Ваз 2114 стартер щелкает но не крутит. Стартер щелкает, но двигатель не крутится

Характерное «жужжание» , после которого , знакомо каждому автовладельцу. Но случается, что вместо привычного «жужжания» слышен один щелчок или несколько, но двигатель при этом не заводится. Причин, почему стартер щелкает, но не крутит, может быть много.Первым делом стоит определиться с симптомами неисправности, а потом разбираться с причинами. Если после поворота ключа в замке зажигания двигатель не заводится, может раздаваться один щелчок или несколько .

Стартер щелкает (несколько щелчков подряд), но не крутит

В этом случае втягивающая обмотка стартера втягивает сердечник реле, но из-за нехватки напряжения удерживающая обмотка не в состоянии удержать его. Этот цикл продолжается многократно, пока , поэтому слышны повторяющиеся щелчки. Причин может быть несколько:
  • Не хватает . Это, пожалуй, самая распространенная причина, поэтому проверку неисправностей следует начинать именно с нее.
  • Проблема в «массе» на кузов.
  • Плохой контакт на клеммах АКБ.
  • Проблема с удерживающей обмоткой стартера , которая недостаточно хорошо фиксирует сердечник.
  • Стартер не крутит, слышен однократный щелчок

  • Подгорели контакты в тяговом реле стартера.
  • Проблема в «массе» на кузов.
  • Тяговое реле плохо закреплено на стартере.
  • Если внешний осмотр результатов не принес и неисправность не выявлена, значит, проблема в самом стартере . Чтобы ее определить, нужно снять и разобрать стартер.

    Причиной того, что стартер не крутит и при этом раздается один щелчок, может быть:
  • отошедший силовой провод от обмоток стартера к тяговому реле стартера,
  • чрезмерный износ щеток стартера,
  • якорь стартера, заклинивший из-за износа втулок стартера,
  • замыкание обмотки якоря стартера,
  • замыкание или обрыв в одной из обмоток статора,
  • деформация или поломка вилки в приводе ,
  • сильный износ зубьев бендикса, из-за чего они не могут войти в зацепление.
  • Когда стартер снят и разобран, следует не только выявить причину неисправности, но и по возможности прочистить все элементы электродвигателя . Внутрь стартера часто попадает грязь, пыль, частички смазки – в будущем они могут вызвать новые проблемы.

    Запуск двигателя автомобиля осуществляется посредством стартера, поэтому любая поломка этого механизма должна быть незамедлительно устранена. В данной статье, мы рассмотрим виды неисправностей, при которых стартер не крутит, а только издаёт щелчки.

    Но прежде хотелось бы сказать о том, что автомобильный стартер – это очень надёжный агрегат, который делается с расчётом на сотни тысяч запусков. Однако правильная эксплуатация автомобиля показывает, что двигатель оказывается гораздо живучее стартера, а потому, со временем, ремонт или полная замена стартера неизбежна. Впрочем, иногда тот факт, что стартер не работает, ещё не говорит о его стопроцентной поломке, поскольку нерабочая аккумуляторная батарея или маховик, также не дадут стартеру крутить.

    Износ зубьев маховика или бендикса

    Максимальная нагрузка, при эксплуатации стартера, ложится на бендикс, а точнее, на зубья его шестерёнки, сцепленной с шестернёй маховика. Когда вся эта конструкция вращается, то стираются зубья обеих деталей.

    Конечным итогом такой работы становится нарушение сцепления между шестеренками. Из-за этого, двигатель начинает плохо запускаться, и стартер не крутит, а только щёлкает.

    Данная неисправность может появляться периодически, то есть машина, то заводится, то не заводится, и стартер начинает щёлкать. Исходя из этого, необходимо провести начальный осмотр венца маховика и шестерни бендикса.

    Исправляется данная поломка демонтажём и заменой – и венца маховика, и шестерёнки бендикса, так как, в данном случае, обе детали изнашиваются достаточно сильно.



    Примечание. Данная неисправность может проявить себя в самый неподходящий момент, например, вдалеке от населённого пункта (на рыбалке, на охоте или в чистом поле). Что делать в такой ситуации? Как завести автомобиль? Нужно просто прокрутить коленчатый вал, подводя целый участок шестерёнки бендикса к целому участку на маховике. Делается такой поворот коленвала, с помощью ключа «на 17», после того, как будет снята защита с ремня газораспределительного механизма.

    Если же частично сточилась только шестерёнка бендикса, то она будет периодически буксовать, и стартер будет крутить вхолостую.

