Развитие ребенка в пятый месяц жизни. Что должен уметь ребенок в пять месяцев

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки.

Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и беспокойных мамочек интересуют вопросы физиологии, психологии, питания, ухода и досуга любимого малыша.

Физиологическое развитие в 5 месяцев (таблица)

Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов.

Некоторые малыши начинают переходить на трехразовый сон, который длится 1,5 – 2 часа.

На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.


Нормы развития ребенка в 5 месяцев

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Педиатр должен регулярно осматривать ребенка, и тщательно следить за его развитием и антропометрическими показателями. Чаще всего, за основу берется таблица, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего появления на свет новорожденный немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица: нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, разработанные ВОЗ


Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которым мама может провести сравнительный анализ веса своего ребенка.

Все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут, соответственно, худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков: девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки, и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на ладошки;
  • при поддержке подмышки крепко упирается выпрямленными ногами в поверхность пола;
  • развиваются навыки, необходимые для ползания;
  • из положения лежа подтягивая ручки и голову, пытается самостоятельно сесть.
Зрительное восприятие
  • благодаря зрению и осязанию развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, реагирует на извлеченные из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • внимательно прислушивается к взрослой речи, пытается певуче гулить;
  • успокаивается и хорошо засыпает под тихую мелодию.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (это звуки и слоги, которые малыш может произносить);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, ба, па, таким образом, у малыша появляется лепет;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • притягивая и отталкивая предметы, понимает, что они способны двигаться;
  • при захватывании различных предметов развивает тактильную чувствительность ладоней, определяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев
  • при виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такая реакция называется «комплексом оживления».
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.

Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне его положительного эмоционального состояния.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня малыша отводится специальное время: после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, их продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Занятия проводятся только на фоне благоприятного эмоционального состояния ребенка. Если он испытывает недомогание или капризничает, то лучше отложить всё до более благоприятного периода.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены довольно близко. Развитие моторики рук активизирует в коре головного мозга соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.



Развиваем мелкую моторику

Как развивать у 5-месячного малыша координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, опираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие. Сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см и дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной», стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, позволяя малышу ощупывать ее.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Ползание

Для подготовки ребенка к ползанию и развития этого навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.



Ходьба

Для формирования первичных навыков ходьбы взрослому необходимо взять малыша подмышки, поставить ножками на твердую поверхность и в таком положении удерживать какое-то время. Малыш будет сгибать, и опускать свои ножки. При движении вперед получится своеобразная имитация ходьбы. Если положить под ноги специальный массажный коврик, малыш получит общеукрепляющий массаж стоп.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.

Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.



Игры и неваляшками

Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?» , - малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).

-Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку!
Попили, поели,
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию малыша, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Какие игрушки нужны 5-месячному ребенку

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию взаимодействий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки. Сжимая их в руке, кроха сможет развивать тактильные ощущения и общую моторику рук. Резиновыми игрушками можно развлечь ребенка во время купания;
  • неваляшка, юла, башенки, пирамидки и матрешки: они своей красочностью привлекут и позабавят 5-месячных детишек. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, ребенок учится различать форму, цвет предметов, их величину.
  • мячи небольшого диаметра способствуют развитию двигательной активности;
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.
  • Игрушки должны иметь сертификат качества и изготавливаться из экологически чистого материала;
  • Все игрушки должны быть безопасными для детей. Помните, что вовремя прорезывания зубов малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • Игрушки необходимо ежедневно мыть!

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Одежда

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Время

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.


Место

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Как гулять?

Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.

В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет большое значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев на протяжении всего дня нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа).

Маленькие дети от 5 – 6 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для 5-месячного ребенка пока еще остается материнское молоко.

В этом возрасте у малыша все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные детские смеси. Ребенка докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочно-консервных комбинатах. Для того, чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость и перевариваемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, перевод которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы), дополняя недостающее количество чаем. Если ребенок хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

При недостаточном весе в 5 месяцев ребенок получает первый прикорм.

Хорошо подойдет овощное пюре. Они насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Для приготовления первого овощного пюре можно использовать кабачки (цукини), брокколи, картофель, тыкву. Из-за высокого содержания крахмала и фосфора доля картофеля ограничивается ½ объема блюда.

В качестве второго прикорма малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая готовится на коровьем молоке 3,2% жирности.

Для лучшего усвоения каш разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

С 5 месяцев в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.


