Особенности работы с детьми на занятиях. План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Конспекты занятий по развитию речи во второй младшей группе

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Белоглазова Елена Александровна, воспитатель детского сада “Алёнушка” город Новокуйбышевск, Самарская область.
Описание: данная публикация будет интересна воспитателям детских садов.
Цель:
- развитие речи младших дошкольников.
Задачи:
- расширять активный словарь ребенка за счет прилагательных, обозначающих величину, цвет;
- развивать слуховое внимание к речи взрослого, учить отвечать на вопросы: какой?, какого?, сколько?, кто?, что?;
- закреплять количественные представления (один - много);
- закреплять качественные представления (высокий - низкий);
- закреплять все основные цвета.
Оборудование.
Наглядный материал: cолнышко, облако; воздушные шары (основные цвета), коробка красного цвета, корзинка, ёлочки (высокая, низкая), снежинки; игрушки: заяц, лиса; разноцветные карточки с изображением зайца и такое же количество квадратов, таких же цветов, шаблоны солнышка по количеству детей, гуашь красного цвета, кисточки по количеству детей.

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу.
Воспитатель.
Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети.
Здравствуйте.
Воспитатель.
Дети, послушайте загадку.

Снег лежит во дворе,
Все деревья в серебре.
На деревьях бахрома,
В гости к нам пришла……

Дети.
Зима.
Воспитатель.
Хорошо, молодцы, ребята.
Сейчас на дворе зима и солнышко светит мало, а нам очень скучно без него. Давайте вместе позовем солнышко.

Солнышко, солнышко,
Ты не спи за тучей!
Солнышко, солнышко,
Покажись нам лучше!
Солнышко к нам явись,
Всем ребятам улыбнись

Воспитатель.
(Поднимает тучку и появляется солнышко.)
Ой, какое круглое жёлтое солнышко! А что там такое рядом с солнышком?
Дети.
Шарик.
Воспитатель.
Да, это воздушный шарик, он прилетел к солнышку. Какой шарик по цвету?
Дети.
Красный.
Воспитатель.
Оля, какого цвета шарик?

А по форме он какой?
Дети.
Круглый.
Воспитатель.
Ваня, какой формы шарик?
(воспитатель выслушивает ответ)
Воспитатель.
Молодцы ребята шарик круглый и солнышко тоже круглое.
Шарик есть не только у солнышка, у нас тоже есть шары. Давайте посмотрим, что находится у нас на полу.
(на полу коробка красного цвета, корзинка и несколько шаров зелёного, красного, жёлтого цвета).
Дети.
Шары, корзинка, коробка.
Воспитатель задает детям вопрос и выслушивает каждого ребёнка.
- Сколько на полу коробок? (одна)
- Какого цвета коробка? (красная)
- Сколько вы видите корзинок? (одна)
- Сколько на полу шаров? (много)
Воспитатель показывает зелёный шарик.
- Этот шарик какого цвета?
Дети.
Зелёного.
Воспитатель.
Соня, какого цвета шарик?
(Зелёный.)
- Ребята а этот шарик какого цвета?
Дети.
Жёлтого.
Воспитатель.
Кирюша, какого цвета этот шар? (Жёлтого) Хорошо.
-Какого цвета у меня шар в руках?
Дети.
Красного.
Воспитатель.
Молодцы! Правильно красные шары, такие как у меня в руке, возьмите и положите в коробку (дети выполняют задание).
Воспитатель.
А теперь другие шары положите в корзинку (дети выполняют задание).
Хорошо, молодцы! Солнышку понравилось как мы выполняем задания и оно приглашает нас в путешествие в зимний лес. Пошли за мной!

Мы идем, мы идём,
Вместе с солнышком,
Путешествие гурьбой,
По тропиночке лесной.

(дети идут за воспитателем, подходят к ёлочкам)
Воспитатель.
И тропинка привела нас к пушистым, зелёным ёлочкам.
Ребята эта ёлочка низкая, а это какая?
Дети.
Высокая.
Воспитатель.
- Даша, какая это ёлочка?
(высокая) Умница!
-Эта ёлочка высокая. А эта какая?
Дети.
Низкая.
Воспитатель.
-Алина, а эта ёлочка какая? (низкая)
Молодцы! Ой ребята посмотрите наверх, что это над нами?
Дети.
Облако.
Воспитатель.
Правильно облако. Облака по небу плывут, снежинки нам несут. Снежинки легкие, пушистые, они кружат в воздухе и медленно опускаются на землю.
Давайте покажем как эти снежинки кружатся.

Малютки снежинки
Танцуют, кружатся
И белую стайкой
На землю ложатся.

(дети начинают медленно кружиться под тихую музыку)
-Дети посмотрите, а кто это под ёлочкой сидит и на ребяток всех глядит?
Дети.
Зайчик.
Воспитатель.
Какой зайчик хороший, что это у зайчика?
(воспитатель показывает, а дети отвечают: глазки, носик, лапки, ушки, хвостик)
-Хвостик короткий, а ушки?
(длинные)
-Ксюша, какие ушки?
(длинные) Умница!
-Ушки длинные, а хвостик какой?
Дети.
Короткий.
Воспитатель.
Данила, какой хвостик?
(короткий) Правильно. Зайчик а посмотри как наши детки пальчиками играют.


