Формы и причины дислексии. Дислексия у младших школьников: ее виды, способы коррекции и упражнения

Дислексия – нарушение восприятия информации, при котором человеку сложно читать и писать. Оно также влияет на концентрацию, память и самоорганизацию. Когда вы поймете, какой подход нужен к обучению детей с дислексией, вы сможете научить их лучше понимать себя, а также развить их когнитивные навыки с помощью особых методов обучения, которые затрагивают разные органы восприятия. Это поможет им не только на учебе, но и в жизни.

Шаги

Корректировка методов обучения

    Используйте мультисенсорный структурированный язык. Этот метод считается основой обучения детей с дислексией, однако он полезен и при работе со всеми детьми. С помощью этой методики развивается фонематическое восприятие, ведется работа с фоникой. Помимо этого, эта система позволяет развить понимание, расширить словарный запас, повысить точность лексики и уровень владения ею, а также улучшить орфографию и навыки письма. На занятиях дети могут использовать все способы восприятия информации (с помощью осязания, зрения, движений, звуков).

    Преподносите материал четко и понятно. Важно описать, смоделировать навык, разбить его на шаги, дать четкие инструкции и получить обратную связь, привести примеры, озвучить цель занятия и необходимость отработки этого навыка, а также преподнести информацию в логическом порядке. Следует повторять процесс до тех пор, пока ученики не усвоят новый навык.

    Почаще повторяйте свои слова. Поскольку у детей с дислексией могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, им может быть сложно запоминать то, что вы им говорите. Повторяйте инструкции, ключевые слова и основные понятия, и тогда ребенок с большей вероятностью запомнит эту информацию - как минимум, этого хватит для того, чтобы записать ее.

    Применяйте метод диагностического обучения. Вам следует постоянно оценивать то, насколько хорошо ученик понимает материал. Если он чего-то не понимает, все нужно повторить заново. Это непрерывный процесс. Ученикам с дислексией на освоение нового понятия часто нужно больше времени и более подробные инструкции.

    Используйте время разумно. Детям с дислексией бывает сложно сконцентрироваться. Их могут отвлекать самые разные вещи, и им может быть сложно выслушать длинную лекцию или посмотреть продолжительную видеозапись. У них также могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, из-за чего им сложнее делать пометки или воспринимать простые инструкции.

    • Не торопитесь. Не пытайтесь дать материал как можно скорее. Пусть у детей будет достаточно времени для того, чтобы переписать материал с доски. Прежде чем переходить к новой теме, убедитесь, что ребенок усвоил информацию.
    • Регулярно делайте короткие перерывы. Ребенку с дислексией обычно сложно усидеть на месте долгое время. Разбивайте длинные лекции и делайте побольше перерывов. Можно также менять характер заданий. Например, проведите лекцию, потом устройте игру, снова лекцию, а потом занятие на запоминание.
    • Помните о необходимом времени. Детям с дислексией нужно больше времени на выполнение заданий, с которыми другие ученики справляются быстро. Давайте ученикам с дислексией больше времени на выполнение контрольных работ и домашних заданий, чтобы их ничто не подгоняло.
  1. Придерживайтесь заведенного графика. Распорядок дня позволяет детям с дислексией понимать, чего ожидать и что будет потом. По возможности размещайте график с картинками и словами на стене учебного кабинета, чтобы ученики видели его.

    • Вам следует также включить в распорядок ежедневное повторение ранее изученного материала. Это позволит ученикам связать информацию, полученную раньше, с новым материалом.
  2. Используйте разные подходы. Не думайте, что вы единственный преподаватель, кому нужно работать с детьми с дислексией. Есть различные источники информации, которые позволят вам улучшить процесс обучения. Поговорите с другими учителями, специалистами по дислексии и людьми, которые работали с детьми с этой проблемой.