    Неисправности реле или контактов стартера

    Если не крутит стартер, то причину этой проблемы можно поискать и в том, что сломалось втягивающее реле. При этом аккумуляторная батарея должна быть стопроцентно исправна, а на реле стартера должно подаваться заданное напряжение. В этом случае, после поворота ключа зажигания, будет слышен характерный щелчок, которым сопровождается выдвижение бендикса.

    Если щелчка не происходит, значит, поломалось реле – в этом не остаётся сомнений. При этом неисправность может быть здесь только в контактах, которые могли окислиться или обуглиться. Из-за этого, якорь заклинивает, и он не может двигаться.


    Устраняется неисправность простой зачисткой контактов и последующей проверкой хода якоря. Если он окажется полностью свободным, то проблема решена.

    Неисправности в двигателе

    Когда не крутит стартер, можно услышать, как щёлкает втягивающее реле, при этом мотор не вращается, либо это вращение чем-то затруднено. К этой неисправности могут привести несколько причин:

    1. Клин втулки или вала мотора (решается заменой втулок, а также подтягиванием, центровкой или заменой вала);
    2. Происходит прямой механический контакт между ротором и статором (чтобы решить проблему, необходимо сделать центровку вала стартера);
    3. Короткое замыкание на роторной или статорной обмотке, сгоревшие контакты (решается их заменой).

    Прочие неисправности

    Не очень распространёнными, но всё-таки встречающимися причинами того, что не крутит стартер, могут быть:

    1. Севшая аккумуляторная батарея (из-за этого якорь стопорится магнитным полем, которое создаёт обмотка);
    2. Разрыв или короткое замыкание на удерживающей обмотке;

    Каждая из этих возможных причин неисправности работы стартера проверяется с помощью мультиметра.

    В том случае, если всё-таки установить причину неисправности, при которой не крутит стартер, не удаётся, то проверяются пятаковые контакты. Дело в том, что, при щелчке реле, контакт может не срабатывать на АКБ, и поэтому стартер только и будет делать, что щёлкать. Из-за трения, контакт может периодически появляться, но потом – опять пропадать. Решается эта проблема простой зачисткой пятаковых контактов или пайкой на низ нового слоя, для улучшения контакта.

    При замыкании контактов на реле, в случае запуска двигателя, причина неисправности будет крыться в самом реле. Если же двигатель запустить не удастся, то поломка находится в самом двигателе.

    Итак, столкнувшись с ситуацией, когда у вашего автомобиля периодически не крутит стартер, не затягивайте с ремонтом. Ведь, при такой поломке, двигатель авто может заглохнуть в любое время и уже не завестись. К тому же, своевременный ремонт поможет предотвратить более серьёзные проблемы, которые может повлечь данная неисправность.

    Одним из основных компонентов системы зажигания является стартер. Если в работе этого механизма возникают проблем, автовладелец может столкнуться с трудностью запуска двигателя или невозможностью его запуска в принципе. По каким причинам , что делать в таких случаях? Ответы на эти и другие вопросы приведены ниже.

    Почему не крутит стартер?

    По каким причинам стартер может не срабатывать, почему не удается завести двигатель? Как показывает практика, чаще всего причиной, по которой узел на дизеле или бензиновом моторе может «молчать», считается отсутствие питания устройства. Есть вероятность, что такая проблема обусловлена отсутствием питания в бортовой сети машины, соответственно, агрегат может не заводиться из-за севшего аккумулятора. В том случае, если батарея разрядилась полностью, это приведет к тому, что узел просто не сможет запуститься (автор видео о принципе работы стартера — Михаил Нестеров).

    Если вы столкнулись с такой проблемой, что при повороте ключа в замке зажигания не удается завести мотор, то для начала следует произвести диагностику работоспособности АКБ. Чаще всего проблема разряда возникает в холодное время года, из-за морозов в системе застывает электролит. Также есть вероятность, что причина кроется в отсоединении клемм либо их окислении.

    В таком случае не нужно паниковать, проблему можно решить следующим образом:

    • в первую очередь отключите АКБ и снимите с выводов устройства клеммы;
    • при помощи железной строительной или зубной щетки (также можно воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой), произведите очистку выводов на устройства, а также клемм;
    • далее, проверьте наличие электролита в банках АКБ — для этого выкрутите крышки и убедитесь в том, что жидкость полностью покрывает все без исключения банки, при необходимости добавьте в систему дистиллят;
    • далее производится проверка заряда батареи, для этого потребуется вольтметр или мультиметр, если нужно — подзарядите АКБ;
    • после этого проверьте целостность проводов на участке от батареи до стартерного механизма;
    • если все в норме, то установите на место клеммы и надежно зафиксируйте их.

