Техника передвижения в инвалидной коляске. Инвалидная коляска

ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОДУ ЗА ИНВАЛИДНЫМИ КОЛЯСКАМИ



Как показывает практика, большинство пользователей не уделяют должного внимания регулярному техническому обслуживанию и чистке своих колясок. Честно говоря, такой подход к «своим ногам» не может не удивлять. Несмотря на свою «незатейливость», даже самое простое кресло-коляска является точным механизмом, изготовленным по самым передовым технологиям и если Вы заинтересованы в продлении срока его беспроблемной эксплуатации, то следуйте несложным рекомендациям. Это не займет у Вас много времени, от силы 10-15 минут в неделю, но «жизнь» коляски продлится в несколько раз. Поверьте, игра стоит свеч.

Первое, на что следует обратить внимание - чистота рамы. Чистая рама - это не только красивый внешний вид, но и легкость складывания. Даже если до сих пор Вам не приходилось складывать свою коляску, рано или поздно эта полезная функция будет востребована. Грязь, скопившаяся на поверхности рамы, со временем адсорбирует из воздуха агрессивные вещества, которые в сочетании с влагой и твердыми частицами пыли (песком), портят верхнее защитно-декоративное покрытие рамы. Особенно опасен процесс коррозии в местах сварки (пайки), в шарнирных соединениях и направляющих втулках. Для алюминиевых колясок это менее актуально. Для ухода за хромовым покрытием стальных кресел-колясок, мы рекомендуем раз в неделю протирать раму мягкой тканью с очень небольшим количеством жидкой синтетической смазки типа WD-40, аэрозольный баллончик которой можно приобрести в любом автомагазине. Перед протиркой желательно очистить коляску от песка с помощью обычной малярной кисти с жесткой щетиной. Желательно иметь две кисти: широкую и узкую. Последней особенно удобно очищать от налипшего песка тормоза, осевые втулки рулевых колес и другие труднодоступные места. В щели между крестовиной и полурамами желательно иногда (раз в 3-4 месяца) капать немного любого машинного (моторного) масла. Несколько капель этого же масла можно нанести и равномерно растереть на вертикальные трубки, скользящие во втулках в верхней части полурам под подлокотниками (эти части отсутствуют у современных моделей). Не следует злоупотреблять маслом, т.к. это приведет к обильному налипанию пыли.


Несколько слов о тормозах. Барабанные тормозные механизмы не требуют ухода в течение многих лет. Классические же тормоза, работающие по принципу зажима покрышки, в какой-то мере можно отнести к расходным частям. У моделей при частом пользовании тормозами четкая их работа может нарушиться через три-четыре года. Существенно продлить срок службы механизмов можно, опять же, путем нечастого (раз в месяц) смазывания. Достаточно пары капель любого машинного масла в каждое шарнирное соединение. Для удобства смазки можно снять крышку тормозного механизма, а масло наносить с помощью любого медицинского шприца. Еще раз обращаем Ваше внимание на умеренное количество наносимого масла.


Колеса. Их можно отнести к наиболее надежным узлам. Для длительного срока службы камер и покрышек Вам достаточно следить за давлением воздуха. При норме 2 атм, допустима эксплуатация при 1,5-2,5 атм. Более низкое или завышенное давление сократит жизнь покрышек. При проколе камеры необходимо воспользоваться ремонтной аптечкой, прилагающейся к каждой коляске. Демонтаж покрышки следует проводить с помощью монтажной лопатки, приобрести которую можно в любом магазине, специализирующемся на велосипедных аксессуарах. Чтобы не повредить покрышку и камеру при демонтаже и монтаже, необходимо пользоваться специальной монтажной пастой или насыщенным мыльным раствором. Ни в коем случае не пытайтесь подтягивать спицы ведущих колес, даже если Вам покажется, что некоторые из них ослабли. Единственное, на что хотелось бы обратить Ваше внимание, это чистота осевых втулок рулевых колес. Со временем на них (между вилкой и колесом) наматываются нитки, волосы и пр. волокна, которые в комплексе с песком и влагой способствуют усиленной коррозии защитных крышек колесных подшипников и, затем, непосредственно самих подшипников. Регулярно очищайте эти втулки.


