Закипел аккумулятор причины. При зарядке аккумулятор кипит - это нормально или нет? Узнайте, почему при зарядке аккумулятора кипит электролит

Почему кипит аккумулятор при зарядке? Этим вопросом задаются практически все начинающие водители. Многим новичкам, которые впервые сталкиваются с подобным явлением, сразу приходит в голову мысль, что батарея стала непригодной для дальнейшей эксплуатации, либо же возникла несовместимость с зарядным устройством. Однако в большинстве случаев данные опасения безосновательны, ведь на самом деле поводов, беспокоиться о состоянии дорогостоящего аккумулятора, практически нет.

В чем же причина и что делать в такой ситуации? Почему происходит закипание?

Автомобильный представляет собой электрическую ёмкость, способную накапливать электрический ток, который водитель может использовать для освещения панели приборов при выключенном моторе и для многих других целей. Значимость этого устройства в жизни автомобилиста трудно переоценить. И это вполне естественно, когда кипящий электролит вызывает чувство тревоги у начинающего автомобилиста, ведь стоят подобные устройства сегодня немало.

Внутри АКБ находится кислота и специальные химические пластины, активно участвующие в процессе электролиза. Под этим химическим термином принято считать процесс воздействия электрического тока на жидкость. Во время этого процесса происходит активное выделение газа, который и создаёт впечатление того, что при зарядке аккумулятора кипит электролит. Как видим, здесь всё дело в химии.

Однако стоит учитывать следующий момент. Если АКБ начинает закипать сразу после подключения ЗУ, то велика доля вероятности того, что это устройство действительно непригодно для дальнейшей эксплуатации. Моментальное закипание всех банок чаще всего является свидетельством наличия замкнутых пластин внутри АКБ.


Также существуют следующие распространённые проблемы:

  1. Если кипит только одна банка, то это свидетельствует о том, что в ней слишком мало кислоты. Еще одной причиной могут стать рассыпающиеся пластины внутри емкости.
  2. Если электролит кипит во всех банках, кроме одной, то зачастую это говорит о малом количестве электролита в закипающих емкостях.
  3. Кипеть АКБ может также при низком уровне электролита, в этом случае опытные автомобилисты добавляют в емкости необходимое количество жидкости.

В любых других случаях аккумулятор должен кипеть при зарядке, ведь практически каждый химический процесс внутри кислотной батареи не обходится без кипения электролита. Проще говоря, если аккумулятор уже продолжительное время стоит на зарядке, и он начал кипеть – плотность электролита практически восстановлена.

Существует одно довольно простое правило: если батарея не кипит — она еще не полностью заряжена. Если же началось кипение, то нет никакой необходимости сразу же отключать зарядное устройство. Но необходимо внимательно отнестись к данному процессу ведь существует целый ряд угроз, а именно:

  • Электролит может значительно уменьшиться в объёме либо полностью «выкипеть»;
  • Если оставить батарею на продолжительное «закипание», она может полностью разрушиться.

Определить точный уровень зарядки возможно только с помощью замера плотности электролита. Измеряется данная характеристика с помощью специального прибора, который должен быть у каждого автомобилиста – ареометр. Принцип определения зарядки предельно прост. Заряженный аккумулятор имеет достаточный уровень плотности электролита, этот же показатель будет возрастать во время подзарядки. Ведь плотность значительно снижается во время разрядки.

Во время кипения выделяет гремучий газ. Это весьма взрывоопасная смесь водорода и кислорода. Вполне очевидно, что нельзя оставлять заряжающееся устройство возле открытого и закрытого источника огня. Конструкция старых батарей включает в себя специальные пробки, необходимые для отвода в атмосферу гремучего газа во время подзарядки АКБ от генератора. Такие пробки имеются для каждой отдельной банки. Важно их откручивать, прежде чем подключать батарею к ЗУ. Современные аккумуляторы лишены подобных «прелестей», всю кропотливую работы выполняют специальные газоотводящие трубки.


