Развитие ребенка в 1месяц жизни. Развитие малыша с первых дней жизни

Первый месяц жизни ребенка – это первая важная дата малыша. У крохи уже проходит период новорожденности – щечки и тельце округлилось, отчетливее вырисовываются черты лица, кожа стала светлее, шапочки из роддома и распашонки стали малы. Ваш малыш значительно подрос и прибавил в весе. Пришла пора первого официального выхода в свет – похода в поликлинику.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Педиатр измерит рост, вес малыша, проверит насколько развитие ребенка соответствует его возрасту. Проверит наличие рефлексов и умений.

С самого рождения мозг ребенка постоянно активно развивается, все, что малыш видит, слышит, осязает – все это развивает его нервную систему.

Кроха ещё не может управлять своим телом – его движения все ещё хаотичные, но уже в 1 месяц ребенок многое может. Что умеет ребенок в 1 месяц:

  • Ребенок должен уметь удерживать головку. В положении лежа на животе кроха может приподнять голову и некоторое время оставаться в таком положении.
  • Малыш уже может узнавать маму, следить за ней взглядом. Отличать её от других родственников и посторонних людей.
  • Ребенок должен уметь фиксировать взгляд на неподвижном предмете и следить за вертикально движущейся игрушкой.
  • В 1 месяц кроха начинает осознанно улыбаться в ответ на улыбку матери. Это очень важный показатель правильного развития ребенка.
  • Малыш может пытаться произносить какие-то звуки, в ответ на речь взрослого. Так начинается гуление – первые зачатки полноценной речи.
  • В 1 месяц малыш уже может отличать знакомые звуки, слушать стихи, песенки. Узнает голоса родителей.
  • Резкие, незнакомые звуки пугают малыша. Ребенок вздрагивает, вскидывает руки.
  • Малыш узнает прикосновения матери, успокаивается у неё на руках и может испугаться, попав на руки к незнакомому человеку.
  • Руки и ноги малыша начинают принимать более расслабленное положение. Согнутые руки и ноги, сжатые кулачки – все это проявление гипертонуса новорожденных. С взрослением малыша все эти признаки должны проходить.
  • В 1 месяц ребенок привыкает к определенному распорядку дня. Еда, бодрствование и сон происходят примерно в одно и то же время.
  • Рефлексы новорожденных всё ещё сохраняются. Педиатр обязательно их проверит.

В 1 месяц ребенок начинает активно двигать руками и ногами, поворачивает голову. Необходимо давать малышу свободно двигаться, надевать на него свободную одежду. В это время уже не стоит туго пеленать ребенка во время бодрствования. Руки малыша должны быть свободными.

Развитие новорожденного: Что умеет ребенок в 1 месяц? (видео):

В этом возрасте малыш с интересом наблюдает за яркими погремушками. Можно вложить ребенку в руку игрушку – и он сможет недолго удерживать её. Малыш будет пытаться схватить рукой, заинтересовавший его предмет, формируя таким образом нейронные связи, необходимые для согласованных движений конечностей ребенка.

В первый месяц жизни ребенка ему всё ещё необходим тактильный контакт с матерью, чаще берите его на руки, делайте массаж, гимнастику. Эти занятия укрепляют мышцы малыша, ведь ему предстоит ещё научиться делать много разных сложных движений – переворачиваться, подниматься на руках, садиться, ползать.

Чем можно заниматься с малышом в таком возрасте


Во время бодрствования активно общайтесь с малышом. Для крохи это общение стимулирует активное развитие всех органов чувств, а для родителей эмоционально очень важно и радостно получать ответную реакцию малыша – улыбка, взгляд крохи, оживление при виде знакомых лиц.

Включайте ненадолго классическую и инструментальную музыку. Можно найти готовые подборки классической музыки для малышей. Если в первый месяц жизни ребенка приучить малыша засыпать под записи колыбельных песен, то в будущем кроха привыкнет и будет быстрее засыпать, как только вы ему включите знакомые мелодии. Читайте ребенку народные песенки, стихи, прибаутки.