    • Спросите самого ребенка и его родителей о том, в чем его сильные и слабые стороны, как ему проще запоминать материал, какие предпочтения в обучении у него есть.
    • Предлагайте ученикам заниматься вместе. Это позволит им поддерживать друг друга. Они могут читать материал друг другу вслух, просматривать записи друг друга или вместе проводить эксперименты в лаборатории.
    • Технологии могут улучшить процесс обучения. Игры, текстовые редакторы, приложения, воспринимающие речь, и устройства, записывающие голос, будут очень полезны ребенку с дислексией.
  3. Попробуйте разработать индивидуальный план обучения. Это подробный план, который описывает потребности ребенка, дает рекомендации по системе обучения и определяет необходимые изменения в учебной программе. Такой план - это документ, в подготовке которого участвуют родители, учителя, психотерапевты и сотрудники школы, и он позволяет учесть все потребности ученика.

    • Процесс создания плана обучения сложен, однако это того стоит. Если у вашего ребенка дислексия, вам следует обсудить этот вопрос с кем-нибудь из сотрудников школы. Если вы - учитель, расскажите родителям о плюсах такого плана.
  4. Всегда помните о самооценке и эмоциях ребенка. Многие дети с дислексией имеют низкую самооценку. Очень часто им кажется, что они не такие умные, как другие, или что к ним относятся как к ленивым или проблемным ученикам. Старайтесь поддерживать веру ребенка в себя и почаще говорить о его успехах.

    Обеспечьте ребенка раздаточным материалом. У детей с дислексией бывают трудности с запоминанием, поэтому распечатанный материал позволит лучше усваивать информацию, особенно если лекция длинная. Ученику будет проще следить за темой занятия, делать пометки, и он всегда будет знать, чего ожидать дальше.

    • Чтобы подчеркнуть важные моменты, используйте визуальные подсказки: звездочки, метки и другие знаки.
    • Пишите условие домашнего задания в материале урока, чтобы ребенок точно знал, что нужно сделать. Также поощряйте использование различных пометок - к примеру, букв или цифр.
  5. Проводите контрольные работы иначе. Поскольку процесс восприятия у детей с дислексией отличается от этого процесса у обычных детей, контрольные работы стандартного формата могут не отражать всех знаний ребенка. Лучше проводить контрольные работы устно либо давать на их выполнение неограниченное количество времени.

    • Во время устного экзамена зачитывайте ученику вопросы и просите ответить на них устно. Можно записать вопросы заранее и проиграть запись на экзамене. Следует также записывать ответы ученика.
    • Ученикам с дислексией сложно делать что-то, когда на них оказывается давление. Кроме того, им нужно больше времени на то, чтобы изучить вопросы и задания. Если ученик не будет ограничен во времени, у него будет время разобраться в вопросе, подумать и записать ответ.
    • Если ученик будет видеть все вопросы сразу, это вызовет у него стресс. Если показывать по одному вопросу за раз, ему будет проще сосредоточиться.
  6. Не заставляйте ученика лишний раз переписывать информацию. Людям с дислексией нужно больше времени на копирование информации с доски, на пометки по ходу лекции и для записи заданий для домашней работы. Выдавайте текст лекции и распечатанное условие домашнего задания, чтобы ученики могли сосредоточиться на главном. Учитель также может поручить другому ученику делать пометки или разрешить ученику с дислексией пользоваться конспектом ученика, который хорошо ведет записи.

  7. Выдавайте ученикам карточки с буквами и словами каждую неделю. Если они запомнят всю информацию, похвалите их и сделайте для них что-нибудь приятное.
  8. На занятиях по математике разрешайте детям пользоваться тетрадками как в клетку, так и в линейку. В тетради в линейку будет проще решать определенные уравнения, и делать это можно как вертикально, так и горизонтально.
  9. При работе с детьми с дислексией используйте какие-либо предметы. Так детям будет интереснее, и они лучше поймут материал.
  10. Предлагайте детям читать вслух и слушать аудиокнигу одновременно.
  11. Никогда не называйте таких детей глупыми. Покажите им список известных дислектиков, среди которых есть, к примеру, Альберт Эйнштейн.
  12. Предупреждения

  • Не заставляйте детей, страдающих дислексией, читать перед классом. Вместо этого пусть они читают наедине с учителем или учеником, который не будет их дразнить.

Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.

