Сообщение семья как экономическая ячейка общества. Семья как ячейка общества

Дать определение самым простым и обыденным понятиям сложнее всего. Вот что такое «семья», если не обращаться к словарям? Ближайшие родственники, которые живут вместе? Достаточно ли этого для того, чтобы считаться семьей? Или это все-таки нечто большее, чем кровная связь? Столько вопросов - и даже различные словари не сходятся во мнении, какую именно группу лиц можно считать семьей.

Тем не менее, на интуитивном уровне, где действует не только логика, но и чувства, мы понимаем, какие именно совместные проживания можно считать семьей, а какие - нет. Семью связывает устремление к общему будущему и общему быту. И в зависимости от того, как обустроен этот быт и на чем основываются отношения членов «семейной группы», семьи делятся на несколько разных видов.

Функции семьи

Какой бы вид семьи не был представлен в обществе, у всех у них есть общие функции, которые могут более или менее успешно реализовываться.

1. Продолжение семьи. Если эта функция не реализована по медицинским причинам, то часто появляются приемные семьи. Когда все представители младшего поколения вместе с супругами являются , эта функция не реализуется.

2. Воспитание и социализация. Именно на плечах семьи лежит задача подготовить детей к общению с социальным миром и научить их соблюдению правил.

3. Быт. Еда, вода, крыша над головой и одежда. Одни зарабатывают на это деньги, другие выполняют домашнюю работу - или и то, и другое частично.

4. Эмоциональное и духовное общение. В настоящей семье все поддерживают друг друга, мотивируют и дают возможность отдохнуть, набраться сил. Это источник позитивных эмоций, энергии и спокойствия. Скандалы разрушают эту функцию и могут в конце концов привести к распаду семьи.

Если какие-то из этих функций не реализуются, то семья может быть неблагополучной. Например, родители могут пить или состоять в преступной группировке, тогда о нормальной социализации или воспитании можно забыть, а быт трещит по швам. Про эмоциональное общение даже и речи в таком случае быть не может. Иногда появляются внешне респектабельные семьи, внутри которых не всё благополучно, например, сектанты. В силу каких-то убеждений они могут не давать ребенку достаточной социализации или ущемлять в быту, что часто приводит к подавлению или расстройству личности.

Патриархальная семья

Древнейший тип семьи - патриархальный. В ней четко установлена иерархия: дети подчиняются родителям независимо от их возраста, все подчиняются главному мужчине - добытчику в семье. На женщину в такой семье полностью ложится бремя ведения домашнего хозяйства, а если она и работает, то на менее оплачиваемой и значимой работе, чем мужчина.

Жизненный уклад в патриархальной семье расписан достаточно четко, так что если «патриарха» попросить вынести мусор, то он будет ворчать и негодовать.

Ранее этот вид семьи был настолько господствующим, что любой другой тип в глазах общественного мнения являлся отклонением. Мужчина приводил невесту в дом своих родителей, затем они прилежно исполняли все функции, выработанные сотнями лет: родить детей, воспитать их, обеспечить приданое. В патриархальной семье действительно был смысл до тех пор, пока женщины не получили достаточно прав и не могли самостоятельно содержать не только целую семью, но и себя одну. Работы и возможности получить образование просто не было.

Когда женщины добились , патриархальные семьи начали развиваться в нечто новое, однако до сих пор они являются самым распространенным типом семей в России (более двух третей всех семей, в которых есть дети). Конечно, в современном варианте патриархальной семьи есть послабления, когда женщина всё же работает, а мужчина делает некоторые дела по дому, но эти перегибы незначительны.

Домашнее насилие, скандалы и неудовлетворенность женщины своей ролью встречаются чаще всего именно в патриархальной семье, так как женщина не может полностью реализовать себя в таком варианте. Патриархальный брак подавляет личность и не дает развиваться ни в одном направлении, так как вся модель супружеских взаимоотношений построена вокруг удовлетворения лишь одной стороны.

Нуклеарная семья

Нуклеарная семья отличается от традиционно патриархальной тем, что в ней нет бабушек и дедушек, теть и дядь, вертикального подчинения старшим. В ней лишь одна связь
поколений: родители и их дети или даже одни только молодые супруги. При этом взаимоотношения внутри столь малой семьи могут быть совершенно различными, то есть нуклеарная семья может быть «зародышем» будущей патриархальной семьи, а может быть основана и по-другому.

