Ребенок своровал деньги что делать. Почему дети воруют: в чем причина, и как спасти ребенка

Если ребенок берет деньги из вашего кошелька без разрешения, это, безусловно, очень серьезная ситуация. Как правильно относиться к ней, наказывать или нет «воришку», если да, то, как именно, чтобы он осознал свой поступок, рассказывают детские психологи нашего центра.

Воровство ли это?

О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.

В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.

Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.

Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.

Почему дети воруют деньги?

У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь. Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать. Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.

Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:

  • Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним. Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
  • Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
  • Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности. Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».

В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.

Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.

  • Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
  • Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
  • Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
  • Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
  • Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.

В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.

Как правильно реагировать?

Ни в коем случае не кричите, не бейте ремнем и не называйте будущим уголовником. Это ничего не даст. Напротив, в спокойной обстановке поговорите с ребенком и выясните, почему он так поступил. Это очень важно. Одно дело – из благих намерений или по незнанию, другое дело – если поступок был совершен с умыслом и не в первый раз.

  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребенок знает пин-код, смените его, благо, сейчас это не проблема.
  • Накажите ребенка, но не ремнем, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.
  • Обязательно узнайте, с кем общается ваш ребенок. Вполне вероятно, он попал в плохую компанию. В этом случае отвлеките его: запишите в спортивную секцию, найдите время на совместную поездку, о которой он давно мечтал, уделите ему больше внимания.
  • Ни в коем случае не признавайтесь, если в детстве у вас тоже были подобные «проблемы с законом». Это лишняя информация.

Раз ребенок берет из вашего кошелька деньги, значит, они ему нужны. Некоторые родители считают, что нельзя давать деньги просто так, что подросток должен их заработать, чтобы понимать их ценность. Другие полагают, что достаточно выдавать ему определенную сумму на месяц, чтобы он научился правильно их тратить: спустил все на фаст фуд – в школу ходит пешком, а не ездит на маршрутке. Правы и те, и те.

Воровство можно предотвратить. С ранних лет приучайте ребенка к тому, что деньги трудно зарабатываются, что их следует тратить с умом, а если они нужны, то малыш всегда может попросить их у вас. В 3-4 года ему можно подарить кошелек и регулярно выделять немного денег. Тогда обладание ими будет для него естественным, постепенно он научится ими управлять.

Если ни беседа, ни наказание не помогли, ребенок продолжает воровать деньги, обязательно придите на очную консультацию к детскому психологу. Вашему ребенку нужна помощь специалиста!

Когда в семье рождается новый член семьи, это всегда большое событие. Если ребенок любимый, то на него строят определенные планы. Каждый родитель видит своего малыша добрым, честным, порядочным, представляет его успехи в будущем. И какое разочарование ждет заботливых папу и маму, если чадо вырастает с пороками. Один из таких – тяга к кражам. Родители винят себя, ищут, где же допустили ошибку в воспитании, ссылаются на плохую наследственность, либо начинают обвинять окружающих.

В статье рассмотрим, каковы же причины внезапного изменения поведения в ребенке, как с этим бороться.

Детские кражи как проблема

В детстве ребенок проходит стадии становления, формируется его личность. Довольно трудный и важный процесс, к которому родителям стоит подходить со всей ответственностью и осторожностью, учитывать глубину последствий тех или иных действий, критических слов, недостатка внимания и так далее. Больше всего в поддержке нуждаются подростки, но не стоит запускать ребенка к этому возрасту. Гораздо эффективнее начать коррекцию деструктивного поведения в раннем детстве, искоренять нехорошие привычки, нежели затем столкнуться с последствиями такой запущенности проблемы.

Если вам показалось, что у вашего тихого малыша вдруг появились признаки наглого, хамоватого человека, то это означает лишь то, что вы пропустили момент, когда были первые «звоночки».

Ребенок, как всякий человек, не в состоянии находиться без социума. Он неминуемо начнет контактировать с другими. Несмотря на то, что среда довольно жестка, а малыш может столкнуться с детьми агрессивными , все же невозможно оградить свою кроху и требуется научить ее противостоять общественности, адекватно реагировать на критику. Уметь себя защищать. Следовать положительному примеру. Иначе велик соблазн подростку поддаться на провокации окружения и начать потреблять алкоголь, наркотики, сигареты, подражать сомнительным идеалам и идолам, а потом и совершать кражи. Статистические данные неутешительны: поведение, отклоняющееся от нормы, зафиксировано у каждого шестого. Согласно негласной статистики, около 6% учеников из общеобразовательных учреждений воруют.

