Конспект нод по экспериментированию с водой в старшей группе. Конспект нод по экспериментированию в старше - подготовительной группе

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 1.

Конспект НОД

по экспериментированию с водой в старшей группе

тема: «Свойства воды».

подготовила:

воспитатель старшей группы

Дайбова Елена Владимировна

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

1. Образовательные:

1. Ознакомление детей со свойствами воды:

Отсутствие цвета и запаха;

Отсутствие вкуса;

Отсутствие собственной формы;

Прозрачность;

Вода может растворять вещества,

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

2. Воспитательные:

Развивать социальные навыки:

1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;

2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

3. Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии: проектор, технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка) .

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3. Наблюдение за состоянием воды во время прогулок.

Материал (на каждого ребенка) : 4 пронумерованных стакана, 2 чайные ложки, сахар, пластилин, полоски бумаги разных цветов, различные емкости.

Что изменилось в раздевалке?

Кто ходит в таких халатах?

А хотите на время стать учёными?

Итак, мы с вами учёные. Сделали серьёзный вид и заходим в группу.

Вы тоже заметили, что мы сегодня не одни? У нас гости, да это совсем не гости, а журналисты. Что делают журналисты? (пишут статьи), но прежде чем написать статью о нас, они должны взять интервью. Сейчас они нам зададут несколько вопросов.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ: вода

2. Можно ли пить воду океанов, морей? Почему?
Ответ: нет, потому что она соленая

3. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная

4. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены

5. Вода, в которой растворены моющие средства.

Ответ: мыльная

6. Вода после размораживания.

Ответ: талая

Молодцы! Вы кое – что знаете о воде, но это ещё не всё, Вода обладает многими свойствами. О которых, вы и не догадываетесь! А хотите узнать, как можно больше о воде?

Ребята, посмотрите, что это такое? слайд №3

Это глобус.

А что такое – глобус?

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Именно такой видят нашу Землю космонавты во время полёта.

А какого цвета на глобусе больше всего?

(- Синего, голубого)

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

(- Животным, растениям, человеку)

Правильно, без воды нет жизни на земле.

А как в вашей семье используют воду? слайд №5

Как мама использует воду?

(- Готовит, стирает, поливает растения)

А как вы используете воду?

(-Пьём, умываемся)

Молодцы.

Совершенно верно (обобщение с показом слайдов)

«Если руки ваши в ваксе, слайд №6

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама слайд №7

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле. слайд №8

А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода

(ответ дублируется показом слайда)

1. Лежало одеяло, мягкое, белое. слайд №9

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Мост, как синее стекло слайд №10

Скользко, весело, светло. (Лед)

3. Пушистая вата плывет куда-то. слайд №11

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

4. Течет, течет – не вытечет, слайд №12

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

5. Люди ждут меня, зовут, слайд №13

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Молодцы, ребята! Давайте поговорим слайд№14

о трех состояниях воды.

1. Жидкое состояние.

В виде чего вода встречается в жидком состоянии?

В виде дождя, капельки, росы, ручейка.

(работа на доске)

2. Газообразное состояние.

В виде чего вода встречается в газообразном состоянии?

В виде пара, облака, тумана.

(карточки на доску)

3. Твердое состояние

Мы уже знаем, что вода - это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Что случится с водой? Она перейдёт из жидкого состояния в твёрдое.

В виде чего вода встречается в твёрдом состоянии?

(карточка на доску)

Вспомнить конкурс «Зимняя клумба». слайд №15

    Красили воду

    Заливали в форму

    Заморозили

А сейчас я предлагаю немного размяться

Физминутка (мнемотаблица) слайд №16

Что там чудится в тумане?

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Ну а мы сейчас пройдёмся

И домой к себе вернёмся

Ну раз мы с вами сегодня учёные, скажите мне, чем же они занимаются?

слайд №17

Дети, а как вы думаете, где учёные проводят свои опыты?

А у вас есть желание, побывать в лаборатории и провести несколько опытов, чтобы больше узнать информации о воде?

Мы команда – «Любознайки»,
Наш девиз: «Хотим все знать!»
Сто вопросов нам задай-ка,
Мы готовы отвечать!

слайд №18

И так, вход в лабораторию открыт! А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила:

(дети сами по мнемотаблице рассказывают правила) говорю про лист наблюдений).

1. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

2. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

3. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

4. Содержи свое рабочее место в чистоте.

5. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А выводы я предлагаю делать в листе наблюдений. (картинку с правильным ответом обводим маркером)

А если вдруг что - то станет не понятно, что нужно сделать? (спросить)

слайд №19

А сейчас я предлагаю всем желающим пройти в нашу лабораторию. Располагайтесь поудобней, я беру стул, мне так удобно.

ОПЫТ 1: вода не имеет цвета. (молоко, вода, цветные полоски)

А теперь обратите внимание.

Что стоит на ваших столах?

Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.

Что налито в стаканчиках?

Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?

Каким они цветом?

А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.

Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды.

Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Так, что мы можем сказать о воде?

Какая она, если она не имеет цвета?

Вывод : вода бесцветная слайд №20

ОПЫТ 2: вода прозрачная. (то же самое и ложки)

У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.

Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком?

Видно ли ложку в стакане с водой?

Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?

Вывод : вода прозрачная слайд №21

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 3: вода не имеет вкуса. (то же самое, пробуем)

А давайте, мы с вами попробуем молоко, какой у него вкус?

Какой вкус у воды?

Вывод : вода не имеет вкуса слайд №22

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 4: вода не имеет запаха. (то же самое, нюхаем)

Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?

(вспомнить как пахнут цветы, апельсин)

Вывод : вода не имеет запаха слайд №23

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 5: вода не имеет формы. (кубик, формочки)

Ребята, что у меня в руке? Какую форму он имеет?

(Кладу его везде) - меняет форму кубик?

Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода? А вам интересно?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Вывод : вода не имеет форму слайд №24

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 6: вода – растворитель (№3, №4, карточка – схема)

Для этого опыта нам понадобятся стаканчики под номером 3 и 4 и карточка схема. Посмотрите внимательно на схему, там нарисована последовательность выполнения опыта. (прошу…. рассказать, что он делал)

Сахар растворился в воде. Вода является слайд №25

растворителем для сахара.

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду положить кусочек пластилина, он также исчезнет, как сахар?

Предлагаю взять пластилин с моего стола и добавить в стакан №4. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с пластилином в воде?

Пластилин не растворилось в воде: он лежит на дне стакана.

Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, пластилином, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод : вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других – нет.

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

Заключительный этап

Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода

Вы, слыхали о воде? слайды № 26,27,28,29,30,31

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране .

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды, невозможно жить на земле. Мы с вами сейчас для себя сделали несколько открытий. Что вода в природе обладает какими свойствами? (прозрачная, без вкуса и запаха). Вот именно такая вода и нужна всему живому на Земле. А если вдруг она поменяла свои свойства, стала ужасно пахнуть, стала мутной, появился неприятный вкус, что случилось с водой? (загрязнили).

Пригодна она для питья?

А чтоб у нас было достаточно чистой воды, что нам нужно делать? (воду надо беречь и охранять, вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

Что позволило нам побольше узнать о свойствах воды?

Какой опыт для вас было самым трудным? (больше всего понравился?)

- …какие опыты с водой вы хотели бы ещё провести? (настроить на дальнейшую работу)

(хвалить каждого отдельно)

Наши опыты закончены, можете взять свои листы наблюдений, они вам могут ещё пригодиться.

И опять на нашем пути журналисты.

Вопросы журналистов. слайд №32

Давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились, что же положим в наш сундучок знаний? (смотрят на свои листы наблюдений)

1. Назовите три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное)

2. Расскажите нам, с какими свойствами воды вы познакомились? (не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, прозрачная, является растворителем для некоторых веществ).

3. Важно ли то, что вы сегодня узнали? Пригодится вам это в жизни?

Спасибо за интервью, мы уверены, что из вас получатся настоящие учёные, которые сделают много открытий.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: Прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы;

«Социализация»

Умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

Закрепить правила безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

Развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, умение читать схемы

Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы), предшествующее занятие по ознакомлению свойств воды.

Активизировать словарный запас: прозрачная, бесцветная, жидкая, жидкость, без запаха.

Оборудование: звуки в записи, магнитная доска с изображением схемы свойств воды

Материалы: белые халаты, символы свойств воды на доске, салфетки, для каждого ребенка: три пластиковых стакана, с водой, молоком, пустой; камушки, по кусочку лимона на блюдце.

Ход занятия: 1 часть

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать:

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В лужи, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель: - Правильно, это вода. Сегодня мы с вами поговорим о воде, узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим

Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

Посмотрите, ребята, это схема свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать вот такими символами. На доске: три схемы (вода прозрачная, вода жидкая, чистая вода не имеет запаха).

