Последовательно исследовательская деятельность в старшей группе. Конспект НОД в старшей группе

Картотека познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе.

Сентябрь

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Цель: Закрепление представлений детей об органах чувств, их назначении (уши -слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). «Сравнение свойств песка и глины»

Цель: Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Знакомство с камнями. «Какими бывают камни?»

Цель: Развитие интереса к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.

«Невидимка – воздух»

Цель: Ознакомление с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Октябрь

«Знакомство со свойствами воздуха»

Цель: Формирование представлений детей о свойствах воздуха, и его ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитание интереса к окружающей жизни, любознательности.

Проведение опыта: «Где теплее?»

Цель : Формирование представления детей о том, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Проведение опыта: «Подводная лодка».

Цель: Формирование представлений детей о том, что воздух легче воды, помощь выявить, как воздух вытесняет воду.

Проведение опыта : «Упрямый воздух».

Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха: формирование представления о том, что воздух сжимается.

Ноябрь

«Неизвестное – рядом»

Цель: Расширение знаний детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формирование представлений о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород.

«Наши руки»

Цель : Формирование представлений детей о важности человеческой руки, о тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

«Что можно почувствовать кожей?»

Цель : Формирование элементарных знаний о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнение детей в развитии тактильной чувствительности. Формирование убеждения о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развитие умения детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

«Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Цель: Формирование представлений об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Ознакомление со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

Цель: Ознакомление детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствование формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

Декабрь

«Вода в природе и в быту».

Цель : Уточнение знаний детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепление знаний о свойствах воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Развитие познавательного интереса, наблюдательности, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности.

«Вода – помощница»

Цель : Обобщение, уточнение знаний детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средстве обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. Воспитание у детей желания беречь воду, закрывать плотно кран.

«Вода – источник жизни»

Цель : Формирование представлений о роли воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепление знаний о воде и о том, как человек ее использует. Формирование привычки бережно и разумно использовать воду.

Проведение опыта: «Вода – растворитель»

Цель : Уточнение знаний детей о значении воды в жизни человека. Закрепление представлений о свойстве воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Закрепление умения работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Январь

« Путешествие капельки»
Цель
: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширения представлений о значении воды для жизни человека.
«Превращение белой снежинки в цветную льдинку»

Цель: Закрепление представлений детей со свойствами снега, воды и льда.

«Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

Цель: Ознакомление детей с электричеством, как особой формой энергии. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Ознакомление с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формирование основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Февраль

« – фокусник»

Цель : Ознакомление детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

«Электроприборы»

Цель: Развитие способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формирование представлений о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Ознакомление с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Развитие любознательности.

«Почему горит фонарик?»

Цель : Уточнение представлений детей о значении электричества для людей; ознакомление с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
«Радуга в небе»
Цель:
Ознакомление детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширение представлений детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнение в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развитие любознательности и внимания.
«Свет вокруг нас».

Цель: Закрепление представлений детей о свете. Умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение, опытническим путем определять строение рукотворных источников света, классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Обогащение и активизация словаря детей.

Март

«Сила тяготения». Проведение опыта «Почему все падает на землю»
Цель:
Формирование представлений детей о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
« Хитрости инерции»

Цель : Ознакомление детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

«Что мы знаем о времени»
Цель:
Формирование представлений детей о понятии «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепление представления о понятии «беречь время».
«Первоцветы. Как растут растения?»

Проведение опытов : «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»
Цель:

Апрель

Беседа: «Животные и песок»

Цель: Формирование представления о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развитие способности делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

«Солнце, Земля и другие планеты»

Цель: Формирование первоначальных представлений о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развитие любознательности. На основе опытов дать представление о холодности планет: чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

«Первоцветы. Как растут растения?»
Цель:
Обобщение представлений о росте и развитии растений, установление связи между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; развитие умения быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

«Может ли растение дышать?»
Цель:
Формирование представлений детей о потребности растения в воздухе, дыхании. Помочь детям понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Май

« Как появляются горы? Извержение ». Цель: Формирование представлений детей о разнообразии объектов неживой природы. Ознакомление детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор.

