Генограмма семьи пример с описанием и анализом. Как составить генограмму

«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

Генограмма - история твоего Рода

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы. Принадлежность к семейной системе - один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни. Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода».

Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным. Если он не получает любовь и силу Рода в достаточной степени, то он не может передать эту силу дальше - своим детям. Именно поэтому, в семьях аристократов почитается за честь глубокое знание своей семейной истории - родословной. Знание своих корней, знание и почитание каждого предка придает потомкам особый ресурс - жизненную силу - любовь рода.

Ребенок рождается на свет благодаря своим родителям - маме и папе. В нем соединяются два огромных рода - род матери и род отца. И в случае, если ребенок принимает и уважает своих родителей, он получает сто процентов силы своего рода. Если же кто-то из родителей по каким то причинам оказывается не принят ребенком, то ребенок тем самым лишается половины жизненной силы - силы своего Рода. Если ребенок не принимает отца, то он лишен 50% мужской силы, а если не принимает мать - то 50% женской силы. И, вследствие этого, прерывается поток любви, и у человека могут возникать те или иные жизненные проблемы и затруднения.

Родители дают ребенку самое ценное - его жизнь. Свою жизнь этот конкретный реьенок не мог бы получить никаким иным образом при других обстоятельствах ни от кого другого. Даже если бы кто-то из родителей был немного другой, то родился бы кто то очень похожий на него, но это был бы уже не он, а совсем другой ребенок! Глубинное осознание этого факта обычно помогает человеку принять своих родителей.

Для того, чтобы восстановить прерванный поток любви рода и обрести радостное, усиливающее чувство принадлежности к своей семейной системе, своему Роду, своему «родовому дереву» эффективно используется метод семейной расстановки по Хеллингеру .

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем. Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается. Эти законы одинаковы для всех семейных систем. Берт Хеллингер назвал их «порядками любви».

Один из законов семейной системы - «порядок принадлежности». Каждый член системы имеет право на принадлежность к ней. Никто не должен быть исключен, независимо от его поступков, жизненных принципов и т.п. Никто не забыт. Система одинаково помнит всех, кто к ней принадлежит (или принадлежал), и четко определяет место каждого. Каждый важен для системы - без него не родились бы его дети и все в роду было бы по-другому.

Если кто-то из членов системы по каким-то причинам был исключен из нее - забыт, очернён или сознательно вычеркнут, то кто-либо из потомков этой семейной системы может повторять его судьбу, нести его чувства, жить его жизнью - замешать исключенного человека, даже если это произойдёт спустя несколько поколений. Это вызвано стремлением системы к целостности, возмещению и гомеостазу. Любая система стремится к равновесию и выживанию.

В семейной системе незавершенные процессы прошлого неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Это работает закон уравновешивания системы, подчиняясь которому потомки должны завершить дела, незавершенные их предками: «доделать», «догоревать», «прожить» что-то и за кого-то. Если в семье кто-либо был забыт и лишен своего права принадлежности системе (пропавший без вести дедушка, абортированный ребенок, репрессированный или убитый родственник), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет «переплетение», проекция или замещение судеб - т.е. кто-то из ныне живущих потомков исключенного будет связан («переплетен») с ним и его судьбой. При этом, он сам может иметь тяжелую судьбу, с трудом осознавать свое «Я», свои действия, свои потребности и желания (следствие - неадекватное поведение), жить за другого, есть за другого (следствие - избыточный вес), работать за другого (следствие - гиперактивность, трудоголизм).

Таким образом, ничего не подозревающий потомок оказывается в переплетении с судьбами своих предков, о которых он скорее всего ничего не знает. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает чужие жизненные задачи.

Для решения этой проблемы необходимо восстановить право принадлежности к семье исключенных из нее членов - т.е. снова принять их в систему, восстановив, тем самым, целостность, порядок, гармонию и поток любви.

Работать с семейной историей позволяет генограмма - графическая запись информации о семье, схематичное изображение семьи в нескольких поколениях. Иногда генограмму называют «геносоциограмма». Ее составление и исследование является одним из методов психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений (семейной психотерапии).

Генограмма является увлекательным методом познания себя через историю своей семьи. Она позволяет наладить контакт со своими предками, увидеть и осознать свою позицию в системе. При составлении генограммы может обнаружиться какой-либо исключенный из системы или забытый предок. Построение контакта с ним позволит избежать переплетений для потомков.

Составление генограммы основано на знании клиентом семейной системы - своих предков, родственников и людей, значимых для его семейной системы. И чем больше знаний, тем точнее генограмма и лучше контакт с предками.

К знаниям о семейной истории можно отнести следующие категории:

1. Факты . К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы - например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера.

(* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды . Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты) . Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги - у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания . К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы . Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец - предок.

Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках - поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок.

Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Генограмма семьи представляет собой своеобразное родословное дерево, или генеалогическое древо, на котором могут быть отражены не только члены семьи, но и отношения, которые были между ними.

С помощью специалиста, или самостоятельно, можно составить и проанализировать генограмму по следующим направлениям:

Семейное (генеалогическое) дерево.

Генеалогическое древо показывает, кто от кого произошел.

Возможно, вас удивит тот факт, что если взять от вас 7 поколений вверх, беря в расчет только прямых предков - родителей и их родителей, без учета их братьев и сестер, то на генограмме получится 127 человек.

Не волнуйтесь, если вы по какой-то причине не знаете кого-то из них. Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей - круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения.

При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии - например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны.

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав.

Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди.

Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.»

Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений.

С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу.

Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.»

Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс. С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше.
Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи.

Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается.

Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности.

Хотите Вы того, или нет - члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество.
Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем - к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.


Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин - кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми - вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкоректировать.

Что делать с полученной генограммой?

Можно пригласить профессионального художника, который красиво изобразит ваше родословное дерево на бумаге, или холсте. Получившаяся картина должна занять достойное почетное место в вашем жилище.

Встречайтесь со своими родственниками, беседуйте о своих предках, обсуждайте историю своей семьи. И, со временем, Вы составите собственную генограмму. И это особое знание придаст Вам гордость, уверенность в себе и силу своего Рода.

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Bowen, 1978) в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее - показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.
Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы - таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных субсистем и семьи в целом. Например, семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и Детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.
Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими как, например, смерть ближайшего родственника.
Затем начинается описание семейной истории со времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здесь важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой, свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое место, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на этом этапе беседы.
Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.
Психотерапевт использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаимодействует со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.
По мере поступления информации она фиксируется специальными символами. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие:

