Что делать, если ребёнок подавился? Инструкция от врача-педиатра. Новорожденный плачет

Что делать, если подавился ребёнок, должна знать каждая мама. Так как случись такое, важна будет каждая минута.

Но для начала надо твердо усвоить, чего не надо делать.

Ненужные и нужные действия

Угрожаемые ситуации зачастую создают родители ребёнка. Режутся зубки, и грудной ребёнок пытается грызть всё, что попадает в поле зрения. Зачем ему грызть игрушки, можно ведь занять кроху полезным и вкусным яблоком или морковкой, или огурцом. Так думают многие мамы-папы-бабушки. Они ведь рядом, что может случиться? Случается, к сожалению, за секунды.

Если у грудного ребёнка показался хотя бы кончик молочного зуба, он обязательно отгрызет кусочек от яблочка.

Засмеялся, заплакал – и вот уже грудничок подавился едой.

Детям постарше могут попасть в руки мелкие детали от игрушек, а ведь малыши всё исследуют и на вкус. И даже просто что-то жуя, ребёнок может засмеяться или заплакать, вдохнуть с полным ртом и поперхнуться. Нередко необходимо оказывать помощь, когда ребенок подавился конфетой.

И всё же, как бы мы ни старались, надо быть готовыми к любой ситуации.

Если ребёнок подавился и задыхается, не теряем время и приступаем к оказанию неотложной помощи:

  • если малыш подавился, но при этом кашель сохранен, кожный покров не синий (частичная обструкция), срочно вызываем скорую помощь;
  • а если вы видите синюшность кожи, слабость, неэффективный кашель, хрипы, при вдохе втяжение межрёберных промежутков (обструкция дыхательных путей с нарушением дыхания), если ребёнок не может ни говорить, ни кашлять, ни дышать (обтурация) – приступайте незамедлительно к оказанию помощи.

Попросите помощи у кого-нибудь, чтобы вызвать неотложку. Если некому, а ребёнок синеет, сначала оказывайте первый этап помощи и потом только вызывайте бригаду медиков.

Первая помощь ребёнку до 1 года

Первая помощь ребёнку от 1 года до 8 лет

Ребёнку старше годовалого возраста помощь оказывается немного по-другому.

  1. Вы удерживаете его на своём бедре, животом вниз, голова ниже туловища.
  2. Наносите удары основанием ладони (5 раз) между лопатками.
  3. Переворачиваете на спину и быстро (одно нажатие в секунду) нажимаете на грудину по линии, проходящей между сосками, также 5 раз.
  4. После этого осматриваете ротоглотку, если видите инородное тело, пробуете его удалить.
  5. И в случае успеха начинаем делать ребёнку искусственное дыхание. Для этого вы производите 5 вдохов «рот в рот» или «рот в нос». Голова ребёнка при этом не должна быть закинута чрезмерно.
  6. Повторяете весь цикл сначала до удаления инородного тела.

Первая помощь ребёнку старше 8 лет

  1. Необходимо встать позади ребёнка.
  2. Если вы значительно выше, становитесь на колени, обхватываете его руками в области талии и, надавив на живот, делайте сильные толчки, как бы выталкивая инородное тело вверх. Повторяем 5 раз. Такой способ называется приём Геймлиха.
  3. Если ребёнок лежит, то используем положение «всадника» и делаем резкий толчок крестообразно сложенными ладонями в направлении вверх от солнечного сплетения к груди. Повторяем 5 раз.
  4. Если обнаружили инородное тело в ротовой полости, то удаляйте его и начинайте делать искусственное дыхание.
  5. При неэффективности – делаем 5 ударов между лопатками, затем переворачиваем и делаем 5 ударов по грудине, потом искусственное дыхание.
  6. Продолжать, чередуя, до приезда медицинской помощи.

Бывают ситуации, когда в период прорезывания зубов и активного слюноотделения, лежа на спине, ребёнок «давится слюной».

Тут мероприятия практически идентичны действиям при попадании инородного предмета:

  • размещаете младенца на своём предплечье животом вниз, при этом голова ниже туловища;
  • наносите основанием ладони 5 ударов между лопатками;
  • переворачиваете ребёнка на спину на руку, которой наносили удары, и делаете двумя пальцами 5 толчков в грудную клетку, на один палец ниже линии сосков;
  • при неэффективности – искусственная вентиляция лёгких.

Если ребёнок захлебнулся?

Ребёнок захлебывается в разных ситуациях: купался в ванной, летом в небольшом бассейне или в открытом водоёме, упал в воду или пил и вдохнул.