2 часть Экспериментальная

Опыт 1. «Вода прозрачная» (на определение прозрачности и цвета воды).

Воспитатель: - Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)

Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ прозрачности воды)

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Опыт 2. «Вода жидкая, она льется»

Воспитатель: - ребята, вернемся в нашу лабораторию и продолжим наши опыты с водой, чтобы узнать еще одно интересное свойство воды. Перед Вами два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая). Правильно вода жидкая, ее можно перелить, разлить, вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее можно переливать из стакана в стакан, её называют жидкостью.

Отметим результат нашего опыта.

Опыт 3. "У воды нет запаха"

Воспитатель: - Мы с Вами уже выяснили, что вода не имеет цвета, что вода жидкая, а теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах. Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.

Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ)

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. Чистая вода не имеет запаха. Воду можно перелить, разлить потому что она жидкая, а еще воду называют жидкостью.

Релаксация «Ходят капельки по кругу»

Закрыли глазки. Представим, Я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой - пребольшой океан перестраиваются. Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Сейчас я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила смайлики, но они разные. Посмотрите все.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость)

Если вам сегодня было легко на занятии, вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика.

Конспект НОД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» в ясельной группе.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Обучающая

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, прозрачность)

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

Развивающая

Развивать навыки проведения первых опытов;

Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;

Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная

Умение работать в группе;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Обогащение словаря: жидкость, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование: шляпа фокусника, стаканчики по количеству детей, тарелочки по количеству детей, краска, молоко, ватные палочки, игрушки, бутылочка с водой, сок, лимонад.

Методы и приемы: игровой (открытка с приглашением), наглядный (баночка с водой), практический (опыты), словесный.

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие речевое развитие, физическое развитие.

1часть. Организационная

Воспитатель читает детям книгу «Мойдодыр».Появляется шляпа фокусника и открытка.

Воспитатель: Ребята,чья это шляпа? А кто такой фокусник? А тут ещё и приглашение.

«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы, . Желаю удачи.»

Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну фокусов?(ответы детей. А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей)

Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебные фартучки.(Музыка)

Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками

Воспитатель: Посмотрите ребята, что стоит на столе. Давайте подойдём поближе.

Правильно, вода. А в этом стаканчике? (молоко)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?

2 часть. Опытно-эксперементальная.

Воспитатель: Тогда начнём

Если хотите, можете присесть за столы…

Воспитатель: Ребята, посмотрите на стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А молоко? Сейчас мы с вами попробуем показать первый фокус: спрячем в молоке вот эту игрушку. Получилось? А теперь спрячем игрушку в стаканчике с водой. Почему игрушку видно?

Правильно, значит вода какая? (прозрачная)

На столе знаки. Посмотрите, фокусник нам приготовил разные знаки. Какой обозначает, что вода прозрачная? Давайте прикрепим этот знак на коврограф.

Соответствующий знак прикрепляется на коврограф.

Затем воспитатель предлагает определить, чем пахнет апельсиновый сок, лимонад и вода. Выясняют, что у воды нет запаха.

Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами научимся ещё одному фокусу.

Фокус «Разноцветная вода».

Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:

«Была водичка простой, стань водичка цветной» . Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.

Что случилось с водой? Она стала цветной, окрасилась.(Спросить у детей. Какого цвета вода.)

(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей, жёлтой)

Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем?

Физминутка .(Музыка)

Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам. Ребята а вы любите рисовать?

Мыс вами танцевали, а сейчас мы сделаем так, что наши краски тоже будут танцевать.

(На столе ёмкость с молоком) также краски гуашь и жидкое мыло.

Дети называют. Воспитатель: ребята, это всё нам понадобится для следующего фокуса.

Фокус «Танцующие краски»

(капнем немного краски в молоко, затем обмакнём ватную палочку в жидкое мыло и дотронемся до этого пятнышка краски. Что произошло? Вы видите как краска танцует? Теперь попробуйте сами.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в стране фокусов? А что вам больше всего понравилось? А что вы узнали про воду?мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам и я хочу показать вам ещё один.Сейчас я превращу эту бутылочку с водой в сок. Положу её в шляпу. А вы все закройте глаза.Раз, два, три вода в сок превратись! (воспитатель раздаёт сок детям)

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Безопасность» , «Коммуникация» , «Художественная литература» , «Музыка» , «Художественное творчество» , «Здоровье» , «Труд» .