Когда же стоит отключать батарею, если уже виден процесс кипения? Большинство автомобилистов руководствуются правилом: если АКБ греется свыше 50 градусов – значит оно заряжено. Многие современные производители АКБ не рекомендуют оставлять «кипящий» аккумулятор на зарядке дольше, чем на три часа. Именно этот промежуток времени еще позволяет батареи набрать необходимый заряд во время кипения без потери емкости.

Что подразумевает под собой правильная подзарядка АКБ?

Кроме того, что необходимо откручивать все пробки на старых, отечественных батареях, также стоит помнить, что проводить зарядку устройства необходимо с помощью 10-процентного тока от всей емкости батареи. Это значит, что 60 Ah устройство необходимо питать с помощью тока 6 А.

Если превысить допустимую норму силы тока, то высока вероятность, что произойдут необратимые изменения внутри батареи. Эти изменения поспособствуют значительному ухудшению качества работы устройства и уменьшат его срок жизни. Важно не только заряжать АКБ в вентилируемом помещении, но также следует обезопасить устройство от попадания пыли и грязи.

Подводя итоги, стоит сказать, что если аккумулятор начал кипеть при зарядке, то будьте уверенны, в большинстве случаев это абсолютно нормальная реакция. Появление пузырьков и газа — свидетельство того, что батарея вот-вот завершит свою зарядку. От вас потребуется только контроль этого процесса и своевременное отключение ЗУ. Не рекомендуется оставлять в таком состоянии АКБ на всю ночь. Применяя на практике вышеназванные советы и рекомендации, у вас не возникнет проблем с зарядкой и эксплуатацией автомобильного аккумулятора.

Процесс газообразования в аккумуляторной батарее кипением можно назвать только весьма условно. В абсолютном большинстве случаев речь идет о гидролизе электролита, происходящем при перезаряженности АКБ.

Этот процесс представляет собой разложение воды на водород и кислород. Значительного повышения температуры жидкости при этом не происходит.

Однако чем обусловлено такое явление? Почему «кипит» аккумулятор на машине?

Причины «закипания» батареи

Наиболее частой причиной появления пузырей в аккумуляторе, установленном на автомобиле, является то же самое, что и при «кипении» заряжающейся от электросети батареи – излишний заряд. При этом электроэнергия, которую оказывается неспособна усвоить АКБ, идет на протекание реакции расщепления электролита.

Уровень зарядного тока на автомобиле регулируется специальным реле. На новых ТС оно вмонтировано непосредственно в генератор, на старых – установлено в подкапотном пространстве (таблетка). Это реле снижает показатели тока зарядки по мере заполнения энергоемкостного ресурса батареи. При выходе реле-регулятора напряжения из строя зарядный ток постоянно сохраняется на максимальных цифрах, что закономерно приводит к перезаряду АКБ.

Кипение аккумулятора может возникать и при его неправильной эксплуатации. Так, владельцы некоторых грузовиков ставят на свои транспортные средства две батареи разной емкости. При этом к моменту полной зарядки менее емкой из них более емкая все еще остается незаряженной. В процессе дозарядки «большой» АКБ «маленькая» перезаряжается и начинает кипеть.

Процесс электролиза может протекать и при выходе из строя одной из внутренних емкостей аккумулятора. При этом зарядный ток, рассчитанный на исправную батарею, оказывается слишком велик для оставшихся в работе пластин. Соответственно, на авто кипит аккумулятор.

Иногда встречается истинное кипение электролита. Это становится возможным при его малом количестве внутри АКБ в сочетании с высокими температурами в подкапотном пространстве. При этом жидкость в батарее может нагреваться до температуры кипения. Стоит заметить, что подобное происходит крайне редко.

Диагностика неисправности

Первичным признаком кипения является слабый кисловатый запах около машины. Уловить его можно только при работающем двигателе, когда на АКБ идет зарядный ток. При визуальном осмотре детали видны мелкие пузырьки газа, поднимающиеся со дна. Слышно легкое шипение.

