Где применяется методика семейная генограмма. Как сделать генограмму

В чем польза составления генограммы семьи?

Большинство людей проживают жизнь, радуясь успехам и преодолевая горести, не отталкиваясь от опыта своих предков. Редко кому приходят на ум мысли относительно повторения судьбы кого-либо из близких родственников. Так, к примеру, мы вряд ли станем проводить параллели между проблемами в собственной семье и семье покойной прабабушки. А ведь на деле связь между поколениями есть, причем она гораздо крепче, чем нам кажется.

Что такое генограмма семьи и зачем она нужна

Чтобы проследить некую закономерность между болезнями (психическими и физическими), длительностью жизни, отношениями с детьми и супругами, чертами характера, уровнем в обществе, вероисповеданием, составляется схематичная семейная генограмма.

По типу составления генограмма семьи схожа с генеалогическим деревом, только более развернутая и подробная. Предназначение подобной семейной карты бывает разным.

Генограмма семьи может помочь:

  • Узнать больше об умерших родственниках (или о тех, с кем утеряна связь);
  • Иметь представление о возможных наследственных заболеваниях;
  • Выявить склонность кого-либо из рода к употреблению алкоголя (наркотиков);
  • Проследить, насколько прочными были семьи у предков (как часто были разводы и расставания, сколько браков было у представителей старших поколений, сколько детей рождалось и т.д.);
  • Найти в своем характере черты (в том числе отрицательные), которые были у предков;
  • Сохранить данные о давно умершей родне для будущих поколений.

Как составить схему семьи

Перед тем, как преступить к черчению и заполнению схемы, стоит хорошенько напрячь память, а возможно и связаться с родственниками. Желательно фиксировать всю информацию в блокноте (записывать на диктофон), чтобы ничего не упустить из вида.

Итак, если вас заинтересовала генограмма семьи и как составить ее, следуйте этим правилам:

Правила составления семейной генограммы

  1. Определите, сколько ветвей она будет включать.

    Важно, чтобы информации о родственнике, которого вы желаете включить в схему, было достаточно. Поэтому если известно только имя прапрадеда, то лучше начать исследования более молодых предков.

  2. Подумайте, где можно найти источник информации об умерших или о живущих далеко родственниках.

  3. Перед тем, как составить генограмму, обозначьте цель, с которой вы будете собирать сведения о родных.

    Допустим, вы решили проследить связь между возникающими в роду наследственными заболеваниями. Тогда нет нужды выяснять, к какой вере себя причислял умерший родственник. Или же вы, к примеру, обеспокоены своим вспыльчивым нравом. Соответственно, до того, как составить генограмму, постарайтесь выяснить черты характера ваших предков. Информация относительно хворей и количества детей у представителей старших поколений будет здесь лишней.

  4. Составьте список вопросов, которые помогут в заполнении ячеек генограммы.

    Вопросы должны быть продиктованы причиной, по которой вы решили начать сбор информации о своем роде. К примеру, вы желаете составить генограмму, чтобы ваши дети могли знать, кем была их прапрабабушка. Следовательно, вопросы могут быть относительно фамилии и имени родственника, даты рождения (смерти), национальности, вероисповедания, профессии, семьи (сколько было браков, детей, кто из них умер молодым, пропал без вести), какой образ жизни вел человек, какие черты характера были присущи и так далее. Если вас заинтересовала генограмма семьи и как составить ее, нелишним будет подкрепить свою схему фотографиями (если есть в наличии).

  5. Не исключайте из генограммы тех родственников, которые умерли в молодом (детском) возрасте.

    Также не стоит забывать о непутевых близких или о тех, с кем вы в ссоре. Как ни крути, у вас в жилах течет одна кровь, поэтому норов двоюродного дяди-буяна может передаться кому-то из ваших детей или внуков. Желательно включить в схему сведения и о людях, не родных вам по крови (отчиме, мачехе, пасынке, падчерице), если они давно являются членами семьи.

  6. По возможности, учитывайте характеры.

