, какое число является предыдущим, какое - следующим.

Предлагается определить предыдущее и последующее число в паре чисел (1 и 2, 4 и 5, 6 и 7 и т.д.), назвать предыдущее и последующее для конкретных цифр (1, 3, 5, 7). Выяснить, что в отношении каждого числа (кроме 0) можно определить предыдущее и последующее число.

Нарыжная Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27
Населённый пункт: г. Невинномысск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы"
Дата публикации: 02.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Методические рекомендации для родителей
« Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы » 1
Цель. Упражнять в подборе слов на определенные звуки. Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки. Игра сопровождается разными стихотворениями. Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение: Хлопнем дружно все в ладоши, Если звук услышим [у]. На другие звуки Мы опустим руки И пойдем по кругу Друг за другом. Затем воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков). Оборудование. Картинки с заданным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него. Воспитатель читает стихотворение: Зайка звуки учил, Зайка звуки позабыл. Тут заплакал наш зайчонок. Подошел к нему котенок, Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой, [м] услышишь - громко хлопай, Да еще и ножкой топай». После чтения стихотворения педагог показывает картинки, а дети выполняют задание. Вариант игры. Воспитатель называет только слова (без наглядного сопровождения). Цель. Развивать фонематический слух; закреплять произношение разных звуков в словах. 2
Оборудование. Клубок ниток. Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит: По дорожке Катя шла, Клубок ниточек нашла, Клубок маленький, нитки аленьки. Вы слова на [ш] скажите, Нашу нитку не порвите. Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие). Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые. Мишки идут вразвалочку, Громко кричат: «М-м-м-м-ы». (Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.) Мышки ходят на носках, Тихонечко пищат: «Пи-пи-пи». (Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед грудью.) Маленькие мошки быстро летят, Тоненько звенят: «И-и-и-и». (Легкий бег, руки в стороны.) Далее воспитатель в любой последовательности называет персонажей. Дети двигаются, имитируя движения и звуки заданного героя. «Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспитатель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последовательности персонажей. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки героя. Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у]. 3
Цель. Упражнять в определении слогов в слове. Воспитатель говорит детям: Будем с вами слова подбирать. Вам начинать, а мне продолжать. Подбираем слова, состоящие из двух слогов. Дети (по очереди) В о с п и т а т е л ь а-а-а- -ист са- -хар ка- -ша И т. д. Варианты игры А) Воспитатель говорит детям: Будем с вами слова подбирать. Мне начинать, а вам продолжать. Подбираем двухсложные слова. Воспитатель Дети (по очереди) ко- -за; -са; -ра; -ни ро- -га; -за; -са пи- -ла; -ща И т. д. Б) Работа в парах. Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать. Один начинает, другой продолжает. Подбираем двухсложные слова. Р е б е н о к Р е б е н о к ли- -мон; -са; -па ва- -гон; -за ба- -ня; -нан И т. д. Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов. Цель. Закреплять умение делить слова на слоги. Дети могут работать парами. На ковре разложены картинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы. Например: лисица (-------); медведица (--------); заяц (--) и пр. Игра проводится на время: 2-3 мин - выполнение задания, 2-3 мин - 4
проверка. В заключение можно определить победителей.
Ц
ель. Закреплять представления детей о родо-видовых отношениях (работа с обобщающими понятиями). Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например: рыба - карась, рыба - сом, рыба - щука и т. п.; одежда - куртка, одежда - пальто, одежда - брюки и т. п.; птица - галка, птица - ворона, птица - воробей и т. п.; мебель - кровать, мебель - диван, мебель - стул и т. п.; зверь - хорек, зверь - медведь, зверь - собака и т. п.; посуда - кастрюля, посуда - чашка, посуда - тарелка и т. п.; цветок - гвоздика, цветок - роза, цветок - ромашка и т. п.; малина, ягода - смородина яблоко, фрукты - банан овощи и т. п.; ягода - калина, ягода и т. п.; фрукты - груша, фрукты и т. п.; сосна и т. п. дерево - клен, дерево - береза, дерево и т. д. Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Дети по очереди берут палочку в руку и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул - стулья; кукла - куклы; машина - машины и т. п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро - ведра; кольцо - кольца и т. п.). Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Педагог называет предметы в единственном числе, а дети - во 5
множественном числе. Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Говорит, что бинокли у них необычные: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет, а дети в свои бинокли видят много предметов. - Давайте посмотрим в бинокли и скажем, кто что видит. Воспитатель: Я вижу машину, сливу, арбуз, книгу, рубашку, окно, ведро, кольцо, дерево, платье, стул, ягоду. Дети (хором): Мы видим машины, сливы, арбузы, книги, рубашки, окна, ведра, кольца, деревья, платья, стулья, ягоды. Примечание. Для детей 6-7 лет наиболее простые варианты слов во множественном числе оканчиваются на –ы и -и. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на -а и -я. Цель. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными. Воспитатель (можно вместе с детьми) изготавливает несколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят разведенной цветной тушью. Педагог предлагает детям надеть очки и посмотреть вокруг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они видят. Дети меняются очками, упражнение повторяется. Цель. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Педагог называет слова, а дети образуют от них уменьшительно- ласкательную форму. Воспитатель Дети (хором) торт тортик брат братик зонт зонтик мост мостик кот котик рот ротик лист листик пакет пакетик хвост хвостик Цель. Активизировать употребление предлогов с пространственным 6
