Понятие о коммуникациях. Коммуникативная культура детей дошкольного возраста

Хачатрян Карине Багратовна,

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 360» г. Перми

Межкультурная коммуникация в дошкольном образовательном учреждении

Какими мы хотим видеть наших детей? Безусловно, разносторонне развитыми. Ведь мы живем в век стремительно развивающихся технологий и постоянных изменений. Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, показывают, что самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те, и другие считают доброту и отзывчивость.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

По мнению психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая не биологическая, а социальная потребность.

Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. При всём многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Современные дети живут в охваченном процессами глобализации и интеграции мире, и в своей повседневной жизни им придется достаточно часто сталкиваться с необходимостью осуществления межкультурного взаимодействия. Тем более, что мы живем в многокультурной стране. Соответственно происходит рост многонациональности детских коллективов в дошкольных образовательных организациях, приход детей из семей с разными национальными корнями, а также возрастает количество семей, путешествующих в разные страны, в связи с чем возникает проблема необходимости расширения представлений у детей об этнокультурном многообразии мира.

06.04.2013 7263 858

Введение

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, кото­р ый овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспро­ изведение ранее полученных впечатлений с образованием и даль­нейшим развитием речи происходит не только в результате внеш­ ней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Оно возникает по слову ранее воспринятого явления в силу образовавшейся связи между первой и второй сигнальными системами.

Под влиянием речи изменяется характер деятельности ребенка. Сначала, играя, он воспроизводит действия, непосредственно разу­ ченные с взрослым. Затем с усложнением формирующихся нервных процессов, под влиянием неоднократно повторяющихся и разнооб­ разных внешних раздражений, получаемых от окружающей среды, действия ребенка усложняются. Таким образом, уже виденное ста­ новится содержанием игры.

Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интере­ сами других детей.

С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все ок­ ружающее становится для него более понятным, осмысленным, вза­имосвязанным, что развивает специфически человеческое мышле­ ние.

Ранний возраст от 1 года до 2 лет

· Культура речевого общения

Развивать потребность в речевом и эмоциональном общении с взрослым.

· Грамматический строй речи

Развивать темп, интонацию и громкость речи. Побуждать детей к грамматически правильной речи.

· Звуковая культура речи

Учить правильно произносить некоторые гласные и согласные звуки. Развивать артикуляционный аппарат.

· Словарный запас

Учить понимать слова, обозначающие предметы, находящиеся в поле зрения ребёнка. Строить предложения из 2 – 3 слов. Активный словарь – 100 – 300 слов. Учить употреблять усвоенные и новые слова в целях общения. Учить употреблять местоимения и наречия.

Развивать элементарные навыки активной речи. Побуждать выражать свои просьбы, желания словами, повторять звукоподражание и звукосочетание. Совершенствовать способность к речевому подражанию и проговариванию.

Всматриваться и узнавать знакомые иллюстрации и предметы, воспроизводить игровые действия согласно текста. Приобщать к словесному творчеству в его различных формах.

Учить слушать текст, воспринимать, понимать, активно реагировать на его содержание.

Учить договаривать последние слова знакомых стихотворений, потешек и песенок.

Ранний возраст от 2-х до 3- лет

· Культура общения

Формировать элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Поддерживать стремление ребенка активно включаться в общение, речевыми и неречевыми средствами.

· Грамматический строй речи

Развивать умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами. Содействовать изменению слов по числам, падежам и временам, образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

· Звуковая культура речи

Учить разговаривать внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Учить использовать звукоподражания в игровых ситуациях. Учить формировать речевое дыхание.

· Словарный запас

Активизировать словарь на основе расширения ориентировки детей в окружающем мире. Развивать умение узнавать предметы независимо от цвета, формы, величины. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими название предметов, профессий, растений, домашних животных и т.д.; глаголами, обозначающими трудовые действия и взаимоотношения; прилагательными; местоимениями, междометиями.

· Связанная речь (диалогическая)

Побуждать к общению на близкие ребенку темы из жизни близких людей. Побуждать участвовать во внеситуативном диалоге. Поощрять интерес ребенка к делам сверстника, желание сопровождать речью свои действия. Развивать умение повторять за взрослыми отдельные фразы, рифмовки, изменять темп речи и силу голоса.

· Творческая речевая деятельность

Вовлекать детей в инсценирование, подговаривание слов в сказке и художественном тексте. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать творческий потенциал ребенка.