Впрочем, нуклеарные семьи образуются чаще всего именно тогда, когда молодая пара хочет съехать от родителей и жить собственным умом, так что патриархальная доктрина появляется только при своеобразной тирании супруга. Гораздо чаще такие семьи настроены на более либеральный лад. В них уделяется много значимости личностям, поэтому у каждого члена семьи есть личное пространство, но при этом и обязанности перед семьей.

На данный момент количество нуклеарных семей подсчитать сложно. В целом они господствуют, так как все молодые супруги, не успевшие пока завести детей, - это семья нуклеарная. Это большой процент. Но всего через 1-3 года больше половины таких семей распадаются, в то время как патриархальные семьи с годами не меняются. Демократичность часто приводит к тому, что партнер просто оказывается неподходящим для создания семьи - и хорошо, если пара успевает это осознать до рождения детей. Впрочем, неполная семья - не так уж и страшно, особенно если женщина способна финансово обеспечивать ребенка, просто это куда большая нагрузка.

Существует и матриархальная версия семьи, где зарабатывает больше мужчины, но это такая большая редкость, что ее процентное соотношение в общей статистике исчисляется десятыми долями процента. Как правило, матриархальные отношения возникают только в небольшой нуклеарной семье, не распространяясь на более старшее поколение.

Партнерская семья

Наиболее прогрессивный и разумный для современного общества тип семьи - партнерский. В нем партнеры в равной степени заботятся друг о друге и совместно принимают все решения, а также распределяют обязанности. Если они могут вносить вклад в развитие семьи в одинаковой мере во всех сферах, то это эгалитарный брак. Но они могут по общей договоренности немного наклонить чашу весов в сторону тех или иных предпочтений и возможностей супругов.

Основа такого брака - нуклеарная семья, в которой все функции стремятся к равному распределению. В равной степени воспитывать детей, в равной степени зарабатывать, отдыхать и заниматься скучной домашней рутиной. Как правило, детей с детства приучают к этому же.

Это прекрасная и разумная семья, единственный недостаток которой - излишняя утопичность. Очень редко партнерская семья может функционировать без перегибов в ту или иную сторону на протяжении долгого времени, так как пережитки общества и воспитание дают о себе знать. Изначальное согласие на «всё мы делим пополам» часто вызывает скандалы в семье после определенного тестового периода, так что пока что этот тип семьи встречается не так часто. Однако если вы встретили того, кто является действительно вашей второй половиной, то он сможет понять желание женщины реализоваться в равной с мужчиной степени. Это возможно лишь в партнерской семье.

В современных условиях все более возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех социально-экономических процессах, совершающихся в нашей стране, в каждом трудовом коллективе. В семье закладываются нравственные, физиологические основы бытия человека, его духовные, мировоззренческие качества. Поэтому от нравственного здоровья семьи во многом зависит и нравственное здоровье общества.

Семья обладает способностью влиять на ход развития общества.

Она как в зеркале отражает самые существенные процессы его развития- экономические, социальные, демографические. “Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи”.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, говорил выдающийся советский педагог А.С.Макаренко, является, прежде всего, большим делом, имеющим большое государственное значение.

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.

Семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств существования, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья - это творец цивилизации. Она производит главное общественное богатство - человека.

Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Именно в семье ребенок растет, и с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений: и добро, и зло. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья рассматривается как самая малая ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи зависит состояние государства. Экономическое состояние семьи зависит от состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, зависит и экономическое состояние общества.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Семья - персональная среда жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров:

Демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей (в таких семьях - 3-4 члена), полная или неполная, бездетная, однодетная, мало- или многодетная);

Социально-культурный - образовательный уровень родителей. Их участие в жизни общества;

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Типы семей

Семьи по семейному стажу

Семьи по количеству детей

Типология семьи по составу

Типология по качеству жизни семьи

По видам отношений между супругами

Семьи по семейному стажу

Молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Молодая семья. Это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей.

Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка.

К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т. д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу).

Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся однотипными и монотонными.

К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т. д.

Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская пара, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов.

Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т. д.

Семьи по количеству детей

Бездетная семья. Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей, считается бездетной.

Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие перспективных семейных целей и т. д.

Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

К наиболее типичным проблемам малодетной семьи можно отнести сложности психолого-педагогического свойства, связанные с воспитанием единственного ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм.

Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

Семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

Семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений

Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.

К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в семейных отношениях и т. д.

Типология семьи по составу

Простая семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, неполная семья, материнская семья, внебрачная семья, семья повторного брака.

Cложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

Нуклеарная семья - семья, семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми (как правило: семья из 3-4 членов), в которой родителя заняты профессиональной деятельностью.

Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой идентификации детей и т. д.

Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение, жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников; невротизация женщины, деформация ее установки на материнство, нарушения в формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса матери, жестокое обращение с ребенком в силу деформации материнского поведения, отказ от ребенка.

Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

Мужчина с детьми женится на женщине без детей;

Оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типичные проблемы таких семей включают: психическую напряженность от прежних взаимоотношений супругов, проблему утраты имевшихся ранее семейных ценностей и необходимости их восстановления, проблему взаимопонимания супругов, их взаимной адаптации, установления гармоничных отношений с детьми, достижения их расположения, выработки семейных правил, распределения ролей, установления новых взаимоотношений с микросоциумом.

По качеству жизни

Благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К проблемным семьям, нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у детей и т. д.

Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы, материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. Названные проблемы влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию, психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям, привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в семье, понижение семейного настроения, внутренний дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность ходом жизни, отношениями с новым микроокружением и т. д.), передающийся всей семье, снижение уверенности в семейном лидере, чувство неуверенности в себе, снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации супружества и т. п.

В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоцальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т. п.

Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.

Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию.

По видам отношений
между супругами

семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Виды отношений: сотрудничество; паритет; соревнование; конкуренция; антагонизм.

3. Этапы, функции семьи

Семья как социальный институт проходит ряд этапов :

Вступление в брак;

Рождение первого ребенка;

Окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение семьи со смертью одного из супругов;

Репродуктивная и генеративная.

Развитие семьи проходит несколько стадий:

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семьи или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, в продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Обозначим функции семьи:

Репродуктивное, биологическое воспроизводство населения

Функция первичной социализации детей и воспитательная;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

Духовного общения – духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Компоненты воспитательного потенциала семьи:

Численность и структура семьи;

Нравственно-психологическая атмосфера, характер внутрисемейного общения;

Жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;

Распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;

Материальные и бытовые условия семьи;

Организация семейного досуга, наличие семейных традиций;

Взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.


Похожая информация.


Вы вероятно часто слышите, как леваки со дня на день собираются отменить семью. Почему? Зачем? Если посмотреть внимательнее, то очевидными станут мелкие частно-эгоистические мотивы. Чем мельче левак, тем сильнее ему мешает семья, тем сильнее у него по этому поводу реформаторский зуд. Семья мешает леваку тем, что жутко стесняет его левака личную свободу (которая превыше всего). Свободу расслабляться и околачивать груши.
Пока левак маленький (таких большинство), леваку мешает надзор со стороны папы и мамы. Это страшно закрепощает левака. Не даёт ему, к примеру, спокойно зависать у пацанов после 10 вечера. Без этого левак давно бы уже сделал революцию. Может даже две. Когда левак большой (таких мало, редкий подвид; начав зарабатывать и начиная активную деятельность в соотв. со своей классовой принадлежностью большинство из них перестаёт играться в ррреволюционную романтику и резко сливается в либералы, чтобы с глубокомысленным прищуром, ежесекундно затягиваясь, рассказывать окружающим как они разочаровались в революции и прозрели), так вот, когда левак большой, семья мешает леваку… — зависать у пацанов. А вы что думали? Всё так же, зависать у пацанов и раскрепощаться. Жена, ребёнок, их надо обеспечивать, посвящать им своё время. Ах, если бы жена и ребёнок не держали левака, не связывали бы его по рукам и ногам. Левак давно бы уже раскрепостился. Высвободил бы всю свою что ни на есть сексуальную энергию (жена не в счёт, она, положа руку на сердце, уже порядком поднадоела да и уже не торт). Несколько таких половых гигантов (может быть даже 100!) собрались бы вместе и через сложный и свирепый ритуал произвольного пересечения и сочетания своих половых (и не только) органов, объединили бы раскрепощённые энергии в один мощный оргазмический поток. И устроили бы, таки, революцию. Может даже две. Но жена, дети мешают. Сотни, тысячи аппетитнейших баб мира (ну, или, по крайней мере, пара неустроенных хабалок с соседнего двора) так и стоят в очереди, неудовлетворённые. Раскрепощения нет. Революции тоже нет. Одни экзистенциальные страдания.
Поэтому семью надобно отменить. Кто же будет обеспечивать и воспитывать детей? Это обязано будет сделать государство. Пока левак будет зависать у пацанов и раскрепощаться. Но тут тоже возникает проблема. Дело в том, что государство… тоже надо отменить. Оно тоже так или иначе стесняет свободу левака, тоже мешаем ему раскрепощаться. Дилемма решается примерно так: семья и государство должны быть отменены непременно (ведь вопрос частной свободы зависать и раскрепощаться — вопрос приоритетнейших либеральных ценностей: когда речь идёт о личных частных хотелках, всё остальное идёт по-боку); решение же об обеспечении и воспитании детей откладывается на неопределённый период, как вопрос совершенно второстепенной важности. Ррреволюционно. Либерально.