значением и наречий (далеко, близко, высоко, низко). Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с детьми путешествует по группе. - Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко.) Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (к кому) подлетел листик? (К окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т. п.) Листик садится и отдыхает. Куда сел (залетел) листик? (На окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т. д.; под стол, стул, скамейку, чудо-дерево и т. д.; в ящик стола, ведро, сумку, карман и т. д.) Примечание. Аналогичная игра проводится с перышком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр. Детей продолжают учить:  на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов (гав- гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып-цыпи т. п.); 3-5-слож-ные с л о в а (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество, настроение и т. п.);  слитно произносить фразы из 3-4, 4-5, 5-6 слов - с коротким вдохом и длительным выдохом. Продолжается работа над дифференцированным дыханием: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох носом. Дыхательные упражнения необходимо проводить систематически; включать их не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, в занятия по разным видам деятельности. 1-й вариант. Цель. Упражнять детей в умении произносить 3-4 слога на одном выдохе. Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2-3 раза). Воспитатель. Наши курочки в окно... Дети (вдох). Ко-ко-ко! (Вдох.) Ко-ко-ко! Воспитатель. А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет... Дети (вдох). Ку-ка-ре-ку! Воспитатель. Наши уточки с утра... Дети (вдох). Кря-кря-кря! (Вдох.) Кря-кря-кря! Воспитатель. Наши гуси у пруда... Дети (вдох). Га-га-га! (Вдох.) Га-га-га! 2-й вариант. Цель. Учить произносить фразу с коротким вдохом и длительным выдохом. Воспитатель рассказывает вместе с детьми стихотворение. 7
Воспитатель. Эй, Ванюша, посмотри... Дети (вдох). Мы пускаем пузыри. Воспитатель. Красный, синий, голубой. Дети (вдох). Выбирай себе любой! Дети рассказывают командами стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» (одну строчку произносит первая команда, другую строчку - вторая команда). Дети делятся на команды следующим образом: по их желанию; на мальчиков и девочек. 1-я команда. Плачет Киска в коридоре. 2-я команда. У нее большое горе. 1-я команда. Злые люди бедной Киске... 2-я команда. Не дают украсть сосиски! Цель. Упражнять во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом). При выполнении упражнения можно использовать разные варианты: - коллективное выполнение упражнений по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Еще раз. И еще раз. А теперь послушаю спинку. Сделали вдох ртом и выдохну- ли ртом. Еще раз. И еще раз» - так проигрываются все варианты дыхания); - выполнение упражнений парами по инструкции воспитателя (один ребенок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями). Упражнять на одном выдохе произносить 3-4 слога или слова, состоящие из трех-четырех слогов («Мышата - пи-пи-пи-пи»; «Петушок - ку-ка-ре-ку»; слова самолет, телевизор, муравей, холодильник и пр.). Педагог предлагает детям поиграть пальчиками, показать разных зверей. - У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение «Заяц»). У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение «Коза»). А у детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро зайчика превратить в козу и наоборот. (Дети выполняют упражнение «Коза - заяц» 10-12 раз сначала в медленном темпе, а затем в быстром.) 8
Педагог раздает детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошину в щепоть и катают ее между пальцами. Упражнение сопровождается стихами (дети хором рассказывают стихотворение и выполняют упражнение): Мы горошину в двух пальцах помнем, О горошине зеленой мы споем. Катись, горошина, за окошко, Катись, горошина, к нам в лукошко. Ты катись, горошина, по столу, Развлекай, горошина, детвору. После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.
Для развития мелкой моторики руки используется
бисероплетение, лепка, конструирование из бумаги и мелкого конструктора «Лего», а также
«Мозаика»
(225 деталей, прямоугольное поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).
«Мозаика»
(160 деталей, круглое поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки). Логическая игра «Змейка».
Речевые игры, упражнения, задания.
Цель. Закреплять достижения детей по разным направлениям речевого развития. Конкретный материал педагоги отбирают сами из многочисленных дидактических пособий, учитывая специфику и динамику речевого развития детей группы. В нашей группе имеются в наличии следующие настольно-печатные игры. 1.
«Стану отличником»
формирование представления о том, что гласные обозначаются красным цветом, глухие согласные – зелёным, звонкие – синим. Закрепить умение находить заданный звук в слове, составлять примеры, задачи, учить читать слова и слоги. 2.
«Считаем