Если Ваша алюминиевая коляска имеет быстросьемные колеса, старайтесь регулярно очищать оси и втулки колес. Для предотвращения образования коррозии и задиров желательно раз в 3-4 месяца смазывать оси несколькими каплями любого машинного масла.


Владельцам очень старых моделей кресел-колясок, в которых применены «велосипедные» рулевые втулки, необходимо тщательно следить за их чистотой и появлением люфта, который устраняется подтяжкой регулировочных гаек. Учтите, что при регулировке предпочтительней оставить слабый (0,1-0,2 мм) радиальный люфт, чем перетянуть подшипники.


Несколько советов владельцам электрических кресел-колясок.


Не пытайтесь менять масло в редукторах колясок с коллекторными двигателями, оно залито с расчетом работы в течение всего срока эксплуатации коляски. Следует учесть, что допустимо время от времени появление слабых следов масла на корпусах редукторов, т.н. "масляное потение". Его необходимо вытирать сухой тканью.


Пока, в большинстве электрических кресел-колясок используются коллекторные двигатели постоянного тока, в конструкции которых присутствует щеточный узел. Характерной особенностью работы этого узла, является изменение звукового тона со временем эксплуатации и при реверсе. Это нормальное явление не должно настораживать пользователя. В наиболее современных колясках используются абсолютно бесшумные бесколлекторные (шаговые) двигатели, встроенные в ступицы колес.


Современные герметичные необслуживаемые гелевые аккумуляторы не имеют ярковыраженного эффекта памяти. Тем не менее, при эксплуатации их с неполным циклом «заряд-разряд» (т.е. когда батарея не до конца разряжена, а ее поставили на зарядку), мы рекомендуем один раз в 3 месяца максимально разрядить батарею, а затем максимально зарядить. Под максимальным разрядом подразумевается момент, когда горит один красный светодиод на шкале пульта управления. Эта своеобразная «тренировка» позволит не терять части емкости в течение заложенного срока эксплуатации. Следует заметить, что ресурс аккумуляторов равен около 1200 полных циклов «заряд-разряд», что в зависимости от режима эксплуатации составляет 3-5 лет. Признаком выработки ресурса батарей является потеря емкости, т.е. уменьшение дальности пробега, в совокупности с уменьшением (очень редко - увеличением) времени зарядки. Заменить батареи можно у нас в Представительстве. Нам часто задают вопрос: «Можно ли использовать вместо гелиевых обычные автомобильные кислотные аккумуляторы?» Вообще-то, да, если удастся приобрести подходящую по размерам батарею. Но следует иметь в виду следующее:


В автомобилях используются стартерные, аккумуляторы, изготовленные с расчетом отдать очень большой ток, но в течение короткого времени. По этой причине, пробег коляски с такими аккумуляторами будет значительно меньше, чем с тяговыми.


Стартерные аккумуляторы, как правило, значительно хуже работают при циклических нагрузках, характерных при эксплуатации электрических колясок. Из-за этого срок их службы часто ограничивается 1-2 годами.


Хотелось бы добавить, что аккумуляторные батареи являются достаточно хрупкими изделиями и не переносят грубого обращения - сильных толчков и, тем более, падений (даже с минимальной высоты - 5-10 см).


И последнее. Категорически запрещается транспортировать и поднимать кресла-коляски за легкосъемные части: подножки, подлокотники, подголовники, столик и пр. В случае поломки вышеперечисленных узлов из-за приложения к ним чрезмерных усилий, гарантийный ремонт не производится. Поднимать и транспортировать кресло-коляску с пациентом можно только за ручки для толкания или части рамы.

ТЕХНИКА ЕЗДЫ

УПРАЖНЕНИЕ 1 - стойка в упоре.


