Монтессори: методика раннего развития, суть и принципы. Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

В материале изложены основные идеи педагогической системы Монтессори, педагогические принципы, цели и задачи воспитания детей по этой системе, а также методы, с помощью которых удаётся добиться положительных результатов. Но, в каждой системе, даже самой хорошей есть свои недостатки. В материале также изложены недостатки педагогической системы М. Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая система М.Монтессори

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребёнка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.

Педагогика Монтессори - это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории»,в которой отражается понимание природы ребенка и законов его развития.

«Все… живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты».

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

О сновные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Сущность воспитания по М.Монтессори – содействие психофизическому развитию ребенка («Помощь жизни с самого рождения»). Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Цели и задачи воспитания

Цель- достижение мировой гармонии, построение универсального общества.

Главная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, а так же для возможности выбора и самостоятельной деятельности.

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии :

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

В период от 0 до 6 лет познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Целью воспитания в возрасте от 0 до 6 лет является оптимизация процесса естественного развития, достижение «нормализации». Решаются задачи содействия развитию: концетрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

От 6 до 12 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. На этом этапе решаются задачи :1)содействовать развитию системного мышления и экологического мышления; 2)показать место Земли и человека в Космосе; 3) «посеять семена»различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе. Цель воспитания – развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Задачи : 1)содействовать личному развитию подростков; 2)дать возможность полноценного образования.

Педагогические принципы М Монтессори:

1)Содействие естественному развитию (природосообразность);

2)Взаимодействия с «подготовленной средой»;

3)Свободы выбора в «подготовленной среде»;

4)Индивидуальной активности в учении (мотивационная,двигательная, самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);

5)Предметности в учении.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения.

Главный метод Монтессори - это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.

Методы воспитания в различные периоды развития:

От 0 до 6 лет используют методы воспитания : наблюдение; оказание помощи; показ; предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития; поддержание порядка и рабочей атмосферы; отдельные упражнения со всей группой.

От 6 до 12 лет используют методы воспитания : наблюдение; помощь в самостоятельном изучении материала; от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия.

От 12 до 18 лет используют методы воспитания: помощь в самостоятельном изучении; помощь в овладении основами профессий; чередование учебной деятельности с практической работой; пробуждение интереса к различным видам практической деятельности и наукам; ориентация учащихся в учебном материале.

Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Каждый дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и если ребенок впервые взял тот или иной материал, педагог проводит презентацию материала. В занятия также входит «Круг». Это место сбора детей, на котором происходит обсуждение проживаемой ситуации. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, «Круг» заканчивается и дети приступают к творческому заданию, которое соответствует теме «Круга».

В группе есть определенные правила , со временем старшие дети обучают вновь прибывших детей. Также одной из главных особенностей группы является разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, в свою очередь, оберегают и помогают младшим, что учит их толерантности.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет.

Занятие в группе Монтессори включает:

  • работу в Монтессори-среде;
  • круг знакомства с окружающим миром;
  • творческую мастерскую;
  • в гостях у сказки;
  • аэробику для малышей.

Свободная работа с Монтессори - материалами - это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори - среде, направленная на всестороннее развитие ребенка.

Круг - это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; знакомство с окружающим миром, с социальной действительностью.

Творческая мастерская – это использование различных техник в доступной форме: рисование ладошками, с использованием поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

В гостях у сказки – на занятии педагог показывает детям сказку, которая направлена на развитие речи, понимание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей.

Аэробика для малышей - это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и фит-болом, танцевальные движения - все это помогает детям приобрести здоровье, красоту, гармонию.

Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет используют учебные разделы «подготовленной среды» разделенные на зоны:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
  2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
  5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Огромным достоинством методики является непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори.

Недостатки системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

1.Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности.

2.В системе нет ролевых и подвижных игр.

3.Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4.После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Заповеди Марии Монтессори:

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

О положительных сторонах методики Марии Монтессори можно сказать много, и этому посвящены самые разные специальные сайты. А нам сейчас хочется заглянуть и на обратную сторону этой медали. У воспитания по методу Монтессори, к большому сожалению, есть и минусы, о которых говорят значительно реже.

Основной минус оригинальной классической системы Монтессори - это почти полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики, моторной деятельности, но творчество остается за кадром. Но современные группы Монтессори уделяют немало времени развитию творческих способностей - в группах есть творческие зоны, и на кругу вводятся основы художественного самовыражения.