Проблематику детских краж можно решить, хоть и сложно. Главное – не выбирать радикальные методы, то есть не паниковать, проявлять к ребенку агрессию, насилие, как не стоит и полностью отпускать все на самотек. Залог успеха – определение причины воровства.


Факторы, влияющие на совершение кражи

Нередко основным фактором детских краж является психоэмоциональное расстройство ребенка. Он хочет выглядеть в глазах сверстников уверенным, крутым, авторитетным. Бывают случаи, когда ребенок крадет из-за того, что ему не хватает на что-либо, а попросить он боится. Факторов существует много, потому рассмотрим каждую группу по отдельности.

  1. Недостаток родительского внимания и любви. В наше время мама и папа много трудятся и часто не успевают следить за своими чадами, даже и поговорить с ними нет времени, не говоря уже о налаживании доверия. Семья собирается вместе лишь за завтраком в спешке, а за ужином ни у кого из них уже нет энергии и сил на пространные разговоры. В итоге дети и родители разобщены, ребенку некому выговориться и рассказать о своих проблемах. Он боится лишний раз отвлечь занятых маму и папу.В этих семьях кража – способ привлечь внимание. Ребенок тем самым просит о помощи у родителей, которые совершенно не желают общаться с ним из-за собственных забот. Еще иногда это связано с появлением нового члена семьи, рождением малыша. Порой воровство происходит даже у них на глазах. Ребенок получает любые эмоции, ему нужны родительские реакции, даже если это ругань, злость.В подобных ситуациях важно правильно расценить поступок ребенка и не упустить, иначе воровство войдет в привычку и перейдет за пределы семьи. Возникнет своеобразная месть за то, что он вырос недолюбленным. Тогда нужно возобновить эмоциональную связь с ребенком, обратить его внимание на достижения в учебе , показать, что вы любите его, похвалить за иные качества и старания. Негативные реакции ничему его не научат.
  2. Не достает личных денег. Если ребенку не давать денег на расходы, либо выделять слишком мало, то рано или поздно, он сам начнет их брать без вашего ведома. Ребенок чувствует себя обделенным и не чувствует угрызений совести за такую кражу.Тут главное учесть два момента. Первое – нельзя не выделять средства ребенку на личные нужды. Второе – объяснить ему значимость зарабатываемых денег, то, что они достаются не просто так, а за заслуги. То есть ребенок может получать вознаграждение за хорошую оценку, но обойтись самой малой суммой, если учится плохо. Стимулировать ребенка. Кроме того, важно объяснить, что не все желания можно сиюминутно воплощать. Пусть он научится выбирать и расставлять приоритеты, у него должна быть мотивация к достижению цели, заветной мечты. Ряд условий.
  3. Воровство как способ добиться авторитета. Такой вид краж – действие назло, вопреки, вызов. Совершается не ради удовлетворения нужды, а для собственной репутации. Ровесники будут уважать, бояться. Тем самым, ребенок становится для них авторитетным лицом, признанным лидером, который имеет право распоряжаться награбленным, распределять между всеми членами одной группы. это способ самоутвердиться, повысить самооценку , устранить проблемы в коммуникации. На самом деле такому ребенку не хватает родительского тепла и заботы, потому он хочет добиться признания от других.В семье этому ребенку требуется ощущать свою значимость не только на словах, но и в поведении родителей. Пусть у него появится побольше возможностей получать подарки, воплощать мечты, чувствовать любовь.
  4. Выбирает в пример не тех взрослых. Порой сами родители своим образом жизни, мироощущением, словами дают ребенку понять, что богатство не за свой счет, грабеж – нормально, ничего особенного. Даже если мама и папа много трудятся, но их работа не ценится, приносит недостаточно прибыли, и в доме постоянные жалобы на это, обида на государство, то и ребенок начнет думать, что единственная альтернатива такой безнадеге – воровство.Еще одна разновидность – мелкие кражи самими родителями. К примеру, у соседей или знакомых в гостях. Они могут назвать это «одолжу, а потом верну», но для ребенка будет выглядеть именно как кража, за которую не предусмотрено последствий и наказаний. А значит, можно поступать подобным образом и самому.
  5. Кража денег из-за вымогательств. Если дети, старше вашего ребенка, требуют с него денег путем угроз и совершения насилия, то ваше чадо не всегда сообщит об этом вам, а начнет тайком брать из вашего кармана необходимое. Родителям трудно догадаться, но отследить все же возможно. Подсчитывайте свою наличность, обращайте внимание на вещи – свои и ребенка, спрашивайте, почему их нет на своих местах. Необязательно их взял именно он, но лучше проверить и предупредить дальнейшее воровство, разрешить ситуацию и свои сомнения, нежели ждать иных «улик». Если ребенок сознался и назвал имена обидчиков, следует обратиться к учителю и в полицию.
  6. Ребенок-клептоман. Клептомания – болезнь, психическое расстройство, при котором человек не нуждается в вещи, но крадет ее. Зачастую он и не осознает, что своровал, а замечает это лишь по факту. Пациент не контролирует свою тягу к воровству, не может сдержать эмоций. А ребенку это сделать и подавно тяжело. Наказания тут излишни, нужна помощь психолога.