«Рукотворный мир»

Цель: Развитие умения детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, закрепление представлений о свойствах бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

«Сравнение свойств стекла и пластмассы»

Цель: Ознакомление детей со свойствами и качеством стекла, пластмассы, формирование умения делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулирование самостоятельного формирования выводов при проведении опытов. Воспитание соблюдения техники безопасности.

«Как работает термометр»

Цель: Формирование представлений детей о том, как работает термометр.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Марина Шелковникова
    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью»

    Цель исследования : Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) . Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

    Интеграция образовательных областей :Познавательное р . ; Речевое р., Социально-коммуникативное р., физическое р.

    Словарь : каменная, поваренная, морская, кристаллы, кристаллизация, минеральное вещество, соляная шахта, солекомбайн.

    Объект исследования : соль .

    Предмет исследования : особенные свойства соли.

    Предварительная работа : беседа о применении обычной соли в домашних условиях, загадки, пословицы о соли. Дидактические игры «Определи на ощупь» , «Узнай на вкус» , чтение русской народной сказки «Соль » , чешской народной сказки «Соль » .

    Материал : иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола) ; одноразовые ложки и тарелочки (по количеству детей, два стакана, лупа, пипетка, спиртовка.

    Безопасность : нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью .

    Ход исследования:

    Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы . Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку : «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль ) .

    Ответы детей.

    Воспитатель : Правильно, это соль . Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

    Соль , один из важнейших минералов на земле. Минерал – это природное тело, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. Откуда она берётся? Соль образуется в морях , океанах, соляных озёрах. Фото 1. Соль образуется под землей, образуя соляные горы (рудники) . Фото 2. Для добычи соли используют солекомбайны. Фото.

    В пищу, мы употребляем каменную соль – столовую , также известная, как поваренная соль . Основное отличие каменной соли от поваренной – это размер. Каменная соль имеет форму крупных , массивных кристаллов, в отличие от поваренной соли, кристаллы которой очень маленькие. Тысячи лет люди употребляли соль в пищу . Когда соль еще была редкостью , иногда вспыхивали войны за владение залежами соли. Потому что соль очень важна для человека.

    На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. «Хлеб-соль » - так встречали на Руси гостей. Это пожелание символ дружбы. Беречь хлеб и соль - значит , дружить. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для работы мозга. Человеку в сутки всего надо одну чайную ложку. Соль человек использует в быту, медицине, промышленности. Фото

    Воспитатель : Я хочу еще много интересного рассказать вам о соли, но это будет в следующий раз.

    Физминутка : «Солим капусту»

    Мы капусту рубим- рубим,

    (размашистые движения руками, как топором)

    Мы капусту мнём- мнём,

    (мнут капусту)

    Мы капусту солим-солим,

    («берут» щепотку соли и «солят» )

    Мы капусту жмём-жмём,

    (сгибание и разгибание кистей рук)

    Воспитатель : Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.

    Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

    Опыты с солью :

    Перед вами стоят тарелочки с солью , именно с ней мы будем проводить с вами опыты

    Опыт №1 : Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики) . (на тарелочки три горки соли : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешек)

    Вывод : Соль белого цвета , состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.

    Опыт №2 : Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется )

    Вывод : Соль сыпучая

    Вывод : Соль твердая , хрустящая

    Опыт №3 Пипеткой капнуть немного воды на соль , куда она делась? (она впиталась)

    Вывод : Соль впитывает воду .

    Опыт №4 В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать , что теперь? (соль растворилась )

    Вывод : Соль растворяется в воде

    Опыт №5 Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)

    Вывод : Вода стала соленной

    Воспитатель : Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

    Опыт №7 (показ воспитателя)

    Выпаривание соли из воды.

    Цель : стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу «Воду нужно нагреть» .

    Размешать в стакане воды ложку соли. Показать детям, как соль растворилась в воде : вода прозрачная и солёная.

    Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет. В столовую ложку наливаем солёной воды и нагреваем на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. В ложке начинает появляться соль .

    Вывод : вода испарилась, соль осталась . Из воды соль получают методом выпаривания.