Какая роль в социалистическом обществе отводилась (и отводится) семье?

Основная функция семьи — обеспечение и воспитание потомства (воспроизводство человека). Временные или постоянные союзы особей с такими целями вполне наблюдаемы даже у животных. У человека в частнособственнических антагонистических обществах на это отношение также навешивалась функция контроля над собственностью (воспроизводство собственника). Которая, впрочем, в этих обществах была исторически преходящим явлением и в разные эпохи имела разную значимость. В современных условиях действуют разнонаправленные тенденции (классово специфические). Напр., крупное капиталистическое предприятие представляет собой сложную экономическую систему, управление которой не может быть доверено кому попало (печальная судьба СССР и множества организационно-экономических образований калибром поменьше — другим наука), при том срок её существования (стратегическая установка: существовать и развиваться вечно) значительно превышает срок жизни собственника-основателя. Поэтому нормальной является практика целенаправленного воспитания будущего управления с малых лет. Наследники уже с детства ориентированы на своё жизненное предназначение, и реализовать такое воспитание удобнее всего в собственной семье (см. историю ИКЕА в качестве наглядной иллюстрации). На общегосударственном (общережимном) уровне аналогичную защитную стратегию в плане передачи госвласти использует, напр., режим КНДР, доказав на практике её эффективность (впрочем, то, что позволено крупным капиталистам, не позволено каким-то Кимам, их надо зафукать и дождаться проталкивания реакцией своего северокорейского горбачёва).
В общем, сейчас на Западе есть две тенденции: а) укрепление семейных отношений у господствующих классов (помимо формальной передачи собственности, это диктуется необходимостью эффективного стратегического управления собственностью и бизнесом); б) коррозия семейных отношений в среде эксплуатируемых классов (это доведение до логического завершения тенденции атомизации; эксплуатируемый должен быть максимально изолирован и одинок, поскольку один в поле не воин, а чем больше раб не воин, тем удобнее хозяину и его режиму; в то же время буржуазный режим предпочитает политкорректных янычар рискам автономного семейного воспитания, где будущий рабочий скот неизменно набирается классовых установок, отсюда и усиливающееся вмешательство в сферу семейных отношений, где роль родителя всё больше сменяется смешанной ролью лицензированного мудрыми чиновниками наблюдателя-соинвестора; буржуазное государство (выражающее, напомню, здесь интересы господствующего капитала) всё отчётливее становится здесь третьей стороной в семье, покровителем и арбитром, интересы родителей и детей, поляризуются и антагонизируются; в свободном мире, как видим, даже здесь без всевидящего ока никак).

В СССР, как вы понимаете, не особо волновались по поводу частнособственнической функции. Почему же не передали функцию обеспечения и воспитания детей государству, и не отправили институт семьи на свалку? Тому было несколько веских причин.

Первая причина экономическая. Государство ни при каких раскладах оказалось неспособно потянуть такую масштабную задачу. Одна только задача социализации беспризорников и сирот оказалась нетривиальной и ресурсоёмкой. Это при том, что параллельно решалась масса других жизненно важных экономических задач и каждый рубль, каждый практик был на счету. А задача воспроизводства человека, как мы уже обсуждали, имела первостепеннейшую важность. Позиция государства была такова: обеспечение и воспитание потомства это право и обязанность родителей; государство обязуется сделать всё возможное, чтобы всемерно помочь им в этом деле. Об этом просто и доходчиво в своё время говорил Луначарский [см.: Луначарский А.В. О быте. — Л.: Государственное издательство, 1927].