Ошибки родителей

Порой достаточно провести беседу с ребенком и предотвратить дальнейшее воровство. Но в запущенных случаях, при многоразовых попытках краж, этого недостаточно. Родители совершают одни и те же ошибки, а дети не перестают воровать, как бы всем им ни хотелось обратного. Итак, мамам и папам необходимо:

  • Не настаивать на публичных извинениях ребенка за кражу. Тот позор, что он переживет, оставит непоправимый след и повлияет на здоровье его психики.
  • Не прибегайте к сравнению с чужими детьми из числа «хороших». У ребенка появится чувство неполноценности, злобы, неуверенности, что никак не окажет положительного влияния.
  • Нельзя беседовать с провинившимся на виду у всех, при свидетелях. Делайте это дома, без посторонних.
  • Не нужно заставлять ребенка переживать пройденный этап заново. Если вы уже провели беседу, разъяснили, чего ждете от него в дальнейшем, и он понял, то не стоит повторяться. Не формируйте у него вину – это разрушающее чувство.
  • Не нужно говорить ребенку о том, что ему грозит тюрьма за один проступок и т.п.

Необходимо собрать все доказательства – обвинения не могут быть предъявлены на пустом месте.

Нужно также уяснить, что решения следует принимать, когда эмоции стихнут. Только тогда можно все взвесить и адекватно оценить. Если же реагировать с криком, наказывать физически, то ребенок затаит обиду и злобу.

Сперва пусть ребенок расскажет, как он видит ситуацию, и что произошло на самом деле. Затем поделитесь возникшими собственными чувствами и эмоциями, скажите о своем расстройстве и переживании.

Если же ворует подросток, то родителям следует быть более строгими, чем с ребенком малых лет. В пубертатном возрасте человек уже осознает себя и отдает отчет своим действиям, с ним и беседа строится иначе. Подросток умело манипулирует чувствами взрослых, что нужно учесть. Брать с него пустых обещаний не нужно – следует найти те слова и тот смысл, ради которой он готов будет отказаться от краж.


Для того, чтобы родителю легче было разобраться с проблемой своего ребенка, лучше воспользоваться рекомендациями психолога:

  • Нужно внимательно относиться к событиям, новым впечатлениям ребенка – поддерживать с ним эмоциональную связь, доверие.
  • Не забывать, что люди – уникальны по своей сути, и каждый отдельный случай нужно рассматривать индивидуально. Не каждая профилактическая мера даст результат и сработает положительным образом, возможен и обратный эффект. Беседу следует проводить ровным тоном, конструктивно.
  • Родители должны с уважением относиться к чужим вещам, в том числе и к предметам ребенка, учить тому же и его.
  • С ранних лет формировать у ребенка правильные жизненные ценности и не поощрять мелкое воровство, родителям самим не совершать этого.
  • Определиться с тем, что есть позволительно, а что – нет.

Проблема воровства среди детей – непростая, имеющая разные причины. Потому важно, чтобы родители с малых лет давали детям правильные установки, показывали своим примером, как нужно себя вести. Рассказывать о последствиях, о чувствах тех, у кого они забирают вещь. Если ребенок совершил кражу, то главное тут понять, почему, провести беседу с теми словами, которые будут важны именно ему.