Генограмма: пример

Николаю сорок девять лет, его жене Марии - сорок один. От предыдущих браков у них в общей сложности семеро детей. Мария позвонила и спросила, могут ли они с Николаем прийти на консультацию в связи с тем, что Николай потерял работу и это негативно влияет на семью. В начале диагностического интервью использовалась генограмма , при помощи которой были собраны основные данные. Первая жена Николая и первый муж Марии умерли в один и тот же год, таким образом, оба супруга пережили аналогичный эмоциональный опыт. Муж Марии покончил жизнь самоубийством; терапевт откладывает на более подходящее время ряд вопросов о том, чувствовала ли себя Марии ответственной за его самоубийство. Если да, то как она смогла с этим справиться? С кем она может открыто об этом поговорить?
Позднее терапевт узнает, что самоубийство тщательно скрывается от детей. Жена Николая умерла при рождении ребенка - событие, редко встречающееся в наше время. Тот факт, что она умерла при рождении шестого ребенка, наводит на мысль о том, что Николай чувствовал себя в какой-то мере ответственным за смерть жены. Семья пережила ряд потерь в течение очень короткого времени.
Терапевт группирует информацию в соответствии с наиболее значимыми областями: принципы функционирования семьи; принципы, которыми семья руководствуется в стрессовых ситуациях; роль фактора времени в этих отношениях; личные границы и границы поколений; вопросы, вызывающие конфликтные ситуации, - секс, деньги, родственники со стороны мужа и жены, дети, треугольники, скрытность, нежность и честность.
Затем терапевт просит Марию изложить свой взгляд на проблему. Она утверждает, что чувствует себя лучше с тех пор, как договорилась о встрече с терапевтом. Тот факт, что ее мать навещала их, начиная с предыдущей недели, преподносится как самый недавний негативный опыт. Терапевт решает пока не прослеживать эту линию и только определить, какое положение в настоящий момент мать Марии занимает в структуре семьи. Мать описывается как человек беспокойный, критически настроенный, подверженный быстрым сменам настроения. Терапевт пытается определить степень открытости этих отношений, спрашивая Марию, рассказала ли она матери о том, что собирается обратиться за консультацией. Мария отвечает, что мать не могла бы справиться с такого рода информацией. Обращаясь к генограмме, терапевт видит, что Мария - единственный ребенок в семье, и начинает исследовать влияние этого факта на напряженность их отношений. Продолжая работу, он пытается найти «треугольник трех поколений» и спрашивает: «Кто из ваших детей любимец бабушки?» Любимицей оказывается Надя, тот самый ребенок, о котором сама Мария беспокоится больше всего.
Здесь сходятся воедино несколько важных моментов. Раньше во время интервью Мария заметила, что Надя напоминает ей своего умершего отца, первого мужа Марии, Бориса. Одна из ее тревог по поводу Нади заключается в том, что Надя может повторить самоубийство отца. Это откровение связывается с наблюдением терапевта, и пока вопросы обращены к Марии, Николай не только чувствует себя расслабленно, но даже получает некоторое удовольствие, побуждая терапевта предпринять ряд шагов. Терапевт изменяет направление разговора, вначале обращаясь к высказанной Марией тревоге по поводу возможного самоубийства Нади, затем постепенно все более глубоко приоткрывая тему самоубийства в браке.
Главной целью вопросов терапевта являются чувства Марии по поводу самоубийства своего первого мужа - насколько она ощущает себя ответственной за это. Затем терапевт пытается узнать мысли самой Марии по этому поводу. «При всех трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться за последнее время, - к примеру, дети, потеря работы Николаем, - вам не приходила в голову идея разом покончить со всем этим?» Мария отвечает, что ей часто кажется, что все дома могло бы значительно улучшиться, если бы она просто собрала свои вещи и ушла, но самоубийство никогда не представлялось ей решением проблем.
Затем терапевт переходит к главной цели: «Вы никогда не замечали за собой беспокойства, что Николай из-за потери работы может покончить с собой?» Мэри тут же не задумываясь отвечает: «Без сомнения. Достаточно часто». Тогда эта тема обсуждается с Николаем и проверяется, есть ли у него мысли о самоубийстве. Николай решительно отвергает подозрения в возможном самоубийстве, однако признает, что не может убедить в этом Марию. И поэтому очень раздражается. К этому моменту взгляд Марии на проблемы семьи в общих чертах становится понятным. Она чувствовала в какой-то мере ответственность за смерть своего первого мужа и была полна решимости предотвратить повторение подобного в жизни своей дочери и второго мужа. У нее нет никого, с кем она могла бы поговорить о своих тревогах. Когда же эти чувства выплескиваются наружу, Николай отвергает страхи жены, считая их необоснованными. Ее мать, так же как и она, безвременно потеряла своего мужа. Однако глубина этих отношений не может вместить всех переживаний Марии. Она постоянно с тревогой следит за эмоциональным состоянием Николая, пытаясь заботиться как о нем, так и о детях, не чувствуя поддержки.
Николай производит впечатление уравновешенного, разумного человека, который спокойно принимает любые, даже самые неприятные новости. При этом кажется, что он контролирует сложившуюся ситуацию в семье, шутливо описывая ее и улыбаясь во время рассказа. Терапевт объясняет поведение Николая тем, что он эстонец (это видно из генограммы), а значит, существует вероятность наследования некоторых черт характера предков. Насколько его внешне спокойные, шутливые манеры связаны с присущей ирландцам чертой скрывать свой гнев?
Николай привык зарабатывать 50.000 руб. в год. Теперь его жена ведет хозяйство, исходя из значительно меньшей суммы. Терапевт задает вопрос: «Как вы сами воспринимаете профессиональные сложности?» Николай отвечает: «Главным образом, как крушение надежд. Я имею в виду, что никогда не прибегаю к жестокости или чему-то подобному». Терапевт замечает: «Эстонцы известны тем, что умеют скрывать свой гнев». Николай со смехом признает, что он часто испытывает сильный гнев и просто не знает, что делать с этим чувством. Он изо всех сил пытается контролировать его, но сомневается в себе и своих способностях. Он думает об этом каждый день и порой чувствует, что из-за этой постоянной внутренней борьбы может потерять уверенность в себе и при устройстве на работу испытываемое им беспокойство и недостаток веры в себя станут настолько очевидны, что это отрицательно повлияет на производимое им впечатление.
В результате данной беседы стали очевидны принципы, которыми руководствуется каждый из этой супружеской пары. Например, Мария склонна избегать сближения с матерью, но глубоко вовлечена в проблемы мужа и детей. Она сама назначила себя их защитником и пытается уберечь от любых возможных неприятностей, сама заботится обо всем, начиная со стирки вещей дочери и кончая депрессией мужа. С другой стороны, Николай отдаляется от всего, кроме своей работы. Работа стала для него убежищем, когда умерли его первая жена и новорожденный ребенок. Теперь перед нами человек, потерявший свою основную опору - работу, которой он так гордился. «Гордость часто встает на моем пути и иногда влияет на мои суждения. Порой я думаю, что теперь я защищаю больше всего свою гордость», - говорит Николай.
Проблемы, с которыми сталкивается эта супружеская пара в отношении двух средних дочерей (по одной от их предыдущих браков), очень сильно напоминают проблемы, волновавшие их умерших родителей. Поэтому им необходимо научиться справляться с «призраками своих умерших супругов» для того, чтобы детям не пришлось повторить эту часть семейного сценария. Большую часть приводимых данных оказалось возможным получить на основе методики генограммы.