    Вывод исследований :

    Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по мнемотаблице)

    Итог :

    О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили? (Соль )

    О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета , состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)

    Какой опыт вы смотрели?

    Публикации по теме:

    «Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

    Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Я - царица водица» Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды. Задачи: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми.

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

    Цель:

    - познакомить детей со свойствами льда : скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

    - учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

    - способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

    Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

    Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

    Ход занятия в старшей группе детского сада

    Вступительная часть

    Приветствие.

    Первая часть: (информационно-познавательная)

    Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

    Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

    Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

    Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

    Воспитатель читает письмо.

    «Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

    Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

    Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

    Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

    А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

    «В руки палочку возьму

    Волшебство я призову,

    Чудо в гости к нам придет,

    В лабораторию нас унесет».

    Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

    Нельзя громко разговаривать.

    Почему? (ответы детей)

    Нельзя бегать, толкаться.

    Почему?

    Быть аккуратными и внимательно слушать.

    Почему?

    Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

    Основная часть

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

    Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

    Опыт № 1

    Проверить: лед - скользкий?

    Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

    Так какой лед? (скользкий)

    Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

    Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

    Опыт № 2

    Проверить: лед хрупкий или нет?

    Дети ломают кусочек льда руками.

    Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

    А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

    Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

    Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

    Опыт № 3

    Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

    Физкультминутка

    Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

    Туча по небу плыла.

    Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

    Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

    Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

    Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

    Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

    Может быть, подружится.

    Опыт № 4

    Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

    А что это значит? (Лед легкий)

    А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

    А кто живет в реках? (ответы детей)

    И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

    Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

    Выставляется карта с результатом опыта.

    Опыт № 5

    Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

    Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

    А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

    Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

    А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

    А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

    Почему? (так как можно заболеть)

    Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

    Воспитатель. - Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

    «Крибле, Крабле, покрутись,

    И в саду окажись.»

    Заключительная часть

    Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

    Итог. Рефлексия

    Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

    Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

    Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок»

    Картотека познавательно - исследовательской

    деятельности с детьми старшего дошкольного

    возраста.

    Составила: воспитатель

    Шнягина Т. Ю.

    Саров – 2015г.

    «Для чего нужны семена»

    Программные задачи: Формировать представление о семенах, их разнообразии и назначении. Формировать знания об условиях прорастания семян. Вызывать интерес к исследовательской деятельности.

    Оборудование: баночки, семена подсолнечника, фасоли, гороха, впитывающая воду бумага.

      Во влажную баночку кладутся набухшие семена подсолнечника, фасоли, гороха. Такие же сухие семена помещаются в баночку без воды. Ёмкости ставят в одинаковые условия (например, на подоконник). Через пару дней семена в первой банке, где была вода, прорастают, а в банке без воды – нет.

    Вывод: для проращивания семечка нужна вода.

      По аналогии проводится опыт, показывающий роль света в развитии растений.

      В две баночки кладутся набухшие семена. Одна из них помещается на подоконник, а другая выставляется на холод. Через несколько дней дети увидят, что в тепле семена проросли, а на холоде – нет.

    Вывод: для проращивания семечку нужно тепло.

      В высокий прозрачный стакан вставляется свёрнутая в трубочку хорошо впитывающая воду бумага. Между стенкой стакана и бумагой помещаются 2-3 фасолины. В стакан наливается небольшое количество воды (слоем 2-3 см). Ёмкость ставится на освещённое место. Периодически в неё добавляется небольшое количество воды. Дети фиксируют наблюдения: как появляется корешок, стебелёк, листочек. Выросшие растения можно посадить в ёмкость с почвой и наблюдать за их ростом.

    «Куда деваются листья?»

    Программные задачи: Формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.

    Оборудование: опавшие листья.

      Дети собирают листья одной породы, но разного цвета. Затем выкладывают их в ряд от самого молодого до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают. Их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле – почве появляется больше пищи для растений. Кроме того одеяло из опавших листьев согревает землю и не даёт замёрзнуть корням растений.

    Вывод: опавшие листья не мусор. Они нужны в природе.

    «Лёд и его свойства»

    Программные задачи: Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лёд – это замёрзшая вода.

    Оборудование: кусочки льда, формочки, вода, нитки, бутылочка с водой.