    В большинстве случаев данные генограммы должны содержать не только сухие факты (имя, дата рождения, место работы, тяжелые болезни и пр.), но и хотя бы минимальные данные о характере человека. Желательно хотя бы в общих чертах указать, каким был (или есть) человек (веселый, открытый, замкнутый, хмурый). Каким был (или какой есть) образ его жизни, как он уживался с членами семьи (или уживается сейчас), каково отношение к нему у представителей общества. Так можно будет найти причину, к примеру, ранней гибели предка, если будет известно о его пристрастии к алкоголю или стремлении лезть в таком состоянии в драку.

  7. Укажите сведения, о которых вам хотелось бы не знать.

    К примеру, насколько верными были ваши предки, были ли у них дети вне брака, был ли кто-либо из детей оставлен в детском доме. Разумеется, вы можете и не записывать эти факты, но в некоторых случаях они важны. Допустим, вы давно удивляетесь, что ваш двоюродный брат слишком любвеобилен. Не виной ли тому давно усопший дедушка, слывший ловеласом?

  8. По желанию можете кратко зафиксировать в генограмме семейные легенды и истории.

    В них, конечно, может быть больше вымысла, но есть наверняка и часть правды.При желании оформить схему можно по своему вкусу, упростить. Нет большого значения, в какой именно геометрической фигуре будут данные о вас и ваших предках. Для каждого члена семьи рисуйте достаточно большую ячейку, чтобы при необходимости можно было дописать вновь открывшуюся информацию. Не торопитесь составить семейную генограмму в один день. Такая кропотливая работа не терпит спешки.

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

За дальнейшей информацией о том, как использовать генограмму для положительного развития вашей семьи вы можете обратиться к авторской статье "Системы семейных схем в наследственной психотерапии: теория, преимущества и расширенные приложения генограмм".

Глоссарий

ДОСТИГАТЬ - добиться вхождения внутрь, приоткрыть или осознать, по мере осознания рациональным разумом, холодайны или "настроиться" на любое измерение холодинамической плоскости.

ПОГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ - требования прошлого, настоящего и будущего, которые определяют возможность реализации отдельного потенциала. Когда разум фокусируется на потенциале Квантовой волны, его фокус производит волну-эхо, которая возвращается в прошлое, потом идет в настоящее и вперед, в будущее, проверяя условия, необходимые для выравнивания со всеми уровнями Скрытого Порядка, от физического до универсального. Когда встречаются эти пограничные условия, это волновое эхо проводит обратную связь с Квантовой волной, которая проявляется в "частичной" действительности.

ПРИЧИННАЯ ПОТЕНЦИЯ - сила, которая может вызывать действие, воздействовать или создавать.

КОМФОРТНАЯ ЗОНА - как представлено на Модели Разума, это область частичного перекрытия между семейными и культурными верованиями разума, где находятся верования достаточно комфортные, стабильные и постоянно остающиеся в силе как "правильные".

СОЗНАНИЕ - осознание; осознание мыслей, чувств и желаний, которые возникают, когда рациональный и интуитивный процессы разума согласованы и уравновешены.

КУЛЬТУРНЫЕ ВЕРОВАНИЯ - традиции, обычаи, привычки, отношения, мнения и убеждения как коллективные ценности несемейных культурных групп; эти верования, переживаемые личностью, хранятся в холодайнах разума и занимают предназначенную область в Модели Разума.

СЕМЕЙНЫЕ ВЕРОВАНИЯ - традиции, обычаи, привычки, отношения, мнения и убеждения как коллективные ценности, которых придерживается семья или группа людей, живущих вместе в близких отношениях; эти верования также перемежаются личностью, хранятся в холодайнах разума, в предназначенной для них области.

ВЫСШАЯ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ - сокрытая полная возможность личности; его или ее первичный холодайн, "Я", который влияет и формирует переживания на всех стадиях развития, на всех уровнях Скрытого Порядка и по всем измерениям разума.

ХОЛОДИНАМИКА - (От "холо", что значит "целый" и "динамика", что значит "сила в действии или в движении"). Имеет дело со Вселенной, как проекцией Квантовой Силы на холодайны, взаимодействующие на всех уровнях Скрытого Порядка для того, чтобы создать физическую материю, жизнь на Земле и человеческий опыт внутри единого, динамичного целого.

ХОЛОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЛОСКОСТЬ - плоскость разума, где все мысленные паттерны можно рассматривать частью целого; в Модели Разума - это диагональная плоскость между рациональными и интуитивными частями разума, где действуют и взаимодействуют холодайны; по протяженности эта плоскость занимает все жизненные действия по всей холодинамической Вселенной.

ХОЛОДАЙН - основная часть холодинамической Вселенной; первый порядок организации на проявленной плоскости; многоразмерная, голографическая часть хранилища памяти. Холодайны - это мыслеформы с причинной потенцией, которые ведут себя как живые существа внутри разума, создающие, направляющие, формирующие и воздействующие, как тончайшие притягивающие элементы, или селекторы потоков мысли; на холодинамической плоскости они кодируют резонирующие частоты Квантовой Волны по мере их прохождения по всем уровням Скрытого Порядка.

"Я" - см. Высшая Потенциальная Сущность.

СКРЫТЫЙ ПОРЯДОК - сокрытый, основополагающий порядок Вселенной, из которого проявляется все обычные переживания. Скрытый Порядок состоит из шести взаимодействующих уровней, от физического до универсального, которые соответствуют шести стадиям развития.

ВОЛНА ИНТЕРЕСА - прилив и отлив внимания, фокуса, страсти или любопытства, управляемых сознательно или бессознательно, внутри разума она формируется и контролируется холодайнами на холодинамической плоскости. Волна интереса имеет измерения интенсивности и частоты и изображена топологически проходящей через центр Модели Разума.

ИНТУИТИВНОЕ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ - использование чувств интуитивного разума. Физическая реальность возникает в функциях "частиц" и "волн"; чувственное восприятие человека имеет соответствующий дуализм. "Частичные" функции постигаются рациональными чувствами и, главным образом, обрабатываемые в левом полушарии мозга при рациональном мышлении, которое является линейным, аналитическим, логическим и техническим. "Волновые" функции постигаются интуитивными чувствами и обрабатываются в правом полушарии мозга с помощью интуитивного мышления, которое является нелинейным, творческим, холистичным и художественным. Сознательное использование И.Ч.В. позволяет разуму непосредственно отслеживать холодайны и "порядки внутри порядков" своего потока мыслей и вмешиваться в их динамики так же, как и согласовывать ментальные процессы на уровнях сложности за пределами царства обычной рациональной мысли.

ПРОЯВЛЕННАЯ ПЛОСКОСТЬ - мир, каким мы привыкли его видеть, мир, который является очевидным и постигаемым рациональными чувствами, обычно ограниченными тремя измерениями длины, ширины и высоты.

РАЗУМ - ум, заключающий в себе всю ментальную активность, как рациональную, так и интуитивную, проявленную и непроявленную, квантовую или физическую, индивидуальную или коллективную.

МОДЕЛЬ РАЗУМА - топологическая модель, представляющая различные аспекты разума (семейные и культурные верования, рациональное и интуитивное мышление, холодайны на холодинамической плоскости и стадии развития), и как это все взаимодействует с Квантовой волной.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ - миры, которые существуют в плоскостях, параллельных проявленной плоскости нашего мира. Такие миры мыслятся взаимодействующими на протяжении времени, где прошлое, настоящее и будущее - одно целое.

ФАЗИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА - процесс рассмотрения любой динамики в отношении ее "пространства" на Модели Разума. Фазирование пространства позволяет нам сознательно отступить на шаг от любой проблемы и рассматривать ее с точки зрения развития и выбора, по отношению к семейным и культурным верованиям, рациональному и интуитивному мышлению, холодайнам на холодинамической плоскости и стадиям развития - и как все они взаимодействуют друг с другом.

ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ - реализация любого потенциала путем фокусирования на нем и выравнивания его с холодайнами, отношениями, системами и вовлеченными принципами и со Вселенной в целом. Потенциализация происходит обычно, когда встречаются пограничные условия, и Квантовая Волна обрушивается в проявленную ("частичную") реальность.