Вторая причина идеологическая. Дело в том, что в стратегической перспективе Советской власти нужен был самостоятельный человек , и постепенное снижение роли государства (деполитизация). Такая перспектива явно декларировалась в области идеологии. Процесс имел такой же характер, какой имеет взросление и становление человека в персональной перспективе. От всемерной опеки родителей человек переходит к автономии действий, а затем к полной самостоятельности. Когда это случается, никакая опека ему уже не нужна, потому, что он уже полностью автономен, суждения его зрелы, ему не нужны ни подсказки, ни страховка. Напротив, он сам начинает заботиться о родителях и близких.
Собственно, тенденцию ослабления государства в СССР и утрату роли партии можно проследить исторически. Но если в перспективе социалистическое государство отмирает, то обеспечение и воспитание детей становится непосредственной заботой граждан. Советская семья — это автономная ячейка воспроизводства человека . Государство отдало, децентрализовало эту важнейшую функцию, признав в этом вопросе самостоятельность и автономию граждан, оставив за собой лишь поддержку (по типу того, как в капиталистических режимах государство, под давлением господствующего капитала, устраняется из различных сфер экономики, отдавая оные на волю частных капиталов, и оставляет себе только самые общие функции обслуживания их интересов, роль «ночного сторожа»). В СССР существовали мощные государственные программы поддержки материнства и детства: инфраструктура обслуживающих учреждений (молочные кухни, специализированные медицинские центры, и др.), широкий спектр образовательных учреждений, агитационно-пропагандистские и информационные программы, правовая защита. Тот же брак (юридическое оформление семейных отношений), к примеру, в отличие от буржуазного контракта, выражавшего, скорее, покупку жены/мужа или обмен дохода на интимные услуги/потомство, в СССР предназначался в первую очередь для формальной защиты матери и ребёнка. При этом советское право избегало юридической фетишизации и смешения понятий семьи и брака. В силу автономии отношения брак можно было регистрировать, можно было не регистрировать (автономное дело граждан), но если в результате этого социального отношения появлялся ребёнок, то государство принуждало отца участвовать в его содержании, независимо от того, состояли ли родители в браке.

Так, что, уничтожает социализм семью или нет? Нет, наоборот. Семья — это та самая автономная ячейка, в рамках который каждый самостоятельно решает наиважнейшую общественно-важную и в то же время лично значимую задачу воспроизводства человека (себе подобного и лучшего), постоянно вступая при этом в ассоциации с другими ячейками и общественными группам. Это формы реализации будущей свободы прямо сегодня. Именно поэтому буржуазное тоталитарное государство всеми правдами и неправдами ломится в эту сферу с контролем и регулированием (уже сейчас давая многочисленные примеры использования этих средств в репрессивных целях: лишая неугодных под надуманными поводами права и возможности автономного воспроизводства). В свете сказанного нападки на семью особенно забавно слышать от всевозможных леваков, которые при том громче всех хотят Свободы™. В таких случаях часто советуют «либо крест снять, либо трусы надеть» (в случае с леваками, трусы было бы неплохо ещё и предварительно постирать).

