Мелкая моторика рук дошкольников. Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста

Светлана Кулькова

Работая с детьми дошкольного возраста , я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук , слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук , у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель : развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда , приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики , многие сделаны своими руками.

Цель :

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста .

Задачи :

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

В нашей группе оснащено пространство предметно-развивающей среды пособиями для развития мелкой моторики рук . Это шнуровки, бизиборд, крючки.

"Волшебные прищепки"

"Волшебный сапожок"

"Бизиборд"


Бизиборд - представляет собой доску, на которую перекреплены множество замочков, кнопочек, щеколд, прищепок и других предметов. Такую игрушку можно сделать самим за день-два, а ребенок будет играть с ней довольно долго, освобождая ваше время. Такие доски развивают у детей сообразительность, логическое мышление, мелкую моторику .

Для создание бизиборда вам потребуется доска и различные предметы :

дверные цепочки, крючки, петельки;

засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты, крючки и навесные замки (например, небольшие замочки для почтовых ящиков, велосипедные замки;

фанарики, небольшие светильники, работающие от батареек;

выключатели и кнопки, совсем не обязательно, что бы они что-то включали;

всевозможные тумблеры;

дверной звонок, работающий от батареек;

старый дисковый телефон; старый пульт или кнопочный телефон;

катушки и шнурки - с их помощью можно создавать интересные шнуровки;

молнии и пуговицы;

циферблаты от часов;

различные колесики;

поворотные тумблеры.

Этапы создания бизиборда

1. Выберите доску и определитесь с тем, что вы хотите разместить.

2. Тщательно обработайте доску, вы ведь не хотите что бы ребенок занозил палец.

3. Наметьте на доске места крепления деталей.

4. Разукрасьте доску или приклейте картинки (если вы хотите сделать ее более привлекательной) .

5. Прикрепите все элементы.

6. Сами тщательно проверьте надежность крепления.

7. Закрепите саму доску.

8. Покажите сюрприз ребенку!


"Кукольный театр- сказка "Репка"

Все детали на липучках. можно переставлять героев.



Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» В статье рассматривается теоретический и методический аспект проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального.

На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.

Презентация «Кружок «Веселые ладошки». Развитие мелкой моторики рук у дошкольников Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму,.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Слайд1 Мастер–класс на тему: «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Добрый день,.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В. Сухомлинский Значение развития моторики рук: *Повышает тонус.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3

Сапожковского муниципального района

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

МБДОУ №3

воспитатель:

Дворникова С.А.

р.п. Сапожок

2017 г.

Введение

3. «Пальчиковый театр»

Заключение

Введение

Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми 2-5 лет с использованием дидактических пособий «Голодные зверята», «Пальчиковый театр», коллекции трубочек и резинок.

Разработка предназначена для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях с детьми младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по теме «Развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с использованием технологий Марии Монтесорри» направлена на решение требований, предъявляемых федеральными стандартами.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей - на кончикахих пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, и начинать активную тренировку пальцев ребенка нужно уже с десятимесячного возраста, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за речь и движения пальцев рук.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения: застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки, отбирать семена, насаживать палочки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности.

1. Дидактическая игра «Голодные зверята»

Цель: развитие навыков захвата пальцами мелких предметов.

Основные задачи:

Познание:

заинтересовать воспитанников игрой, вызвать желание покормить животных, сказочных героев.

Коммуникация:

совершенствовать речь

закреплять умение подражать звукам животных;

Безопасность:

Форма работы:

Дидактическая игра «КУРОЧКА»

Оборудование:

Фасоль, металлический поднос, пластиковая баночка с изображением курочки на крышке, картинка с изображением деревенского двора. (нарисованы собака, курица, цыплята, кошка, корова).

Ход игры

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку. Кто здесь нарисован? Назовите. Я сейчас расскажу вам загадку, а вы найдите на картинке это животное или птицу.

Зёрнышки она клюёт

И яички нам несёт,

Цыплятам говорит: Ко-Ко

Не уходите далеко.

Правильно, это курочка. Как она говорит? «Ко-ко-ко». На картинке курочка зовёт цыплят поклевать зёрнышки. А мы с вами сами покормим курочку.

Дети берут по одной фасолинке с подноса и кормят курочку.

Воспитатель: Ребята, курочка поела и говорит вам спасибо.

Дополнение: кроме курочки дети также могут накормить других животных или сказичных персонажей.

2. Дидактическая игра «Самый ловкий»

Цель: умение растянуть руками резинку так, чтобы надеть её на горлышко бутылочки или картонную трубочку.

Основные задачи:

Познание:

заинтересовать воспитанников игрой.

Коммуникация:

совершенствовать речь

продолжать работу по обогащению словарного запаса.