    Фотогалерея «Основные неисправности механизма»

    1. Перегоревшие обмотки механизма 2. Механическое повреждение втягивающего реле

    Если в бортовой сети нет напряжения, то при попытке запуска силового агрегата может раздаться сильный щелчок. Если в АКБ остался минимальный заряд, то проворачивая ключ в замке зажигания, коленвал мотора прокрутится слабо несколько раз. Если проблема с напряжением, то батарею нужно заряжать, других вариантов нет.

    Теперь непосредственно о неисправностях механизма, по которым он может не схватывать и не реагировать на поворот ключа:

    1. Выход из строя реле или повреждения управляющего провода. Необходимо произвести диагностику этих элементов, если есть необходимость — заменить вышедшие из строя составляющие.
    2. Отсутствие контакта, в частности, следует произвести диагностику подключения силового провода. Когда происходит включение мотора, на стартерный узел поступает высокий ток, составляющий примерно 200 ампер. В том случае, если контакт будет слишком слабым, то вместо 200 ампер на механизм может поступать всего 10 или около того. А этого, в свою очередь, будет достаточно для того, чтобы щелкало втягивающее реле, но для того, чтобы завести ДВС, этого не хватит. В данном случае рекомендуется произвести диагностику всех соединений, при необходимости прочистить все контактные поверхности.
    3. Неполадки в работе втягивающего реле, такая неисправность также сопровождается щелчками при запуске. Девайс может включаться напрямую, если вы хотите решить проблему, в частности, в обход коммутации. На втягивающем реле расположены три выхода, два из них имеют большие размеры, один — это вход с АКБ, а второй — идет на сам механизм. В данном случае вам необходимо попытаться замкнуть эти клеммы, для этого можно использовать перемычку, гаечный ключ либо отвертку. Учтите, что инструмент, которым вы будете замыкать, ни в коем случае не должен касаться кузова авто, то есть любых металлических составляющих, расположенных в моторном отсеке.
      В том случае, если в результате механизм стал работать, пусть даже с треском, причина кроется именно в реле, его надо заменить. Запускать мотор по такому методу нельзя, поскольку ведущая шестеренка механизма не сможет войти в зацепление с маховиком. Что касается втягивающего реле, то причина, скорей всего, связана с обгоранием контактных поверхностей, на них мог образоваться слой диэлектрика из оксидов металла. Проблема такого плана решается путем очистки контактов либо замены реле, причем второй вариант более предпочтительный.
    4. Следующая причина, по которой узел может выключаться и не подавать напряжение, необходимое для запуска мотора, может заключаться в износе щеток. Если причина заключается в работоспособности щеточного узла, то механизм в любом случае придется снимать и разбирать. Если щетки оказались изношенные, то после разборки вы увидите это сразу. Необходимо учитывать, что в зависимости от конструктивных особенностей устройства, при износе щеток реле тоже может не срабатывать, то есть не щелкать.
    5. Помимо этого, неработоспособность механизма может быть обусловлена и выходом из строя обмоток, о чем свидетельствует характерный запах, а также цвет элементов. Разумеется, определить неисправность данных составляющих можно в результате снятия и разборки механизма. Иногда нецелесообразно менять обмотки, а лучше заменить весь узел в сборе. Все элементы стартера обычно изнашиваются равномерно, поэтому если вы замените одну из деталей, то скорей всего, в ближайшем будущем придется менять и другие (автор видео — канал Гараж 91 Гомель).

    Как выйти из положения и завести двигатель?


    Расположение клемм для замыкания стартера напрямую

    Что делать, если не удается завести двигатель из-за неисправности стартерного узла?

    Есть несколько способов, которые позволят решить эту проблему:

