Ребенок замкнулся в себе.

Ксения Чужа

Это сигнал тревоги, случилась какая-то неприятность в жизни сына или дочери. Но ведь многие дети, как только у них что-то происходит, сообщают об этом папе или маме. SOS – молчаливо требует ребенок, но, не доверяя родителям, боится рассказать, что у него случилось.

Итак, главная причина, почему ребенок замкнулся в себе недоверие к родителям .

Оно может быть вызвано:

  • чрезмерной (с точки зрения ребенка) строгостью – ребенок боится наказания и поэтому молчит;
  • безразличием – ребенок не верит, что родители могут воспринять его проблему всерьез;
  • гиперопекой – в жизнь ребенка родители слишком вмешиваются и не дают ему самостоятельно решать хоть что-то;
  • непредсказуемостью – на одни и те же поступки родители реагируют по-разному, поэтому ребенок не знает, чего можно ожидать на сей раз.

Исходя из этих причин, нужно и действовать. Заметим, что разговорить замкнувшегося ребенка бывает трудно. Иногда для этого нужны дни, а то и недели. Но игнорировать ситуацию нельзя.

Доверие – основа открытости

Первое, что нужно сделать, это наладить доверие. Родителям стоит адекватно и трезво оценить ситуацию, чтобы понять причину недоверчивости. Если самостоятельно не получается, можно проконсультироваться у психолога. Разовая беседа поможет разобраться.

Когда причина установлена, нужно найти возможность поговорить о ней с ребенком. Легче пройдет беседа, если разговор будет вести одни из родителей. Когда человек остается один, он меняется иногда до неузнаваемости. Тем более, если ребенок поймет, что им искренне интересуются, он обязательно это оценит.

При этом разговор лучше проводить, занимаясь чем-то. Необходимость смотреть в глаза часто напрягает и детей, и родителей. Это может быть поездка в машине. Папа или мама ведет автомобиль и смотрит на дорогу, нет нужды пересекаться взглядами. Можно также устроить вечернюю прогулку. В темноте говорить легче.

Когда начинать разговор?

Родители на интуитивном уровне должны почувствовать, что ребенок готов раскрыться. Иногда подсказки дает все тело: плечи менее напряженные, руки и ноги открыты. Но так бывает не всегда. Стоит просто присмотреться к ребенку. Особо внимательный взгляд или наоборот рассеянное блуждание глазами – все зависит от индивидуальных особенностей и отношений.

О чем говорить?

Разговор стоит начинать с того, что чувствует родитель. Это так называемые «я-сообщения» , когда в беседе человек говорит только о себе и своих переживаниях, решениях, стараясь обходить слово «ты».

Такие сообщения не обвинительны, они не настораживают, не провоцируют и не требуют ответа или защиты.

Когда ребенок услышит заветное: «я, наверное, не всегда достаточно внимателен к тебе» или «наверное, мне стоит позволить тебе быть более самостоятельным, а я только буду выражать свое мнение без навязывания», – то, скорее всего, он начнет больше доверять родителям.

Но не стоит ожидать, что сын или дочь сразу расскажет, что случилось. Нужно доказать, что слова не расходятся с делом и подтвердить сказанное на практике.

Когда станет понятно, что доверие снова вернулось, можно, например, вечером перед сном наедине в темноте попробовать осторожно спросить, не случилось ли чего. Обычно дети отвечают, что все в порядке, многих родителей это расстраивает, и они начинают «атаковать». Зря.

А стоит просто на прощание сказать что-то в духе: «Возможно, мне показалось. Но если вдруг у тебя что-то произойдет, я готов тебя выслушать». И пообещать, что не будет наказаний, насмешек, безразличия или вмешательства – зависит от причины прежнего недоверия.

Самое главное – сдержать обещание, когда ребенок расскажет, что случилось (а он это сделает, если будут все условия), иначе вера в родительское слово может быть потеряна надолго, если не навсегда.

В беседе не стоит использовать власть или сразу давать советы. Родитель в таком разговоре пока только слушатель.

Стоит также подготовиться к возможным слезам. Стыдить или подтрунивать нельзя категорически. Этим можно очень больно ранить ребенка. Не стоит также говорить, что проблема пустяковая или смешная. Это взрослым так кажется. В детстве все гораздо серьезнее, об этом тоже нужно помнить.

