Интересные занятия по экспериментированию в подготовительной группе. Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Ирина Щукина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»
Цель : Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование .
Образовательные задачи : Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.
Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.
Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к экспериментированию , умение делать вывод. Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывающие задачи : Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа : экскурсия в хлебный магазин, выставка мучных изделий, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, чтение пословиц, загадок, поговорок о зерновых культурах, замешивание солёного теста.
Словарная работа : хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, макаронные изделия, индигридиенты, зерновые культуры, сито, эксперимент , мука, дрожжи, крупа, лупа, кофемолка (ручная и электрическая, зёрна, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, кукуруза, колосок, хлеб пшеничный и ржаной, сыпучая, безвкусная, пекарня.
Материалы : Иллюстрации полей с зерновыми культурами (рис, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, ячмень, колоски пшеницы, сито, кофемолки (ручная и электрическая, одноразовые плоские тарелочки, стаканчики, ложки, кувшин с водой, глубокие тарелочки, лупа, сахар, дрожжи, мука; коробочки с зерновыми культурами (пшеница, гречка, рис, овёс) .
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка. Входит воспитатель :
Ребята, я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию ! Вы любите эксперименты ? (ответы детей)
Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, не на Марсе, не на Луне, жила пшеница на Земле! Свойство царское имела, накормить народ сумела, словом, наша речь о том, как пришла мука к нам в дом!
Ребёнок : Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Сегодня мы проведем эксперименты с мукой !
А для чего нужна мука? (Ответы : - Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булочки, печенье.)
Молодцы! Вы все ответили правильно! Надеваем фартуки и переходим к практической части – предлагаю вам изучить свойства муки.
Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, мука имеет запах, но он какой – то особенный) – Мука имеет запах.
Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой (Сыплется) – Мука сыпучая. Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая. Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая в стороны. Попробуйте что – нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается, на муке можно писать и рисовать! Возьмите теперь муку на кончик пальчика и попробуйте на вкус. Какая она? (безвкусная) . Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой ? (Растворилась) – Добавьте ещё две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Для того, чтобы испечь пышные булочки и пироги, в тесто добавляют разные ингридиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи. Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой . И немножко подождём.
Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом и т. д.)
Откуда хлеб пришёл? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто её посеял? – хлеборобы.
Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха) . Пока мы играли, посмотрим, что произошло с нашим тестом? (ответы детей : поднялось, подошло) . Из такого теста (дрожжевого) выпекают вот такие пышные булочки, пироги. Правильно, ребята! Выращивают зерновые культуры и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия (хлеб, батон, лаваш, каравай, кондитерские (пирожные, бисквит, торт, печенье, зефир, пряники, макаронные (макароны, вермишель, рожки, спагетти, ракушки, колечки, бабочки, звёздочки).
У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овёс, пшеница, рис, кукуруза, гречка) .
Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы и овса, при помощи ручной и электрической кофемолок.
Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась? (Ответы детей)
А давайте сравним с магазинной мукой . (Ответы детей)
А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зёрна проходят несколько стадий (сортировку, обработку, очищение) ; и только после этого из зёрен получается чистая, белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нём содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма. Недаром в народе говорят :
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда
Худой обед, коли хлеба нет
А чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы, повара.
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте,
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
А сейчас давайте все вместе дружно сделаем колосок пшеницы из солёного теста (тесто жёлтого цвета подготовленное ) – коллективная работа.
Публикации по теме:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Расширять представления детей об окружающем.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи» Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления детей о разнообразных свойствах воды. 2. Обучать детей составлять рассуждение Развивающие:.
Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух» Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, представления о значимости воздуха.
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи: расширять знания.
Акишина Олеся Николаевна
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух и вода?»
Задачи :
Образовательные : 1. Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивающие : Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.
Воспитательные : Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.
Ход занятия:
Воспитатель : Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости . Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным .
Воспитатель : Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях. (ответы детей : экспериментируют , проводят различные опыты )
Воспитатель : А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты ? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей : да)
Воспитатель : Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель : Что такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей) . Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась) . Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом) . А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается) . А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух) .
Делаем вывод : при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)
Воспитатель : А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей : мы должны его почувствовать) Воспитатель : Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Воспитатель : Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей : ветер) .
Воспитатель : можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей : нет, он невидим) .
Воспитатель : Давайте с вами проверим это.
Опыт №1 «Воздушные вихри»
Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю» , шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Делаем вывод : Опыт показывает , что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель : ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
Воспитатель : вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)
Воспитатель : есть ли у воздуха цвет? (ответы детей : у воздуха нет цвета – он бесцветен)
Воспитатель : Какое ещё слово подходит для воздуха? (ответы детей : он прозрачный, сквозь него видно всё окружающее нас).
Воспитатель : А для чего нам необходим воздух? (ответы детей : для дыхания) .
Воспитатель : А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.
