Сказки и их роль в воспитании детей. Сказкотерапия

Сказка — ложь, да в ней — намёк, добрым молодцам урок. А.С.Пушкин

Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Они передавались из поколения в поколение и носили не только развлекательный, но и познавательный, и воспитательный характер. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии, сказители наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка, научить не поучая тому, что хорошо, а что плохо, чего избегать, на что обращать внимание и как следует вести себя в той или иной ситуации. Не угасающая популярность сказок на протяжении стольких веков говорит об их эффективности.

Герои сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей, таких как доброта, честность, смелость, сострадание. Отождествляя себя с ними, ребенок постепенно начинает разрабатывать свою собственную систему нравственных ценностей. Нам, родителям, очень важно понимать, какое влияние могут оказывать сказки на психику ребенка и каким образом мы можем использовать их в воспитательных целях.

Рассказывая ту или иную сказку необходимо задуматься, чему же она учит, какие намеки вложили в нее уста народа. Вспомните хотя бы несколько из самых популярных русских сказок, которые рассказывает своему ребенку практически каждый родитель и проанализируйте их. Допустим, «Репка» учит тому, что даже самое сложное дело можно осилить, если взяться за него всем вместе, «Колобок» — как нехорошо хвастаться и тому, что не всегда следует верить льстивым сладким речам, «Крошечка-Хаврошечка» тому, что добро побеждает зло. И это всего несколько из самых простых сказок, которые мы рассказываем самым маленьким детям. Выбирая сказку для своего ребенка неплохо было бы задуматься о том, что мы хотим дать ему посредством этой сказки. Возможно вы поймете, что от каких-то сказок следует воздержаться, по крайней мере в младшем возрасте. Что же по поводу того следует ли объяснять ребенку суть сказки или нет? Психологи говорят о том, что причинно-следственные объяснения не понятны малышу, понимание ребенка во многом отличается от понимание взрослого, оно намного ярче и глубже. Лучше позволить ребенку воспринимать сказку так, как ему удобней, на подсознательном уровне, понимание ее сути придет с возрастом. Но при этом очень важно отвечать на вопросы, которые задает вам ребенок по ходу повествования. С детьми же школьного возраста можно начинать анализировать сказки, обсуждать поведение и поступки того или иного героя.

Не следует забывать о том, что в воспитании ребенка огромное значение также имеет и мамина сказка . Мама, как никто другой, знает в чем нуждается ее ребенок и может посредством своей собственной сказки решить даже самые сложные возрастные и психологические проблемы своего малыша. Не так давно в детской психологии появилось такое понятие, как , которая все чаще и чаще приносит свои плоды. Не только профессиональные психологи, но и любящие родители вполне успешно используют терапевтические сказки для разрешения всевозможных ситуаций в жизни ребенка. Думаю, что мне представиться возможность поговорить на эту тему в одной из следующих своих статей.

Напоследок, хотелось бы еще раз заметить, что порой нам родителям нет необходимости ломать голову над тем, как решать ту или иную проблему нашего ребенка, как облегчить воспитательный процесс и убедить его сделать то, что от него требуется. Нам всего навсего следует обратиться к методу, испытанному на протяжении многих веков, открыть книгу или просто взять малыша на колени и рассказать ему сказку. Ведь воспитание сказкой это одна из самых естественных форм воспитания.

Родителями изобретены сотни способов, как побудить, уговорить, заставить ребенка "делать то и не делать это". Совершенно новый способ сегодня предлагает наш автор Марина Мосина, мама двоих очаровательных малышей. Вот что она пишет:
"Признаюсь, мои дети так же несовершенны и далеки от идеала, как и ваши. И они не слишком склонны верить нужным нотациям о пользе или вреде определенного поведения или, например, блюда. Так вот, когда мои "умные" взрослые аргументы в споре с ними уже исчерпаны, а цель так и не достигнута, я придумываю... сказку! Это очень помогает. Желаемое поведение становится куда более привлекательным, места для конфликта просто не остается, да и ребенку легче понять, что от него требуется".