Важно: осмотр подобной батареи нельзя проводить с открытым огнем (горящая зажигалка, сигарета). Водород – горючий газ, в смеси с воздухом образующий взрывоопасную смесь!

Установить факт перезарядки можно с помощью мультитестера (мультиметра). Проверку следует производить на автомобиле с запущенным двигателем. При этом напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 14.3 вольта. Более высокие показатели свидетельствуют о перезаряде и вероятной неисправности регулятора напряжения.

Неисправность одной из внутренних емкостей можно диагностировать, если измерить напряжение на батарее, отключенной от генератора. Физическое отключение проводить не нужно. Достаточно выключить двигатель. При одной неисправной «банке» напряжение на выходе будет снижено на 2.1 В. (9.9В вместо 12В).

Физический перегрев АКБ определяется тактильно, путем пробы рукой. Если батарея очень горячая, значит, причина кипения в недостатке электролита либо слишком высокой температуре окружающей среды. Огрехи эксплуатации обнаруживаются путем визуального осмотра.

Ремонт

Если ответ на вопрос, почему кипит аккумулятор на машине, заключается в неисправном регуляторе, последний подлежит замене. Во времена СССР существовали методики восстановления этой детали, однако сегодня подобные действия неактуальны. Стоимость самого регулятора минимальна, а восстановлению современные реле не подлежат. Менять АКБ при этом нет необходимости, если эксплуатация в режиме излишней зарядки не была длительной.

При замыкании в одной из емкостей батарею следует заменить. Восстановить современный необслуживаемый аккумулятор в домашних условиях нереально, а ремонт батареи в специализированных мастерских является нерентабельным.

При выявлении неправильной эксплуатации АКБ следует устранить нарушения и в дальнейшем эксплуатировать аккумулятор в соответствии с техническими требованиями. При его физическом перегреве следует отрегулировать уровень электролита в емкостях.

Непосредственно в момент кипения необходимо «заглушить» машину и дать батарее остыть. Для ускорения процесса допускается накрывание агрегата влажной тряпкой.

Аккумуляторная батарея или просто аккумулятор (АКБ), несомненно очень важное для автомобиля устройство. За многие годы "эволюции" АКБ серьезно изменился и стал более совершенным, однако несмотря на это он по-прежнему все также уязвим.

Современный свинцово-кислотный аккумулятор, как и его предшественники, "боится" низких температур, глубоких разрядов, сильных перезарядов, механических повреждений, а также кипения, которое для многих автомобилистов до сих пор является чем-то неизведанным и непонятным.

Короткое замыкание свинцовых пластин

Если внутри аккумуляторной батареи имеются неисправности ("банка" вышла из строя), выходное напряжение снижается, при этом напряжение, на которое подает генератор будет таким же, как и до неисправности "банки", в результате из-за повышенного напряжения АКБ может начать кипеть.

Другие причины, по которым может кипеть аккумулятор:

  • Обрыв электродов от соединяющего мостика;
  • Разрушение пластин;
  • Замыкание между пластинами.

С целью недопущения неисправности АКБ следует время от времени проверять не только "банки", но и другие параметры аккумулятора. Более подробно о том, как правильно ухаживать за аккумулятором читайте . Только бережное отношение к аккумуляторной батарее и соблюдение правил эксплуатации, позволит избежать проблем с АКБ, а также не допустить такого явление как кипящий электролит в аккумуляторе.

У меня все, надеюсь статья была полезной и интересной для вас. Спасибо за внимание и до новых встреч на .

Кипение аккумулятора всегда воспринимается как чрезвычайная ситуация, при ее возникновении немедленно начинается поиск причин. Правда, рецепты и советы обычно сводятся к замене или аккумулятора - мол, бракованный, если начал кипеть, или зарядного устройства - вышло из строя. Четкого ответа на вопрос, почему кипит аккумулятор при зарядке, каковы реальные причины, не дают даже специалисты фирм-производителей батарей для автомобилей.