читаем»
развитие зрительного восприятия, внимания, навыки счёта и чтения. 3. Игра-лото
«Чтение»
освоение звуко-буквенного анализа, упражняться в чтении, считаем количество букв в слове. 4. Лото
«Мы со звуком «К» играли»
- закрепление нахождения места звука в слове, отбор картинок с заданным звуком. 5. Логопедическое лото
«Звук

«Р»
- закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков. 6. Логопедическое лото
«Звук

«Ш»
- закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков. 9
7. Логопедическое лото
«Звук

«Л»
- закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков. 8. Первое чтение
«Деревья и цветы»
- пополнение знаний по ботанике. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ. 9. «Жук» учимся читать по буквам, собираются части картинки по типу паззла с образованием слова. 10. Читаем по буквам запоминание букв, умение находить и различать их и читать в словах. 11. Логопедическое лото: изучение звуко-буквенного анализа, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления. 12. «Делим слова на слоги» слоговый анализ слов, ударение. 13.«Развитие связной речи» составление описательных высказываний. 14. «В мире звуков» развитие фонематического слуха. Для развития и формирования элементарных математических представлений используются следующие игры:
«Назови

соседей

числа»
дети учатся ориентироваться в пределах числового ряда в пределах 20. Пример: соседи числа 17 – 16 и 18.
«Кто знает, пусть дальше считает»
закрепление порядкового счёта.
«Измени число».
Воспитатель даёт задание, а дети устно вычисляют и показывают ответ с помощью цифры. Пример: увеличьте число 3 на один, уменьшите число 8 на 2.
«В

какой

руке

сколько».
Воспитатель показывает предметы, приготовленные для игры (3 или более пуговиц), пересчитывает их вместе с детьми. Прячет за спину руки, раскладывает пуговки в каждую руку и сжимает руки в кулаки. Сначала, дети должны назвать количество пуговиц, находящихся в правой руке, потом - в левой, а затем - в двух руках вместе, предельно упрощая проговаривание. Например: 2 и 1, а вместе 3. Таким образом, закрепляется состав числа. 15.
«Цифры»
развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, закрепление образа цифр, решаем примеры и задачи. 16.
«Сколько не хватает»
развитие внимания, речи, мышления, решаем примеры и задачи, учимся составлять условия задачи. 17.
«Учим цифры»
решение примеров, закрепление образа цифр. 18.
«Математика»
закрепление знаний о числах, упражнение в счёте и решении примеров. 19.
«Математическое

лото»
закрепление знаний о числах, упражнение в счёте и решении примеров. 10
20.
«Арифметические

действия»
решение примеров, закрепление образа цифр. 21.
«Цифры»
закрепление количественного, порядкового счёта, образа цифр. 22.
«Математика с рисунками»
развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, закрепление образа цифр, решаем примеры и задачи. 23.
«Стану отличником»
формирование представления о том, что гласные обозначаются красным цветом, глухие согласные – зелёным, звонкие – синим. Закрепить умение находить заданный звук в слове, составлять примеры, задачи, учить читать слова и слоги. 24.
«Считаем

читаем»
развивать зрительное восприятие, внимание, навыки счёта и чтения. 25. Геометрическое лото
«Составь фигуру»
развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, воображение. 26.
«Готов ли ты к школе?»
математика. Закрепление полученных знаний, закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным ответом. Вниманию детей также предлагается картотека заданий на сообразительность:
Выбери задачу себе на удачу.

