Психологические основы воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста

Когда дети поступают в образовательную школу, их прежний круг детского общения и личностных интересов значительно расширяются. Школьная учеба становится для них основным познавательным процессом.

Во время активного учебно-воспитательного процесса дети обучаются построению наполненных, нравственных отношений со своими сверстниками и опытными учителями.

Воспитание младших школьников начинается с первого дня обучения в школе

При новом наборе первоклассников учителя отмечают у них достаточно низкий уровень воспитанности. Не у каждого младшего школьника присутствует четкое понимание важных нравственных понятий: что означает добро и зло, честность и обман, личный долг, совесть. Многие дети в таком юном возрасте не могут дать объективную оценку самому себе, у них может присутствовать завышенный либо заниженный уровень самооценки. Именно по этим причинам особое внимание в процессе активного обучения заслуживает всестороннее нравственное воспитание младших школьников, ведь этот процесс нужно начинать именно с малых лет.

Дети в этом юном возрасте не являются достаточно нравственно сформированными. В воспитательной практике существуют определенные формы развития школьника в этом направлении, основу всего процесса составляет извечное понятие нравственности.


Воспитание во внеурочное время - формы и методы

Основные задачи

Перед каждым опытным педагогом стоят следующие важные воспитательные задачи, направленные на повышение уровня морали среди младших школьников:

  • раскрытие и подробное изучение отличительных особенностей нравственного воспитания младшего школьника;
  • простые действенные методы, доступные для понимания формы и нестандартные приемы обучения основам нравственного воспитания младших школьников должны использоваться в любой урочной и последующей внеурочной деятельности;
  • дальнейшее применение полученных знаний на практике.

Уровень нравственного развития младшего школьника играет определяющую роль при дальнейшем формировании полноценной личности, он способен оказывать огромное влияние на умственное развитие и физическую подготовку детей, на привитие им эстетических чувств и различных творческих интересов.


Противоречия воспитания межу требованиями и желаниями

Нравственное воспитание представляет собой сложный двусторонний процесс формирования важной части сознания, выработки необходимых положительных навыков и полезных привычек нравственного поведения.

Привычное поведение ребенка в этом возрасте принято считать нравственным, если он анализирует, тщательно продумывает свои дальнейшие действия, поступает надлежащим образом, отбирая только подходящий способ решения стоящей перед ним моральной проблемы.

Особенности развития нравственных качеств у детей

Обсуждая родительское нравственное воспитание детей в младшем школьном возрасте, необходимо для себя четко уяснить, какие именно положительные качества необходимо родителям формировать в их детях. Известно, что среди многочисленных человеческих качеств искренняя доброта всегда будет на первом месте, ведь она является истинным показателем человечности.


Методы воспитания - виды

Понятие «добрый человек» одним словом не растолкуешь, настолько оно сложное и многогранное. Добрым можно охарактеризовать того человека, у которого сильно развита искренняя любовь к Родине, близким людям, от него исходят выраженное стремление делать исключительно добро людям, прямолинейность, совестливость, чувство личного долга, справедливость, разумное трудолюбие. Все эти позитивные качества напрямую относятся к фундаментальному понятию нравственности.

Специфика родительского нравственного воспитания заключается в том, что этот процесс является длительным и непрерывным, а итоги его проявляются не сразу.

Педагогическое нравственное воспитание младших школьников должно на постоянной войти в программу любой образовательной программы. Школа для ребенка должна стать той комфортной адаптивной средой, где царит атмосфера настоящей нравственности, формирующая основные ценности. При этом важно, чтобы действующая воспитательная система активно взаимодействовала со всеми важными компонентами каждодневной школьной жизни: специальными тематическими уроками, переменами, подробными внеурочными часами, насыщала жизнь младших школьников особым глубоким смыслом.