Совершая какие-либо действия с малышом (умывание, массаж, гимнастику) проговаривайте все свои действия. Это хорошо стимулирует развитие речи малыша. Часто бывает так, что мамы молча пеленают, кормят ребенка, т.к. малыш все равно не понимает, что ему говорят, да и вообще, о чем разговаривать с ребенком. Если не знаете, о чем говорить, можно просто комментировать все свои действия (я пошла, я взяла и т.д.), ходить по комнате с крохой на руках и показывать различные предметы, называть их и объяснять, зачем они нужны и как их использовать. Такое поведение может быть непривычным, но в последствии это позволит малышу быстрее заговорить. Всё, что вы делаете вместе с ребенком начиная с рождения – обязательно благотворно скажется на развитии малыша в более старшем возрасте.


Основные игрушки малыша в таком возрасте – погремушки, их может быть несколько разных форм и цветов, с разными фактурами. Погремушки играют важную роль в развитии ребенка в 1 месяц. Вешайте на кроватку мобили, различные подвески контрастных цветов – малыш с интересом будет наблюдать за движущимися игрушками, следить за ними взглядом.

В первый месяц жизни ребенка чаще выкладывайте малыша на живот. Это будет стимулировать его поднимать голову и тренировать мышцы спины и шеи, чтобы вскоре научиться уверенно держать голову.

Мама делится личным опытом о развитии малыша в первый месяц (видео):

Если здоровый доношенный ребенок в 1 месяц жизни ещё не имеет таких навыков – это не повод переживать. Обязательно проверьте слух и зрение ребенка у врача, покажите малыша неврологу. Если всё в порядке – просто уделяйте крохе больше внимания, занимайтесь с ним – чуть позже ребенок всему этому научиться.

Первый месяц жизни крохи – один из наиболее важных периодов. Именно в это время крошечному «комочку» предстоит сложная задача: «перестроиться», адаптироваться и привыкнуть к новым условиям обитания вне уютного маминого животика. Спустя месяц после появления на свет кроха приобретет ценные умения и навыки, и превратится из «новорожденного» в «грудничка».

Развитие мальчиков и девочек первого месяца жизни

Каждый человек уникален, и даже крошечный человечек не является исключением. Об этом следует помнить молодым мамочкам, которые нередко сравнивают своих малышей с другими детками и беспокоятся, если их умения в чем-то не совпадают.

Развитие ребенка в первый месяц жизни идет «семимильными шагами», причем на данном этапе развития совершенно неважно — мальчик это или девочка. День за днем он кропотливо трудится, и уже к концу этого периода у него образуется значительный список достижений:

  • удерживание в поле зрения яркого предмета, который медленно движется (погремушка) и фиксирование на нем взгляда;
  • удерживание взгляда на крупных и неподвижных предметах (лица взрослых), увеличение скоординированности и плавности движений глаз;
  • выделение мамы среди всех взрослых, окружающих кроху, распознавание ее голоса, запаха, рук;
  • проявление реакции в виде вздрагивания или резкого мигания на невидимый громкий звук, поворачивание головки в его сторону;
  • возникновение «обратной связи» с родителями в виде улыбки, возникающей как ответ на ласковые слова, улыбку взрослого;
  • возникновение первых попыток копирования окружающих звуков, «гуление» при обращении к нему;
  • появление более активных, чем раньше, движений ручками и ножками;
  • удерживание некоторое время головки при лежании на животике;
  • проявление посредством плача или крика перемены в настроении.

Рост и вес как основные показатели физического развития новорожденного в первый месяц

Основными данными, на которые ориентируется педиатр, проводя ежемесячный осмотр малыша, являются показатели физического развития ребенка. Именно они позволяют определить, насколько динамично развивается кроха, полностью ли он здоров, достаточно ли вынослив. Важную роль в данном процессе играют измерения роста, массы, окружности груди, головы и развитие различных органов и систем. Все эти показатели учитываются при осмотре ребенка в первый месяц в поликлинике педиатром и врачами-специалистами.