Использование генограмм

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю историю семьи. В процессе работы на основе данной техники члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как они влияют на современные семейные отношения. Работая с генограммой, психотерапевт может помочь семье преодолеть эмоциональные разрывы, избавиться от дисфункциональных треугольников и альянсов, снизить тревожность, то есть произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой сильное диагностическое средство, которое может применяться в русле конкретных теоретических ориентации данного профессионала (см. технику « «, а также ).

, главный психолог Центра Виртуальной Синергетики

Необходимые сведения для работы с геносоциограммой

  • Возраст на настоящий момент всех членов семьи.
  • Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников.
  • Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов).
  • Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников.
  • Разница в возрасте между супругами.
  • Смена фамилии, имени.
  • Количество детей в семьях.
  • Аборты, выкидыши.
  • Профессии.
  • Болезни, алкоголизм, наркомания.
  • Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии).
  • Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья.
  • Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.
  • Эмиграция, ссылка.
  • Инцесты (первого типа - запрещенные связи между кровными родственниками, Второго типа - между людьми, которые стали родственниками в результате брака).

Какие же вопросы могут выясниться при работе с генограммой своей семьи? О чем же может говорить эта, на первый взгляд, сухая и обезличенная схема семейного дерева.

Оказывается, в ней могут быть зашифрованы очень драматические и живые ситуации человеческих судеб.
Вот всего лишь несколько примеров, которые зазвучали именно через работу с генограммой.

Женщина средних лет очень страдала из-за измены мужа. Невыносимая ситуация скандалов и разборок длилась в семье на протяжении года. При составлении гемограммы выяснилось, что отец женщины умер, когда ей было 19 лет. И ее сыну тоже было 19 лет, когда произошла драма в их с мужем семье. Так, порой, причудливо проявляет себя семейная душа – в этой семье дети «теряют» отцов в возрасте 19 лет! И измена мужа, возможно, нужна не столько ему, сколько семейной душе «пострадавшей» женщины.

Женщина чуть старше 30-ти никогда не была замужем и не имела продолжительных и крепких отношений с мужчинами . Она говорила о том, что как будто не видит мужчин вокруг. Их словно не существует в ее мире. И, даже, когда все-таки кто-то из мужчин возникал в еежизни, то ей было «не на что смотреть». Изучая историю ее рода и составляя гемограмму, женщина рассказала о всплывшей внезапно давней истории: ее дедушка по материнской лини изменил своей жене. Его измена стала всем известна, и дедушка с разлучницей были всеми осуждаемы и обвиняемы. Деда вынудили прервать связь с этой особой, которая к тому времени забеременела, и ей пришлось сделать аборт. Наша героиня оказалась связана с этой женщиной и ее нерожденным ребенком, который уже принадлежал их семье, потому что был ребенком деда.

И она как бы стала на сторону отвергнутой женщины и ее ребенка. Чувствуя тоже, что и она (обиду на мужчин, недоверие к ним), наша героиня тоже исключила мужчин из своей жизни, своей судьбой напоминая всей семье об этой, оставшейся в прошлом, истории.

Иногда наши неудачи и неуспех, и связанные с ними тяжелые состояния неуверенности и подавленности, тоже могут корнями уходить в наши семейные истории.

Мужчина сорока лет начал свой бизнес, в котором он был связан с официальными организациями и их представителями. У него постоянно возникали нестыковки, трудности с договоренностями, помещением и т.д . Это его очень удручало, он сильно переживал, бывали моменты, когда он был готов все бросить. Очень часто его сопровождало ощущение тяжести и обремененности каким-то неоплатным долгом и виной. Составляя генограмму, он сокрушался о том, что ему сложно сейчас добыть информацию, родители умерли и расспрашивать не у кого. И уже работая в группе по родовым сценариям, он вдруг вспомнил о том, что у него был братик, который умер, когда наш герой был совсем маленьким. Семейной душе важно, чтобы память обо всех сохранялась, и каждый занимал свое место. Люди, у которых рано умерли братья или сестры, пытаются прожить жизнь как бы и за них и, очень часто, не решаются на свое счастье, успех и процветание. Они, будто, говорят умершим: я тоже откажусь жить полной жизнью, потому что твоя судьба не дает мне покоя.

Мы продолжим публикацию семейных переплетений, которые выясняются при работе с генограммой семьи.

См. также статьи Алены Олешко , главного психолога Центра Виртуальной Синергетики



Публикации по теме