Патриотическое воспитание на занятиях

При решении важных воспитательных задач школе необходимо учитывать только разумные и позитивные качества в человеке, помочь каждому пришедшему школьнику в определении ценностной основы для нравственной жизнедеятельности, почувствовать личную ответственность за необходимое сохранение актуальных этичных качеств общества. В этом ему должны помочь основы традиционного нравственного воспитания, органически соединенные с ежедневным учебным процессом, составляющие важную ее часть.

Ценность нравственности для современного школьника

Поступая в образовательную школу, ребенок начинает активно претворять в жизнь социально значимую учебную деятельность, нацеленную на усвоение научных терминов. Все ежедневные отношения ребенка с прекрасным внешним миром, в окружении близких людей и вне школьных активностей регламентируется его изменившейся ролью – позицией младшего школьника.

Опытный педагог тут выступает в роли официального носителя нравственно-социальных норм, а дружеские отношения у младших школьников со сверстниками основываются на взаимном сотрудничестве.


Методы обучения, применяемые и в воспитательных целях

Нынешние дети сильно изменились с того переломного момента, когда формировалась нынешняя система образования. Именно поэтому сегодня каждому педагогу необходимо четко уяснить, какие требования к нравственно-социальному воспитанию предъявлены новыми образовательными стандартами, применять нестандартные методы в ежедневной педагогической работе.

В жизнедеятельности младших школьников присутствует одна очевидная проблема – выраженная ограниченность живого общения с ровесниками.

Для многих школьников это активное общение становится настоящей ценностью. Пропадают небольшие дворовые коллективы. Активные игры, совместная ежедневная деятельность и продуктивное сотрудничество со своими ровесниками оказываются вне доступа младших школьников. Это негативное обстоятельство существенно ухудшает усвоение школьниками системы моральных устоев, что препятствует дальнейшему формированию душевной отзывчивости ученика. Все взрослые настроены на то, чтобы их ребенок активно усваивал нужные навыки и специальные умения, не принимая во внимание настоящую ценность родительского нравственного воспитания и постепенного личностного развития.


В школе появляются новые друзья

Активная урочная деятельность ребенка

Отечественная школа является на сегодня единственным открытым учреждением, не утратившим все позитивные качества для проведения результативного, всеобщего воспитания будущих сограждан своей страны. Школьный урок для практикующего педагога любого предмета является основной формой нравственного воспитания и личностного развития личности. Он в полной мере не воплощает всех важных этичных параметров, но выступает в роли доминирующей деятельности на протяжении всего активного обучения в школе.

Позитивная, нравственная обстановка на уроке – мощнейшая формирующая среда, которая воспринимается в качестве важного инструмента в достижении нравственного воспитания личности.


Урок-игра - эффективный воспитательный метод

Процесс нравственного воспитания в школе базируется на принципах единого сознания и ежедневной деятельности, на основании которых возможно дальнейшее формирование и быстрое развитие устойчивых положительных качеств личности при условии активного участия самого школьника. Каждый педагогический урок в школе нужно наполнять особым нравственным содержанием независимо от его теоретического содержания, тогда учебный материал обретает особый вес.

Уроки литературного чтения в помощь родителям

Основные формы нравственного воспитания реализуются на уроках активного литературного чтения. Именно традиционное литературное чтение остается сегодня той важной опорой для нравственности, настоящим источником, напитывающим духовную жизнь простых школьников.

Специальные уроки литературного чтения – это важные методы закладки основ духовности и нравственности. Волнительная первая встреча с классическим художественным произведением, его главными героями с их ежедневными поступками заставляет школьника невольно задуматься о своей собственной маленькой жизни, об окружающем мире, в котором он живет. Учитель в это время превращается в близкого друга, открытого проводника, помогающего разобраться в поступках ошибающегося героя, в таких актуальных понятиях, как добро и зло. На каждом подобном уроке дети, активно работая с прочитанным литературным материалом, получают возможность анализировать его, извлекая из этого нужные моральные уроки.