Станьте спинкой к кровати (тахте, дивану и т.п. высотой 0,5-0,8 м) на расстоянии 30 сантиметров. Выровняйте малые колеса и направьте их для движения назад. Захватите обручи (лучше вместе с колесами) вытянутыми руками спереди. При этом сядьте прямо как можно глубже, с чуть откинутой головой. Энергично потяните коляску назад, не отпуская обручи. Как только колеса соприкоснутся со стенкой тахты, резким противоходом кистей затормозите коляску или придайте ей обратное движение. Вы почувствуете, что малые колеса отрываются от пола и коляска запрокидывается. Одновременно с этим согнитесь немного в поясе, голову наклоните вперед. Повторите это упражнение многократно, пока не уловите усилие, требуемое для полного зависания малых колес. Оттолкнувшись в очередной раз от тахты, не опускайтесь на четыре колеса, а снова прижмитесь к ней, оставаясь только на задних колесах. Вы сможете стоять так сколько угодно, пробуя наклоняться вперед и назад, привыкая и находя точку равновесия. Не бойтесь опрокинуться навзничь - рискните это сделать в присутствии помощника и убедитесь, что вы плавно опустились на тахту (кстати, так можно вообще перебираться в постель).


УПРАЖНЕНИЕ 2 - стойка без упора.


Попросите помощника подстраховать коляску сзади. Так же, как в первом упражнении, потяните обручи с колесами назад. Как только кисти рук перейдут через верхнюю точку, смените направление движения рук. Не забудьте согнуться в поясе и опустить голову. Старайтесь удерживаться как можно дольше с поднятыми малыми колесами. В дальнейшем вы сможете выполнять этот трюк с неподвижного положения рывком обруча вперед и группировкой тела с помощью даже одной руки. Очень легко удерживать равновесие на песке. Используйте это для тренировок на пляже.


УПРАЖНЕНИЕ 3 - движение.


После того, как вы научились уверенно и бесстрашно стоять на двух колесах, начните понемногу двигаться вперед и назад, скользя ладонями по обручам и подпружинивая телом.


* Отрыв от земли в точно заданном месте: Наберите скорость и попытайтесь не просто приподнимать в воздухе переднюю часть коляски, "где придется", а как бы переезжать воображаемую линию. Линии можно и начертить (или еще как-нибудь обозначить), тогда будете лучше видеть, что получается. Выполняя это упражнение, старайтесь, как можно дольше катиться по инерции на задних колесах.


УПРАЖНЕНИЕ 4 - повороты .


Одна рука для рука для баланса неподвижно держит обруч (с колесом) чуть спереди от верхней точки. Другая, находясь сзади, короткими движениями вращает обруч вперед-назад или, перехватывая его, - только вперед. Вы стали поворачиваться вокруг своей оси. Смените руку - теперь вы крутитесь в обратную сторону.


Вот и все основные "па". Пора на дискотеку. Не смейтесь - в Германии, да и в других странах, очень популярны конкурсы спортивных танцев на колясках, в которых участвуют сотни мужчин и женщин в парах со здоровыми партнерами.


КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ


Если вы "ныряете" вперед "рыбкой", напоровшись внезапно малыми колесами на препятствие, выбросите вперед обе руки, чуть согнутые в локтях. Падая назад, резко развернитесь боком, вберите голову в плечи и выставьте назад руку.


КАК ПОДНЯТЬСЯ С ПОЛА НА КОЛЯСКУ


Поставьте ее на тормоза, отведите или снимите подножки и, сидя к ней, ухватитесь одной рукой за подлокотник или край сидения, а другой упритесь в пол. Сгибаясь в поясе, подтягивайте таз с вытянутыми ногами. Чтобы облегчить задачу, можно сначала сесть на подножки или подушку, а с них перебраться на сидение. Еще легче отжаться второй рукой от стула или батареи.


Второй способ для тех, кто не отличается большой физической силой. Придется встать на колени лицом к застопоренной коляске и, опершись руками на подлокотники, поднять тело на выпрямленные руки, а затем резко развернуться.