Творчество

В Монтессори-педагогике почему-то считается, что творчество препятствует умственному развитию ребенка, хотя вся психология последнего столетия доказывает, что все обстоит совсем наоборот. Игры и творчество необходимы для стабильного эмоционального и умственного развития детей. А в группе детям играть хотя и не запрещают, но у постоянно занятых полезными пособиями малышей остается на это мало времени. Однако не следует забывать, что дети проводят в саду не все свое время. К тому же в специализированных монтессори-садах обязательно есть игровая зона или комната с «обычными», не методическими игрушками.

Похоже обстоит дело и с чтением. Детей учат технике чтения - и надо отметить, учат в достаточно раннем возрасте. Считается, что ребенок должен заниматься тем, что полезно в практической жизни, но ведь мир - это не только факты, но и чувства. Поэтому современные педагоги считают необходимым развивать и эмоциональную сферу; обсуждение книг и переживаний - неотъемлемая часть кругов.

Надо отметить еще и то, что классическая монтессори-педагогика в принципе подходит не всем детям. При всем индивидуальном подходе, некоторые особенности характера и наклонности детей в ней просто не учитываются.

Но в целом методика Мария Монтессори уже более века неизменно подтверждает свою эффективность. Главный урок, который дает и взрослым, и детям великий педагог - это свобода, самостоятельность и независимость личности. И хотя ее методика создана прежде всего для работы в группе с педагогом, очень многие ее элементы можно воплотить дома. А самое главное, попробуйте увидеть своего ребенка так, как учит Мария Монтессори - как уникальное, талантливое и удивительное существо, которое имеет полное право быть самим собой под ненавязчивым присмотром любящих его родителей.

Еще один критический очерк о методике Монтессори:

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.

В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.

Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.

Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?

Как использовать методику Монтессори

Методика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику. И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные «для развития» методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка «особого» - значительно отличаются.

Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью - на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?

В то же время, современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом сути её - дать детям пространство для развития.

А это мнение монтессори-педагога, работавшего лично с Марией Монтессори и наисавшей книгу о ее уникальном методе:

"Надо отметить, что я нашла один недостаток в своих записях о Montessori - то, что она не недооценивает, по моему мнению, физические объятия, нежность и домашнюю материнскую заботу, которые очень важны для ребенка. Это, хотелось бы верить, помогает ребенку вырасти уверенным в себе и независимым. Вероятно, это очень личное, и произошло из-за того, что ее незаконнорожденный сын не был с нею и был передан на воспитание, и они воссоединились, когда он вырос. Должно быть, ей тяжело было видеть, как другие матери ласкают своих малышей".
Филлис Уэлбанк "Система Монтессори: вчера, сегодня, завтра"

Еще о недостатках:

Вместе с тем, данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен имеющимся дидактическим материалом и жестко предписанными действиями. Тезис о самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. И сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания - все разработано и предложено воспитателем. Так что влияние и вмешательство воспитателя безусловно и несомненно.

Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, М. Монтессори ограничивает воспитание детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения органов чувств обеспечивают выработку сенсорных дифференцировок, но мало развивают мышление ребенка. Развитие мышления и сознания ребенка невозможно без усвоения языка и овладения речью. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением данной системы.

Система нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок работает самостоятельно, независимо от других и отвечает только за себя. Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт характера и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений. Возможно, в этой связи система М. Монтессори становится популярной и востребованной в тех обществах, где индивидуализм, умение быть автономным, независимым и ответственным являются общепризнанными ценностями. В группе у каждого свой жесткий социальный статус, изменить который нельзя. У садиков нет "продолжения", для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает усидчивости, умения для совместной работы с учителем.

На вопросы отвечает Анна Безингер, Монтессори-педагог «Школы для малышей», выпускница голландского педагогического университета (курс «Монтессори-образование»), выпускница курсов международной межрегиональной ассоциации Монтессори.

— Что такое Монтессори-педагогика?

— Для меня это философия и уже потом образовательная система или методика. Ее основа — доверие ребенку. Мы доверяем тем внутренним импульсам, которые заложены в каждом человеке. Если пробовать назвать основные принципы Монтессори-метода, получится примерно следующее:

  • активность ребенка и следование за его интересом,
  • самостоятельность и независимость ребенка в той мере, в которой это возможно,
  • свобода выбора в рамках правил и норм поведения,
  • ответственность за себя, за свое окружение и за пространство вокруг,
  • обучение в разновозрастных группах,
  • жизненность образования (то, чему мы учим ребенка, должно быть применимо в жизни),
  • наблюдение — все решения педагога основываются на наблюдении за ребенком и анализе его поведения.

