Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами. Детские страхи: как бороться

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА .

Детские страхи .

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи . Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению . Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок , ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он :

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием ) ;

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств , что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов :

Наличие страхов у родных , большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи : Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком ;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма : испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством , темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты .

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх , родителям необходимо понять , что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку , к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку , обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка , не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха» . Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе , показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать , существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся , станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям :

«Что делать , если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду , соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи , то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи , необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Для позитивного самоощущения ребенка , особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания» , который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами : «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх .

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок , в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия .

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно , учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

(3 голоса : 5 из 5 )

Детские страхи относятся одним из самых глубоких детских переживаний и могут проявиться даже во взрослой жизни. Ситуация, когда мама в раннем возрасте оставляет ребенка засыпать в одиночестве и не подходит, если он зовет ее и плачет, чрезвычайно распространена. Разумеется, это не говорит о ее жестокости, просто она желает, чтобы ребенок засыпал сам. Однако очень часто это приводит к невротическим страхам, которые могут аукнуться в дальнейшей жизни малыша. Конечно, рано или поздно он уснет, но чувство тревоги останется.

Детские страхи присущи определенному возрасту. Для нормально развивающегося, здорового малыша страх и испуг – естественная реакция помогающая познавать окружающий мир. А вот если ребенок совершенно ничего не боится и не подвластен даже возрастным страхам, проверьте, не задерживается ли его психическое развитие. Как правило, в дошкольном возрасте детские страхи возникают значительно чаще и ослабевают по мере взросления. Причем для каждого возрастного этапа присущи свои страхи.

Новорожденные часто пугаются приближения больших предметов, резких звуков.

В 7 месяцев малыш беспокоится при длительном отсутствии матери.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых людей, особенно женщин, которые не похожи на его мать. Как правило, к середине 2-го года страх проходит.

Два года сопровождаются боязнью одиночества, незнакомых резких звуков, высоты, боли, может появиться страх животных, движущегося транспорта, темноты.

Страх перед наказанием появляется в 3 года. Если отец участвует в воспитании малыша, ребенку позволяется выражать свои переживания, эмоции страх выражен намного меньше.

В 3-5 лет дети пугаются сказочных персонажей (Деда Мороза, Бабу Ягу, Снегурочку, Кощея, придуманных «чудовищ»), неожиданных звуков, боли, воды, одиночества, транспорта, темноты, замкнутого пространства. Последние страхи в большей степени присущи детям, чьи родители излишне принципиальны и тревожны.

В 6 лет может появиться страх смерти (родителей или своей), обычно он проявляется не напрямую, а как боязнь стихии, пожаров, нападений.

Дошкольники очень болезненно реагируют на семейные конфликты, это усиливает тревожность.

В возрасте семь-восемь лет прежние страхи, смягчаются, но на их место приходят новые: боязнь получить плохую отметку, быть неуспешным, опоздать в школу.

Подростковый возраст, как правило, свободен от страхов, но может присутствовать состояние тревожности.

Все вышеперечисленные страхи носят преходящий, временный, возрастной характер, поэтому нет необходимости с ними бороться. Однако встречаются и другие страхи, которые называют «невротические». Их может вызвать – некое психическое потрясение, жестокость в отношениях, травма, высокая тревожность родителей, конфликты в семье. Эти страхи просто так не проходят, поэтому ребенку необходима помощь специалистов (психотерапевта, психолога), а так же изменение стиля воспитания.

По данным исследований, каждый второй ребенок испытывает страхи. Но наиболее часто им подвержены дети от 2 до 9 лет, поскольку в этом возрасте дети уже многое знают и видят, однако понимают еще не все, поэтому необузданная детская фантазия реальными представлениями об окружающей действительности не сдерживается. Страхи в этом возрасте, говорят скорее о некотором превышении нормы развития, а не о патологии. Большую часть информации ребёнок воспринимает невербально, больше ориентируясь на «язык» тела и органов чувств.

Как можно понять, что ребенок боится?