Уроки литературного чтения играют важную роль в нравственном воспитании

Правильному формированию этичных понятий во время литературного чтения способствуют педагогические методы, нацеленные на точное выявление нравственного содержания прочитанных произведений. К их числу относятся следующие методы:

  • аналитическая беседа;
  • тематическое творческое чтение;
  • метод подробного исследования;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • создание ярких творческих иллюстраций к прочитанному произведению.

Особая роль в процессе нравственного воспитания учеников младших классов отведена активной работе над народными пословицами, поговорками, уникальными национальными фразеологизмами. При этом педагог должен заострять внимание обучающихся детей на воспитательную значимость и моральные ценности, находящие в народном фольклоре, а также на их нравственную ценность в процессе формирования и развития личности каждого ребенка.


Задачи урока в первом классе

Роль различных видов уроков в процессе нравственного развития

При подготовке к специальному уроку литературного чтения педагог должен осознавать, какой глубокий нравственный смысл заложен в том или ином классическом произведении, он может организовать свою обучающую работу таким образом, чтобы каждый тематический урок прочно вошел в личностный опыт каждого любознательного ребенка и стал прямым источником нравственных знаний.

Существуют различные формы уроков, в которых заложены огромные возможности для нравственного воспитания, например, специальный урок-игра.

Помимо ознакомления с учебным материалом, активная игра направлена на мотивацию ребенка: достижение цели происходит на основе установленных правил, у ребенка формируется умение подчиняться обозначенным правилам, запасаться определенным терпением, идти к победе, не препятствуя другим.


Роль игры в воспитательном процессе

На практике используется такая форма педагогического урока, как специальный общественный смотр знаний. Подобные формы ведения учебных занятий допускаются на математике. Он проводится, например, когда дети хорошо усвоили элементарную таблицу умножения и готовы продемонстрировать свои навыки. Ученики здесь чувствуют себя здесь словно на небольшом экзамене, вытягивают опросные карточки, отвечают на четко поставленные вопросы. Что дает такой нестандартный урок в плане формирования нравственности?

В результате этого урока дети осознают, что все радости и успехи жизни напрямую зависят от личных усилий.

Стоит особо выделить определенные формы уроков с использованием регионального элемента. Вот где есть возможность растить истинного патриота. Каждый уголок нашей необъятной страны обладает своими уникальными особенностями, что является прямым поводом для гордости местного населения. Необходимо четко уяснить, что вместе с приобретенными знаниями о родном крае ученик должен испытать невероятную гордость за свою край, ее уникальность, осознать себя ее частью. У него должно появиться желание сохранить ее неповторимость, продолжая сложившиеся традиции своих предшественников.


Комплексные занятия с применением современных средств

Все эти воспитательные методы имеются в специальных уроках-экскурсиях по родной земле, где выросли школьники. Это помогает им посмотреть на свои родные красоты по-другому.

Школьникам очень полюбились такие формы проведения уроков, как практические занятия по изобразительному искусству и нужной технологии. Организация работы по созданию небольших творческих работ в младших классах – приоритетная задача каждого уважающего себя педагога. В качестве такой работы может выступать изготовление яркой открытки либо небольшой поделки в подарок родным к важному празднеству. Эти нестандартные методы работы учат детей проявлять искреннюю заботу к близким людям, показывают настоящую ценность ручного труда, воспитывают уважение к умелым рукам.

На комбинированных уроках преподаватели используют методы коллективной работы, дети учатся работать в парах либо узких группах, внося свой личный вклад в общее дело. В дальнейшем им будет легче строить отношения в коллективе в нравственном ключе. Все эти формы уроков способствуют нравственному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала.


Уроки изобразительного искусства как метод воспитания доброты

Развитие у детей нравственных качеств – это задача не только педагогов, но и родителей.