Временные представления
1. Через неделю наступит праздник. Через сколько дней будет праздник? (Через семь дней.) 2. Через две недели у сестры день рождения. Через сколько дней день рождения сестры? (Через четырнадцать дней.) 3. Назови подряд три дня, но не дни недели. (Вчера, сегодня, завтра.) 4. Что наступает раньше: вчера, сегодня или завтра? (Вчера.) 5. Какой из этих дней самый загадочный? (Завтра так как неизвестно, что произойдет.) 6. Какой месяц самый короткий? (Февраль - двадцать восемь дней; май - в названии лишь буквы.) 7. Названия каких двух месяцев заканчиваются на букву «т»? (Месяцев март и август.) 8. Найди лишнее слово: сегодня, завтра, быстро. (Быстро.) 9. Костя вырезал изображение яблока по контуру после того, как завершил рисунок. Что Костя сделал раньше: вырезал изображение яблока или нарисовал яблоко? (Нарисовал яблоко.) 10. Катя раскрасила фигурку, которую вылепила из глины. Расскажи по порядку, что делала Катя раньше, что позже. (Сначала Катя вылепила из глины 11
фигурку, потом раскрасила ее.) 11. После магазина мама разложила все покупки по местам. Что сделала мама раньше, а что позднее? (Раньше мама сделала покупки, позже разложила их по местам.) 12. Кто чей «хвост» видит: весна у лета или лето у весны; зима у осени или осень у зимы? (Лето у весны; зима у осени.) 13. После дождя на асфальте высохли лужи. Что было сначала, а что потом: лужи, солнце, дождь? (Сначала был дождь, затем лужи, а потом солнце.) 14. Дети слепили снеговика после того, как выпал липкий снег. Что было раньше, что потом, что после чего? (Раньше выпал снег, потом дети слепили снеговика; дети слепили снеговика после того, как выпал снег.) 15. Бабушка заварила чай, когда вода в чайнике закипела, а потом налила чай в чашки. Что было первым, что вторым, а что последним? (Первым было то, что в чайнике закипела вода, вторым - то, что бабушка заварила чай, последним - то, что бабушка налила чай в чашки.) 16. Айболит вылечил бегемотиков, у которых разболелись животики, потому что они объелись бананов. Что было раньше, а что позже? (Раньше бегемотики объелись бананов, и у них разболелись животики, а позже Айболит вылечил бегемотиков.) 17. Мокрые варежки высохли после лыжной прогулки. Что было сначала, что потом? (Сначала была лыжная прогулка, во время которой вымокли варежки, а потом мокрые варежки высохли.) 18.Саша пошел гулять после того, как закончил свою постройку. Что Саша делал раньше: гулял или играл со строительным материалом? (Играл со строительным материалом.) 19. Дети объяснили, что лужа на полу образовалась от растаявшего снеговика, которого они вылепили на прогулке. Что было раньше, а что позже? (Раньше дети вылепи ли снеговика, позже он растаял, и на полу образовалась лужа.)
Выбери математически верные вопросы к задаче
■ В одном лукошке пять белых грибов и сыроежки, в другом лукошке - два белых гриба и лисички. 1. Сколько собрали сыроежек? 2. Сколько белых грибов в одном лукошке? 3. Сколько всего собрали белых грибов? ■ Мастерица вышила четыре полотенца красными цветами, а два полотенца желтыми горошинами. 1. Сколько полотенец мастерица подарила друзьям? 2. Сколько всего полотенец вышила мастерица? 3. Сколько полотенец вышито красными цветами? 12
■ В мебельном магазине стояло шесть диванов. Два дивана продали. 1. Сколько диванов продали? 2. Сколько диванов еще могут купить? 3. Сколько диванов осталось продать? ■ Посадили семь семян кабачков. Два семени проросли. 1. Сколько семян еще должно прорасти? 2. Сколько всего семян посадили? 3. Сколько семян не дало всходов? ■ Котенок играл с пятью клубками ниток. Два клубка он размотал, и нитки в них перепутались. 1. Сколько клубков ниток осталось пригодными для вязания? 2. Сколько клубков ниток размотал котенок? 3. Сколько клубков ниток понадобится для вязки шарфа? ■ Катя и Соня играли в больницу и лечили своих кукол. Катя дала своим пациентам шесть ложек микстуры, а Соня только две ложки, и пузырек опустел. 1. Сколько ложек микстуры дали пациентам обе девочки? 2. Сколько ложек микстуры было в пузырьке? 3. Сколько ложек микстуры не хватило Катиным пациентам?