На лесной опушке. (руками в воздухе отчерчиваем круг)
Жили были зайчики, (руки согнуты в локтях перед собой, сжимание и разжимание указательных средних пальцев)
В серенькой избушке. (руки сложены в замок над головой)
Мыли свои ушки, (поочередно массаж указательного и среднего пальцев обеих рук)
Мыли свои лапочки, (поочерёдно поглаживание тыльной стороны кисти обеих рук)
Наряжались зайчики, (руки опущены в низ, согнуты в запястьях кистями вверх наружу, повороты корпуса сначала в одну, затем в другую сторону)
Обували тапочки. (поочерёдно выступает вперед на пятку одна нога, затем другая)

Воспитатель.
Дети, здесь чья то нора, ну ка посмотрите внимательно, кто здесь живет.
Дети.
Лиса.
Воспитатель.
-Где живет лисичка?
Дети.
В норе.
Воспитатель.
Правильно, смотрите вот торчит её рыжий хвостик. Это лисичка – плутишка, бегала за зайчиками, они испугались и спрятались от неё в своих домиках, а дверь не закрыли. Давайте подберем к домикам двери и закроем их.
(воспитатель раздает детям карточки с изображением зайца, этого домика без двери. Дети должны подобрать квадрат, такого же цвета, как карточка зайца - это дверь.
Воспитатель.
-Лиза, какого цвета у тебя домик?
(синего)
А дверь?
(cинего) Молодец!
Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, и выслушивает ответы, и хвалит каждого.
Молодцы ребята! Спрятали зайчиков, теперь лиса их не найдёт. А сейчас посмотрите на солнышко. Оно радо, что вы помогли зайчикам, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. (выполняют)
Теперь нарисуем как улыбается солнышко, сядьте за стол. (раздает каждому ребёнку шаблон-солнышка).
Кисточкой наберите красную краску и нарисуйте улыбку солнышку.
(дети начинают рисовать улыбку)
Какие красивые получились улыбки! Молодцы!
Дети подойдите ко мне. Вот и закончилось наше путешествие с солнышком.
Давайте скажем “до свидания”!

Конспект занятия во второй младшей группе
по развитию речи «Путешествие в страну сказок».
Провела: воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ д/с №76 «Ветерок»
г. Набережные Челны
Плеханова Елена Станиславовна.

Программное содержание: учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в четком произношении звуков. Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Учить подбирать пары слов-антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Закрепить представления о частях суток.Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.

Материалы : картины из сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», игрушка зайчик, петушок, коза, колобок, пенек, мяч, фотографии, аудиозапись «Поезд».

Ход занятия:

Дети свободно стоят около воспитателя.

Я хочу вам сказать, что в стране сказок случилась беда, перепутались сказки. Поможем сказочным жителям? Тогда в путь. На чем можно путешествовать, предлагайте. (Дети перечисляют виды транспорта: велосипед, пароход, самолет, поезд, машина. Как все это назвать одним словом?).

Давайте выберем поезд (имитируют поезд под музыку). Вот мы и приехали.

Картинка из сказки «Волк и семеро козлят».

Посмотрите на картину и скажите, как называется эта сказка?

Для кого коза пела песню? Для козлят.

Зачем? Чтобы они только ей открывали дверь, когда она придет домой.

А кто подслушал песню? Зачем?

Чтобы нам помочь козлятам вам нужно назвать деток животных, тогда и сказка придет в полный порядок. Все внимательно слушайте, отвечайте правильно.

У серой мышки маленький - мышонок.

У кошкипушистые - котята.

У белкирыжие - бельчата.

У коровыласковый - теленок.

У свиньи - поросенок.

У лисицыхитрый - лисенок.

У козы смешной - козленок.

У волчицы серый волчонок.

У медведицы бурые медвежата.

У собакишаловливые - щенята.

У лошади есть - жеребенок.

А у мамы с папой – ребята.

Молодцы, справились хорошо.

Сидит зайка и плачет. Дети, кто это? Зайчик.

Спроси, Залина, что с ним случилось?

Зайка: Как же мне не плакать. Была у меня избушка, попросилась ко мне лиса, да и выгнала меня.

Давайте вспомним, как эта сказка называется? «Заюшкина избушка».

Ребята, а почему лиса стала проситься к зайчику? У нее растаяла избушка, она была ледяная, а у зайчика лубяная, т.е. деревянная.

А в какое время года она стала таять? Весной.

А кто зайчику хотел помочь в беде? Собака, волк, медведь, петух.

А кто из них выгнал лису? Петушок.

Так давайте позовем Петушка, чтобы сказка закончилась хорошо. (Дети читают потешку «Петушок золотой гребешок).

Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось?

Дети, объясните Петушку, что произошло. (Дети объясняют).

Петушок: Я ее выгоню.

Зайка: Спасибо, ребята за помощь. А вот от нас подарок. До свидания.

Посмотрим, что нам подарил Петушок и Зайчик. Это игра «Наоборот». (мячик и бумага).

Сухой-мокрый

Большой-маленький

Холодный-теплый

Темный – светлый

Сладкий-соленый

Толстый-тонкий

Длинный-короткий

Высокий-низкий

Закрыть-открыть

Включить-выключить

Мягкий-твердый

Добрый-злой

Острый-тупой

Веселый – грустный

Белый-черный

Смелый – трусливый.

Посмотрите – пенек, на пенечке колобок. Здравствуй, колобок. О чем задумался? В выходной день ежик меня сфотографировал, а я спутал все фотографии. Может вы мне поможете разложить их по порядку?

Ребята, что здесь делает колобок? Зарядку.

Когда мы делаем зарядку? Утром. Значит это колобок утром.

Чем он здесь занимается? Спит. В какое время он спит? Ночью. Как ты догадался? Звездочки на небе.

А вот колобок гуляет. Когда он гуляет? Днем.

А здесь колобок устал, нагулялся за день. Когда это было? Вечером.

Теперь разложим фотографии по порядку и скажем колобку – когда и что он делал в выходной день. (утро – день – вечер – ночь).

Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что мы сегодня хорошего сделали? Что ты запомнил? Что расскажешь дома родителям?

Марина Казакова
Перспективное планирование «Развитие речи» по В. В. Гербовой во второй младшей группе в соответствии с ФГОС ДОУ.

Развитие речи по Гербовой .

Тема. Занятие.