Помощь оказываем также незамедлительно, как и в вышеописанных случаях.

  1. Необходимо на бедро своей ноги положить ребёнка вниз лицом и надавить несколько раз на его спину. Это делается для того, чтобы удалить жидкость из ротоглотки и дыхательных путей.
  2. Проверить, нет ли во рту постороннего содержимого или рвотных масс.
  3. После чего следует оказывать помощь по общим принципам:
  • обеспечиваем проходимость дыхательных путей: ребенок на спине, разогнута шея, нижняя челюсть выдвинута, вытянут кончик языка;
  • делаем искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Новорождённому и грудничку не нужно чрезмерно разгибать шею, это может затруднить проходимость в узких дыхательных путях, достаточно подтянуть подбородок вверх.

При правильной технике искусственного дыхания должна равномерно подниматься грудная клетка ребёнка при вдохе, если же этого не происходит или надувается живот, то воздух в лёгкие не попадает.

Соотношение числа вдохов и компрессионных движений: 2 вдоха и 15 нажатий на грудину. Деткам до года массаж делается двумя пальцами, ладонью только после года. Точка приложения – грудина, по линии между сосками;

  • не прекращаем оказывать помощь до приезда скорой.

После того, как ребёнок пришёл в себя, не отказывайтесь от госпитализации, так как возможны отдаленные последствия, которые могут проявиться в виде отёка лёгких в течение 72 часов после попадания жидкости в лёгкие.

Всегда следует помнить, что когда ребёнок подавится или захлебнётся, времени зайти в интернет и почитать, что же делать, у вас не будет. Дорог каждый миг. И неважно, каков возраст малыша. Его жизнь будет зависеть от быстроты вашей реакции. И единственное, что можно сделать заблаговременно, – получить необходимые навыки первой помощи, чтобы внезапно возникнувшее удушье у ребёнка не вызвало растерянность и панику.

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Почему же малыш плачет, и как мама может его успокоить?