Необычайную сложность процессов можно представить хотя бы тем, что при зарядке только химических реакций, идущих в свинцово-кислотном элементе, современным химикам известно более 40. Еще почти два десятка - процессы тепловые, конвективные, электрические, не имеющие химической природы, но влияющие на зарядку и кипение.

Теория достаточно сложно описывает переходные процессы образования заряда. Ответить на вопрос - почему при зарядке кипит электролит, можно, сославшись на упрощенное объяснение процесса и пару формул:

  • электродвижущая сила, или Э.д.с., на клеммах одиночной банки аккумулятора формируется, как разность потенциалов на электродах из свинца и двуокиси свинца;
  • при заряде на положительной и отрицательной пластинах образуются свинец и двуокись свинца.

Э.д.с. на электродах можно увеличивать, повышая концентрацию серной кислоты в электролите, но при этом растет внутреннее сопротивление электролита. Оптимальное значение проводимости достигается при плотности в 1,24 -1,30 г/см3.

В ходе зарядки аккумулятора увеличивается плотность электролита, напряжение на электродах возрастает и достигает значений, при которых вместо отложений соединений свинца происходит разрядка ионов водорода и ионов гидроксония с выделением газообразных водорода и кислорода. Электролит кипит от пузырьков, а не от температуры. Кипение меняет интенсивность процессов заряда.

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке? Наука говорит, что заряженный и исправный аккумулятор должен начать кипеть, далее зарядку батареи необходимо прекращать. Если аккумулятор начал кипеть при зарядке - возникла неисправность цепи, или заряд достиг физических возможностей емкости батареи.

В реальной ситуации процесс образования кислорода и водорода начинается при достижении аккумулятором 30% заряда и более, его интенсивность увеличивается с ростом плотности электролита. Наглядным является процесс зарядки на обслуживаемом аккумуляторе, через отверстия для доливки воды можно различить одиночные пузырьки газов, выделяющиеся в процессе заряда батареи. Если считать выделение газов кипением, то при зарядке кипит аккумулятор всегда. Вопрос сводится к определению грани безопасного кипения, по достижении которой газообразование и кипение скачкообразно меняют свою интенсивность и приводят к необратимым последствиям. Важно вовремя остановить кипение аккумулятора или изменить характеристику заряда для предотвращения разрушения пластин батареи.


К сведению! Многочисленные рекомендации в интернете советуют перейти к зарядке малыми токами с целью избежать кипения, но на практике эффективность подобных советов не доказана.

Обычная аккумуляторная батарея состоит из шести банок, объединенных последовательно в одну систему. Параметры зарядки устанавливаются для всех банок общим напряжением и током, формируемыми зарядным устройством. На начальном этапе зарядки образование пузырьков газа всегда было признаком нормального процесса накопления заряда. Если через пару часов в аккумуляторе одна банка не кипит, т.е. не выделяет одиночных пузырьков и не «работает на заряд», процесс останавливают для выяснения причин проблемы. Наиболее часто отказ возникает из-за внутреннего замыкания электродов.

Выход из строя одной банки приводит к тому, что на остальных пяти напряжение с 2,33 В увеличивается до 2,88 В, что значительно превышает расчетные параметры и зарядка выходит на режим перезаряда. Почему кипит аккумулятор при зарядке - происходит нагрев электролита, увеличивается его проводимость, возрастает зарядный ток, большое количество пузырьков кислорода и водорода заставляют кипеть электролит.


Если электрические параметры зарядки вовремя не скорректировать, очень быстро остальные пять элементов батареи получат поверхностный заряд и перейдут в режим интенсивного кипения электролита. При такой зарядке, параметры емкости определяются ионами металла, осевших на поверхностных порах пластин электродов. Величина заряда, как правило, составляет не более трети номинальной емкости батареи. Остальные поры электродного вещества, более глубокого залегания, соединения свинца не накапливают и остаются заполненными электролитом, поэтому в накоплении заряда участия не принимают. Аккумулятор, не получив заряда исчерпал свои возможности и начал кипеть.