Если у Вашего ребенка:

— беспокойный сон, сопровождающийся кошмарами;

— боязнь темноты;

— трудности при засыпании;

— заниженная самооценка.

Чтобы избежать закрепления и возникновения страхов не следует:

— позволять ребенку ложиться спать обиженным или в плохом настроении. Перед сном он должен быть радостным и спокойным;

— позволять ему кушать перед сном;

— запирать ребенка в незнакомом темном помещении;

— пугать малыша (придет: Баба Яга, милиционер, чужой дядя и … утащит, съест и так далее);

— перегружать детскую фантазию: приобретайте игрушки соответствующие возрасту, запретите смотреть агрессивные мультфильмы, читать книги.

Имейте ввиду, что впечатлительные и эмоционально-чувствительные дети в большей степени подвержены страхам.

Как помочь ребенку не бояться

— соблюдайте режим. Дети не любят перемен, поэтому соблюдайте придуманный ребенком «ритуал», к примеру, читайте знакомую уже книгу, включайте ночник, укладывать игрушки спать;

— превращайте злых персонажей в добрых. Сами придумывайте сказки — как Кощей стал добрым, паучок или волк вывел девочку из леса …;

— заранее готовьте ребенка к поступлению в школу или детский сад;

— повышайте его самооценку;

— «разберитесь» со своими страхами, дабы не «заразить» ими малыша (боязнь насекомых, собак, самолета, транспорта, страх смерти);

— выясните причину страхов;

— ребятишки очень любят фантазировать, пусть ребенок сочиняет сказки, где он смелый и сильный герой, или рисует свои страхи.

— если ребенок боится замкнутого пространства или темноты – откройте дверь, зажгите лампу, положите в кровать самую любимую игрушку или дайте ему игрушечное оружие. Положите его на ночь возле кровати, чтобы у него была возможность «защититься»;

— учитесь преодолевать страх посредством рисования, игр, проигрывания ситуаций. Поиграйте в доктора, если малыш боится больницы; в разведчиков, если боится темноты.

— поощряйте развитие самостоятельности. Ребенок должен чувствовать, что он многое знает и умеет;

— не стыдите ребенка за страхи. Их устранение требует поддержки и терпения. Не наказывайте его за страхи и не ругайте;

— не запугивайте ребенка;

Будьте терпимы и не забывайте, что Вы можете помочь малышу перестать бояться.

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

индивидуальные особенности малыша . чаще страхи появляются и закрепляются у тревожных, очень эмоциональных и впечатлительных детей (особенно это касается детей, неуверенных в себе). такие дети принимают всё близко к сердцу, легко расстраиваются, они не умеют проговаривать свои тревоги и обиды и не могут постоять за себя. физически ослабленные дети также могут быть подвержены страхам в большей степени, чем их более крепкие сверстники.

ошибки воспитания. отсутствие единой системы воспитания или глубокого и постоянного эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, и, как следствие, чувство незащищенности и искаженное представление о себе, ведут к постоянным детским переживаниям (любим - не любим, нужен - не нужен, хорош - не хорош) и неуверенности в себе.

ребенок становится более подвержен разного рода страхам, когда в воспитании применяется множество угроз, отрицательных внушений («только плохие девочки так поступают»), запретов и требований, или родители часто рассказывают ребенку о возможных негативных последствиях («одень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу»), или, добиваясь послушания, запугивают его ("не убегай, а то злой дядька в мешок тебя посадит и утащит").

семейная обстановка . зачастую страхи передаются от родителей к детям: мама боится темноты, лягушек, потерять деньги - и заражает этим страхом ребенка. также страхи возникают у детей мнительных, нервозных родителей, которые следят за каждым шагом ребенка, особенно если он единственный, поздний или «болявый». ребенок легко перенимат такое состояние родителей и нездоровую форму их реакций.

подверженность страхам и "застревание" на них может появиться у ребенка, в семье которого сложилась неблагополучная атмосфера (конфликты между взрослыми), либо при изменении привычных условий жизни: развод родителей, появление в семье нового ребенка, переезд в новый дом, смерть близкого родственника.