Особый случай

А если между родителем и ребенком хорошие отношения, нет ни одной из перечисленных причин для недоверия? Таким случаям следует уделять особое внимание. За молчанием может стоять серьезная психологическая травма.

Часто дети не хотят рассказывать о чем-то плохом, что касается других взрослых. Жертвы педофилов, например, молчат, если их запугали, или им просто стыдно говорить о «плохом поведении» других. Это немного нелогично выглядит с точки зрения взрослых, но в детской психике все складывается именно так.

Поэтому если ребенок, такой искренний раньше, вдруг резко замкнулся, нужно очень осторожно с ним говорить. Лучше, если это будет не беседа вопрос-ответ, а монолог родителя.

Например, начать можно в таком направлении: «Мне показалось, ты, наверное, сейчас чем-то расстроен. Я так решил, потому что последние дни ты не бежишь меня встречать с работы. Если я прав, просто кивни головой».

Если ребенок замкнулся в себе из-за ссоры родителей или развода

Этот случай тоже особый, поскольку причина известна. Здесь нужно поговорить с ребенком, откровенно, признать вину и постараться ее загладить. Часто дети в таких ситуациях просто нуждаются в разговоре-монологе одного из родителей. Иногда они считают себя причиной ссор. Об этом тоже нужно побеседовать.

Но бывают ситуации, когда поговорить не удается. Тогда стоит обратиться за помощью к тем, кому доверяет ребенок. Возможно, близкая подруга, тренер или одноклассник смогут вызвать молчуна на откровенность.

Junona.pro Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

Не у каждого ребенка выход во двор или поход в гости проходит успешно. Иногда ребенок долго пытается найти подход к другим деткам и не всегда находит его. Может, ребенок самодостаточная личность и ему скучно со сверстниками? Чем грозит детская замкнутость?

Первое, с чем необходимо разобраться – это симптомы замкнутости:

  • ребенок редко говорит, а если говорит, то это короткие фразы, шепот;
  • держится дальше от коллектива, с трудом общается с новыми людьми;
  • отсутствие друзей;
  • не выражает свое мнение;
  • не контактирует с взрослыми, утаивает свои чувства;
  • уклоняется от ответов в разговоре фразой «я не знаю»;
  • излишняя осторожность в поступках;
  • различные проявления в психосоматике (боли в животе);
  • часто держит руки в карманах, за спиной, прижимает к себе, отсутствует живая жестикуляция.

Причины замкнутости малыша:

  • Поведение может основываться на психологических особенностях ребенка, его тонком внутреннем мире. Такие дети любят находиться в одиночестве, и они с удовольствием самостоятельно занимаются своими делами – рисуют, лепят, играют игрушками, рассказывая самому себе невероятные истории. К такому малышу, безусловно, нужен особый подход. Назвать такое поведение «замкнутостью» тоже будет не совсем правильно. Поведение связано с психотипом ребенка, который называется интроверт. Это можно выявить на консультации у .
  • Другое дело, когда ребенок замыкается в себе в результате недомогания, переутомления, ссоры с другом и т.п. В таких ситуациях нужно поговорить с ребенком, выявить причину его молчания и обид, и помочь безболезненно пережить этот период.
  • Распространенная причина детской замкнутости – один ребенок в семье. Малышу не хватает внимания взрослых, а брата или сестры для коммуникации нет. Таким образом, ребенку часто приходится играть и общаться самому, а его коммуникативные способности не имеют возможности развиваться полноценно.

Что могут сделать родители?

Главное, что вы можете сделать для вашего ребенка – общайтесь с ним. Родительская любовь заключается не только в обеспечении быта и покупке игрушек, но и в постоянном контакте с малышом. Не отказывайте ему в общении, уделяйте время, чтобы вместе порисовать или поиграть. Ведь часто ребенок просит немного внимания, а у родителей находятся дела поважнее. Но такое поведение разовьет в ребенке ту самую замкнутость, с которой потом ему придется тяжело в детском саду, школе и любом другом коллективе.

С раннего возраста родители должны научиться ребенка общаться с другими знакомиться. Необходимо хвалить ребенка за его решительность, давать ему право выбора, научить признавать свои ошибки и исправлять их. Когда ребенок будет уверен в себе, он сможет легко завязать общение, не будет скрывать проблемы, а значит, ему незачем замыкаться в себе.