Чтобы воспитать в ребенке хорошие качества, родителям нужно следовать нравственным законам существования семьи. Все методы воспитания не должны идти вопреки сложившимся законам семьи. Родителям необходимо принять во внимание следующие полезные рекомендации:

  • Каждый ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Родительская любовь была разумной, здесь важно найти гармонию между лаской и наказанием.
  • Ребенок должен жить в искренности. Иногда родители начинают немного привирать в различных жизненных обстоятельствах, они видят в этом единственный выход из ситуации. А дети мгновенно ощущают ложь, их это начинает смущать. Поэтому, если родители не могут что-то объяснить ребенку, лучше просто сказать: «Я не могу тебе это объяснить сейчас».
  • Ребенку нужно все разъяснять. Чтобы убеждать детей разного возраста в чем-то, родителям нужно быть мудрее и применять индивидуальный подход к каждому. Например, в младшем школьном возрасте детям требуются убеждающие аргументы из книг.
  • Безнравственные методы наказания ребенка нужно исключить из жизни семьи. Эффект порицания оказывает огромное влияние на ребенка, тут важно найти правильный подход, чтобы не оскорбив ребенка, дать точную оценку его действиям. Порицание является искусством сочетания строгости и доброты.
  • Родители должны стать для детей образцом работоспособности и показывать блага, созданные своим трудом. Ребенок постепенно начинает повторять действия за взрослыми в игровой деятельности, а в дальнейшем становится сам исполнителем.

  • Глава 3 Управление образовательными системами
  • 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
  • Вопросы и задания
  • 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • Вопросы и задания
  • 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
  • Вопросы и задания
  • 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе
  • Вопросы и задания
  • 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 4 История педагогики и образования
  • 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
  • Вопросы и задания
  • 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
  • Вопросы и задания
  • 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
  • Вопросы и задания
  • 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
  • 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Раздел 2
  • Вопросы и задания
  • 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 7
  • Вопросы и задания
  • 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
  • Вопросы и задания
  • 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
  • Вопросы и задания
  • 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
  • Вопросы и задания
  • 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
  • Вопросы и задания
  • 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
  • Вопросы и задания
  • 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
  • Вопросы и задания
  • 7.9. Методы устного изложения
  • Вопросы и задания
  • 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
  • 7.11. Наглядные и практические методы обучения
  • Вопросы и задания
  • 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
  • Вопросы и задания
  • 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
  • Общие требования к уроку:
  • Дидактические требования к уроку:
  • Воспитательные требования:
  • Развивающие требования:
  • Гигиенические требования:
  • Вопросы и задания
  • 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
  • Вопросы и задания
  • 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
  • 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
  • Вопросы и задания
  • 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Вопросы и задания
  • 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
  • Вопросы и задания
  • 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
  • Вопросы и задания
  • 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
  • Вопросы и задания
  • 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
  • Вопросы и задания
  • 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
  • Вопросы и задания
  • 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
  • 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 10 История воспитания и начального образования в России
  • 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
  • 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
  • Вопросы и задания
  • 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
  • Вопросы и задания
  • 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
  • Вопросы и задания
  • 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 13 Педагогические технологии начального образования
  • 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
  • Вопросы и задания
  • 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
  • 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
  • Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
  • Вопросы и задания
  • 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
  • Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
  • Самостоятельная работа под руководством учителя
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников

    8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке

    В современной педагогической теории существуют различные точки зрения на определение понятия «воспитание». Приведем наиболее известные из них.

    В философии воспитание трактуется как «воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника». В современной педагогике процесс воспитания раскрывается с точки зрения воздействия на личность ребенка, и предлагаются различные определения данного понятия в широком и узком смыслах. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Данное определение отражает историческое понимание данного процесса, который появился в период зарождения цивилизации. В узком социальном смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Данное определение, по нашему мнению, имеет право на существование, но в нем не указана необходимость координации разных социальных институтов в процессе воспитания ребенка.

    В широком педагогическом смысле процесс воспитания – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В данном определении акцент ставится на управляемость процесса воспитания и интегрированность данного процесса в целостный учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. По мнению К.Д. Ушинского, «воспитание – это преднамеренная деятельность, осуществляемая школой, воспитателями, наставниками».

    Также воспитание трактуется как «сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы…» (О.К. Бабанский, В.С. Кукушин, В.А. Сластенин).