Литература. Программное содержание. Совместная деятельность в процессе НОД. Работа с родителями.

1. Мой детский сад

Сентябрь. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

Гербова , 26 Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры) ; помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят. Словесная игра «Расскажи о себе» с помощью воспитателя.

Чтение воспитателем стихотворения С. Черного «Приставалка» .

Ответы детей на вопросы воспитателя.

2. Игрушки. «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Гербова , 29 Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской) . Чтение сказки воспитателем.

Беседа по сказке.

Заучивание песенки лисы.

Инсценировка сказки при помощи воспитателя.

3. Мое село. (рег. комп) «Звуковая культура речи : звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» »

Гербова , 30. Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах) . Активизировать в речи детей обобщающие слова. Рассказывание сказки воспитателем о Весёлом язычке.

Речевое упражнение (РУ) : «Язычок в домике» ; «Песенка маленькой Аленушки» ; «Плачь Аленушки» .

МПИ «В лес по грибы» .

ДИ «Не ошибись» . Выучить дома русскую народную песенку «Ладушки» (с четким проговариванием звука а, у) .

4. «Дары родного края (рег. Комп) «Звуковая культура речи : звук у» .

Г., 32. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях) ; отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию) . РУ «Язычок в домике» ; «Паровоз гудит» ; «Позовем утят» .

Прослушивание чувашской песенки «Разговоры» .

ДИ «Кто что делает?»

Проговаривание звукоподражательных слов детьми. Прочитать дома с детьми стихотворение В. Берестова «Бычок» .

1. Грибы Октябрь. «Дидактическая игра «Чья вещь?» . Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) .

Гербова , 34. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами . Рассматривание предметов лежащих на столах.

ДИ «Чья вещь?»

Рассматривание сюжетной картины.

Беседа по картине «Опишите котенка» при помощи воспитателя.

2. Золотая осень! «Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» . Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» ».

Г, 38. Помочь запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» . При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. Рассматривание природы осенью (на прогулке)

Заучивание стих-ия Плещеева «Осень наступила» .

ДИ «Чей листик» .

Слушание стих-ия А. Блока «Зайчик»

Беседа по стихотворению.

3. Перелетные птицы. «Звуковая культура речи : звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» ».

Г, 37. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. РУ «Заболело ушко» ; «Радость и боль» .

Инсценировка сказки «Колобок»

Рассматривание иллюстраций художников к сказке «Колобок»

4. Я человек. Чтение русской народной сказки «Колобок» . Дидактическое упражнение «Играем в слова» ».

Г., 37 Повторить с детьми сказку «Колобок» . Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Беседа «Кто такой Колобок?»

Прослушивание отрывка из сказки.

Игра «Колобок»

ДИ «Играем в слова»

Рассматривание рисунков к сказке «Колобок» .

1. Труд взрослых. Профессии. Ноябрь. «Чтение стихотворения об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» ».

Г., 40. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух . Упражнять в образовании слов по аналогии. Беседа.

Слушание стихотворения К. Бальмонта «Осень» .

ДИ «Дары осени»

Дид. упражнение «Что из чего получается?» .

2. Я – хороший, ты – хороший. Как вести себя. Учимся дружить. «Звуковая культура речи : звук и» .

Г., 41. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах) . Рассматривание кубика с картинками.

РУ «Крутись, вертись»

«Песенка жеребенка» ; «Колокольчики звенят» .

Прослушивание отрывка из сказки К. Чуковского «Краденное солнце» .

ПИ «Воробышки и кот» .

3. Домашние животные и птицы. «Рассматривание сюжетных картин» .

Г, 42. Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. Рассматривание картины С. Веретенникова «Коза с козлятами» .

Беседа по картине.

Прослушивание рассказа.

Игра «Доскажи предложение» .

Инсценировка «Кто, кто в теромочке живет?»

4. Моя семья. + День матери. «Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» .

Г., 61. Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились» , Учить выразительно читать его. Рассказывание детьми знакомых стихотворений.

Чтение воспитателем стих-ия В. Бесрестова «Петушки распетушились» .

Заучивание стих-ия детьми.

Инсценировка.

5. Дикие животные. «Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» ».

Г, 45. Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. Игровая ситуация «Экскурсия по зоопарку» .

Прослушивание стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» .

1. Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными. Декабрь. «Чтение сказки «Снегурушка и лиса» ».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова, с образом лисы (отличным от других сказок) . Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. Беседа «Лиса в русских народных сказках» .

Чтение сказки «Снегурушка и лиса» .

Беседа «Какая лиса в сказке» .

Проговаривание звукосочетания ау.

2. Зима. Дидактическая игра «Эхо» , «Чудесный мешочек» ».

Г., 50. Упражнять детей в произношении слов со звуком э (игра «Эхо» , в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек» . Пересказывание сказки детьми при помощи воспитателя «Снегурушка и лиса» .

РУ «Плачь Снегурушки» .

Беседа «Что такое Эхо?»

ДИ «Эхо» .

ДИ «Чудесный мешочек»

Разучивание потешки.

3. Мир вокруг нас. «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет» , стихотворения А. Босева «Трое» ».

Г., 51. Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет» , оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» . Беседа «Почему вы радовались снегу?»

Чтение воспитателем стихотворения А. Босева «Трое» .

Беседа по стих-ию.

4. Новый год! «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» ».

Г., 53. Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Чтение сказки «Гуси-лебеди» .

ПИ «Гуси-гуси» .

Игра «Назови ласково» .

Игра «Закончи предложение» .

2. Зимние забавы. Январь. «Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» , картины «Зимой на прогулке» ».

Г. ,54. Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Беседа «Какой рисунок к сказке «Гуси-лебеди» вам понравился больше всего?»

Рассматривание картины «Зимой на прогулке» .

Беседа по картине.

РУ «Плач Мишутки» .