  1. Насморк или неочищенные носовые проходы
    Что делать? Успокойте малыша у себя на руках, прочистите его носик с помощью ватных «жгутиков», погуляйте с ребенком по комнате, придерживая его в вертикальном положении. Если у крохи насморк, посоветуйтесь с врачом и выберите оптимальное средство лечения (носовые капли, использование респиратора и пр.). Не забывайте, что при насморке ребенок теряет возможность нормально сосать молоко. То есть плач может быть вызван тем, что кроха банально недоедает и не может полноценно дышать.
  2. Перевозбуждение
    Причины – слишком длинный промежуток бодрствования, громкая музыка, шумные гости, родственники, желающие потискать младенца, и пр. Что делать? Обеспечьте крохе обстановку, в которой он сможет спокойно заснуть – проветрите комнату, приглушите свет, создайте тишину, укачайте малыша на руках или в кроватке. В качестве профилактики «с пеленок» старайтесь соблюдать режим дня крохи, укладывать в одно время, сопровождая процесс традиционными в вашей семье действиями (музыкальная карусель, купание перед сном, колыбельная мамы, укачивание на руках у папы, чтение сказок и пр.).
  3. Голод
    Самая частая причина слез новорожденного. Нередко она сопровождается у детей причмокиванием (в поисках груди малыш складывает губы трубочкой). Покормите малыша, даже если «по графику» кушать еще рано. И обратите внимание – наедается ли ребенок, сколько он съедает, сколько ему положено съедать по возрасту за одно кормление. Вполне возможно, что ему просто не хватает молока.
  4. Запачканные пеленки
    Проверьте своего кроху: может, он уже совершил свое «мокрое дело» и просит «свежих» памперсов? В переполненном подгузнике не захочет лежать ни один кроха. А детская попка, как знает любая мама, должна быть сухой и чистой. Кстати, некоторые крохи-чистюли, даже единожды «писнув» в подгузник, требуют его незамедлительной смены.
  5. Опрелости, раздражение под подгузником, «потничка»
    Крохе, конечно, неприятно и дискомфортно, если под памперсом его кожа преет, зудит и щиплет. Если вы обнаружили такую неприятность на детской коже, используйте крем от опрелостей, тальк (присыпку) или иные средства для лечения кожных проблем (соответственно ситуации).
  6. , вздутие животика
    При такой причине плача обычно не помогает ни укачивание, ни кормление — кроха «сучит» ножками и кричит, не реагируя ни на что. Что делать? Во-первых, организовать чаду «грелку», уложив его животиком на собственный живот. Во-вторых, использовать газоотводную трубочку, массаж пузика, упражнение «велосипед» и специальный чай (обычно таких нехитрых манипуляций хватает, чтобы успокоить животик и самого малыша). Ну и не забывайте, что после кормления ваше чадо следует немного подержать в вертикальном положении (10-20 мин.).
  7. Температура
    Эту причину обнаружит каждая заботливая мама. Температура может подняться у крохи из-за прививки, болезни, аллергии и пр. Что делать? В первую очередь, посоветоваться с вашим доктором. И уже вместе с ним выбрать препарат, который будет наименее вредным и максимально эффективным (+антигистаминное средство). Но главное – выяснить причину температуры. Не следует сразу бросаться к ребенку с жаропонижающим, едва ртутный столбик поднимется выше 37 градусов – сбив температуру, вы можете «смазать» картину, свойственную, например, серьезной аллергической реакции. Поэтому вызов врача – первое ваше действие. В процессе ожидания врача рекомендуется надеть малышу легкую х/б одежду и поить водичкой либо едва подслащенным чаем. Читайте также: .
  8. Некомфортная одежда (слишком тесная, наличие швов или пуговиц, складки пеленок и пр.)
    Что делать? Проверьте кроватку малыша – гладко ли заправлена пеленка, простынь. Не мешают ли малышу лишние детали на одежде. Не гонитесь за «модными» обновками – одевайте малыша в удобную и мягкую х/б одежду, соответственно возрасту (швы наружу!). На ручки (если вы не приверженец строгого пеленания) наденьте х/б рукавички, чтобы кроха себя случайно не поцарапал.
  9. Ребенок устал лежать в одном положении
    Каждой молодой маме нужно помнить, что малыша время от времени (регулярно) следует переворачивать с одного бочка на другой. От одной и той же позы кроха устает и начинает плачем требовать «перемен». Если чаду не требуется смена подгузника, то просто переверните его на другой бочок и покачайте кроватку.
  10. Малышу жарко
    Если ребенок слишком укутан, а в комнате жарко, то на коже малыша могут появиться покраснения и потница (сыпь). Измеряйте температуру – она может повыситься от перегрева (который не менее вреден, чем переохлаждение). Оденьте малыша соответственно температуре – тонкие пеленки/распашонки и чепчики, никакой синтетики. И если есть такая возможность – старайтесь не надевать крохе в жару памперсы.
  11. Малыш мерзнет
    В этом случае чадо может не только плакать, но и даже икать. Проверьте кроху – не прохладная ли у него спинка, животик и грудь. Если ребенок действительно замерз — укутайте его потеплее и укачайте. Специалисты советуют укачивать ребенка в кроватке или в коляске: мамины объятья будут кстати в периоды бодрствования, а приучать чадо к рукам – чревато бессонными ночами родителей на очень долгое время (отучить будет чрезвычайно сложно).
  12. Отит или воспаление на слизистой рта
    В данном случае крохе просто больно глотать молоко. В итоге он отрывается от груди, едва сделав глоток, и громко плачет (причем плач наблюдается не только при кормлении, но и в другое время). Осмотрите рот малыша и ушки, и вызовите врача, если есть подозрение на отит. Назначать лекарственные средства от воспалительных явлений во рту также должен исключительно доктор.
  13. Запор
    Лучшая профилактика – кормить чадо грудью (не смесями), регулярно давать малышу водичку, всегда подмывать после дефекации. Если все же эта неприятность случилась, используйте специальный чай и газоотводную трубочку (не забудьте ее смазать детским кремом или маслом) – как правило, этого достаточно, чтобы облегчить состояние и вызвать опорожнение кишечника (трубочку ввести на глубину 1 см и осторожно поводить взад-вперед). Если не помогло, аккуратно введите в задний проход крохи маленький обмылок детского мыла и немного подождите. Читайте также:
  14. Боль при мочеиспускании или дефекации
    Если на половых органах ребенка или анусе имеется раздражение от долгого нахождения в подгузниках, аллергическая сыпь, реакция на соединение мочи и кала (самая «болезненная» и вредная), то процесс дефекации и мочеиспускания будет сопровождаться болезненными ощущениями. Старайтесь не допускать такого состояния кожи у малыша, регулярно меняйте памперсы и подмывайте свое чадо при каждой смене подгузника.
  15. Режутся зубки
    Обратите внимание на следующую «симптоматику»: обсасывает ли активно малыш свои пальцы, игрушки и даже прутья кроватки? Не «наяривает» ли интенсивно соску бутылочки? Повысилось ли слюноотделение? Не набухли ли десны? А может, и аппетит пропадает? Появление зубов всегда сопровождается дискомфортом и бессонными ночами родителей. Обычно зубки начинают резаться с 4-5 месяцев (возможно и с 3-х – при вторых и последующих родах). Что делать? Дайте крохе пожевать колечко-грызунок, помассируйте десны чистым пальцем или с помощью специального массажного колпачка. Не забывайте (в особо «бессонных» ситуациях) и про мазь, которая создана как раз для такого случая.