· Восприятие произведений художественной литературы

Приобщать к эмоциональному восприятию художественных произведений. Воспитывать интерес к художественному слову. Знакомить с малыми жанрами устного народного творчества народов Казахстана, стихотворениями, рассказами. Развить умение вслушиваться в звучание стихотворной речи, улавливать ритм. Учить простейшему анализу художественного произведения с характеристикой героев и их поступков. Формировать способность припоминания, проговаривания текста знакомых произведений (воспроизведение) с наглядным и без наглядного сопровождения.

Младший дошкольный возраст

от 3 до 4 лет

· Культура речевого общения

Побуждать общаться с взрослыми, как с основным источником развития речи. Стимулировать инициативные высказывания детей, обращения к взрослому с просьбами и предложениями. Воспитывать начала культурного общения. Побуждать выражать свои чувства по образцу для оценки этического поведения по отношению друг к другу.

· Грамматический строй речи

Упражнять детей: согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами.

Закреплять умение понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

· Звуковая культура речи

Формировать умение четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание; правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию.

Готовить артикуляционный аппарат к правильному произношению шипящих звуков.

Учить говорить достаточно громко, не торопясь, правильно пользоваться интонацией; развивать речевое дыхание. Способствовать развитию фонематического слуха.

· Словарный запас

Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения, их признаки, действия с ними и местоположение в пространстве. Пополнять словарь словами, относящимся к разным частям речи. Активизировать антонимы, глаголы, придающие динамизм речи как основа составления коротких рассказов. Обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в окружающем.

Учить понимать обобщающие слова.

· Связная речь

Побуждать детей отвечать на вопросы: при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; о прочитанном. Формировать умение рассказывать: повторять за воспитателем рассказ из двух – трех предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины.

Налаживать общение с ребенком на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, - о событиях из личной жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, об объектах живой и неживой природы.

Строить высказывания, состоящие из двух – трех предложений.

· Творческая речевая деятельность

Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.

Помогать детям узнавать героев литературных произведений и передавать их образ в игровых действиях, используя при этом соответствующую атрибутику. Воспитывать творчество, воображение.

· Художественная литература

Формировать у детей привычку к книге, как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций; привлекать к решению этой задачи родителей. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; желания отвечать на простые вопросы.

Научить вырабатывать умения слушать вместе с группой сверстников выразительные чтения или рассказывания воспитателя. Поддерживать стремления детей повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения.

Создавать условия, активизирующее самостоятельное рассматривание детьми книг, выражение своих впечатлений, узнавание в иллюстрациях знакомых произведений и их героев.

· Государственный язык

Воспитывать интерес к языку другого народа. Создавать условия для общения: здороваться, отвечать на приветствие, благодарить. Поддерживать стремление ребенка активно включаться в общение, речевыми и неречевыми средствами.

Младший дошкольный возраст

от 4 до 5 лет

· Культура речевого общения

Продолжать учить и создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения (речевого и не речевого).

Стимулировать проявление собственной речевой активности: обращение с просьбами и предложениями к партнерам по общению, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей. Развивать способность ребенка проявлять интерес к эмоциональному отклику партнера по общению на происходящие события.

· Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматический строй речи в связи с расширением ситуации общения, структуру простого предложения, способствовать употреблению детьми сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с прямой и косвенной речи.

Побуждать грамматически, изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными. Упражнять в правильном использовании: существительных в родительном падеже множественного числа, глаголов повелительного наклонения, предлогов, разных способах образования слов.

· Звуковая культура речи

Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук). Совершенствовать артикуляцию, умение четко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать интонационную сторону речи, дикцию, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

· Словарный запас

Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире и обогащения тематики общения детей с взрослыми и сверстниками. Пополнять словарь точными глаголами, меткими прилагательными, обобщающими наименованиями, наречиями, антонимами. Поощрять детские вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Стимулировать детское словотворчество.

· Связная речь

Побуждать задавать вопросы об интересующем, а также высказывания суждения в форме короткого текста (три-четыре предложения). Пересказывание небольших сказок, рассказов, как знакомых, так и впервые прочитанных.

Побуждать детей составлять рассказы по картинам, по аналогии, из личного опыта. Описание игрушек, предметов. Формировать словотворчество и способность к рифмовке слов, способность к рассуждению. Формировать представление о типах предложений по интонации (повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения).

· Творческая речевая деятельность

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях. Создавать благоприятную атмосферу для игровых и юмористических вариаций, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений. Обогащать литературными образами игровую деятельность детей.