Важно! В среднем, с рождения новорожденный вырастает на 3 см, его вес увеличивается в на 600 грамм, окружность головы становится больше на 2 см, груди – на 2-4 см.

Стоит отметить, что каждый ребенок развивается в своем собственном ритме: есть «пухляши» и худышки, рослые и миниатюрные. Невозможно «подогнать» малыша под какие-либо рамки, да и не нужно этого делать. Любые табличные показатели – это лишь ориентировочная цифра. Важно общее состояние ребенка, его активность, наличие рефлексов, режим сна и бодрствования, аппетит.

В течение первого месяца происходит закрепление восемь основных рефлексов:

  1. Сосательный, проявляющийся в возникновении сосательных движений губ после проведения по ним пустышкой;
  2. Хватательный, при котором кроха ухватывает и старается держать все, что прикасается к его ладошке;
  3. Поисковый, когда при поглаживании щечки ребенок поворачивает головку в соответствующую сторону;
  4. Плавательный рефлекс, когда малыш, при выкладывании его на животик, делает движения, похожие на плавательные;
  5. Рефлекс ходьбы, при котором ребенок, поддерживаемый под мышки и чувствуя ножками опору, будто бы делает шаги;
  6. Рефлекс Бабинского, при котором после проведения пальцем по внешнему краю стопы пальчики крохи расходятся в стороны;
  7. Рефлекс Мора, когда при внезапном громком звуке малыш взмахивает ручкам и ножками;
  8. Рефлекс Бабкина, проявляющийся в поворачивании головки и открытии ротика при надавливании на ладошку ребенка.

Важно! Во время первой диспансеризации, проводимой в один месяц, ребенка обязательно должны осмотреть: терапевт, невролог, отоларинголог, ортопед, хирург, офтальмолог.

С целью определения наличия рефлексов, а также общего состояния нервной системы малыша, в месячном возрасте его необходимо показать врачу – неврологу.

Зрение грудного ребенка месячного возраста уже сформировалось, но иногда он еще не может полностью фиксировать взгляд на предмете, у него возможно проявление косоглазия (которое со временем, обычно, проходит) и , когда в глазках стоят слезки, даже когда он не плачет. Все эти состояния оценивает врач – офтальмолог, консультация которого также является обязательной.

Слух у грудничка в один месяц тоже сформирован: они реагируют на звук, поворачивая головку в его сторону. Если ребенок этого не делает, у него плохо дышит носик, он неохотно берет грудь и беспокоиться около нее, стоит посетить отоларинголога.

Для того чтобы вовремя выявить и устранить патологии развития опорно-двигательной системы, грудничка в возрасте одного месяца показывают врачу – ортопеду. Он проверит симметрию ножек, правильность их опоры о поверхность, исключит развитие кривошеи (когда головка малыша наклонена в одну сторону).

При наличии у крохи одышки при кормлении, вялости, плохого набора роста и веса, проявления синевы носогубного треугольника, педиатр может дать направление на осмотр к врачу – кардиологу с целью исключения заболеваний системы сердца и сосудов.

Желудочно-кишечный тракт и пищеварительная система грудничка развиты еще довольно слабо. Из-за этого частыми «спутниками» крохи являются , вздутие животика, . Но если он активен, нормально набирает вес и растет, никакого особенного лечения эти состояния не требуют, и, как правило, проходят со временем.

Питание и сон грудничка в один месяц

С первых дней жизни новорожденного, самой лучшей пищей для него является материнское молоко, имеющее оптимальный состав, температуру и вырабатываемое в объемах, необходимых для малыша. Существует два типа кормления:

  • по требованию, когда кроха прикладывается к груди при малейшем проявлении беспокойства;
  • по режиму, когда между кормлениями проходит фиксированное количество времени (в среднем около трех часов).

Каждая женщина сама выбирает наиболее удобный для себя способ кормления. Как правило, ребенок насыщается в первые десять минут, после чего продолжат сосать грудь просто не желая прерывать контакт с мамой, иногда засыпая «на груди». Важно правильно прикладывать грудничка, чтобы он не заглатывал лишний воздух при сосании, что чревато частыми срыгивания и вздутием животика.

