Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы). Влияние на развитие и характер ребенка разлуки с матерью в раннем возрасте

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Предмет : психология.

Научно-исследовательская работа.

Тема: Влияние характера матери на ребенка, его воспитание и становление как личности.

Работу выполнила: Седельникова Виктория

ученица 10 «Б» класса

Научный руководитель: Кленова

Ирина Васильевна

г. Реутов 2007

Вступление…………………………………………………………….……………….… 3

I. Теоретическая часть

1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………….…… 5

1.2. Типы семейных взаимоотношений……………………………….... 7

1.3.Привязаность ребенка к матери…………………….….…………….. 9

1.4.Типы характера матерей. Влияние

«фактора матери» на ребенка………………………..………………………… 10

1.4.1. Мать – «Призрак»………………………………………………..... 11

1.4.2. Мать - «Фарфоровая куколка» …………………………...… 14

1.4.3. Властная мать………………………………………..…………….... 16

1.4.4. Мать- «Охотница за скальпами»…………………………… 19

1.4.5. Мать - «Босс»……………………………………….……….…..…. 22

II. Практическая часть.

2.1.Роль семьи в воспитании ребенка.……………………………..….. 25

2.2. Типы взаимоотношения в семье……………………………..……… 26

2.3. Типы характера матерей……………………………………..…………. 27

Выводы………………………………………………………………………..………..... 30

Литература……………………………………………………………...……………….. 31

Приложение 1…………………………………………………………………….. 31

Приложение 2…………………………………………………………………….. 32

Приложение 3…………………………………………………………………….. 34

Вступление.

Я решила заняться этой научно-исследовательской работой, так как сочла ее актуальной на сегодняшний день. Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей. С

каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья. Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Целью работы является выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков и их матерей. Я глубоко изучила некоторые типы матерей и как их характервлияет на становления личности ребенка. Ведь именно характер матери оказывает особое влияние на подростка. И только от нее зависит, каким ребенок выйдет из-под материнского крыла в новую, неизведанную и взрослую жизнь. В моей работе довольно таки глубоко рассмотрена связь мать-ребенок, последствия неправильного воспитания детей, а в практической части были проведены интересные исследования с учениками лицея.


I. Теоретическая часть.

Теоретическая часть заключается в описание отношений матери к своему чаду, как сделать так чтобы ребенок не замкнулся в себе, не пошел по пропащей дороге (никотиновая зависимость, употребление спиртных напитков и наркомания). Также я рассмотрела основные и главные типы отношений в семье и влияния обоих родителей на своего ребенка. И особенный акцент был сделан на исследования некоторых типов матерей: «Мать - «призрак», «Мать - «фарфоровая куколка», «Властная мать», «Мать - «охотник за скальпами», «Мать - «босс». Рассматриваются пять типов отклонения от правильного процесса воспитания, начиная с недостатка любви и нежности и заканчивая неумением отпустить выросших детей в самостоятельную жизнь. Каждому типу матери посвящается: обсуждение проблемы и те потребности ребенка и матери, которые остались неудовлетворенными, предлагаются меры для удовлетворения этих потребностей и восстановления нарушенных отношений.

Одно важное замечание : матерью в этой работе называется либо родная мать, либо тот человека, который занимает в жизни ребенка место матери. Многие люди были выращены не матерью, а бабушкой, мачехой, тетей или другом семьи. В таком случае матерью является именно этот человек, играющий определяющую роль в жизни ребенка.

1.1. Роль семьи в воспитании ребенка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок, принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на

проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают.

1.2. Типы семейных взаимоотношений.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Влияние матери на ребенка также проявляется в эмоциональном плане. Эмоции матери передаются плоду посредством гор-монов и по энергетическим каналам, оказывая либо поло-жительное, либо отрицательное влияние на его психику.Работы специалистов в области теоретической медици-ны, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, указывают также и на то, что психологичес-кая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Элементар-ные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клет-ки, подчиняются как законам физики, так и основным зако-нам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведе-ния другим частицам. Запись информации, запоминание и передача - свойства психики. Влияние матери на ребенка обусловлена тем, что информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующемся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким обра-зом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток. В частности, это касается половых клеток, составля-ющих генетический капитал ребенка.

Бере-менная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю, поскольку она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образова-ния или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы на-править свою психическую или физическую энергию по наи-более удобному для ребенка руслу. Данное решение такжекасается окружающих людей как членов семьи, так и обще-ства в целом.

