Почему 10 месячный ребенок. Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание

В десятимесячном возрасте карапуз очень сильно отличается от новорожденного, а ведь совсем недавно вы держали на руках своего только что родившегося грудничка! Теперь малыш приобрел множество навыков, которые неизменно радуют родителей и будут необходимы ему на протяжении всей жизни. Его развитие ускоряется с каждым днем! Итак, что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Новые движения

Сложно перечислить все, что умеет ребенок в этом возрасте, ведь в десять месяцев круг его навыков очень широк.

Некоторые малыши уже ходят без опоры, но большинство еще передвигается на четвереньках. В десять месяцев ребенок должен хорошо ползать по всему дому, опираясь на коленки и ладошки.

Большое удовольствие малышам доставляют «прогулки» со взрослыми – когда их водят за одну или обе ручки. Не увлекайтесь таким времяпровождением – ваш кроха будет требовать водить его снова и снова.

Знайте! Если маленький человечек еще не ходит сам, это значит, что его косточки и мышцы пока не готовы принимать на себя такую нагрузку.

Родителям нужно немного подождать: период, когда малыш уже хочет ходить, но пока не может, скоро закончится.

Физическое развитие ребенка в десять месяцев дает родителям новый повод для гордости за свое чадо: с помощью взрослого карапуз начинает подниматься на небольшие лесенки в несколько ступенек. Малыш поднимает одну ногу, ставит ее на ступень, затем приставляет вторую ногу. В скором времени он освоит и спуск.

Важно! Позаботьтесь о безопасности своего малыша. Пока не стоит оставлять его одного в комнате, пусть он всегда будет под вашим присмотром.

В десять месяцев кроха способен самостоятельно залезть на стул или диван, а уж упасть оттуда – пара пустяков! Конечно, чаще всего такие падения не имеют никаких последствий, но бывают случаи, когда все складывается не столь удачно, поэтому родителям лучше всегда быть начеку. Препятствовать развитию двигательных навыков тоже не надо – просто подстрахуйте крошку.

Психологическое развитие десятимесячного малыша

В этом возрасте ваш кроха – полноценный участник общения. Он понимает большинство обращенных к нему фраз. Вы можете попросить карапуза принести вам, например, мишку – и он сделает это! Малыш выдает обоснованную эмоциональную реакцию на все ваши действия:

  • он радуется прогулке; как сделать прогулку удовольствием для мамы и малыша, узнайте из курса Внимание: прогулка >>>
  • протестует, когда ему хотят почистить уши;
  • малыш злится или расстраивается, если у него что-то не получается;
  • пугается, услышав неожиданный звук.

Эти реакции свидетельствуют о нормальном развитии эмоциональной сферы малыша.

Психическое развитие ребенка в десять месяцев приводит к появлению чувства юмора. Он смеется, если показать ему забавный танец или издать необычный звук. Карапуз и сам может пошутить: малыши по несколько раз повторяют действие, над которым некоторое время назад смеялись родители.

В 10 месяцев детки стараются во всем подражать взрослым. Это подходящее время, чтобы привить малышу правила поведения за столом, навыки самостоятельного одевания, умение ходить на горшок. Актуальная информация о том, как развить самостоятельность у ребенка >>>

Знайте! Пусть у крохи пока мало что получается, но развитие самостоятельности, начатое в раннем возрасте, оказывает глубокое воздействие на его поведение. Если родители будут вежливо общаться друг с другом и окружающими, поддерживать порядок в доме и соблюдать режим дня, то и ребенок, когда подрастет, не сможет поступать иначе.

Малыш старается не только подражать действиям взрослых, но и повторять сочетания звуков, которые они произносят. Речевое развитие ребенка не стоит на месте, и в десять месяцев жизни большинство деток уже порадовали родителей первыми словами, обычно это «мама» и «папа». Малыш комбинирует разные слоги и иногда выдает целые «фразы», к сожалению, пока непонятные для окружающих.

Что должен делать ребенок, когда ему исполняется десять месяцев? Конечно, ломать игрушки! Только не ругайте кроху за очередную развалившуюся машинку – именно так детки изучают окружающий мир.

Малыш уже придумывает сюжетные игры: укачивает куклу, кормит с ложки мишку, «чинит» что-нибудь папиными инструментами. Некоторое время может провести один, увлекшись каким-либо занятием или игрушками. По-прежнему любит игры в «ладушки» и «прятки».

Продолжается психомоторное развитие ребенка:

  1. в десять месяцев кроха легко захватывает пальчиками небольшие предметы;
  2. выполняет с ними различные манипуляции;
  3. может перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;
  4. на прогулке с удовольствием складывает камешки в ведёрко;
  5. уже можно познакомить деток с карандашами и тестом для лепки

Во время этих занятий не оставляйте малыша одного и постоянно следите за его действиями.

Важно! Постарайтесь запрещать только то, что касается безопасности малыша (розетки, провода, горячее, открытые окна). Если вы не хотите, чтобы кроха испортил какие-то вещи, лучше уберите их подальше с глаз, чтобы не провоцировать маленького шалунишку.

В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность. Малыш становится спокойнее, это время – один из удачных моментов для отучения от соски. Именно в 10 месяцев детки спокойно расстаются с ней.

Развитие ребенка десятого месяца жизни приводит к тому, что он становится более общительным и может поиграть с малознакомыми взрослыми или другими детками. Хорошо, если родители будут рядом и подскажут малышу, как действовать в той или иной ситуации.

Мама и папа могут научить ребенка здороваться, прощаться, делиться, говорить «спасибо», спрашивать разрешения. В этом возрасте малыши буквально впитывают правила поведения в обществе.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 10 месяцев:

Мальчики и девочки

В 10 месяцев ребенка достаточно хорошо заметна разница в развитии и поведении маленьких леди и юных джентльменов, то, что должна уметь девочка отличается от того, что должен уметь мальчик.