Последствия замкнутости у детей

Если вовремя не обратить внимания на проблему, то последствия для ребенка будут весьма опасны:

  • не будет доводить дела до конца, будут сложности при выборе чего-либо;
  • подверженность насмешкам;
  • проблемы в общении, которые перенесутся во взрослую жизнь;
  • ночные кошмары (результат того, что страхи будут выражаться во снах);
  • неуверенность в себе, отражающаяся во всех сферах жизни;
  • самообвинение ;
  • неудовлетворение психологических, социальных, личностных потребностей;
  • одиночество;
  • иногда душевные расстройства.

Чем дольше ребенок находится «в скорлупе», тем больше он погружается в свой закрытый мир.

Если родители не справляются с детской замкнутостью или все зашло очень далеко, тогда необходимо прибегнуть к помощи детского психолога. С этой проблемой помогают справиться экспрессивные методики – лепка, рисование, упражнения по коммуникации, начинающиеся с местоимения «Я». Первые шаги к раскрытию ребенка – это осознание им своих страхов, обид. Далее следует психокоррекция поведения.

Методическая разработка доклада на педсовете о работе с замкнутыми детьми

Иванова Оксана Евгеньевна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 г. Углегорска Сахалинской области
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Статистика показывает, что в настоящее время в России значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоционально-волевой сфере: тревожностью, агрессивность, замкнутостью, застенчивостью, гипевозбудимостью, гиперактивностью и т.д. Однако, все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с такими детьми психолого-педагогической коррекции.
В широком плане для нашей темы важен круг работ таких авторов, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности: Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн.
Основными для нашей работы являлись труды: О.А. Акуловой, Л.Б. Беряевой, И.Г. Вечконовой, Е.В. Загребановой, А.П. Зарина, В.А. Деркунской, Г.В. Кузнецовой, Э.Г. Чуриловой.
Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. к нарушениям в общении у детей дошкольного возраста относят такие явления, как застенчивость и замкнутость. Многие исследователи, в том числе Адлер А. считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Поэтому можно сказать, что поведение замкнутого ребенка основывается на неуверенности в себе и на страх перед общением с другими людьми.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. относят замкнутость к группе социально-нейтральных паттернов поведения, характерных для детей «социально не опасных», но имеющие личностные проблемы в плане самосознания, самооценки в отношениях с окружающими.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. рассматривают замкнутость ребенка как паттерн защитного поведения, который отличается низкой активностью в выборе способов психологической защиты, минимальной вариативностью, преобладанием пассивных способов защиты. Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими.
По мнению таких исследователей как Лисиной М.И. , Лабунской В.А. и других замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия.
Таким образом, существует достаточно обширная литература по проблематике данного исследования. Тем не менее, несмотря на актуальность проблемы многие ее аспекты до сих пор остаются недостаточно разработанными. А многие литературные материалы являются труднодоступными.
Предмет исследования - замкнутость ребенка.
Объект нашего исследования - коррекция замкнутости детей 5-6 лет.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение проблемы замкнутости детей, причины ее возникновения, всестороннее изучение деятельности при коррекции замкнутости у детей.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме замкнутости детей.
2. Исследовать причины ее возникновения.
3. Разработать практические рекомендации по организации индивидуальной работы с ребенком для коррекции его замкнутости.

Глава I. Замкнутость ребенка, симптомы замкнутости
Замкнутость ребенка может проявляться с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешне поведенческом уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, хотя он может слушать, но редко становится инициатором беседы. Трудно быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей.
На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.
Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр. В худшем – обращаются с ними насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают игрушки и другие вещи (одежду, сандалии).
Замкнутый ребенок не «допускает» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.
Замкнутость обычно рассматривается как негативная черта характера, которая доставляет массу неудобств обладателю. И все это вовсе не от любви к одиночеству: иногда таким людям особенно сильно хочется контактировать с другими, вот только с этим возникают сложности. Дети тянуться к общению, как с взрослыми, так и со сверстниками. Но некоторые не могут проявить себя и выбраться из личного пространства. Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во всё, что вокруг него. В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:
ребенок может вообще не разговаривает, говорит, в крайнем случае, произносит слова шепотом;
держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
у него друзей очень мало или нет совсем;
он боится начать что-то новое;
не решается выразить свое мнение;
таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
излишняя осторожность в словах и поступках;
отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
неглубокое дыхание;
психосоматические проявления (боли в желудке, например);
желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в саду, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор – ведет себя правильно.
Обобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Проявление застенчивости разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться за чужие спины, скрыть своё лицо)
Мы не всегда замечаем это, а самое главное не всегда придаем большое значение. Однако, одной из самых больших проблем и является отклонение в поведении ребенка, а именно замкнутость. Необходимо на ранних этапах увидеть данную проблему и начать работать над ней. Если вовремя не обращать внимания на перемены в характере и поведении малыша, из него может вырасти неуверенный человек.