Придумай вопросы к задачам
1. В вазу поставили три ромашки и два василька. 2. На тарелке лежало четыре яйца. Одно яйцо упало и разбилось. 3. На полке стояло четыре синие пирамидки и одна красная. 4. В автобусе ехали четверо мужчин и две женщины. 5. На стоянке находилось пять автомашин. Подъехала еще одна машина. 6. В пруду плавали семь уток. Одна утка взлетела вверх. 7. В магазине было четыре коробки печенья. Одну коробку продали. 8. На бахче созрели шесть арбузов. Два арбуза срезали. 9. Дети сплели корзинки: один мальчик сплел три корзинки, а другой - две корзинки. 10. Дети выпустили воздушные шары. Четыре шара набрали высоту и полетели, а два шара лопнули.
Задачи-шутки
1. На что похожа половина апельсина? (На другую его половину.) 2. Какая цифра станет показывать большее число, если ее поставить вверх ногами? (Цифра 6.) 3. Назови число больше шести, но меньше двух. (Такого числа не существует.) 4. Когда черепахе исполнится сто лет, что будет дальше? (Ей пойдет сто первый год.) 5. В гараже стояло пять машин. Первая и пятая уехали. Сколько машин 13
осталось? (Три машины.) 1. Чему соответствует 33 января? (2 февраля.) 6. В маленьком пруду плавали семь карасей и пять сомов. Сколько акул плавало в пруду? (Ноль.) 7. В лесу растет странное дерево. На нем шесть веток. На ветках сидят пять воробьев. Сколько веток на дереве? (Шесть.) 8. Сколько дней рождений у моей десятилетней сестренки? (Один день рождения в году.) 10. Представь, что ты капитан корабля. Название корабля - «Находка». Груз составляют триста ящиков апельсинов и пятьсот ящиков бананов. В команде сто человек. Боцмана зовут Иван Петрович. Все запомнил? Тогда скажи, сколько лет капитану. (Столько же, сколько тебе. Вспомни начало задачи: «Представь, что ты капитан корабля...»)
Задачи на сообразительность
1. Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет и превратится в лед.) 2. На стройке работал каменщик. В первый день работы он построил два десятиэтажных дома. Во второй день - один десятиэтажный дом. Сколько десятиэтажных домов построил каменщик за два дня? (Один каменщик не смог так быстро строить.) 3. В реке плавали пять щук. Они увидели косяк мелких рыбок и нырнули в глубину. Сколько щук плавает в реке? (Пять щук, только они нырнули в глубину.) 4. Четыре мальчика и один дворник расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (Четыре дорожки.) 5. В вазе три ромашки и семь васильков. Сколько ромашек в вазе? (Три ромашки.) 6. У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат. Поскольку детей в каждой семье? (По четыре ребенка.) 7. Катя и Наташа связали шарфы своим куклам. Шарф у Кати не длиннее, чем у Наташи. Чей шарф короче? (У Кати.) 8. В доме четыре этажа. На каком этаже живет Аня, если ее соседом сверху является Петя, соседкой снизу - Вера, а на последнем этаже живет Вася? (На втором - показать это на наглядном материале.) 9. Гусеница проползла за час расстояние, равное пяти Мишиным шагам. Какое расстояние гусеница проползет за два часа? (Расстояние, равное десяти Мишиным шагам.) 10. Кузнец ковал подковы. В первый день он сделал пять подков, во второй день - на одну больше, чем в первый день, а в третий день - на одну меньше, чем в первый. В какой день кузнец сделал подков больше всего? (Во второй.) 11. Косте шесть лет, а Мише четыре года. Кто из мальчиков будет моложе через 14