Уход и гигиена

Малыши постоянно нуждаются в тщательном уходе. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание малыша в мокрой одежде. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша: на ней появляются опрелости и раздражения.

Если малыша приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины на попе появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю постоянно. В последнее время стала замечать, что дочь сама извещает меня о необходимости смены белья».

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:

Критерии
Достижения
Вес, рост
По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует;
  • уверенно держит головку;
  • появляется избирательное отношение к взрослым;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание
  • с 5 месяцев вводится первый прикорм;
  • с 5,5 месяцев вводится второй прикорм.
Уход и гигиена
Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика», стр.124-129;
  3. В.Г.Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста», стр.43-48;
  4. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», стр.29-38.

Видео: Гимнастика и массаж для малышей 5-6 месяцев

Ребёнок в пять месяцев уже многого достиг. Он учится управлять своим телом, осваивает новые умения, с каждым днём запоминает всё больше информации. Задача взрослых - помочь малышу в его стремлении. Но наравне с физическим развитием очень важна и эмоциональная сторона. Что должен уметь кроха? Что делать родителям, чтобы развивать карапуза в правильном темпе?

Особенности развития, рост и вес мальчиков и девочек в 5 месяцев

В 1-ый год жизни развитие малыша происходит очень стремительно: новорождённый не может даже удерживать голову, а в двенадцать месяцев ребёнок уже умеет ходить самостоятельно.

В 5 месяцев педиатрами установлены следующие росто-весовые нормы:

  • мальчики:
    • вес 6,7–8,3 кг,
    • рост 63,8–68,2 см;
  • девочки:
    • вес 6,1–7,9 кг,
    • рост 61,7–66,4 см.

В этом возрасте у малышей могут начать проявляться симптомы прорезывания зубов, и кроха станет более капризным, будет тянуть в рот руки или игрушки. Родители обычно замечают набухшие десна и увеличенное слюноотделение, что является вариантом нормы. Педиатры предупреждают, что некоторые дети более чувствительны к прорезыванию зубов, у них поднимается температура, начинаются проблемы с пищеварением, появляется диарея. В этом случае обязательна консультация врача, который осмотрит ребёнка и даст рекомендации, как облегчить это состояние.

Что должен уметь ребёнок: достижения и физические навыки

Дети растут быстро, и в пять месяцев ребёнок уже умеет:

  • переворачиваться со спины на бок и затем на живот. В такой позиции обзор окружающего пространства сильно увеличивается, поэтому у некоторых малышей в четыре-пять месяцев лежать так - это любимое занятие;

    Врачи предупреждают, если ребёнок к пяти месяцам ещё не переворачивается, это не повод для паники. Вполне возможно, что в ближайшие несколько дней или недель он освоит данное умение. Если этого не произошло, рекомендуется обратиться за консультацией к педиатру и неврологу.

  • сидеть с поддержкой. Однако специалисты предупреждают, что родителям не следует самостоятельно присаживать кроху в этом возрасте, чтобы избежать проблем во взрослой жизни, поскольку позвоночник ещё недостаточно окреп;

    Около 20% детей к пяти месяцам могут сидеть, но с опорой на спину.

  • хорошо опираться на ножки, когда родители поддерживают малыша подмышками;
  • управлять руками и ногами, с лёгкостью поднимать их лёжа на спине, подолгу рассматривать;
  • уверенно держать голову, приподнимаясь на локтях в положении на животе. Это значит, что мышцы шеи укрепляются;
  • удерживать игрушки. Новые предметы всё чаще привлекают внимание крохи, и он пытается дотянуться до них и схватить руками.

Доктор Комаровский объясняет, что природой предусмотрены определённые этапы развития, во время которых позвоночник постепенно укрепляется и подготавливается к самой сильной нагрузке - вертикальному хождению. Поэтому в идеале ребёнок сначала должен научиться становится на четвереньки, потом ползать, далее сидеть, затем стоять и только после этого ходить. Некоторые дети минуют этап ползания, и это также считается нормой. Даже если малыш на пятом месяце жизни старается освоить новый навык, это вполне нормально. Значит, мышцы организма укрепились, и кроха уже готов дальше учиться управлять своим телом.

Нужно ли присаживать малыша: мнение доктора Комаровского - видео

Нормы сна и бодрствования

Врачи и детские психологи настаивают, что с рождения ребёнка нужно приучать к режиму дня. Родители устанавливают время сна, активного времяпровождения, прогулок и развивающих игр. График полезен не только для взрослых, которые могут распланировать своё время, но и для малыша. Ведь так ему будет легче адаптироваться в саду и школе, где все занятия и отдых проходят по расписанию.