Именно таким путем, с помощью сказки, Марина научила своего старшего сына самостоятельно одеваться, делиться с другими детьми, а также добилась того, что мальчик перестал слишком увлекаться сладкими булочками. Эти поучительные истории про мальчика Васю (вы можете назвать героя сказки именем своего ребенка) и Розового Зайца (этот герой возник благодаря аппликации на любимом Васином комбинезоне) мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

В возрасте двух лет моего сына обуяло необыкновенно ревнивое отношение к своим игрушкам . Он не позволял никому не то что поиграть, например, вынесенной на улицу лопаткой, но даже приблизиться к ней. Если его друзья приходили к нам домой, тут же начинались ссоры и драки из-за игрушек. Правда, психологи утверждают, что каждый ребенок должен пройти этот этап развития, чтобы у него сформировалось понятие о том, что такое его собственность. Это, конечно, успокаивало, но лишь отчасти. Кому приятны постоянные вопли и слезы при любом контакте со сверстниками? Вот тогда и появились сказки о том, как Розовый Заяц учился делаться. Нельзя сказать, что это моментально решило проблему. Однако сказки слушалась с большим удовольствием, ссылки на пример любимого героя нередко помогали урезонить жадничавшего малыша. А главное, переживая подробности сказочного сюжета, мой сыночек с помощью наглядных примеров осознавал собственные чувства. Уже через два-три месяца, его отношение к своей собственности стало более спокойным.

А морковка уплыла

(Учимся делиться)

Однажды мама Зайчиха дала Розовому Зайчику большую морковку и сказала:
— Сыночек, поешь сам и поделись с друзьями.
Заяц ничего но ответил, но подумал, что и сам может съесть такую вкусную морковку. Но гулять одному ему было скучно, и он пошел на берег реки, к своему другу Бобренку.
А папа Бобёр как раз сделал для своего сыночка лодочку с парусом я веслами. Бобрёнок собрался поплавать на ней по реке.
Увидев Зайца, он закричал:
— Привет, Розовый Зай! Прыгай ко мне в лодку, поплывем вместе!
Заяц, держа свою большущую морковь наперевес, собрался прыгать в лодку с высокого берега.
— Постой! — крикнул папа Бобер. — Ты с этой морковкой очень тяжелый, лодка перевернется. Лучше разломи ее пополам, поделись с Бобренком. И наедитесь оба, и лодка в равновесии будет.
Но Заяц пожадничал и не захотел делиться. Так и прыгнул с морковкой в лодку. А морковка-то и впрямь очень тяжелая оказалась. Лодка перевернулась, Заяц с Бобренком свалились в воду. Только Бобрёнок хорошо плавает, ему не страшно. А зайцы — звери сухопутные, воду не любят. Зайчик перепугался, морковку из лап выпусти и кричит:
— Спасите! Помогите!
Бобры его на берег вытащили, успокоили. Заяц встряхнулся, дух перевел. Рад, что не утонул. Вот только морковку жалко — уплыла она по течению. И заяц голодный остался.

Когда моему ребенку исполнилось три года, он рассуждал и вел беседу совершенно как взрослый, мог уже прочитать кое-какие простые слова, показывал на глобусе, где живут пингвины, а где — белые медведи. Но вот искусство самостоятельного одевания оставалось для него вершиной не только недосягаемой, но и, к моему большому сожалению, совершенно не привлекательной. В этом не было бы ничего страшного, если бы у нас не родился второй ребенок. А собирать на прогулку двоих совершенно беспомощных в деле одевания детей — занятие не для слабонервных. Интересно, что сын считал себя уже настолько взрослым, что даже собрался жениться. На девочке Вике, с которой мы часто виделись в песочнице. Сказка, которую я сочинила, чтобы хоть как-то подхлестнуть интерес к процессу одевания-раздевания, сыну не понравилась. Прослушав ее, он заплакал и попросил больше никогда не рассказывать. Однако мне кажется, представления о необходимости умения одеваться-раздеваться все-таки начало складываться именно в тот момент.

