Состав механических часов. Недостатки кварцевых часов

Платина или плата — это основная деталь механизма часов, на которой крепятся все детали и узлы. Диаметр платины соответствует калибру часов. Часовые механизмы с диаметром платины менее 22 миллиметров считаются женскими, 22 и более считаются мужскими. В механических карманных часах «Молния» диаметр платы 36 мм. Платина может иметь как круглую форму так и не круглую. Изготавливают платину обычно из латуни марки ЛС63-3т, в кварцевых часах платина может быть изготовлена из пластмассы. Для установки и расположения деталей на плате делают различные расточки и отверстия, которые имеют различную высоту и диаметр. В наручных часах в плату запрессованы камни, выполняющие роль подшипников колёсной системы и баланса. Камни изготовленные из синтетического рубина и имеют высокую прочность. В малогабаритных будильниках «Слава» вместо камней колёсной системы используются латунные втулки. Они запрессованные в плату и в мост ангренажа, если происходит износ втулок (появляется отверстие овальной формы), то они подлежат замене. В крупногабаритных часах плата не имеет ни камней, ни латунных втулок, при выработке отверстия стягиваются пуансоном. Платина очень редко приходит в негодность, поэтому при ремонте часов редко подлежит замене. Так как для вращающихся деталей (колёс, баланса и т.д.) обычно используют два подшипника т.е. камня, то для установки второго камня используют мосты. В мостах как и в платине делают различные расточки и отверстия. Отверстия в платине и в мостах должны быть строго соосны, что бы обеспечить правильное положение деталей. Соосность обеспечивают посадочные штифты или втулки, которые запресованы в платину (в некоторых случаях в мосты). Латунные платины и мосты обычно никелируют, для защиты от окисления и придания им красивого внешнего вида.

Колёсная система или ангренаж состоит из четырёх и более колёс. Основная колёсная система содержит в себе:
1. Центральное колесо
2. Промежуточное колесо
3. Секундное колесо
4. Анкерное колесо
Если быть точным не всё анкерное колесо, а только триб анкерного колеса. Полотно анкерного колеса относится к другой системе, системе спуска.
Все колёса в часовом механизме состоят из следующих составных частей — ось, триб, полотно. В наручных часах ось и триб являются единым целым и так как несут на себе значительные нагрузки изготавливаются из стали. Верхняя и нижняя части оси имеют меньший диаметр и называются цапфы. Полотно колёс имеет зубья, перекладины и изготавливается из латуни. Исключением является полотно анкерного колеса, оно изготавливается из стали (в большинстве часовых механизмов). При ремонте часов нужно знать несколько правил:

1. Полотно центрального колеса входит в зацепление с трибом промежуточного колеса.

2. Полотно промежуточного колеса входит в зацепление с трибом секундного колеса.

3. Полотно секундного колеса входит в зацепление с трибом анкерного колеса.

Центральное колесо в большинстве часовых механизмов располагается в центре платы, за что и получило название — центральное.
Секундное колесо делает один оборот за одну минуту, поэтому на одну из его цапф одевают секундную стрелку.
Промежуточное колесо находится «между» центральным и секундным колёсами. Между в кавычках потому, что в часах с центральной секундной стрелкой промежуточное колесо будет находиться рядом с центральным и секундным, секундное колесо проходит сквозь центральное. Поэтому «между» это не место положения, а порядок передачи энергии от двигателя к маятнику.
Чем толще ось колеса тем ближе к двигателю оно располагается имеется в виду не место положение на плате, а место по передаче энергии. То есть самая толстая ось будет у центрального колеса, самая тонкая у анкерного.

Двигатель. Двигатель в механических часах служит для накопления энергии. Существует два типа двигателей гиревой и пружинный. Гиревой двигатель наиболее точен, но из-за больших размеров и конструктивных особенностей используется только в стационарных часах. Состоит он из гири, цепи или струны (шёлковая нить). Одной и единственной поломкой гиревого двигателя является обрыв цепи или струны. При длительной зксплуатации звенья цепи могут растянуться, их можно восстановить с помощью плоскогубцев. Растянутые звенья цепи сжимают в продольном направлении для того, чтобы сошлись разошедшиеся концы.

Пружинный двигатель менее точен, но более компактен его используют в наручных, настенных, карманных часах. Пружинный двигатель состоит из пружины, вала (корэ), барабана. Барабан служит для предохранения пружины от попадания на неё пыли, влаги. Состоит барабан из корпуса и крышки. По периметру корпус имеет зубья, которые служат для передачи энергии на колёсную систему. В центре дна корпуса имеется отверстие для вала (корэ), такое же отверстие имеется и в центре крышки барабана. В большинстве случаев в крышке имеется ещё одно отверстие для замка пружины, оно находиться с краю.