      Рассмотреть с детьми кусочек льда, какой он. Прозрачный или нет? Видно ли что - нибудь через льдинку? Какая льдинка на солнце? Блестит, сверкает, переливается. Хрупкий лёд или нет? Можно ли сломать льдинку?

    Вывод: лёд прозрачный, хрупкий, блестит на солнце.

      Воспитатель спрашивает у детей, как можно сделать лёд, где можно это сделать. Дети наполняют разные формочки водой и кладут нитку в форме петли. Затем формочки помещаются в холодильник или выносятся на мороз.

    Вывод: на морозе вода замерзает.

      Почему зимой дорожки посыпают солью, зачем это делают. Посыпать солью лёд и поставить в морозильную камеру.

    Вывод: от соли лёд тает даже на морозе.

      Наполнить бутылочку доверху водой и поставить в морозильник. При рассматривании бутылочки обратить внимание, что когда вода начала замерзать, из бутылки выступил кусочек льда.

    Вывод: лёд занимает больше места, чем вода.

    Поэтому зимой трескается асфальт: вода под ним замерзает, превращается в лёд и подпирает его снизу. Поэтому зимой могут лопнуть, если замёрзнуть, трубы с водой.

      Воспитатель наблюдает с детьми, что происходит с небольшим кусочком льда, который они взяли в руки.

    Вывод: в тепле лёд тает, превращается в воду.

    «Ёлочка – зелёная иголочка»

    Программные задачи: Продолжать формировать представления о хвойных деревьях на примере ели, о взаимосвязях растений и животных.

      Исследование хвои.

    Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть хвоинки и объясняет. Что это тоже листья, но особенные. Деревья, у которых есть хвоинки называются – хвойные. Какого цвета хвоинки зимой? (Зелёного, поэтому ель – дерево вечнозелёное.) Воспитатель просит детей поискать под деревом опавшие хвоинки. Откуда же они взялись? Хвоинки тоже опадают, как и листья. Только опадают они не все сразу, а постепенно: на веточках вырастают молодые хвоинки, а старые опадают. Предложить детям найти хвоинки разного цвета: самые светлые – самые молодые и самые тёмные – самые старые.

      Исследование ствола.

    Воспитатель предлагает детям потрогать ствол дерева и рассказать о своих ощущениях , какой он: гладкий или шероховатый, холодный или тёплый. Какого он цвета? Есть ли на нём трещины, в которых могли бы спрятаться на зиму насекомые, пауки, или дупла, в которых могли бы жить птицы? Пусть дети понюхают кору, найдут на нём смолу. С помощью стволы дерево залечивает ранки.

      Исследование шишек.

    Дети собирают еловые шишки, рассматривают их: какие они – длинные или короткие, вытянутые или округлые, гладкие или нет. С помощью воспитателя вытряхивают из шишек семена и наблюдают, как они падают: летят медленно, словно вертолётики. Ветер успевает их подхватить и унести.

    «Снег и его свойства»

    Программные задачи: Формировать представление о снеге, о его, свойствах, о том, что снег, лёд – это замёрзшая вода.

    Оборудование: стаканчики с тёплой и холодной водой, снег, кусочки льда.

      Тонет ли снег?

    Положить комочек снега в стаканчик с водой комнатной температуры.

      В какой воде снег растает быстрее?

    Дети опускают комочек снега в стаканчики с холодной и тёплой водой и наблюдают, что происходит.

      Дети сравнивают комочек снега и кусочек льда по цвету, твёрдости, хрупкости, плавучести, прозрачности.

      Дети сравнивают кусочек льда и снега: рассматривают, сжимают в руке, трогают, выясняют холодные ли они. Видно ли что – нибудь через льдинку? А через комочек снега? Чем отличается лёд от снега? (Лёд хрупкий, твёрдый, прозрачный и бесцветный.) А чем похож? (И после таяния льда и после таяния снега остаётся вода.)

    Вывод: Снег и лёд это тоже вода, только замёрзшая.

    «Роль снега в жизни растений»

    Программные задачи: Формировать представления о роли снега в жизни растений.

    Оборудование: две бутылки с тёплой водой.