Малышки обычно больше привязаны к маме, хотят быть поближе. Любят, чтобы их водили за ручку, играли с ними. Могут достаточно продолжительное время провести за «сидячим» занятием: перебирать маленькие предметы, листать книжки, разбирать пирамидку или крупный конструктор.

Девочки больше любят повторять за старшими. Именно они раньше начинают самостоятельно есть, осваивают горшок. Малышка раньше произносит первые слова.

Мальчишки – это маленькие ураганы-непоседы. Взрослым нужно приложить большие усилия, чтобы склонить мальчика сделать то, что он не хочет. Не любит, когда ему помогают, стремится все делать самостоятельно. Но ему не хватает усидчивости и терпения, поэтому у него пока мало что получается.

В десять месяцев ребенку интересно все вокруг: доставать вещи с полок и из шкафов, залезать на стулья и столы – это то, что должен уметь мальчик в этом возрасте. Мальчики начинают говорить позже девочек, так как повторять слова за взрослыми – это скучно, ведь вокруг столько неизведанного!

Конечно, все детки индивидуальны; бывают и спокойные мальчики, и девочки-непоседы. И то и другое зависит от особенностей развития ребенка, ведь в 10 месяцев уже проявляется и темперамент, и характер. Родителям стоит немного подождать, и малыш в скором времени освоит все необходимые навыки.

Недоношенные детки

Развитие недоношенного ребенка в десять месяцев очень сильно зависит от срока беременности, на котором он появился на свет, от состояния здоровья и качества реабилитационных мероприятий, которые проводили в роддоме. В соответствии со сложившейся практикой, возраст развития недоношенных деток отсчитывают не от момента рождения, а от предварительной даты родов (ПДР).

В 10 месяцев такие малыши:

  • умеют вставать у опоры;
  • делают один-два шага вдоль дивана или детской кроватки;
  • ползают (по-пластунски или на четвереньках);
  • садятся и сидят без поддержки;
  • бросают и катают мячик;
  • знают свое имя;
  • понимают большинство обращенных к ним фраз;
  • пытаются повторять слова за взрослыми.

В десять месяцев ребенок меняется так быстро; очень интересно наблюдать за тем, что он умеет и сравнивать с тем, что он должен уметь; видео и фотографии помогут вам сохранить в памяти это неповторимое время.

2 829 0

В возрасте 10 месяцев малыш начинает многое понимать и уже показывает свои способности. Проявляет характер, самостоятельно активно двигается и возмущается, если его что-то не устраивает. Пытается во всем подражать вам, настойчиво идет к своим целям.

В статье вы узнаете, как развивается десятимесячный малыш, и какими навыками должен обладать.

Физическое развитие

Ребенок в 10-месячном возрасте настолько активен, что прибавка в весе не столь заметна.

В сравнении с предыдущим месяцем, вес прибавляется до 300-500 г, а рост – на 1-1,5 см. Отклонение в 10% нормально. Если более 20%, это может свидетельствовать о нарушении обмена веществ или сбое работы гормональной системы. Держать этот вопрос под контролем на протяжении всего периода развития чада поможет .

Психоэмоциональное

  • Малыш понимает, что вы говорите. Может повторять за вами звуки и слова, показывать на предметы, которые вы называете.
  • Весело реагирует на шутки. Смеется в ответ на смех взрослого.
  • Пытается подражать взрослым: подносит телефон к уху, повторяет за вами несложные движения.
  • Машет на прощание, протягивает ручки, обнимает.
  • Проявляет интерес к другим детям.
  • Выполняет несложные задачи родителей.
  • Понимает, когда его хвалят, а когда что-то запрещают.
  • Сознательно разбрасывает окружающие предметы.
  • Находит ранее спрятанный предмет, знает, где лежат его игрушки.
  • Хорошо сжимает и разжимает пальчики. Если вы просите что-нибудь отдать, он протягивает вам этот предмет.
  • Продолжает развиваться мелкая моторика. Ребенок уверенно держится за кровать, когда хочет подняться. Легко разжимает ручку, когда бросает игрушку. В этот период родителям уже нужно знать, .

Сон и питание

Спит от 10 до 12 часов. 2 раза в сутки по 1,5-2 часа – дневной сон.

В 10 месяцев малыша уже надо переводить на обычные продукты. Грудное молоко и смесь ребенок должен получать после и перед сном. 30-50 г вместо воды или сока после кормлений.

Дневная норма молочных продуктов десятимесячного малыша – 600-700 г.

В первое и последнее кормление ребенку достаточно грудного молока или смеси. За одно кормление он съедает от 200 до 250 мл.

Родители должны создать ребенку правильный режим сна и питания, чтобы он не переутомлялся и имел хороший аппетит.

Режим дня

  • 6.00 Пробуждение
  • 6.00-6.30 Туалет, кормление
  • 6.00-8.00 Бодрствование
  • 8.00-10.00 Первый сон
  • 10.00 Кормление
  • 10.00-12.00 Бодрствование
  • 12.00-14.00 Второй сон (на свеж. возд.)
  • 14.00-16.00 Бодрствование
  • 16.00-18.00 Третий сон
  • 18.00 Кормление
  • 18.00-20.00 Бодрствование
  • 19.30 Купание, гигиена
  • 20.00-6.00 Ночной сон
  • 22.00 (или 1.00-2.00) Кормление

Навыки

  1. Малыш стоит без опоры. Если держать его за руку, он старается передвигаться вперед;
  2. Спокойно садится из стоячего положения;
  3. Крепко хватает и держит предметы обеими руками. Чашку держит двумя руками, а ложку одной;
  4. Хорошо ползает на четвереньках;
  5. Повторяет движения за взрослыми;
  6. Высовывает и засовывает ящики комода или шкафа;
  7. Передвигает мячик в то место, на которое вы показываете;
  8. Подпрыгивает и приседает в кроватке, держась за перила;
  9. Может одним предметом достать другой (лопаткой спихнуть игрушку со стола).