Пружины в часах имеют S-образную форму, и спиральную. Пружина имеет отверстие для крепления к валу на одном конце (в центре) и замок для крепления к барабану на другом конце. В часах с автоподзаводом используется фрикционное крепление пружины, это когда пружина не имеет жёсткого крепления к барабану, а проскальзывает при заводе.

Анкерная вилка входит в состав системы спуска часового механизма. Система спуска предназначена для преобразования вращательного движения колёс в колебательные движения маятника. В состав системы спуска также входит: полотно анкерного колеса, двойной ролик баланса. Анкерная вилка состоит из:

1. Ось анкерной вилки старые мастера называют её чиж.
2. Тело анкерной вилки, бывает одноплечная и
двухплечная.
3. Рожки находятся в хвостовой части тела анкерной вилки.
4. Копьё располагается снизу рожков точно по центру.
5. Паллеты находятся в пазах тела на плечах вилки.
Ось анкерной вилки изготавливается из стали как и все оси в часовом механизме. Она имеет самый маленький размер по отношению к другим осям механизма за что её и прозвали чиж. На ось напресованно тело анкерной вилки которое изготавливается из стали или латуни.

В пазы тела вставлены паллеты изготовленные из синтетического рубина. Крепятся паллеты при помощи специального клея который называется шеллак. Шеллак при нагревании растекается и заполняет щели между паллетами и пазами тела анкерной вилки. При остывании шеллак затвердевает, что приводит к прочному крепление паллет в пазах тела. Для того чтоб приклеить паллеты с помощью шеллака существует специальный инструмент называемый жаровня.

В хвостовой части тела анкерной вилки располагаются рожки и копьё. Рожки изготовлены как единое целое с телом, а вот копьё изготовленное из латуни и крепится к телу анкерной вилки методом запрессовки.
Копьё предназначено для предотвращения выхода эллипса из зацепления с рожками анкерной вилки так называемый заскок. ЗАСКОК это когда эллипс находится не между рожками, а за пределами то есть заскакивает за один из рожков анкерной вилки.

Баланс, маятник.

Колебательная система или регулятор хода включает в себя баланс (используется в наручных, карманных, настольных и в некоторых настенных моделях часов) или маятник (используется в настенных и напольных часах). Маятник представляет из себя металлический или деревянный стержень, на одном конце которого находится крючок на другом конце находится линза. От расположения линзы относительно стержня зависит точность хода часового механизма. Чем выше тем быстрее колебания, чем ниже тем медленнее.

Баланс состоит из следующих — ось, обод, двойной ролик, спираль (волосок).

Обод с перекладинами крепиться по центру оси, обод должен быть плотно напрессован, чтоб исключить его проворачивание во время колебаний баланса. Под ободом на ось напрессован двойной ролик в состав которого входит эллипс или как его ещё называют импульсный камень. Над ободом находиться спираль, она должна располагаться параллельно ободу и ни в коем случае не соприкасаться с ним. На внутреннем конце спирали находится колодка с помощью которой спираль крепиться к оси баланса. На наружном конце находится колонка, с помощью которой спираль крепится к мосту баланса. От длины спирали зависит точность хода часового механизма. Для регулировки точности хода существует градусник (регулятор) который располагается на мосту баланса. Градусник представляет из себя рычаг на одном конце которого находится два штифта или специальный замок, на другом конце выступ с помощью которого можно регулировать точность хода. Между штифтами градусника проходит наружный виток спирали, при повороте градусника штифты скользят вдоль наружного витка спирали тем самым удлиняя или укорачивая рабочую часть спирали. Рабочая часть спирали считается — длина спирали от колодки до штифтов градусника плюс одна треть расстояния от штифтов к колонке.

МОСТЫ — мосты фиксируют все детали к плате, мост баланса, мост анкерной вилки, мост ангренажа, мост двигателя.

Механизм завода и перевода стрелок (ремонтуар) состоит из следующих деталей:
1. Переводной триб его ещё называют бочонок
2. Заводной триб или полубочонок
3. Заводной рычаг
4. Переводной рычаг
5. Мост ремонтуара или фиксатор

Бочонок (1) имеет с двух сторон зубья, с одной стороны они имеют правильную форму и служат для перевода стрелок, с другой стороны зубья скошены и служат для зацепления с полубочонком (2), который через коронное и барабанные колёса заводит пружину часов.

Давайте разберёмся как работ
ает система ремонтуар.

СТРЕЛОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ — состоит из часового колеса, вексельного колеса и минутного триба.

Календарные устройства в часах.

Одним из дополнительных устройств в часах, является календарное устройство. Календарное устройство используется как в механических, так и в кварцевых часах. Различают два вида календарных устройств:

  • 1. показывающие дату в окне циферблата
  • 2. показывающие дату на дополнительной шкале циферблата

Наиболее широко распространены календарные устройства показывающие дату, и дни недели в окне циферблата. Такие календарные устройства можно разделить на два вида:

  • 1. календарное устройство мгновенного действия

Календарное устройство располагается на платине часового механизма под циферблатом.