Глава III Последствия замкнутости. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:
будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве;
не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);
возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).
Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми.
Основные направления работы с замкнутым ребенком:
1. Устранение причин, приведших к этому нарушению;
2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;
3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверсников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим детям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);
4. Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.
Коррекционная работа представляет большую сложность из-за повышенной чувствительности ребенка, поэтому выполняться она должна с большой осторожностью.
Диагностические приемы для установления замкнутости у ребенка могут быть следующими:
Нужно избегать заглядывание ребенку в глаза, «тормошения» его с тем, чтобы вывести из «задумчивости», сильных тактильных воздействий. Первоначально в конактах с ребенком не должно быть давления и нажима. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постараться создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держать его за руку, поглаживать по голове или взять к себе на колени.
Нужно понаблюдать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры.
Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр.), другими словами, пронаблюдать за тем, как ребенок осуществляет аутостимуляцию, какими средствами и затем повторить эти действия для ребенка, не акцентируя первоначально внимание на том, что эти действия совершил сам. Смотреть при этом следует не в глаза, а на игрушку. Это даст возможность вызвать у ребенка приятные впечатления и создать основу для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка и постепенно предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребенка. Так, если ребенку понравится катать мяч, то можно попробовать катать его друг другу и т.п.
Далее, если положительный эффект достигнут, можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости - доказать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем. одному.
На этом этапе, возможно, появятся достаточно хорошие результаты. Это обрадует родителей и они будут считать, что завершение коррекционной работы очень близко. Здесь наступает один из опасных моментов работы, так как после первого «прорыва» «скорлупы» ребенка, первых больших успехов обязательно наступает достаточно длительный этап работы, своеобразное «плато» в успехах ребенка, где необходимы упорные усилия, без получения новых, существенных результатов. Здесь начинается работа по восстановлению
потребности ребенка в аффективном контакте с окружающими людьми. Форсирование этого этапа может привести к негативным последствиям.
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное аффективное обращение ребенка к другому человеку, можно начать усложнение форм контактов, предложить свои, новые формы взаимодействия и игры.
«Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.
Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых ДЕТАЛЕЙ в структуру существующих форм.
Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического ПРЕСЫЩЕНИЯ, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок, он становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.
При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на себе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой».
В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.
Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ребенку.
Отношения со сверстниками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к коллективу сверстников.
Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку .
К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.
В игра удобно использовать «маски» «маской» с образом животного, растения или образом неживой природы.
Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей.
Чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и прорычать, как львам, попыхтеть, как маленьким паровозикам.
Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнении желательно включать в каждое занятие. Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.
Давая детям задание, необходимо показывать ему свою уверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этом свое внимание. Если ребенок почувствует пристальный интерес к его действиям, то застесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как к само собой разумеющемуся, малыш будет спокойным.
Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Поэтому спокойная уверенность взрослого – лучшее лекарство. За результат, достигнутый ребенком, его следует обязательно похвалить.
Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условий целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.
Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долго временна. Замкнутость ребёнка не пройдёт за один день. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Заключение
В наше время мы видим разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.
Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом я убедилась в своей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.
На основе проведенной работы я пришла к следующим выводам:
1. Проблема замкнутости ребенка в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточно подробно. Описаны определения, формы проявления, возрастная динамика, поведение и причины замкнутости.
2. С помощью экспериментальных исследований можно выявить группу замкнутых дошкольников и характерные особенности их личности и поведения (уклонение от того, чтобы первыми начать разговор, затеять какое-либо дело, задать вопрос).
3. Возможно корректировать особенности личностной и поведенческой сферы замкнутости дошкольника путем коррекционной работы с ним.
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Список используемой литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Р.-н-Д.: Феникс, 1999. - 416 с.
2. Василек Ф. Е.Психологические переживания. – М., 1984.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. психология Детская в ответах и вопросах. Дошкольный возраст. – М.: 2002, Сфера.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992
5. Деркунская В.А. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в игре. СПб.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
6. Клюева Н.В., Ю.В. Касаткина Учим общению детей. – Ярославль: Академия 1996, развития.
7. Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002
8. Общение М.И Лисина, психология и личность ребенка. – Воронеж, Лисина.
9. Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980, - №3
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