Почему воруют дети? Детское воровство – это болезнь? Почему один ребенок, украв однажды и раскаявшись, больше никогда этого не делает, а другой, не смотря ни на какие наказания, продолжает воровать систематически? В чем причина детского воровства? И «любимые» наши вопросы: кто виноват, и что делать? В своей статье я попробую на них ответить. Но для начала несколько историй из реальной жизни, из моей практики.

История первая

Мама и папа, кипящие от возмущения, гнева, недоумения и боли, привели на прием двенадцатилетнюю девочку. «Объясните нам, с ней все в порядке, она нормальная?!» После нескольких долгих и томительных минут они смогли рассказать, что же случилось. «Мы были в гостях у друзей, с которыми дружим уже много лет. После вечеринки друзья пошли нас провожать. В это время Аня (имя изменено) стала хвастать новыми украшениями. На вопросы о том, откуда они у нее, говорила, что подарила одноклассница. Как оказалось потом, эти украшения она украла у дочери друзей. Мы не знаем, как теперь смотреть в глаза этим людям, а ей хоть бы что. Конечно, на следующий день папа пошел с ней возвращать украденное. Мы ожидали, мы очень надеялись, что это станет для нее тяжелым испытанием, уроком на всю жизнь!.. Но понимаете, она не раскаивается, она ведет себя так, как будто ничего не случилось… Уже на обратной дороге, после того, как вернули украшения, Аня пыталась беззаботно заговаривать с папой о каких-то пустяках и, вообще, было видно, что ей не стыдно, что она не понимает, что сделала что-то ужасное. Мы просто потерялись после всего этого. Мы не знаем, как это понять и объяснить. Ведь она была всегда такой хорошей девочкой».

Все это рассказывала мама, возбужденная, возмущенная, переполненная гневом и стыдом. Папа в это время сидел отрешенный, глядя в одну точку. Было видно, что оба они страдают и потрясены тем, что сделала их дочь. Их дочь, которая, как выяснится позже, всегда была предметом гордости родителей и источником, питавшим их самолюбие.

Очень сильное впечатление на меня производил взгляд ее черных глубоких глаз: проникновенный и недетский, временами просто завораживающий.

Мама продолжала:

«Я понимаю, все дети воруют. И мы в детстве таскали яблоки из соседских садов. Но если бы я оказалась сейчас на ее месте, да я бы от стыда сгорела, я бы… не знаю… а ей хоть бы хны… как так можно?! Я уже не знаю, нормальная она или нет. Скажите, почему она так себя ведет?»

«Вы знаете, ведь у нее есть одна странность…» Он сделал паузу, встал и начал медленно расхаживать по кабинету. «Да, одна странность… Аня разговаривает со своими фантазиями… в любом месте… в любое время… Это пугает…»

На этом я прерву изложение этого случая. Но хочу заметить, что Аню консультировал детский психиатр, профессор из института Бехтерева и констатировал отсутствие каких-либо психических заболеваний. Да, у Ани есть проблемы, и она нуждается в помощи психолога, но она психически здорова.

История вторая

Мама пришла на прием с сыном десяти лет. Очень крупный для своих лет и упитанный, он сидел, лениво развалившись на диване, и, казалось, не проявлял никакого интереса к тому, что происходило в кабинете. Время от времени, не обращая внимания на то, что мама была занята разговором со мной, он наклонялся к матери и что-то шептал ей на ухо. Прийти на прием ко мне маму вынудила ситуация недельной давности.

«Я узнала, что Миша (имя изменено) подговорил своего приятеля, мальчика младше его, вытащить кошелек у мужчины, который спал пьяный на скамейке в парке. Он взял из кошелька деньги и велел приятелю вернуть его на место. Вы представляете? Я, конечно, пыталась выяснить, зачем он это сделал, но он молчит, он ничего не говорит, молчит и все. Либо у него начинается истерика, и мне становится страшно. И еще - он таскает деньги у меня из сумочки».

Мама выглядела подавленной. Ее голос, низкий, монотонный и усыпляющий, был голосом уставшей от жизни женщины, молодой еще женщины, уставшей от одиночества и бесконечной работы. Она рассказала также о том, как вымотана до последнего вздоха многолетней борьбой с этим трудно ей доставшимся ребенком, который с самого раннего детства был ее болью, счастьем и проклятием.