Время, в течении которого происходит смена показаний календаря, называется продолжительностью действия календарного устройства.

Календарное устройство, в различных моделях часов, имеет разнообразную конструкцию и составные части. Но существуют некоторые детали, которые являются неотъемлемой частью во всех видах календарных устройств, к ним относятся:

Диск календаря или числовой диск.
Имеет на своей поверхности числовые значения от 1 до 31.

Суточное колесо. Название говорит само за себя, делает один оборот в сутки. На суточном колесе располагается кулачок который приводит в движение диск календаря.

Часовое колесо.
Имеет дополнительный венец зубьев, который называется первое колесо календаря.

Фиксирующий рычаг или фиксатор диска календаря.
Предназначен предотвращения самопроизвольного вращения диска календаря.

Автоподзавод. Календарное устройство не имеет автономного источника энергии, и работает от пружины завода хода. Это в свою очередь сказывается на точности хода часов. Следует помнить, что часы с календарным устройством и без автоподзавода лучше заводить вечером, это позволит календарю сменить дату в тот момент когда энергия пружины будет максимальной.

В часах с исправным автоподзаводом пружина должна подзаводиться при повороте инерционного сектора в любую сторону. Если пружина заводится только при повороте инерционного сектора в одну сторону это может привести к тому, что пружина не будет полностью подзаводиться и часы будут останавливаться. Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Для того чтоб пружина не порвалась она имеет фрикционное крепление к барабану. Это когда достигнув максимального значения пружина проскальзывает в барабане на два — три оборота, что даёт возможность автоподзаводу постоянно работать и избежать его поломки. Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных часов за счёт механизма автоподзавода который располагается над основным механизмом часов.

В часах Российского производства Слава 2427, Восток 2416 в системе автоподзавода используются фрикционные и передаточные колёса. Для того чтоб завести пружину часов система автоподзавода затрачивает достаточно много энергии на вращение этих колёс. В часах импортного производства — Ориент, Сейко, Ситезен и других система автоподзавода состоит из эксцентрика, гребёнки, бархатного колеса. Инерционный сектор вращаясь поворачивает эксцентрик на ось которого одета гребёнка, гребёнка в свою очередь начинает поворачивать бархатное колесо которое взаимодействуя с барабанным колесом заводит пружину. Причём независимо в какую сторону поворачивается сектор автоподзавода бархатное колесо должно крутиться только в одну сторону. Для вращения одного бархатного колеса требуется меньше энергии, поэтому коэффициент полезного действия такой конструкции автоподзавода намного больше.

Часовой спуск — часто сравнивают с человеческим сердцем, хотя это сравнение не совсем верно. Ведь сердце, кроме того, что выполняет регулирующую функцию, берет на себя еще и роль пружины (привычнее — насоса). Правильнее было бы сравнить его с сердечным клапаном,
Различные виды спусков по-разному «звучат», а часы из-за этого по-разному тикают. Данте имел честь наблюдать за работой часов, в которых спусковое устройство звучало, «как звуки струн на лире».
Вообще, за годы существования часового дела были созданы сотни различных видов спусковых механизмов. Но многие были изготовлены только в единственном экземпляре или очень ограниченными сериями и, таким образом, были преданы забвению. Другие просуществовали дольше, но от них окончательно отказались из-за трудностей в их производстве или из-за весьма посредственного исполнения. В этой статье приведен краткий обзор основных видов спусков, учитывая их роль в историческом развитии часов вообще и спусковых устройств в частности.

Шпиндельный ход . Дедушкой всех спусковых механизмов является шпиндельный ход, изобретенный великим голландским математиком и физиком Христианом Гюйгенсом (1б29-1б95 гг.). Гюйгенс применил его еще в маятниковых часах. В 1б74 году по проекту Гюйгенса парижским часовщиком Тюре были изготовлены часы переносного типа. Шпиндельный ход, сохраненный в карманных часах, продолжали применять и после Гюйгенса. С самых ранних образцов и до 80-х годов XIX столетия шпиндельный ход в своих существенных чертах почти не изменялся. Главным недостатком шпиндельного хода являлся откат назад ходового колеса, оказывавший дестабилизирующее действие на точность часового механизма. Устранением этого дефекта и начали заниматься часовщики Англии и Франции. Однако все их старания избавиться от него, сохранив шпиндельный ход, к сожалению, не увенч ались успехом.


. Шпиндельный ход стал постепенно вытесняться после появления цилиндрового хода. Томас То мпион, который его изобрел, сумел устранить проблему отката назад ходового колеса. Но широкое применение цилиндровый ход приобрел только с 1725 года, после его усовершенствования англичанином Георгом Грэхемом, которого, в общем-то, и принято называть изобретателем цилиндрового хода. Интересно, что хотя этот ход был придуман англичанами, его чаще использовали во Франц ии.