3. Русское народное творчество. Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» .

Гербова , 52. Способствовать формированию диалогической речи ; учить правильно называть строительные детали и их цвета. Рассказ воспитателя.

Проблемная ситуация «Поможем матрешке построить домик» .

Строительная игра «Домик для Матрешки» совместно с воспитателем.

Проговаривание хода работы.

Музыкальная игра «Потанцуем с Матрешкой» .

4. Неделя мордовской сказки (рег. Комп) «Звуковая культура речи : звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» ».

Г., 57. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. РУ «Песенка мышат» ;

Игра «Заводные цыплята» .

Чтение стихотворения про мышат.

Заучивание стихотворения.

ДИ «Ярмарка» .

1. Зимующие птицы Мордовии. Февраль. «Звуковая культура речи : звуки б, бь» .

Г., 60. Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) . ДИ «Кубик» .

Речевая игра «Барабаны»

«Колыбельная для белочки» .

Рассматривание рисунков.

Заучивание стихотворения Г. Виеру «Ежик и барабан» .

2. Посуда «Звуковая культура речи : звуки м, мь. Дидактическое упражненение «Вставь словечко» ».

Г, 56. Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи ; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи . Продолжать учить образовывать слова по аналогии. Рассматривание куклы.

Игра «Заводные куклы» .

Рассматривание сюжетной картинки, беседа по ним.

Рассказ воспитателя «Мурка» .

«Кошка» .

Обыгрывание детьми стих-ия.

ДУ «Вставь словечко» .

3. Наши папы. Защитники Отечества. «Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» .

Г., 62. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления ). Чтение стих-ия В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» .

Составление ответов при помощи воспитателя.

4. Мебель. «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» ».

Г, 59. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц» (обр. В. Даля, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) . Обсуждение сказки «Кот, петух и лиса» .

Чтение сказки «Лиса и заяц» .

1. 8 марта. О любимых мамах. Март. «Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» . Дидактическое упражнение ».

Г, 64. Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она» . Совершенствовать диалогическую речь детей. Беседа «8 марта» .

Чтение стихотворения о маме.

ДИ «Назови ласково»

ДУ «Очень мамочку люблю, потому что…»

Составление коротких рассказов детьми «Почему я люблю свою маму?»

Заучивание поздравления для мамы и бабушки.

2. Мы – помощники. Что мы умеем? «Звуковая культура речи : звуки т, п, к» .

Г., 65. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи ; учить отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. РУ «Песенка язычка» (звук т)

Речевая игра «Ножки»

Рассматривание игрушек.

СРИ «Угостим Тяпу и Топа компотом» .

3. «Мордовское декоративно-прикладное искусство. «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» ».

Г., 67. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой) . Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки. Беседа «Какая твоя любимая сказка?»

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» .

Обсуждение.

ДИ «Кто жил в деревушке?» (по сказке) .

Рассматривание иллюстраций.

4. Одежда. «Рассматривание картины «Дети играют в кубики» .Дидактическое упражнение на

звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось» )».

Г., 68. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей . Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризировать местоположение предметов) . Рассматривание сюжетной картины.

Беседа по картине.

ДИ «Кто во что одет?»

Составление простого рассказа детьми при помощи воспитателя.

ДУ на звукопроизношение.

ДИ «Что изменилось» .

1. Весна – красна. Апрель. «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» . Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» ».

Г., 70. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» . Учить называть признаки времен года. Беседа.

Чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» .

Беседа по стихотворению.

ДИ «Когда это бывает?»

2. День космонавтики. «Звуковая культура речи : звук ф» .

Г, 71. Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. ДИ «Волшебный кубик» .

Игра «Заводные ежики» .

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» .

ДУ на звукопроизношение.

Рассматривание картины.

Чтение сказки «Три ежа»

Заучивание песенки ежей.

3. Зеленые друзья (растения) «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка» . Рассматривание сюжетных картин».

Г., 73. Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка» . Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. Беседа «Какие бывают курочки?» .

Слушание песенки про «Курочку-рябушечку» .

Ответы детей на вопросы поставленные в песенке.

Драматизация песенки.

Рассматривание картины «Птичий двор» .

Беседа по картине.

ПИ «Курочка хохлатка» .

4. В гостях у сказки. «Звуковая культура речи : звук с» .

Г, 75. Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. РУ «Песенка Язычка» (звук с) .

ДИ «Как журчит вода?»

Рассматривание картинки с изображением ласточки.

Чтение стихотворения «Ласточка» Л. Яхнина.

Беседа по стихотворению.

СРИ «Магазин» .

1. Транспорт. Май. «Чтение русской народной сказки Литературная викторина».

Г., 76. Познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. Булатова) . Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» .

Беседа по сказке.

Ответы детей.

ДУ на звукопроизношение.

Литературная викторина.

2. На улицах города (ПДД) «Звуковая культура речи : звук з» .

Г., 77. Упражнять детей в четком произношении звука з. РУ «Комарик» (Звук з)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Краденное солнце» .

Беседа по сказке.

ДУ на звукопроизношение.

Чтение стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»

Заучивание отрывка.

3. Насекомые. «Повторение стихотворений . Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» ».

Г., 78. Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. Литературная викторина «Стихотворения» .

Чтение и заучивание детьми стих-ия «Весенняя гостья» .

4. Пожарная безопасность. «Звуковая культура речи : звук ц» .

Г., 79. Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи . РУ «Песенка Язычка» (звук ц) .

Рассказывание сказки.

ДУ на звукопроизношение.

Танец-игра «Потанцуем с Белочкой» (на звукопроизношение) .

5. Цветы. Мониторинг.

«Как проверить успешность обучения детей родному языку»

Г., 85. Литературная викторина. Г., 86.

Кому какая сказка понравилась и почему.

Музыкального руководителя можно попросить спеть детям «Колыбельную песню» А. Майкова и дать прослушать ее в записи.