Как развивать малыша

Носите на руках

Раз в день берите ребенка на руки и на протяжение часа носите с собой везде, разговаривая с ним. Сажайте к себе на колени, улыбайтесь, глядя ему в глаза. Обнимайте и говорите, как сильно любите, целуйте. Напевайте веселый песни и пытайтесь танцевать вместе.

Говорите

Делайте это так, будто он вас понимает. Используйте короткие словосочетания: “это мячик на столе”, “мячик синего цвета”. Разговаривайте медленно и уверенно.

Развивайте чувство юмора

Дети в этом возрасте уже понимают шутки и отлично реагируют на вашу мимику. Шутите, руками старайтесь описать шутку.

Сделайте пространство для ползания

Уберите все лишние предметы с пути малыша, обезопасьте его место пребывания. На примерах показывайте, что есть опасные предметы, которые могут навредить, их нельзя трогать (в розетке ток, в чайнике горячая вода и др).

Научите показывать части тела

Присядьте напротив ребенка и показывайте на себе части тела, чтобы он повторял за вами. Говорите: “Это носик”, “Вот это ручки”, “Это глазки”.

Позволяйте кидать игрушку

Поставьте перед малышом коробку или ящик, в которую он может бросать игрушки. При этом меняйте расположение коробки.

Читайте сказки

Купите ребенку несколько книжек, в которых он сам сможет переворачивать странички. Читайте короткие сказки с интонацией, например “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”. Сделайте малышу полочку с книжками, чтобы он сам мог к ним дотянутся.

Малыш в 10 месяцев стал активным, много времени играет самостоятельно, гораздо реже просыпается ночью. Чтобы познавать мир, непоседе требуется много энергии, которую, как и взрослые, он получает из пищи. Каким должно быть полезное питание ребенка в 10 месяцев, чтобы удовлетворять все потребности растущего организма?

Режим дня ребенка в 10 месяцев

К началу одиннадцатого месяца большинство детей переходят на двухразовый сон днем, и длительность каждого сна составляет около 1,5 часов. Если кроха укладывается спать дважды днем и в одно и то же время, его распорядок дня можно построить так, как удобно и малышу, и маме. Режим дня благотворно влияет на организм 10-месячного ребенка, исключая переутомление, благодаря чему малыш становится менее капризным. Уже сейчас, формируя распорядок дня, вы подготавливаете ребенка к детскому саду. Как правило, «режимные» детки быстрее адаптируются к новым условиям и не испытывают сильного стресса от разлуки с мамой.

Примерный распорядок дня:

Построенный таким образом режим предполагает пятиразовое питание и примерно равные периоды бодрствования.

Чем кормить десятимесячного малыша

На грудном вскармливании

Если ребенок в 10 месяцев находится на грудном вскармливании, то одно материнское молоко уже не способно обеспечить его необходимыми питательными веществами. Полностью отказываться от него не стоит, ВОЗ рекомендует сохранять данный вид вскармливания до 2 лет.

В 10 месяцев мамино молочко – это дополнение к основной, «взрослой» пище, и оно должно занимать не более четверти от ежедневного объема пищи.

На искусственном вскармливании

Малышам на искусственном вскармливании молочную смесь в 10 месяцев заменять обычным молоком не рекомендуется, бутылочка смеси должна присутствовать в первое кормление, а последнее можно заменить на кисломолочную смесь или детский кефир.

Рацион питания

Рацион питания ребенка в 10 месяцев должен быть разнообразен, если не выявлена аллергия. Данный возраст - самое время приучать малыша к взрослому столу и к самостоятельному управлению ложкой и кружкой. В этом возрасте у малыша обычно уже выросли резцы поэтому перетирать пищу не стоит, можно нарезать небольшими кусочками или пользоваться крупной теркой. Ребенку необходимо развивать жевательный рефлекс - это и залог правильного пищеварения, и развитие челюстных мышц, важных для развития речи.

Светлана, мама двух детей, 5 и 1,5 лет: «старшего ребенка по неопытности я кормила только измельченной пищей, а когда пришла пора идти в сад, начались проблемы, ведь там дают обычную еду! Много времени ушло на привыкание к жеванию. С младшим ребенком стала мудрее, и давать пищу кусочками стала с 8 месяцев».

Что должно присутствовать в питании ребенка обязательно, кроме молока матери или смеси?

Злаки

Каши из рисовой и гречневой, кукурузной и овсяной крупы богаты белком и минералами, а также полезными углеводами. Не стоит торопиться с введением манки – она может стать причиной аллергии и избыточного веса.

Мясо

Это источник белка и витаминов группы В, без которого невозможна нормальная выработка гемоглобина, что, в свою очередь, чревато анемией.

Овощи

Кроме того, что они богаты витаминами и минералами, в них есть и клетчатка, которая важна для профилактики запоров. Наиболее ценными в детском питании являются кабачки, цветная капуста, брокколи, морковь, свекла.

Фрукты

Они содержат клетчатку, витамины (в большинстве своем – С, поддерживающий иммунитет малыша), а так же углеводы. Однако не стоит радоваться, что малыш налегает на фрукты, ведь они гораздо вкуснее овощей. Но установлено, что питательной ценностью фруктовые пюре обладают небольшой, лишь на 2% обеспечивают организм необходимыми витаминами, и способны вызывать вздутие в животе и разжижать стул. А ещё следует внимательно следить за кожей малыша при введении новых ягод и фруктов, так как они могут вызвать аллергическую реакцию.

Молочные продукты

Помимо грудного молока или смеси - кефир и творог. Они богаты витаминами А, Д, отвечающими за зрение и усвоение организмом ребенка кальция. Давать творог нужно не более 40 г. в сутки и необязательно в чистом виде: это могут быть запеканки и пудинги. Детям до 1 года нельзя давать коровье цельное или парное молоко (в том числе козье).