Пятимесячный малыш тратит на отдых много времени, ведь его мозг с каждым днём воспринимает огромное количество информации, а организму нужно пополнить запасы энергии. На сон у ребёнка этого возраста уходит 15 часов в сутки: 10 ночью и 5 днём.

Дневной отдых делится на три периода: утренний, послеобеденный и вечерний. Педиатры рекомендуют хотя бы один сон проводить на улице, ведь свежий воздух очень полезен для здоровья крохи. Гулять с ребёнком нужно как минимум два часа в сутки, а в хорошую погоду это время можно увеличить.

Как организовать сон крохи - видео

Психоэмоциональное развитие ребёнка

Дети развиваются не только физически, но и психологически. Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но в большинстве случаев, малыш в возрасте пяти месяцев:

  • пытается произносить отдельные звуки, когда видит маму, папу или любимую игрушку, младенческий лепет сменяется некоторыми слогами;
  • все чаще разговаривает наедине с собой, когда изучает, как выглядят его ручки или ножки, тянется за игрушкой или другим предметом;
  • внимательно слушает разговор, когда речь обращена именно к нему. Старается привлечь внимание взрослых, фокусирует взгляд на родителе или интересующем предмете;
  • различает знакомых и незнакомых людей. При виде родителей чаще улыбается, проявляя свою радость. А вот посторонние вызывают на лице крохи настороженное выражение: карапуз как будто опасается незнакомцев;
  • играет самостоятельно в течение недолгого времени (в среднем 15 минут);
  • различает интонацию голоса: радуется, когда его хвалят, и прислушивается, настораживается, слыша повышенные тона голосов родителей;
  • часто и громко смеётся;
  • любит рассматривать картинки, особенно яркие и красочные.

Врачи обращают внимание, что дети пяти месяцев уже многое осознают и понимают. Но если родители заметили, что в этом возрасте ребёнок не реагирует на их голос, не проявляет никаких эмоций или интереса к чему-либо, это повод обратиться к неврологу. Возможно, это симптомы поражения нервной системы, поэтому своевременное определение диагноза и начало лечения - самое важное для крохи.

Главные моменты ухода за 5-месячным младенцем

Уход за крохой включает в себя ряд мероприятий, выполнение которых обеспечит его своевременное физическое и эмоциональное развитие.

Купание

Для ребёнка огромное значение имеют водные процедуры. Утром проводят интимную гигиену и лёгкий душ, а вот перед ночным сном педиатры рекомендуют прохладную ванну. В воду можно добавлять отвары целебных трав (череды, ромашки), особенно если у малыша есть аллергические реакции на коже. На дно нужно постелить специальный коврик, чтобы карапуз не скользил, а крохе предложить игрушки для купания ярких цветов. Он будет хватать их руками, а родители объяснять, какого они цвета и формы. Рекомендованное время купания составляет не менее получаса, оптимально - сорок минут.

Правила купания для детей до полугода жизни - видео

Массаж

После водных процедур врачи рекомендуют проводить гимнастику или делать ребёнку массаж. Гимнастика занимает меньше времени и направлена на то, чтобы взбодрить младенца после ночного сна, поэтому выполняется утром. А массаж расслабляет мышцы, успокаивает кроху, некоторые дети даже засыпают во время процедуры. Его оптимально делать после вечернего купания.

Следует помнить, что гимнастику и массаж нельзя проводить сразу после кормления младенца. Необходимо подождать минимум 40 минут и только после этого приступать к физическим упражнениям.

Как правильно делать массаж малышу 5-ти месяцев - видео

Нужен ли прикорм: питание грудничка в пять месяцев

В этом возрасте малыш съедает в сутки приблизительно один литр грудного молока или адаптированной смеси. Ребёнок ест пять раз в день, а ночью может просыпаться два-три раза для кормления.

Некоторые дети вообще не просыпаются ночью. Многие родители считают, что это ненормально и является поводом для беспокойства. Врачи, доктор Комаровский в частности, объясняют, что спокойный сон без пробуждений - это вариантом нормы, если малыш развивается по графику, у него отличное настроение и хороший аппетит днём.

Если малыш набирает меньше положенного, а дефицит массы тела угрожает отставанием физического и психологического развития, то врач может рекомендовать ввести прикорм. Какие продукты начинать давать первыми определяет педиатр.