— Как на практике выглядят занятия в Монтессори-классе?

— Дети приходят в школу к определенному времени, входят в класс, здороваются с учителем, идут к полкам с материалами и идут за стол. На первый взгляд может показаться, что такой метод позволяет бездельничать. Конечно, это не так. Во-первых, выбор ограничен теми материалами, которые предлагает . Ребенок может выбрать только то, что находится в классе, а там только специально подготовленные, отобранные педагогом задания, выполнение которых, будет полезно ребенку. Во-вторых, выбор ограничен задачей ежедневно выполнять необходимый минимум по пяти предметам: математике, русскому, литературе, окружающему миру и английскому. Как только план выполнен, можно делать, что хочешь, но опять же в рамках учебных занятий.

— Так в чем же тогда свобода выбора?

— Свобода тут, во-первых, в порядке расположения учебных предметов (в один день ребенок может начать с математики, а в другой с английского, а в третий с чего-то еще). Во-вторых, в выборе заданий по предмету. В-третьих, во времени, которое ребенок может потратить на каждое занятие. В-четвертых, в выборе места для работы. Кстати, ребенку предоставляется возможность вставать в процессе занятия. И, наконец, пятое — свобода в выборе партнеров для работы. Это, как показывает практика, не так просто, поэтому сначала многие дети хотят более жесткой регуляции, а некоторые выбирают себе место на все время работы или устанавливают постоянный порядок выполнения заданий.

— Применяются ли электронные программы и какое к ним отношение в целом?

— Применяется все, что помогает ребенку учиться. В классе могут стоять компьютеры с наушниками для изучения языка или для создания презентаций по окружающему миру. Главное — понимать, какие цели мы преследуем, покупая то или иное оборудование для класса. Сейчас есть огромный выбор электронных ресурсов, которые, например научат читать или считать , а также обучат хорошим манерам . Они станут прекрасным дополнением к основным занятиям.

— В чем же образовательная прелесть методики Монтессори?

— Идея в том, что, если следовать за интересами ребенка и его возможностями, то не возникнет проблемы мотивации, и учителю будет намного легче работать. Известно, что материал, к которому ребенок расположен, усваивается намного лучше.

Кроме того, материалы настолько удачно продуманы, что работа с ними проходит без напряжения и формирует необходимые представления и понятия. Важно также, что педагог наблюдает за каждым ребенком и анализирует процесс его развития, при необходимости проводит дополнительную диагностику — это дает возможность не упустить проблемы, которые могут возникнуть у ребенка. Когда есть опыт успеха — это наилучшая мотивация к дальнейшей работе.

— Какова позиция учителя в Монтессори-педагогике?

— Педагог в Монтессори-школе даже называется гид, проводник — тот, кто помогает найти свой пусть, свой способ. Он стоит не у доски, а в центре класса, он наблюдает за детьми и работает индивидуально с каждым ребенком или с небольшой группой детей.

— В чем плюсы и минусы системы?

— Плюсы в том, что интерес к учебе сохраняется на протяжении всего процесса: можно углубляться в ту сферу, которая интересна и дается наиболее легко, ребенок учится работать сам, он делает выбор, оценивает свои возможности, решает возникающие проблемы, сотрудничает с другими в процессе учебы, лучше понимает себя и свои желания, получает опыт успешности. А минусы, пожалуй, в том, что не хватает академичности знаний, нет заученных наизусть программных текстов.

Выбор за Вами! Увлекательных вам путешествий по миру науки вместе с Индигос!

Комментировать статью "Что такое Монтессори-педагогика?"

Монтессори. Учебные материалы и пособия. Детские сады и дошкольное образование. Что это такое? Чья система " Воспитания "?! Это было поветрие,так воспитывать детей,чтобы,якобы,никаких комплексов у ребенка не было.

Девочки,хочу выслушать ваши мнения и опыт от методики Монтессори? Вы читали биографию Марии Монтессори?!выдержка:"В 1898 году у Про личность Марии Монтессори и про её методику спорить не буду..., очень многие стремятся написать, что это занятия для умственно...