В ноябре вне занятий следует прочитать детям русскую народную сказку «Теремок» (обр. М. Булатова, повторение материала), а несколькими днями позже – украинскую народную сказку «Рукавичка» (обр. Е. Благининой). Затем можно поинтересоваться у малышей, какого зверя, который есть в «Рукавичке», нет в сказке «Теремок»; конец какой сказки им понравился больше. (В «Рукавичке» звери без дома остались, а в сказке «Теремок» они теремок «лучше прежнего выстроили».)

В ноябре нужно продолжать читать детям уже знакомые стихи К. Чуковского, а также познакомить с произведением «Краденое солнце»; английской сказкой «Крошка Енот, и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур, пер. О. Образцовой) и сказкой А. Милна «Три лисички» (пер. с англ. Н. Слепаковой).

Ветреная погода – самое подходящее время, чтобы напомнить малышам стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры, ветры буйные…». Это стихотворение легко запоминается, и дети охотно помогают педагогу читать его.

В группе следует продолжать игру «Не ошибись» (см. сентябрь, занятие 3); на участке играть в игру «Играем в слова» (или «Подскажи словечко») (см. октябрь, занятие 2).

Октябрь

Занятие 1. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)
Цель. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Первый вариант Ход занятия

Часть I. Перед началом занятия педагог раскладывает на столах картинки или мелкие игрушки (по одной для каждого ребенка), в их числе ведерки, формочки и совочки. Дает детям возможность рассмотреть предметы и обменяться впечатлениями.

Воспитатель просит детей зажмуриться (не следует разрешать детям закрывать глаза руками) и забирает 5–6 предметов (или картинок). Затем просит открыть глаза и спрашивает: «Чья вещь? Если ничья, себе оставлю». Педагог подсказывает, как надо ответить на вопрос: «Это мое красное ведерко. Это мой желтый совочек».

Воспитатель предлагает детям обменяться предметами. Потом выясняет, кто с кем и чем поменялся. Подсказывает, как правильнее рассказать об этом.

Дети вновь закрывают глаза, и игра повторяется.

Часть II. Педагог просит детей взять стулья и, не толкаясь, поставить их около мольберта.

Воспитатель предлагает вниманию детей сюжетную картину «Не уходи от нас, котик».

«Как вы думаете, куклы и зверушки огорчаются, если дети перестают с ними играть, – начинает занятие педагог. – Я знаю котика, который обиделся на детей и решил от них уйти к другим малышам. Хотите посмотреть на этого смелого, решительного Пушистика

Воспитатель предлагает вниманию детей картину. Дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. Затем продолжает беседу: «Нравится вам котик? Опишите его. Он… (очень хорошенький, глазастенький, полосатый, похож на тигренка…). Котик отвернулся от детей, он не хочет на них смотреть. Но и они не хотят, чтобы Пушистик ушел от них к другим детям. Малыши подлизываются к нему. Кто как это делает? Девочка в красном платьице стоит перед Пушистиком на коленях, собирается его погладить, приласкать. Она что-то говорит ему. Как думаете, что?

Мальчик в синем комбинезончике… (бантик на веревочке держит). Он знает, что котята любят играть с бумажками. Он тоже что-то говорит котику.

Мальчик в зеленом комбинезончике… (принес колбаску). Он просит котика… (не сердись на нас. Съешь колбаски. Она вкусная…).

Как вы думаете, почему мальчики в комбинезонах, а один даже в кепке?(Собрались гулять.) А зачем они мяч и самолет приготовили?

Интересно, удастся ли детям уговорить Пушистика остаться?

Советую и вам сразу после занятия заглянуть к нашим куклам и зверушкам,приласкать, приголубить их».

В данном случае образец описания картины не обязателен, так как малыши отправляются в игровой уголок и демонстрируют педагогу, как они «общаются» с игрушками.

Второй вариант Ход занятия

Часть I. Такая же, как в первом варианте занятия.

Часть II. Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Шарик улетел» и просит их подумать , что произошло на картинке, и чем, по мнению малышей, закончится история, изображенная художником.

Дети занимают свои места (за столами или рассаживаются на стульях, расставленных полукругом, в шахматном порядке и т. п.).

«Рассмотрели картину? – начинает занятие воспитатель. – Догадались, что случилось? (У девочки в нарядном платье улетел синий шарик.)

А мальчики… Что про них скажете?

Как вы догадались, что мальчик в шортах и жилете отдаст свой шарик девочке? Он отдает желтый или голубой шарик? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

Вы одобряете поступок этого симпатичного малыша?

Не надо осуждать мальчика в кепочке, у которого три шарика. Он еще научитсябыть добрым и помогать другим.

Посмотрите на собачку. Как думаете, чья она? А какая она?

Там, где гуляют дети, красиво? Наверное, это уголок парка.

Вам нравится картина, которая называется „Шарик улетел“?»

На этом можно завершить занятие. А можно закончить его рассказом воспитателя: «Был праздник. Дети гуляли в парке. Там красиво: чистые песчаные дорожки, нарядный домик для игр.

Дети получили в подарок воздушные шарики, кто один, кто два, а кто и три.

У девочки в красивом красном платьице , гуляющей с очаровательной маленькой собачкой, шарик вырвался из рук и улетел. Но малыш в коротких штанишках поспешил ей на помощь. Сейчас он подойдет к девочке и скажет: „Возьми мой шарик. Хочешь, возьми желтый. А хочешь, возьми голубой“».

Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»
Цель. Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Ход занятия

Часть I. Многим детям сказку читали дома, многие смотрели мультфильм по мотивам сказки. Поэтому в начале занятия воспитатель выясняет у них, кто такой колобок. Выслушивает ответы и зачитывает отрывок, обобщая высказывания детей: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок (дети показывают, как можно скатать колобок), изжарила его в масле».