· Художественная литература

Знакомить с различными жанрами литературных произведений, малые жанры устного народного творчества: считалки, скороговорки, заклички, загадки, сказки, рассказы, стихотворения. Учить выявлять особенности языка художественных произведений (образные выражения), в том числе и музыкальности, ритмичности поэтической речи.

Знакомить с писателями и иллюстраторами литературных произведений. Учить пересказывать краткие рассказы, сочинять не большие истории по аналогии. Учить простейшему анализу художественного произведения с выделением особенностей языка, характеристикой героев и их поступков. Учить заучивать короткое стихотворение, выразительно их читать с использованием интонационных средств выразительности (темп, интонация, громкость).

· Государственный язык

Произношение названий предметов на государственном языке; понимание смысла слов и применение их в повседневной жизни, подбор слов на заданный звук. Счет до пяти.

Старший дошкольный возраст

5 – 6 лет

· Культура речевого общения

Обращать особое внимание на общение со сверстниками. Учить пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими – с учетом конкретной ситуации. Продолжать формировать этически ценные образцы общения, принятые в казахстанском обществе.

· Грамматический строй речи

Совершенствовать умения составлять простые и сложные предложения, согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными. Развивать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, кино, какао, пианино). Формировать критическое отношение к грамматическим ошибкам. Поощрять стремление к грамматически правильной речи. Формировать способы формирования глаголов, существительных, прилагательных. Совершенствовать структуру предложения, содействовать активному использованию разных типов предложений.

· Звуковая культура речи

Продолжать работу над совершенствованием артикуляционного аппарата, совершенствовать звуковую культуру речи, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи. Совершенствовать произношение слов согласно нормам литературного языка. Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Способствовать совершенствованию слухового восприятия и правильного произношения.

Учить правильно, произносить слова, шутки – чистоговорки, скороговорки, содержащие смешиваемые звуки; тренировать в произношении слов и предложении в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией; упражнять в правильном произнесении звуков в словах и коротких стихотворениях. Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами.

· Словарный запас

Стремиться к качественному совершенствованию словаря: антонимы, синонимы, многозначные слова. Активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий, качеств; понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках. На основе сравнения функции предметов формировать обобщающие понятия.

· Связная речь

Развивать диалогическую и монологическую речь. Учить поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы воспитателя и детей. Развивать навыки объяснительной речи. Учить связно, последовательно и выразительно передавать содержания произведений. Учить использовать выразительность средства при пересказе небольших литературных произведений. Учить самостоятельно, составлять описательные рассказы об игрушках, набору предметов, по картине, набору картинок. Учить составлять небольшие рассказы из личного опыта, передавая хорошо знакомые события и впечатления.

· Государственный язык

Воспитывать интерес к государственному языку. Понимать особенности звуков казахского языка, произношение звуков, повторение и подражание.

Произношение названий предметов на государственном языке; понимание смысла слов и применение их в повседневной жизни, подбор слов на заданный звук. Счет до десяти. Составление рассказов по картинам из 4 -5 предложений.

· Творческая речевая деятельность

Использовать прямую и косвенную речь при инсценировании сказок, литературных произведений, стихотворений. Воспитывать интерес к театральной деятельности, развивать творческий потенциал детей.

· Художественная литератур а

Прививать интерес к художественной литературе. Знакомить с произведениями различных жанров. ормировать способность замечать литературные выразительные средства.

Формировать нравственные качества детей, определять и мотивировать свое отношения к героям произведений. Учить выразительно читать стихи; при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

· Основы грамоты и подготовка руки к письму

Формировать умение выделять в произношении заданный звук, сравнивать звуки близкие в артикуляционном или акустическом отношении, определять звук на слух в ряду из 4-5 слов; представление о слове, звуке, слоге, предложении. Упражнять в различении правой и левой руки, координации движений рук кистей пальцев. Знакомить детей с окружающей графикой.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Из опыта работы в старшей возрастной группу ДОУ. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

У детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высоко уровня. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного запаса, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса слов сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а так же многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важный этап развития речи ребенка - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь. В диалоговой речи дети прибегают к краткому и развернутому ответу в соответствии с вопросом.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью завит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Вместе с тем, можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят все звуки правильно, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными, в словообразовании). Есть ошибки в построение связного текста с соблюдением структурных элементов (начало, середина, конец) и их соединение.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др., и вне их - игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т.д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде), перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.).