    В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития и воспитания выделяются три основных направления:

      биологическое,

      социологическое,

      биосоциальное.

    Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Сюда можно отнести теорию авторитарного воспитания, теорию свободного воспитания, гуманистическое воспитание, которое имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

    Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процес­са, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор со­держания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

    Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними. Выделяют следующие группы противоречий :

      объективные противоречия , обусловленные социальными процессами и явлениями (напр., порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, информационными и др. процессами, происходящими в мире, стране или конфликт отцов и детей);

      объективные внутренние противоречия , отражающие диалектику самого педагогического процесса (напр., между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей, между целями и мотивами деятельности и пр.);

      субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений.

    Проблема целей воспитания является важной проблемой в педагогике. Определение целей обучения и воспитания на каждом историческом этапе развития общества обусловлено политическими, идеологическими и общественно-экономическими факторами. Если последовательно проанализировать этапы развития человеческого общества, то можно выделить огромное разнообразие подходов, концепций, мнений и взглядов, которые послужили основаниями для формулирования целей обучения и воспитания. Эти подходы связаны с именами Платона, Аристотеля, М.Ф. Квинтилиана, Я.А. Коменского, Дж. Локка, К.Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци, И. Гербарта, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

    В связи с изменением образовательной парадигмы, меняются цели воспитания на современном этапе. На современном этапе развития общества проблемами целеполагания занимаются такие исследователи, как И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Ш.А. Амонашвили, М.И. Шилова, В.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский и другие ученые – исследователи.

    Рассмотрим точки зрения ученых на понятие цели воспитания, которое почти во всех определениях трактуется как идеал, к которому стремится общество. Например, в философском энциклопедическом словаре цель воспитании трактуется как «способствование развертыванию воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»).

    По мнению А.С. Макаренко, цели воспитания не могут быть выведены не из чего другого, кроме как из общественных потребностей. К.Д. Ушинский говорил что, «если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитания, то должны, прежде всего, создать эту цель». Он подчеркивал, что цели воспитания должны быть жизненными, иметь общественный и личностный смысл.

    Одним из научных подходов к формулировке целей воспитания является то, что в этом деле необходимо опираться на объективные закономерности развития человека, природы и общества. Если обратиться к жизни первобытного человека, то мы увидим, что главной целью его жизни являлось самосохранение и сохранение своего рода. Данная цель объединяла человека с другими природными существами.

    Значимым для истории целей воспитания явились учения древнегреческих ученых.

    Задачей спартанского воспитания являлось «подготовить сочлена классовой военной общины». В Афинах кроме облагорожения личности вообще, важным было нравственное ее совершенствование, от которого зависело совершенство и всей политической жизни. В Средние века большое значение в жизни людей имела церковь со своими церковными догмами, которая все образование держала в своих руках.

    В средневековых монастырях готовили переписчиков книг, создавали библиотеки и школы. Целью воспитания являлось воспитание послушания, уважения к старшим. В эпоху Возрождения главнейшей ценностью признавалось всестороннее развитие личности ребенка. Основной целью воспитания признавалось нравственное и гражданское воспитание, которое направлено на формирование деятельной, социально ориентированной личности, которая обладает чувством собственного достоинства, способна защищать Отечество. Впервые в это время вводится новая задача воспитания – воспитание эстетического вкуса через занятия музыкой, живописью, поэзией.

    Взгляды педагогов на цели воспитания Нового и Новейшего времени оказали большое влияние на дальнейшее развитие науки и практики, так как основывались на гуманистических позициях, на признании того, что ребенок является полноправным членом общества и заслуживает право на выбор. В период строительства новой системы народного образования среди воспитательных задач на первое место выступают такие, как воспитание коллективизма, активности, любви к труду, гуманизма и интернационализма. Основной целью обучения и воспитания советской школы является всестороннее развитие личности школьника

    Взгляды педагогов на цели воспитания на современном этапе развития общества кардинально меняются в пользу развития способностей ребенка, развития его личности, самостоятельной, толерантной, инициативной. В центре образовательно-воспитательной системы должен находиться именно ребенок, и его обучение и воспитание должно организовываться с учетом принципов дифференциации и индивидуализации.