Папа наш сегодня специально пошёл узнать, что такое Монтессори и остался очень недоволен, что занятие не организовано. Так вот, к чему это я пишу: я не видела в нашей группе годовалых детей, которые играют с одной игрушкой, просят о помощи и убирают потом её на...

Обсуждение

система Монтессори именно так и построена. Ходили с подругой и детьми (1,5 года) несколько месяцев назад на пробное занятие. Ни мне, ни ей не понравилось. Абсолютно те же мысли, что и у Вашего мужа: "так поиграть можно и дома". Особого смысла таких занятий не поняли.

Мы ходили даже в сад Монтессори и остались в недоумении.Ходили долго-в течение полугода ходили на доп.занятия, а с 4-х лет пошли в сад и проходили год. Ребенок изначально знал весь алфавит, считал до 10, полностью цитировала "У Лугоморья дуб зеленый". Через год не то что читать и писать не научилась - забыла буквы и счет, стихи тоже забыла, заниматься не хотела категорически. Я ее забрала из сада и пошли мы в обычную группу подготовки к щколе-с партами, учителем с опытом работы в нач. школе. И через полгода ребенок с удовольствием зачитал, засчитал и записал:)

Обсуждение

я, уже целый месяц работаю в Монтессори, в первые дни очень разочаровалась, в основном по поводу дисциплины. Потом сравнив с другими простыми садиками, ненарадуюсь что мое дите ходит сюда. Дома тоже делаю похожие материалы - интересно как ребенок развивается.

28.09.2007 07:56:40, Muchos

а вот интересно в России монтессори часто как развивалки идут, типа пару раз в неделю на пару часов, а у нас нету такого - больше как сад полнодневный... и где правильнее?

Монтессори. Методики раннего развития. Раннее развитие. Расскажите пож-та по конкретней, чем отличается и вообще что это такое?) Монтессори -так ли хороша методика? Вы считаете это нормально,когда женщина отдает своего ребенка в интернат,а пытается научить...

Обсуждение

Вот один пример-ссылка. На практике бывает всякое. У моего сына, например, маловато всяких художественных занятий, так что компенсируем этот недостаток дома. Зато дети с интересом занимаются счётом, очень постепенно, в игре, осваивают грамоту.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Все знают, чем это кончилось (Или началось?). Так, секта "АУМ Сенрике" конструировалась с учетом восточных традиций оккультизма, пробный спец-вариант для...

Обсуждение

Из того, что какие-то секты контролируют какие-то группы, вовсе не значит, что контролируются ими все.
Честно говоря, как-то не вяжется у меня методика Монтессори с роботизацией, по-моему, ребенку в ней очень много свободы предоставляется. Педагоги занимаются, конечно, в соответствии со своим представлением о методике, но тут надо просто знать, как они занимаются. А сама методика тут ни при чем. Ницше тоже не предполагал, как его теорию применят.

а ужас какой-то... а где эти Ваши Монтессори обнаруженные расположены (а то мы посещаем один центр), и КАК Вы это поняли, что они сектанты?

У меня дочка ходит четвертый год в школу Монтессори. Начмнала в неполных пять, сейчас ей почти 8. 1. Теоретически, по-моему, до старшей школы. 2. Не думаю, что это вообще возможно - сравнить знания. Но этот ребенок бузусловно свободнее формулирует свои мысли...

Обсуждение

У меня дочка ходит четвертый год в школу Монтессори. Начмнала в неполных пять, сейчас ей почти 8.
1. Теоретически, по-моему, до старшей школы. Практически (в моей эрии) - до 2-3 класса.
2. Не думаю, что это вообще возможно - сравнить знания. Но этот ребенок бузусловно свободнее формулирует свои мысли, как устно, так и письменно и периодически поражает нас какими-то сведениями об окружающем мире. Вот когда я её привела туда - в пять лет, только приехав из России- разница бросилась в глаза - все пятилетки читали абсолютно свободно, писали и работали с 2-3-х значными числами. Но это не значит, что во всех школах так, у нас очень сильный учитель.
3. Плюс в том, что ребенок учится сам - для моих детей это огромный плюс. Плюс в умении самоорганизоваться, следить за порядком в классе, вообще - в своем классе они хозяева, поработав с пособием, ребенок обязательно всё убирает. Обстановка довольно спокойная. Продвижение вперед - в своем темпе. По возрасту в классе дети от 6 до 9 лет, 15 человек. То есть не классика. Писать в прошлом году училась по прописному - ровно через неделю свободно писала красивым почерком, я это отнесла на счет хорошего развития мелкой моторики пособиями. Правда, когда с середины года начала писать очень много,почерк испортился, но может написать и красиво. Пишет так, как я писала классе в пятом по быстроте. минусов по сравнению с обычной школой я в этом возрасте не вижу.