Яичный желток

Он содержит витамины А, В, Д, Е. Но давать целый желток стоит не чаще, чем трижды за неделю. А вот белок вообще пока давать не нужно, он способен вызвать аллергию.

Масло

Растительное и сливочное масло, дается в количестве не более 5 г в день.

Изделия из пшеничной муки

Их стоит вводить в рацион очень ограниченно. Можно включать в меню ребенка в 10 месяцев вермишель, сухарики из белого хлеба, детское печенье (галетное).

Питье

Что давать пить, кроме молока? Обязательно воду и обязательно очищенную и кипяченую. Соблюдая питьевой режим, вы обеспечите ребенку хорошее пищеварение, и предотвратите обезвоживание, что особо актуально летом или при заболеваниях ЖКТ. Фруктовые соки лучше давать те, что приготовлены собственноручно. Пакетированные же приносят мало пользы и разрушают зубки ребенка. Сколько сока в сутки можно выпивать малышу? Примерный объем выводим по формуле: возраст крохи в месяцах умножаем на 10 мл, то есть в 10 месяцев – не более 100 мл сока в сутки.

Хорошо давать малышу домашние компоты, кисели и морсы, а так же травяные чаи (например, серии «Бабушкино лукошко»).

Кефир лучше всего предлагать малышу в 18-ти часовой прием пищи, и приучать сразу пить из чашки. Это должен быть не обычный напиток, а детский, такие кефиры производят, например, фирмы «Тема», «Агуша», а так же на детской молочной кухне. Так же можно приготовить кефир самостоятельно. В аптечной сети имеется множество различных заквасок для приготовления детского кефира. Напитки, сделанные самостоятельно не проходят процесс стерилизации, поэтому в них больше живых кисломолочных бактерий.

Елена, мама годовалой Алисы: «Кефир я готовила дома. Приобрела йогуртницу и закваски. А молоко брала пастеризованное, но предварительно кипятила, а если готовить из ультрапастеризованного – то кипячение не нужно».

Что нельзя давать 10-месячному ребенку

Блюда для 10-месячных детей нельзя хранить и разогревать, их готовят непосредственно перед употреблением!

Категорически нельзя давать детям первых 12 месяцев жизни цельное или парное коровье или козье молоко, цитрусы, красную рыбу, все соленое и копченое, а также кондитерские изделия с белковым кремом и шоколад.

Не стоит давать малышу шоколад, - советует автор замечательной книги «Растёт дочка, растёт сын» Ханхасаева И.Н., - чем дольше ребенок проживет, не зная сладостей, тем лучше.



Сколько должен съедать ребенок

Убедиться в том, что ребенок получает достаточно пищи, просто, зная, сколько должен весить ребенок в 10 месяцев, можно ориентироваться на таблицу ВОЗ:

При недостатке веса необходимо пересмотреть рацион ребенка, посоветовавшись с педиатром, и заменить некоторые продукты на более калорийные. Однако диагностировать низкую массу тела должен только специалист, ведь маленький вес может быть обусловлен такими факторами как, например преждевременные роды или многоплодная беременность, физиологическая особенность, а не бедным рационом. Сколько должен съедать ребенок в 10 месяцев за один раз, зависит от консистенции пищи и от предпочтений маленького гурмана. Нужно иметь ввиду, что весь объем пищи за сутки не должен превышать 1000 мл, а разовый объем можно высчитать, поделив это число на количество кормлений.

«На сегодняшний день не должна ставиться цель «наесться досыта», - говорит доктор Комаровский. - Ей на смену выдвинута иная: как при таком изобилии продуктов сохранить здоровье, ведь вкусовые привычки закладываются с детства, и тут важна роль родителей».

Примерное меню - таблица на 1 день



Таблица меню на неделю

Примерная таблица меню на неделю позволит рассчитать необходимое количество продуктов и сделать питание ребенка в 10 месяцев более разнообразным:

День недели: 1 кормление 2 кормление
3 кормление
4 кормление
5 кормление
понедельник

180 г. рисовой протертой каши на молоке,
50г пюре из фруктов,
100г киселя

120 мл овощного супа на мясном бульоне с белым хлебом (5 г),
100 г овощного пюре с паровой котлетой (60 г),
50 мл фруктового сока

Печеное яблоко,
творог (40г),
отвар шиповника (70 мл)

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
вторник Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г каши молочной гречневой,

ячный желток ½,
100 мл морса клюквенного

80 мл куриного бульона,

60 г картофельного пюре,
кнели мясные (50г),
компот из сухофруктов (100мл)

100 г пюре из фруктов,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
среда Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
100 г рисово-творожного пудинга,

50 г пюре из фруктов
100 мл травяного чая

120 мл супа-пюре из овощей,

60 г вермишели отварной,
тефтели (50г),
сок (70 мл)

180 г молочной каши,
отвар шиповника (100мл)
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
четверг Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
120 г отварной вермишели,

яичный желток,
70 мл фруктового сока

120 мл супа с рисовой крупой на мясном бульоне,

80 г мясного суфле,
100 мл киселя

70 г пюре из фруктов, 100 мл кефира с печеньем (20 г) Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
пятница Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной кукурузной,
40 г творога, 100 мл чая
120 мл супа с вермишелью на курином бульоне,

60 г тушеных овощей,
фрикадельки (40 г),
100 мл компота

100 г овощного пюре,
100 мл киселя
Кефир (200мл)
суббота Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
180 г молочного супа-лапши,
70 мл фруктового сока
100 г крем-супа из тыквы, 60 г картофельного пюре),

ежики мясные (60 г),
100 мл чая травяного

100 г пюре из фруктов,

кефир (80 мл),
сухарик

Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
воскресенье Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)
150 г каши молочной гречневой,

пюре из фруктов (50 г),
чай (100мл)

150 мл супа-пюре из овощей,

60 г. морковно-картофельного пюре,
паровая котлета(50г),
100 мл сока

100 г салата из вареных овощей,
100 мл киселя
Молоко материнское или его заменитель (смесь около 200 мл)

Точный набор продуктов и их объем зависит от здоровья и аппетита малыша, его склонностей к аллергии, а также от рекомендаций педиатра.