    Все идеи в той или иной мере отражаются в существующих нормативных документах. Например, Законе РФ «Об образовании» указано, что цель воспитания заключается в воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

    В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что главная цель заключается в «формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

    Цель, сформулированная в Государственном образовательном стандарте начального образования соотносится с приведенными целями, но дана несколько сжато: «раскрытие способностей, адаптация к окружающей природе и социальной среде, овладение видами деятельности, формирование личностного отношения к окружающим».

    Перечисленные цели указывают на то, что в настоящее время в обществе идет переоценка ценностей, поворот к личности ребенка, признание приоритета общечеловеческих и национальных ценностей в процессе обучения и воспитания.

    Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитание младших школьников.

    Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

    Факторов, влияющих на развитие ребенка, много. И все их необходимо учитывать при работе с детьми.

    Младшие школьники находятся в том возрасте, когда под влиянием систематического обучения, детского коллектива, учителя продолжают формироваться и закрепляться черты, определяющие развитие личности ребенка. Мы, учителя, берем на себя большую ответственность.

    Наша воспитательная работа должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка, основой развития является нравственное формирование личности.

    У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница». Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель должен сам серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается учениками. Учитель должен следить за своей внешностью, правильно и вежливо разговаривать с окружающими, быть справедливым. Он должен уметь признавать свои ошибки. Дети должны видеть в учителе друга. Они не должны бояться доказывать свою правоту.

    Очень сильно влияет на учеников похвала на уроке в присутствии одноклассников. Им тогда хочется выполнить работу еще лучше. Нужно в любом ученике видеть что-то хорошее. Кирилл допускает много ошибок при письме, но зато у него красивый почерк. Я часто хвалю его за почерк. Он воодушевляется, старается писать еще лучше, пишет более внимательно и, в результате, даже делает меньше ошибок. Иногда чуть завышенная оценка «окрыляет » ученика. Он начинает верить в себя, понимает, что и он может выучить и хорошо ответить.

    Чтобы ученики не боялись отвечать, создаю в классе такую обстановку, чтобы дети поняли, что каждый человек неповторим, особенен. Людей с дефектами речи нужно принимать такими, какие они есть. Живем по принципу: «У каждого свои недостатки». Дима заикается, но никто на это даже не обращает внимания, и мальчик отвечает спокойно. Максим приехал с Украины. В его речи очень много украинских слов. Дети понимающе выслушивают его ответы, дают возможность высказаться.

    Очень не люблю ложь. Считаю, что каждый должен говорить правду, лучше «горькая» правда, чем «сладкая» ложь. Ребенка сказавшего правду, меньше ругаю за какой-либо проступок, стараюсь объяснить ему, что так поступать нельзя.

    Когда дети в первом классе пришли ко мне, то у них часто возникали ссоры, мальчики сильно дрались. Я объясняла, что они большая дружная семья, в которой все должны дружить, уважать друг друга, помогать друг другу. Это дало свои результаты. Не могу сказать, что в классе идиллия, но все же ссор стало меньше. Детей очень сплачивают какие-либо совместные дела: подготовка к празднику, уборка класса, поход в лес, экскурсии в город.

    В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. У многих детей заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В своей работе стараюсь обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Для этого строю работу в классе так, чтобы дети постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Провожу специальные упражнения для отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Это похвала с моей стороны, положительные отзывы одноклассников, других учителей. Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективнее, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыты поведения, полезных привычек, приобретение нравственных представлений. Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Чистый, красиво оформленный класс требует от ученика чистоты, опрятности, подтянутости во внешнем виде.

    Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы учителя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

    Одними из средств воспитания являются поручения детей. Необходимо учить детей их выполнять. Это возможно при условии, когда мы идем с детьми от более доступного к более сложному. Даже если у детей есть первоначально желание и потребность участвовать в общественной работе, то неудовлетворительное ее выполнение, плохие ее результаты помешают закрепить это стремление, развить его дальше. Дальнейшее усложнение идет по линии совершенствования методики организации ее выполнения, развития самостоятельности детей в процессе работы и подведения ее итогов.

    Проследим этот процесс на примере работы дежурных. Выполняя обязанности дежурных, дети постепенно приучаются к самостоятельности, расширяются функции организаторов, усложняются отношения исполнителей и ответственных, они начинают выполнять все более сложную по содержанию работу.

    Очень важным в воспитании детей является воспитание у них добрых чувств. Это и воспитание у них бережного отношения к природе, к животным. Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим.

    Надо стремиться к воспитанию в ребенке активной доброты. Иногда дети бывают жестокими по отношению друг к другу. Проявление жестокости они видят по телевизору, на улице. «Пока существует в мире зло, наша мерка добра, с которой мы подходим к любому явлению нашей повседневной жизни, должна быть особенной. Каждой частицей души мы должны ненавидеть социальное зло и быть готовыми к схватке с ним». (В. А. Сухомлинский. Добро и зло).

    Проявление зла в жизни – это все то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя проходить мимо, когда кого-то обижают.

    Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И мы, педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.


    Развитие и воспитание детей младшего и среднего школьного (подросткового) возраста

    Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, -- младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.

    Под влиянием образовательно-воспитательного процесса в начальной школе развитие ребенка выходит на новый уровень. В первую очередь, интенсивно и в самых разных направлениях развивается познавательный интерес. Однако темпы развития ребенка в большей степени определяются особенностями воспитания детей, принятыми конкретным учителем. Ребенок приходит в школу с огромным стремлением познавать все новое, и воспитание, методы обучения и оценки успехов учащихся во многом определяют, разовьется этот интерес в дальнейшем или затормозится под влиянием недовольства учителя и плохих оценок. В это время у детей окончательно формируются склонности и задатки к отдельным видам искусства и областям знания. Поэтому воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не только на получение знаний опосредованно, от учителей или родителей, но и на формирование ряда умений, необходимых для самостоятельного обучения и работы с различными учебными материалами.

    На начальном этапе школьного обучения воспитание ребенка зиждется на поддержании авторитета родителей и особенно учителя. Сила воздействия педагога на личность ребенка очень велика. Это период, когда воспитание и развитие тесно взаимосвязаны: уровень развития все еще является определяющим критерием в выборе методов обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит интенсивность развития ребенка.

    Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

    Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты -- как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного, прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

    В основном, развитие ребенка завершается в старших классах. В это время сглаживается большая часть противоречий подросткового возраста. Снова усиливается роль учителя в воспитании ребенка -- теперь уже как наставника, помогающего сформировать у учащихся основы мировоззрения, реализовать свои склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям.

    Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

    Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

    Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    Воспитание уважения к труду;

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    Формирование элементарных знаний о правах человека;

    Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

    Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию

    Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

    "Отрыв" от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

    В частности, отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1--1,5 года быстрее, чем 30--40 лет назад.

    Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, " а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

    Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро -- приставка, которая используется в смысле "под" и указывает на понижение против нормы и dinamus -- сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Учение, требующее сидячего образа жизни, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию, что отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

    Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

    Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

    Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

    Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают специальное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

    Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, предупреждающие необдуманные поступки.

    Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, отношениями к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

    Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

    Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

    Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

    Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

    Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими .

    Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

    В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% .

    Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

    Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

    Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

    Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

    Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста .

    Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

    В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержанны.

    Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник - 6-8 .

    Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

    У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и одновременно свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое .

    Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер .

    Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

    Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

    Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

    В младшем школьном возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

    Представление о себе в новом социальном качестве выступает у младших школьников в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель .

    Школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни -- портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них - это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

    Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для экономического воспитания. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

    Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.



    Публикации по теме