    1. Заменить или произвести ремонт механизма. Процедура ремонта заключается в демонтаже устройства и замене вышедших из строя составляющих компонентов. Для реализации этой задачи вам нужно знать, где расположен узел в вашем авто. При демонтаже вы сможете увидеть все вышедшие из строя детали и поменять их на новые. Как мы уже сказали, целесообразней будет полностью заменить механизм в сборе, чем ремонтировать его.
    2. Если нужно срочно ехать, а мотор не запускается, то как вариант, его можно попытаться завести с толкача. Суть этого способа заключается в том, чтобы толкать транспортное средство до того момента, пока оно не сможет развить оптимальную скорость, при которой стартерный механизм сработает. Как правило, разогнать авто достаточно до 20-30 км/час, при этом желательно выставить вторую или третью передачу и включить зажигание. Когда машина разгонится, запрыгивайте в салон авто, выжимайте сцепление и, отпуская его, нажимайте на газ. Если вы все сделали правильно, то двигатель заведется. Учтите, что этот метод ни в коем случае нельзя применять на авто с автоматическими трансмиссиями, поскольку это может привести к выходу из строя коробки.
    3. Как сказано выше, можно попытаться замкнуть механизм напрямую. Для этого вам надо будет замкнуть соответствующие клеммы на устройстве, а рычаг коробки передач поставить на нейтральную скорость.
    4. Аналогичный способу с толкача — метод буксировки. Разница заключается только в том, что вместо того, чтобы толкать автомобиль вручную, будет использовать другая машина, которая потянет ваше авто на тросе. Принцип реализации аналогичный.

    Видео «Ремонт стартерного механизма своими руками»

    На примере стартера Bosch вы можете ознакомиться с процедурой ремонта механизма своими руками, наглядная инструкция представлена в ролике (автор видео — канал onotole channel).

    Для современного человека транспортное средство уже давно не является роскошью, а обыкновенным средством передвижения. И довольно часто при езде могут возникать разнообразные неполадки. Поэтому автовладельцы должны знать хотя бы некоторые нюансы в работе автомобиля, а, иногда, и уметь исправить неполадки самостоятельно. Все знают, что основным агрегатом пусковой системы мотора является стартер. Для запуска двигателя, он должен раскручивать его вал до частоты вращений. Однако, не редко бывает, что стартер щелкает, но не крутит. И этому есть масса причин, о которых должен быть осведомлен каждый автомобилист, если такая проблема возникнет в дороге.

    Стартер является сложным механическим агрегатом. Без него любое транспортное средство будет обыкновенной грудой железа, а при его некачественной работе любой автомобиль всегда долго заводится. Но, прежде чем перейти к причинам плохой работы стартера, необходимо знать, из чего он состоит:

    1. Пружинное кольцо.
    2. Направляющая втулка.
    3. Корпус механизма привода.
    4. Пружина.
    5. Ведущая полумуфта.
    6. Конус.
    7. Штифт.
    8. Сухарь.
    9. Ведомый храповик с шестерней.
    10. Фланец эксцентрика.
    11. Упорная шайба.
    12. Механизм привода.
    13. Рычаг.
    14. Сердечник.
    15. Корпус реле.
    16. Обмотка тягового реле.
    17. Контактный диск.
    18. Контактный болт.
    19. Щетка.
    20. Коллектор.
    21. Корпус.
    22. Якорь.
    23. Обмотка.
    24. Крышка.

    На некоторых моделях современных автомобилей стартеры оборудованы дистанционным управлением, основные детали которого — механизм привода, электромагнитное тяговое поле, электромотор постоянного тока.

    Втягивающее реле стартера, почему оно не работает


    Существует ряд признаков неисправности втягивающего реле:

    1. Стертер вообще молчит.
    2. Стартер крутится вхолостую и жужжит, однако не прокручивает мотор.
    3. В сцепление с маховиком не входит бендикс, хрустит и мотор не крутит.
    4. Срабатывание втягивающего реле, однако мотор не прокручивается.

    Проверить втягивающее реле очень просто. Необходимо подать напряжение с аккумулятора к управляющей клемме реле (провод отличить легко, он самый тонкий). Если двигатель прокрутится, значит, проблема во втягивающем реле. Возможно, подгорели пятаки контактов. Для устранения проблемы необходимо снять реле и зачистить пятаки. Однако, следует учитывать, что данное реле не прослужит долго, так как на заводе наносился слой на контактные пятаки, что противостоял электрической эрозии. Теперь слоя нет, поэтому неизвестно, когда обгорание контактов произойдет еще раз.

    Стартер щелкает но не крутит, проверяем аккумулятор


    Не редко причиной данной проблемы является разряженная либо слабо заряженная аккумуляторная батарея. Проверить, заряжен ли аккумулятор, довольно просто. Необходимо снять минусовую клемму и замерять напряжение. Если оно менее девяти вольт, значит виновником проблемы действительно является аккумулятор и его нужно зарядить. Однако после зарядки аккумулятора необходимо подумать о причинах, которые привели к его полной разрядке, так как не факт, что завтра он также не разрядится.

    Стартер не крутится, но щелкает, проверяем массу кузова с мотором

    Массу кузова с двигателем также стоит проверить. Если она неправильная, необходимо воспользоваться другим проводом «массы» и еще раз попробовать запустить мотор.