Безопасность:

формировать у детей понимание соблюдать меры предосторожности с предметами и продолжать развивать умения действовать с ними;

Ход игры

Вступительное слово:

Я хочу в твои ладошки

Положить совсем немножко

Дуновенье ветерка,

Лепесток от василька.

Лучик радуги цветной

Шёпот звездочки ночной.

Сегодня мы устроим конкурс «Самый ловкий». Но для этого мы не будем бегать или прыгать. Это конкурс для наших пальчиков. Они у ребят должны быть сильными, гибкими. У нас есть бутылочки и цветные резинки. Задание для соревнования: нужно резинку надеть на горлышко бутылочки.

3. «Пальчиковый театр»

Ход игры:

Сегодня Мы устроим свой маленький театр. А актёрами будете вы сами. Но нам не понадобятся костюмы. Только ваши пальчики. (Дети разбирают бумажных куколок и надевают на пальцы).

Из пальчикового театра разыгрывается сценка по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка». Воспитатель предлагает детям разыграть диалоги между собой. Особенностью пальчикового театра является то, что детям предоставляется свобода действий. Воспитатель может предложить детям импровизировать. Сказочные герои разговаривают друг с другом, играют в прятки и догонялки, прячутся в домики.

4. Сказки, сочинённые детьми вместе с родителями

ДОБРАЯ ПЧЁЛКА.

На лесной полянке жила пчёлка. Её звали Жужа. Она любила летать с подружками-другими пчелками и нюхать цветы. Однажды Жужа летела домой и устала. Она села на одуванчик отдохнуть. И вдруг услышала, что кто-то плачет. Это был маленький муравей, Его звали Кузя. Он был совсем малыш и заблудился. Кузя не знал, где его домик. Тогда Жужа взялы муравья и подняла высоко в небо. Тогда Кузя увидел свой домик и больше не плакал. Жужа отнесла муравьишку домой.

ВРЕДНАЯ СТРАШИЛА

В одном детском садике жила страшила. Она была маленькая и всегда пряталась под шкафом с игрушками. Днём её никто не видел. Ночью, когда садик закрывался, и все уходили домой, Страшила вылезала из-под шкафа. Она раскидывала везде кубики, машинки и кукол. Ещё страшила брала краски и всё ими пачкала. Утром дети пришли в садик и удивились: «кто это всё намусорил и раскидал?» Они догодались, что это вредная страшила. Дети решили подружиться со страшилой и вечером положили ей конфетку. Когда дети ушли домой, Страшила съела конфетку. Она передумала быть вредной и стала хорошей. С тех пор Страшила по ночам чинила сломанные игрушки и клеила порванные книжки. А дети оставляли ей сладости каждый вечер.

КАК СЛОНЁНОК ЗАПУСТИЛ РАКЕТУ

Однажды Слонёнок решал полететь на луну. Он пошёл в магазин и купил ракету. Это была большая ракета. Слонёнок взял краски и раскрасил ракету красным цветом. Это был любимый цвет Слонёнка. Ещё он сделал в ракете окошки, чтобы смотреть на звёзды. Слонёнок сел в ракету и полетел. Чтобы ракета летела очень быстро, Слонёнок высунул хобот из окошка и стал дуть изо всех сил. Так ракета долетела до луны. Потом она вернулась домой. И Слонёнок разрешил всем друзьям кататься на своей ракете. Потому что он был добрый и не жадный.

МАЛЫШ ПО ИМЕНИ ЛЁЛИК

Жил малыш Лёлик. Он любил играть в прятки. Один раз он играл с друзьями. Нужно было спрятаться. Лёлик спрятался под кроватью. Он лежал тих-тихо. Его никто не мог найти. Лёлик лежал долго, и захотел кушать. Когда Лёлик вылез из-под кровати, оказалось, что все про него уже забыли и сели обедать. Лёлик засмеялся и сказал: «Я лучше всех умею играть в прятки!» И тоже сел обедать.

5. Дидактическая игра «Паучок»

Задача: уметь намотать /накрутить паутинку на палочку, при этом не запутать паутинку.

Ход игры

Вступительное слово:

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

Предложить детям помочь паучку собрать паутинку. Для этого необходимо намотать паутинки на палочки. В игре могут участвовать одновременно 8 человек.

6. Дидактическая игра «Мышка»

Цель: развитие навыка наматывания двумя руками, перебирая пальцами или вращая кистью руки.

Задача: уметь намотать /накрутить хвостик на палочку.

Ход игры

Вступительное слово:

Мышка - маленький зверек.

Знаешь, где она живет?

Может, рядышком с тобой?

Может, прямо за стеной?

Предложить ребёнку закрутить на палочку длинный мышиный хвостик. На конце хвостика - сама мышка. Вариант игры: соревнование. Кто быстрее замотает хвост мышки.