О том сколько должен съедать ребенок первого месяца жизни грудного молока или смеси вы можете прочесть в

Сон в первый месяц жизни малыша занимает большую часть его времени. Выделяют три фазы сна:

  • глубокий, когда дыхание малыша ровное и спокойное;
  • неглубокий, когда кроха слегка двигает ручкам и ножками;
  • дремота, когда малыш находится будто бы в полусне, например, во время кормления.

Находясь в бодром состоянии, младенец активно двигает ручками и ножками, кряхтит, посапывает. Если маленького человека что-то не устраивает, он «говорит» об этом громким плачем. Молодым родителям часто кажется, что , однако эти опасения как правило, напрасны.

Правильный уход за малышом – залог гармоничного развития

Говоря о том, что должен уметь ребенок в первый месяц жизни, невозможно не упомянуть о правильном уходе. Комната, в которой находится малыш, должна быть комфортной, проветриваемой, но без сквозняков, с влажным прохладным воздухом. Кроватка грудничка должна быть без острых углов, из прочного материала и с . Подушка малышу пока не нужна. Одежду стоит выбирать из натуральных тканей, без грубых швов и застежек. Не стоит слишком кутать ребенка – из-за нарушенной в этом возрасте терморегуляции он может легко перегреться, что повлечет за собой возникновение пеленочного дерматита. Первый месяц жизни — это время когда необходимо внимательно следить за пупочной ранкой и принять своевременные меры,

Благоприятное воздействие на организм ребенка в первый месяц жизни оказывает оздоровительный массаж, который следует проводить ежедневно за тридцать минут до кормления. Длится он не боле десяти минут и прекращается, как только малыш начинает беспокоиться. Основным элементом массажа является поглаживание личика, пальчиков, ручек, ножек, спинки в направлении снизу вверх и из сторон к центру.

Зарядка ребенка в один месяц видео

С младенцем месячного возраста можно начинать занятия гимнастикой. Основные упражнения просты:

  • выкладывание крохи на животик;
  • вкладывание в кулачки лежащего на спинке малыша больших пальцев взрослого, после чего ручки его медленно разводятся в стороны и слегка встряхиваются.

Перед сном отличным занятием станет – оно не только укрепит мышцы грудничка, но и успокоит его, настраивая на длительный ночной отдых. Во время сна кроху следует поочередно переворачивать с одного бока на другой, чтобы мышцы с обеих сторон одинаково развивались.

видео

В период бодрствования можно показывать малышу яркие игрушки, медленно перемещая их в пространстве, тренируя концентрацию его внимания на предмете. Разговоры с изменением громкости и эмоциональной окраски голоса, прослушивание красивой негромкой музыки, ласковые прикосновения – все это оказывает неоценимый вклад в развитие маленькой личности.

Вконтакте

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Самыми важными показателями являются физические параметры:

1. Вес.

Это один из главных показателей в первые месяцы жизни грудничка, поскольку по нему можно судить, хватает ли молока или смеси. Конечно, набирают вес дети по-разному, это зависит от наследственности, типа кормления, исходного здоровья. Но в среднем масса тела малыша в первые месяцы жизни увеличивается на 700-800 г, а к 6 месяцам - в два, к году - в три раза.

2. Рост грудничка, окружность грудной клетки и головы.

Эти показатели не менее важны, чем вес: не зря при ежемесячном посещении педиатра младенца взвешивают и измеряют. В среднем за год рост малыша увеличивается на 25 см: первые шесть месяцев он прибавляет по два-три сантиметра, а после шести месяцев прирост идет по 1-2 см.

3. Двигательная активность, навыки.

По тому, как ребёнок держит голову, переворачивается, встает на ножки, ползает, начинает говорить можно также судить о его развитии. Каждый малыш индивидуален, конечно. Однако усредненные сроки развития двигательной активности нужно знать, чтобы в случае отклонений от норм обратиться вовремя к педиатру или неврологу.

4. Зубы.