Ну и, помимо вышеперечисленных причин, стоит еще отметить естественное желание ребенка быть ближе к маме, страх одиночества, внутричерепное давление, метеозависимость, желание бодрствовать и пр.

Старайтесь чаще гулять с крохой, берегите его нервную систему от перевозбуждений, следите за соответствием его одежды погодным условиям и комнатной температуре, проверяйте кожу малыша на наличие покраснений и прочищайте носовые проходы, ставьте спокойную классическую музыку, пойте песни и вызывайте доктора, если разобраться в причинах упорного и продолжительного плача самостоятельно не можете .

Вы стали мамой, поздравляем Вас с этим событием! Молодую маму ждет много интересных открытий, новых забот, а уж скольким вещам молодой маме приходится научиться – даже перечислить сложно! И одним из главных умений молодой мамы является способность понять грудного ребенка. конечно, понимание приходит только с опытом – заранее никто не даст Вам конкретных инструкций. Но мы можем рассмотреть самые распространенные ситуации, в которых большинству молодых мам не удается понять грудного ребенка, и подсказать возможные варианты решения проблем.

Наверное, это самая распространенная жалоба молодых мамочек. Ребенок просыпается, плачет, раздражая своим плачем окружающих – а как понять, что ему нужно, мама пока не знает. Между тем, есть несколько причин, по которым грудной ребенок может плакать.

1. Мокро

Когда ребенок чувствует, что его подгузник предательски намокает, он понимает, что ему нужна помощь – и начинает привлекать к себе внимание единственным способом, который ему пока подвластен. Чтобы понять грудного ребенка и сразу исключить такую причину его плача – потрогайте подгузник и смените его при необходимости.

2. Голодно

Если малыш голоден – он вновь понимает, что что-то не так, поэтому нужно срочно позвать кого-то на помощь. Многие мамы в таких случаях просто стараются заранее исключить некоторые причины плача. Например, если малыш только недавно поел – он вряд ли голоден. Но чтобы удостовериться в том, что плачет малыш по другим причинам, все-таки предложите ему грудь. Может быть, в прошлый раз он просто сосал не в полную силу?

3. Холодно или жарко

От холода дети плачут очень часто. А как маме понять грудного ребенка и определить, что он замерз или, наоборот, запарился?

Для этого нужно потрогать его тельце. Если ладошки и стопы малыша прохладные – можете быть спокойны, он не замерз. Но если прохладными становятся предплечья, носик, голени – значит, лучше укутать ребенка посильнее.

Понять грудного младенца и определить, что ему жарко, можно так. Если одежда малыша стала влажной – значит, ему жарко, и он потеет. О том, что грудничку жарко, также может свидетельствовать испарина на носике малыша. В этом случае лучше уменьшить количество одежды и одеял в кроватке ребенка.

4. Больно

Даже взрослые, испытывая сильную боль, могут заплакать. Что уж говорить о ребенке, который только начинает жить и расценивает любое отсутствие комфорта как вселенскую трагедию? Как определить, что малышу больно?

Уже давно подтверждена такая закономерность: если малыш плачет, поджав ножки к подбородку – это свидетельствует о наличии у него кишечной колики. Если Вы не можете определить, что именно болит у Вашего малыша, обратитесь к врачу.

5. Усталость

Обилие впечатлений или смена режима дня могут отрицательно повлиять на малыша и спровоцировать у него появление усталости. Груднички плохо переносят усталость, поэтому начинают плакать. Правда, плач от усталости обычно отличается от плача по другим причинам. Уставший ребенок вряд ли будет истошно орать на всю квартиру – скорее, он будет тихо хныкать.

Если малыш устал – нужно постараться обеспечить ему отдых. Успокойте его, убаюкайте, накормите – и уложите спать.