Внутриутробный период развития напрямую зависит от матери и от окружающего ее психологического, физического и информационного пространства. Если будущая мать знает об этом и старает-ся исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы формирует положительный, благоприятный фон для развития младенца. Другими словами, влияние матери на ребенка в данном случае характеризуется тем, что она предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический матери-ал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тес-ном содружестве с природой женщина становится еще од-ним сознательным создателем ребенка, которому она пре-доставляет наилучшие шансы из всех существующих

Влияние матери на ребенка на физическом уровне проявляется в ее отношении к пище. Выбор сбалансированного меню, акцент на продуктах, которые необходимы для развития ребенка, употребление в пищу экологически чистых, здоровых продуктов, естественно, отразится на ребенке положительно.

Влияние матери на ребенка на эмоциональном уровне должно проявляться в ее положительном эмоциональном настрое. Эмоции и пространство харак-теризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, ду-шевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехват-ки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, рев-ность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, пло-хого самочувствия и закрепощения. Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир. Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счас-тья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото-рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбыв-ной радости.


Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают дости-жению данного внутреннего состояния и воспитывают в ре-бенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, беременности и ожидае-мому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощу-щение счастья и силы, которое передается ему через уве-ренную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь иногда нарушает эту идиллическую картину, поскольку в ней могут иметь место стрессы (например, автомо-бильная катастрофа), серьезные ситуации (увольнение с ра-боты отца) или тяжелая утрата близких. Что же следует де-лать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное - попытаться справиться с ними. Матери обладают своеобразны защитным щитом ребенка: любовью к нему.

Многие женщины говорят о том, что во время беремен-ности у них появлялся рефлекс защищать своего ребенка, как существо, уже рожденное. По этой причине они созна-тельно подавляли в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок "за-писывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносли-вого человека.

Хороша та мать, которая понимает, что она родит человека, который может быть непохожим на нее: со своим мнением (даже во младенческом возрасте), со своими убеждениями, желаниями и взглядами. Дети не должны быть средством компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Природа отблагодарит мать за ее сознательные усилия. Форма благодарности может быть са-мой различной и проявляться в совершенно различных жизненных ситуациях, связанных с ребенком. Например, в значительном уменьшении отрицательных момен-тов, присущих беременности: чувства усталости, беспокой-ства, страха. С естественным завершением осознанной и полной свет-лых ощущений беременности произойдут и роды, проходящие также осознанно, под контролем и с чувством радости и полного единения с ребен-ком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко поддаваться воспитанию и, по всей вероятности, обладать всеми свойствами, которые могут удовлетворить родителей.

Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.

Дело в том, что ребенок полностью считывает с мамы ее эмоциональный фон. Вот как собаки чувствуют, когда их боятся, так и дети чувствуют маму. Хоть немного вы встревожились, а ребенок уже это почуял, и давай себе переживать, но даже еще больше чем вы, потому что он не знает о причинах вашей тревоги ничего, у него просто тревожный фон от вас. А потом еще и молоко поел с вашими гормонами стресса, и снова нервничает.

Если вернуться на много столетий назад, в пещерное время, люди жили рядом, кучно, в пещерах. Мама была на вытянутую руку от ребенка, и на любой его сигнал она отзывалась, брала на руки, давала грудь. Но если вдруг случалась опасная ситуация - землетрясение, или мамонты пришли. Встревоженная мама быстро, молча, брала ребенка на руки и они куда-то убегали. И веками закладывался этот механизм в генотипе человека - во время опасности всего два варианта действий - либо бить, либо бежать, иначе не спасешься. В современное же время, как только прием родов стал происходить в больничных стенах (а раньше это делали бабки-повитухи, и это происходило в доме роженицы), сама атмосфера роддома, а иногда и отношение медперсонала к мамочке изначально действуют как стресс, а потом еще начинают пугать разными диагнозами маму, или типа, он у вас голодный, молока не хватает, если смесь не возьмете, мы лялю под капельницу заберем, или вообще в реанимацию. А стресс у мамы зашкаливает, молоко пропадает, и от этого еще больше стресса! Представляете, как сильно мама влияет на ребенка , и эмоционально и физически.