3 года? (Миша будет также моложе.) 12. Пошел человек в магазин, а навстречу ему три покупателя. «Магазин закончил работу», - сказал сторож и закрыл дверь. Сколько человек не успели сделать покупки? (Один) 13. Пошел отдыхающий к речке, а навстречу ему три товарища. Сколько человек купается в реке? (Нисколько.) 14. Дима старше Кости, а Костя старше Саши. Кто старше: Дима или Саша? (Дима.) 15. В солонке было соли на десять порций супа. Пять человек посолили суп. Сколько соли осталось? (На пять порций.) 16. За обед котенок съедает десять шариков сухого корма. Сегодня у него нет аппетита, и он съел только половину. Сколько шариков сухого корма осталось на ужин? (Пять шариков.) 17. Сколько весел должны приготовить гребцы для трех одноместных лодок? (Шесть весел.) 48. Двое играли в шашки. Каждый из них сыграл по пять партий и выиграл пять раз. Это возможно? (Они играли не друг с другом, а с другими соперниками.) 49. У какой фигуры больше углов: у квадрата или у прямоугольника? (У них одинаковое количество углов, по четыре.) 50. В доме было четыре комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько стало комнат в доме? (Пять комнат.) 51. Сколько человек тянули репку в сказке? (Три человека.) 52. В первой коробке лежало шесть карандашей, во второй - столько же, сколько в первой, а в третьей коробке - столько же, сколько во второй. Сколько карандашей лежало в третьей коробке? (Шесть карандашей.) 53. Кролик сорвал два кочана капусты и положил их в корзину. Сколько кочанов капусты росло, если осталось на грядке еще столько же? (Четыре кочана.) 54. На столе лежали три яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (Три яблока.) 55. Из-за забора видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек за забором? (Две кошки.) 56. Мы знаем, что за забором три кошки, а выглядывает восемь лап. Как такое возможно? (Две кошки стоят на двух лапках, одна - на четырех.) 57. Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Как это могло случиться? (Это были дед, отец и сын.) 58. Двое договорились сесть в пятый вагон поезда. Но один сел в пятый вагон с конца, а другой - в пятый вагон от начала. Сколько должно быть в поезде вагонов, чтобы друзья встретились? (Девять вагонов.) 59. На веревке завязали четыре узла. На сколько частей эти узлы разделили 15
веревку? (На пять частей.) 60. Сколько рогов у пяти коров? (Десять рогов.) 61. Одиннадцать куриц гуляют по двору. Сколько у них пар ног? (Одиннадцать пар ног.) 62. Папа гусь купил для своих гусят восемь сапожков. Сколько детей у папы гуся? (Четыре гусенка.)
Продолжи предложение
1. Если береза выше кустарника, то кустарник... (ниже березы). 2. Если стул ниже стола, то стол... (выше стула). 3. Если забор выше скамейки, то скамейка... (ниже забора). Если ослик ниже лошади, то лошадь... (выше ослика). 7. Если дивам шире креола, то кресло... 10. Если бочка толще, чем ведро, то ведро... 11. Если палец тоньше руки, то рука... 12. Если карандаш тоньше кисточки, то кисточка... 13. Если гвоздь толще иголки, то иголка... 14. Если шарф длиннее пальто, то пальто... 15. Если юбка короче брюк, то брюки... 16. Если лента короче веревки, то веревка... 17. Если стихи короче рассказа, то... 18. Если до леса дальше, чем до реки, то до реки... 19. Если до обувного магазина ближе, чем до булочной, то... 20. Если до города ближе, чем до станции, то до станции... 21. Если кастрюля тяжелее тарелки, то тарелка... 22. Если суп горячее каши, то каша... 23. Если дочь легла спать вечером, то проснулась... 24. Если дедушка старше своего внука, то... 25. Когда идет дождь, то... 26. Когда на улице холодно, то... 27. Когда к одному числу прибавляют другое, то... 28. Когда из одного числа вычитают другое, то... 29. Когда из банки отсыпают крупу, то... 30. Когда в чашку доливают воды, то... Для развития логического мышления, психических проце ссов, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры:
1.
Ассоциации
« С ка з ка