Простые и полезные рецепты для питания 10-ти месячного ребенка

Растительное рафинированное масло не содержит полезных веществ, зато в процессе очистки разбавляется химическими примесями, поэтому маленьким детям не рекомендуется его употреблять.

Самое подходящее масло для детей до 2-х лет - оливковое, льняное, кукурузное или соевое.

Первые блюда

Супы для малышей готовят лишь тогда, когда все суповые ингредиенты уже знакомы ребенку. Начинать стоит со сваренных на воде или овощном бульоне, с кусочками овощей и крупами. Постепенно бульон можно заменять мясным, но не концентрированным, а вторичным (первый слить, когда мясо закипит). Солить бульоны можно, но совсем немного (до 3 г соли).

Усилители вкуса и различные добавки, например, бульонные кубики «Магги» и прочие не должны присутствовать в детском супчике – только натуральные продукты!



Суп-пюре «Овощата»

Для приготовления понадобятся:

  • картофель – 30г;
  • капуста – 30 г;
  • свежая морковь – 10г;
  • стакан воды;
  • молоко – 100 мл;
  • немного соли.

Овощи очищаем и мелко нашинковываем, заливаем водой и ставим кастрюлю на небольшой огонь, отвариваем. Затем их пюрируем блендером вместе с отваром, вливаем молоко, чуть присаливаем и доводим до кипения.

Суп-пюре кабачковый с цветной капустой

Для приготовления потребуется:

  • цветная капуста – 150 г;
  • кабачок – 150 г;
  • яичный желток – 0,5 шт.

Овощи очищаем и нашинковываем, складываем в кастрюлю и заливаем стаканом кипятка, ставим на слабый огонь и варим. Затем пюрируем овощи, добавляем отвар, в котором они готовились, присаливаем, ставим на плиту до закипания. Мелко крошим желток и добавляем в суп.



Суп рисово-молочный

Рис (15-20 г) промываем, предварительно перебрав, и варим до готовности в 1 стакане воды при небольшом огне, откидываем на дуршлаг, перетираем через среднеячеистое сито (можно этого не делать, если рис разварился или вы уверенны, что малыш справится с пищей). Добавляем стакан горячего молока – 100 мл и доводим до кипения.

Блюда из мяса

Для малышей лучше брать мясо нежирное, в идеале – индейку, цыпленка, кролика, телятину. С мяса необходимо удалять пленки и жир. Фарш можно готовить заранее и фасовать порционно, храня в морозилке. Но блюда из него хранению не подлежат, готовятся и съедаются сразу.

Фрикадельки

Мясо (филе) 200г. пропустить на мясорубке, смешать с размоченным в молоке хлебом (50г) и перемолоть фарш снова. Добавить масло сырой желток и молоко до нежной, но липкой консистенции. Сформовать мясные шарики и приготовить на пару.

Суфле «Неженка»

  • Мясо (филе) – 300г;
  • Яйцо сырое, разделенное на желток и белок;
  • Молоко – 60 мл;
  • Мука – 15 г.

Вареное мясо прокрутить на мясорубке, вмешать муку, желток и молоко. Хорошо перемешать и ввести белок, взбитый до устойчивой пены. Наполнить массой формочки и запечь в духовке (около 30 мин).

Котлетки из мяса и кабачков в пароварке

  • фарш из мяса птицы (индейка, цыпленок) – 300г;
  • мякоть кабачка – 100г;
  • овсяные хлопья – 30 г.

Кабачок перетереть на терке и немного отжать, смешать с фаршем, размолотыми овсяными хлопьями. Сформовать котлетки, готовить в пароварке 25 мин.

Блюда из овощей и фруктов

10 месяцев – время, когда можно знакомить малыша не только с термически обработанными овощами и фруктами, но и с сырыми тертыми. Идеальны в этом случае яблоко и морковь. Но такие блюда не должны быть ежедневными, и, давая их ребенку, нужно следить за реакцией его организма (если появится сыпь, заболит живот, изменится характер стула – исключить сырые продукты).

Салат из яблока и сырой моркови

Промыть и очистить от кожуры одно зеленое яблоко и небольшую морковку измельчить на средней пластиковой терке (косточки из яблока нужно удалить), перемешать. Для большей пользы и усвоения витамина. А можно добавить капельку растительного масла – льняного или оливкового.


Пюре тыквенно-абриковое

2 вымытых абрикоса без косточки и 200 г тыквенной мякоти порезать кусочками и сложить в кастрюлю. Залить водой и после закипания на слабом огне варить 20 минут. после - слить воду и пюрировать тыкву с абрикосом блендером.

Блюда из творога

Запеканка

  • творог – 300г;
  • сырое яйцо;
  • молоко – 70 мл;
  • сахар – 3 ч. ложки;
  • манка – 2 ч. ложки.

Творог размять, чтоб не было комочков. Яйцо и манку, предварительно размоченную в молоке, добавить в творог, всыпать сахар. Можно перемешать с помощью миксера – запеканка будет очень воздушной. Выпекать в духовке при среднем огне до золотистой корочки.


Бананово-творожный десерт

  • банан – 0,5 шт;
  • творог детский – 150г;
  • молоко – 2 ст. ложки.

Размять творог, натереть на терке банан, смешать. Добавить кипяченное молоко. Перемешать.