А ребенок то не знает где он родился - в пещере, где мамонты ходят рядом, или в перинатальном центре! Его генотип диктует информацию, и ребенок родившись, реально знает как все должно быть, у него есть определенные ожидания в отношении матери - она защитит, накормит, согреет и будет рядом. А что в итоге - зачастую мамы сразу рядом нет, кормит не она, и никто не защищает! А потом, когда мама приходит, то у нее сплошной стресс. И у ребенка срабатывает та древняя информация из генома - мамонты пришли! И если мама горюет или плачет над ребенком - мамонты не уходят вообще! Они круглосуточные просто! И ребенку не понятно почему мы не спасаемся, если так опасно... И только мама может мамонтов прогнать! Объясните ребенку, что вы в безопасной пещере, что вы рядом, что вам с ним ничего не угрожает. А это получится только если мама успокоится сама.

Вот так вот все бывает грустно там в голове у малышей, и самое главное, что у них нет чувства времени. Ребенок не знает, когда закончится мамин стресс и поэтому маме нервничать - «себе дороже» называется. Думайте о ребенке, ему страшнее. Поэтому деть может висеть на груди - часто и долго, но не потому, что молоко типа "плохое", а потому что хочет успокоиться.

Но вы скажите, как не нервничать, когда диагнозы сыпятся от медиков. Ну во-первых, окончательный диагноз можно поставить лишь с полугода, а до этого многое просто компенсируется за счет ГВ и качественного ухода. Во-вторых, если реально что-то надо лечить, то это нужно просто принять, принять без условий, нам же нужен здоровый ребенок! Вот как солнце встает по утрам, и вы это принимаете, как бы не хотелось еще поспать, так и тут, болезнь и ее лечение нужно просто принять, без условий, и не рвать себе сердце желанием уйти домой, когда вы с лялей находитесь в больнице. Жизнь продолжается и в стенах стационара, и спокойная, уверенная мама нужна ребенку здесь и сейчас, тогда не будет ни мамонтов ни землетрясений, и у всех крепкие нервы и здоровая психика.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Влияние характера матери на ребенка, его воспитание и становление как личности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Предмет : психология.

Научно-исследовательская работа.

Тема: Влияние характера матери на ребенка, его воспитание и становление как личности.

Работу выполнила: Седельникова Виктория

ученица 10 «Б» класса

Научный руководитель: Кленова

Ирина Васильевна

г. Реутов 2007


Вступление…………………………………………………………….……………….… 3

I. Теоретическая часть

1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………….…… 5

1.2. Типы семейных взаимоотношений……………………………….... 7

1.3.Привязаность ребенка к матери…………………….….…………….. 9

1.4.Типы характера матерей. Влияние

«фактора матери» на ребенка………………………..………………………… 10

1.4.1. Мать – «Призрак»………………………………………………..... 11

1.4.2. Мать - «Фарфоровая куколка» …………………………...… 14

1.4.3. Властная мать………………………………………..…………….... 16

1.4.4. Мать- «Охотница за скальпами»…………………………… 19

1.4.5. Мать - «Босс»……………………………………….……….…..…. 22

II. Практическая часть.

2.1.Роль семьи в воспитании ребенка.……………………………..….. 25

2.2. Типы взаимоотношения в семье……………………………..……… 26

2.3. Типы характера матерей……………………………………..…………. 27

Выводы………………………………………………………………………..………..... 30

Литература……………………………………………………………...……………….. 31

Приложение 1…………………………………………………………………….. 31

Приложение 2…………………………………………………………………….. 32

Приложение 3…………………………………………………………………….. 34

Вступление.

Я решила заняться этой научно-исследовательской работой, так как сочла ее актуальной на сегодняшний день. Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей. С

каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья. Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Целью работы является выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков и их матерей. Я глубоко изучила некоторые типы матерей и как их характервлияет на становления личности ребенка. Ведь именно характер матери оказывает особое влияние на подростка. И только от нее зависит, каким ребенок выйдет из-под материнского крыла в новую, неизведанную и взрослую жизнь. В моей работе довольно таки глубоко рассмотрена связь мать-ребенок, последствия неправильного воспитания детей, а в практической части были проведены интересные исследования с учениками лицея.


I. Теоретическая часть.

Теоретическая часть заключается в описание отношений матери к своему чаду, как сделать так чтобы ребенок не замкнулся в себе, не пошел по пропащей дороге (никотиновая зависимость, употребление спиртных напитков и наркомания). Также я рассмотрела основные и главные типы отношений в семье и влияния обоих родителей на своего ребенка. И особенный акцент был сделан на исследования некоторых типов матерей: «Мать - «призрак», «Мать - «фарфоровая куколка», «Властная мать», «Мать - «охотник за скальпами», «Мать - «босс». Рассматриваются пять типов отклонения от правильного процесса воспитания, начиная с недостатка любви и нежности и заканчивая неумением отпустить выросших детей в самостоятельную жизнь. Каждому типу матери посвящается: обсуждение проблемы и те потребности ребенка и матери, которые остались неудовлетворенными, предлагаются меры для удовлетворения этих потребностей и восстановления нарушенных отношений.