Исследование закономерностей развития социального института семьи было проведено Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. — 50 т. — Т. 21, с. 23-178.] (основывается на конспектах и записях Маркса, на обширном научном материале, охватывающем буквально весь земной шар и различные исторические эпохи; отдельные исследования, положенные в основу анализа и позволившие Марксу с Энгельсом увидеть систему в зафиксированных фактах жизни различных культур, были не меньше чем делом жизни для собравших их исследователей — Морган, напр., провёл порядка 40 лет среди североамериканских индейцев). Энгельс показывает причины возникновения семьи, последовательность изменения её форм и функций, существенные причины таких изменений. Он выдвигает и доказывает тезис, что формы и функции семьи (а следовательно и характер половых отношений) не произвольны, а определяются господствующими общественными отношениями, которые сами являются функцией уровня развития производительных сил (включая самого человека). Из тренда проведённого Энгельсом отчётливо видно (и это подчёркивается), что идёт эволюционное поступательное ограничение беспорядочных связей и половых свобод в общественных интересах (которые начинаются в интересах личных и в конечном счёте, в долгосрочной перспективе удовлетворению личных интересов и служат). Интерполируя выявленный тренд в будущее Энгельс указывает на то, что современная ему моногамия, в действительности не является истинной моногамией, т. к. отражает господствующие в обществе отношения и соответственно деформирована постоянно действующими частными интересами (в итоге, как это типично для капиталистических отношений декларируется одно, а практикуется нечто другое, часто совершенно противоположное; в половой сфере, напр., формальный моногамный брак дополняется широко распространёнными внебрачными связями и проституцией, сам этот брак в большинстве случаев является браком по расчёту и часто сам по себе сводим к одной из форм проституции, разница лишь в договорных сроках контракта купли-продажи). Энгельс же указывает, что в среде, где нечего делить, где в человеческие отношения не вторгаются отношения частной собственности, начинают действовать совершенно иные причины образования и поддержания семьи. Он делает вывод, что в будущем обществе, построенном на равноправных, товарищеских взаимоотношениях между его членами, основой половых отношений будет служить не меркантильный интерес (и не драйверы статусного потребления, добавим мы, или какие-то иные частнособственнические производные), а подлинные человеческие чувства, полноценная любовь (которая во все иные эпохи, в силу специфики общественных отношений, в институализированной области семьи и брака была скорее исключением, пробивающим себе дорогу к самореализации вопреки условиям бытия, чем правилом). Минимальной ячейкой воспроизводства человека является парный союз между мужчиной и женщиной, а какие формы примет эта семья будущего, трудно сказать, говорит Энгельс, в любом случае они будут подчинены новым общественным отношениям.

То, что теоретически предвосхищал Энгельс, советское государство вынужденно было реализовывать на практике. Не в качестве прихоти или идеологической догмы, а сама логика действительности потребовала этого. Поэтому Советское государство, столкнувшись с задачей воспроизводства человека в условиях формирования новых общественных отношений, всеми средствами поддерживало семейное отношение и принимало меры (иногда мягкие, иногда жесткие и решительные) к подавлению всех тенденций и явлений, разрушительных для нормальных здоровых семейных отношений, противоречащих идеологическим установкам и логике прогрессивного общественного развития (в полном соответствии с теми объективными нравственными критериями, о которых

Наверное, каждый человек в определенный период своей жизни приходит к тому, что семья - это главная ценность. Люди, которым есть куда возвращаться с работы, и которых дома ждут - счастливчики. Они не размениваются по мелочам и осознают, что такой дар необходимо беречь. Семья - ячейка общества и тыл каждого человека.

Почему семья распадается?

Нередко случаются такие ситуации, когда созданная ячейка растрачивает свой потенциал и в результате распадается. При этом она не получает защиты от общества и государства, что наносит ей еще больший вред. Развал семьи - это полное поражение и крушение надежд.

Ученые провели многочисленные исследования и заявили, что семья сейчас переживает кризис. Он настолько масштабен, что его нельзя быстро преодолеть, не принимая решительных и кардинальных мер. Специалисты считают, что семья - ячейка общества, но она обесценивается в результате изменений в устоявшемся поведении. В обществе преобладают такие проблемы, как отсутствие социальных привязанностей, духовная раскрепощенность и нежелание людей брать на себя ответственность.

Семья - великое дело!

Сегодня довольно непростое время, и зачастую семья является главным стимулом жить. Люди, которые понимают это, стараются создать образцовые ячейки, в которых будет царить мир, взаимопонимание и любовь. Очень важно, чтобы все помогали друг другу, заботились и поддерживали.

Многие задумываются о том, действительно ли семья - ячейка общества. Кто сказал, что так должно быть? Скорее всего, это утверждает сама жизнь. Люди, которые воспринимают брак, как наверное, в чем-то правы. Если все участники порядочные и ответственные, то испытание будет с честью пройдено. В противном случае семья потерпит крушение.

Жена - тоже человек

К сожалению, нередки случаи, когда супруги перестают ценить друг друга и воспринимают брак, как что-то само собой разумеющееся. Это очень опасный путь, так как со временем можно окончательно забыть о том, что рядом находится полноценный человек со своими мечтами, планами и правами, а не просто обслуживающий персонал. Чтобы сохранить добро и мир в семье, нужно чаще говорить нежные слова, благодарить за оказанные услуги и приятные сюрпризы. Только в крепком и дружном союзе могут вырасти счастливые и уверенные в себе и в будущем дети.