Кто женится на Вике?

У Вики — большие красивые карие глаза и вьющиеся волосы. Васе она очень нравится, и он говорит, что когда вырастет, обязательно женится на ней. Вот только Вика ничего ему не отвечает...

Однажды Вася, Вика и другие дети играли на детской площадке. Вдруг из-за леса появился Змей Горыныч. Он пролетел над детской площадкой совсем низко, на лету схватил Вику и снова полетел к лесу.

Что делать? Надо идти спасать Вику. Вася и Федя вскочили на свои велосипеды и поучались в погоню. Вся звери и птицы охотно подсказывали им, куда полетел змей. Вася и Федя мчались во весь дух.

Вдруг на их пути — речка. Не очень широкая, но ни моста, ни брода нет. Федя спрятал свой велосипед в кустах, быстро снял брюки, рубашку, носки и ботинки и прыгнул в воду. А Вася раздеваться не умел. Его мама всегда раздевала, хоть и ворчала, что большое уже. А тут мамы нет. А без нее никак Вася не может раздеться. Сидит он, плачет. А тем временем Федя уже обратно возвращается вместе с Викой. Змея он победил, Вику освободил, помог ей речку переплыть. Выбрались они на берег, оделись, сели на велосипед и обратно поехали. И сказал Вика, что выйдет замуж за Федю.

А Вася погоревал, погоревал, а потом стал просить маму научить его раздеваться и одеваться и с тех пор всегда делал это сам.

Сказка про страну сладких булок

Однажды бабушка привезла Васе две большие сладкие булки с маком. Вася съел одну и стал просить вторую. А мама говорит:
— Хватит. Ты одну съел, больше нельзя, объешься.
Вася стал хныкать. Хныкал, хныкал, устал и незаметно уснул. Дело-то было после обеда. И приснился ему удивительный сон. Будто идет он по дороге и вдруг видит высокую каменную стену. А в стене — ворота. Над ними надпись большими буквами: "Страна сладких булок". Ворота открыты. Ну, Вася и зашел.
Только зашел, видит — прилавок стоит, полон сладких булочек, пирожных, печений, пряников всяких. 3а прилавком продавщица на него смотрят и спрашивает:
— Мальчик, хочешь булку?
— Хочу, только у меня денег нет с собой.
— А мы не за деньги продаем, а за желания.
— Как это — за желания? — удивился Вася.
— Очень просто. У тебя есть какое-нибудь желание?
— Есть. Я хочу научиться хорошо читать. Ну вот, откажись от этого желания, и получишь булку или пряник — что хочешь.
Вася подумал: ведь читать мне не обязательно прямо сейчас учиться, успею ещё, а вот булочку съесть хочется сию минуту. И говорит:
— Ладно, отказываюсь.
Получи Вася свою любимую булочку с маком и шоколадной глазурью и дальше пошел. В стране сладких булок все такое интересное, красивое: деревья, цветы, детские площадки с качелями, домиками, горками, лесенками. Вася все посмотрел, везде полазил. Опять есть захотел. Видит — еще один прилавок со сладостями. Он подошел. Продавщица спрашивает:
— Ты хочешь булочку?
— Хочу. Только денег у меня нет.
— А мы не зa деньги продаем, а за умения.
— Как это — за умения? — не понял Вася.
— Очень просто. Что ты умеешь?
— Да многое, — задумался Вася. — Бегать умею, прыгать, на велосипеде кататься...
— Откажись от какого-нибудь одного умения, и получишь любую булку.
— Хорошо, — говорит Вася, — отказываясь от умения кататься на велосипеде.
Получил Вася булку с повидлом, съел ее. А потом спрашивает у продавщицы:
— А почему здесь детей нет? Поиграть не с кем.
— Продавщица отвечает:
— А дети вон там, в парке.
Вася пошел в парк и видит: дети не бегают, не прыгают, не играют, а лежат неподвижно на скамейках, на траве" Некоторые на каруселях катаются. И все толстые-претолстые. Вася остановился и говорит:
— Ребята, чего вы лежите? Давайте поиграем, побегаем.
А дети даже не пошевелились, только глазами повели в его сторону и отвечают:
— Мы не можем. Мы отказались от желания играть. И от умения бегать и прыгать — тоже.
— Как? — удивился Вася. — Совсем не можете???
Тут до Васи дошло, что же происходит с детьми в Стране сладких булок: они постепенно отказываются от всех своих желаний и умений, толстеют, становятся совсем беспомощными. Ему стало страшно.
— Baм надо бежать отсюда! Скорее! — закричал он.
— Так мы же не можем бегать, — вяло ответили сразу несколько человек. Остальные даже не взглянули на него.