Первые зубы начинают появляться ближе к 6 месяцам. К году ребенок может обладать уже 8 зубами, однако есть младенцы, у которых в этом возрасте всего пара резцов, а есть те, у которых первый зубик показывается уже в 2 месяца.

Иногда пользуются формулой для определения количества зубов: возраст в месяцах минус 4 (начиная с полугода). Но не всегда результаты вычислений объективны.

Эмоционально-психическое развитие малыша не менее важно для оценки его развития.

1.Речь

К концу первого месяца кроха начинает гулить, а по мере развития появляется умение лепетать, произносить слоги. В концу первого года жизни ребёнок может произносить до десяти слов.

2. Эмоции и общение.

По тому, как младенец реагирует на родителей, игрушки, смену обстановки и прочее также можно судить о том, как он развивается.

3. Движения и игры.

Захват игрушек, мелких предметов, игры с бумагой - важный критерий, по которому врачи определяют, нормально ли развивается кроха.

Ниже приведена таблица с усредненными показателями нормального развития малыша. Не следует паниковать, если ваш ребенок в своем возрасте чего-то не умеет: все дети разные, и развиваются по-разному.


Развитие ребёнка в 1 месяц.

Новорожденный в первые нежели своей жизни ещё ничего не умеет, однако у него прекрасно развиты сосательный, хватательный, глотательный, поисковый, плавательный рефлексы.

Они безусловные, со временем некоторые исчезают - это тщательно проверяется врачами при ежемесячном посещении поликлиники. На раздражители (холод, жару, мокрый подгузник) и голод кроха реагирует недовольным кряхтением и громким плачем, что позволяет родителям понять, что нужно что-то сделать.

Ребёнок в первые недели жизни часто непроизвольно вскидывает ручки и ножки - не стоит этого пугаться: он только родился и учится жить вне маминого живота. Большое пространство вокруг его беспокоит: именно поэтому многие дети лучше спят, когда их пеленают.

Большую часть времени новорожденный проводит во сне: маленькие детки могут спать до 20 часов в сутки. Груднички постоянно прикладываются к груди: так они удовлетворяют сосательный рефлекс, успокаиваются, питаются (поэтому важно кормить ребёнка не по расписанию, а по требованию ).

Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?

  • Он реагирует на громкие звуки: вздрагивает или плачет.
  • Улыбается (пока неосознанно).
  • Начинает поднимать голову и удерживать ее несколько секунд, если положить ребёнка на животик.
  • Наблюдает за неподвижными и двигающимися предметами.
  • "Агукает"

Особенности первого месяца жизни.

Крепкий сон.

Ребенок спит много, не реагируя на шум вокруг него, однако часто просыпается "перекусить".

Гипертонус мышц.

Первый месяц новорожденный находится в "позе лягушки" с прижатыми к телу согнутыми конечностями. Это нормально, ведь целых 9 месяцев ребёнок находился в подобной позе в животе у мамы. Гипертонус проходит к 1-2 месяцам.

Срыгивания.

Из-за недостаточно развитой на момент рождения пищеварительной системы, в частности, клапанов пищевода, новорожденные часто срыгивают после кормления.

Как избежать срыгивания?

Специалисты по грудному вскармливанию не советуют "носить столбиком" малыша после кормления (как рекомендуют педиатры), а просто стараться не перекармливать ребенка и ограничить его подвижность сразу после кормления.

Срыгивания у новорожденных считаются физиологичным явлением, но объём их должен быть совсем небольшим (примерно чайная ложка). А вот после 6 месяцев допустимо 1-2 раза в день; после года ребенок срыгивать не должен.

Колики.

В конце 3-4 недели жизни, кроху начинают беспокоить колики. Они появляются в связи с "незрелостью" кишечника (то есть неподготовленностью желудочно-кишечного тракта к пище, пусть даже это грудное молоко: ведь в утробе малыш получал совсем другое питание!).

Доказано, что колики не зависят от питания кормящей мамы, и при этом явлении лекарственные препараты - малоэффективные помощники. Это явление самостоятельно прекращается к 3-4 месяцу жизни грудничка.