КВАНТОВАЯ СИЛА - универсальная сила, проникающая в ткань пространства и времени. Квантовая Сила мыслится источником всей энергии на проявленной плоскости, являющаяся такой мощной, что один кубический сантиметр пространства содержит больше энергии, чем вся известная энергия во Вселенной.

КВАНТОВОЕ МЫШЛЕНИЕ - мышление, которое сочетает рациональные "частичные" и интуитивные "волновые" процессы сбалансированным, синергетическим образом и которое позволяет разуму схватывать события, изменения и связи, недоступные или непостижимые для других процессов разума. Квантовое мышление достигает квантового измерения Скрытого Порядка, которое лежит в основе всей проявленной реальности.

КВАНТОВАЯ ВОЛНА - универсальная волна, содержащая все возможности на непроявленной плоскости для любого обстоятельства. Ее также называют "Волной Предложения". С рациональной ("частичной") точки зрения Квантовая Волна состоит из бесчисленных "квантов" или отдельных "частей и кусочков", которые вместе составляют совершенный комплекс возможностей для любых данных обстоятельств. С интуитивной ("волновой") точки зрения - это поле, в котором все возможности существуют без различия до тех пор, пока разум не сфокусируется на поле с определенным намерением.

РЕЗОНИРУЮЩЕЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ - поле закодированных резонирующих частот, исходящих из источника с причинной потенцией, например, из "Я" или из холодайна; и создающих развивающуюся окружающую среду, в которой материя и живые существа формируются, обретают форму или растут, как кристаллы, молекулы, клетки, растения, животные, люди и социальные системы.

КРУГЛЫЙ СТОЛ - в отслеживании - место внутри разума, где зрелые холодайны могут встретиться и общаться друг и другом, с "Я" и с сознательной сущностью, так, чтобы мирные и принципиальные процессы могли соединяться в индивидуальной жизни.

ТОНЧАЙШИЙ ПРИТЯГИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ - основополагающее и потенциально сильное влияние любого намерения, которое проявляется сознательно или бессознательно, и привлекает вещи, людей, отношения, системы или принципы на выравнивание с ними.

ТОНЧАЙШИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА - биологическая сенсорная система, отличная от нормальных пяти чувств, распространяющихся по телу, где каждая клетка действует как принимающая и передающая тончайшие энергии. Система управляет лимбическим центром мозга, который обрабатывает сенсорную информацию и определяет ответные реакции тела через гипоталамус и гипофиз.

ТОПОЛОГИЯ - направление математики, которое имеет дело с изменчивой формой объекта без изменения его функции; в приложении к Модели Разума - это диаграммное представление аспектов разума, которые не изменяют его функций.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ - процесс, с помощью которого личность достигает определенного холодайна, становится его другом, узнает его положительное намерение, трансформирует его в его зрелый образ (потенциализирует его) и обязуется вступить с ним в систематические, принципиальные и универсальные отношения.

Предлагаемая литература

Клив Бакстер. "Способность биокоммуникации: человеческие доноры и лейкоциты в пробирке". Международный журнал биосоциальных исследований. Такома, 1985.

Роберт О. Беккер и Гарри Селден. "Электрическое тело: электромагнетизм и основа жизни". Нью-Йорк, 1985.

Дэвид Бом и Ф. Дэвид Пит. "Наука, порядок и творчество". Нью-Йорк, 1987.

Джон Бредшоу. "Семья".

Джон П. Бриге и Ф. Дэвид Пит. "Зеркало Вселенной: появление холистической науки". Нью-Йорк, 1984.

Джеймс Глейк. "Хаос: создание новой науки". Нью-Йорк, 1987.

Бьорн Норденстром "Биологически замкнутые электрические цепи". Журнал открытий, апрель, 1986.

Пек. М. Скотт. "Люди лжи". Нью-Йорк, 1983.

Росси. Эрнест. Л. "Психобиология исцеления тела и разума". Нью-Йорк, 1986.

Джонас Салк. "Анатомия реальности". Нью-Йорк, 1983.

Руперт Шелдрейк. "Новая наука жизни". Лос-Анжелес, 1981.

Жаклин Смол. "Трансфермеры: терапевты будущего". 1982.