      Снег укрывает клумбы, траву, корни деревьев. Хорошо ли это для них? Снег можно сравнить с одеялом, которое защищает растения от мороза. Проводится опыт: берутся две бутылки с тёплой водой. Воспитатель даёт каждому ребёнку потрогать бутылку. В начале прогулки одна из ёмкостей помещается под снег, а другая - на его поверхность. В конце прогулки дети снова трогают бутылки, чтобы выяснить, в какой из них вода остыла быстрее. (В той, которая была на поверхности снега.)

    Вывод: под снегом тепло сохранятся лучше.

      Бутылки снова помещают в те же места, чтобы через некоторое время определить, в какой из ёмкостей вода замёрзла быстрее.

    Вывод: под снегом теплее.

    «Знакомство с ветром»

    Программные задачи: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

    Оборудование: миски с подкрашенной водой, парусные кораблики, соломинки для коктейля.

      Перед каждым ребёнком стоит мисочка с подкрашенной водой. Это – моря: Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети имитируют ветер: дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны. Когда дети дуют, они как бы толкают воздух, он начинает двигаться. Получается ветер.

      Дети опускают на воду парусные кораблики и дуют на них. Что происходит? Когда дети дуют, получается ветер, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

      Дети дуют на цветные кляксы через соломинку для коктейля. Что происходит с капельками воды, которые находятся на бумаге? Они двигаются. Дети по желанию делают рисунок. Выдувая воздух через соломинку.

    Когда дети дули, воздух начинал двигаться, получался ветер. Он надувал паруса корабликов. Создавал волны, помогал рисовать через соломинку.

    Вывод: Ветер бывает только тогда, когда воздух движется.

    «Воздух – невидимка»

    Программные задачи: Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.

    Оборудование: стакан, ёмкость с водой, палочки для коктейля, мыльные пузыри, шарик из пластилина, полиэтиленовая плёнка.

      Воспитатель показывает детям стакан и спрашивает. Есть ли в нём что – нибудь? Дети исследуют ёмкость по очереди. Высказывают своё мнение. После чего педагог предлагает проверить их в процессе экспериментирования. Педагог переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает в миску с водой, обращая внимание на то, что держать сего нужно очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

    Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.

      Проводится по аналогии с первым, но ко дну стакана прикрепляется кусочек поролона или ватка. Во время проведения опыта они остаются сухими.

      Дети снова опускают стаканчики в ёмкость с водой, но держат их не прямо, а не много наклонив. Что появляется в воде? Пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

    Вывод: воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

      Дети аккуратно дуют в стакан с водой через трубочки для коктейля и наблюдают за пузырьками воздуха.

    Вывод: в воде тоже есть воздух.

      Воспитатель пускает мыльные пузыри. Что находится внутри них? Мыльные пузыри лёгкие прозрачные.

    Вывод: внутри мыльных пузырей – воздух.

      Воспитатель держит в одной руке шарик из пластилина, в другой парашют из полиэтиленовой плёнки с аналогичным шариком. Он опускает их одновременно, а дети определяют, что быстрее упадёт на землю. Воспитатель обращает внимание на то, что при падении парашют распрямляется и задерживает падение пластилинового шарика. Почему шарик с парашютом упал позже шарика без парашюта?

    Вывод: воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть.

    «Здравствуй, солнечный лучик

    Программные задачи:

    Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни.

    Оборудование: зеркальце, ёмкость с водой, лист бумаги.

      Воспитатель спрашивает детей, можно ли поймать солнечных зайчиков. Как это сделать? Воспитатель показывает с помощью большого зеркала, как можно поймать солнечных зайчиков. Затем дети пробуют сделать то же самое.

    Вывод: лучик солнца отражается, отскакивает, словно мячик, от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

      На стол около окна ставится ёмкость с водой, так, чтобы на него падали солнечные лучи. Воспитатель кладёт зеркальце таким образом, чтобы его верхняя часть оказалась на краю ёмкости. А нижняя – в воде под углом. В таком положении зеркальце отражает солнечный свет, идущий из окна. Воспитатель берёт одной рукой лист бумаги, располагает его перед зеркалом, а второй рукой двигает зеркало. Что видят дети? На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

    Вывод: обычный лучик может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капельки воды.