страшный случай. произошедшая с ребенком какая-то неприятная история (укусила собака, упал со второго этажа двухъярусной кровати, потерялся) естественно сильно напугает его и, возможно, оставит глубокий след в его сознании. нужно объяснить малышу, почему так произошло и как надо поступать, чтобы вновь не оказаться в подобной ситуации.

детские фантазии . всем известно, какие фантазеры наши дети. ребенку ничего не стоит вообразить себя схваченным бабой ягой или идущим по шаткому мосту над пропастью. поэтому не стоит пугать ребенка страшными рассказами, приведениями, бабками ёжками или бабайкой. также очень внимательно нужно относиться к выбору телепередач и фильмов для ребенка.

как преодолеть страх?

многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх.

но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, заторможенность, неврозы). только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.

итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?

  1. создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
  2. ребенку очень важен телесный контакт : обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.
  3. расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. постарайтесь развеять сомнения малыша. вместе подумайте, как справиться с этими страхами. если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
  4. подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. пусть станет верным другом и преданным защитником.
  5. избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач , поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
  6. прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
  7. постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает . мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. если ребенок боится собак, подарите ему , прочитайте книжки, где главным героем будет собака. потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
  8. проигрывайте ситуации, пугающие малыша . в игре с пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
  9. вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации , чтобы озвучить их. перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
  10. рассказывайте ребенку истории , в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).

всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. если у вашего ребенка имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

В мире нет ребенка, который ничего не боялся бы, даже младенцы до года подвержены страхам. Как утверждают психологи, детские страхи и ночные кошмары - нормальное явление на этапах развития и социализации ребенка, так что родителям не нужно переживать, если их ребенок вдруг стал бояться заходить в темную комнату или отказывается читать сказку про чудовище.

Не стоит забывать, что любая боязнь рано или поздно может перерасти в патологию. Чтобы этого не допустить, родителям следует знать основное моменты, относящиеся к детским фобиям, а именно: какими они бывают, что может послужить причиной их возникновения и как помочь крохе справиться с подобной проблемой.

Само по себе наличие страхов не является патологией и свойственно каждому ребенку. Причина - бесконечно богатая фантазия малыша. Чтобы страхи не стали фобиями и не проявились во взрослом осознанном возрасте, нужно повнимательнее рассмотреть их

Почему ребенок начинает испытывать страх?

В книге профессора и доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» говорится о том, что пока ребенок еще маленький, он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, малыш верит тому, что рассказывают родители, а любую их реакцию в той или иной ситуации полностью переносит на себя.

На детских площадках можно часто услышать взволнованные крики: «Не беги так быстро - упадешь!», «Слезай оттуда - ударишься!», «Не трогай собаку - укусит!», или «Не перестанешь баловаться, отведу тебя к полицейскому!». Именно такие эмоциональные и порой слишком резкие запугивания и предупреждения о возможной опасности со стороны родственников и становятся основной причиной возникновения детских страхов. Самое интересное, что чаще всего дети пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у близких и родных ему людей.


Некоторые страхи могут быть вызваны гиперопекой мамы, которая сама диктует ребенку негативную реакцию. В большинстве случаев сам по себе страх у ребенка появляется только после личного негативного опыта (например, укус насекомого или собаки)

Другие причины возникновения фобий у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:

  1. Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
  2. Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
  3. Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
  4. Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
  5. Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.

Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.

Разновидности детских страхов

В настоящее время существует четыре основных вида фобий у дошкольников, деток 6-8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов согласно определенным характеристикам:

  • предмет боязни;
  • продолжительность и интенсивность;
  • особенности протекания детского страха;
  • причины, спровоцировавшие появление.

Навязчивые и бредовые страхи

Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их появлению, то есть подобные детские страхи возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия - страх высоты или клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства.