Стоун Гал и Сидра Винкельман. "Объять самих себя". 1985.

Томас Левис. "Жизни клетки: заметки биолога". Нью-Йорк, 1974.

Вильбер Кен. "Голографическая парадигма и другие парадоксы". Бостон,1982.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Генограмма позволяет Вам и членам увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи.

Используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз. Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно.

Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т.д. Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи” и центром или "стволом” вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на схеме 2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?” "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1.Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2.Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3.Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4.Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5.Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6.Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7.Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8.Кто был экстравертом, а кто был интравертом?

9.Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10.Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11.Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12.Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13.Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14.Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15.Каковы ваши семейные "можно” и "нельзя”, "должен” и "не должен”?

16.Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17.Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18.Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

  • < Родология – наука о законах развития Рода
  • Семейные программы и социальные стереотипы >
«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

Генограмма и Геносоциограмма часто наше основное средство работы с клиентом, когда я работаю . Я устно обычно объясняю, но недавно решила по просьбе клиентки опубликовать краткую инструкцию по составлению генограммы и вопросы по анализу семьи, которые можно задавать себе самостоятельно. Это не заменяет работы с психотерапевтом, а лишь ее дополняет. потому что ответы вопросы себе клиент задает и при этом важна обратная связь (отклик психотерапевта на информацию, принеобходимости срочное применение методик работы с первопричинами проблем, синдромов предков и проч) , отражение его чувств, понимание еще непроговоренного, невербального телесного реагирование на вопросы - в этом тоже много информации. После составленной генограммы клиента я его опять спрашиваю и уже по его рассказу параллельно дополняю своими заметками...
Запись на сеанс по скайп здесь
Выглядеть генограмма может вот так

Итак как составить генограмму и какие вопросы задавать..

Вернон Вульф. Холодинамика. Как развивать и управлять своей внутренней личностной силой

Руководство по генограмме: как составить схему семейного дерева

Генограмма позволяет вам и членам вашей семьи увидеть ваше семейное древо в полезном и творческом свете. Это отличное средство фазирования пространства системы всей вашей семьи и, используя Модель Разума в качестве своего гида, вы сможете распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение. Это помогает следующему поколению преодолеть семейные болезни и всем членам семьи справиться с семейными проблемами, улучшить отношения и поддерживать прочность семейных уз.

Составляя свою генограмму, старайтесь быть подробными и обстоятельными, насколько это возможно. Включайте и негативные и позитивные эмоциональные паттерны, все важные подробности медицинских историй и т. д.

Помните также, что взбираться на семейное древо может быть приятно, но чаще это бывает утомительно, а иногда и страшно. Вдохновите всех членов своей семьи внести посильный вклад в построение генограммы. Обычно чем больше вам помогают, тем лучше получается ваша генограмма.

СЕМЬ ИЗМЕРЕНИЙ ВАШЕЙ ГЕНОГРАММЫ

Ваша генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное древо:

Начните со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используйте квадрат, а для каждой женщины - круг. Изобразите свое собственное положение, затем - вашего супруга и детей, как это показано на схеме 2. Это будет "ядром вашей семьи" и центром или "стволом" вашего семейного древа.

Теперь расширяйте свою схему, чтобы включить различные ветви вашего семейного древа. Продолжайте расширять схему до тех пор, пока вы не изобразите ваших родителей и всех их детей, ваших дедушек и бабушек, а также их детей. Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

Затем пронумеруйте свои круги и квадраты и впишите в каждый имя и возраст, как показано на сх.2. Таким образом, вы сможете ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внесите даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения:

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны:

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: "Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?" Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: "90% времени дед был сердитым", другой вступает в разговор и добавляет: "Да, и на остальные 10% несчастным!" Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти "унаследованные" паттерны.

4. Динамика отношений:

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: "Какие отношения были у мамы с папой?" "Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?" Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи:

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или "проблемные" люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом.

6. Семейные верования:

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья:

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

ВОПРОСЫ ГЕНОГРАММЫ:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)

13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?

14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы ваши семейные "можно" и "нельзя", "должен" и "не должен"?

16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?



Публикации по теме