Что такое

Под дислексией подразумевают нарушение головного мозга, мешающее освоить чтение .

Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:

  • – затрудненное обучение письму
  • Дискалькулию – необучаемость счету
  • Дизорфографию – безграмотность
  • Диспраксию, или низкую координацию движений.

Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.

Виды

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
    Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)

Признаки

Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» – признаки, наличие которых требует логопедической консультации.

Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:

  • Неорганизованность
  • Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
  • Плохой почерк
  • Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
  • Нескоординированность движений.

Ранняя диагностика дислексии проводится логопедом.

Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:

  1. Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
  2. Перечислить времена года, дни недели по порядку.
  3. По очереди показывают три разных жеста (хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
  4. Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
  5. Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
  6. Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
  7. Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
  8. Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.

Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.

При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:

  • Рассеянность
  • Излишняя мечтательность
  • Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
  • Тревожность, замкнутость
  • Частые скачки настроения
  • Замедленное усваивание знаний.

Как следствие:

  • Плохие отметки
  • Нелюбовь к учебе
  • Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
  • Отсутствие усидчивости
  • Сложности в общении.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников . Коррекция направлена на формирование:

  • Навыков семантического анализа информации
  • Пространственного мышления
  • Зрительной и слуховой памяти
  • Лексико-грамматических языковых норм
  • Коррекцию произношения

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.

  • Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).

  • Пересказ любимых книжных отрывков.

  • Игры с магнитным алфавитом.

  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

  • Буквенные трафареты.

  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев» . Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Проблема дислексии является очень распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста. Такие детки с трудом учатся писать и читать. Затруднения бывают даже у тех, чей уровень интеллектуального развития является высоким, а также у кого отсутствуют проблемы со слухом и зрением. Проблемы возникают при восприятии написанного текста, имеются сбои в координировании движений, затруднено освоение орфографических основ. Подобные детки приобретают в итоге гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Детки с дислексией испытывают проблемы с чтением и письмом

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: );
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ОНР характеризуется отсталым развитием звуковой и смысловой сторон речи, что проявляется в несформированности фонетических, лексических и грамматических навыков.

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.


Именно ЗПР или ОНР может оказаться причиной дислексии

Симптомы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.

Распознать болезнь можно по следующим симптомам:

  • ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
  • ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
  • малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
  • ребенок не может освоить элементарные навыки письма.

Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:

  • тотальная дезорганизация;
  • дисфункция мелкой моторики и координации движений;
  • сложность в восприятии информации;
  • плохая работа памяти;
  • навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
  • сложности в определении сторон и положений.

Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте

Виды дислексии у детей

Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии страдает одноименная система языка. Заключаются ее проявления в том, что школьнику трудно различать звуки, влияющие на смыслоразличительную функцию.

Недоразвитость ряда функций фонематической системы позволяет разделить болезнь на 2 формы. Итак, фонематическая дислексия выражается в следующих нарушениях:

  1. Неправильное чтение, которое связано с несформированностью восприятия фонем. При данном развитии болезни ребенку трудно усваивать буквы, а также имеет место частая замена звуков, которые схожи друг с другом в акустическом и артикуляционном плане (д – т, ж – ш, б – п, с – ш и т.д.)
  2. Неправильное чтение, связанное с недоразвитием возможности анализировать фонематическое звучание. Для данного варианта болезни характерны подобные нарушения: чтение по буквам, неправильное соединение звуков и слогов.

При фонематической дислексии могут искажаться слова за счет пропуска согласных звуков - к примеру, вместо «марка» читается «мара». Также нередки вставки гласных звуков между согласными, например, вместо «пасла» - «пасала». Имеет место нарушение в перестановке звуков: вместо «утка» - «тука». При разных формах фонематической дислексии возможны перестановки слогов и их пропуски: вместо «лопата» может быть и «лата», и «лотапа».

При проявлении семантической дислексии нет искажения звуков, слов и предложений, но ребенок совершенно не понимает то, о чем он читает. Подобная ситуация наиболее часто возникает, когда ребенок читает дробно по слогам. Послоговое чтение мешает восприятию цельных слов. Дети не могут узнать даже знакомые слова, если читают их слогами. Проблема состоит в сложности производить синтез и восстановление раздробленных частей в единое целое.