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?», «Для чего надо рыхлить землю?» и т.д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. Мы предлагаем детям составить или придумать рассказ, сказку об увиденном: о тучке, о бабочке, о снежинке, о первом цветочке и т.д.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи - лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.

Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Перечислю некоторые игры, которые мы используемые в работе с детьми старшей группы:

- «Живые слова» (закрепление знаний о предложении и слове);

- «Назови конец слова» (воспитатель называет первый слог, а дети добавляют конец слова: ра - рак, радуга, ромашка);

- «Звуковые часы»;

- «Скажи наоборот» (антонимы);

- «Многозначные слова» (составить предложения с многозначными словами);

- «Улитка» (ЗКР, лексико-грамматический строй речи, связная речь);

- «Нелепицы» (рассуждать, делать умозаключения);

- «Телефон» (работа над фонетикой);

- «Подарки» (ЗКР);

- «Посчитай предмет» (лексико-грамматический строй речи)

- «Что бывает красное? Красная? Красный?» (лексико-грамматический строй)

- «Составь предложение с использованием заданного слова или звука» (Катя купила куклу);

- «Что делает… медведь?» (назвать как можно больше глаголов);

- «Скажи по-другому» (синонимы);

- «Разложи в правильном порядке и составь рассказ» (составление рассказов по серии картинок);

- «Слова - родственники» (образование слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Чистоговорки, скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умением их приложить к разным ситуациям.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.

Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов. Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.

Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме: «Понятие коммуникации в ДОУ».

Понятие коммуникации и ее функции.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Основной функцией является обмен информацией между участниками коммуникации, а также выражение эмоционального отношения к определенной информации, факту. Для детей коммуникация имеют особую значимость, поскольку является важным фактором развития ребенка, расширения кругозора, познания окружающей реальности.

Традиционно в коммуникации выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности) .

Педагогическое общение - это прежде всего коммуникация - передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия.

Система коммуникации в детском саду.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени - со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть проти-вопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нор-мального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному .

Преобладают в дошкольном возрасте венситуативные формы общения.

Под внеситуативно-познавательной формой общения между детьми и взрослыми подразумевают такую форму, при которой общение между ребенком и взрослым базируется на естественном стремлении ребенка к познанию. Эта форма появляется еще в среднем дошкольном возрасте и устойчиво сохраняется в старшем возрасте. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции.

Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.

Так возникает внеситуативная форма общения, направленная на получение информации и новых впечатлений о внешней среде, окружающей ребенка, и основных явлениях и процессах, происходящих в ней. Это форма также эффективно вплетается в совместную деятельность воспитателя с воспитанниками, часто переплетается с совместной познавательной деятельностью. Характерной чертой этого периода является то, что у ребенка появляется потребность в уважении, ему важно ощущать равное и уважительное отношение к себе со стороны взрослого.

Отличие этой формы общения состоит в том, что оно тесно переплетается с различными видами деятельности и совместной работой с воспитателем, но при этом носит теоретический характер. Направлена такая деятельность на удовлетворение естественного стремления к познанию, которое свойственно старшему детскому возрасту. Преобладание в этом возрасте познавательного интереса ведет к тому, что ребенок начинает задавать большое количество вопросов. При этом зачастую вопросы очень разнообразны и удивляют взрослого человека. Тем не менее, они охватывают всю сферу знаний, присущих ребенку в этом возрасте. Приведем некоторые примеры таких вопросов:

«Почему рыбы в воде не тонут?»

«Почему деревья не ходят?»

«Правда, что апельсин - папа мандарина?»

«А на чем пирожные растут?» и пр.

Ребенок усваивает все, что он слышит от взрослого, сравнивает с тем, что он видит сам. При этом он пытается сопоставить, проанализировать информацию, установить свои принципы и закономерности. Таким образом, в качестве ведущего мотива этой формы деятельности выступает познавательный мотив. При этом взрослый предстает перед ребенком в роли эрудита, который знает ответы на все вопросы, а также как источник новых знаний .

Если у ребенка появляется вопрос, то он не видит другого способа удовлетворения своего познавательного интереса, кроме, как спросить у взрослого. Он считает, что взрослый сможет дать ему ответы на все интересующие вопросы, а также разрешит возникающие трудности и диллемы. При этом часто идет обсуждение различных тем, которые могут быть весьма далеки от личности взрослого или ребенка, а также от окружающей среды. В таком русле общение впервые приобретает черты внеситуативного общения.