Так для чего же нужна семья?

Для каждого человека брак - это начало начал, поэтому семья - ячейка общества, она играет не только но и экономическую и представляет собой важнейшее звено для формирования структуры, стимулирует развитие государства в целом.

Семья не только «производит» новых членов общества, но и заботится о том, чтобы они были правильно воспитаны и не вносили в социум разлад. С давних времен такие союзы играли регулирующую и стабилизирующую роль. Благодаря тому, что все члены семьи общаются между собой и осуществляют обмен информацией, можно говорить и о коммуникативной функции.

Семья как экономическая ячейка общества связана с удовлетворением потребностей всех участников, которые сводятся к таким нюансам:

  • Ведение домашних дел. Они приравниваются к частному производству, которое необходимо для того, чтобы обслуживать всех членов семьи.
  • Накопление общего имущества и забота о том, чтобы обеспечить его наследование.
  • Контроль над и рациональное распределение средств, включая накопление.
  • В нем должны принимать участие все члены семьи, чтобы создавать материальные и духовные ценности.
  • Воспитание и уход за детьми. Наследники должны понимать всю важность общественного производства и принимать в нем активное участие. Также стоит посвятить детей в тонкости экономического воспитания и дать ориентацию на будущую профессию.

От чего зависит характер отношений?

Поднимая вопрос: «Семья - ячейка общества. Кто сказал, что это - правда?», стоит понимать, что на характер отношений в немалой степени влияют мотивы, которые привели к созданию союза. Основные нюансы зависят от политического строя, религиозных, экономических и социальных укладов общества, а также от других факторов.

Хотя принято считать, что семья - это пара, в реальной жизни не всегда складывается именно так. Союзы бывают нуклеарные, когда под одной крышей живут родители и дети, и расширенные - вместе проживают супруги, их родители, дети и бабушки с дедушками. Независимо от состава, существуют определенные функции, которые должна выполнять семья.

Репродуктивная функция

Она подразумевает воспроизведение себе подобных, то есть в семье должны рождаться дети. Это необходимо для того, чтобы человеческий род не прекратил свое существование. Как утверждает наука «обществознание», семья - ячейка общества, но сегодня резкое снижение уровня жизни и другие невзгоды порождают многие сложности, которые затрудняют деторождение. Опасность таят в себе и ранние браки, так как в таких союзах велик риск распада.

Воспитательная функция

Полноценно эта функция может реализоваться только в семье, ни один другой институт не может ее заменить. Аристотель утверждал, что семья - ячейка общества и первый вид общения, где человек учится добродетели и познает жизнь.

Специалисты выделяют несколько :

  • Детоцентризм. Чаще всего он наблюдается в тех семьях, где один ребенок. Родители очень балуют его, в результате чего он вырастает совершенно неприспособленным к реалиям взрослой жизни.
  • Профессионализм. В этом случае родители перекладывают свои обязанности по воспитанию на государственные учреждения, из-за чего ребенок вырастает черствым и боится проявлять чувства.
  • Прагматизм. Семья - основная ячейка общества, усилия которой должны быть направлены на развитие гармоничной личности. Но иногда родители формируют у ребенка только материальную выгоду и забывают о духовной стороне.

Хозяйственно-экономическая функция

Она подразумевает довольно большой спектр областей: ведение домашних дел, распределение бюджета, организация досуга и прочие.

Восстановительная функция

Психологи уверены, что хорошая семья - это успешный старт для каждого ребенка. Чтобы преодолевать жизненные трудности, необходимо быть настойчивым и уверенным в своих силах, а также иметь место, где можно восстанавливать форму. Таким местом является семья. Близкие люди легко вернут чувство психологического комфорта и жизненный тонус.

Социализация

В семье закладываются основные нормы, традиции и культура общества. Ребенок познает, добро, честь и справедливость. Семья как социальная ячейка общества играет очень важную роль, так как дети копируют модели поведения взрослых.

Супруги, которые хотят создать крепкий союз, должны помнить о взаимоприспособленности. Это качество позволяет избежать ссор и сближает мужа и жену.



Публикации по теме