    Стартер не крутится, проверяем массу двигателя

    Чтобы проверить массу мотора, вам будут нужны «крокодилы» для прикуривания. Их необходимо подключить одним концом на двигатель, а другим — на минус аккумуляторной батареи. Место соединения следует тщательно очистить. Затем, запускаем мотор, если транспортное средство легче завелось, а напряжение повысилось, это свидетельствует о том, что нужно зачистить массу.


    Стартер не крутится, проверяем контакты тягового реле

    Если стартер не крутится, следует в обязательном порядке обратить внимание на контакты тягового реле. В некоторых случаях, они могут перегореть. Но если с ними все в порядке, тогда, скорее всего, существует неисправность самого механизма и необходимо либо полностью разбирать стартер, либо производить замену.


    Стартер щелкает, но не крутится, возможны поломки самого стартера

    В самом стартере могут произойти следующие поломки:

    1. Деформация или поломка вилки в проводе бендикса.
    2. Замыкание или обрыв одной из обмоток стартера.
    3. Сильный износ щеток и втулок.
    4. Перегорание силового провода, соединяющего обмотки стартера и тяговое реле.



    Если возникли проблемы со стартером, не следует тянуть с ремонтом, так как есть риск «заглохнуть» прямо посреди дороги. Стоит отметить, что каждый определенный случай затрудненного запуска транспортного средства индивидуален. Выше собраны наиболее распространенные причины данной неисправности.

    Автовладельцы нередко сталкиваются с ситуацией, которую метко иллюстрирует высказывание «стартер не крутит, только щелкает ». Ситуация довольно неприятная, с этим согласится любой автомобилист со стажем – неприятность прежде всего заключается в том, что причин может быть несколько, а безошибочно «поставить диагноз» без дополнительных исследований не сможет даже специалист.

    Стартер не крутит, только щелкает. Попытаемся разобраться с данным явлением, заодно предложим советы по устранению неисправности.

    Азбучные истины


    Прежде всего вспомним, что такое стартер, т.е. каковы его функции в автомобиле – на потребительском уровне. Данный агрегат представляет собой миниатюрный электродвигатель, предназначенный для кратковременной работы по запуску двигателя.

    Процесс сцепления с маховиком характеризуется повышенным потреблением тока и, что самое неприятное, продолжительная работа стартера в рамках одного запуска (или попытки запуска) провоцирует износ детали. Другими словами, те, кто «гоняет» стартер, усугубляют риск выхода его из строя.

    Щелчки . Данный акустический эффект связан не собственно со стартером, а с его тяговым реле, которое представляет собой симбиоз двух обмоток – втягивающей и удерживающей. Звуки в виде щелчков рождаются в результате нехватки поступающего напряжения – процесс характеризуется втягиванием сердечника, но указанный недостаток не позволяет удерживающей обмотке зафиксировать сердечник.

    Соответственно, двигатель не успевает запуститься, а щелчки – лишь «шумовое оформление» попыток фиксации сердечника.

    Возможно, эта информация не имеет практической пользы, но для общего представления и принципе работы стартера она необходима.



    По общему правилу (абсолютно для всех моделей легковых автомобилей): если не удалось запустить двигатель с третьей попытки, нужно прекратить дальнейшие попытки и приступить к профилактическим (ремонтным) работам. В противном случае многократно увеличивается риск вывода стартера из строя. Напомним, что должным образом отрегулированный двигатель заводится с полуоборота.

    Причины неисправности


    Итак, констатируем наличие щелчков при попытке запуска двигателя. Сами щелчки могут иметь разную природу. Например, тяговое реле издает частые щелчки.

    Возможные причины:

    • отсутствие контакта двигателя с корпусом (нет «массы»);
    • нарушение полноценных контактов на клеммах.
    Если наличествует один щелчок, то, скорее всего, подгорели силовые контакты в реле стартера (проще говоря, нет искры в силу затрудненных контактов). Сразу предложим «рецепт» – разобрать реле, и сделать чистку силовых болтов . Но это только в случае, если конструкция реле предусматривает разборку.



    Что касается предыдущего случая (т.е. частых щелчков), то профилактические работы прямо вытекают из возможных причин неисправности: проверяется контакт между двигателем и кузовом, в отрицательном случае обеспечивается «масса» (можно предусмотреть дополнительный провод); проверяется надежность фиксации тягового реле на стартере; проверяется работоспособность стартера.

    Публикации по теме