Цель : формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Образовательные : Дать сведения о происхождении кефира. Закрепить знания детей о свойствах воды, умение работать со схемами, символами. Обогащать словарный запас существительными (исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, именами прилагательными (соленый, кисломолочный, пресная, глаголами (притягивать) .(«Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Труд» )

Развивающие : Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов («Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Музыка» , «Художественная литература» , «Художественное творчество» )

Воспитательные : Воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы («Познание» , «Социализация» ).

Практические : Формировать навыки экспериментальной деятельности , закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

Оборудование и материалы : пластиковые тарелки, ложки и стаканы, воздушные шары, подносы, салфетки, схемы, соленое тесто, молоко, вода, геркулес, яйцо, доски для лепки.

Технические средства : мультимедийный экран, компьютер.

Проведение НОД :

Воспитатель : Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном

открывать!

Ребята! Отгадайте загадку!

Тут пронзительно свистит чайник рано утром!

Холодильник здесь стоит, раковина с краном!

Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!

(Кухня )

Воспитатель : Дети! Я вас сегодня приглашаю на кухню ! Но для нас она сегодня не место, где готовят пищу, а лаборатория. Мы станем исследователями, лаборантами, маленькими учеными, экспериментаторами , волшебниками. И в обычных предметах и продуктах будем открывать что-то новое и интересное.

А помогать нам в этом будет волшебный экран! Посмотрите на экран! Что вы видите?

1 Слайд. Продукты питания. Сахар, соль, лимон, яйцо, молоко, мука, овсяные хлопья, лавровый лист, вода свекла.

Воспитатель : Назовите это одним словом?

Дети : Продукты.

Воспитатель : Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам провести опыты и эксперименты . Главный помощник на кухне - вода . Давайте вспомним свойства воды.

2 Слайд. Вода

Символ «Вода не имеет формы» .

Воспитатель : Что показывает нам картинка? (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили) .

Символ «Вода не имеет цвета» .

Воспитатель : Что мы узнаем о воде по этой картинке? (Вода не имеет цвета)

Символ «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель : А что показывает нам эта картинка? (Вода не имеет вкуса)

Символ «Вода не имеет запаха»

Воспитатель : А что на этой картинке? (Вода не имеет запаха)

Символ «Вода - растворитель»

Воспитатель : Эта картинка показывает нам, что вода - хороший растворитель. Сейчас мы это и проверим. Нам нужно приготовить соленую воду. Какие материалы нам для этого нужны? (Вода, соль)

Воспитатель : Положите три столовые ложки соли в стакан, который стоит справа. Для опыта нам понадобятся яйцо и стаканы с чистой и соленой водой. Давайте проверим и сравним, как ведет себя яйцо в каждом из стаканов.

(В чистой воде яйцо утонуло, а в соленом растворе оно плавает)

Вывод : Соленая вода тяжелее пресной и в ней труднее утонуть. Она поддерживает предмет.

3 Слайд. Река и море.

Воспитатель : Мои помощники! Скажите, какая вода в реке (пресная, а в море (соленая) .

Где легче научиться плавать? Почему?

Воспитатель : Дети! Вы знаете, что и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности.

Опыт. Лавровый лист и кусочек свеклы.

Вывод : Если предмет легче воды - он плавает, если тяжелее - он тонет.

Воспитатель : Посмотрим! Что нам хочет сказать волшебный экран?

Я приглашаю вас потанцевать под веселую музыку

Физминутка «Воздушные шары»

4. Слайд. Алгоритм выполнения эксперимента .

Воспитатель : У вас на столах лежат воздушные шары.

Что возьмем сначала?

Что возьмем потом?

Что сделаем?

К чему поднесем шарик?

Что произошло?

Как вы думаете, почему?

Вывод : оказывается шарик приобрел свойства магнита и притянул к себе хлопья.

Воспитатель : Исследователи! Вы любите хлопья? А с чем вы их больше всего любите кушать? (Ответы детей) . Хлопья полезно есть на завтрак с молоком.

5 Слайд. Волшебный экран показывает, какие продукты получают из молока.

Ответы детей (творог, ряженку, кефир, сыр, масло)

Воспитатель : Очень полезным кисломолочным продуктом является кефир. Сейчас мы приготовим из молока кефир.

Воспитатель : Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В один стакан положите ложку лимонной кислоты, размешайте.

Что получилось?

Чем отличается кефир от молока (кефир более густой) , на вкус он кислый.

Это кисломолочный продукт. А вы знаете, где и как впервые получили кефир?

6 Слайд. Наш экран показывает нам историческую справку.