Также появляется потребность в уважении. Именно в связи с высоким уровнем этой потребности, возникает высокий уровень обидчивости ребенка. При этом для ребенка огромную значимость приобретает мнение и оценка его взрослым человеком. Ребенку свойственно то, что он воспринимает любое замечание критику в свой адрес как личную обиду и отвержение.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы).

Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого . Главным средством такого общения, естественно, является речь , поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

Ребенок в этом возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир .

Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка .

Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий. Наглядно – образное мышление является предпосылкой к формированию новой более сложной формы общения – внеситуативно-личностной.

Это форма, при которой основное содержание разговора переключается на мир людей. Вещи уже находятся за пределами внимания ребенка, поскольку он достаточно хорошо их познал для своего возраста. Ребенка начинают интересовать отдельные человеческие качества, черты характера. Складывая отдельные элементы, у ребенка формируется целостный образ определенного человека. При этом дошкольники часто разговаривают о себе, своих родителях, членах семьи. Его начинают интересовать правила поведения, культура общения. Таким образом, ведущим мотивом становится личностный. Главным стимулом, который побуждает ребенка начать разговор, является сам человек, вне зависимости от его функций и характеристик.

Внеситуативно-личностное общение нельзя назвать одной из сторон какой-либо деятельности. Оно представляет собой самостоятельную ценность. Отличие от предыдущих форм общения состоит в том, что ребенок начинает воспринимать взрослого не как абстрактную личность, а как конкретного индивида и члена общества .

Интерес ребенка направлен не только на реакцию и поведение взрослого в конкретной ситуации, но и на анализ отдельных его качеств и свойств. Например, ребенок рассматривает и анализирует отдельные качества человека, например, его внимательность, доброжелательность, общительность. Также ребенок обращает внимание и на социальные установки, положение человека в обществе и различные ситуативные проявления. Например, ребенок обращает внимание на то, где и как человек живет, кем и как работает, как одевается, есть ли у него семья, дети.

На основании этого у ребенка происходит сопоставление его качеств, манер поведения, социальных установок, особенностей внешнего вида. Это дает ему основание сделать для себя определенные выводы об этом человеке, сформировать собственное отношение к нему. Тем не менее, ребенок не только получает информацию об окружающих его людях, но и с удовольствием расскажет о себе, своей семье, родителях, ничего не скрывая, не анализируя.

Способность к минимальному анализу и формированию образа определенного человека, приводит к тому, что в процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности взрослого: родителя, воспитателя.

На этом этапе п едагогическое воздействие на воспитанников осуществляется в первую очеред ь посредством личности воспитателя. Для ребенка очень важен личный пример, поскольку дети часто подражают и перенимают образ того человека, который является для них авторитетом. В оспитатель всегда воспринимается учащимися как авторитет и образец для подражания. Именно по этой причине необходимость развития личностных качеств приобретает особую значимость и актуальность для педагога .

В ходе реализации педагогической деятельности воспитатель должен п роявить себя как личность. В общении с воспитанниками проявляются личностные качества педагога, раскрывается его мировоззрение, отношение к миру, другим людям.

Для этого воспитатель должен развивать свое педагогическое мастерство, заботиться о развитии и совершенствовании своих профессиональных качеств, быть для ребенка образцом для подражания, быть примером высоких моральных принципов, эталоном нравственности, этики, культуры поведения. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов.

Внеситуативно-личностное общение между воспитателем и ребенком представляет собой наивысший уровень социального развития ребенка в дошкольном возрасте. На данном этапе ведущим мотивом общения является личностный, при котором воспитатель выступает в качестве авторитета, раскрывает максимум своих способностей и дарований. Воспитатель воспринимается ребенком как личность, умудренная жизненным опытом, обладающая определенным набором качеств и основных черт характера .

Благодарю за внимание!

По познавательному развитию

Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Познание» и «Коммуникация»

Рамазанова Альфира Шамиловна, воспитатель
МБДОУ Д/С «Белочка» пгт Федоровский,
Сургутский район, ХМАО - Югра

Тема: Телевизионная передача «Удивительные животные»

Аннотация: Ситуации активизирующего общения и непосредственно-образовательная деятельность с детьми в детском саду после внедрения ФГТ (Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы) заменила проводимые ранее занятия. Поэтому в данный вид деятельности стало вводиться больше игровых моментов, игр. Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками телепередачи «Удивительные животные».