Педагог читает сказку так, чтобы дети радовались, когда колобок благополучно убегал от зверей, и огорчались, понимая, что лиса перехитрит его.

Воспитатель дает детям время обменяться впечатлениями. Уточняет, что говорили колобку заяц, волк и медведь, повстречавшись с ним. («Колобок, колобок! Я тебя съем!»)

«А что сказала хитрая лиса, увидев колобка? – интересуется педагог. – „Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!“ – похвалила лиса колобка , он и обрадовался, а лисьей хитрости не почувствовал. Печально закончилось его путешествие. Как оно закончилось?» („А лиса его – ам! и съела!“)

Часть II. «Давайте поиграем в слова, – предлагает педагог. – Я буду называть слова, обозначающие большие предметы, а вы будете произносить слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие. Например, дом – домик, горшок – горшочек, книга – книжечка…»

Примерные слова: совок, ведро, лента, цветок, кнопка, платье, колесо, ветка, куст и т. п.

Завершая занятие, педагог сообщает детям, что многие известные художники делали рисунки к сказке «Колобок» (Ю. Васнецов, Е. Рачев, А. Савченко, Л. Токмаков, В. Гильдяев, А. Елисеев и др.). Показывает детям книжки про колобка, просит внимательно рассмотреть их, показать рисунок, который понравился больше всего и рассказать, почему.

Занятие 3. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

Ход занятия

Часть I. «Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который еще не умеет говорить, а произносит только звук а (а-а-а), – начинает занятие воспитатель. – Не забыл язычок и песенку паровоза. А вы эту песенку помните? (Ответы детей.)

А теперь Язычок всем рассказывает, как стонала-причитала девочка, у которой болело ушко. А стонала она так: „О-о-о“. А вы так сможете? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.)

Когда человек – взрослый или ребенок – чему-то рад или удивлен, он может воскликнуть: „Ох!“ Можете повторить? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) А когда кто-то из вас упадет, ушибет колено, обязательно скажет: „Ой!“». (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель предлагает поиграть. Взяв на себя роль колобка, подходит к ребенку и рассказывает: «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц». Ребенок продолжает: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Часть II. Педагог кратко рассказывает о том, как внимательно дети рассматривали рисунки к сказке «Колобок».

«Оле, – говорит воспитатель, – понравился рисунок Ю. Васнецова (желательно назвать художника). Оля так его описала… (заслушивается ответ ребенка, при необходимости дополняется).

Андрюше понравился рисунок А. Елисеева (показывает). Расскажи о нем.

А практически всем детям понравился вот этот рисунок. (Показывает его.) Почему? (Высказывания малышей.)

Я рада, что вы не просто листаете книжки , но и рассматриваете рисунки. На вашем любимом рисунке я еще заметила… (описывает иллюстрацию).

Я оставлю эти книги в группе, – завершает занятие педагог, – и если вы заметите на рисунке (рисунках) что-то интересное, обязательно покажите мне».

Занятие 4. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»
Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Часть I. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение. Затем выясняет, правда ли, что в нем отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). «Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит).

Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют“, моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Часть II. Воспитатель читает стихотворение А. Блока «Зайчик».


Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика.

Примечание. По желанию воспитателя вместо стихотворения А. Плещеева можно предложить детям для запоминания стихотворение А. Кольцова «Дуют веры, ветры буйные…».


Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.

Ноябрь

Занятие 1. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»
Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Ход занятия

Часть I. «Сейчас на дворе… (осень), – начинает занятие педагог. – Осень, особенно ранняя осень, когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, – красивое время года.

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно, дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи). Послушайте».

Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Осень», потом повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени: «Поспевает брусника, стали дни… (холоднее)», «Все деревья блистают в разноцветном уборе…», «Солнце реже смеется…» и т. д.

«Помните стихотворение про зайчика, которому зябко и неуютно в осенний день? – продолжает разговор педагог. -


Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки».

Часть II. «Осенью, – рассказывает педагог, – люди убирают овощи , фрукты, делают варенье, соки. Из брусники получается брусничный сок, из клюквы…(клюквенный), из моркови… (морковный), из свеклы… (свекольный), из тыквы…(тыквенный), а из помидоров… (томатный).

На зиму заготавливают варенье. Я, например, люблю малиновое варенье. Его варят… (из малины). Яблочное… (из яблок). Черничное… (из черники). Ежевичное… (из ежевики). Абрикосовое… (из абрикосов). Признавайтесь, кто какое варенье любит?» (Повторение прилагательных.)

Примечание. Для закрепления материала целесообразно использовать задание из рабочей тетради «Развитие речи у малышей. Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006), представленное на странице 8.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук и
Цель. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, паровоз, курочка, колокольчик.

«Крутись, вертись, на бочок ложись», – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением паровоза. Дети вспоминают, как гудит паровоз: «У-у-у». Педагог поясняет: «Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: „А-а-а“, если на картинке – курочка, нужно проговорить: „Ко-ко-ко“ или „Квох-квох-квох“. А о песенке колокольчика я вам еще расскажу».

Дети садятся на стулья. Педагог показывает им лошадь или жеребенка (картинку, игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: «И-и-и-и». (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог «превращает» в жеребят и «заводит» волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: «Маленькие колокольчики поют: „Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и“ (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: „Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь“. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель ставит перед детьми фланелеграф. На нем картинка с изображением воробья на черном фоне. «Видите, – объясняет педагог, – крокодил проглотил солнце и стало темным-темно.


Плачет серый воробей:
„Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка
обидно -
В поле зернышка
не видно!“

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дома не дойти».

Воспитатель повторяет отрывок, выделяя ударные гласные в словах обидно, не видно, сбились с пути, не дойти. Затем повторяет четверостишия, а дети договаривают выделенные слова и фразы. Педагог просит малышей вспомнить название сказки, в которой плачут зайки и воробей. (К. Чуковский. «Краденое солнце».)