При семантической дислексии ребенок не может соединить части в единое целое

Семантическая дислексия мешает детям выполнять следующие задания:

  • соединить звуки в единое слово, если эти звуки будут произноситься отдельно с небольшими паузами, к примеру, «ж – а – б – а»;
  • прочитать слова и предложения, выстроенные по слогам: «ко-ро-ва жу-ет тра-ву».

Правильно воспринимать предложения мешает недостаточная сформированность понятий о связи слов внутри предложения с точки зрения синтаксиса. Все слова в предложении предстают для ребенка обособленно, без связи с другими словами. О том, как произвести коррекцию семантической дислексии, читайте ниже.

Аграмматическая дислексия

Грамматический строй речи при аграмматической дислексии, равно как и возможности обобщения синтаксических и морфологических структур, имеет общее недоразвитие. Данный дислектический вариант проявляется в следующих нарушениях:

  • неправильные окончания падежей и числа («из-под лавка», «в гостей», «собака» - «собаки»);
  • ошибочное согласование в падеже, роде и числе прилагательных и существительных («интересный сказка», дожди сильный»);
  • неправильное образование числа местоимений («весь» - «все»);
  • ошибочное образование местоимений, принадлежащим существительным («наши панама», «музей эта»);
  • нарушение образования глагольных форм 3-го лица в прошедшем времени («хороший была день», «жизнь пронесся»);
  • ошибочное формирование глаголов в разных временах («говорил» - «говорит», «слышит» – «слышал»).

У кого чаще всего проявляется аграмматическая дислексия? Наиболее часто она затрагивает школьников, имеющих системное недостаточное формирование речи.


Чаще всего проблема затрагивает детей школьного возраста

Мнестическая дислексия

Все буквы при мнестической дислексии усваиваются крайне сложно. Недифференцированная их замена связана со сбоями в процессах установки звукобуквенных связей, а также с проблемами в речевой памяти. При произнесении порядок нарушается, количество сокращается, а звуки или слова пропускаются. Так проявляет себя мнестическая дислексия.

Буквы, сходные по написанию, крайне трудны для запоминания. Они в итоге становятся взаимозаменяемыми. Буквы смешиваются, меняются на другие, похожие. Все это - результат невозможности расчленить формы на зрительном уровне. Недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия и представления дополняется сбоями в работе зрительного узнавания, синтеза и анализа.

Зрительно-пространственное восприятие и узнавание имеет нарушения при оптической дислексии. Оптическая дислексия несколько затрудняет для детей рисование простых рисунков (повторение по образцу или письмо по памяти), но воспроизведение более сложных предметов приводит к появлению неточностей, если ребенок срисовывает с образца. Рисуя сложное по памяти, малыш допускает промахи еще чаще.


При оптической дислексии ребенок не может передать в рисунке задуманное

Ребенок упрощает заданный предмет, редуцирует количество элементов, а также нарушает расположение линий. Дети с трудом узнают буквы, если одна из них написана сверху другой. Ошибочное написание буквы не всегда распознается детьми с заболеванием подобного плана. Они не могут добавить недостающие элементы к предложенной букве.

Детки, начавшие ходить в школу, в большой степени сложно осваивают письмо букв, схожих по написанию. В качестве примера можно назвать буквы С и О, Ь и Ы, Н и П.

Тактильная дислексия

Данный тактильный вид заболевания свойственен слепым детям. Им сложно различать тактильную азбуку Брайля. Ребенок начинает путать буквы, схожие по количеству точек, а также те буквы, точки в которых расположены зеркально, например, Е и И, Ж и Х, или те, что отличаются всего на одну точку: А и Б, Л и К.

Слепые дети, имеющие тактильную дислексию, плохо ориентируются во времени и пространстве, а также имеют ряд других нарушений. Среди прочих назовем задержку в развитии речи.