Часто старшее поколение буквально заставляет молодых мам давать крохе сок, яблоко или другие продукты в этом возрасте. Всемирная организация здравоохранения объясняет, что малышу, который хорошо набирает вес и гармонично развивается, достаточно материнского молока или детской смеси. Лишь в некоторых случаях, когда у ребёнка определили дефицит массы тела, педиатр может настаивать на введении прикорма.

Осмотр педиатра

Не следует забывать о ежемесячном посещении поликлиники. Доктор осматривает младенца, определяет прибавку веса и роста, расспрашивает родителей о новых навыках и умениях крохи. На основании полученных данных специалист устанавливает темпы развития малыша, определяет, не отстаёт ли он по некоторым критериям.

Некоторые родители думают, что частые визиты к доктору не обоснованы. Это не так. Многие проблемы можно выявить на ранней стадии и вовремя начать лечение. Если педиатр увидит какие-либо изменения, он может направить малыша на осмотр к узким специалистам: неврологу, ортопеду, назначить массаж.

Именно к пяти месяцам у детей должен пройти врождённый гипертонус мышц. Если этого не произошло, доктор назначит соответствующее лечение, а также лечебную гимнастику и курсы массажа. Поэтому родителям не стоит забывать ежемесячно показывать своего кроху доктору.

Как правильно развивать пятимесячного малыша

Врачи настаивают, что ребёнку нужно помогать укреплять мышцы, но не пытаться посадить его или поставить у опоры. Эти действия малыш должен быть готов сделать самостоятельно. Для физического развития рекомендованы:

  • гимнастика и массаж;
  • упражнения на фитболе;
  • плавание в бассейне или дома в ванне при отсутствии противопоказаний. Первые несколько раз лучше пригласить опытного инструктора, который покажет родителям, как правильно выполнять основные упражнения.

Большую роль играет мотивация. Если на некотором расстоянии от крохи разместить яркую игрушку, то малыш потянется и схватит её руками, быстрее научится переворачиваться, становиться на четвереньки, а со временем захочет поползти.

Упражнения на фитболе для младенцев с четырёх месяцев - видео

Развивающие занятия, которые помогут научить ребёнка новым умениям

Помимо физической активности, нужно заниматься и умственным развитием. Некоторые родители думают, что развивающие занятия ещё рано начинать с 5-месячным малышом. Но это не так. Существует множество авторских методик, которые разработаны для детей с рождения, и можно выбрать любую из них.

В пять месяцев малыш научился акцентировать внимание на предметах: его привлекают яркие, новые игрушки. Именно на этом основываются все занятия, которые рекомендуются для детей этого возраста.

  1. Больше разговаривайте с ребёнком: дотрагиваясь до любой части тела, проговаривайте её название, показывайте малышу картинки, объясняйте, что на них изображено, повторяйте звуки животных, машин. Кроха будет внимательно слушать и запоминать. Это поможет становлению речи.
  2. Стимулируйте развитие тактильных ощущений, пошейте или приобретите тактильные подушечки, мешочки, развивающие игрушки которые изготовлены из разного материала и наполнены крупой или другими мелкими предметами.
  3. Купите ребёнку мягкий развивающий коврик. Он выполнен из ярких тканей, оснащён множеством различных деталей и музыкальных элементов. А в безопасной отражающей поверхности в виде небольшого зеркала малыш сможет рассматривать себя, перевернувшись на живот.
  4. Познакомьте кроху с мыльными пузырями. Он будет концентрировать внимание и следить за тем, куда движется маленький шарик из мыла.

В пять месяцев ваш ребенок попробует новые блюда: каши, овощные пюре, ягоды. Попытается сесть, поспорить с вами за игрушку и, возможно, предпримет попытки поползать на четвереньках!

Рост и вес ребенка 5 месяцев

За пятый месяц жизни ребенок набирает в среднем 700 граммов и вырастает на 2 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 5 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 5 месяцев?

Переворачиваться со спины на живот;

Лежа на животе, долго «плавать», поднимая одновременно ручки и ножки;

Пищать от удовольствия, громко смеяться;

Хватать игрушки, которые мне протягивают на уровне груди;

Легко снимать носочки со своих ножек;

Оценивать расстояние до интересующего предмета,

Понемногу есть с ложки.