Кефир - один из самых популярных кисломолочных продуктов.

Слово «кефир» - турецкого происхождения : «кеф» в переводе с турецкого означает «здоровье» .

В 19 веке на Северном Кавказе, в Осетии, из молока с помощью специальной закваски впервые стали делать кефир.

Воспитатель : Этот кефир хорош для приготовления теста.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Воспитатель : А я вам сегодня приготовила тесто из муки, соли и воды с добавлением пищевого красителя. Это тесто нельзя употреблять в пищу, а использовать только для изготовления поделок.

Мои маленькие ученые! Я приготовила торт для ваших кукол, но не успела его украсить. Поможете мне?

Показ изготовления розочек из теста.

7 Слайд. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»

Дети делают цветы. Украшают торт.

Итог занятия :

Давайте вспомним, какие опыты мы сегодня делали? А подскажет нам это наша магнитная доска!

А теперь нам пора прощаться, а на память о нашей встрече - подарки и угощение.

Наталья Щеглова

Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация.

Цель : Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

Задачи :1. Образовательные :

1. Ознакомление детей со свойствами воды :

Отсутствие цвета и запаха;

Отсутствие вкуса;

Отсутствие собственной формы;

Прозрачность;

Вода может растворять вещества,

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

2. Воспитательные :

Развивать социальные навыки :

1. Умение работать в группе ,

учитывая мнение партнёра;

2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

3. Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие :

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии : проектор, технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка) .

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3. Наблюдение за водой во время прогулок .

Материал (на каждого ребенка) : 4 пронумерованных стакана (1-молоко,3-вода,2 чайные ложки, сахар, растительное масло, полоски бумаги разных цветов, трубочки, различные емкости.

(Слайд с изображением воды)

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие : у нас гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом.

Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети :

Это глобус.

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети :

Синего, голубого.

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Животным, растениям, человеку.

Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Молодцы.

Совершенно верно (обобщение с показом слайдов)

«Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле.

А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода. (ответ дублируется показом слайда)

1. Лежало одеяло, мягкое, белое.

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

3. Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло. (Лед)

4. У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет. (Сосулька)

5. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

6. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Утром падаю всегда,

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса) .

На дворе переполох, с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град)

В белом бархате деревня –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Воспитатель : Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.

(На экране слайд, где вода в трех состояниях)

1. Жидкое состояние.

Вода – жидкость.

Это-дождь,капелька,роса,ручеек.

2. Газообразное состояние.

Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода. Вывод : вода бывает в газообразном состоянии.

3. Твердое состояние

Мы уже знаем, что вода это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.

Вывод : Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.

Физминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Приглашаю вас, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Проводят опыты.


Воспитатель.

А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения :

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Сейчас ребята мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства.

ОПЫТ 1- вода не имеет цвета.

А теперь обратите внимание.

Что стоит на ваших столах?

Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.

Что налито в стаканчиках?

Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?

Каким они цветом?

А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.

Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды?

Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Так, что мы можем сказать о воде?

Какая она, если она не имеет цвета?

Вывод : Она бесцветна. (показ слайда)

ОПЫТ 2- вода прозрачная.

У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой , а другую в стакан с молоком.

Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком?

Видно ли ложку в стакане с водой ?

Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?

Молодцы, ребята! Правильно ответили. Обратите внимание на экран, что на нем изображено? Вывод : Вода прозрачная. (показ слайда)

ОПЫТ 3- вода не имеет вкуса.

А теперь мы с вами попробуем

воду и скажем какой вкус у воды? У молока?

Правильно.

Вывод : вода не имеет вкуса (показ слайда)

ОПЫТ 4- вода не имеет запаха.

Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?

Правильно.

Вывод : вода не имеет запаха. (показ слайда)


ОПЫТ 5- вода не имеет формы.

Ребята, у меня в руке кубик. Какую форму он имеет?

Куда бы я его не поставила, он форму не меняет.

Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы… Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, делаем вывод- вода не имеет форму. (показ слайда)

ОПЫТ 6- вода – растворитель.

Воспитатель : Давай е посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчики под № 3 и 4. В один положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?

Дети : сахар растворился в воде. Вода является растворителем для сахара.

Воспитатель : А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан №4 с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с маслом в воде?

Дети : Масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности желтыми капельками.

Воспитатель : Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод : Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других нет. (показ слайда)

Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали, давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились (слайд со всеми свойствами воды)

Заключительный этап

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .(дублируется показом слайдов)

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране .

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены.




Публикации по теме