Школы Монтессори, детские сады Монтессори. Здесь, в Нидерландах школа с 4-х лет, поэтому задаю вопрос и здесь. Нам сейчас 3 года, но здесь за год советуют Вопрос 2. Если вас волнует уровень знаний, вам наверное следует получше разобраться в том что такое Монтессори.

Обсуждение

Монтессори в России и в Нидерландах отличаются, даже Мотессори-сады в Москве все очень разные. Так что не советую сравнивать. Лучше постарайтесь вникнуть и почувствовать людей, которые работают в вашей школе Монтессори. А пропасть между Монтессори и обычным садом в Москве большая, а вот в Европе все сады и школы впитали принципы Монтессори и таким образом разница не так велика. Монтессори особо ценно лет до 7, до 10. Ваш вопрос№1. Дальше уже ребенок сформирован и довольно устойчив к разным воздействиям извне и может извлечь пользу учась и в другой системе тоже. Вопрос 2. Если вас волнует уровень знаний, вам наверное следует получше разобраться в том что такое Монтессори. Ведь ее суть - как раз в социализации и научении учиться с любовью и интересом. Может в традиционной школе и можно больше впихнуть в покладистого ребенка, но это не пойдет ему на пользу в долгосрочной перспективе. 3. Мой старший сын попал в Монтессори в 5 лет, сейчас он в 4 классе школы, которая не декларирует себя школой Монтессори, но по сути основана на тех же принципах. Мы (и я и сын) очень довольны. Дочери 2 с небольшим. Она практически с момента зачатия вместе со мной в Монтессои-среде. Впервые видящие ее люди говорят, что у нее огромный словарный запас и вообюще она как-то "слишком развита":)Мне же нравится что она очень любознательно и считается с мнением других людей, в том числе детей во время игры.

Жаль конечно что превый блин вышел комом. Помоему вот именно в первый раз нужно было бы просто создать для ребенка хорошую атмосферу, чтоб ему хотелось вернуться обратно. А не пускаться в галоп развития с места.
Но я думаю идти стоит. Но пусть сначала дети понаблюдают как другие что то делают, пусть сделают что нибудь по проще. А сложному потом быстро научатся, и старания приложат если понравиться.

Использование принципов воспитания, основанных на теории «Педагогической антропологии» М.Монтессори помогут родителям и учителям в организации неординарного образовательного процесса, нацеленного на интенсивное интеллектуальное развитие, формирование психологических навыков социальной солидарности, раскрытие творческого потенциала ребёнка. Полезными также будут знания о том, как правильно организовать обучение, какие дидактические материалы и инструменты при этом будут необходимы, каким образом приёмы системы раннего развития Монтессори–педагогики могут использовать родители в домашних условиях самостоятельно для того, чтобы помочь своему ребёнку глубже осознать и развить свою индивидуальность.

Суть и принципы педагогики М. Монтессори

Имя Марии Монтессори (1870–1952) – итальянского психолога и педагога, детского врача, практически уже столетие вызывает подлинный живой интерес у многих. Она является автором экспериментальной педагогической системы, методики, которая поначалу была ориентирована на детей, испытывавших проблемы в интеллектуальном развитии и социальной адаптации, а затем получила широкое распространение и признание. Школа М. Монтессори пользуется заслуженным авторитетом, уважением и мировым признанием, это прекрасный пример эффективного педагогического принципа. Замечательная новация стала плодом мощного революционного гуманистического движения в европейской и американской педагогике рубежа XIX–XX вв., которое бросило смелый вызов заскорузлой, догматической традиционной системе образования.

Особенности педагогической теории Марии Монтессори

Нестандартность теории М. Монтессори заключается в том, что она предложила интеграционный сплав из религиозных, научных, философских знаний о человеке, который и стал фундаментом новой образовательной архитектуры. Такой органически целостной «Педагогической антропологии» в истории мировой педагогической мысли ещё не было. Технология нововведения отличалась стройностью и систематичностью, изобиловала методическим инструментарием, обладала универсальным характером применения как в официальной системе образования, так и частной, домашней, дистанционной.