Развитие ребенка в 5 месяцев

В пять месяцев дети любят проводить время на детском коврике. Любимые позы: лежа на животе, опираясь на выпрямленные ручки. Так ему гораздо лучше видно, что происходит вокруг него. Ребенок может занимать себя уже целых полчаса.

На пятом месяце ребенок стал более подвижным. Ведь к 5 месяцу у него полностью нормализовался тонус мышц на руках и ногах. Теперь они стали более послушными. Ребенок свободно двигается и уже в состоянии достичь поставленной перед собой цели. Например, взять из маминых рук игрушку. На первый взгляд кажется, что все так просто! На самом деле он научился этому только сейчас. Малыш может долго удерживать интересный предмет в руке, перекладывать его из одной руки в другую долго, рассматривать и затем тянет в рот.

Когда ребенок берет игрушку в рот, он многое о ней узнает. Это один из методов познания окружающего мира. Поэтому не запрещайте малышу грызть игрушки, просто следите за тем, чтоб они всегда были чистыми.

Зрение ребенка 5 месяцев

Ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете в течение 10-15 минут. Причем если раньше он смотрел лишь на то, что само бросалось в глаза (например, яркий мягкий медвежонок), то теперь кроха сознательно выбирает «объект для наблюдения». Проведите с ребенком несложную тренировку, поучите его дольше концентрировать взгляд. Положите ребенка на живот, на расстоянии 70 см от его глаз катайте красный мячик. Малыш будет внимательно следить за ним, провожать его взглядом.

Здоровье ребенка 5 месяцев: прививки от АКДС и полиомиелита, диатез, режим

На 5 месяце месяце нужно провести ребенку третью вакцинацию от дифтерии, коклюша и столбняка - АКДС (она делается в комплексе) и отдельно - от полиомиелита.

Узнайте у врача, нужен ли ребенку прием витамина Д. А если вы уже даете его ребенку, то поинтересуйтесь, есть ли необходимость изменить дозировку.

Прогулка ребенка 5 месяцев

Ребенок в пять месяцев должен проводить на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Лучше выходить на прогулку несколько раз в день. Малыш уже живо интересуется происходящим вокруг, с ним стало интереснее гулять. Иногда меняйте коляску на слинг, так вы сможете без проблем подойти с ребенком к каждому дереву, потрогать кору и веточки, показать поближе уличных животных и птиц, яркие вывески.

Если на улице теплое время года и солнечно, сходите на пикник. Возьмите с собой еду для себя и ребенка, книгу или плеер и отправляйтесь в парк. Умеренные порции ультрафиолетового облучения необходимы растущему детскому организму. Только не забывайте, что у маленького ребенка кожа очень нежная, поэтому ее нельзя подставлять под палящие солнечные лучи. Они бывают двух видов: UVB и UVA. Первые более короткие, они попадают только в поверхностный слой кожи - эпидермис и могут вызвать ожоги. Лучи UVA проникают глубже, и мы не чувствуем их непосредственного вредного воздействия. Но оно есть - эти лучи вызывают раннее старение кожи.

Пока ребенку не исполнится полгода, не следует брать его на пляж. Даже когда в летний день ребенок находится в тени деревьев, нельзя раздевать его полностью.

В холодное время года прогулки для ребенка обязательны. По возможности доставайте ребенка из коляски, подставляйте личико под редкие солнечные лучи.

И лужи, и мокрые листья, и дождь - все способно заинтересовать вашего малыша. Не упускайте возможность показать ему природу в каждое время года.

Упражнения для детей 5 месяцев

1. Велосипед

Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.

2. Легкие шаги

Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.

Ползание. Как научить ребенка ползать.

Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.

Что делать, если у ребенка текут слюни

Если у вашего ребенка обильно текут слюни, то на это есть две причины: прорезывание первых зубов и появление в рационе новых продуктов. Так пищеварительная система ребенка реагирует на новый вид пищи.

Прорезывание зубов, как правило, проходит болезненно: у ребенка зудят десны, может появиться насморк, небольшой отит, нарушится пищеварение, может подняться температура.

Специального лечения не требуется. Действуйте по обстоятельствам: если температура у ребенка превысила 38 градусов, дайте жаропонижающее болеутоляющее средство. Это на какое-то время снимет боль. К деснам прикладывайте охлажденные прорезыватели, хорошо помогает холодный кусочек яблока. В аптеке купите специальный гель для облегчения прорезывания зубов.

Нравится

Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.

Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.


Таблица навыков 5-месячного ребенка

В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.