Как мы называем замкнутого ребенка? Неразговорчивым, угрюмым или даже застенчивым. Что-что, а вот застенчивость здесь уж никак не к месту, ведь застенчивый ребенок хочет общаться, но не совсем умеет это делать или стесняется и боится. А главным препятствием для замкнутого ребенка становится именно его собственное нежелание. Такой малыш если кого и допустит в свой мир, то только самых родных и близких – родителей. Для остальных людей он будет полностью закрытым. Такой ребенок – в некотором роде – «человечек в футляре». И хотя его родители достаточно часто объясняют нежелание ребенка общаться со сверстниками как слишком высокая одаренность, тогда как все остальные дети в его возрасте ему не ровня и не компания и самому ребенку не слишком интересно с ними. В реальности же мы имеем дело с очень глубоким заблуждением. Маленький «футлярчик» может вырасти очень несчастным человеком, которому будет очень нелегко угнаться за такими динамичными и интенсивными течениями жизни.

Если опираться на результаты множества исследований, врачами были сделаны выводы, что продолжительность беременности является первой и одной из главных причин, которые оказывают влияние на проявление замкнутости в ребенка. Чаще всего интровертом становится недоношенный ребенок, который родился до 33 недель. Объясняется это тем, что после рождения такой ребенок на протяжении слишком долгого времени находится без матери. Тем не менее, недоношенность не считается единственной причиной, в результате которой ребенок может стать замкнутым.

Усталость вместе с угрюмостью, вялостью также могут проявиться при болезни ребенка или же если его мысли не будут покидать какие-то неразрешенные проблемы. Тем не менее, в таком случае замкнутость проходит весьма быстро. Бывает также и масса более веских, серьезных и даже опасных причин, которые вынуждают ребенка запереться в своем мире. К примеру, издевательства в школе. Основная зацепка в школьном возрасте заключается в очках, заикании или полноте – именно такие дети зачастую и становятся объектами издевательств. В таком случае ребенку удается найти самостоятельный выходит – построить вокруг себя непробиваемую стену, ведь постоянно отвечать и отмахиваться от надоедливого сверстника как от мошкары надоедает.

Еще одним аспектом, который может толкнуть ребенка чтобы замкнуться в себе – сора между родителями. В такой ситуации ребенок думает, что любая семейная ссора происходит из-за него и видит решение данной проблемы в собственной незаметности. Может также проявляться нехватка общения со сверстниками – к примеру, ребенок часто болеет или же если родители решили, что их чаду не стоит идти в садик. Получается, что ребенок не успевает адаптироваться и в те редкие дни когда он оказывается на улице, он не дает отпора более шустрому и пронырливому другу, который может игрушку и отобрать, и поломать. Вот и приходят дети к выводу, что лучше быть самому по себе.

Крайне важно чтобы вы разобрались, когда ваш ребенок и правда нуждается в помощи. Если, к примеру, ваше чадо не слишком сильно любит ходить в гости и просто нравится играть в одиночестве, но при этом у него есть масса друзей – это не будет поводом для беспокойства. Ведь каждый человек имеет свой характер, темперамент и если родители являются «тусовщиками» и очень общительными людьми, то не нужно требовать, чтобы ребенок был таким же, ведь лучше если каждый человек будет развиваться по-своему. То же самое, если ваш ребенок решил посетить детский сад или школу, но при этом он дружит далеко не со всеми – это прекрасное качество – ребенок уже в самом детском возрасте учится определять, что именно ему нужно. А вот если ребенок и правда уходит в себя и становится нелюдимым, то эта проблема должна решаться как можно скорее, чтобы в будущем он имел возможность построить дружеские отношения, влюбиться и построить карьеру.

Как помочь «маленькому футлярчику»? Конечно, такие вопросы должны решаться вместе с психологами в первую очередь, но кое что родители могут сделать самостоятельно. В первую очередь уделять своему ребенку больше внимания независимо от его возраста и насколько самостоятельным он является. Дети в любом возрасте очень сильно требуют заботы и внимания со стороны родителей. При помощи объятий и поцелуев избаловать ребенка нереально, главное чтобы вы не потакали любому его желанию и не велись у него на поводу.