Гуманистическая методика предлагает отталкиваться от наблюдения за непринуждённым поведением ребёнка в естественной среде и признания его права на своеобразие, а также призывает добиваться понимания его глубинной природы, наклонностей и способностей. Таким образом, новый педагогический подход противопоставляет себя общепринятому для того времени взгляду искусственной и насильственной «лепки» будущей личности по образу и подобию некоего «идеала», ребёнку должна предоставляться свобода действия для саморазвития, контроль и направленность действий необходимы лишь в особых случаях, которые несут угрозу здоровью или жизни.

Командовать слабым покорным ребёнком и наказывать его легко, но никто не сумеет «развить» в нём другую личность. Этого невозможно достичь обучением.

М. Монтессори

Обычная школа только сдерживает физическое и интеллектуальное развитие, сковывая его жёсткими дисциплинарными и учебными нормативами и предписаниями. Учитель так же своеобразный заложник такой тоталитарной системы обучения и воспитания. М. Монтессори считала, что взрослый, будь то учитель или родитель, не должен обучать, а лишь осторожно руководить свободными поступками и действиями подопечного, не ограничивая искренние порывы ребёнка, а направляя в безопасное для него русло. Девиз – «Помоги мне это сделать самому!»

Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным. Как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

М. Монтессори

Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается

Самые главные принципы методики

Если попытаться коротко сформулировать «формулу успеха» Монтессори–философии, то, прежде всего, стоит обратить внимание на главные её принципы:

  • наблюдение и внимание - пристальное изучение природы ребёнка, глубокая, искренняя заинтересованность и понимание особенностей его внутреннего мира;
  • гуманизм - отсутствие психологического насилия, неприятие тоталитарных методов педагогической практики;
  • свобода и независимость - энергия творческой спонтанности не подавляется, а заботливо и терпеливо направляется в созидательное русло, здесь колоссальную роль играет мастерство педагога и его вера в ребёнка. Обучение и познание мира должны приносить радость, а свободная деятельность вызывать чувства удовлетворения и энтузиазма;
  • индивидуальный подход - наличие системной программы, детально продуманной с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, направленной на пробуждение внутренних сил, развитие природной детской активности.

Ведущей мотивацией для активного познания является любовь ребёнка к учению, его увлечённость и энтузиазм. Воспитание и обучение органично переплетаются, развивая навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребёнка при этом обогащается чувством независимости, самоуважения и внутреннего достоинства. Особое внимание уделяется естественному формированию ответственности за собственное развитие на принципе добровольного выбора, а не принуждения со стороны взрослых.

С помощью методики Монтессори развиваются навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребенка обогащается чувством независимости

Монтессори-материалы

М. Монтессори постоянно экспериментировала с новыми видами дополнительных материалов, стимулирующих обучение, для выявления наиболее эффективных. Был разработан целый комплекс Монтессори-материалов - ярких, привлекательных, способных заинтересовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления. Вот лишь некоторые из них: фигурки-вкладыши, шершавые буквы, числовые станки, рамки с застёжками и другие. Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя. Такой уважительный подход к малышу поднимал его самооценку, укреплял чувство собственного достоинства, способствовал проявлению активности и инициативности.

Значение Монтессори-материалов:

  • вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
  • дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
  • максимально активизируют сенсорное восприятие;
  • отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
  • разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
  • развивают независимость и самостоятельность;
  • усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.

Оригинальным и практичным дополнением к новой мебели стали тёплые коврики, цель которых была не столько в том, чтобы внести разнообразие и уют в интерьер, сколько расширить пространство двигательной активности ребёнка: на них проводились занятия с дополнительным дидактическим материалом

Ещё одно нововведение касалось объединения разновозрастных детей (2,5–6 лет) в одну развивающую группу. Ребёнок выбирал для себя коллективные или индивидуальные формы работы в соответствии со своим желанием и готовностью. Дети с радостью помогали друг другу, обретая социальные навыки взаимопонимания и поддержки.

Монтессори-материалы - яркие и привлекательные, способны заинтесовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления

Монтессори-класс включал несколько пространственных зон для занятий.