Физические навыки (крупная моторика)
  • переворачивается со спинки на живот;
  • уверенно держит в руках погремушку;
  • некоторое время сидит с опорой для спины;
  • держась за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
  • развивается рука: возникает противопоставление большого пальца;
  • появляется умение хватать;
  • ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке;
  • ощупывает всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
  • узнаёт родителей и близких;
  • в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
  • с помощью мимики выражает различные эмоции;
  • криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
  • узнает знакомые голоса;
  • прислушивается к новым звукам;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
  • отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
  • умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
  • певуче гулит;
  • произносит первые слоги;
  • повторяет отдельные звуки.

То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.

Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».

Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.

Рост и вес ребенка 5 месяцев

В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:

Нормы для девочек (ВОЗ)

Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
57,4 4,8
59,6 5,4
61,8 6,1 64,0 6,9
66,2 7,8
68,5 8,8
70,7 10,0

Нормы для мальчиков (ВОЗ)

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
59,6 5,3
61,7 6,0
63,8 6,7 65,9 7,5
68,0 8,4
70,1 9,3
72,2 10,4

В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.

Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:

Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.

Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.

Физическое развитие (крупная моторика)

Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.

Укрепление мышц спины и шеи

Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.

  • уложив ребенка на мяч животом вниз, мама придерживает его за ножки и слегка подкатывает мяч вперёд;
  • зажав мяч между своих ног, мама держит малыша под мышками, его ножки упираются в мяч. В таком положении мама позволяет крохе «попрыгать» на мягкой поверхности;
  • мама укладывает ребенка на мяч спинкой и, удерживая его за ножки, позволяет ему прогнуться по поверхности мяча;
  • мама укладывает кроху на животик и, удерживая его за ножки, катит мяч вперед до тех пор, пока ручки крохи не коснутся пола. На том месте, где ручки малыша будут приближаться к полу, следует положить несколько игрушек. Это позволит одновременно развивать реакцию крохи и его умение хватать рукой предметы.



Тренировка мышц рук

Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.

Укрепление мышц ног

Езда на воображаемом велосипеде

Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.

Прыжки

Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.

Плавание

В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.

Развитие мелкой моторики

Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок , перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:

  • Обхватите ручки малыша за локтевой сгиб и потрясите их – это расслабит пальчики.
  • Возьмите ручки ребенка за запястья и слегка потрясите их. Разомните запястья, затем потрите ладошки.

Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.

Вращение в ладошках массажного шарика

Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.

Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.



Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.

«Колокольчик динь-динь»

Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.

Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!

Пальчиковые игры

Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:

Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!

Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.

В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.

Во время купания

Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:

Здесь водичка холодненькая,
Здесь - тепленькая,
Здесь - горяченькая,
А здесь - кипяток, кипяток!

Поддерживаем «комплекс оживления»

Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:

Мальчику:

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Стимулируем смех

Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:

Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)



Развитие зрения

Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.

Наблюдаем за движущейся игрушкой

К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.

Неваляшка

Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.

Прятки

Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.

«Идет коза рогатая»

Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!

Развиваем слух

Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.

С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.

Откуда звук

Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.

Бубен

Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.

Учимся различать мелодии

Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:

Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.



Развиваем речь

Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте, расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.

Поем песенки из слогов

Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».

«Кто как кричит?»

Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»

Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».

Познавательное развитие ребенка 5 месяцев

Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:

Изучаем лицо

Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.



Изучаем причинно-следственные связи

Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала» . Предложите построить еще.

Знакомьтесь с предметами и окружающим миром

Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».

Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».

Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.

Развивающие игрушки

С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.

Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:

  • На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
  • Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
  • Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
  • Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.

Распорядок дня, как элемент развития

Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.

Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.

После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.

Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.

Заключение

Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.

Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.

Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.

Видео: Развитие нервной системы ребенка в 5 месяцев

  1. Дюкова Е. Мать и дитя: от беременности до 3 лет.
  2. Лучшие методики раннего развития.
  3. Л. Суркова. Быть мамой здорово! Беременность и первый год жизни малыша.
  4. Н. Андреева. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка.

Дорогие родители, сегодня пришло время поговорить о том, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Вы узнаете, какими новыми умениями он обзавёлся, сколько теперь должен спать и есть, какой вес набрал и многое другое.

Физиологические особенности

Скорость набирания массы тела начинает замедляться. Ребёнок становится более гибким и подвижным. Тратит много энергии, поэтому уже меньше набирает вес. В пять месяцев вы можете заметить, что ваш ребёнок с лёгкостью не только дотягивается ножками до головы, но и суёт пальчики себе в ротик.