с ка з ко й »
логические пары развитие ассоциативного, логического мышления, развитие связной речи, воображения, пополнение словарного запаса. 16

«Знатоки

сказок»
логические пары развитие ассоциативного, логического мышления, развитие связной речи, воображения.
3.

«Кто

доме

живёт»
развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире.
4.

«Часть и целое»
развитие логического мышления, внимания.
5.
Лото
«Дикие и домашние животные»
развитие логического мышления, развитие связной речи, воображения, памяти, внимания.
6.

«Назови

одним

словом»
развитие аналитической и синтетической функций мышления, развитие словаря детей, пополнение словарного запаса словами обобщениями.
7.

«Рукавички»
развитие восприятия, внимания, мышления, речи.
8.

«Что к чему»
развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи.
9.

«Профессии»
предметы труда.
10.

«Подбери

узор»
развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи.
11. «Земля и солнечная система»

«Четвёртый лишний»
развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи, учимся сравнивать и обобщать.
13. «Кто есть кто»
обобщение
14.

«Подбери

цвету

форме»
развитие логического и наглядно- образного мышления.
15.

«Народные промыслы»

16.
«Как растёт живое»
17.
«Познаём мир»
18.
«Одежда».
19.
«Лабиринты»
20.
«Расскажи про свой город»
21.
«Народы мира»
22.
«Права ребёнка»
23.
«Российская геральдика и государственные праздники»
24.
«Если малыш поранился»
25.
«Береги живое»
26.
Демонстрационный материал: дымковская игрушка, гжель, городецкая, хохломская роспись. Цветы, деревья, части тела, транспорт, овощи, фрукты, грибы, домашние, дикие животные.
Предлагаем вашему вниманию совместные игры для всей семьи.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ 17

“Выполни в темноте”
Условие игры: играющий в течение 1-3 мин должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему. Если вы играете с ребенком вдвоем, то можно и считать очки за правильно выполненное задание.
“Построй в темноте”
Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. Кто желает поиграть?
“Нарисуй в темноте”
Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью, двумя деревьями по обеим сторонам домика и т. д. Задания могут быть разнообразными. Художники, прошу!
“Не звени тарелками”
Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3-4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шуму.
“Испорченный телефон”
Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шепотом передают рядом стоящему, тот - своему соседу и так до конца. Команда, которая передала скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает. ИГРЫ НА РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА
“Из какой песни?”
Игра строиться по принципу телевизионной игры “ Угадай мелодию”. Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.
“Пять спичек – десятью пальцами”
Играющие берут по пять спичек, очищенные от серы. Их нужно поднять со 18
стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку – двумя большими пальцами, вторую – указательными, третью, четвертую и пятую – средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил. Литература: 1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 6-7 лет» 2. Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику» 19

Описание: Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру выполненную в программе фотошоп. Данный авторский материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, среднего звена, педагогам дополнительного образования.
Цель: ознакомление детей с понятием "сортировка мусора", "вторичная переработка".
Задачи:
1) дать представление о способах решения некоторых экологических проблем.
2) способствовать формированию экологической культуры, развивать умение классифицировать.
3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность.

Ход работы:

Я сделала пять контейнеров в фотошопе на подобии мусорных корзинок для соответствующих групп. На каждом контейнере надпись того материала, который нужно в него разложить: стекло, пластик, бумага, металл, пищевые отходы.
Задача обучающихся: определить материал, из чего он сделан предмет и рассортировать по категориям.
Ребенку предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Этот элемент в виде изображения с прорезями и кармашками.
Вот видите, как много мусора. Кучи мусора образуются очень быстро. Представьте, что получается в нашем городе каждый день …
А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что же с ними делать?
Какую вещь в какой контейнер выбросить? И что потом с ней станет, когда ее заберут на переработку?

Это для вырезания карточек в категорию для бумаги.


Вариант для категории бумага.


Для вырезания карточек в категорию для металла.


Для категории карточек в категорию "пищевые отходы".


Для категории пластик.


Для категории карточек в корзину "стекло".


Корзина для соответствующих категорий.



Публикации по теме