«Вы знаете, с ним вообще трудно о чем-либо говорить. Он сильнее меня. Я не могу ему отказывать. Он может часами плакать, когда его кто-нибудь обижает: я, или одноклассники, или папа, с которым мы в разводе. На улице он может убежать куда-нибудь, сломя голову, а дома закрывается в ванной и начинает кричать: «Убивают! Помогите, убивают!» Что делать? Я уже не знаю. Я что только ни пробовала, куда только ни обращалась».

История третья

И еще один пример. Мама одиннадцатилетней Оли (имя изменено) периодически проверяет портфель дочери и обнаруживает там кучу различных мелочей, которые Оля таскает из портфелей и карманов своих одноклассников. Не помогает ничего: ни задушевные разговоры, ни ремень. Оля плачет, говорит, что больше не будет, но через какое-то время в доме опять появляются чужие вещи.

На деньги, которые она крадет из карманов, Оля покупает всякую всячину, которая у нее и так есть: ластики, яркие тетрадки, линейки, блокнотики и т. д. А однажды Оля украла у матери большую сумму денег, купила Барби, дом для Барби и пыталась «подарить» все это однокласснице, с условием, что будет приходить к ней в гости и играть с этими игрушками.

Друзей у девочки нет, более того, она изгой в классе. Никто из одноклассников не пройдет мимо нее без того, чтобы не пнуть, не толкнуть ее или не сказать что-то обидное (классный руководитель подтверждает эту информацию). Конечно, в классе знают, что она воровка, из-за этого мама собирается менять школу. И, естественно, она очень опасается, что в новой школе будут те же проблемы. В общении со мной Оля либо тщательно избегает бесед на эту тему, либо формально соглашается с тем, что это плохо, это мешает ей и что она постарается больше так не делать.

Эта бледная, худенькая, почти прозрачная девочка с огромными голубыми глазами, наполовину закрытыми белокурыми локонами, умеет долго неподвижно сидеть, глядя поверх всех предметов. Оживляется она только тогда, когда говорит о животных и о своих фантазиях, где все безоблачно и просто.

Несмотря на усилия стильной мамы, она всегда выглядит небрежно одетой. Мама жалуется, что Оля до крайности ленива, рассеяна и забывчива: собираясь в школу, может забыть надеть нижнее белье, не делает уроки, не убирает в доме, «забывает» о своих обещаниях. «Временами меня от нее просто колотит, я готова ее убить», - говорит мама. Она никак не может наладить контакт с дочкой, мама, которая в детстве чуть не покончила жизнь самоубийством, страдая от непонимания собственной матери.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют . Нет, еще одна: они страдают . Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию - не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.

В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.

И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.

В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.

Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.

Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом - школа, потом - милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении - своего-то внутри нет.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Отучить ребенка воровать не просто. Давайте пройдем этот путь вместе.

Если у вашего ребенка незначительные внутрипсихические нарушения, и сами вы достаточно адекватны, и ситуация вокруг ребенка более или менее дружественная и стабильная, то могут помочь такие рекомендации:

  • Станьте внимательнее к своему ребенку.
  • Проявляйте к нему больше любви и заботы.
  • Помогите ребенку разобраться в его бедах.
  • Разговаривайте с ним не только об уроках и уборке детской комнаты.

Быть внимательным к своему ребенку - это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует, с кем дружит, чего боится, чего хочет от вас, от друзей, чем наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи.

Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не могут выкроить время для общения с ребенком «просто так», а не для какой-нибудь цели.

Что же делать? На самом деле время найти можно. Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее). Хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Этим самым вы убиваете двух зайцев: во-первых, в компании будет легче наладить общение с ребенком. А во-вторых, вы узнаете, с кем и как он общается, и сможете исподволь контролировать этот процесс.

Когда вы вместе с ребенком разжигаете костер или жарите на огне сосиски, то эти минуты могут стать минутами вашей душевной близости. Необязательно говорить сыну или дочери нравоучительные вещи, важнее просто быть с ними «вместе», и душой, и мыслями.

Важно поощрять присутствие друзей ребенка в вашем доме. Да, это хлопотно, но это еще и профилактика подросткового кризиса. Когда вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ему о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах(о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке).

Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать. Можно обсуждать даже совместно просмотренные мультфильмы. Да, нам всем не хватает времени, но при желании всегда можно что-то придумать.

Можно договориться с другими членами семьи, как распределить время, чтобы его хватало на общение с ребенком, многие вещи можно просто делать вместе: вместе с девочкой шить платья для кукол и готовить, вместе с мальчиком клеить модельки и заниматься элементарным ремонтом. Сложнее договориться с самим собой, гораздо сложнее научиться получать удовольствие от общения с ребенком, когда ты устал и твое единственное желание – чтобы все от тебя отстали. Но это уже проблемы самих родителей, и тема для отдельного разговора.

Что значит, помогите ребенку разобраться в его бедах? Это совсем не значит, что нужно идти выяснять отношения с приятелями или с учителями. Хотя в исключительных случаях (ребенка часто бьют сверстники или учителя к нему очень несправедливы) это сделать необходимо, ведь кроме вас у ребенка нет другой защиты и опоры.

Здесь важно сформировать у ребенка привычку обсуждать с вами то, что его беспокоит. Для начала научить его просто разговаривать о неприятных вещах и событиях. И помочь пережить болезненные чувства, разделить их с ребенком. Главное в вашем общении с малышом или подростком - искренность. Если чадо почувствует, что вы им искренне интересуетесь, а не выполняете некие «рекомендации», то ребенок обязательно откликнется.

Все эти советы обязательно помогут, справиться с проблемой маленькому воришке в том случае, если он не страдает клептоманией.

А МОЖЕТ ОН БОЛЕН?

Если, не смотря на всю заботу, любовь и ласку, проявленную в общении с малышом, в вашем доме по-прежнему появляются безделушки неизвестного происхождения – это повод для беспокойства. Возможно, ребенок действительно страдает редким заболеванием – клептоманией. Но не спешите навешивать на него ярлык психического расстройства, лучше серьезно задумайтесь о профессиональной помощи психолога или психотерапевта.

Важно понять: при клептомании воровство - это следствие, вторичные проблемы по отношению к внутренним изъянам психики ребенка. У детей, страдающих клептоманией, просто нет способности контролировать свои импульсы и понимать свое поведение. Следовательно, чтобы ребенок с психическим расстройством перестал воровать, его нужно лечить. Но помните, столь серьезный диагноз, как клептомания, может поставить только профессиональный психотерапевт.

Перед тем как бить тревогу, отвлекитесь на одну минуту, чтобы понять, почему дети воруют и как справиться с этой проблемой. Как родители должны вести себя в этой ситуации, когда ребенок взял или берет что-то чужое без спросу?

Почему дети воруют. Как и ложь, «воровство» - взрослый термин, не имеющий никакого отношения к маленьким детям. У детей совсем другие взгляды на «свое» и «чужое», не такие, как у нас, у взрослых. Леденец оказался зажатым в липком кулаке после прохождения кассы, или игрушка, которая обнаруживается в кармане четырехлетнего ребенка после посещения дома друга, не доказательство, что ребенок уже является преступником. Ребенок не ворует, а берет. Для дошкольника владение означает монопольное использование. Ребенок полагает, что он имеет моральное право на все, что находится в пределах его досягаемости. Дети до четырех лет с трудом различают разницу между «моим» и «вашим». Для них это пустые звуки, пока взрослые не раскроют их смысл. Все потенциально «мое». Они не понимают, что леденец, спрятанный в руке в бакалейном магазине, - кража, пока вы не скажете им об этом. По мнению ребенка, он не сделал ничего неправильного, пока родители не объяснят ему.
Многие дети дошкольного возраста не умеют обуздывать свои импульсивные желания. Они видят игрушку, и, если им хочется, они берут ее, не рассуждая относительно правильности поступка. Ребенок убежден, что все принадлежит ему, если это все перед глазами и можно взять в руки и поиграть. Вместо вины они чувствуют облегчение, что их желание удовлетворено.
В возрасте от пяти до семи лет у детей вырабатывается представление о неправильности поступка. Они могут понимать концепцию монопольного использования и прав собственности. Они приходят к соглашению с действительностью и начинают понимать что нельзя брать вещи, которые не принадлежат им. Также к этому возрасту ребенок способен быть более умным вором. Его средство устрашения - опасение возмездия со стороны взрослых или страх, заставляющий отказаться от реализации «желания», а не понимание безнравственности воровства. Ему все время надо объяснять, что означает «мое», «твое», «чужое». И не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое.