Если вы опрокинулись вместе с коляской на спину, повернитесь на бок. Левой рукой упритесь сзади в пол, а правой резко вращайте левое колесо вместе с обручем назад, возвращая коляску в вертикальное положение. Тело согнуто в поясе. Конечно, такой трюк не всем по зубам. Тогда, чтобы долго не барахтаться, прихватите одной рукой ноги под коленями и сделайте переворот через голову. Так вы освободитесь от коляски.


Как подняться с земли с посторонней помощью, если вас угораздило, например, упасть на улице? Прежде всего - без паники! Сначала успокойте публику, которая кинется на помощь и начнет суетливо хватать вас за все части тела, пытаясь поставить на ноги или затащить на ускользающую коляску. Поэтому затормозите ее, попросите двух высоких и нехилых мужчин встать с боков и наклониться, чтобы ухватить их за шеи. Если помощник только один, пусть он подставит согнутую в колене ногу под вашу правую руку. Левой возьмитесь за подлокотник и отожмитесь от его колена. С женским коленом просьба обходиться поделикатнее.


ПРЕОДОЛЕВАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ


Чтобы скатиться с наклонной поверхности, достаточно привычно встать на дыбы и, притормаживая обручами, отпустить коляску, не сбавляя скорость до самого низа. Начните с пологих скатов, и вы поймете, что это просто и не страшно.


* Хорошее упражнение - подъем по наклонной плоскости спиной вперед в положении на задних колесах. Это упражнение имеет и практическое значение. Если нужно без посторонней помощи въехать, например, на высокую ступеньку, на которую положен короткие доски, или на плотный земляной вал высотой сантиметров 30, это выполняется именно спиной вперед, стоя на задних колесах.


Бордюрные камни: Становитесь на дыбы у самой кромки, и решительным толчком спрыгивайте, чуть наклонясь вперед, чтобы приземлиться на четыре колеса.


Прекрасно, если при прыжке вы остались на задних колесах - попробуйте без остановки продолжать двигаться на них или, наоборот, прижмитесь к стенке бордюра.


Если это получится, значит, вы готовы для следующего прыжка. Таким "Макаром" можно преодолеть две-три широкие ступени подряд, а потом осмелиться и на штурм целой лестницы.


Чтобы вскочить на бордюр, надо придать коляске некоторую скорость, откинуться назад и резким, уверенным посылом вскинуть передние колесики на тротуар, а затем без остановки, по инерции, наклонившись, затащить за обручи всю коляску.


Начните с невысоким препятствий (5-8 см), и постепенно вам покорятся бордюры высотой 25 сантиметров.


Лестницы: Если лестница не снабжена перилами, подняться на нее можно, только перепачкав брюки на собственном заду, а спуститься тем же способом или спрыгивая поочередно со ступеней на задних колесах.


В варианте с перилами повернитесь к ней спиной так, чтобы зазор между обручем колеса (допустим, левого) и стойками перил был 15-20 сантиметров. Встаньте на дыбы, упершись колесами в вертикальную стенку самой нижней ступени. Развернитесь как можно сильнее на бок, лицом и грудью к перилам. Ухватитесь левой рукой за перила или верхнюю часть стойки, а правой через живот вцепитесь в левое колесо вместе с обручем (как при подъеме с пола) и резко вращайте его назад одновременно с подтягиванием. Вот вы и перевалили одну ступеньку. Упритесь колесами в стенку второй ступени, отдышитесь и повторите прием. Помощнику лучше всего страховать снизу. Самое сложное - вскарабкаться на две последние ступени в пролете. Надо цепляться за заканчивающиеся перила не пальцами, а согнутым локтем, или отталкиваться от перил встречного второго марша. При навыке весь подъем отнимет не более 1-2 минут. Уверяю, что здесь нужна не столько сила, сколько сноровка и слаженность работы рук. Важный момент: не ложитесь на спинку коляски, держите тело вертикально, грудью к перилам. Перед подъемом разогрейте руки, чтобы не потянуть связки.


Приступаем к спуску. Разверните коляску спиной к лестнице, лягте животом на колени, правой рукой возьмитесь за перила, а левой удерживайте левое колесо. Правая рука после прыжка с первых двух ступеней вытянута. Малые колеса будут прыгать и не дадут коляске разогнаться. Этот вполне безобидный способ может легко освоить любой человек отнюдь не атлетического сложения.