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: дубовый, кленовый, березовый, лесная тропинка) ; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа:

  1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
  3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?».
  4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
  5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», гимнастика для глаз «Крошка Енот», физминутка «Лисонька - лиса», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»

Оформление: тропинка здоровья «лесная тропинка» (деревья, грибы, цветы) ; скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «Удивительные животные»».

Аппаратное обеспечение: магнитофон.

Программное обеспечение: аудиозапись (из мультипликационного фильма «Крошка Енот) сл. : М. Пляцковского, муз. : В. Шаинского, «Голоса леса» П. И. Чайковский, аудиосопровождение.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Удивительные истории» Л. Е. Белоусова; «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б Егорова.

Интернет ресурсы:

  1. http://ds82.ru/doshkolnik/4480.html
  2. http://viki.rdf.ru/item/1497/
  3. http://viki.rdf.ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=10#list

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей) . Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Согласны? В путь!

Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроя:

Коллеги, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей) . Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре) .

Основная часть:

Беседа с просмотром презентации

Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации) . Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, корова - тур, кошка - рысь и т. д.)

Воспитатель: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть - осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и поговорим о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются за рабочими столами) .

(Педагог выставляет перед детьми первую схему и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: где живут домашние животные? Где живут дикие животные?) .

Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня - дикая природа, а для других - жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного - и домашнего, и дикого носит свое название.

Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу - мультминутку для глаз.

Гимнастика для глаз «Крошка енот» с музыкальным сопровождением:

Воспитатель: Посмотрим на крошку енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтоб не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо ещё на одного из друзей Енота. Следим глазками за облаками. Закроем и откроем глаза.

(Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все предыдущие схемы остаются перед детьми.)

Беседа с использованием схем:

Воспитатель: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волклогово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога и т. п.)

Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

(Педагог выставляет схему, обозначающую цвет.)

Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти - дикие или домашние, почему?

(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)

Игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» с использованием ТСО (аудиозапись) .

Воспитатель: А сейчас - живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом - от носа до хвоста .

Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения) .

Составление рассказов по схемам:

Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, и размером. Эта схема подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров) .

Воспитатель: Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части - какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост) . Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей) . Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.

Воспитатель: Расскажите телезрителям о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено) , у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т. д. ? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема:

Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит) . Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)

Физкультминутка «Лисонька-лиса» с музыкальным сопровождением (ТСОаудиозапись)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие к лисице в лес. Проводится физкультминутка с имитацией движений:

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь,

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу. (И.С. Лопухина)

(Педагог просит детей занять свои места)

Игра «Расскажи о себе»

Воспитатель: Чтобы наша передача стала интересней для зрителей, каждый из вас озвучит кадры, представит себя каким-либо животным и расскажет о себе с помощью схем.

(Каждый ребенок берет карточку с изображением животного)

Рассказывать о животных вы будете по двое: один - о диком, а второй - о домашнем сравним их.

Педагог задает по два вопроса:

  1. Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост. (Лиса)
  2. Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь)
  3. В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова)
  4. Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка)
  5. Это животное стало первым другом человека. (Собака)
  6. У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц)

Дети, чьи картинки были отгадками на вопросы, выходят к схемам. Педагог спрашивает, кто из них начнет первым, предлагает использовать в речи следующую конструкцию высказывания: "У меня..., а у меня... ".

Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни»: вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.) . Ребята, а чем может пахнуть в деревне? (ответы детей)

Воспитатель: глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты. Растущих вдоль забора. (2-3р.) .

Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»:

Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию.

«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», - вздохнула лошадь. Сказано - сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», - говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», - вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?»- заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», - ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.

Игра «Наш театр» - рассказывание на заданную тему с игрушками театра би-ба-бо:

Педагог предлагает детям игрушки для театра би-ба-бо. Дети составляют творческие рассказы на заданную тему.

Заключительная часть:

(Выслушав рассказы детей, подводится итог)

Игра «Посмотри и скажи»

Воспитатель: Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки, изображённые на экране)

Не умеют строить себе жилье,

Самостоятельно добывать для себя пищу,

Защищаться от врагов.

И подводя итоги нашей передачи, не забудем о диких животных:

Они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,

Лишены привычных условий жизни,

Требуют много мясной пищи,

Образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Создание ситуации ожидания:

Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей) . Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей) .

Спасибо за участие в передаче «Удивительные животные», а вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.

Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».



Публикации по теме