Внимание! Зарядку необходимо останавливать и проверять причины аномального заряда. При кипении масса электролита интенсивно перемешивается, захватывает и поднимает частицы шлама со дна банки, повышая проводимость, интенсивность кипения и риск замыкания электродов.

Даже закрытые или герметизированные необслуживаемые аккумуляторы довольно сильно страдают от продуктов разложения электролита. При кипении водород и кислород, накапливающиеся в объеме банки при кипении, могут повышать внутреннее давление, вплоть до физического разрушения корпуса.


Специальный клапан, предусмотренный конструкцией батареи, легко пропускает водород из-за его высокой летучести, но с кислородом могут возникать определенные трудности. Особенно, если материал резины не способен полноценно противостоять воздействию адской смеси из серной кислоты и кислорода. В дешевых необслуживаемых батареях резина превращается в подобие эбонита, намертво запечатав клапан. Для водорода даже в этом случае подобный дефект не будет препятствием для вытекания из банки, кислород будет накапливаться, растворяться в электролите, тем самым усиливая коррозию электродов и тоководов.


Несмотря на единую технологию и материал, применяемый для изготовления положительных и отрицательных электродов аккумулятора, практически всегда банки одной батареи имеют небольшие отличия характеристик анодов. В процессе эксплуатации банки нагревались до разной температуры, по-разному накапливали и отдавали энергию. После 2-3 лет эксплуатации в одной связке аккумуляторной батареи находятся элементы с различными характеристиками. Практические измерения напряжения на банках подтверждают предположение.

В таких условиях одна или две банки батареи, имеющие пониженную из-за сульфатации или по иным причинам емкость, зарядятся быстрее остальных банок нормальной емкости. Возникает стандартная ситуация, когда в «немолодом» аккумуляторе часть банок подвергается перезаряду с кипением, а часть - недополучили заряд и поэтому очень уязвимы для глубоких разрядов и низких температур. Внешне выглядит так - аккумулятор кипит при зарядке, но не заряжается.

Кипит аккумулятор при езде

В ситуации с кипением электролита при заряде стационарным прибором еще как-то можно контролировать ход процедуры и при необходимости вносить коррективы. В условиях, когда аккумулятор годами эксплуатируется на автомобиле без какого-либо обслуживания, срок его службы может уменьшиться в разы. Если начинает кипеть аккумулятор на машине, причины те же, но последствия тяжелей. Почему кипит аккумулятор при езде? Вследствие появления дополнительных негативных факторов, связанных с эксплуатацией машины.

К отрицательным факторам относятся:

  • наличие вибраций и ударов, способных вызвать расслоение и осыпание массы положительного электрода;
  • огромные тепловые потоки в подкапотном пространстве в летний период нагревают батарею и электролит до нежелательных температур в 50-60ºС. Вода испаряется интенсивнее, выше саморазряд и коррозия клемм. При этом пузырьки интенсивно кипят, испаряют и выводят воду из электролита. В газах, выбрасываемых через клапан батареи, половину объема составляют водяные пары.
  • работа генератора осложнена большим количеством бортовых потребителей энергии, снижающих возможность полноценного заряда батареи.
    При длительном использовании фар, дворников, даже в продолжительном движении, аккумуляторная батарея не может получить заряд нужного уровня, а значит, резко повышается риск кипения одной из проблемных банок при недостаточном заряде остальных.

Статистика исследований причин выхода из строя необслуживаемых аккумуляторов говорит о том, что в 80% аккумулятор терял свои качества из-за сульфатации и кипения электролита. Практически всегда кипение обнаруживается на этапе выхода аккумулятора из строя.


Опасно! Во время работы с кипящим аккумулятором, остерегайтесь применять открытый огонь. Выделяющиеся газы чрезвычайно взрывоопасны!