Видео по теме

Малыш в возрасте десяти месяцев становится все активнее, и все свободное время уделяет изучению окружающего мира, постоянно совершенствует свои навыки и приобретает новые умения. Когда перед вами ребенок 10 месяцев развитие его приобретает новый виток, уже начинается проявляться его индивидуальность, зарождается самостоятельность. Ему уже трудно препятствовать, когда он занят своими играми или делами, любая попытка сделать это может вызвать возмущение.

Если говорить о физических параметрах, то к десяти месяцам малыш имеет около 6 зубов (четыре вверху и два внизу). Прибавление роста у ребенка за десятый месяц жизни составляет около 1,5 сантиметров, а веса – до 500 граммов. Массу тела быстрее набирают менее активные малыши, подвижные детки прибавляют не более 300 граммов.

Особенности распорядка дня

Если просмотреть рекомендуемый специалистами распорядок дня для ребенка 10 месяцев, то можно увидеть, что он мало чем отличается от режима девятимесячного малыша. Он включает в себя пятикратный прием пищи, две прогулки, четырехчасовые бодрствования и двукратный дневной сон. И если ранее некоторые малютки спали три раза в день, то к данному времени практически никто уже так долго спать не хочет.

Соблюдать режим питания, отдыха и бодрствования следует потому, что кроха нуждается в достаточном количестве отдыха и рационального питания. Обязательно следует соблюдать стабильность в выполнении режима, но с учетом индивидуальных особенностей малыша. Это поможет не только ему, но и надежно обеспечит маму возможностью высыпаться по ночам и иметь свободное время.

Навыки в десять месяцев

Что должен уметь ребенок 10 месяцев? Как уже было сказано, у него появляется много навыков, и совершенствуются уже приобретенные умения:

  1. Маленький человек уже не только быстро садится и чувствует себя уверенно в таком положении.
  2. Он твердо стоит, держась при этом за опору только одной ручкой.
  3. Если малютка вдруг видит интересную для себя игрушку, то отвлекаясь на нее, может бросить опору, но потом быстро хватается за нее снова или садится.
  4. Если ему дать стул, то он способен передвигаться, держась за него, и толкая впереди. В некоторых случаях он ходит, придерживаясь за стену, а иногда уже двигается на своих ногах совершенно самостоятельно, но поскольку координация в десять месяцев несовершенная, то оставлять его самого не рекомендуется.
  5. Из совершенно новых достижений – это способность ребенка на две или три ступеньки подниматься вверх. Спускаться же для него еще тяжело, и такой навык у него появиться несколько позже.

Если ребенку 10 месяцев, и он не ходит, то не следует сильно переживать по этому поводу. Никогда не нужно забывать, что каждый человек с рождения является индивидуальностью, и имеет свои особенности развития. Отсутствие такого навыка, как ходьба, к этому времени не является отклонением при нормальных прочих показателях.

Социализация

Малютка все изо всех сил старается быть похожим на взрослого. В десятимесячном возрасте его уже можно приучить нормально есть при помощи ложки, и пить из стакана или чашки. Он уже может проситься при необходимости опорожнить мочевой пузырь или кишечник, на горшок.

С удовольствием ребенок выполняет самые простые поручения родителей. Поэтому в качестве игры для ребенка 10 месяцев можно предложить ему принести ту или иную игрушку или предмет. Рекомендуется для воспитания у него самостоятельности позволить сделать выбор в одежде, которая предназначается для прогулки.

Малыш сейчас уже в значительной степени может увлекаться своим делом, и возможно, в этот момент обмочиться. Это не должно вызывать нарекания со стороны родителей и не является поводом для беспокойства. У многих мам может возникнуть вопрос о том, как приучить 10 месячного ребенка к горшку? Самое главное – это постепенно приучать его к аккуратности, чистоте и внимательности, но не методом крика.

Большинство специалистов в педиатрии считают, что малыша следует высаживать на горшок только в том случае, когда он уже в состоянии контролировать свой организм в его естественных отправлениях. При нормальном развитии происходит это только после года, а в некоторых случаях родителям следует начинать высаживание только в три года, так как малыши все развиваются по-разному.

Социализация проявляется и в том, что маленький человек проявляет искреннее желание общаться и играть с другими детьми. Но при отсутствии такого навыка не всем и не всегда это дается легко, и необходимо оказывать помощь.

Нередко бывает так, что ребенок уже не хочет ходить с соской. Если же он до сих пор зависим от нее, то в этом случае нужно постепенно отучать, поскольку будет формироваться неправильный прикус.


Эмоциональная сфера

Не стоит на месте и эмоциональная сфера, и ребенок уже заявляет о себе не только в виде крика или плача:

  • он хорошо понимает запреты и отказы;
  • пытается играть в непослушание;
  • может смеяться над некоторыми шутками и сам над собой;
  • расстраивается в том случае, когда его заставляют делать «скучные» вещи – спать, есть или одеваться на прогулку, и в данном случае задачей родителей становится превратить неприятную процедуру в игру, или отвлечь малыша.

Игры

Игры для малышей 10 месяцев становятся более осмысленными, теперь для них нужен какой-то сюжет. Ребенок начинает воспринимать куклу и укачивать ее. Довольно успешно проходит собрание кубиков или пирамидки (не без участия и помощи взрослого). Также малютке интересно становится катать машинку и мячик. Он умеет поднимать небольшие предметы и вкладывать их в емкости в виде тазика или детского ведерка.

Игра в прятки становится интересней, и теперь малыш самостоятельно умеет спрятаться за креслом или углом комнаты, и выражает восторг, когда его «не могут найти», а потом, спустя время, находят и удивляются. Большую роль в дальнейшем развитии чувства такта и моторики игры в ладошки.

Мелкую моторику можно улучшить путем рисования, лепки или перебирания мелких предметов. Поскольку ребенок в этом возрасте продолжает пробовать все предметы «на вкус», то при обращении его с мелкими игрушками и вещами обязательно присутствие взрослого человека.