При прочтении слова ребенок «видит» его отдельно, без связи с другими. Общего восприятия текста нет, он читает только отдельные буквы. Слепой ребенок испытывает трудности в чтении из-за того, что он постоянно вынужден искать пропущенное слово или предложение. Промахи в чтении вызваны частыми подменами и пропусками. Пальцы при чтении движутся скачками, прерывисто. Все перечисленные особенности дают определение понятия «тактильная дислексия».


Тактильная дислексия свойственна слепым детям

Диагностика

Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.

Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.

В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез - информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.

Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту. Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка. Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.

Лечение

В основе лечения любого вида дислексии, равно как и ЗПР и ОНР, лежат коррекционные работы по логопедии. Метод зарекомендовал себя как эффективный и хорошо справляется с устранением речевых нарушений и неречевых процессов. Форма дислексии будет определять способ ее лечения:

  • оптическая: исправляется активным воздействием на зрительно-пространственное восприятие;
  • тактильная: требует работы над изучением и пониманием схем;
  • мнестическая: следует лечить путем развития речевой, зрительной и слуховой памяти;
  • фонематическая: исправляется корректированием произносительных навыков, а также путем формирования адекватного представления о звукобуквенном составе слов;
  • семантическая: требует обучения нормам языковой грамматики и отработки навыка слогового синтеза;
  • аграмматическая: требует усиленной работы над созданием устойчивых грамматических систем.

Среди взрослых людей также встречаются случаи дислексии, ЗПР или ОНР. Методика лечения для них будет несколько иной, заниматься они будут в расширенном ключе, но в целом механизм упражнений аналогичен тому, что используется в занятиях с детьми.


Дислексия у взрослых лечится немного иначе, чем детская

Упражнения

Коррекция дислексии осуществляется посредству лечебных занятий. Под ними подразумеваются различные приемы и упражнения, которые направлены на улучшение психического и умственного здоровья детей:

  • Упражнение «Корректор» . Для работы понадобится произвольный текст с задачей для ребенка вычеркивать только те буквы в словах, которые вы будете ему называть. Начните с гласных, затем переходите к согласным. Освоив данное упражнение, усложняйте задачу. Теперь предложите малышу обводить гласные буквы в кружок, а все согласные – подчеркивать. К примеру, озвучьте задачу так: «Подчеркни, пожалуйста, все «п», а все «и» обведи в кружок». Делайте упор на те звуки, которые даются ребенку сложнее всего. Такое упражнение поможет крохе скорее запомнить все буквы, научит их писать и не ошибаться при чтении и письме (см. также: ). Заниматься рекомендуется не менее 2 месяцев с ежедневными тренировками.
  • Упражнение «Колечко» . Развивающая игра для коррекции дислексии направлена на развитие мелкой моторики, а также способствует стимулированию работы памяти, речи и внимания. Данное задание будет хорошим средством для устранения признаков заболевания. Каждый пальчик поочередно следует складывать колечком в паре с большим пальцем. Начинать следует с указательного пальца и заканчивать мизинцем. Закончив действие в одну сторону, начинайте обратное действие. Изначально делайте упражнение одной рукой, а затем усложняйте, предлагая рисовать двумя руками одновременно. Методика будет эффективной, если проводить ее ежедневно по 10-15 минут. Минимальный курс – 2 месяца.

«Колечко» эффективно развивает мелкую моторику
  • Упражнение «Зеркальное рисование» . Упражнение направлено на активизацию работы мозга. Для работы понадобится чистый лист бумаги. Дайте его ребенку, снабдив также карандашами или фломастерами. Следует одновременно двумя руками рисовать одинаковые зеркальные фигуры или буквы. Для начала проделайте данное задание вместе с малышом. Освоив его принцип, дайте ему возможность сделать все самостоятельно. Для эффективной коррекции обязательно делать данное упражнение каждый день!

Диктанты

Коррекция дислексии у младших школьников может проводиться посредством диктантов. Небольшие тексты по 200 символов будут совсем неутомительными для детей, а это значит, что и количество ошибок будет меньше. Исправлять неправильности не нужно. Их нужно помечать на полях ручкой контрастного цвета (зеленой или черной, но только не красной). Сделав пометки, позвольте малышу самому отыскать свои огрехи. Такие задания призваны избавить ребенка от ошибок в словах и предложениях, ускорить преодоление недуга.