Как Вы уже могли понять, главная причина плача грудного ребенка в том, что ему НЕКОМФОРТНО. А вот конкретику можете внести уже Вы – пробуя те или иные способы устранения разного рода причин. Кстати, тем самым Вы сослужите хорошую службу не только малышу, но и себе. Почему?

Дело в том, что в первые дни и недели жизни малыш еще не знает, что конкретно ему нужно и какими именно действиями можно устранить ту или иную проблему. Он чувствует, что ему некомфортно – и плачет. А любые Ваши действия он воспринимает с благодарностью, потому что надеется, что они избавят его от неприятных ощущений.

Но спустя какое-то время грудничок начинает лучше разбираться в своих ощущениях и понимать, что тогда, когда он чувствует себя ВОТ ТАК – ему помогает ТАКОЕ Ваше действие. И если Ваши действия будут расходиться с его ожиданиями – он будет кричать и плакать еще больше. Учитывая этот факт, можно легко понять грудного ребенка .

Часто молодые мамы явно видят, что их малыша что-то беспокоит, но не могут понять, что именно. Между тем, есть определенные признаки, по которым можно понять, что грудничок заболел:

Повышение температуры тела до 37 градусов и выше,

Учащенное (более 50 вдохов/мин) дыхание,

Изменение частоты пульса (норма – 140 уд/мин),

Неровное, глубокое дыхание – иногда с хрипами,

Частый кашель (возможно, с мокротой).

Если Вы обнаружили хотя бы некоторые из этих признаков у своего ребенка, как можно скорее обратитесь к врачу.

Как понять, что грудной ребенок голоден?

Порой бывает так, что молодая мама кормит малыша, искренне считая, что он наедается, но на самом деле малыш недополучает достаточное количество питания в силу каких-то причин. Как понять грудного ребенка и понять, что он питается в достаточном количестве?

Во-первых, обратите внимание на настроение малыша. если он сыт – он не будет капризничать, плакать и как-то показывать свое плохое настроение.

Во-вторых, недельная прибавка в весе грудного ребенка должна составлять не менее 125 грамм. Если он прибавляет меньше – имеет смысл говорить о недоедании малыша.

В-третьих, грудной ребенок в день должен наполнять не менее 6 подгузников. Если мочеиспусканий и испражнений меньше – это знак, что ребенок голоден.

В-четвертых, понять грудного ребенка можно по напряженным кулачкам или согнутым в локтях ручкам. Это – яркий показатель того, что ребенок голоден.

В-пятых, беспокойство и выгибание спинки свидетельствуют о том, что малышу надо приложиться к груди.

В-шестых, если грудной ребенок тянет руки в рот и пытается пососать, можно понять, что он хочет кушать.

Как понять, надо ли реагировать на капризы грудного ребенка?

Некоторые родители впадают в два вида крайностей: либо они подбегают к ребенку по первому зову, либо вообще могут не реагировать на плач малыша. И то, и другое неправильно, если практикуется постоянно, без учета конкретной ситуации. Почему – сейчас выясним.

Возьмем первую крайность – внимание к ребенку с первого писка или даже предугадывание желаний малыша. Например, стремясь понять грудного ребенка , молодая мама старается накормить его еще до того, как услышит плач, или мгновенно перебирает все возможные варианты помощи, только услышав писк младенца. Как Вы думаете, сможет ребенок в таких условиях понять, что именно ему нужно и научиться осознавать свои желания? Вряд ли… Из таких детей потом вырастают инертные взрослые, не знающие, чего конкретно они хотят от жизни вообще. И с такими проблемами помогут справиться только психологи.

А теперь поговорим о второй крайности – когда взрослые, боясь избаловать ребенка, просто не подходят к нему, предпочитая часами выслушивать его крики. Отчасти это верно – иначе малыш потом начнет пользоваться своим положением и дело не по делу звать маму. Но что делать в той ситуации, если крик малыша вполне оправдан? Например, если он мокрый или голодный? Мы уж не говорим о ситуациях, когда истерика малыша связана с тем, что он, например, упал.

Конечно, в конце концов, потребности ребенка удовлетворятся, он будет знать, как можно ликвидировать то или иное неудобство – но чувство одиночества останется с ним на всю жизнь. Такой человек не сможет опросить о помощи, когда ему плохо, не сможет обратиться к другим людям за советом, считая, что ему не помогут. И с такими проблемами также смогут справиться только психологи. Но надо ли Вам так усложнять будущую жизнь своему ребенку с самого младенчества?

Для того, чтобы правильно понять грудного ребенка, психологи советуют молодой маме понять, прежде всего, себя. Вы должны осознавать свои желания, потребности, в то же время, не считая себя истиной в последней инстанции. Только в этом случае Вы сможете понять грудного ребенка и не наделать досадных ошибок. Не зря говорят, что у счастливых матерей счастливые дети!

Проведя многочисленные исследования и наблюдения, психологи доказали, что на самом деле все наоборот.

Дело в том, что ребенку нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с матерью. Если он лишен этого опыта, то просто не сможет гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что стремление новорожденного находиться на руках у мамы – это естественная потребность, необходимая для его нормального роста.

Ребенок на руках

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело ребенка находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другую вселенную, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу.

Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его матери. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.
Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к новым условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д.

Прочная связь мамы и малыша в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.
К моменту рождения из 5 органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям, ношению на руках.

Первые дни жизни новорожденного

Природа наделила новорожденного малыша способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача (крика) или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие.

Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушениям речи, энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его матерью, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром.

Малыши, с детства лишенные тепла материнских рук , часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, неуверенными в себе, необщительными, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой.

Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без матери. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской ласки , любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Дети, которых носят на руках

Ручной период, как правило, длится от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность ручного периода индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием здоровья ребенка .

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

Ручные дети , как правило, опережают своих сверстников по показателям нервно-психического развития. У них быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, дети, которых носят на руках , демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств: улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д. – и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

Прикосновения снимают стресс. Ручные дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.

Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

Находясь на руках у мамы , младенцы лучше взаимодействуют с внешним миром и активнее познают его. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с матерью и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни.

Постоянный контакт с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего ребенка на руках , лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Язык новорожденных

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно считывает язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком , чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.
Общение мамы и малыша не должно происходить исключительно во время мероприятий по уходу (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких детей надо брать на руки при любом плаче, когда у них возникает в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут и капризничают те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.

Если мама не реагирует на плач ребенка, будучи уверена, что он просто капризничает, у малютки слабеет желание сигнализировать о своих потребностях. Он становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Если малыш не испытывает приятных переживаний, связанных с общением с мамой, у него наступает эмоциональная холодность, замедляются процессы развития, окружающий мир представляется мрачным, непонятным и страшным, искажается формирование личности.

Если женщина постоянно оставляет призывы ребенка к общению безответными, крохе, не получившему желаемого внимания и тепла, становится трудно выразить свои потребности. Маме с каждым разом все сложнее понять, чего хочет грудничок, все проблематичнее сблизиться с ним, установить доверительные отношения и «настроиться» друг на друга.

При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к матери, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Возможно, вам будут интересны статьи

Ребёнок – крайне непоседливое и любознательное создание. Через его ручки проходит множество различных предметов, однако если малыш ещё очень мал, то все они обязательно изучаются «на зубок».

Подобное поведение чревато проглатыванием мелких деталей и попаданием их в дыхательные пути. А младенец до года может поперхнуться грудным молочком или смесью при вскармливании, малыш постарше – кусочками еды.

Что делать, если ребенок подавился? Какова должна быть первая помощь? Когда лучше не вмешиваться? Каждому родителю необходимо чётко представлять последовательность действий в экстренной ситуации, поскольку от правильности поведения зависит детская жизнь.

Если вы подозреваете, что ребёнок поперхнулся, прежде всего, сохраняйте спокойствие, не паникуйте и не впадайте в истерику. Перед тем как оказать ему первую помощь, постарайтесь здраво взглянуть на ситуацию (конечно, это крайне трудно) и избавиться от лишних эмоций.

Человеческий организм – во многом автономная система, которая может самостоятельно избавиться от различных жидкостей и твёрдых предметов, которые попали в органы дыхания. Например, с помощью кашлевого и рвотного рефлекса.

Если поперхнувшийся маленький ребёнок закашлялся и заплакал, у него началась рвота, значит, не всё так плохо. Он дышит, поскольку в дыхательных путях нет никакой преграды. Поэтому, в первую очередь, необходимо успокоить карапуза и определить, чем он поперхнулся.

Чаще всего маленькие куски пищи и напитки выходят при рвоте и откашливании. Конечно, после всего случившегося малыш не сразу придёт в себя, будет кашлять и чувствовать дискомфорт в груди. Однако потом, через час-два, состояние нормализуется.

Что же делать, если ребёнок подавился какой-либо бусинкой или кусочком еды более крупных размеров, но продолжает дышать? Не нужно пытаться достать инородный предмет самостоятельно, поскольку вы неумелыми действиями лишь протолкнёте его ещё дальше.