Тогда Вася отцепил от каруселей самую вместительную тележку, посадил туда сразу несколько человек, впрягся в нее и бегом потащил к выходу. Увидев, что дети хотят убежать, к ним со всех сторон устремились продавщицы с лотками, полными всяческих сладких слоек, язычков, коврижек, рогаликов и пончиков и стали наперебой предлагать все это детям. Конечно, для того, чтобы получить все эти вкусности, надо было отказаться от желания покинуть страну. Но Вася, даже не отвечая продавщицам, припустил, что было мочи. Он понял, что останавливаться нельзя. Тем более, что кое-кто из его пассажиров готов был поддаться на уговоры.

К вечеру Вася, запряженный в тележку, наконец-то вырвался из этой злосчастной страны. Только миновав ворота, он остановился, чтобы перевести дух. Очень хотелось есть и пить. Дети в тележке тоже начали жаловаться на голод и жажду. Вася оглянулся вокруг и увидел вдали деревню. Он снова впрягся в тележку и потащил ее к этой деревне. Там он постучался в один из домов. Открыла дверь старенькая бабуля.
— Что вам, ребятки? — cпpocилa она.
— Нет ли у вас работы для нас? Мы готовы работать за еду, — сказал Вася.
— Есть работа, как eй не быть в деревне-то, — ответила бабуля. — Нужно грядки прополоть, дрова наколоть, воды принести, в доме прибрать. Я-то уже старая, трудно мне одной все успеть.
— Вылезайте! — скомандовал Вася.

Толстые дети повздыхали, покряхтели, а деваться некуда, кушать-то хочется. Доковыляли до грядок, начали полоть. К счастью, от умения полоть они ещё не успели отказаться. Все грядки пропололи. Проголодались — сил нет. Тогда хозяйка дала им морковки, капусты, огурцов, чеснока, зелени, хлеба черного. Они поели, водой из колодца запили и почувствовали себя намного лучше. Отдохнули и стали дальше работать. Прожили они у доброй бабули целую неделю. Похудели, окрепли. Все желания и умения к ним вернулись.

Попросили напрокат большую телегу и отправились в страну сладких булок — остальных детей выручать. Забрали всех, привезли к той же бабушке. Она всех к себе взяла, всем работу нашла, всех овощами и фруктам кормить стала. Дети за несколько дней выздоровели, стали снова сильные, подвижные, ловкие, веселые.

А Вася с тех пор ел сладкие булочки только изредка и понемногу.

Марина Мосина, мама двоих детей

Автор: Кусакина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса"" г.Почепа Брянской области

Цель работы: необходимость использования сказок для формирования личности ребенка.
Задачи: - показать, как благодаря сказке формируются нравственные устои будущей личности;
- проанализировать на примере конкретной народной сказки, какие именно задатки и качества характера можно сформировать;
- предостеречь от опасности игнорирования сказок и сказочных сюжетов в деле воспитания ребенка.

Работа предназначена не только для педагогов, работающих с детьми, и воспитателей детских дошкольных учреждений, но и для родителей, которым небезразлично, какими вырастут их дети.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны школы и родителей.
В работе анализируется педагогическое воздействие сказки на ребенка: как сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного, кроме того, воспитывается интерес к жизни и культуре русского народа, т.е. создаются условия для формирования основ патриотического сознания ребенка.