* Спуск со ступенек без перил. Если ступеньки достаточно широкие, чтобы можно было зафиксировать положение на двух колесах, не скользкие и не очень высокие, спуск, не держась за перила, вполне доступен и безопасен, когда выработан навык.

Развернулись лицом к ступенькам, встали на задние колеса и, удерживая равновесие, съехали с первой ступеньки. Вы как бы проваливаетесь в положение "глубокий баланс", колени почти доходят до грудной клетки. Здесь нужно погасить скорость до нуля и четко зафиксировать положение равновесия. Главное, не дать коляске "распрыгаться", тогда можно спуститься с лестницы любой высоты. Если вы все-таки потеряли контроль над скоростью спуска и коляска "пошла в резонанс", нужно упасть назад и этим погасить скорость. В таком падении опасности нет, гораздо страшнее продолжать неуправляемое движение до конца лестницы.

* Эскалатор. При подъеме по эскалатору заезжайте на него лицом вперед. Одной рукой держитесь за ленту эскалатора, другой - за обод коляски, и сразу же низко наклонитесь вперед. Передние колеса при этом находятся на ступеньку выше задних.

При спуске на эскалатор следует заезжать спиной, наклоняясь вперед и держась за его ленту.


* ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕС


Легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в исходное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, как бы под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, так как в этом случае плечи каждый раз будут подниматься, и опускаться - излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавит ваши руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволит ездить быстрее.


Источник : http://www.invalid.of.by/technics.html


27 февраля 2017 05:49:02

Инвалидная коляска, как и любое средство передвижения, имеет свои особенности по управлению. Невероятное количество моделей и комбинация функций в них, подразумевает наличие инструкции к каждой модели.

Социально активный инвалид – колясочник представляет собой единое целое с транспортным средством, что позволяет вполне свободно двигаться вперед, назад, поворачивать в разные стороны и стоять на месте. В зависимости от вида коляски, осуществляется определенный принцип управления.

Дополнительные же функции обеспечиваются своего рода «девайсами», которые тюнингуют тот или иной вид.

Управление с ручным приводом

Основное условие – наличие у «водителя» здоровых верхних конечностей. Конструкция коляски имеет дополнительный обод на больших приводных колесах, с помощью которого осуществляется движение и торможение. Вращение обода на обоих колесах одновременно «от себя»– осуществляет движение вперед, соответственно «на себя» - движение назад.

Фиксирование обода в руках в статичном положении позволяет остановить коляску, а придерживание – снизить скорость. Кроме такого торможения можно использовать специальный тормозной рычаг, который находится сбоку. Вращение левого или правого обода повернет коляску в ту или иную сторону соответственно.

Использовать инвалидную коляску с ручным приводом можно в любых условиях – дома, на улице, при занятиях спортом. Она считается самой маневренной и простой в управлении.

В некоторых моделях используются два обода на одном колесе, такая моно – конструкция предназначена для инвалидов с одной здоровой рукой. Конечно, пируэты на такой коляске вряд ли получатся, но самостоятельное передвижение выйдет наверняка.

Другие виды управления

Более сложные конструкции отличаются наличием дополнительных устройств, приводящих колеса в движение.

  • Рычажное управление. Конструкция колес снабжена одним (моно управление) или двумя рычагами. Поступательные движения рычагами приводят колеса в движение. Движения «от себя» относительно статичного положения рычагов – кресло едет вперед, соответственно «на себя» - назад. Использовать модели с рычажным управлением рекомендовано тем, кто стремится поддерживать хорошую физическую форму. Динамические движения рычагом, своего рода, тренажер для мышц рук и плеч, который требует достаточное количество усилий от инвалида.
  • Электропривод. Базовая конструкция коляски снабжена аккумуляторными батареями и электро - мотором, который вращает колеса. Движения вперед, назад, повороты и другие маневры осуществляются с помощью джойстика, который встраивается в подлокотник. От инвалида не требуется никаких физических усилий для управления коляской с электроприводом. Суперсовременные разработки позволяют управлять коляской с помощью речевых команд, а на смену джойстику приходят микрофон и наушник. Единственный недостаток транспортного средства с электроприводом – высокая цена.