Успокойте малыша и убедитесь, что он дышит, уложите его на бочок, приподняв подбородок кверху, а потом вызывайте скорую помощь.

Экстренная первая помощь со стороны родителей необходима, если наблюдаются следующие неблагоприятные симптомы:

  • ребёнок начал задыхаться, пробует поймать ртом воздух;
  • сначала его кожные покровы краснеют, потом синеют;
  • рот открывается, вытекает слюна;
  • малыш стремится обхватить горлышко ручками (так поступают дети старше года);
  • он не в состоянии разговаривать, плакать (если новорождённый), это верный признак перекрытия дыхательных путей.

Самый неблагоприятный сигнал – малышу настолько плохо, что он теряет сознание. Помочь в этом случае можно лишь быстрыми и одновременно хорошо продуманными действиями.

Первая помощь грудному ребёнку

Обычно новорожденный или грудной ребёнок младше года может подавиться при кормлении – молоком, едой, водой, слюнями. Самыми распространёнными причинами подобной ситуации являются:

  • неверное положение крохи при кормлении;
  • слишком большой промежуток между приёмом еды (малыш станет давиться);
  • слишком обильное течение молочка из груди (грудничок не успевает глотать и захлебывается);
  • крупные отверстия в сосках (если малыш искусственник).

При этом месячный малыш станет сильно покашливать, фыркать или часто дышать. У деток в возрасте несколько месяцев признаки обычно не отличаются. Чтобы помочь грудным детям, выполняйте следующие действия:

  1. Поднимите руки малышу кверху. Подобный метод малоизвестен, может показаться чрезмерно простым и неэффективным, но такое положение тела расширяет дыхательные пути и нормализует прохождение воздуха к лёгким.
  2. Ещё один способ, который следует попробовать, если не помог предыдущий. Если грудной малыш захлебнулся слюной, молоком, оказывать помощь новорожденному можно и так – положите его животом на свою ладонь и ребром ладошки 5 раз похлопайте между лопатками.
  3. Если месячный или грудной ребёнок поперхнулся кусочком пищи, небольшим предметом, родитель может сделать следующее – грудничок приподнимается за ножки и осторожно встряхивается, или же малышу нажимают на корень язычка, чтобы сработал рвотный рефлекс.

Ребёнок кашляет, однако дыхание не изменяется? Скорее всего, инородный предмет оказался в гортанной трубке и не продвинулся дальше. Особая помощь тут не требуется, поскольку с кашлем и слюной кусочек пищи сам вылетит наружу.

Ситуация намного усложняется, если ребёнок до года или в год начал махать руками, втягивать животик, а вот плакать он уже не может. Неправильные действия взрослых способны вызвать удушье или смерть.

Чтобы освободить дыхательные пути грудному малышу, воспользуйтесь следующей техникой, состоящей из 5 шагов:

  1. Если месячный ребёнок поперхнулся молоком, слюнями, начал очень часто дышать, при этом дыхание периодически не прослушивается, поверните кроху к себе спинкой, обнимите рукой, ей же надавливайте в область желудка. Потом наклоните карапуза вперёд и похлопайте 4 раза по спине.
  2. При захлебывании слюнями, молочком или любым напитком и при отсутствии результата от предыдущего шага помочь малышу можно по-другому. Грудной ребёнок кладётся на спину, причём его головка располагается ниже таза. На грудину кладём два-три. Нужно нажать 4 раза, отслеживая, чтобы грудная кость всегда выпрямлялась. Чередуйте нажим и похлопыванье по спинке, ожидая приезд врача.
  3. Если ребёнок и после этого не начал дышать, попробуйте визуально отыскать еду, ставшую причиной удушения. Нужно положить малышу на язычок большой палец, осторожно отвести челюсть вниз и осмотреть горлышко. Если инородное тело находится в пределах видимости и досягаемости, можно постараться его извлечь, схватив пальцами. Остерегайтесь затолкать его ещё глубже.
  4. Если предыдущие действия не принесли облегчения малышу, он до сих пор не дышит, нужно делать искусственное дыхание. Попробуйте сделать 2 вдоха изо рта в рот. Грудная клетка двигается при ваших вдохах? Значит, дыхательные пути освобождены, поэтому нужно продолжить помощь, чтобы ребёнок начал дышать без вашей поддержки.
  5. Пока едет доктор, продолжайте выполнять описанную выше последовательность шагов. При должной сноровке мама может помочь малышу примерно за минуту. Это хороший показатель, поскольку первая помощь в такой ситуации должны быть по-настоящему экстренной.