Появление у малыша бредового страха бывает достаточно сложно объяснить, а тем более выяснить причину, по которой возникло подобное расстройство. Среди бредовых страхов можно встретить боязнь носить конкретную обувь, раскрывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой. Однако родителям, чей малыш столкнулся с проблемой бредового страха, не следует сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха находится на поверхности. Например, кроха может панически бояться надевать куртку, потому что однажды, застегивая молнию, случайно защемил себе кожу.


К бредовым страхам относится и страх высоты либо открытого пространства. Такие фобии, тем не менее, вполне могут перейти вместе с малышом во взрослую жизнь

Сверхценные и ночные страхи у детей

Наиболее распространенные страхи у детей дошкольного возраста - это сверхценные страхи. Практически в 90% случаев из 100 именно они беспокоят малыша. Чаще всего дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, сказочных персонажей и животных (подробнее в статье: ). Малыши абсолютно уверены в оправданности своих страхов, искренне веря, что в темном месте прячется страшный монстр или что находиться одному без родителей небезопасно. Постепенно такие убеждения начинают доминировать в сознании крохи и носить статус сверхценной идеи.

Ночные страхи получили свое название в результате того, что боязненные состояния у ребенка проявляются ночью в период сна. От ночных кошмаров страдают около 2-3% детей. Подобные ночные состояния сопровождаются метаниями, криками, стонами и плачем. Иногда ребенок может говорить во сне - например, просить не трогать, отпустить его или что-нибудь убрать. Чаще кроха зовет маму к себе, но при этом ее не узнает. В течение нескольких минут карапуз успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит, о ночном происшествии. В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается сомнамбулизм.


Монстры или сказочные существа, которые «навещают» ребенка ночью или в его фантазиях, являются для сознания малыша абсолютно реальными

Возрастные особенности фобий у ребенка

В действительности возникновение детского страха - это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой - таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.

Возрастные рамки проявления детского страха:

Возраст ребенка Что пугает детей
0-6 месяцев громкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении
7 месяцев - 1 год громкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки
1-2 года получение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить)
2-3 года отчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы - как гроза, гром и молния
3-5 лет смерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей
5-7 лет сказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс
7-8 лет опоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы
8-11 лет неудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания
11-13 лет возможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер

Диагностика страхов у детей

Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.

Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:

  1. Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему. Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх.
  2. Придумывание сказки. Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте.
  3. Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары. В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша.

Для диагностики психического состояния ребенка успешно используются рисунки. По цветовой гамме, расположению элементов и их размерам специалист может легко узнать, что тревожит малыша

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.

Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.


При прослушивании сказки ребенок отождествляется с персонажем и переживает его состояния, эмоции. Важно подбирать такие истории, которые помогут малышу побыть смельчаком и героем

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: );
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.

Рисование на песке - очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше соединиться со своими ощущениями и дополнительно развивает его мелкую моторику, успокаивает

В первую очередь родителям следует знать, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать кроху, если тот чего-то боится.
  2. Смеяться над малышом и обвинять в притворстве или глупости.
  3. Специально создавать условия, провоцирующие боязнь, с целью ее преодоления. Например, если ребенок боится собак, принуждать его их гладить.
  4. По возможности не давать постоянно смотреть одни только фильмы ужасов или читать страшные истории.

Что же делать родителям, чтобы избавить ребенка от детского страха? Могут пригодиться следующие советы:

  1. Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное - не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится - это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант - занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
  2. Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
  3. Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
  4. Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
  5. Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
  6. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.

Важно помнить: для того, чтобы появился страх, порой хватит мгновения, а вот работа над его преодолением может занять годы и потребовать намного больше сил у всей семьи. Если ничто не помогает побороть боязнь у ребенка, не откладывайте консультацию с психотерапевтом. Фобии, которые продолжают преследовать ребенка после 10 лет, в итоге могут привести к развитию неврозов, наркомании и алкоголизму.

Каждый человек в своей жизни испытывал чувство страха. Страх как сильная эмоция является следствием инстинкта самосохранения.