Действия родителей

Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-либо украл, важно, чтобы сам ребенок понял, что воровать нехорошо. Вы можете до сих пор помнить чувство стыда, которое, будучи ребенком, испытали, когда вас поймали на воровстве, если такое в вашей жизни случалось. Ребенок должен получить такой же урок, хотя многие специалисты считают, что слишком сильное пристыживание или высмеивание произведут противоположный эффект. Лучше всего подходят простые объяснения.
В большинстве случаев, вероятно, лучше не задавать ребенку прямых вопросов относительно того, украл ли он что-либо и почему это сделал - это может вызвать последовательное изложение оправданий ребенком в попытке сохранить свое лицо. Вместо этого будьте прямолинейны и сообщите, что вам известно о совершении кражи.

Важно устроить возвращение чужой вещи любым способом. Ребенок должен вернуть вещь, которую взял, в магазин, другу или в школу. При этом вы можете сопровождать его и уговорить извиниться за содеянное, сказав при этом, что он никогда больше так не поступит.
После этого поговорите с ребенком. Вместо того чтобы обвинять его в том, что он плохой, постарайтесь выяснить, почему он украл эту вещь. Объясните ему, что несмотря на то, что дети хотят иметь некоторые вещи, они не должны брать то, что им не принадлежит. В большинстве ситуаций, если случай воровства обсудить сразу же после того, как это случилось, такое больше не должно повториться, и ребенок извлечет из этого урок.
Если ребенок старшего возраста (чуть-чуть не достигший или уже достигший юношеских лет) совершил кражу, вы опять же должны предоставить ему возможность изучить и обсудить его поведение, в особенности связывая его проявление со стрессовыми ситуациями, которые он переживает в данный момент. В некоторых случаях ваша реакция на воровство ребенка может выражаться в серьезном обсуждении с ним давления сверстников и их влияния на поведение ребенка. Но в этом возрасте воровство чаще всего сигнализирует о личных или социальных трудностях и может требовать профессионального вмешательства.

Что делать
Пресечение мелкого воровства и объяснение его неправильности может казаться «мелочью», но изучение честности в маленьких вопросах прокладывает путь к правильным поступкам в дальнейшем.
Ребенок должен учиться управлять своими импульсами и уважать права и собственность других.

Использовать метод «прикрепления». Дети, воспитанные по методу «прикрепления», более чувствительны, они способны понимать и уважать права других. Эти понятия легче усваиваются в более раннем возрасте. Детям, воспитанным по методу «прикрепления», проще объяснить значение моральных ценностей. У них развита способность сочувствовать и понимать влияние своих действий на других. Их родители чутко реагируют на поведение, когда оно отклоняется от нормы. Ложь, обман и воровство нарушают их внутреннее состояние.
Поскольку родители, воспитывающие детей по методу «прикрепления», хорошо знают своих детей, они могут понять о проступке ребенка по выражению его лица или изменившемуся поведению. Благодаря крепкому контакту ребенок охотно примет совет родителей и их моральные ценности. Доверяя своим родителям, он сможет рассказать им правду.

Не вводить детей в искушение. Обучите детей распоряжаться своими личными деньгами. Семейные деньги должны храниться в запертом ящике. Деньги предоставляются в случае необходимости в любое время. Чтобы помнить, кто кому и сколько должен, можно использовать расписки. Рекомендуем также хранить семейные деньги в недоступном месте, а в кошельке или бумажнике носить небольшое количество, которое может потребоваться. Убедитесь, что члены семьи доверяют друг другу. Если ребенок приходит к нам и жалуется: «Кто-то взял мои пять долларов», мы спрашиваем: «Где ты хранил их?» Мы не беспокоимся, выясняя виновника пропажи, поскольку полагаемся на совесть домочадцев. Мы никогда не окажемся в положении, когда необходимо прятать деньги от достаточно взрослых детей. Братья и сестры в конце концов не единственные возможные подозреваемые. Наши дети узнали, что не каждому можно доверять. Это хороший урок для жизни.