Видео почему кипит аккумулятор:

"Кипение" аккумулятора это процесс электролиза: разложение воды на кислород и водород. Если аккумулятор закипел, это означает что происходит перезаряд: напряжение или ток заряда слишком высокие для батареи. Причины этому может быть две:

Высокое напряжение на неисправном реле-регуляторе генератора (проверяется с помощью тестера - должно быть не выше 14,3 В) Напряжение, выдаваемое генератором автомобиля, зависит от оборотов двигателя и оно не постоянное. Стабилизируют его с помощью реле-регулятора напряжения. Производителями автомобилей подобрано напряжение заряда, не допускающее кипения аккумулятора, которое составляет 14,1±0,2 В. Следует знать, что отклонение напряжения на 10% относительно оптимального заряда ускоряет выход из строя батареи в 2 раза. Если напряжение другое то возможны неисправности: реле-регулятора или генератора (например в диодном мосту). Напряжения выше 14,6 В недопустимы.

Неисправность самой батареи (КЗ одной или нескольких банок, переполюсовка одной из банок, необратимая сульфатация) Если батарея новая, на гарантии, большая вероятность, что неисправность появилась по вине производителя. Короткое замыкание (КЗ) одной из банок - 100% гарантийный случай. Проблема может быть в одной или нескольких дефектных банках аккумулятора: отрыве электрода-пластины от соединительного мостика, коротком замыкании между положительными и отрицательными пластинами либо отпавшей массы (плохо сформированной) с электродов.
Батарея с одной нерабочей из шести банок превращается из АКБ 12V, в АКБ 10V. В этом случае обычное напряжение заряда генератора 14V становится слишком высоким и вызывает перезаряд - "кипение".

Одним из признаков того, что батарея не может "усваивать" по разным причинам слишком высокий для нее ток заряда и напряжение, является повышение температуры ее корпуса.

Также в летний период температура под капотом авто может достигать +100° С, а максимальная рабочая температура для АКБ +50°C. В этом случае батарея будет "закипать" из-за избыточного внешнего перегрева.

В грузовых автомобилях или автобусах применяется по 2 аккумулятора. Наиболее частые причины кипения грузовых АКБ в результате их неправильной эксплуатации:

Устанавливают отличные друг от друга АКБ с разными характеристиками, возрастом, емкостью. Однако ток заряда идет общий, сопротивление батарей принимается среднее. В результате в одной батарее уже идет перезаряд (кипение), а второй до полного заряда еще 50%

Установлены 2 абсолютно одинаковые батареи, но нарушая правила эксплуатации, не меняют их местами раз в месяц. Через некоторое время из-за эксплуатации в разных условиях батареи разбалансируются и получается ситуация описанная выше.

Без включения двигателя, используется в течении 12 и больше часов электрооборудование (холодильники, обогреватели, телевизор, другое). В результате батареи сильно разряжаются. По правилам эксплуатации в этом случае их нужно зарядить стационарным зарядным устройством, током не выше 1/10 емкости (15-25А). Ток подаваемый генератором грузовика в сильно разряженную батарею будет в десятки раз выше. Начав движение с разряженными аккумуляторами, водитель гарантировано добьется их кипения, вздутия или разрушения корпуса.

ВАЖНО! Сильно разряженную батарею нельзя эксплуатировать в машине и заряжать от автомобильного генератора. Ток заряда будет слишком высоким. Заряжать только стационарным ЗУ током равным 1/10 емкости.

Если Ваш аккумулятор закипел - правильнее всего обратится на специализированный сервис, где абсолютно точно с помощью профессионального оборудования определят причину закипания.

На практике, в 99% случаев кипят неисправные аккумуляторы из-за короткого замыкания между плюсовыми и отрицательными пластинами в одной или нескольких банках. Происходит такое замыкание от старости батареи либо ее невысокого качества. Эксплуатировать батарею с такими неисправностями опасно!

Кипящий аккумулятор - это очень тревожный знак , который сигнализирует о необходимости срочной покупки нового аккумулятора.



Публикации по теме