Причинами страха могут выступать любые явления: от полета ночной бабочки до прямых угроз физической расправы. В возникновении опасной ситуации — страх естественное чувство. Но мы знаем, что многие дети испытывают страхи гораздо чаще, чем для этого есть основания. С чем же это связано и как помочь нашим малышам преодолеть страх? Выделим основные виды страхов, которые являются типичными для того или иного возраста.

Причины возникновения детских страхов

В младенчестве страхи связаны, прежде всего, с чувством одиночество, поэтому малыш плачет и требует присутствия мамы. Его могут напугать резкие звуки, не-ожиданное появление человека, смена световых пятен. Его пугает малейшая боль. Если к нему приближается большой предмет, младенец демонстрирует чувство страха. Он откидывает голову, поднимает руки. В возрасте 2-3 года ему могут присниться страшные сны. Это влечет за собой появление страха перед сном. В основе своем страхи в этом возрасте обусловлены инстинктами. Они носят название охранительные страхи .

В возрасте от трех лет до пяти ребенок может бояться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей. Он не любит оставаться один, его пугает одиночество. Становясь старше, ребенок приобретает страхи, связанные, прежде всего со смертью. Он может бояться за себя, за своих родителей и близких. В младшем школьном возрасте страхи приобретают социальную окраску. Основ-ной страх ребенка — это страх несоответствия. Дело в том, что с приходом в школу ребенок меняет социальную позицию. Он получает множество социальных ролей. И, соответственно, вместе с ними получает множество страхов. Кроме того, в этом возрасте появляются мистические страхи. Жизнь ребенка наполняет потустороннее. Он любит смотреть мистические фильмы, закрывая притом глаза в особо страшных картинах. Дети пугают друг друга «ужасиками», детскими страшилками типа «черной руки».

Подрастая, ребенок расширяет сферу своих страхов. В подростковом возрасте увеличивается количество страхов несоответствия. Дети боятся непризнания со стороны взрослых и сверстников, боятся тех физических и психических изменений, которые с ними происходят в этом возрасте. Им свойственно появление неуверенности в себе, заниженной самооценки. Подростки более других нуждаются в психологической защите, поскольку в этом возрасте появившиеся длительные и неразре-шимые переживания на фоне невротических состояний приводят к возникновению новых или обострению уже имеющихся страхов. На это работает и травматический опыт ребенка. Он может являться свидетелем сцены реального или информационного насилия, пережить сам физическую боль или унижение. Подростков страшит потеря власти над своими чувствами, поступками. Весь этот комплекс имеет название невротических страхов.

Но самый опасный вид страхов — это патологические страхи . Благодаря их возникновению, ребенок может получить такие опасные последствия, как невротические тики, навязчивые движения, нарушение сна, трудности в общении с другими людьми, агрессивность или, наоборот, тревожность, дефицит внимания и т. д. Именно этот вид страхов может привести к возникновению серьезных психических заболеваний.

Как мы видим страхи — неотъемлемая часть жизни ребенка. Соответственно, в задачу взрослых входит овладение необходимыми умениями, помогающими им справляться с естественными страхами детей. Для этого необходимо выделить основные факторы, которые влияют на возникновение того или иного вида страха. Все они связаны с семейным воспитанием. Это неудивительно, учитывая, что становления личности ребенка происходит в семье. И именно из нее он выносит свои страхи.

Факторы возникновения детских страхов

Первый фактор связан с поведением самих родителей. Родители несознательно, а может и осознанно формируют чувство страха у своего ребенка своим поведени-ем и отношением к окружающей действительности. Если они все время пытаются оградить свое чадо от влияния мира, постоянно находятся в стрессе при малейшем несоответствии их желаний и происходящих в их жизни явлений. Постоянно ожидают отрицательных действий окружающих их людей. Такими действиями родители формируют у ребенка чувство постоянной опасности, ко-торая исходит от окружающего его мира. Ребенок подражателен и, соответственно, если в семье у ее членов присутствует постоянная тревога, он перенимает ее.