А этот ход, будучи изобретенным во Франции, получил широкое применение среди часовщиков Англии. Его изобретение приписывается Роберту Гуку и Иоганну Баптисту Дю-тертру из Парижа. Более поздняя и весьма обычная форма дуплекс-хода была основана на изобретении выдающегося французского часовщика Пьера Леруа (1750 год). Оно заключалось в замене двух колес одним и в совмещении на этом колесе зубцов, которые до этого были разнесены на два колеса. Этот ход нашел применение в так называемых «долларовых» часах, предназначенных для массового производ ст ва часовой фирмой «Waterburry» (США). Дуплексный ход считается теперь устаревшим, но сохранился в некоторых старинных часах.

В 1750 — 1850 гг. часовщики увлекались изобретением все новых и новых ходов, отличных по своему устройству И было изобретено их свыше двухсот, но лишь немногие получили распространение. В «Руководстве по часовому делу» (Париж, 1861 год) отмечено, что из большого количества появившихся ходов, так или иначе ставших известными, к тому времени сохранилось не более десяти-пятнадцати. К 1951 году их количество вообще свелось к двум.

Свободный анкер ный ход. В настоящее время в карманных и наручных часах чаще всего применяется свободный анкерный ход, изобретенный Томасом Мьюджем в 1754 году. В основу его был положен несвободный анкерный ход, разработанный его учителем Георгом Грэхемом для маятниковых часов. В отличие от последнего, свободный анкерный ход обеспечивает свободное колебание баланса. Баланс в течение значительной части своего движения не испытывает какого-либо воздействия со стороны спускового регулятора, так как он разъединен с балансом, но вступает с ним во в заимодействие на мгновение для освобождения ходового колеса и передачи импульса. Отсюда происходит английское название этого хода detached lever escapement — «свободный анкерный ход». Анкерным же он называется потому, что по форме напоминает якорь (франц. — anchor). Первый свободный анкерный ход в исполнении Томаса Мьюджа был применен в часах, изготовленных им в 1754 году для супруги короля Георга III Шарлотты. Эти часы находятся теперь в Виндзорском замке. Хотя сам Мьюдж изготовил только две пары карманных часов с этим ходом, но его изобретение положило начало всем используемым ныне во всех карманных и наручных часах современным свободным ходам. Мьюдж справедливо считал изобретенный им ход слишком трудным в изготовлении и применении и даже не пытался найти возможность для распространения своего детища. Отсутствие высоких технологий в часовом производстве середины XVIII века надолго задержало широкое применение анкерного хода. И потому же он долго не был оценен по достои нству.

Изобретение Мьюджа долго не использовалось, пока Георг Севедж, знаменитый часовщик из Лондона, не развили идеи Мьюджа и не привел их к более современному виду — классическому типу английского анкерного хода . Дальнейшим усовершенствованием устройства свободного анкерного хода занялись швейцарцы. Именно они предложили ход, в котором ходовое колесо изготавливалось с широким зубом на конце (в английском варианте зуб был заостренным). Изобретение швейцарского анкерного хода п риписывают выдающемуся часовщику Аврааму Луи Бреге. Сегодня почти в каждом свободном анкерном ходе в точных переносных часах зубья ходового колеса изготавливают с широким концом.

Штифтовой анкерный ход в карманных часах был применен Георгом Фредериком Роскопфом около 1865 года и впервые был представлен на Парижской выставке в 1867 году. Обычно этот ход относят к типу свободных ходов, предназначенных для применения в карманных и наручных часах. Однако, в нем применены штифтовые металлические палеты (для сравнения: в английском и швейцарском анкерных ходах палеты изготавливаются из рубина или сапфира). По своему качеству штифтовой анкерный ход ус тупает во всех отношениях всем видам свободных ходов и имеет несравненно более ограниченную область применения. Он используется только в недорогих часах массового производства. Часто ход со штифтовым и палетами выдают за ход Роскопфа, но это не совсем верно. Этот ход не может считаться изобретением Роско пфа. Заслуга хитроумного швейцарца в том, что он сумел удачно объединить в созданной им конструкции хода изобретения, сделанные другими, и организовать м ассовое производство дешевых часов с этим ходом. Роскопф применил простейшие и экономичные в изготовлении детали и узлы. Немало он потрудился и над усовершенствованием технологии их массового производства. Штифтовой ход широко применяется не только в дешевых карманных и наручных часах, но и в будильниках, изготовление которых также носит массовый характер. В этом случае штифтовой ход стои т вне конкуренции. Вообще, штифтовой ход в смысле точности и постоянства нисколько не хуже английского и ш вейцарского анкерных ходов. К его недостатку следует отнести недолговечность. Часы со штифтовым ходом раньше изнашиваются.