Особенности ухода за колесами

Не зависимо от вида инвалидной коляски существует два варианта колес надувные (иначе их называют пневматические) и литые. Надувные колеса аналогичны велосипедным, отлично ведут себя на прогулке, амортизируют неровности на дороге, что делает использование инвалидной коляски комфортным и безопасным. Как и велосипедные, надувные колеса требуют периодической подкачки, а в случае прокола, достаточно просто заменить шину.

Цельнолитые колеса применяются на моделях для домашнего передвижения. Гладкая резиновая поверхность не повреждает напольное покрытие и ковры. Они более износоустойчивые, но в случае поломки, замене подлежит все колесо целиком.

Для того, чтобы передвижение в инвалидной коляске было не только комфортным, но и безопасным, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности и следовать правилам технической безопасности.

Общие правила

Коляска должна быть подобрана по размеру. Из слишком широкой или слишком узкой коляски человек при движении может выпасть.
Перед тем, как выехать в коляске на улицу, проверьте ее исправность.
Всегда держите при себе мобильный телефон
.

Если вы управляете инвалидной коляской самостоятельно:

- Прежде чем сесть в кресло или встать с него, убедитесь, что оно стоит на тормозе. Не забудьте поднять подножки.
- Перед движением убедитесь, что полы одежды и край одеяла не попадают в спицы колес.
- Если в кресле предусмотрены защитные ремни, не забывайте их пристегивать.
- Не переносите вес тела вперед – коляска может перевернуться.
- Дверь, которую нужно тянуть на себя, открывайте медленно. Резкие движения опрокинут коляску. Никогда не въезжайте в дверь задним ходом.
- Не пытайтесь заехать на эскалатор без сопровождающего.
- Не раскачивайте коляску.
- Не хватайтесь за колеса во время движения. Это может привести к ожогам и травмам.
- Старайтесь не выезжать на улицу в дождь.
- Избегайте льда, луж, гальки, песка и травы.
- Не пытайтесь заехать на крутой склон или другую возвышенность с углом наклона больше 9°.
- Заезжая на возвышенность, держите спину прямо, не прижимайте ее к спинке кресла, чтобы коляска не опрокинулась назад, и не наклоняйтесь вперед, чтобы не выпасть из кресла.
- Не пытайтесь самостоятельно преодолеть бордюр и другие препятствия.
- Не забывайте ставить колеса на тормоз, когда коляска неподвижна.
- Поддерживайте устойчивое положение тела, держите осанку.
- Прежде чем наклониться и потянуться за предметом, убедитесь, что коляска стоит на тормозе и маленькие колеса смотрят вперед.
- Не тянитесь дальше, чем на расстояние вытянутой руки.
- Если вам нужно поднять предмет с пола, постарайтесь подъехать к нему как можно ближе и расположить коляску таким образом, чтобы можно было дотянуться сбоку.
- Никогда не наклоняйтесь слишком низко вперед.
- Не тянитесь за предметом через спинку кресла – коляска может опрокинуться.
- Прежде чем самостоятельно выполнить какое-либо новое действие в кресле, сначала попробуйте сделать его в присутствии другого человека.
- Не нагружайте спинку кресла (сумками, рюкзаками и т.д.) - коляска может перевернуться.
- Не позволяйте детям играть с инвалидной коляской.

Если вы используете кресло с электрическим приводом:

- Регулярно проводите осмотр кресла.
- Пересаживаясь в кресло и из него, убедитесь, что питание отключено.
- Если вы обнаружили свободный провод и не знаете, куда его нужно подсоединить, свяжитесь со специалистом. Неправильно подсоединенный провод может привезти к возгоранию.
- Прежде чем выехать на улицу, проверьте заряд батареи. Батарея должна быть полностью заряжена.
- Если вы планируете прогулки по улице в вечернее время, установите на коляску светоотражатели или фары.
- Не выезжайте на улицу в дождь.
- Не развивайте слишком большую скорость – вы рискуете не справиться с управлением.