Тренировка артикуляции

Хорош метод коррекции дислексии у дошкольников, когда вы требуете от ребенка медленного чтения или произнесения слов при переписывании. Дайте малышу ощущение успеха во время домашних игр, ведь ему так требуется поддержка после всех неудач и двоек в школе. Чтение на скорость не требуется. Для ребенка является огромным стрессом, даже когда он читает медленно и ошибается. Чрезмерное давление может лишь усугубить ситуацию и вызвать невроз.


Чтение вслух нужно практиковать в игровой форме, не создавая у ребенка ощущение упражнения

Важно работать не на количество, а на качество. Не спешите сами и не торопите ребенка. Оптимально написать или прочесть мало, но с минимальным количеством ошибок. Дополнительные идеи о том, как заниматься с ребенком дома, можно посмотреть в тематических видео.

Обучение

Логопедические занятия со специалистом имеют большое значение. Лечение в таких условиях будет наиболее эффективным. Игровые задания логопеда будут интересны и полезны. Ребенку предлагается найти определенную букву в небольшом отрывке, или же для заглавной печатной буквы младшему школьнику требуется найти прописную. Иным заданием может быть вырезание букв и чтение некоторых буквосочетаний. Для работы необходима магнитная азбука. Такие упражнения помогут ребенку скорее освоить навык произнесения звуков и слов.

Для обучения логопед выбирает разнообразные упражнения. Среди прочих - написание диктанта, повторение слов раз за разом, подбирание словоформ.


Занятия с логопедом помогут скорее избавиться от проблемы

Профилактика дислексии

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое - например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово - например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Такие игровые задания для профилактики дислексии помогут малышу научиться грамотному чтению и письму. Подобные упражнения очень хороши, так как основаны на зрительной памяти, ведь «на глаз» ребенку воспринимать гораздо легче.

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.


Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

На ________

На____ с____.

На___ с ____ ____.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь - специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки - практически сюрреализм.

Например - покосившийся якорь, посреди пустыни.


Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе - и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ


Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку - тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься - люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит - Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить - люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы , то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

3.3 Методика устранения семантической дислексии

Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях:

развитие слогового синтеза;

развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении,

расширение и уточнение лексики.

А. Развитие слогового синтеза

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при послоговом чтении, проводится развитие слогового анализа.

Примерные задания по развитию слогового синтеза:

Назвать слово, произнесённое по отдельным звукам; назвать слитно слово, произнесённое по слогам; составить слово из слогов, данных в беспорядке; назвать слитно предложение, произнесённое по слогам.

На начальном этапе работы паузы между слогами очень короткие, в дальнейшем они увеличиваются. На более поздних этапах работы паузы между слогами заполняются словами. Например: «Сначала де, потом ти, потом иг …». Этот приём значительно усложняет выполнение задания по слоговому синтезу.

Б. Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста

Одновременно с развитием слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Используются следующие задания:

Прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; найти в прочитанном предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? что? что делает? где? куда? или какой?; прочитать предложение и показать соответствующую картинку; прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию; дополнить предложение, воспроизведённое логопедом; дополнить прочитанное предложение другими словами (с помощью вопросов); повторить прочитанное предложение; найти в тексте ответ на заданный вопрос; разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом; выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке; после прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок; после прочтения текста поместить сюжетную картинку на своё место в серии сюжетных картинок; после прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок; найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок; работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст; составить план прочитанного текста; пересказать прочитанный текст; придумать начало прочитанного текста; придумать конец прочитанного текста.

В. Методы работы по расширению, уточнению и систематизации словаря

При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями и текстами. Необходима специальная работа по систематизации словаря.