Речевые навыки

Умения ребенка в 10 месяцев заключаются и в повышении навыков разговорной речи. В данном возрасте заметно возрастает арсенал слов. Он постоянно повторяет слоги, обозначающие самых близких ему людей: «ма», «па», но при этом очень прислушивается к взрослым и пытается говорить более сложные слова. Поэтому, когда ему что-то нужно маленький человек может требовать, произнося слово «дай» или «на». В последнем случае он просто повторяет за взрослым, когда тот подает малютке игрушку или интересный ему предмет.

Для общения многие карапузы в этом возрасте изобретают новый язык, который позволяет ему общаться. Несмотря на то, что понять его трудно, не следует перебивать ребенка, нужно дать ему сказать все, что он хочет. Отвечать ему нужно в такой же интонации, как если бы это был совершенно взрослый человек. Это поможет вам в дальнейшем не потерять контакта со своим сыном или дочкой в подростковом возрасте.

Массаж и упражнения

Очень важно заниматься с малышом гимнастикой и выполнять определенный вид движений, сначала лежа, а потом сидя и стоя, сочетая их с расслабляющим массажем.

  1. Малютка лежит на спине, а мама берет его ручки и разводит в стороны, а потом скрещивает на груди.
  2. Упражнение «бокс» заключается в том, чтобы дать ребенку в каждую ручку по колечку, а потом тянуть их по очереди на себя. После этого нужно немного помассировать ему ручки.
  3. Для ножек выполняется упражнение «велосипед». После него нужно проделать поглаживающие движения ног по направлению снизу вверх.
  4. Повороты. С помощью мамы нужно повернуть малютку со спины на животик через левый, а потом и правый бок.
  5. Когда 10 месяцев ребенку массаж проводится не только на конечностях, но и с захватом ягодиц и спинки. Сначала нужно провести поглаживающие движения вверх и вниз, затем при помощи подушечек пальцев немного растереть кожу в этой области, а потом сделать то же самое, но с использованием тыльной части пальцев. По ягодичкам полезно пройтись легкими пощипывающими движениями.
  6. Поднимаем ноги. Они должны быть выпрямленными в коленках. Для этого нужно взять палочку, и держа ее на определенном уровне, попросить малыша достать ее ножками. Это позволит укрепить мышцы животика.
  7. Следующее движение – приседание. Делается оно с опорой на взрослого обеими руками. И в дальнейшем усложняем движение, подавая только одну руку, но делать это рекомендуется только после того, как ребенок начинает вставать уверенно.
  8. Полезно несколько раз сделать наклоны. Малыш становится спиной к взрослому и фиксируется при помощи его коленей. После этого наклоняется по просьбе матери или отца за предметом, лежащим на полу.
  9. Ползание выполнять также полезно. Даже если малыш уже уверенно стоит, заинтересовать его выполнить такое движение необходимо, так как это позволит ему хорошо укрепить его мышцы. Можно сделать ползание вдвоем с взрослым наперегонки.
  10. Ходьба с удержанием малютки двумя руками. Ее следует постепенно усложнять, выполняя приседания, наклоны, а также повороты. После того, как ребенок начинает выполнять все движения уверенно, можно делать эти же движения, но только держась за одну мамину руку. Это позволит не только увеличивать силу мышц, но и сохранять тело в равновесии.
  11. К 10 месяцам можно начинать делать «мостик». Н только при условии легкости его выполнения и при активной поддержке взрослого.
  12. Полезно проложить малютку на животик и попросить его перебирать ручками (походить на руках), а в это время держать его за ножки. Для повышения интереса к выполнению задания можно положить игрушку на пол и попросить его добраться до нее. Такое упражнение помогает укрепить опорно-двигательный аппарат и развивает всю мышечную систему.

Все упражнения могут выполняться лежа, сидя или стоя с опорой. По ходу занятия следует постоянно давать команды для ребенка, произнося их мягким тоном и разборчиво. Мышцы при этом следует укреплять не только с целью подготовки к будущей уверенной ходьбе, но и для того, чтобы малютка мог свободно сидеть в течение длительного времени.

Целенаправленные упражнения в совокупности с речевой командой позволяют развивать условно-рефлекторные движения, улучшать координацию и более четкое понимание обращений и просьб.

Не следует заниматься с малышом, если он неважно себя чувствует или проявляет раздражение. Начинать необходимо с минимального количества повторов (не более 2-4 раз).

Важно также продолжать уход за ребенком 10 месяцев в виде ежедневных гигиенических процедур (купания, обрезание ногтей, чистка ушей, причесывание и прочее).

МИР РЕБЕНКА

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом.
По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме "я - тебе, ты - мне". Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры "с общением", такие, как "прятки" или "идет коза рогатая", а также "совместное пение"; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Двигательные навыки