Если вы сопровождаете человека в инвалидной коляске:

- Убедитесь, что подножки подняты, усадите человека в кресло и только после этого опустите его ноги на подножки.
- Убедитесь, что стопы удобно располагаются на подножках, а полы одежды и край одеяла не попадают в спицы.
- Всегда предупреждайте человека о том, что вы собираетесь делать, особенно при наклонах коляски назад.
- Не катите кресло слишком быстро. Не суетитесь. Не пытайтесь срезать углы.
- Следите за тем, чтобы колени и локти не ударялись о косяки дверных проемов.
- Никогда не отпускайте коляску, особенно при движении под гору.
- Если спуск слишком крутой, лучше развернуть коляску большими колесами вперед, повернуться к спуску спиной и везти кресло, чуть наклонив его.
- Чтобы преодолеть бордюр, наклоните коляску назад, поставьте на бордюр сначала передние колеса, потом подтяните задние.
- Чтобы спуститься с бордюра, наклоните коляску назад, спустите коляску на задних колесах, потом опустите передние колеса.
- Никогда не наклоняйте коляску вперед.
- Поднимать и спускать кресло по лестнице должны минимум двое. При этом коляска разворачивается задними колесами вперед и слегка наклоняется.
- Когда вы везете коляску, не забывайте о собственном положении тела: спина должна быть прямой, а колени чуть согнуты. Лучше не носить обувь на каблуках.
- Переходите улицу только на зеленый свет светофора и только по пешеходному переходу.

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую “комнатную” инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология “достаточная зона” и “комфортная зона” для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что “ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов” (“Рекомендации…Вып. 1”, стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое “местное сужение прохода”? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т.п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе “Зоны разворота кресла-коляски”. В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т.п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т.д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т.п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании “от себя” должна быть не менее 1,2 м, а при открывании “к себе” – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести “золотое правило” на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе “Пандусы”.

Мы со Светланой много лет уже живём на инвалидных колясках, и другого нам не дано, потому что не вылечиться уже, а жить хотим, несмотря ни на что. Постоянно нам приходится общаться со здоровыми людьми. Мы живём в 9-этажном доме, когда выезжаем на улицу, то, конечно, стараемся обойтись без посторонней помощи, есть моменты, когда мы и сами просим помочь.

Часто бывает так, что люди хотят помочь, но, увы, нам помощь неправильная может обернуться лишними травмами, к примеру, заезжаешь в дом, а сзади сосед неожиданно решил подтолкнуть, не предупредив, и рука, которой я крутил за обод колеса, срывается и попадает под боковинку или в спицы, естественно, рука ободрана и соседа хочется поругать, а с другой стороны он хотел помочь и как его ругать? Точно так же было, когда по лестнице помогали спускаться и перевернули, т.е. немного наискось коляска пошла и мы на земле, и хорошо, если без лишних травм, падать тоже надо уметь, за эти годы было много падений, как без этого.

И вот парадокс нашего общения, когда здоровому помощнику говоришь, как надо помогать, как правило, тебя почему-то не слышат, и в ответ отвечают примерно так: » Да знаю я, чего ты учишь.»

Когда мы увидели эту статью на сайте disability.ru — то решили вставить у себя, потому как мы считаем что то, что здесь написано должно нашему обществу объясняться чуть ли не со школьной скамьи, иначе отношение к тем, кто живёт на инвалидной коляске, не изменится. В настоящее время люди начинают понимать, что помогать, тоже надо умеючи. И сходу уже не бросаются хвататься за коляску, а спрашивают нужна ли помощь и как правильно сделать, чтобы не навредить. Это уже радует!!!

Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.

Вот эти правила:

  • Помните что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
  • Начать катить коляску без разрешения — то же самое, что схватить и понести человека без разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросит что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их могут устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существует архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного передвижения.

Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости, и т.п. коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.



Публикации по теме