Примерные задания по уточнению и систематизации лексики:

Подбор синонимов к прочитанному слову; подбор антонимов к прочитанному слову; нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов; объяснение значений прочитанных слов; соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием; расширение объёма обобщающего понятия (Например: «Яблоко- это фрукт. А какие вы ещё знаете слова, обозначающие фрукты?»); придумывание нескольких глаголов к прочитанному слову- существительному; подбор определений к прочитанному слову- существительному; дать характеристику предмета или живого существа на основе прочитанного.


3.4 Методика коррекции оптической дислексии

При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения. В основе оптической дислексии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

В связи с этим при устранении оптической дислексии проводится работа в следующих направлениях:

развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;

уточнение и расширение объёма зрительноё памяти (развитие зрительного мнезиса);

формирование пространственного восприятия и представлений;

развитие зрительного анализа и синтеза;

формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений;

дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях и связных текстах).

А. Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

Назвать контурные изображения предметов; назвать недорисованные контурные изображения предметов; назвать перечёркнутые контурные изображения предметов; определить, что неправильно нарисовал художник; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (по типу фигур Попельрейтера) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 21); распределить изображённые предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 22); распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 23); подбор картинок к определённому цветовому фону (Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист и др. Даётся задание положить картинку на свою «лужайку»); дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников; дорисовывание симметричных изображений; составление разрезанных на части картинок; выполнение тестов Равена; конструирование из кубиков Кооса.

Б. Развитие зрительного мнезиса (памяти)

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других картинок; запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать их среди других (8-10), при этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путём прочтения; разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись; разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности; игра «Чего не стало?»; игра «Что изменилось?

В. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у школьников с дислексией и в связи с этим проводить коррекционную работу по следующему плану:

дифференциация правых и левых частей тела;

ориентировка в окружающем пространстве;

определение пространственных отношений элементов графических изображений и букв. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация правых и левых частей тела

Эта работа начинается с выделения ведущей руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться, сказать, как называется эта рука; поднять то левую, то правую руку, показать карандаш то левой, то правой рукой; взять книгу левой, правой рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела.

Ориентировка в окружающем пространстве

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе;

определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями;

определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Г. Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв

В процессе логопедической работы по формированию чёткого зрительного образа букв предлагаются следующие задания:

Найти букву среди графически сходных; соотнести буквы, выполненные разным шрифтом; определить буквы, находящиеся в неправильном положении; назвать или записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу; обвести контуры букв, заполненные пунктиром; дописать букву; назвать буквы, наложенные друг на друга; определить правильно и неправильно написанные буквы; узнать буквы по их зеркальному изображению; конструирование букв из элементов.

При устранении оптических дислексий проводится работа по закреплению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с обручем, З- со змеёй, Ж- с жуком и т.д. Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, К. Чуковского и др.

Особенностью логопедической работы в коррекционной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала. В связи с тем, что нарушения письменной речи у данной категории младших школьников носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.


Заключение

Дислексия у детей определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Нарушения чтения у младших школьников с ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными расстройствами.

Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении. Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер.

Симптоматика дислексий сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребёнка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методики обучения грамоте, эффективности логопедического воздействия.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 1) неусвоение букв; 2) побуквенное чтение; искажения звуко-слоговой структуры слова; 4) замены слов; 5) аграмматизмы; 6) нарушения понимания читаемого.

Проведённый нами анализ, посвящённый различным аспектам нарушений чтения у детей с ЗПР показывает, что нарушения чтения обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций. Эти расстройства представляют собой вторичные проявления психического недоразвития, являются следствием задержки и отклонения процесса формирования высших психических функций.

Так, нами замечены корреляции между нарушениями чтения и недостаточностью памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов.

У детей с ЗПР часто встречается фонематическая и оптическая дислексия. Наиболее распространённым видом дислексии у обследованных детей явилась фонематическая дислексия, связанная с недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа.

В ходе коррекционной работы выяснилось, что важнейшей предпосылкой обучения чтению и письму является осознание фонематической структуры слова. Фонематический анализ представляет собой сложный процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и требует целенаправленного педагогического воздействия с целью его формирования. Следует отметить, что для нормального овладения чтением и письмом особенно важным является овладение сложными формами фонематического анализа (умение определять последовательность, количество, место звуков в структуре слова).