    «Какой бывает вода?»

    Программные задачи: Формировать представление о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

    Оборудование: стаканчики, пресная и подсоленная вода, вода разной температуры, молоко, сок, чай, чайные ложечки, термос с горячей водой, зеркальце.

      «Вода прозрачная»

    Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика нужно опустить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?

    Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

    Воспитатель предлагает подумать. Что было бы. Если бы речная вода была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

      «У воды нет вкуса»

    Дети пробуют на вкус воду, молоко и сок.

    Вывод: у воды нет вкуса.

      «У воды нет запаха»

    Дети нюхают воду и выясняют, пахнет ли она.

    Вывод: у воды нет запаха.

      «Пар – это вода»

    Воспитатель осторожно берёт термос. Открывает его и обращает внимание на пар. Чтобы доказать. Что пар –это вода, нужно подержать над паром зеркальце, на нём появятся капельки. Воспитатель убирает термос и даёт детям по очереди потрогать зеркальце. Чтобы убедить их, что пар – это вода.

    Вывод: пар – это вода.

      «Вода жидкая может течь»

    Дети получают по два стаканчика: один с водой, другой – пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Воспитатель спрашивает. Что при этом происходит с водой? (Она льётся.) Почему вода может литься? (Потому что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, из крана.

    Вывод: вода жидкая, может течь.

      « Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

    Детям дают стаканчики с тёплой и холодной водой и водой комнатной температуры. Пальчиком они трогают воду и определяют, в каком стаканчике какая вода находится. Можно вместе с ними измерить температуру воды термометром.

    Вывод: вода бывает разной температуры: холодная, горячая, прохладная, тёплая.

    Воспитатель подчёркивает, что в реках, озёрах и морях тоже бывает вода разной температуры: и тёплая и холодная. Одни рыбы, звери. Растения и улитки могут жить только в тёплой воде, а другие только в холодной. В холодных морях и реках живёт меньше животных.

    «Намокает – высыхает»

    Программные задачи: Знакомить детей со свойствами разных материалов, изменениями, происходящими с ними при намокании и высыхании.

    Оборудование: лист бумаги, тазик с песком, мука, соль, тесто, вода.

      Рассмотреть с детьми сухой лист бумаги. Какой он? (гладкий, ровный). Предложить намочить его водой. Какой он стал? (Шершавый, неровный, скрученный). Рассмотреть сухой песок. Какой он? (Рассыпчатый.) Намочить песок водой и рассмотреть, каким он стал. Предложить слепить из мокрого песка куличики. Когда куличики высохнут, тронуть их пальцем, рассыпались ли они. Каким стал высохший песок, изменился он или нет.

    Вывод: бумага боится воды, а песок – нет, он может намокнуть, высохнуть и таким же останется, не изменится.

    «Путешествие капельки»

    Программные задачи: дать представление о круговороте воды в природе.

    Оборудование: ёмкости, вода, марля, резинка, кусочек льда.

      Воспитатель даёт каждому ребёнку ёмкость с водой и предлагает поставить на подоконник. Дети высказывают предположения о том, что произойдёт с водой через несколько дней, останется ли она в мисочке. Дети в течении нескольких дней наблюдают за изменениями в ёмкостях с водой до тех пор пока жидкость не испарится. Воспитатель каждый раз во время наблюдений спрашивает, уменьшилось ли количество воды.

      Воспитатель вместе с детьми размещает ёмкости с водой в разных местах: в тёплом и холодном. Во время наблюдений отмечают, где быстрее исчезает вода.

      Воспитатель вместе с детьми размещают большую и маленькие мисочки в одинаковых условиях. Задача детей отметить, в какой из ёмкостей вода исчезает быстрее.

      Ёмкость с прозрачными стенками накрывают марлей. По краям ёмкости ткань закрепляется резинкой. На марлю кладут кусочек льда. Ёмкость размещают в тёплом месте. Дети периодически наблюдают за тем, что происходит сначала со льдом, а потом с водой.

    Вывод: вода испаряется.

    Литература: «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под ред. Л. А. Парамоновой.



    Публикации по теме