В пять месяцев возможно прорезывание первых зубов. У ребёнка будет много слюнок, он будет засовывать себе в рот разные предметы, чтоб почесать дёсенки.

Но не расстраивайтесь, если у вашего малыша этого не произошло. Это быстрее отклонение от нормы, чем норма. В основном первый зубик проклёвывается в 6 месяцев.

Физические параметры

В пять месяцев вес малыша в среднем становится больше на 3,3 кг по сравнению с весом при рождении. А рост – на 17 см.

За последний месяц детки набирают приблизительно 750 грамм и удлиняются на 2 см.

Существуют общепринятые рамки: вес мальчиков – от 6 кг 600 г до 8 кг 300 г, вес девочек – от 6 кг до 7 кг 700 г; рост мальчиков – от 63,6 см до 68,0 см, рост девочек – от 61,6 см до 66,2 см. Но не стоит забывать, что ваш ребёнок не обязан входить в эти рамки, возможно, он уникален. Так что не спешите расстраиваться.

Показатели моего сына в пять месяцев – 7,2 кг и 68 см.

Особенности органов чувств

У ребёнка усовершенствуются слух, зрение, улучшаются звуковые произношения в этом возрасте. Так для него уже характерно:

  1. Произношение гласных: «и», «а», «о», «э», «ы», «у».
  2. Произношение согласных звуков: «с, з», «д, т», «в, ф», «м», «г, к, х», «б, п».
  3. Составляет слоги: «па-па», «ма-ма», «дай-дай», «ба-ба».

Мой сын в этом возрасте первым сказал «ба-ба».

  1. Ребёнок лепечет с ударением, его речь становится ритмичной.
  2. Голос эмоционально окрашен. По интонации произносимых звуков можно с лёгкостью распознать настроение ребёнка.
  3. Малыш с лёгкостью концентрирует своё зрение на предмете, независимо от того, как далеко тот находится.
  4. Любит разглядывать себя в зеркале, разговаривает со своим отражением, улыбается.
  5. Проверяет игрушки «на вкус».
  6. Хорошо развит слух, узнаёт голоса, отзывается на своё имя (смотрит на человека, который к нему обращается), распознаёт, с какой интонацией с ним разговаривают.

Эмоциональное состояние

В пять месяцев малыш уже умеет:

  1. Улыбаться.
  2. Смеяться.
  3. Злиться.
  4. Интонационно показывать своё настроение.
  5. Узнаёт голоса и лица родственников.
  6. Плачет, когда его берёт кто-то чужой.
  7. Сердится, если у него забирают любимую игрушку.
  8. Повторяет звуки.
  9. Проявляет любопытство.
  10. Продолжительное время разговаривает по-своему.
  11. Любит забаву «ку-ку», особенно когда кушает.

Моторика ребёнка

В пятимесячном возрасте у карапуза появляется всё больше новых навыков, он уже многому научился:

  1. Малыш самостоятельно держит голову, причём уже при любом положении тела. Делает это продолжительное время.
  2. . Родители могут помочь развить этот навык. Для этого, когда ваш малыш на животе, понадобиться поманить карапуза яркой, его любимой, игрушкой, заводя её за спину ребёнка. Малыш будет пытаться до неё дотянутся и перевернётся.

Будьте наблюдательны в этот период. Одна моя подруга не задумывалась над тем, что малыш уже с лёгкостью может переворачиваться , и пропустила момент, когда её дочка перекатилась к края дивана и упала. К счастью, всё обошлось без серьёзных осложнений (диван был низким), но ребёнок сильно испугался. « »

  1. Хватательный рефлекс малыша закрепляется. Теперь он целенаправленно хватает предметы и удерживает их в ручке.
  2. Научился сам держать бутылочку , чашку-непроливайку, высовывать пустышку и даже умеет засовывать её назад в ротик.
  3. Если ребёнка поставить вертикально на твёрдую поверхность (мама удерживает малыша под мышками), он будет «стоять» на носочках с выпрямленными коленками.
  4. Может совершать небольшие передвижения, опираясь на локтевые суставы, коленки ещё не задействованы. Вы можете стимулировать его перемещения. Ставьте перед ним любимую вещь или пусть он пытается добраться в мамины объятья.