У второклассников с ЗПР простые формы анализа в ходе обследования оказались относительно сформированными. Нарушения выявились при выполнении заданий, требующих сложных форм фонематического анализа.

Наши исследования показали, что относительно сохранным у детей с ЗПР явилось умение выделять начальный ударный гласный. Выделение же первого согласного звука вызвало затруднения. Дети с ЗПР часто выделяли не первый звук, а первый слог. Аналогичные трудности отмечались при выделении конечного гласного звука. Вместо него дети также называли конечный слог.

Нарушения фонематического анализа у детей с ЗПР усугубляются недостаточной сформированностью слуховой произносительной дифференциации звуков речи. У этих детей обнаруживается неточность слуховой дифференциации звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Описанные выше факторы и обусловливают большую распространённость фонематической дислексии у детей с ЗПР.

В связи с тем, что нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы, хочется подчеркнуть необходимость дифференцированного и системного подхода при коррекции речевых нарушений у младших школьников с ЗПР, предполагающего развитие всей речевой системы в целом, коррекцию нарушений всех компонентов речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии, а знаний общих и частных закономерностей патогенеза и симптоматики дислексий у данной категории детей позволит более точно диагносцировать нарушения чтения, правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе реабилитации детей с нарушениями развития.


Список использованных источников и литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 163 с.

2. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. 255 с.

3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. 1982. № 5. С. 15-17.

4. Брежнева Е.А. Из опыта работы логопеда // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №2. С.43-48.

5. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №4. С. 27-33.

6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: «Союз», 2000. 132 с.

7. Дети с задержкой психического развития / Под. ред. Т.А.Власовой, В.И. Дубовского, Н.А.Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 282 с.

8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М.: «Гном и Д», 2001. 32 с.

9. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М.: «Академия», 2002. 176 с.

10. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.

11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: «М и М», 1997. 286 с.

12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001. 224 с.

13. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983. 227 с.

14. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: «Союз», 2002. 224 с.

15. Лалаева Р.Е., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Союз», 2001. 224 с.

16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. 304 с.

17. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1991. 152 с.

18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Просвещение, 1985. 173 с.

19. Логинова Е.А. Нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. Л.: Наука, 1990. 174 с.

20. Логопедия / Под. ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. 528 с.

21. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Просвещение, 1975. 168 с.

22. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. №6. С. 21-25.

23. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М.: Владос, 1997. 304 с.

24. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. 192 с.

25. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР // Дефектология. 1979. № 2. С.13-15.

26. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. М.: «Гном и Д», 2001. 80 с.

27. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под. ред. В.Ф.Мачехиной, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1981. 214 с.

28. Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ состояния высших психических функций у детей с некоторыми неврологическими заболеваниями // Дефектология. 2003. №3. С.25-28.

29. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. №6. С. 16-18.

30. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 256 с.

31. Семенович А.Н. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: «Академия», 2002. 232 с.

32. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.

С.С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1969. С. 155 – 161.

33. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. 92 с.

34. Тригер Р.Д. Дограмматические и грамматические знания // Дети с задержкой психического развития / Под ред.Т.А.Власовой,В.И.Дубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 282 с.

35. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.

36. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1990. 175 с.

37. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1999. № 1. С.36-40.

38. Филина Т.М. Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложным дефектом // Дефектология. 2001. №1. С. 52-56.

39. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. 2001. №3. С. 3-9.

Два раза хуже, чем у нормального ребенка. Недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонетических представлений лежащих в основе звукового анализа. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое...

Чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии у детей младшего школьного возраста (А.П.Воронова , Л.Ф.Ефименкова , А.Н.Корнев и др.). Чтобы правильно организовать адекватное речевому дефекту коррекционное обучение первоклассников, имеющих недостатки фонематической системы, необходимо иметь чёткое представление о проявлениях...


Аналитико-синтетического метода обучения письму младших школьников, имеющих тяжёлые нарушения речи. Глава 3. Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (контрольный эксперимент) Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму...



Публикации по теме