Обучать монопольному пользованию. Малыш убежден, что все принадлежит ему, если это находится перед глазами и можно взять в руки и поиграть. В возрасте от двух до четырех лет ребенок может понимать, что такое монопольное пользование (игрушка принадлежит кому-то), но полностью не может осознать, что игрушка не принадлежит ему. В два года можно начинать объяснять различие между «мой» и «твой». Во время ссоры из-за игрушки родительский суд может вернуть игрушку законному владельцу, но не ожидайте, что ребенок полностью осознает это до четырех лет. Ищите другие возможности укрепить концепцию монопольного пользования: «Эта игрушка Уатта», «Это медведь Сары». Ему все время надо объяснять это, и не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое. Со временем ребенок поймет, что игнорирование этих прав является неправильным.
Если четырехлетний ребенок приносит домой игрушку друга, необходимо объяснить ему, что чувствуют дети, когда лишаются чего-то, как будет чувствовать себя он сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку. Лучший способ заложить долговременные моральные ценности состоит в том, чтобы ребенок сделал выводы сам из ваших наставлений. Ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша самостоятельно принимать решения.

Не допускайте воровства. Поощрение и помощь в возврате украденных предметов учит не только тому, что воровство недопустимо, но также и тому, что проступок должен быть исправлен. Если вы находите пустую обертку от леденца, ведите воришку обратно в магазин с оплатой и извинениями.

Определите причину. Необходимо понять возможную причину воровства и проанализировать ее, ответив на ряд вопросов. Малыш украл случайно или преднамеренно? Ребенок нуждается в деньгах и чувствует, что воровство является единственным способом получить то, что ему необходимо? Если так, предложите пособие. Давайте ему определенные задания и оплачивайте их. Помогите ребенку понять: деньги на покупку игрушек можно зарабатывать, а не воровать. Иногда ребенок ворует, чтобы увеличить свое состояние или привлечь внимание. Возможно, ваш ребенок нуждается в более сильном руководстве? Некоторое перераспределение приоритетов и укрепление контакта с ребенком восстановит порядок.

Определите факторы риска. Проверьте наличие следующих факторов риска:

  • низкое чувство собственного достоинства;
  • импульсивность: сильное желание, но слабый контроль;
  • отсутствие сочувствия к другим;
  • отсутствие контакта;
  • сердитый ребенок;
  • изменения в семье, например развод;
  • часто скучает;
  • проводит много времени в одиночестве.

Справляясь с этими факторами риска, вы изживете ложь и воровство.
Важно добраться до сути. Если проблема хронического воровства и лжи не решена, она разрастается как снежный ком. Повторно совершая проступки, ребенок убеждается, что можно так жить. Он не прислушивается к вашим нравоучениям. Ребенок без раскаяния становится неуправляемым.

Похвала за честность. Пятилетний ребенок находит чей-то бумажник и приносит его вам. Хвалите его неограниченно! «Спасибо, что ты принес маме бумажник, который ты нашел. Теперь давай посмотрим, можем ли мы найти того, кто его потерял. Держу пари, что человек будет очень счастлив, что ты нашел его, точно так же, как ты был бы рад, если бы ты потерял что-то особенное, а кто-то возвратил это тебе». Избегайте говорить: «Спасибо за то, что сказал правду».
Некоторые дети, возможно, даже не думали о том, чтобы скрыть находку бумажника. Независимо от похвалы, дайте понять ребенку, что он сделал то, что вы ожидали.

Когда следует обращаться к специалистам

Вам следует обратиться за дополнительной помощью в детскую консультацию-поликлинику, к детскому психологу или специалисту в области психического здоровья, если:

  • ребенок часто крадет что-либо из дома или школы, у родителей или других людей;
  • подросток «покупает» внимание и завоевывает авторитет у сверстников при помощи воровства.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

    Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

    Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

    У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

    Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.

Каковы же причины детского воровства?

М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали - неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви , желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения , что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику . "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие . Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие - «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9. Клептомания . Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

    отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;

    несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

    "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

    ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

    тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства - случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку - ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

    Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара - самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

    Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

    Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

    Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

    Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

    Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

    Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

    Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

    Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

    Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

    Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

    По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

    Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом - например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

    Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

    Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

    Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

    Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое - чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7-8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!



Публикации по теме