«О роли сказок в воспитании детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Эти слова поэта и великого сказочника А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Возможно, многие сказки были написаны после того, как человек разрешил свои проблемы, личные или общественные.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру . Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!». Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Например, в 2,5 – 3 года сказки типа «Репка», «Теремок». Они коротенькие и построены на повторах фраз, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. К 3 годам прибавятся сказки о животных (« Волк и лиса», «Три поросенка»). В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. С 3 до 5 лет – период самоидентификации, потому сказочный герой должен соответствовать полу ребенка. В 5-6 лет можно предложить сказки литературные. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные - совершать хорошие поступки (пусть и неосознанно). Но не нужно торопиться: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. И любую сказку стоит выбирать с осторожностью: во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий любимой сказки. Очень полезно, чтобы маленькие дети, еще не умеющие читать, слушали сказки в пересказе родителей. Конечно, Корнея Чуковского или неувядаемого «Конька- Горбунка» лучше все-таки читать, чтобы не потерять изящество и своеобразие этих сказок, но остальные сказки стоит пересказывать. И чтобы это была не киносказка, не аудиозапись, а живой голос мамы или бабушки. Когда героиня ходит перед тобой на киноэкране, ребенок теряет возможность применить фантазию, воображение. А ведь именно из счастья воображения рождается творческая сила, которая обогатит потом жизнь ребенка, кем бы он ни стал.
Не стоит думать, что сказка очень проста и доступна. Сложные жизненные и даже философские категории здесь рассматриваются на простых примерах.
Предположим, взрослому человеку говорят, что работа в команде весьма способствует эффективности труда по сравнению с работой отдельного человека. Взрослый это поймет с точки зрения науки, а вот маленькому человечку проще объяснить смысл коллективизма на примере сказки «Репка»: тянут герои репку, потянут, а вытянуть не могут, пока не присоединилась к ним еще и мышка. Так благодаря сказке у ребенка можно развить умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, что ему пригодится потом, во взрослой жизни.
Или всем известная сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по их внутренним достоинствам. Как умело к этой мысли подводит сказка! Вот Иван-царевич видит свою суженую, а она – лягушка. Внешний облик пугает царевича, он боится, что его «люди засмеют». Но лягушка оказывается необыкновенной, говорит человеческим голосом, замечает печаль Ивана-царевича, пытается его успокоить. За уродливой внешностью кроется внимание, доброта, заботливость, скромность. И мастерица она искусная. А апофеозом мудрости и красоты царевны оказывается ее появление на царском пиру. Но мы понимаем, что истинная красота царевны - в ее душе. И поведение Ивана-царевича тоже многому учит маленького человека. Например, тому, что никогда не стоит торопиться с решением, не оценив всех вероятностей. Оказывается, все события в мире взаимосвязаны и имеют свою причину. Сжег лягушечью кожу, поторопился - и наказан за это. Дальнейший нелегкий путь героя учит тому, что в жизни нужно преодолеть много трудностей, чтобы достичь своей цели. Но самое ценное дается человеку через испытания. То, что дается просто так, без усилий, не ценится и легко теряется. И не только объективные трудности встречаются герою, но и борьба с самим собой. Герой добр, справедлив, потому ему помогают все: и птицы, и звери. Этим сказка учит, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать лишь свои эгоистические интересы: помоги другому, пожалей другого – и настанет день, когда он поможет тебе в трудную минуту. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь, если мы не сможем справиться с сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру. Вот над такими непростыми жизненными выводами заставляет задуматься такое, казалось бы, простенькое и незамысловатое произведение - сказка.
Сказка исподволь учит нас реалиям мира и человеческого общества.
Например, превращения, трансформация героев (внешняя или внутренняя) дают понятие о многоплановости жизни, множестве ролей, которые придется сыграть. Шекспир сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль», а в сказках серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную. Так приходит понимание социальных ролей, которые придется в жизни сыграть: сын, ученик, друг, муж, отец, работник и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни. Другая метаморфоза – герой становится лучше, добрее – позволяет ребенку понять, что можно измениться к лучшему, что лишь от самого человека это зависит.
То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости.
Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с ней нарушены. Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу, и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Так происходит экологическое воспитание ребёнка.
В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться.

Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного - зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
С торжеством цивилизации истинная роль сказок была забыта, и сказка стала отодвигаться на дальний план. Среди родителей появилась мода на раннее развитие, а значит, и на раннее взросление детей: «Мой ребенок в 6 месяцев пошел, мой уже в 5 лет перечитал все энциклопедии и сам пишет стихи (поет, танцует, музыку сочиняет» и т.д.) Конечно, родителей можно понять. Одни открыто планируют своим отпрыскам социальное преуспевание в жизни по своему образу и подобию либо из желания, чтобы дети компенсировали неудачи родителей. При раннем включении маленького человечка во взрослую жизнь рядом с ним не может быть сказки. Мы стремимся дать детям возможность не потеряться в будущей многотрудной жизни, в условиях реальной конкуренции дел и должностей, денег и званий, вне которой не существует ни одно общество. Но не существует нормальной личности без гармонии сердца и ума. Не бывает великих художников – дураков или знаменитых ученых- «сухарей». Только сбалансированность ума и сердца помогает достичь очень многого. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Не нужно лишать детей детства и обманывать их кажущейся взрослостью.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй и гуманистичной сказкой сделает это незаметно.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский. Уважаемые родители, кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Вы, родители, часто недооцениваете развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость.

Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.

Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между вами и ребенком возникает более тесный диалог, который и сближает вас, и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, ана-лизировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.

В сказках вы, родители, сможете найти материал, который поможет вашим детям стать увереннее, терпеливее, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки — пища для подсознания. Слова забываются — ощущения остаются.

И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

♦ Волю — сложное и многогранное качество личности.

♦ Веру в себя — умение противостоять неудачам.

♦ Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

♦ Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

♦ Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

♦ Обязательность — умение держать слово.

♦ Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

♦ Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

♦ Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:

Умение слушать;

Умение познавать;

Умение сравнивать, сопоставлять;

Умение мыслить словами;

Связную речь;

Интерес к учебе;

Мышление;

Внимание;

Воображение;

Мимику лица и жесты;

Эстетические чувства;

Чувство юмора.

Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.

Для этого мы более подробно остановимся на вопросе — какие сказки и в каком возрасте читать.

Первый год жизни ребенка — это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребе-нок может «помыслить» о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил. Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к 2—3 годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Поскольку фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития малыша русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда вы, родители, и ребенок можете внести собственные из-менения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от 2 до 5 лет главное, чтобы сказка имела смысл для ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» - так писал В. Сухомлинский. Уважаемые родители, кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу - это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Чтение сказок - один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Вы, родители, часто недооцениваете развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка - многовековая народная мудрость.

Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом - чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.

Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между вами и ребенком возникает более тесный диалог, который и сближает вас, и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, ана­лизировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.

В сказках вы, родители, сможете найти материал, который поможет вашим детям стать увереннее, терпеливее, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки - пища для подсознания. Слова забываются - ощущения остаются.

И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:

♦ Волю - сложное и многогранное качество личности.

♦ Веру в себя - умение противостоять неудачам.

♦ Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

♦ Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

♦ Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.

♦ Обязательность - умение держать слово.

♦ Оптимизм - веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

♦ Целеустремленность - умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

♦ Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:

Умение слушать;

Умение познавать;

Умение сравнивать, сопоставлять;

Умение мыслить словами;

Связную речь;

Интерес к учебе;

Мышление;

Внимание;

Воображение;

Мимику лица и жесты;

Эстетические чувства;

Чувство юмора.

Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.

Для этого мы более подробно остановимся на вопросе - какие сказки и в каком возрасте читать.

Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребе­нок может «помыслить» о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил. Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к 2-3 годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Поскольку фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития малыша русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда вы, родители, и ребенок можете внести собственные из­менения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от 2 до 5 лет главное, чтобы сказка имела смысл для ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.



Публикации по теме