«Выглянуло солнышко, – педагог меняет картинки на фланелеграфе, – воробей перестал плакать и зачирикал: „Чи-и-ив, чи-и-ив, чи-и-ив, жив-жив-жив!“ Как он зачирикал?..

Услышали веселую песню другие воробьи, прилетели, тоже стали чирикать. Сначала один зачирикал (воспитатель дотрагивается до ребенка, тот произносит звукоподражание), потом другой, третий…

„Что за шум? Что за писк?“ – рассердилась киска и стала подкрадываться к воробьям».

«Уходи, киса, уходи!» – приговаривают дети (3–4 раза).

Примечание. Для закрепления материала следует читать детям и проговаривать вместе с ними русские народные песенки, в словах которых отчетливо слышится звук и, например: «Ай, качи, качи, качи!..», «Киска, киска, киска, брысь!» (см. приложение).

Занятие 3. Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога)
Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Рассматривание картины «Коза с козлятами».Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Ход занятия

Часть I. Перед детьми – картина «Коза с козлятами» (автор серии «Домашние животные» С. Веретенникова). Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине; предлагает рассмотреть сначала козу, а потом козлят.

Рассматривая козу, дети отмечают, что она большая, с рогами; у нее длинная шерсть, а на шее колокольчик; она стоит около куста и объедает листья с веточек.

Воспитатель объясняет, зачем козе привязали колокольчик: «Коза наклоняет голову, и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла».

Обобщив наблюдения детей, педагог вновь обращается к картине. Говорит, что рядом с козой гуляют козлята и предлагает детям рассказать про них. Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек; у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка; они играют: делают вид, что бодаются и т. п.

Завершая рассматривание картины, воспитатель предлагает вниманию детей рассказ: «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая, пушистая шерсть и забавные мордочки. Козлята меряются силой. Малыши-шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться-то нечем – рожки не выросли

Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог убирает картину и ставит перед детьми макет сказочного теремка (например, из набора настольного театра), затем демонстрирует картинки с изображениями котенка, козленка, жеребенка. Выясняет, кто это. Просит нескольких детей повторить слово жеребенок.

«Эти малыши, – говорит воспитатель, указывая на животных, – идут в теремок танцевать. Хотите пойти вместе с ними?»

По приглашению педагога к столу подходят 2–3 ребенка. «Сейчас я превращу вас в маленьких котят, – говорит он, совершая „загадочные“ манипуляции и приговаривая: „Крабле-крибле-бум!“».

«Котята» стучатся в теремок: «Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»

«Я, хозяйка теремка. Меня зовут Валентина Викторовна. А кто вы?» – спрашивает воспитатель. – «Мы котята. (Мяукают.) Пустите нас в теремок». – «Заходите! Я вам рада!»

Далее педагог предлагает детям объединиться в пары (тройки), определиться, кем они хотят быть (цыплятами, утятами, тигрятами, телятами и т. п.) и постучаться в теремок. Но игра продолжается уже вне занятия. На вопрос, «кто в теремочке живет», отвечают все, кто уже поселился в теремке.

Играет музыка, дети танцуют.

В эту игру при участии педагога дети играют и в последующие дни (в группе или на участке).

Рассматривание картины «Домик Малыша» Ход занятия

Педагог сообщает, что ему очень нравится светловолосый большеглазый Малыш , играющий около своего маленького домика, который для него построил папа: «Хотите посмотреть на этот домик? А познакомиться с Малышом?»

Воспитатель предлагает вниманию детей картину, дает возможность рассмотреть ее. Затем спрашивает:

– Понравился вам домик? Домик красивый, с окном, красной дверью, с птицей-флюгером на крыше – куда ветер подует, туда и флюгер поворачивается.

– Кто на крыше сидит, на Малыша глядит? (Сорока-белобока с длиннющим хвостом.)

– Я не ошиблась: Малыш светловолосый, большеглазый? Чем он занят? (На качелях качается.) С одной стороны Малыш и… (бабочка). Она у Малыша на спине сидит. С другой стороны качелей – белая кошка и рогатая улитка.

– Кто-то очень-очень удивлен, увидев кошку на качелях. Кто удивлен? (Мышка.) Можете показать, как мышка лапы растопырила и рот от удивления открыла?

– У Малыша много игрушек? Назовите их, только не кричите все сразу. Вы уже большие, умеете говорить по одному и спокойно.

– Обратили внимание, как красиво вокруг? На яблоне созрели яблоки, перед красивым домом, в котором живет Малыш с родителями, цветут цветы. Вокруг много-много зелени и голубое небо.

Воспитатель предлагает послушать рассказ про Малыша, играющего около своего домика: «Папа построил Малышу маленький домик около яблони. Малыша в домике нет – он качается на качелях и смеется. Как не смеяться, когда кошка да улитка конец качелей вниз опустили, Малыша вверх подняли. Чудеса!

Рядом с качелями песочница с игрушками. У Малыша много игрушек, но лучше всех спокойный лохматый лев и забавная мышка».

Воспитатель повторяет рассказ, дети помогают ему, договаривая слова (выделены курсивом).

«Малыш, – продолжает рассказ педагог, – очень любит смешные стихотворения».

Воспитатель читает латышскую песенку (пер. С. Маршака):


Что за грохот, что за стук?
Сел комар в лесу на сук.
Треснул сук под комаром -
Вот откуда стук и гром.

Уточняет, может ли маленький легкий комар отломить ветку дерева.

Примечание. В один из последующих дней в вечерние часы (или в утренние во время приема детей) педагог, поставив на мольберт картину, предлагает детям назвать то, что не заметили при рассматривании картины на занятии (задание на внимание).