Новорожденный ребёнок: игры с малышом.

Казалось бы, первый месяц ребёнок совершенно неактивен. Он не фиксирует взгляд на лицах и предметах, не смеется, не улыбается...Но это не означает, что с ним не нужно заниматься: чем раньше вы начнете играть с крохой, тем быстрее он будет отвечать вам взаимностью.

Как развивать ребёнка с первых дней жизни?

1. Постоянно разговаривайте с ним.

2. Пойте песенки.

Дети любят ритмичное звучание на высоких частотах - это их успокаивает, они вслушиваются в приятный голос.

3. Показывайте картинки.

Сначала это должны быть черно-белые простые рисунки, потом можно добавить красно-жёлтые оттенки. На расстоянии 25-30 см от глаз малыша разместите картинку, показывая сначала в статике, а затем медленно передвигая ее. Через некоторое время кроха запомнит рисунок и будет его узнавать.

4. К концу первого месяца жизни можно повесить над кроваткой мобиль.

Он должен быть не слишком сложным: 2-3 подвешенные игрушки - достаточно для такого маленького человечка. Расположите мобиль на расстоянии 60-70 см от лица ребёнка и немного впереди него, чтобы взгляд не фокусировался прямо (иначе может развиться косоглазие).

5. Гримасничайте, утрируйте мимику.

Ребенок запоминает движения губ, глаз, выражение лица. Когда что-то ему говорите, четко совершайте движения губами: это поможет ему в будущем быстрее научиться произносить слоги.

Ребёнок: развитие физических данных.

В первый месяц ребёнок практически не двигается: не поворачивает и не поднимает голову, не переворачивается. В этот период жизни важно помочь его телу адаптироваться к окружающему миру, к температурным условиям окружающей среды, новым тактильным ощущениям.
  1. Делайте лёгкий массаж пальчиков рук и ног: поглаживайте их, разминайте.
  2. Гладьте спинку и животик младенца: это успокаивает малыша, расслабляет мышцы, а массаж живота улучшает перистальтику кишечника.
  3. Делайте несложные упражнения, обязательно с утра (главное, чтобы после приёма пищи прошло около часа).
  4. Это могут быть разведение и сведение рук, сгибание ног в бедрах и коленях. Конечно, лучше, если такую зарядку вам покажет врач ЛФК с учётом данных именно вашего малыша.
  5. Чаще выкладывайте ребенка на живот:
  • Это стимулирует его учиться держать голову
  • Укрепляет мышцы спины
  • Способствует лучшему отхождению газов и облегчает колики
  • Успокаивает грудничка.

5. Кроме того, каждый день обязательно нужно гулять с ребёнком не менее 1-2 часов.

После выписки из родильного дома спустя неделю и после осмотра педиатра на дому начинать гулять надо с 15-20 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность прогулки. Не рекомендуется находиться с новорожденным на улице при температуре -10 °С и выше 30 °С, лучше заменить такие прогулки комфортным отдыхом на прохладном балконе.

О том, как происходит развитие ребенка в 2 месяца, .

Подведем итог.

За первый месяц жизни новорожденный делает огромный шаг в развитии: от него зависит во многом то, как будет малыш развиваться в будущем. А родителям остаётся только набраться терпения и сил и помогать крохе расти умным и здоровым ребенком.

Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром. Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется. Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.

За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:

  • постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
  • пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
  • начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
  • происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.

Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.

Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:

  • сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
  • опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
  • поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.

Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.

Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.

Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:

  • малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
  • дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
  • детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
  • из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
  • развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
  • в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
  • тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
  • фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
  • к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.

Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни. До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.

Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.

Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.

Таким же поведением отличается и мальчик, уметь в 1 месяц он может «гулить», но при этом причмокивать, кряхтеть и звонко кричать, такими способами разрабатывая свои голосовые связки.