Одно важное замечание : матерью в этой работе называется либо родная мать, либо тот человека, который занимает в жизни ребенка место матери. Многие люди были выращены не матерью, а бабушкой, мачехой, тетей или другом семьи. В таком случае матерью является именно этот человек, играющий определяющую роль в жизни ребенка.


1.1. Роль семьи в воспитании ребенка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок, принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на

проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают.


1.2. Типы семейных взаимоотношений.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то

опека заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства» . При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает посредственность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.


1.3. Привязанность ребенка к матери.

Изучение привязанности ребенка к матери - одно из ведущих направлений экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. Мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, питает своим молоком, дает первые жизненные ориентиры, нежно привязана к нему, ощущает его боль как собственную.

Но ребенок подрастает, обретает самостоятельность и уже не ощущает себя с матерью единым целым. Тем не менее, часто мама, не понимая, что ее чадо уже давно стало взрослым – со своим миром чувств, представлений, желаний, все еще видит его малышом, не способным без ее руководящей и указующей руки поступать по собственной воле. Конечно, тут все зависит от типа личности матери, от сознания своей роли в судьбе ее ребенка. Да, она воспитывает ребенка, помогая ему ориентироваться в социальной среде, думая и заботясь о его будущем, наставляя согласно собственному мировоззрению, контролируя его поступки. Однако во всем нужна мера. И не всегда мать понимает, к чему может привести ее неограниченный контроль, как может искалечить она жизнь своему чаду, заставляя его проживать не свою, а ее жизнь, выполняя не его, а ее собственные желания.

Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека обстановка в семье в подростковом возрасте. А ведь то, каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки.


1.4. Типы характера матерей. Влияние

«фактора матери» на ребенка.

Теперь я хочу поподробнее объяснить и остановиться на явлении, называющимся «материнским фактором». Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
Роль матери может исполнять родная мать, свекровь, теща или даже кто-то из друзей. Бог дает нам мать, чтобы она заботилась о нас, кормила и растила нас. Она отчасти исполняет для нас роль самого Бога. Мать или человек, взявший на себя, ее функции, ответственен за то, каким вырастет ребенок. Религиозные вожди и политики, великие мыслители и художники нередко говорят о влиянии, которое мать оказала на всю их жизнь. Работа матери - самый важный, самый тяжкий и низкооплачиваемый труд.

Большинство подростков и детей мечтают о нормальных, взаимно удовлетворяющих отношениях с одним из главных людей в своей жизни - с матерью. Однако реальность далека от идеала. Проблемы могут возникать в различных областях. Дети испытывают:

Неспособность к общению с матерью;

Отказ матери признавать друзей;

Недостаток свободы, невозможность отделить свою жизнь от материнской, чтобы при этом не утратить ее любовь;

Отсутствие связи с матерью и взаимное непонимание;

Неумение отказать матери или поспорить с ней;

Необходимость скрывать свое истинное «я» и изображать совершенство;

Вину за то, что им не удалось осуществить мечты и ожидания матери;

Огорчение из-за того, что мать не в состоянии понять их боль;

Возмущение материнским эгоцентризмом;

1.4.1. Мать – «Призрак».

Мать– «призрак», по большей части физически и морально отсутствующая мать. Нельзя сказать, что она дурно обращается со своим чадом, но ее чувства в основном всегда закрыты для ребенка. Он не учиться от своей матери открытости и близости с другим человеком.

Признаки матери - «призрака».

Прибегает к насилию, уничтожая любую возможность контакта; - контролирует эмоции и тем самым не допускают установления тесной связи; - заслоняет своими требованиями подлинное «я» ребенка; - оставляет ребенка в одиночестве, в результате чего он утрачивает способность доверять кому-либо; - испытывает личные трудности и потому не обращает внимания на ребенка; - ведут себя так, что дети не могут

Похожие рефераты:

Общественная сущность человека. Классификация групп (по размеру, общественному статусу, непосредственности взаимосвязей, личностной значимости, уровню развития), их социально-психологический анализ. Взаимоотношения личности и группы в буржуазных теориях.

Психолого-педагогические основы развития и анализ межличностных отношений в студенческих группах, методические рекомендации по их коррекции. Содержание и характеристика основных типов темперамента. Психологические особенности студенческого возраста.