Считаются или кварцевые, или механические. Когда речь идет о любых моделях наручных часов, то здесь обсуждению подлежит не только внешний вид, но и качество механизма. Главные характеристики (надежность, срок службы и точность хода) всегда должны быть высокими. Сейчас уже сошли на нет те «неудавшиеся новинки», которыми так хвалились дизайнеры, а техники уверяли в перспективности. Механико-электронные часы или часы с билянцем не стали достойной заменой классике. Кварцевые или механические часы остаются эталоном.

Что представляют собой кварцевые и механические часы?

На вопрос насчет того,какие часы лучше - кварцевые или механические, дать однозначный ответ нельзя. Механические часы представляют собой классику искусства. В плане престижности и надежности современные механические часы немного выше кварцевых. Кстати, эстетически они многим нравятся больше. Плавный ход стрелок часов по циферблату вкупе с приятной тяжестью на запястье заставляет многих влюбиться в механику. более удобны в использовании. Одна из самых приятных их особенностей - это то, что отсутствует необходимость заводить их и постоянно беспокоиться, что они внезапно остановятся. Точность хода у кварца выше, чем у механических моделей. Функции непосредственно самого кварцевого механизма позволяют создавать более легкие и тонкие часы.

Принцип действия кварцевых и механических часов

Главное отличие кварцевых часов от механических — это принцип действия. Роль двигателя в механических часах отводится спиральной пружине. Она закручивается специальным образом при процедуре завода часов. Запускает в действие часовой механизм ее постепенное раскручивание. Таким образом приводится в движение барабан с маленькими зубьями. Погрешность хода может возникнуть из-за неравномерного раскручивания пружины. Автозаводом оснащаются все механические швейцарские часы, ценовая категория которых начинается от трехсот долларов.

Кварцевым часам энергию дает специальная батарейка, рассчитанная на срок от двух до семи лет работы. передает энергию электродвигателю. Именно он поворачивает стрелки отличаются отменной точностью хода. Кристалл кварца при нажатии порождает электрический импульс, а при воздействии на него током - сжимается. Если батарейка качественная, то заводить эти часы потребуется лишь раз в 2-3 года.

Нельзя с полной уверенностью заявить о том, какие часы лучше. Кварцевые или механические часы обладают своими преимуществами и недостатками.

Механические часы

Наиболее технологичными, более сложными в разработке и производстве по праву считаются механические часы. Обязательное их качество — сложнейший механизм. Мировые производители соревнуются в искусности, выпуская на рынок самые сложные варианты механических часов. Однако даже самые бюджетные модели надёжны и точны в показаниях.

Механизмы механических часов - это истинное произведение искусства и технической мысли. Над созданием новых часов трудятся целые отделы и сверхмощные компьютеры. Добились многого: побеждены проблемы реагирования пружины на колебания температуры, внедрены системы, которые обеспечивают постоянное натяжение, используются новые стойкие материалы для устранения трения в механизме. Итог работ - высочайшая точность. Другой важный момент - эстетический. В тренде модели, за работой механизма которых можно наблюдать. Создание механизма - это не только вопрос ювелирной красоты. Не стоит забывать, что все материалы механических часов сложны в обработке.

Кварцевые часы

Кварцевый механизм - это хорошо забытое старое. Заключается такая инновация в ремейке классического часового механизма на современный лад. Идея движения циферблатных стрелок, при помощи которых показывается время, остаётся такой же, но в качестве источника движения выступает батарейка и сам кварц, а не механическая сжатая пружина. На смену сложной системе шестерен пришел шаговый двигатель. Этот механизм лоялен по цене. В легких женских часах кварцевый механизм незаменим, ведь там попросту для классического механизма не остаётся места. Никакого частого завода часы кварцевые не требуют.

Какие часы лучше - кварцевые или механические?

Для механических часов допустимые границы погрешности составляет от 20 до 40 секунд за 24 часа. В самых дорогих моделях разница допустима лишь 1-2 секунд в сутки.

Для кварцевых часов допустимым является расхождение 15-20 секунд в месяц. Если для вас главный параметр - точность, то лучше выбор остановить на моделях с кварцевым механизмом. Точность механических часов напрямую зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, положения часов при носке, уровня износа деталей. Кварцевые более неприхотливы (в механизме нет хрупких деталей). Но кварц может пострадать от магнитных полей. Но такие часы менее восприимчивы ко всем факторам, которые способны вывести из строя механику. Именно поэтому мировые производители, отвечая на вопрос "какие часы лучше - кварцевые или механические - по сроку службы", чаще всего настаивают на кварце. Кварцевые механизмы доминируют на мировом рынке. Раз в три года как и механическим, так и кварцевым часам требуется смазка, чистка и регулировка.

Стоимость механических часов зачастую больше кварцевых. Такой феномен объяснить просто: механика имеет больше деталей.