Опыт № 3 «Дыхание»
Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе) . Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе) .
Воспитатель : А мы можем не дышать? (Нет) .
Делаем вывод : без дыхания жизни нет.
Воспитатель : Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей) .
Воспитатель : Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель : ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? (ответы детей) Давайте это проверим.
Опыт № 4 «Сухой из воды»
Воспитатель : Посмотрите, что в нутрии этого стакана? (ответы детей : стакан пуст) . Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Воспитатель плавно и ровно опускает стакан вверх дном в ёмкость с водой. Воспитатель : ребята что происходит? Входит ли вода в стакан? (ответы детей)
Воспитатель : Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?
Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется в верх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).
Воспитатель : Что это? Кто прятался в стакане? (ответы детей)
Воспитатель : Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.
Воспитатель : Как вы думаете, воздух прячется только в одном стакане или в других сосудах он тоже есть? (ответы детей)
Воспитатель : Давайте проверим. Возьмём сосуды другой формы и размера и проделаем то же самое и с ними. Воспитатель : Оказывается, воздух заполняет все пустоты! Значит, своей формы у него нет. Воздух окружает нас повсюду. Воспитатель : Давайте сделаем вывод. Воздух - это то, чем мы дышим. Он не имеет цвета и формы. Воспитатель : Как же нам его обнаружить? (ответы детей) . Воздух есть везде. Проверим это, проведем опыт :
Опыт № 5 . «Воздух»
Воспитатель : Возьмем два стакана в первый бросим камешек, а во второй мел. Что происходит? (ответы детей : камешек и мел тонут, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх).
Воспитатель : Пузырьки – это воздух, он был в камне и в меле и вышел из них, когда камень и мел попали в воду.
Воспитатель : Мы с вами провели ряд опытов , выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (ответы детей : воздух есть везде : в шарике, стакане, в камне, и в меле).
Воспитатель : Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть) .
Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
— формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.
— упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
— формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
— активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;
— формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; экспериментирование с водой, воздухом, песком. Просмотр презентации «Какая бывает почва».
Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей, схемы и карандаши для обозначения.
Ход деятельности
(Воспитатель приглашает детей в круг.)
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Мотивационно-ориентировочный этап:
— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.
«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».
Поисковый этап:
Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)
Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.
Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.
У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей).
Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.
Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. (Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики, схемы, карандаши.)
У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей) . Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти.
1 опыт: дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).
(Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.)
2 опыт: далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси.
Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.
3 опыт: Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? (Вывешивается схема к этому опыту). Для этого нам нужны стаканчики с водой, воронка и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)
Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.
4 опыт: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.
Физкультминутка.
Раз – и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
Два – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Рефлексивно-оценочный этап:
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.
Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)
Значит, землю можно назвать «живой»?
Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?
(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)
Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе
Тема: «Богатство нашей планеты Земля»
Воспитатель Власова Алла Викторова Группа №4
Москва 2014
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: Итак, начнем наши опыты:
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .
В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .
В: - А давайте проверим!
В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .
В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух)
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри».У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .
В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
В: - Действительно, пахнет апельсином.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
Детский сад №;8 «Зоряночка»
С.Ю. Месикова
Конспект занятия-экспериментирования
на тему: «Волшебная вода, узнаем мы тебя»
в подготовительной группе
Воспитатель
МБДОУ детский сад №8«Зоряночка»
Носова Н.В.
Первой квалификационной категории
2016-2017 г.
Цель:
прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование:
стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики, вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа
:
чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок поочереди назовет, где дома применяют воду(или сам ребенок, или родители).
Ответы
детей: (чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.)
Воспитатель:
Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель:
О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети.
О воде!
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы
детей.
Воспитатель:
А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель:
Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы
детей.
Воспитатель.
Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи, ведь детки знают стихи.
1 ребенок:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
2 ребенок:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель:
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети:
В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель:
Что еще можно сделать с водой?
Дети:
Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель:
Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод:
вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель:
Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель:
А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети
выполняют задание воспитателя.
Воспитатель:
А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы
: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель:
А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы
детей: вода стала сладкая.
Вывод:
вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы
детей: вода пахнет кофе.
Вывод:
чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель:
Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети:
Ковшиком через воронку.
Вывод:
жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель:
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети
добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель:
Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель:
Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети
добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель:
Что изменилось?
Дети:
Вода изменила цвет?
Воспитатель:
Растворилась ли краска?
Дети:
Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель:
Растворится ли в воде мука?
Дети
добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель:
Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель:
Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы
детей.
Вывод:
вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель:
Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы
детей.
Воспитатель:
А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей:
Влажными.
Вывод детей:
лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель:
Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ:
Образовались капли воды.
Вывод:
вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз),
подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы
детей.
Воспитатель:
Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперименты на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
Воспитатель:
Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой.