Развитие личности через эстетическое воспитание. Воспитательное занятие по эстетическому воспитанию "афоризмы и цитаты о прекрасном"

Межмуниципальный семинар

«Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества с учетом современных требований к образованию детей дошкольного возраста»

«ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

– воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающеговида №16 г. Апатиты

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России, одним из приоритетных направлений совершенствования общества, является духовное возрождение народных традиций. Культуру России невозможно представить без народного искусства. В любое время наш народ стремиться к красоте и творчеству, поэтому приобщение дошкольников к народным традициям, обрядам, обычаям – является важнейшей целью моей педагогической деятельности.

Используя в работе с детьми образовательную область« Художественное творчество», считаю реализовать главные задачи:

1. Знакомство детей с широтой и многообразием поля художественно – изобразительной деятельности, с использованием русских народных традиций.

2. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов.

Для детей старшего дошкольного возраста разработала перспективное планирование, включив в каждый месяц года работу с народным календарём, фольклорные занятия или развлечения и самостоятельную художественную деятельность детей

Вначале и в конце года провожу планируемую диагностику

по разделам: народные праздники, обычаи, русский фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство.

В процессе всех видов детской деятельности: продуктивной, познавательной, игровой, веду работу по накоплению знаний у детей об особенностях быта и жизни русского народа. Мною проведены занятия, посвящённые истории русской кухни. Дети узнали о том, откуда появилась каша, каким почётом и уважением пользуется хлеб, как замешивается тесто на пироги, какая похлёбка считается в народе самой вкусной, узнали о русском самоваре и приготовлении целебного чая. На таких занятиях, детьми сделаны самостоятельные выводы о том, что еда в жизни наших предков занимала далеко не последние место. В связи с этим, познакомила и объяснила детям значение и смысл следующих пословиц и поговорок:

«Будет хлеб – будет и обед»

«Хороша кашка, да мала чашка»

«Если щи хороши, другой пищи не ищи»

Многие из них и сейчас использую в режимных моментах.

Сильнейшим источником познания народной жизни являются народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями, играми. В них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории которые можно при желании увидеть.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника – Рождественские Святки. Подготовку к ним, как и было в народе, начинаем заранее – ещё в декабре. На занятиях знакомила с русской духовной поэзией, разучивала рождественские колядки, готовила с детьми рождественские подарки, проводила предварительную беседу о том, что святки - это радостное время, когда можно проявить щедрость и любовь,

помочь слабым и самое главное вручить друзьям, родителям и сотрудникам д/с подарки-самоделки.

Широко отмечаем и такие традиционные народные праздники как, «Масленица», «Пасха», «Осенины».

Продолжая знакомить детей с народным календарём, совершенствую знания у детей о малоизвестных народных праздниках. Так, например, дети узнали, что 1 октября , по народному календарю – «Аринин день», и что это день отлёта последних перелётных птиц. На прогулках с детьми я обращала внимание на небо. В этом году, нам посчастливилось наблюдать отлёт аистов, выкрикивая им в след: «Колесом дорога!». Дети знают, что данный выклик помогает птицам благополучно долететь до новых мест.

Знакомя детей с земледельческими народными праздниками такими как, например 29 апреля «Арина – рассадница» - высаживали с детьми рассаду (укропа, моркови, петрушки). 13 сентября «Куприян день» - копали картофель на участке д/сада.

Ряд проведённых мною занятий о земледелии, помог узнать детям о том, каким орудием труда пользовался народ, почему природа заставляла земледельца быть более наблюдательным. Дети узнали и научились объяснять значение народных примет, например: «Много снега – много хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь».

Некоторые пословицы и поговорки проверялись детьми в ходе наблюдений и опытнической работы. Так, например, объясняя значение поговорки «По семенам всходы», провела два опыта. Первый – позволил детям убедиться в том, что из разных семян, вырастают разные растения по форме и величине. А второй опыт показал, что всходы зависят и от качества семян.

Чтобы понять детям прямой смысл пословицы: «Снег холодный, но от холода греет», провела познавательную беседу о том, почему деревья и кустарники специально иногда засыпают

снегом и для чего некоторые животные и птицы зарываются в снег. Одновременно мною был проведён опыт, поместив одну бутылку с теплой водой на поверхность сугроба, вторую - дети зарыли в его глубину. Сделанные самостоятельно выводы и результаты заносили в дневник наблюдений.

На познавательном занятии «Весенние радости», дети узнали много нового о русской берёзе. О том, что именно она передает свой рост весенним посевам в садах, огородах, её украшают цветными лентами на седьмую неделю после праздника «Пасхи» и нашёптывают ей свои желания молодые девушки и парни. Детям рассказала о второй жизни дерева. Рассматривая деревянные игрушки и посуду, они самостоятельно делали выводы о качестве и свойствах дерева, учились расписывать деревянные ложки и доски элементами хохломской и городецкой росписи.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательную роль этих ценностей реализую путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, через рассматривание слайдов и иллюстраций.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и святой преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мерил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство! Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе бог, а в правде», до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это и великие полководцы – , . Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Используя фонд детской библиотеки, провела цикл занятий на тему: «Богатыри русской живописи», по картинам известного художника В. Васнецова, а также беседу на тему: «Во славу русского оружия». Знакомя детей с народными былинами, провела

занятие для педагогов на тему: «Богатыри – защитники земли русской».

Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык , поэтому во всех видах деятельности с детьми уделяю большое внимание русскому языку. Моя задача – раскрыть духовно – нравственный и художественный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождение и историческую значимость. Это помогает моим детям сочинять и придумывать свои художественные произведения с использованием народного фольклора.

Для соприкосновения детей с народным искусством провела цикл занятий на тему: «Золотая роспись России». На этих занятиях дети учились создавать декоративные композиции, используя элементы хохломской, гжельской росписей на бумажных сарафанах, кокошниках, посуде из папье – маше, деревянных ложках. Знакомя детей с тем или иным промыслом, старалась доступно рассказать о том, где он зародился, в чём суть приёмов, используемых мастерами. Так, например, подробно познакомив детей с особенностями изготовления дымковской игрушки, предложила детям применить свои знания, используя глину и солёное тесто, создав макет «Скотный двор в селе Дымково». К дню 8 марта детьми были подарены мамам и бабушкам серьги и браслеты сделанные из натуральной шерсти, одним из приёмов мокрого валяния. К выпускному дню, дети приготовили подарки своим родителям в виде расписных ложек под хохлому. В группе часто устраиваю выставки детских работ – обрядовых кукол, картин, посуды, одежды и различных предметов быта, изготовленных из папье-маше, тканей, ниток, соломки, глины, пластмассы, натуральной шерсти и других материалов. В прошлом году, совместно с детьми открыли мини – музей «Волшебная шерсть. Выставка детских картин и поделок из сухого и мокрого валяния шерсти раскрыла богатый художественный потенциал детей, их творческие способности. Макет, сделанный совместно с детьми подготовительной группы из папье-маше и пластмассы на тему: «Храмовый комплекс», занял лидирующее первое место на семинаре « Народная педагогика» в МБДОУ № 67 в прошлом году и был выставлен для прихожан, в музее церкви «Новомученников и исповедников». Первое место на данном семинаре получила и за разработанный проект «Славьтесь традиции русские, славься и русский народ»

Чтобы народное декоративно-прикладное искусство прочно вошло в быт детей, они должны чаще видеть эту красоту.

Возможности нашего города, отдалённого от крупных центров с множеством музеев и выставочных залов, очень малы, поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники посещали с родителями выставки детских рисунков или народного прикладного искусства, организованные местным музеем, художественной школой, библиотекой. Так, при посещении арт-салона «Салма», дети познакомились с интересными ремёслами народных мастеров северных районов нашей страны: они впервые увидели драночную птицу – изделие из дерева Архангельских мастеров; узнали, что называют её так потому, что хвост и крылья у неё расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. Народная молва приписывает ей чудодейственную силу, и называют её святым духом, хранительницей детей, семейного счастья. С помощью родителей мы смогли приобрести «Птицу Счастья». Подвесив её к потолку, она как будто ожила: закружилась, крылья её задвигались, теперь она хранительница моих воспитанников в группе.

Знакомя детей с русской песней, неоднократно приглашала руководителя городского фольклорного ансамбля «Долинушка» - Карташову Татьяну Александровну.

Всю свою работу веду в тесном контакте с родителями. Они готовят атрибуты к праздникам, разучивают и читают детям произведения устного народного творчества, участвуют в проведениях экскурсий в музей и местную художественную школу, приглашают мастеров художественного творчества. Приобрели на свои средства предметы народного искусства (хохломскую посуду, картину-оберег «Домовой», иллюстрации к различным видам росписей, дидактические игры, деревянные ложки и доски для росписей). Совместно с детьми занимаюсь изготовлением тряпичных кукол, и кукол-самоделок из других материалов. Провела мастер – класс для родителей наших воспитанников по изготовлению обрядовой куклы – козы. Участники мастер – класса ознакомились с технологией изготовления обрядовой куклы на основе традиций наших далёких предков – соломоплетение на деревянной крестовине. В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлечёнными и радеющими за сохранение народных традиций. В нашей группе существует мини-музей таких кукол.

Мой опыт работы показывает, что под влиянием великих народных традиций, создаются все условия для новых творческих открытий ребёнка. Но не следует забывать, со слов русского психолога, « Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в том, что создают, творят, и упражняются дети в творческом воображении и его воплощении».

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

  • личный пример и опыт;
  • разговорные формы;
  • занятия в рамках ДОУ;
  • экскурсии;

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Результат эстетического образования в рамках ДОУ по направлениям

Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.

Направление 3. ИЗО:

  • знать, называть и рисовать формы предметов;
  • знать цвета радуги и основные их оттенки;
  • знать, какие материалы используются для рисования.

Направление 4. Музыкальное развитие:

  • иметь желание слушать музыку и петь;
  • отличать динамику, высоту и ритм звука;
  • определять настроение музыки;
  • знать названия нот и уметь петь их;
  • исполнять простые мелодии на детских инструментах.

Направление 4. Архитектура и дизайн:

  • знать, чем занимаются архитекторы;
  • видеть красоту форм архитектуры;
  • интересоваться поделками из бумаги;
  • иметь желание украшать комнаты к праздникам.

Эстетическое воспитание — долгий и трудный процесс, в который вовлечены и родители, и воспитатели. Оно начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека.


Книга приведена с сокращениями

Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали.
Характерной приметой времени является научно-техническая революция. Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план. Однако этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.
В решении научных основ и частных вопросов эстетического воспитания советская педагогика опирается на марксистско-ленинскую эстетику (науку о прекрасном), критически использует наследие прошлых лет. Как определяется в современной педагогике сущность эстетического воспитания?
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю - это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания - и внутреннюю - творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности. На это ориентирует школу программа «Примерное содержание воспитания школьников». Такой подход к эстетическому воспитанию учащихся является шагом вперед в нашей системе народного образования и коммунистического воспитания.
Эстетическая культура рассматривается в советской педагогике как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.
Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень развития эстетической культуры школьников, как показывает ее изучение, не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки - к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся можно решить путем целенаправленного эстетического восприятия. Советская педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоническое развитие всех этих сторон - важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям. Недооценка или, наоборот, переоценка того или другого начала одинаково вредны в целостном процессе развития личности.
Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе.
Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в советской педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Уже в Декларации о единой трудовой школе - этом манифесте советской педагогики - под эстетическим образованием понималось не преподавание какого-то упрощенного, детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, отмечалось в этом документе, было бы обездушенным.
Советская власть привлекла к разработке вопросов эстетического воспитания творческих работников. Многие основополагающие установки проверялись при помощи эксперимента на опытно-показательных станциях, добытые данные обобщались специально созданным при Наркомпросе РСФСР советом по эстетическому воспитанию.
Используя первые достижения в эстетическом воспитании, А. С. Макаренко проводит ряд опытов, которые позволяют ему расширять границы эстетического воспитания и осуществлять его не только средствами искусства, но и в труде, игре, быту, отношениях в коллективе воспитанников. Вся эта работа значительно укрепила научные позиции советской педагогики и позволила решить многие трудные и важные вопросы.
В настоящее время созданы еще более благоприятные условия для разработки коренных вопросов эстетического воспитания. В составе АПН СССР работает Институт художественного воспитания детей. К работе в области эстетического воспитания привлечены силы творческих союзов: писатели, художники, композиторы. Усилия педагогов и работников искусства объединяет совет по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук.

ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.
С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения - начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом воспитании. Однако исследования последних лет показали, что это не так.
Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся. Школа должна вести целеустремленную работу по формированию художественного вкуса учащихся до последних дней их обучения. Прекращение этой работы иринодит к нестойкости вкусов и понижает способность учащихся правильно подходить к оценке произведений искусства.
Однако школа выполнит свои функции при условии, если эстетическое воспитание будет проводиться в определенной системе. В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности.
Педагогический коллектив и каждый учитель должны ясно представить себе, к каким целям они должны стремиться, какие задачи должны быть ведущими на каждом этапе школьного образования.
«Примерное содержание воспитания школьников» намечает широкий круг задач эстетического воспитания учащихся начальных классов. Необходимо добиваться понимания учащимися эстетического в содержании и форме художественных произведений, эмоционального отношения детей к прекрасному в произведениях искусства. Важной задачей является развитие способности передавать увиденное в рисунках, в речи, в поделках. Важное значение имеет воспитание красоты внешнего вида, окружающей школьников среды, их поведения, отрицательного отношения к нарушению красоты в искусстве и жизни.
В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию необходимо поднять уровень эстетического воспитания на такую ступень, чтобы оно помогало школе наиболее полно решать разнообразные задачи воспитания.
Принцип единства идейного и художественного в произведениях искусства лежит в основе системы эстетического воспитания. Он означает единство эстетического, политического и нравственного воспитания средствами искусства. Учет этого принципа поможет сформировать идейно стойких, глубоко убежденных людей, умеющих отличить подлинное искусство от плохой подделки.
При построении системы эстетического воспитания исходным является также принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность. Искусство в тесном единении с наукой на любой ступени обучения развивает умственные силы ребенка, формирует научные представления о мире.
Советская педагогика не рассматривает явления искусства только как средство воздействия на учащихся, а самих детей лишь в качестве объекта этого воздействия. В эстетическом воспитании большое значение имеет принцип творческой самодеятельности школьников. В процессе художественного творчества ученик упражняет свои силы, развивает ряд ценных качеств личности.
Приметой нашего времени стал тот факт, что эстетика вышла за рамки собственно искусства и шагнула во многие сферы нашей жизни. Соответственно меняется и направление эстетического воспитания, оно должно проводиться с учетом эстетической организации всей жизни учащихся в школе и за ее пределами. Сделать само детство красивым, научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему - в этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в современной школе.
При построении системы эстетического воспитания в школе большое значение имеет богатство содержания и форм работы. Характерной особенностью современной системы эстетического воспитания следует считать самодеятельный характер многих форм работы. Литературно-художественные студии, школьные театры, клубы любителей музыки и живописи, вечера и концерты - это все формы работы, душой которых являются сами учащиеся.
Система эстетического воспитания прочно складывается в ряде школ нашей страны.
В средней школе в Горках Ленинских Московской области работают фото- и киностудии, музыкальный лекторий. Учащиеся вместе с учителями посещают театры, концертные залы, специальные программные вечера для молодежи, подготовленные Центральным Домом работников искусств.
Большое значение уделяется внутреннему убранству школы, распорядку жизни, за которым следят сами учащиеся. Педагоги стремятся внедрить во все стороны жизни действенный эстетический элемент и делают жизнь и труд детей привлекательными, красивыми.
Традиционным в этой школе является день искусства, он превращается не только в смотр достижений в области эстетического воспитания, но и в настоящий праздник для учащихся, учителей, родителей.

СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем приступить к определению системы эстетического воспитания младших школьников, необходимо изучить уровень их эстетического развития. Даже первоначальное знакомство с детьми показывает, что уровень эстетического развития детей, посещавших дошкольные учреждения и воспитывавшихся дома, различный. Воспитанники детских садов знают и могут спеть довольно много песен, они проявляют определенный интерес к пению, любят слушать доступные их возрасту музыкальные произведения, охотно рисуют, причем их рисунки бывают содержательными, красочными.
Подготовка детей, воспитывавшихся в семье, весьма различна. Почти каждый ребенок может прочесть какие-то стихи, кое-что поет. Но наряду с детскими песнями поют и песни для взрослых. Встречаются и такие дети, которые не могут спеть ни одной песни, не умеют рисовать, лепить.
Учителю важно иметь в виду эту разницу в уровне эстетического развития и не удивляться, если не все дети будут одинаково чутки к красивому. Необходимо всеми средствами преодолеть отставание отдельных детей и добиться общего высокого уровня их эстетического развития.
Учебный процесс - важное средство эстетического воспитания. Яркие эстетические переживания могут быть вызнаны у детей начиная с первого учебного дня. Известно, что этот день незабываемый для всех детей, одна из ярких страниц детства. Задача школы состоит в том, чтобы он стал и первым днем ярких, радостных эстетических переживаний. Традицией многих школ стала тщательная подготовка к встрече первоклассников. Учителя заботятся о том, чтобы детей встретили торжественно, а класс показался им как можно более привлекательным. Уже в первый день школьники знакомятся со своей школой. Учитель обращает внимание детей на оформление школы, на красные уголки пришкольного участка, подчеркивая при этом, что многое из увиденного детьми сделано их старшими товарищами.
Известно, сколь велика способность младших школьников к подражанию. Поэтому учитель постоянно обращает внимание детей на то, как написано на доске, как нужно красиво оформлять записи в тетрадях. Учитель тщательно инструктирует детей, как делать записи, отмечает и поощряет их стремление внести элементы самостоятельности в эту работу. Чем дальше, тем чаще учитель советует детям самим подумать над тем, как правильно и красиво сделать ту или иную запись. Немаловажную роль играет и внимание учителя к ведению ученического хозяйства. В контроле могут принять участие пионеры и октябрята, организуются конкурсы на лучшую тетрадь, на лучшую поделку детей на уроках труда, выставки лучших тетрадей и изделий и др.
Уроки выразительного чтения занимают значительное место в учебном процессе и при правильном их построении являются важным средством эстетического развития учащихся. На этих уроках надо добиваться, чтобы учащиеся научились воспринимать литературное произведение как произведение искусства, смогли правильно оценить основных действующих лиц, их характерные черты, поступки, дела, чтобы они почувствовали и поняли художественные достоинства произведения. Эти требования не стали еще правилами в работе каждого учителя, некоторые учителя до сих пор стремятся подчеркнуть лишь познавательную сторону литературных произведений, помещенных в учебниках.
Выразительное чтение окажет большое влияние на эстетическое воспитание детей в том случае, если учитель не только научит детей эстетически правильно воспринимать материал, но и вызовет у них желание выразить свое отношение к художественным достоинствам литературного произведения: методу, стилю, языку, средствам художественного изображения событий, героев. Ясно, что делать это нужно в доступной для младших школьников форме, не употребляя сложных литературоведческих терминов.
Чтобы усилить степень эмоционального восприятия детьми фактов, событий, образов, используется прием сопоставления их с собственным опытом школьников. Так, при анализе описания природы в литературных произведениях полезно сопоставить его с наблюдениями самих детей.
При чтении художественных произведений, в которых отражены отрицательные явления, важно научить детей правильно оценивать сами явления и их описание, а также создавать условия для формирования у детей отрицательного отношения к этим явлениям. В эстетическом воспитании используется также прием повторного восприятия учениками стихов, песен, рассказов, сказок. При повторном восприятии учителю удается сосредоточить внимание детей на наиболее важных сторонах художественного произведения, приоткрыть им те стороны, которые остались ими незамеченными при первичном восприятии. Повторное восприятие сопровождается пояснениями учителя. Чем меньше дети, тем важнее помощь и посредничество учителя. Восприятие, поддержанное умелой, увлекательной беседой учителя, бывает более глубоким, разносторонним, сконцентрированным на самом главном, существенном. В такой работе у детей формируется наблюдательность, являющаяся необходимым условием дальнейшего эстетического развития школьников.
В работе над литературными текстами учитель широко использует сравнение. Метод сравнения активизирует детей, заставляет работать их мысль, помогает держать их внимание в напряжении.
Учителю важно знать, какие признаки подлежат сравнению, например громкое и тихое звучание в музыке. Начиная сравнивать элементарные признаки, учитель постепенно ведет детей к умению сопоставлять систему выразительных средств, основную идею двух произведений.
Воздействие литературных произведений может быть усилено за счет сочетания чтения с различными видами художественной деятельности детей: пением, рисованием, раскрашиванием, лепкой, моделированием.
В книгах для чтения помещены некоторые народные песни, стихотворения, переложенные на музыку. Будет полезно, если учащиеся прослушают эти произведения в хорошем исполнении, а некоторые из них разучат сами на уроках пения.
По мотивам некоторых произведений написаны великолепные картины. Необходимо использовать их на уроках. Учитель может предложить учащимся сделать свои иллюстрации к отдельным рассказам и сказкам, пронести конкурс на лучший рисунок.
Богатые, практически неисчерпаемые возможности эстетического воспитания детей с первых шагов их обучения содержит природоведение.
Уже в I классе дети под руководством учителя знакомятся с явлениями природы путем проведения простейших наблюдений, экскурсий в природу, а также чтения статей в учебнике. Очень важно, чтобы с самого начала естественнонаучный подход к изучению природы не заслонил собой эстетического или не отодвинул его на задний план. Здесь уместно снопа обратиться к наследию В. А. Сухомлнпского, который имеете со своими питомцами создавал замечательные страницы «Кинги природы». Он учил их вслушиваться в песню жаворонка, стрекот кузнечика, находить прекрасное вокруг и, главное, отражать увиденное в сказках, рисунках, рассказах. Он будил в своих питомцах прекрасное чувство восхищения простой природой.
Во II и III классах изучение природоведения осуществляется путем наблюдений, практических работ учащихся, экскурсий, предметных и обобщающих уроков. Все эти виды занятий наряду с задачей вооружения учащихся первоначальными знаниями и умениями из области ботаники, зоологии, географии и других наук должны, несомненно, стать уроками постижения школьниками красоты и неповторимости родной природы. Это может произойти при соблюдении ряда условий. Первым и важнейшим из них является чуткость учителя к красоте природы. Только такой учитель в состоянии пробудить у учащихся высокие эстетические чувства по отношению к родной природе. Другими важными условиями следует считать такую постановку учебного процесса по природоведению, которая была бы ориентирована не только на формирование восприятий, представлений и понятий, но и на развитие чувств, пробуждение детской фантазии. Талантливые педагоги во все времена достигали больших успехов в воспитании, потому что учили питомцев смотреть на природу глазами поэта, художника, вовлекали их с первых шагов обучения в посильную творческую деятельность. Поэтому связь изучения природоведения с уроками родного языка, музыки, с разнообразной внеклассной работой - важное условие развития детей. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании нужно умело использовать. И все же решающая роль принадлежит учебным занятиям, непосредственно связанным с искусством.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, В. И. Ленин отмечал, что без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.
Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни.
Уроки пения и музыки. Школа призвана обучить учащихся грамотному пению, привить им любовь к песне, чтобы она доставляла детям радость.
С 1971/72 учебного года начальные классы начали работать по новой программе, которая состоит из трех разделов: пения, слушания музыки и музыкальной грамоты.
Основой уроков музыки является хоровое пение. Это стержень каждого урока музыки, на который опирается учитель в работе по двум другим разделам программы. Пение - самая активная форма развития музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, художественного вкуса. Формирование вокальных хоровых навыков осуществляется на каждом уроке. Объектом внимания должно быть все, начиная от певческой установки и кончая выразительностью пения. Хоровое пение является самым доступным видом музыкального воспитания. Учащиеся I класса могут спеть простую песню так, что испытают радость и наслаждение.
Музыкальное воспитание успешно и планомерно осуществляется только на основе систематического обучения. Для того чтобы спеть песню, дети должны ее внимательно прослушать в исполнении учителя, точно запомнить и усвоить мелодию, понять и хорошо представить себе содержание и настроение песни, передать все это в своем исполнении. Правильно поставленное хоровое пение требует от школьников активного отношения к музыке, участия воли, памяти, внимания.
В содержание уроков музыки и пения включаются народные песни, отличающиеся простотой, лаконичностью, благородством и большой выразительностью. Эти песни могут стать прекрасным материалом для понимания музыкального языка своего народа и формирования правильного художественного вкуса школьников.
Знакомство детей с музыкой и песнями других народов также содержит большие воспитательные возможности. Понимание художественного гения, других народов - хорошая школа интернационального воспитания детей.
При правильной постановке пение может стать важным средством организации коллектива учащихся. Разучивание песен требует общей слаженности и согласованности, общего эмоционального подъема, настроения. Все это как раз и сплачивает ребят. Хорошее исполнение приносит детям большое удовлетворение. Совместное переживание этого удовлетворения является лучшим средством сплочения коллектива.
Уроки изобразительного искусства. Специфика уроков изобразительного искусства определяет и средства эстетического воспитания детей. Учитель сосредоточивает их внимание на оформлении тетрадей. Следует с самого начала осудить неряшливость в оформлении тетрадей и отдельных рисунков, что довольно распространено в первых классах. Происходит это потому, что дети-дошкольники главное внимание в рисовании дома обращали на содержание рисунка, а не на его исполнение. Они портили много бумаги. Тетрадь же выбросить нельзя, она документ, характеризующий работу школьника. Надо учить детей с первых шагов правильно располагать рисунок, ровно и аккуратно раскрашивать его, начатый рисунок обязательно заканчивать. Эти требования важно в доступной форме разъяснять учащимся и добиваться того, чтобы именно так они подходили к оценке своих рисунков и работ товарищей.
По мере роста и развития детей, совершенствования их умений и навыков требования к их рисункам возрастают. Учитель постепенно ведет ребят к тому, чтобы они выполняли рисунки красиво, правильно, по-своему, по-новому.
Уроки изобразительного искусства могут быть тесно связаны с общественной работой детей. Проведение конкурсов на лучший рисунок, организация выставок лучших работ, участие в оформлении сборов и праздников явятся важным дополнением к уроку, средствами повышения их эффективности. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании могут быть значительно усилены проведением разнообразной внеклассной работы.
В книге «Духовный мир школьника» В. А. Сухомлинским приведены интересные наблюдения о влиянии рисования на духовное развитие младших учащихся. В школе на протяжении четырех лет проводился такой опыт: в момент большого эмоционального подъема, вызванного вновь познанным или пережитым явлением, учителя предлагали своим питомцам передать свои переживания в рисунках. Учащиеся не только с воодушевлением рисовали предметы или сказочные образы, но и выражали свое отношение к тому, что они изображали.
Дальнейшие наблюдения показали, что у многих детей сформировалась потребность выражать увиденное, пережитое в рисунках. Наклонность к рисованию закрепилась не у всех детей, однако занятия рисованием оставили в их внутреннем мире глубокий след. Эти дети отличались более тонкими, устойчивыми чувствами, широтой интересов, точностью и гибкостью мыслительной деятельности.
Поэтому недооценка роли рисования в системе обучения младших школьников или неверная постановка преподавания этого предмета может пагубно сказаться на развитии учащихся.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Игры, драматизации, инсценировки. С приходом ребенка в школу его игровая деятельность не прерывается, но принимает иной характер, приобретает определенную направленность. Игры, драматизации, инсценировки широко используются в эстетическом воспитании детей.
Особенно интересны постановки с большим числом участников, когда у каждого ученика примерно одинаковые по размеру и значению роли. Такую возможность дают инсценировки сказок и литературно-музыкальные композиции, в которых сочетается чтение стихов, драматизация, пение, музыка.
Пример такой инсценировки приводит В. А. Сухомлинский в своей книге «Духовный мир школьника»: при чтении сказок, в момент, когда речь идет о событиях, наиболее ярко передающих идею сказки, перед детьми выступают ее герои в соответствующих костюмах. Этот прием, рассказывает автор, так подействовал на детей, что они стремились оказать влияние на ход событий, о которых говорилось в сказке или рассказе. Дети создавали свои игры-сказки о жизни Зои Космодемьянской, Эрнста Тельмана и других героев.
С целью достижения общей слаженности в детской постановке необходима серьезная предварительная работа педагога. Ему надо добиться организованности, собранности, увлеченности всех учащихся. Не следует загружать детей частыми, продолжительными репетициями. Важно, чтобы все участники инсценировки осознали содержание произведения, характеристики действующих лиц, линию действия в том или ином эпизоде.
Прежде чем начать работу над инсценировкой, учитель продумывает значимость каждого педагогического приема. Детей надо тщательно готовить к каждому выступлению. С этой точки зрения вредным является взгляд некоторых учителей, полагающих, что любое детское выступление будет иметь успех. Драматизации и инсценировки оказывают большое влияние на умственное развитие детей: они развивают их речь, дети начинают лучше читать, интереснее рассказывать на уроках.
Танцы. Одним из видов внеклассной работы являются занятия танцами. Младшие школьники с большим удовольствием танцуют. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений и деятельности. Это стремление надо использовать для развития художественного восприятия детей, ознакомления их с красивыми танцевальными движениями, приучать их слушать музыку.
Танцы содействуют физическому развитию детей, приучают их правильно и красиво ходить. В процессе обучения танцам к детям предъявляются определенные требования в отношении их общей организованности, дисциплинированности, вежливой и дружеской формы обращения друг с другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.
В содержание хореографических занятий с младшими школьниками входит изучение народных, массовых и бальных танцев, самых простых танцевальных ритмических упражнений, игр. Начинать обучение лучше с народных танцев.
Вместе с тем руководитель кружка заботится и о том, чтобы занятия были для детей источником радости. Это обеспечивается музыкальным сопровождением, характером костюмов, всей обстановкой, в которой проводятся занятия.
Приходится иметь в виду и то, что дети, записавшиеся в танцевальный кружок, стремятся получить как можно больше удовольствия, они приходят повеселиться. Нужно разъяснить учащимся, что танец - настоящее произведение искусства и для его создания нужны труд и организованность.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Природа нашей страны исключительно разнообразна. В каждом районе можно найти много красивых мест. Дети проявляют к природе живой интерес. Это естественное тяготение надо умело использовать для развития воображения, для воспитания патриотизма, стремления приумножить красоту и богатство природы.
Благородные чувства и стремления можно вызвать у детей при проведении прогулок и экскурсий в природу, в процессе работы на пришкольном участке, в туристских походах.
Большие воспитательные возможности заложены в организации активной деятельности детей по охране природы, по умножению ее богатств. А. М. Горький считал, что земля должна быть достойна человека. А для этого ему надо устраивать землю также любовно, как он создает свой дом. Эта мысль может быть ведущей в организации деятельности детей по охране природы и умножению ее богатств.
Хорошие традиции существуют на протяжении ряда лет в Павлышской школе им. В. А. Сухомлинского Кировоградской области УССР. С первого дня пребывания в школе дети выполняют какое-нибудь общественно значимое дело: закладывают маленькую дубраву, выращивают кормовые травы, а семена передают колхозу, участвуют в выращивании полезащитных лесополос. Учителя стремятся вызвать у учащихся благородные мысли и чувства. Работа строится так, чтобы учащиеся поняли, что они способны на большие дела, что их силы позволяют преодолеть еще большие трудности и препятствия. Организуя труд детей, воспитатели показывают им, что сделали их старшие товарищи (выращенные деревья, убранные поля). Такая постановка работы побуждает ученика к волевым усилиям, вселяет в него бодрость и уверенность, стимулирует его нравственный рост.
В заключение хочется подчеркнуть, что успехи школы в эстетическом воспитании детей во многом зависят от учителя. Педагоги и работники искусства единодушно утверждают, что учителю современной школы необходимо широкое разностороннее художественное образование. Иначе он не сможет осуществлять колноценного эстетического воспитания детей.
Не менее важное значение имеет знание и глубокое понимание учителем основ эстетического воспитания, специфики воздействия искусства на внутренний мир ребенка. Надо, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к прекрасному. Его собственное отношение к искусству определяет и отношение к нему учащихся.

Вопросы и задания

1. Дайте определение сущности эстетического воспитания детей.
2. Прочитайте по хрестоматии отрывки из произведений Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и В. А. Сухомлинского об эстетическом воспитании и попытайтесь наметить основные требования к эстетическому воспитанию в школе.
3. Дайте определение понятия система эстетического воспитания. Охарактеризуйте особенности советской системы эстетического воспитания и ее принципы.
4. Расскажите о значении учебного процесса в эстетическом воспитании и требованиях к его организации.
5. Какое значение имеет обучение пению и музыке в начальных классах?
6. Какое значение в эстетическом воспитании детей имеют уроки изобразительного искусства? Перечислите основные требования к этим урокам.
7. Какие средства и формы внеклассной и пионерской работы используются в эстетическом воспитании школьников?
8. Расскажите о месте игр-драматизаций в эстетическом воспитании младших школьников. Подберите несколько игр-драматизаций для класса и одну из них проведите с детьми.
9. Как необходимо использовать природу в эстетическом воспитании детей? Разработайте план экскурсии или прогулки в природу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Эстетическое воспитание и развитие детей


Воспитание – не сумма
мероприятий и приёмов,
а мудрое общение взрослого
с живой душой ребёнка.
В.А.Сухомлинский

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создаёт вокруг себя.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
В связи с этим ключевая роль образовательного учреждения – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение применимо к зрелой личности. Однако дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивые в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу: сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Специфика воспитания состоит в том, что включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Мир музыки очень близок детям. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость.
В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.
Использование на музыкальных занятиях произведений изобразительного искусства значительно обогащает восприятие музыкального образа.
Занятия по изобразительному искусству развивают художественно – творческие способности у детей, интерес к эстетической стороне действительности, потребности творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Занятия ритмикой и танцем развивают музыкальный слух память, чувство ритма, активизирует процессы восприятия. Ритмика служит и задачам физического воспитания: укрепляет мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки.
Методы эстетического воспитания направлены на: приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развития у них умений и навыков художественного восприятия окружающих форм, независимо от вида искусства – музыки, пения, танца, рисования.

Воспитательное занятие «Афоризмы и цитаты о прекрасном»

Цель: расширение кругозора воспитанников.

Задачи: создать условия для воспитания у подростков уважения к общечеловеческим ценностям, друг к другу, соблюдение этикета.

Оборудование: цитаты с высказываниями известных людей, карточки с ситуациями.

Форма проведения: ситуативный практикум.

Ход мероприятия

1. Оргмомент. Воспитанники делятся на группы, настраиваются на беседу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Проблема человека была всегда главной проблемой

философии. Сегодня поговорим о человеке и мы. Тема нашего занятия называется «Афоризмы и цитаты о прекрасном». Существует мнение, что в человеке должно быть всё прекрасно. Скажите, как вы это понимаете? (Ответы воспитанников).

Я хочу сказать вам, ребята, что каждый из вас неповторим, т.е. личность, но мы с вами также живём в обществе других людей, с которыми мы постоянно общаемся. Поэтому вы должны заниматься самовоспитанием, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Это значит, что вы должны научиться сложной науке - жить среди людей. Недаром люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. Поведение людей в самых различных ситуациях закрепляется в своде правил, который называется этикетом. Этикет - это своего рода соглашение между людьми о том, как принято вести себя и как не принято. Имеется в виду главным образом поведение людей в повседневной жизни. Многие правила этикета возникли в глубокой древности, но человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек всегда соблюдает.

А какие правила этикета вы знаете? (Обсуждают в группах. Затем отвечают).

А теперь я предлагаю остановиться на некоторых важных правилах этикета, и для этого попробуем испить из чаши общечеловеческого опыта. Вот наша «чаша мудрости». Прочитав и осмыслив написанное, попытайтесь обосновать своё мнение. (Работа в группах.)

Ситуации.

1. В Дагестане о человеке судили так: «Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не можешь ценить дружбы, если на тебя не производит
никакого впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то
тебя надо лечить.

2. Несколько правил, закреплённых в пословицах на Руси:
-Гостю щей не жалей, а погуще налей.

В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым. -Желанный гость зова не ждёт.

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

    Вам подарили вещь, которая у вас есть, или не нравится, или не нужна. Что вы скажете тому, кто её подарил?

    Что надо помнить, сидя за столом, чтобы по усам не текло, а в рот попало?


(Выступление групп).

Недаром говорят, встречают по одёжке, а провожают по уму. В человеке всё должно быть прекрасно. Мы должны в других людях искать и находить что-то хорошее, потому-то в любом человеке есть своя индивидуальность. Вот и мы сегодня может быть узнаем о своих одноклассниках то, что может быть до сих пор не знали.

    игра» Волшебный стул».

Посмотрите, посредине холла стоит стул. Он волшебный. О том, кто садится на него, мы можем говорить только хорошее.

Занятие наше можно закончить словами: «Человек-это звучит гордо».

    Рефлексия.

Прекрасное трудно.
Бенедикт Спиноза

Красота есть единство в разнообразии.
Перефразированная мысль Эриугены

Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Шеллинг

В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга.
Стефан Малларме

Эстетика – мать этики.
Иосиф Бродский

Эстетика для художника то же самое, что орнитология для птиц.
Барнетт Ньюмен

У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером.
Василий Ключевский

Искусство принадлежит искусствоведам.
Аркадий Давидович

Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми.
Иоганн В. Гёте

Прекрасное в природе часто разрознено, и дело человеческого духа - открыть связи и благодаря им создать произведение искусства.
Иоганн В. Г ёте

Прекрасное недолговечно.
Гомер

Прекрасное дается нелегко.
Солон

Даже прекраснейшая из обезьян безобразна
Гераклит Эфесский

Есть ли в мире что-нибудь прекраснее красивой женщины?!
Пьер Брантом де Бурдей

Все прекрасное так же трудно, как и редко.
Бенедикт Спиноза

Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.
Готхольд Эфраим Лессинг

Прекрасное не есть право. В мире нет ни абсолютно прекрасного, ни абсолютной красоты, все зависит от того, как смотришь на предмет. Все зависит от мерила.
Микаэл Лазаревич Налбандян

Прекрасное - это та часть ужасного, которое мы можем вместить.
Райнер Рильке

Прекрасное - это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
Иммануил Кант

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.
Николай Гаврилович Чернышевский

Хотя господь бог сделал прекрасное источником добра и чистоты, однако и это правило знает исключения.
Чабуа Ираклиевич Амирэджиби

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.
Рабиндранат Тагор

То, что мило, не может быть прекрасным.
Людвиг Витгенштейн

Прекрасному неизменно сопутствует или тьма человеческой судьбы, или блеск человеческой крови.
Иво Андрич

На прекрасную картину нельзя насмотреться, а прекрасной музыкой нельзя наслушаться.
Александр Федорович Лосев

Без вмешательства необыкновенного таланта всё прекрасное остаётся непризнанным.
Жозеф Жубер

Не надо ничего вымучивать из себя: прекрасное рождается легко.
Анатоль Франс

Прекрасное есть соединение красоты и душевного волнения.
Александр Володин

Прекрасное, как и полезное, имеет своё разумное основание.
Жан Анри Фабр



Публикации по теме