Занятие 4. Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»
Цель. Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

Предварительная работа. Вне занятий воспитатель беседуют с детьми о зоопарке (знают ли они, что такое зоопарк (раньше зоопарк называли зоосад), бывали ли они в зоопарке, кого там видели).

Педагог читает малышам главы из книги «Что я видел» Б. Житкова: «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слон», «Как слон купался».

Ход занятия

Воспитатель в разных уголках групповой комнаты и раздевалки расставляет игрушечных животных и птиц: жирафа, зебру, белого медведя, страусенка, пингвина, верблюда. Если нет нужных игрушек, на видных местах можно поместить картинки.

Воспитатель приглашает детей посетить приехавший в детский сад зоопарк. Предупреждает, что шуметь в зоопарке нельзя, чтобы не напугать зверей.

Подойдя к очередному вольеру, педагог читает стихотворение С. Маршака. Например, «Пингвин»:


Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я теплоходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Остановившись около зебры, воспитатель напоминает отрывок из рассказа Б. Житкова «Зебра»: «И я думал, что на ней одеяло нашито. Потому что на ней желтые и черные полоски. А мама сказала, что никакое не одеяло, а это у нее шерсть сама так растет. И сказала. Что это зебра».

Затем педагог читает стихотворение С. Маршака «Зебры»:


Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Ольга Александрова
Развитие речи 2 младшая группа. Конспект занятия

Развитие речи 2 младшая группа . Конспект занятия

Тема : Рассматривание сюжетной картины «Дети играют» . Дидактическая игра «Что изменилось» .

Цели : Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчётливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов) .

Задачи :

Обучающие :

Учить проговаривать отдельные слова вслед за воспитателем.

Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

Закреплять знание о форме предметов.

Развивающие :

Развивать память , восприятие, воображение, речь.

Продолжать развивать предпосылки активной речи .

Воспитывающие :

Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к коммуникативной деятельности, игре.

Учить играть со сверстниками, проявлять интерес к совместным играм.

Планируемые результаты : ребёнок проявляет интерес к рассматриванию картины, игрушек; участвует в физкультминутке, дидактической игре).

Организация непосредственно образовательной деятельности

Развитие речи .

Методы, приёмы

Рассматривание картины, обобщающая беседа, повторное проговаривание, рассматривание игрушек, здоровьесберегающие технологии – физкультминутка, дидактическая игра.

Предварительная работа Рассматривание картины, дидактическая игра.

Словарная работа Кубики, красивый, забор, мальчик, девочка, ворота, башня, отличный, грузовик, синяя, Петрушка, строительный материал.

Материалы для занятия

Сюжетная картина, игрушки для дидактической игры.

Аппаратное и программное обеспечение

Образовательные ресурсы

Развитие речи в детском саду , В. В Гербова, стр. 70-71

Интернет ресурсы

Дополнительные профессиональные

навыки педагога

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Дети рассаживаются на стульчики посреди комнаты.

I. Организационный момент (3 мин) .

Воспитатель демонстрирует детям картину, даёт детям возможность обменяться впечатлениями. Предлагает детям вместе придумать название картины, подсказывая что название должно быть кратким, например : «Дети играют в кубики» , «Вместе играть интересно» . Педагог выслушивает ответы детей.

II. Основная часть (10 мин) .

1. Рассматривание картины (составление рассказа) .

Воспитатель : Дети из крупных кубов построили забор. Какого цвета кубы вы видите? (Ответы детей) . В центре картины красная арка с голубой пирамидкой наверху. Перед аркой остановились… (большая синяя грузовая машина) . А в кузове. (кубики) . Почему машина стоит? Арка, узка для этого грузовика. Девочка стоит по ту сторону забора, и показывает шоферу грузовика, где лучше объехать забор. У забора стоит еще одна машина. Опишите её. (Маленькая, красная, в кузове сидит Петрушка) .

Мальчики и девочками построили забор из больших кубов разного цвета – зелёных, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженая строительным материалом, и остановилась. Вот беда. Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор. Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофёр вовремя доставит его на концерт.

2. Рассматривание строительного материала.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть строительный материал.

Посмотрите ребята, что это? (Ответы детей) . А каким цветом наши с вами кубики? Что можно построить из кубиков, кроме забора, который построили дети на картинке. (Ответы детей) .

Физкультминутка «Зайка серенький» .

Зайка серенький скакал

Он от волка убегал,

Прыг-скок за кусток

По дорожке под мосток.

3. Дидактическая игра «Что изменилось?» .

Воспитатель расставляет на столе 4-5 игрушек и просит детей рассказать детей, какие игрушки они видят и как они расположены (обозначить местоположение игрушек, например : у края, посредине, слева, справа). Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

III. Заключительная часть (2 мин) .

Рефлексия.

Воспитатель : Видите, ребята, мы с вами тоже поиграли вместе. Вам понравилось? (Ответы детей) . Давайте мы всегда с вами будем играть вместе, нам будет весело и интересно, ведь мы очень дружные ребята! Правда?

В заключительной части воспитатель вместе с детьми сделали вывод, что вместе играть очень весело и интересно.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности Развитие речи 2 младшая группа «Детки в клетке» Развитие речи Программное содержание Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Подарки для Маши» 2-я младшая группа Программное содержание: Учить детей передавать.

Конспект занятия по развитию речи «Встреча с Колобком» (первая младшая группа) Задачи - учить с помощью воспитателя составлять описание игрушки; - активизировать в речи употребление прилагательных; - упражнять в подборе.

Конспект НОД по математическому развитию во второй младшей группе «Бабушка-рассказушка в гостях у малышей» НОД. Математическое развитие. Конспект занятия вторая младшая группа. «Бабушка рассказушка в гостях у малышей». Программное содержание:.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи (первая младшая группа) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи. СЕНТЯБРЬ 20.09.16г Путешествие по территории участка Приучить детей участвовать.



Публикации по теме