Заключение

Целью данной работы являлось развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Результаты работы: у воспитанников появилась мотивация к видам деятельности: импровизация, инсценировка. Они стали активны и любознательны, развили умение общаться между собой, закрепили имеющиеся представления о животных, закрепили умение действовать и рассказывать по схеме, пользоваться предметами, в непринужденной обстановке приобрели новые умения.

Выводы:

1. Ребенок дошкольного возраста - это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить, требует от взрослых права исследовать мир.

2. Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Дошкольный возраст период развития ребенка от 3 до 6-7 лет, когда происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Поэтому, в данном возрасте следует развивать и воспитывать в детях любознательность, интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и игровой уголок, слушать и выделять звуки в словах, занимаясь с ним арифметикой, следует познакомить ребенка с понятием «число».

3. Основы мелкой методики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом.

4. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

Список использованных источников

1. http://littlhuman.ru/.

2. http://shtanishka.blogspot.ru/.

3. https://www.babyblog.ru/.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2 е. - издание, испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 336 с.

5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

Цель: я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи : совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.

Итог работы:

Итогом моей работы стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводятся с детьми в вечерний отрезок времени и состоят из следующих видов деятельности:

1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Принципы работы. Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики.

1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.

2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.

4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.

6. Счетные палочки - первые помощники на любом занятии. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.

7. Камушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

8. Макароны и крупа - это не только вкусно, но еще и красиво.

9. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.

Результаты. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи. В перспективе организация кружка «Озорные пальчики».

Пример игрового комплекса по развитию мелкой моторики для старшего дошкольного возраста на тему «Уточка»

Воспитательные: воспитание заботливого отношения к птицам.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.

ХОД занятия

1. Массаж пальцев рук «Птички»

(Первые две строки дети сжимают и разжимают пальцы. Затем поочередно массируют каждый пальчик на обеих руках. На последнюю строчку дети прячут руки за спину)

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Это - зяблик,
Это - стриж.
Это - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички, по домам.

2. Пальчиковая гимнастика «Пять утят ».

(Одна из рук - «мама утка» - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке» . Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят На слова «На берегу их мама ждёт « киваем» кистью руки (« мамой-уткой» ).

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут вперед,…
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И снова пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

3. Работа с различными материалами. Оригами «Уточка».

4. Игра на координацию движений с магнитными удочками «Покорми утку».

На полу располагаются картинки с изображением корма для животных (крупа, зерно, трава, мясо, молоко и т.п.). На края картинок закрепляются железные скобки, в руках у детей удочки с магнитами. Задача детей поймать нужную картинку и переместить её на стол к своей уточке. Воспитатель помогает снять с удочки картинку, если она подобрана правильно. Игру повторить 2-3 раза.

5. Работа с тетрадями в клетку. «Травка для утят».

Используемая литература:

Т.А.Таченко. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.
- Е.Ю.Тимофеева, Е.Н.Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
- Е.С.Большакова. Формирование мелкой моторики рук.
- М.Н.Бронзова. Прописи. Учись, малыш!
- С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. Тесты (серия «Вся дошкольная программа»)
- Периодические издания «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Презентация «Наглядные примеры развития мелкой моторики»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Кичигина Н.А – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №18 «Детский сад «Ладушки»
Описание: данная консультация будет полезна родителям и педагогам ДОУ. Она знакомит с разнообразными играми, которые развивают мелкую моторику рук ребёнка. Эти игры не нужно покупать в магазине, их можно изготовить самостоятельно в домашних условиях из подручных материалов и с успехом использовать в повседневной деятельности.

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Что же понимают под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза очевидна:
- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
- мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
- точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Пальчиковые игры.
Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном возрасте отводится пальчиковым играм. В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Пирамидки, кубики любого размера, конструктор.
Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.


Игра в куклы.

Дети одевают-раздевают «дочку», совершают много мелких движений пальчиками. Такие игры способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков).
Раскрашивание, рисование.
На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию.


Игры с пластилином.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.


Игры с прищепками.
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Как играть с прищепками?
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом.
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда малышу нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку
предложить собрать самостоятельно.


Мозаика.
“Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.
Значение мозаики в развитии детей.
- мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения);
- развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма);
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь;
- развивает познавательную активность детей, желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества;
- развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
- развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку;
- вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций;
- способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.


Пазлы.
Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
развивает логику;
формирует навыки выработки стратегического решения задач;
развивает усидчивость и аккуратность;
развивает воображение и фантазию;
развивает внимание и память;
учит принимать решения самостоятельно.


Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное - собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:
имеют простую форму;
имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер - очевидные, и еще один - материал, из которого изготовлены (большинство - пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие);
они легкодоступны.
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно.

Публикации по теме