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу "прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать", это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно "ели рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно. Изо всех сил они стремятся поскорее встать на ноги, подтягиваясь с помощью стульев или схватившись за отцовскую штанину, и на своем мало понятном языке отдают команду родителям взять их за ручки и поводить.
В противоположность ребенку, настойчиво желающему ходить и только ходить, есть дети, которые становятся специалистами по ползанию. На самом деле ловко ползающий малыш передвигается гораздо быстрее и лучше сохраняет равновесие, чем ребенок, рано вставший на ножки. Исследуя новую территорию, у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Ползунок, так же как и ребенок, научившийся ходить, может ловко огибать препятствия, забираться по ступенькам и исследовать интересные объекты.
Наблюдая за активно ползающим ребенком, можно видеть постепенное развитие этого навыка. Сначала малыш ползает, попеременно двигая то руками, то ногами; затем начинает методично двигать правой рукой, левой ногой и наоборот. А потом уже ползает так ловко и равномерно, что понять, каким образом это у него получается, почти невозможно, умелый ползунок может, передвигаясь, волочить за собой какую-нибудь игрушку. Как и научившийся ходить ребенок.
Интересно, что нельзя обнаружить прямое соответствие между двигательными навыками и умственными способностями ребенка. Если ребенок пошел рано, это вовсе не значит, что он смышленнее или будет хорошо решать задачи. И более того, торопить события не следует. Каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому он пойдет тогда, когда будет к этому готов.
В десять месяцев большинство детей встают на ножки. Многие из них могут вполне самостоятельно сохранять равновесие. Используя это преимущество, малыш, опираясь на что-либо, начинает стоять. Утром вы можете увидеть стоящего в кроватке ребенка, который, опираясь о решетку, выкрикивает что-то с победным видом. Позже этот ребенок может оказаться у кофейного столика, где, опираясь на столешницу, произнесет вам целую речь, обрушив на вас поток не слишком связных звуков. Дети очень гордятся своим вертикальным положением.
Родители часто спрашивают, надо ли ставить манеж для десятимесячных детей. Ответ: может быть. С одной стороны, десятимесячный человечек с интересом изучает окружающее пространство и предметы, и заключение в манеж будет препятствовать его исследованиям. С другой стороны, для детей, которые только научились подтягиваться и вставать, манеж может оказаться удобным и безопасным местом для тренировок. Случается также, что родители не могут все время следить за своим малышом, и тогда фактором номер один становится безопасность ребенка. Чаще всего манеж будет полезен только при творческом отношении к нему. Например, можно использовать манеж с опущенной стороной, тогда малышу будет удобно учиться залезать в него, хранить в нем свои игрушки или тренироваться, бросая в него различные предметы.
Когда малыш достает и хватает разные вещи, у него развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев. Полезно дать ему какие-то определенные задачи, например: раскрыть коробку или поставить на ноги игрушечную собачку. Если перед ребенком положить небольшой предмет, он быстро дотянется до него и ловко схватит большим и указательным пальцами. На первой фазе этого движения можно заметить в запястье детской руки легкий наклон или поворот. Когда ваш ребенок был помладше, он уже использовал похожее хватательное движение, подбирая крошки на своем высоком стульчике. Руку в запястье он поворачивал и тогда, когда держал игрушку и исследовал ее со всех сторон. Теперь он соединил эти два элемента, и его движения стали более умелыми и скоординированными.
У ребенка появилось и новое достижение - он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением (поворачивая руку в запястье) разрывает листы. Примерно к этому времени у ребенка может появиться еще один интерес ему захочется "строить", складывая один маленький кубик на другой. Ему нужно взять кубик большим и указательным пальцами, поднять его и положить на другой кубик. Потом он, конечно, толкнет и свалит это "сооружение". Однако малыш не остановится на достигнутом. На второй кубик ему захочется положить третий. Но в результате, опять произойдет крушение "башни".

Способность видеть, слышать, чувствовать

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издали, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей эта способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета. В поведении десятимесячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о том, что у него появляется понятие о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко от него, ребенку захочется поиграть.
Десятимесячный человек уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или другие вещи, демонстрируя это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. Если сестренка делает стойку на голове, малыш хохочет, глядя на нее. Он уже может узнать знакомый предмет, если ему видна только часть его. Если ложка почти целиком закрыта салфеткой, ребенок, тем не менее, уверенно берет ее и тащит в рот. В этом возрасте продолжает совершенствоваться как звуковое, так и зрительное восприятие ребенка. Он начинает определять, откуда доносится звук. Услышав что-то за своей спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Он может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких - гнев, желание подразнить, спокойствие, радость, раздражение все это малыш быстро распознает.
В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. В десять он начинает интересоваться и их наполнением. Он засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую но размеру, издавая при этом недовольные звуки. Потерпев неудачу при засовывании одного предмета в другой, ребенок может отдать оба предмета взрослому с безмолвной просьбой о помощи.
У ребенка появляется способность разрешать задачи "за" или "в". Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Совсем недавно он пытался достать ее сквозь поднос. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Раньше малыш пытался добраться до игрушки сквозь стенку или крышку коробочки. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.
Вашего ребенка может привлечь еще одно занятие - забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. И вот спустя несколько месяцев ребенок научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку. Иногда он бросает туда какую-нибудь игрушку, чтобы тут же схватить другую. Иногда детям нравится играть, скидывая со своего высокого стульчика кусочки пищи и игрушки. В десять месяцев ребенок любит экспериментировать, бросая предметы. Он может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне кастрюльки.

Понимаем своего ребенка

Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу", "Ладушки-ладушки".
В возрасте шести - девяти месяцев дети привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В десять месяцев могут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По мере того как ползанье становится для ребенка легким автоматическим делом и он начинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно. Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в "далекую экспедицию", ребенок может захватить с собой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести независимость.
Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходят определенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос. Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность.
Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока "чужой" не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и выражая свое возмущение его отсутствием.
Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" - спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могут помочь ребенку - если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.
Если родители вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То же самое касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детей показывают, что если там у ребенка постоянная и заботливая няня, а дома он любим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму.
Альтернативой яслям может быть "домашняя" няня. Конечно, как правило, родители предпочитают, чтобы няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобы предполагаемая няня могла один-два раза зайти к вам и познакомиться с ребенком до того, как ей придется оставаться с ним.
Если в ваших обстоятельствах приходится оставлять ребенка в доме няни, важно облегчить ему ситуацию. Тут может помочь любимая игрушка, которую малыш возьмет с собой, или одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-то время у этой няни вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если он увидит, что мама и няня хорошо и весело общаются.
Десятимесячный ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и решительно, чтобы он не успел разжалобить вас.
Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше всего подходит их ребенку.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия
Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации
Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.
"Делай, как я"
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.
До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет".
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения
Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления
Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик "Необходимый запас"
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.

Время купания
Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"
Сюрпризы
Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Время отдыха
Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка "Спокойной ночи"
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.



Публикации по теме