Второй фактор связан с семейными традициями и устоями семьи. Конфликты, возникающие в семье, пугают ребенка. Рождаясь, он вносит в этот мир гармонию и ожидает от самых близких людей гармоничных от ношений. Достаточно вспомнить, как ведет себя ребенок, если родители в ссоре. Он старается их помирить. Он даже садится между ними, стараясь объединить двух самых близких для него людей. Безусловно, если конфликты носят взрывной характер, ребенок может испугаться настолько, что подобная ситуация может привести к возникновению неврозов. Страхи возникают и тогда, когда родители предъявляют к своему ребенку чрезмерно высокие требования. Дети постоянно должны оправдывать высокие родительские ожидания. Особенно тяжело, когда родители импульсивно, непоследовательно и непредсказуемо ведут себя со своим ребенком.

Если же стиль семейного воспитания авторитарный, то ребенок постоянно держится в системе мелких и крупных страхов. В его жизни все смещается в одну точку — правильно или неправильно он действует с точки зрения маминого (или папиного) желания. Такой ребенок, как правило, нервный, запуганный. Это происходит даже в том случае, если к нему не применяется физическое насилие. Постоянное состояние тревожности приводит к возникновению все новых и новых страхов. Если же к ребенку применяются насильственные методы, то они постоянно провоцируют возникновение целого букета страхов. Даже, если родители просто кричат на ребенка. Кричат — значит сердятся. А так как понимание результатов деятельности у ребенка и родителей разное, ребенок начинает думать, что родители перестали его любить. Он не понимает, за что они на него кричат, ведь он не сделал ничего дурного (с точки зрения ребенка). Если же родительская агрессия постоянна, если ребенка все время наказывают, дергают, угрожают, у ребенка может появиться вражда по отношению к родителям, которая одновременно вызывает у ребенка чувство вины перед ними. Вот это самое чувство вины и переходит в страхи.

Третий фактор. Кроме причин семейного характера, на возникновение страхов у детей оказывается влияние и нарушенное, негармоничное общение со сверстниками. Ведь не секрет, что дети, общаясь, часто обижают друга, выдвигают чрезмерные требования друг к другу. Все это создает атмосферу нервозности в ребячьей среде и является условием возникновения страхов у отдельных детей.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Что же делать родителям, встретившимся с подобными проявлениями у своих детей. Прежде всего, с пониманием отнестись к переживаниям ребенка. И, главное, не пускать на самотек, утешая себя тем, что с возрастом все пройдет. Может и не пройти, а, наоборот, углубиться. Ни в коем случае нельзя смеяться над страхами ребенка, иначе вы загоните страх еще глубже. Нельзя стыдить ребенка. Этим можно создать комплекс вины. В этом случае страх никуда не уйдет, а еще больше усилится комплексом вины и несоответствия, которые будет испытывать ваш ребенок.

Помогает, если уже не избавиться совсем и сразу от страхов, но все-таки постепенно их выводить из ребенка, определенные действия, которые доступны любому родителю. Можно использовать специальные игры, в ходе которых ребенок встречается со своими страхами лицом к лицу и борет их в ходе игры. Дело том, что игры некоторым образом «берут» на себя основные страхи детей. Сколько раз приходилось наблюдать, как стайка детей играет в страшные сказки, но вместе им не так страшно, как поодиночке. Дело в том, что обращаясь к теме актуального для их возраста страха, они выплескивают свои эмоции и одновременно получают поддержку от других участников коллективной игры.

Можно порисовать с ребенком. Попросите его нарисовать свой страх, каким он его представляет. Взрослый же поможет подобрать какие-либо действия, помогающие победить нарисованный страх. Это может быть нарисованное другое существо, более сильное, которое побеждает нарисованный страх. Можно найти какие-то черты смешные или уничижительные и обратить внимание ребенка на них. Можно вылепить страх из пластилина, а потом смять фигурку, расправившись со страхом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем отметить один важный момент.

Детские страхи — это глубокие переживания детства, проявляющиеся в их последующем опыте и влияющие на становление ребенка в дальнейшем. А значит, они требуют серьезного и постоянного внимания со стороны родителей.



Публикации по теме