Зная, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители должны помогать малышу совершенствовать свои органы чувств, а для этого необходимы развивающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: видео

Что необходимо для развития ребёнка в один месяц

Для маленького ребёнка важно создание благоприятных условий для дальнейшего развития, и это, прежде всего, атмосфера в доме, которая должна быть спокойной и доброжелательной. Поскольку малыш воспринимает внешний мир органами чувств, то ему доступное и понимание эмоционального состояния домочадцев. Когда в семье тёплые, душевные отношения, мир и обстановка тихой радости, это помогает крохе почувствовать себя в полной безопасности.

Разумеется, для развивающих упражнений и игр времени не так много, ведь малыш всё время спит, а моменты активного бодрствования ещё очень кратковременны. Но при правильном распорядке дня всегда можно найти 20-30 минут для того, чтобы пообщаться с малюткой и помочь ему в совершенствовании основных навыков. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребёнку быстрее адаптироваться в новой среде.

Для стимуляции зрительной, слуховой функции, улучшения тактильного восприятия можно:

  1. Взять большую яркую игрушку, держа на расстоянии 60-70 см от личика крохи, подождать, когда она привлечёт его внимание и очень медленно отвести в сторону, постаравшись, чтобы взгляд младенца не отрывался от предмета. Можно приближать и отодвигать вещь, но чтобы она находилась в поле зрения малыша в течение двух минут.
  2. Каждый день на протяжении 10 минут ребёнку можно негромко включать спокойную, мелодичную классическую музыку, также подойдут отдельные записи некоторых музыкальных инструментов, звучащих нежно и в мажорном ладе. К выбору нужно подходить очень ответственно, ведь это будет первая услышанная малышом музыка в его жизни. После маминого голоса ему будет приятно услышать звуки арфы, флейты, фортепиано. Перед сном можно прослушивать произведения Шопена или Моцарта, утром во время бодрствования – танцевальные мелодии.
  3. Игрушки, которые будут способствовать развитию слуха и осязания – музыкальные мобили (карусели), погремушки с негромким звуком, подвески на кроватку со звуковым и световым сопровождением. Мобили считаются наиболее предпочтительными для этого возраста, так как они помогают детям концентрировать своё зрение и внимание на отдельных объектах, учат различать звуковые частоты. Одновременно с этим, ребёнок развлекается и находится в хорошем настроении.

Понимая, что должен уметь делать месячный малыш, и памятуя о том, что хватательный и сосательный рефлекс у него сильно развит, имеет смысл купить ребёнку несколько погремушек из материалов разной текстуры, а также книжку для самых маленьких с музыкальными страничками. Резиновые и латексные игрушки-пищалки в виде животных тоже не оставят его равнодушным. Конечно, все эти вещи должны быть выполнены из натурального материала, к тому же, они понадобятся ребёнку чуть позже, когда у него начнут резаться зубки.

Чтобы постепенно укреплять малыша физически, предусмотрены следующие упражнения:

  1. Младенца кладут на животик, показывают ему яркий предмет и, не торопясь, поднимают его выше и выше. Ребёнку поневоле приходится тренировать мышцы шеи, чтобы поднять головку. Для этого же кроху кладут вниз лицом к себе на живот и начинают с ним разговаривать, обращаясь по имени.
  2. Чтобы развивать ножки и ручки малютки, ребёнка берут за руки, поднимают их, осторожно опускают, складывают на груди. Ножками малыш должен делать крутящие движения, имитирующие велосипедную езду.
  3. Купание не только доставит ребёнку удовольствие, но будет положительно влиять на его физическое состояние. Мама может купаться вместе с малышом, положив его к себе на грудь спинкой, держа одной рукой, а другой показывая различные игрушки. Можно учить малыша держаться на воде, поддерживая на руках и покачивая.

Также для нормального кровообращения и снижения гипертонуса месячным детям делают массаж, сгибают и разгибают им ручки и ножки – обычно, эти процедуры проводятся перед купанием или после него.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители могут стимулировать малыша к освоению новых умений, увлекая его интересными игрушками, музыкой или интересными действиями, но самое главное, что во время этих занятий происходит непосредственное общение крохи с мамой, в которой он нуждается более всего.



Публикации по теме