Не важно, сколько месяцев грудному малышу, который подавился. Вам нужно действовать решительно, однако хлопки и нажатия должны быть резкими, но не слишком сильными. Чрезмерное приложение силы способно привести к разрыву внутренних органов.

Оказывать первую помощь детишкам старше года можно так же, как и в случае ребятишек до 12 месяцев.

Если же предыдущие техники не помогают, родитель может воспользоваться методом Хелмича, который академия педиатрии США рекомендовала детям, отметившим год.

Действия взрослых отличаются в зависимости от того, находится ли ребёнок в сознании или нет. Если малыш осознаёт происходящее:

Если же малыш находится без сознания, первую помощь оказываем немного по-другому:

  • ребёнка кладут спиной на твёрдую поверхность;
  • взрослый встаёт возле его ножек (нельзя усаживаться на малыша);
  • одну ладошку кладут в область ребёр и пупка (нащупайте окончание грудной клетки, на которую нельзя надавливать), сверху прижимают второй рукой;
  • быстро нажимают 10 раз, направляя движения кверху.

Убедившись, что сознание к малышу так и не вернулось, к тому же он перестал дышать, перейдите к искусственной вентиляции.

Она делается следующим образом:

  1. Убедившись, что в дыхательных путях нет инородных тел, нужно набрать воздух и медленно выдохнуть его в ротик малышу, предварительно перекрыв носовое дыхание. Не следует сразу вдувать весь объём воздуха, поскольку органы дыхания у ребёнка существенно меньше. Сделайте не больше пяти выдохов.
  2. Затем нужно перейти к непрямому массажу сердечной мышцы. Если малышу ещё не исполнился год, нажимы делаются пальцами. Детям старше года эту процедуру выполняют двумя ладонями. Нажимать нужно сильно и резко, но следует контролировать силу толчков.
  3. Потом нужно снова переходить к вентиляции лёгких – только уже два выдоха. Действия повторяются, пока ребёнок не начнёт дышать самостоятельно или не приедет экстренная медицинская помощь.

Если ребенок подавился, самое главное – не останавливаться и не сдаваться. Когда прибудет скорая, неизвестно, поэтому оказывать первую помощь нужно последовательно и без остановок.

Первая помощь дошкольникам и подросткам

Подавиться куском пищи, напитком и даже слюной может не только новорождённый или грудной малыш, но и ребёнок постарше.

Дошкольники и дети подросткового возраста уже способны с пониманием отреагировать на возникшую ситуацию и выполнить ваши указания.

Прежде всего, испробуйте описанный выше метод Хелмича. Если он не помогает, можно перейти к вызыванию рвоты, чтобы помочь нежелательному телу удалиться из воздушных путей.

Для провоцирования рвотного рефлекса нужно пальцем нажать на корень язычка.

При рвоте рефлекторно сокращается как пищеводная трубка, так и воздуховод. Поэтому происходит выталкивание не только желудочного содержимого, но и попавших в дыхательные пути инородных и таких опасных предметов.

Профилактические меры

Если вы не горите желанием удалять из гортани и глотки ребёнка различные предметы, прислушайтесь к советам специалистов и соблюдайте определённые и не очень сложные меры предосторожности:

  • проверяйте на целостность мягкие игрушки, набитые ватой, поскольку она с лёгкостью может очутиться во рту малыша;
  • разнообразные конструкторы, мозаику, безделушки с мелкими составными частями уберите от детей младше года;
  • с первого же месяца следите за тем, чтобы малыш по возможности не тащил в рот всё подряд;
  • приучите ребёнка кушать аккуратно, исключите игры и баловство при приёме пищи;
  • еду для маленького ребёнка (особенно если вы впервые вводите прикорм) нужно хорошенько измельчать, а для деток постарше рыбку и фрукты следует очищать от косточек.

Кроме того, нельзя впихивать в ребёнка еду, даже если вам кажется, что он голоден. Малыш обязательно начнёт вертеться, отворачиваться, кричать, что существенно увеличивается вероятность поперхнуться.

Таки образом, каждый родитель обязан знать, что делать, если ребенок подавился. Однако при любом вероятном исходе нужно позвонить в скорую помощь. Да, скорее всего, вам удастся помочь малышу, но только опытный специалист может понять, повреждены ли дыхательные пути, или всё в порядке.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.



Публикации по теме