Сон и питание

Ребёнок спит в среднем 14 часов в сутки, 10 приходится на ночное время. Днём малыш спит в среднем два раза, каждый раз приблизительно по полтора часа. Если вы хотите быть уверенны в том, что ребёнок проспит всю ночь, создайте ему благоприятные условия перед сном:

  1. Сытно покормите.
  2. Играйте только в спокойные игры.
  3. Спойте колыбельную.
  4. Сделайте расслабляющий массаж.
  5. Обязательно проветрите комнату.

Не стоит приучать кроху к тотальной тишине, не нужно передвигаться на цыпочках и говорить шёпотом, пока он спит. Так вы сделаете медвежью услугу своему карапузу.

В пять месяцев процесс кормления наступает пять — шесть раз в сутки. Перерывы между приёмами пищи уже составляют три с половиной — четыре часа.

Детки на грудном вскармливании так и продолжают довольствоваться маминым молочком.

Искусственникам вводят всё больше новых продуктов в прикорм. Уже можно добавлять каши в рацион крохи.

Ребёнок уже может пытаться сам держать чашку – непроливайку или свою бутылочку.

Отхождение от норм

Все детки индивидуальны и могут не вписываться в общепринятые нормы. Но есть навыки, отсутствие которых в этом возрасте должно насторожить маму:

  1. Плохо держит головку.
  2. Не может совершать перевороты.
  3. Совсем не говорит.
  4. Не тянется к ярким предметам.
  5. Не проходит тест на слух.
  6. Не узнаёт родных людей.
  7. Не реагирует на своё имя.
  8. Не улыбается и не проявляет никаких эмоций.

Если у вашего ребёнка есть один или несколько признаков из этого списка, стоит обратиться к детскому доктору. Только опытный специалист сможет распознать причины и понять это отклонение или ваш малыш просто не спешит обретать новые умения.

В чём отличия мальчиков и девочек

Основные параметры развития детей в пять месяцев не сильно зависят от половой принадлежности. Но давайте всё-таки рассмотрим несколько отличительных признаков:

Что должен уметь мальчик в 5 месяцев (отличительно от девочек)?

  1. Создаёт свой, понятный только ему и маме, язык.
  2. Громко требует приглянувшуюся вещь.
  3. Любит, когда его обнимают.
  4. Растёт быстрее, чем девочка.
  5. Не нуждается в визуальном контакте с родственниками.
  6. Не расстраивайтесь, если у вашего сына ещё совсем маленький словарный запас, развитие речи у мальчиков начинается позже, чем у девочек.

Что должна уметь девочка в 5 месяцев (отличительно от мальчиков)?

  1. Интонационно повторять звуки.
  2. Если она чего-то хочет, начинает хныкать и выпрашивать это.
  3. Радуется, когда слышит голоса родителей, особенно мамы.
  4. Улыбается и смеётся гораздо чаще, чем мальчики.
  5. Для девочки важно иметь возможность смотреть родственникам в глаза.
  6. Быстрее, чем у мальчиков появляются первые зубки. В пять месяцев уже могут начинать прорезаться.

Помогаем ребёнку развиваться

Как можно больше проводите время с ребёнком, а также играйте с ним в разные игры, в частности в «ку-ку», «ладушки», «сороку-ворону».

  1. Хотя бы перед сном читайте малышу сказки, стихи.
  2. Создавайте диалог с ребёнком, используйте при этом звуки и слоги, которые чаще всего произносит ваш ребёнок.
  3. Показывайте ребёнку зеркало, пусть он себя рассматривает и даже говорит с собой.
  4. Учите ребёнка словам, которые произносят животные: «мяу», «му» и т.д.
  5. Можно пришить на носочки маленькие колокольчики, ребёнку будет весело дёргать ножками и слышать звон.
  6. Совершайте, как можно чаще, тактильные действия, пусть ребёнок чувствует ваши прикосновения. Называйте малыша ласковыми именами, а также части его тела.
  7. Приобретайте для крохи разные наборы для развития понимания цветов, формы, типов поверхности.
  8. Все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка, называйте своими именами, пусть привыкает.

Ваш малыш уже такой взрослый, ещё чуть-чуть и он научится сидеть, у него появится первый зубик, вы начнёте вводить новые продукты в меню ребёнка. Но и сейчас он уже многого достиг, впервые назвал вас «мамой» или «папой». С каждым днём с ним всё интереснее играть, карапуз уже намного больше проявляет своё настроение и свои эмоции.

Вот так и пролетело уже пять месяцев жизни вашей крохи. А впереди ещё ждёт всё самое интересное.



Публикации по теме