Детали механических часов подвергаются постоянной нагрузке. Поэтому при изготовлении механизмов используют стойкие материалы: сталь, латунь, рубин. Детали в кварцевых моделях более свободны: они оказываются нагруженными на долю секунды, в тот момент, когда двигатель поворачивает колеса. Использовать для кварцевых моделей можно самые мягкие материалы, такие как пластик, пластмасса.

Большой популярностью пользуются и кварцевые, и механические часы. Разница определяется для каждого по-своему. Если вести речь о мужских моделях, то можно порекомендовать механику — она выглядит солидно и статусно. С женскими часами проще — кварцевый механизм легко поместится в миниатюрные модели.

Наручные часы — это аксессуар, который подчеркивает вкус и статус владельца, а также создает определенный имидж. Чтобы подобрать часы, которые будут не только отлично смотреться, но и долго служить, необходимо разобраться в видах и особенностях механизмов и узнать из чего они состоят.

Виды наручных часов

Механизм — это сердце любых наручных часов. В зависимости от того, как работают эти механизмы, в часовой промышленности выделяют:

  • механический (с ручным и автоподзаводом);
  • кварцевый (стрелочный, жидкокристаллический, комбинированный, с другими источниками энергии).

Каждый из них имеет свой принцип работы и особенности строения. Это отражается на спектре функций, износостойкости и функциональности аксессуара.

Аксессуар на механической основе считается элитными. Таким аксессуарам отдают предпочтение люди, которые ценят классику и надежность. Уже много лет данный механизм показывает свою функциональность и безотказную работу.

Такая работа возможна благодаря слаженной работе следующих деталей:

  • пружина;
  • спусковой механизм;
  • маятник;
  • механизм завода (подзавода) — ремонтуар;
  • система шестерёнок — ангренаж;
  • циферблат;
  • стрелки.

Схема работы данных устройств основана на процессе раскручивания заведенной пружины. Благодаря пружине в действие приходит механический маятник, который воздействует непосредственно на колесный механизм. Все это становится причиной передвижения стрелки через определенные равные интервалы времени. В момент, когда пружина полностью раскручивается, стрелки перестают идти. Чтобы это исправить, необходимо завести часы заново.

Существует два основных вида завода:

  • Автоподзавод — встроен специальный ротор, который заводит пружину и приводит механизм в действие. Отличаются плавностью хода. Однако наличие дополнительного устройства делает корпус более толстым и массивным. Также автоподзавод требует дополнительную настройку несколько раз в год, понижает точность и прочность часов.
  • Ручной — пружина заводится не с помощью ротора, а самостоятельно раз в сутки. Мало чем отличается от аксессуара с автоподзаводом. Но он более тонкий и точный.

Несмотря на чувствительность к пыли, подобные часы не переносят воду и механические повреждения. Также они намного больше ценятся благодаря следующим уникальным характеристикам:

  • уникальная точность;
  • способность измерять отрезки 0,1 доли секунды (36 тысяч колебаний в час);
  • необходимость завода;
  • тонкий механизм (до 7 мм).

Кварцевые изделия

Устройство кварцевых часов отличается от механических тем, что маятник заменен на кварцевый кристалл. Он обладает потрясающими свойствами: при воздействии электрического тока он сжимается и образует электрический импульс. Благодаря такой технологии кристалл можно заставить беспрерывно колебаться при воздействии тока и выдавать импульсы. В случае правильно подобранного размера кварца, колебания происходят с частотой 32,8 МГц. После этого импульс достигает 1 Гц, затем усиливается и передается на механизм.

Строение данного механизма определяет вид кварцевых часов:

  • Стрелочные — импульс переходит на шаговый механизм, который движет стрелки. Такие аксессуары зачастую многофункциональны, показывают текущую дату, лунный календарь, а также поддерживают функцию будильника. Они неимоверно точные, надежные и простые в обслуживании (замена батарейки необходима не чаще 1 раза в 3 года).
  • Жидкокристаллические — имеют схожие характеристики со стрелочными, но состоят из жидкокристаллического цифрового экрана, который отображает время, дату и т.д. Чаще всего такие часовые механизмы устанавливаются на спортивные часы;
  • Комбинированные — имеют как аналоговую, так и ЖК-индикацию. Таким образом, в классический корпус помещается высокофункциональный аксессуар. Чаще всего являются спортивными моделями;
  • С альтернативным источником питания — относят модели «Автокварц» и «Эко-Драйв». Первые превращают кинетическую энергию вращения маятника в электрическую, концентрируя ее в специальной емкости. Вторые преобразуют световую энергию. Проблемы экологии заставляют людей искать альтернативные источники энергии, из чего и возникла необходимость создавать подобные аксессуары.