Понятие общения и взаимопонимания, их сущность и значение. Взаимопонимание как цель общения. Что помогает и мешает общению. Установление взаимопонимания, проблемы в процесе общения и установления взаимопонимания, особые проблемы. Различные картины мира.

Классификация и операции воображения, его роль в познании и практической деятельности человека. Несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта и мышления. Функциональный анализ управленческой деятельности, функции и культура руководителя.

Определение, функции и классификация конфликта. Структура и динамика конфликта, формы и способы его завершения. Технология управления конфликтами. Исследование конфликтных ситуаций в транспортной компании "Автомиг", их профилактика и разрешение.

Анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтных ситуациях у руководящих работников. Феноменология и виды ценностных представлений, методика их изучения. Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях.

Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

  • Социологи рекомендуют возрождать традицию обеда в кругу семьи

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Роль матери и отца на формирование личности ребенка чрезвычайна. Именно от них во многом зависит то, каким вырастет их ребенок, на что будут устремлены его помыслы, какие ценности будут сформированы, как он будет ощущать себя в социуме.

Чаще всего, говоря о влиянии родителей на складывающуюся детскую личность, упоминают о роли отца. От того, каким было отношение отца к сыну или дочери, зависит его будущая успешность, его мироощущение и вся дальнейшая жизнь.

Однако роль матери просто неоценима. Её влияние начинается с самых первых дней существования малыша еще в утробе. Именно тогда закладываются основы психики, и эмоции, которые переживала мать переживались и её будущим ребенком. В подсознании закладывается формирование собственного отношения к своему окружению. Отрицательно влияют на малыша негативные чувства, стресс, переживаемые будущей матерью. Более того, они могут спровоцировать послеродовые осложнения - неврозы, тревожность и прочее.

Когда рядом есть любящая мать

Появившись на свет, малыш начинает обретать новый опыт – познание окружающего мира, обретение собственного опыта. И многое воспринимается малышом именно так, как это видит мать.

Еще не умея общаться со своими родителями с помощью слов, малыш может воспринимать и ощущать на себе отношение своих любимых мамы и папы. Он ощущает заботу, бережное отношение, любовь, а в ответ в крохе вырабатываются привязанность и потребность общаться.

Когда родителей нет

Если же младенец лишен духовной и физической связи со своим главным человеком – матерью – то и дальнейшее происходящее перестает его интересовать. Известное явление, характерное для младенцев, «эффект оживления», когда малыш реагирует на проявленный к нему интерес со стороны взрослого, не наблюдается у тех несчастных малышей, которые вынуждены проводить свои первые месяцы жизни в том мире в Доме малютки, будучи брошенными своими беспечными родителями. С течением времени отставание от имеющих родителей сверстников только увеличивается, а ребенок может и вовсе потерять интерес к постижению мира, в котором его никто не любит.

Мамина защита

Материнская любовь, присутствие матери является для ребенка самым главным. От матери зависит и то, каким будет восприятие себя малышом.

Беззащитный малыш в момент опасности призывает к себе маму, которая ассоциируется им как надежная защита и незыблемость. Он плачет, если мамы нет, а ест только с маминой ложки. Потребность в матери для него весь мир. Он не просто проявляет свою избалованность, он просо ищет точку опоры, с которой начинается формирование целого огромного внутреннего мира ребенка.

Малыш ощущает себя счастливым и уверенным, когда рядом мама. Он уверен в своей максимальной защите от всех и всего, если мама поддерживает его, играет, общается с ним.

Влияние матери касается всех сторон будущей личности. Какое мироощущение будет у ребенка, какие мысли и настроения будут преобладать, какие черты характера возобладают, какими ценностями будет руководствоваться ребенок – всё это зависит от того, какие взгляды имеет его мать и к чему его приучает.

На карте – будущее ребенка

Нужно ли говорить, как важно ощущение малышом контакта со своими самыми близкими людьми – родителями. Для дальнейшего успешного развития уверенной в своих силах многогранной личности, важно иметь обоих родителей. Ведь и отец воспринимается малышом как самый близкий человек, защита, друг, учитель. Вот почему, когда отец не принимает никакого участия в ребенке, тот вырастает менее адаптивным, испытывает затруднения в общении с окружающими, и гармоничную личность, в таком случае, очень сложно.

Стоит ли подвергать ребенка риску? Ведь папа и мама, согласно восприятию малыша, созданы специально для удовлетворения его потребности в развитии.



Публикации по теме