Не стоит скупиться на похвалу – достаточно часто ребенку очень нелегко оценивать собственные успели, соответственно, кто как не родители поднимут уровень самооценки ребенка и зададут ему стимул к новым достижениям.

Стоит приглашать в гости друзей и таким образом ваше чадо будет привыкать к обществу разных людей. Конечно же, огромный плюс будет состоять в том, если ваши друзья приведут и своих детей. Деткам будет легче адаптироваться к новой обстановке, если они находятся в родном доме – таким образом, ребенок очень быстро раскрепостится и найдет общий язык со сверстниками.

Организуйте совместный праздник. Убедите ребенка, чтобы он выступил публично и хвалите его за любое достижение. Ведь есть настолько большое количество способов проявлять себя – загадать загадку, станцевать, спеть караоке, придумать ребусы, рассказывать стишки, устроить домашний спектакль, принять участие в соревновании – вкус победы очень сильно поможет вашему чаду.

Замкнутый ребенок чаще всего привыкает к определенным режимам еды, сна, игр и живут строго в соответствии с расписанием. Кардинальное изменение порядка дня вводить не стоит, но несколько новых идей и событий для вашего ребенка будут очень полезны. Не стоит также наседать на малыша, говорить с ним в приказном виде, никогда не сдавайтесь. Если ребенок будет раздражаться в ответ на ваши попытки растормошить его, значит, определенные сдвиги есть – уж лучше пусть он начинает проявлять хоть какие-то эмоции, чем подавлять их в себе. Опускать руки и бросать начатое не нужно – ведь кто тогда поможет вашему малышу?

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Замкнутый ребенок - отчужденный, сдержанный, это ребенок «отдаленный», испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира в свою внутреннюю «скорлупку». Узнала своего ребенка? Читай и действуй!

Какие они эти дети?

Взрослые довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства и хлопот. Проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость: разговаривает только в случае необходимости или вообще не разговаривает; говорит очень тихо, почти шепотом; держится в стороне от всех, боится присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое; часто проводит время в одиночестве, даже когда вокруг много детей. Замкнутые дети все и всегда таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами. Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания. Ты можешь говорить сколько угодно, но ребенок не будет принимать в этом активного участия.

Симтомы

В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:

  • ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
  • держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
  • у него друзей очень мало или нет совсем;
  • он боится начать что-то новое;
  • не решается выразить свое мнение;
  • таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
  • часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
  • излишняя осторожность в словах и поступках;
  • отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
  • неглубокое дыхание;
  • психосоматические проявления (боли в желудке, например);
  • желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
  • часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

При всем этом ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор. Такой ребенок не слишком хочет покидать свой мир. Он использует укрытие в острые для себя моменты, но окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Поэтому очень часто замкнутость характерна для приемных детей. Не стоит путать замкнутого ребенка с интровертом.

Негативные проявления и последствия

У замкнутости есть негативные последствия и если ничего не предпринимать, то ребенок:

  • не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;
  • будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
  • ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
  • не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
  • не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
  • постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
  • будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
  • не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
  • сохранит неуверенность в себе на многие годы;
  • не будет решать сложные проблемные ситуации;
  • будет в одиночестве;
  • возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Что делать?

Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и физической). Психологи рекомендуют следующие подходы:

  • воспринимать ребенка таким, каков он есть;
  • меньше говорить самому в общении с ним;
  • рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
  • в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
  • научить его осознавать свои страхи, обиды;
  • выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
  • в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
  • подкреплять, хвалить решительность ребенка;
  • постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
  • помочь справиться с комплексами и страхами.

Если самостоятельная работа над проблемой не дает результатов, тогда ребенку сможет помочь психолог. Он в работе с такими детьми часто используют экспрессивные техники. Применяется рисование, лепка, упражнение с предложениями, начинающиеся с «Я…», подход «здесь и сейчас» также является очень действенной помощью. Сначала происходит осознание своих страхов, огорчений и обид, далее проводится психокоррекция.

В целом, замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, ты непременно освободишь своего ребенка. Главное, вовремя обнаружить и исправить. Разбей «скорлупку» ребенка, но очень, очень бережно.



Публикации по теме