Профессиональная помощь в подборе стильных часов

В нашем интернет-магазине «Секунда» вы можете приобрести часы с любыми механизмами от зарекомендовавших себя брендов. Порадуйте себя стильными и элитными аксессуарами по самым выгодным ценам. Мы предлагаем не только наручные часы, но и настенные, напольные и настольные изделия. В нашем интернет-магазине можно оформить заказ в любое удобное для вас время. Подчеркните свой имидж и статус с модными и практичными часами от известных производителей!

Механические часы

Карманные механические часы

Позже появились карманные часы, запатентованные в 1675 году Х. Гюйгенсом), а затем - много позже - и часы наручные. Вначале наручные часы были только женские, богато украшенные драгоценными камнями ювелирные изделия, отличающиеся низкой точностью хода. Ни один уважающий себя мужчина того времени не надел бы часы себе на руку. Но войны изменили порядок вещей и в 1880 году массовое производство наручных часов для армии начала фирма Girard-Perregaux.

Конструкция механических часов

Механические часы состоят из нескольких основных частей:

  1. Источник энергии - заведённая пружина или поднятая гиря.
  2. Спусковой механизм - устройство, которое преобразует непрерывное вращательное движение в колебательное или возвратно-поступательное движение. Спусковой механизм определяет точность хода часов.
  3. Колебательная система - маятник или балансир (баланс).
  4. Механизм подзаводки и перевода стрелок - ремонтуар.
  5. Система шестерёнок, соединяющая пружину и спусковой механизм - ангренаж.
  6. Циферблат со стрелками.

Маятник

Исторически первой колебательной системой был маятник. Как известно, при одинаковой амплитуде и постоянном ускорении свободного падения частота колебания маятника неизменна.

В состав маятникового механизма входят:

  • Маятник;
  • Анкер, соединённый с маятником;
  • Храповое колесо (храповик).

Точность хода настраивается изменением длины маятника.

У классического маятникового механизма есть три недостатка. Во-первых, частота колебаний маятника зависит от амплитуды колебаний (этот недостаток преодолел Гюйгенс , заставив маятник колебаться по циклоиде , а не по дуге окружности). Во-вторых, маятниковые часы должны быть установлены неподвижно; на движущемся транспорте их применять нельзя. В-третьих, частота зависит от ускорения свободного падения, поэтому часы, выверенные на одной широте , будут отставать на более низких широтах и уходить вперёд на более высоких.

Баланс

Балансирный механизм наручных часов

Фазы Луны

Автоподзавод положительно сказывается на точности (пружина постоянно находится в почти заведённом состоянии). В водонепроницаемых часах медленнее изнашивается резьба, которая закручивает заводную головку.

Часы с автоподзаводом толще и тяжелее часов с ручным заводом. Женские калибры с автоподзаводом достаточно капризны, в силу миниатюрности их деталей. Автоподзавод бесполезен для малоподвижных людей (к примеру, находящихся в преклонном возрасте либо офисных сотрудников), а также для людей, которые носят часы лишь время от времени. Однако при наличии специального устройства для автоматического завода часов под названием «виндер», часы могут постоянно находится в заведенном состоянии. Виндеры работают от бытовой электросети (220в или 110в) либо от аккумуляторных батарей.

Турбийон

Часы с турбийоном

В первых механических часах точность хода могла зависеть от положения часов в пространстве и температуры окружающей среды. Для уменьшения зависимости от температуры стали применяться специальные сплавы с низкими температурными коэффициентами.

Индикатор запаса хода

Показывает, на сколько ещё часов или дней хватает завода пружины.

Особые типы часов

Будильник

В указанный пользователем момент даёт звуковой сигнал. Время сигнала задаётся с помощью дополнительной стрелки. Будильник обычно 2 раза звенит в сутки с традиционным циферблатом, разделённым на 12 часов и 1 раз с редким циферблатом, разделённым на 24 часа

Хронометр

Изначально, хронометр применялся в море для определения географической долготы . В наши дни, так называют особо точные механические часы (по сертификации официального швейцарского института хронометрии, COSC - Controle Officiel Suisse de Chronometres). Часы получают такой статус при условии, что в 5 разных положениях и при температурах: +8, +23, + 38 градусов - идут с точностью до -4/+6 секунд в сутки. Требования, предъявляемые кварцевым механизмам: не более 0,07 секунды в сутки .

Секундомер

Часы, которые служат для отсчёта коротких промежутков времени (например, в спорте). Секундомер позволяет в любой момент запускать и останавливать отсчёт времени, а также быстро обнулять показания. В отличие от обычных часов секундомеры не предназначены для определения текущего времени, только интервалов, от одного момента до другого.

Хронограф

Хронографом называют механические или кварцевые часы, которые одновременно являются секундомером

Шахматные часы

Часы с двумя механизмами, которые служат для контроля времени в шахматах . Так же как секундомеры, предназначены для измерения относительного времени.

Лабораторные часы

Таймер, предназначенный для химиков , фотографов

Производители часов

В литературе

Герой произведения Жюля Верна «Вокруг Света за восемьдесят дней» Паспарту пользовался очень старыми карманными часами, которые достались ему от прадедушки, весьма высокой точности, которые, по его словам, «не ошибаются и на пять минут в год!». Возникает сомнение, что заявленная точность хода (+/- 5 мин. в год) действительна была осуществима для механизмов того времени, и, скорее всего, такие часы являются фантазией автора.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Ни одно описание механизма часов не обходится без упоминания системы «баланс-спираль»
"Никто не обнимет необъятного!" Козьма Прутков

Триумфальное завоевание рынка кварцевыми часами началось 25 декабря 1969 года . В этот день компания Seiko сделала любителям часов во всем мире подарок: представила часы Quartz ASTRON , оснащенные кварцевым механизмом с частотой 8192 Гц. Заметим, что частота современных калибров уже в 4 раза больше – это повышает точность, но принцип их действия – замена анкера кварцевым генератором, или «генерирующей вилкой» (generation fork), камертонообразным кусочком кварца, на который воздействует электроток, остался тот же. А передавать ли колебания генератора механизму, вращающему стрелки, или выводить на кристаллический дисплей – это дело вкуса производителя. И то и другое прекрасно работает, а защищать стрелки или дисплей нужно одинаково хорошо. Правда, те, что со стрелками принято называть кварцевыми, а те, что с жидкими кристаллами вместо стрелок – электронными. Но суть от этого не меняется. Можно также назвать их, как это принято на международном рынке, «кварцевыми часами с цифровой индикацией». Кстати, рынок часов после этого дня вырос с потрясающей стремительностью.

Чтобы описать все виды, свойства и преимущества кварцевых часов, потребуется не статья, а небольшая энциклопедия. Мы не будем помещать здесь сложных и непонятных схем. Желающие могут это сделать во всезнающем Интернете. Но мы рассмотрим главные качества «кварца» на примерах наиболее известных калибров ETA и Ronda , и попутно разрушим кое-какие мифы.


Нечто общее для всех кварцевых часов

  1. Они точные. Не подлежит сомнению.
  2. Не нуждаются в механическом заводе. Очевидно.
  3. Их трудно поломать. В них меньше деталей. Уже хотя бы поэтому.
  4. Их легче починить (см. пункт 3).
  5. Кварцевые часы легче сделать противоударными – в них нет тонких узлов и деталей.
  6. Они дешевы… В принципе – да, но – смотря какие.

Кварцевые калибры – и их свойства

Серия NORMFLATLINE

В эту серию входят кварцевые механизмы, состоящие как из металлических, так и синтетических деталей, что значительно их удешевляет. Все механизмы с золотым покрытием и оснащены функцией индикации разряженной батареи (EOL). Как круглые механизмы, так и прямоугольные и в форме бочки.

Серия TRENDLINE

В эту серию входят кварцевые механизмы экономичного направления. Все механизмы с золотым покрытием оснащены тремя стрелками и функцией индикации разряженной батареи (EOL).


Серия NORMLINE отличается от предыдущей только тем, что собирается в Китае. Гораздо дешевле!

Серия FASHIONLINE

В этой серии представлены «одноразовые» кварцевые механизмы, почти целиком сделанные из синтетических материалов, которые при поломке подлежат не ремонту, а замене. Это калибры широкого диапазона функциональности: от простых механизмов с тремя стрелками, до хронографов с будильником.

Аналог – серия ECOLINE , made in China. Самые недорогие.

Все эти механизмы компании ETA описывают свойства кварцевых калибров достаточно полно. Все, что касается условий эксплуатации, водозащиты, противостояния механическим повреждениям и т. д. – относится к качеству корпуса.


Впрочем, на примере кварцевых калибров Ronda можно сказать еще об одной тенденции – унификации . Компания Ronda AG выпускает калибры для кварцевых стрелочных, или аналоговых часов. Среди брендов, использующих эти механизмы можно назвать много самых разных компаний. Унификация значительно удешевляет ремонт – главная цель унификации в том, что детали механизмов одной серии подходят друг к другу. Например, механизмы т.н. «7-й серии» – механизмы 753 и 763 могут спокойно «обмениваться» деталями – они практически идентичны. Механизмы 705, 715, 775, 785 построены на общей схеме с тремя стрелками и календарем, и в сервисных центрах и у часовщиков имеются таблицы взаимозаменяемости деталей Ronda.

В Японии компании Seiko, Casio, Citizen или Orient используют калибры своего собственного производства. Традиционно японский «кварц» считается лучше… и зря. Он такой же, как и прочие. И швейцарский, и японский, и любой другой механизм работает идеально. Но заметим одно – японцы благородно отказались от патентной защиты и сделали кварцевые часы достоянием всех. Рыцарственный поступок.


«Аригато, Seiko!». Если купите кварцевые часы – скажите эти слова, и они никогда не подведут!



Публикации по теме