Зона практической деятельности

Главная задача зоны практической деятельности - привить навыки бытовой самостоятельности и независимости, научить малышей премудростям самообслуживания. Ребёнок будет учиться ухаживать за собой, делать работу по дому, готовить нехитрые блюда и т. д. Ориентирована на детей 2,5–3,5 лет.

Зона сенсорного развития

С помощью вспомогательных материалов активизируется чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира. Роль сенсорного развития малыша в раннем возрасте огромная. Акцент делается на развитии:

  • зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
  • слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
  • обоняния (баночки с запахом);
  • осязания (лоскутки тканей, доски).

Основная цель научной зоны - интеллектуальное развитие. Включает отдельные области - математическую, географическую, языковую, естественно-научную. Эта зона также наполняется необходимым вспомогательным материалом. Прекрасным дополнением среды могут стать зоны искусства, ремесленные, музыкальные, танцевальные, которые будут способствовать гармонизации эстетического и физического развития детей.

Область развития речи

В языковой зоне проводится моторная подготовка к освоению навыков письма, развитие звукового слуха, обучение чтению. Целенаправленно работают над обогащением словарного запаса ребёнка, знакомят с буквами, учат написанию.

Опорный материал для развития мелкой моторики и освоения навыков письма и чтения:

  • всевозможные рамки с контурными вкладышами для обводки;
  • многочисленные серии карточек с шероховатыми буквами, слогами, словами;
  • доски с динамичным алфавитом;
  • поднос с рассыпанной манной крупой.

Математическая область

Математическое развитие ставит перед собой такие цели:

  • знакомство с цифрами;
  • представление о числовых разрядах и десятичной системе;
  • освоение сопоставления математических символов;
  • умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
  • знание квадрата числа;
  • понимание дроби и действий с ней.

Однако, что из вышеперечисленного перечня умений и знаний ребёнок освоит, зависит от его заинтересованности и индивидуального темпа восприятия, педагог не оказывает никакого давления в стремлении заполучить быстрый результат, главное, сохранить вкус к познанию и удовольствие от процесса обучения.

Дидактический материал:

  • наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
  • штанги;
  • веретена;
  • доски Сегена.

Космическая или естественно-научная область

В этой зоне происходит знакомства малыша с окружающей его Вселенной. Ребёнок учится разделять понятия живая и неживая природа, дикие животные и домашние, узнаёт об органах внутри человеческого тела. Кроме того, он проведёт настоящие опыты и экспериментально убедится в том, что дерево горит, а камень тонет, смоделирует картонный вулкан и организует настоящее извержение, запустит бурлящий речной поток. В сознании малыша появится глубокое понимание закономерности и взаимосвязанности всего происходящего в окружающем мире, ценности и неповторимости каждого живого существа на Земле и необходимости бережного отношения к природе.

Фотогалерея: Монтессори-материалы для развития детей

Пластиковый глобус на деревянной подставке с выступающими континентами и окрашенными в разные цвета может использоваться детьми с трёх лет Монтессори -материал «Доски «Сегена» используется для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел Малыш с удовольствием будет помогать вам на кухне в приготовлении простых блюд Цветные цилиндры позволяют малышам изучить тот факт, что при одной и той же форме предметы могут иметь разные размеры С помощью этого материала из бусин действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл Обучать шитью с помощью монтессори-материла в виде нитки с иголкой можно безопасно и легко детей начиная с трёхлетнего возраста Деревянная коробочка с образцами тканей разивает осязание Коробочки с запахом помогут научить малыша различать запахи, развить его обоняние, расширить словарный запас Приучать к самостоятельной уборке можно с трёх лет Деревянный ящик с двумя откидывающимися сторонами, в котором разложены кубики и призмы можно давать ребятам с 4 лет Вращая за ручку одного из колес, ребенок с интересом наблюдает за работой зубчатой передачи, вызывающей вращение другого колеса
Прямоугольная доска, с изображенными на ней странами Европы в виде пазлов будет отличным помощником в изучении географии детьми

Роль взрослого в раннем развитии ребенка

С каждым годом количество модных садиков, лицеев, специализированных школ только растёт, возникает потребность в педагогах и воспитателях с совершенно иным альтернативным стилем мышления, необходимым уровнем профессиональной подготовки, готовых совершенствоваться и развиваться, способных работать с верой и любовью к своему делу.

Монтессори-педагог косвенно воздействует на ребёнка, прибегая к помощи дополнительных дидактических материалов - организованных увлекательных игр, методических приспособлений. В этой системе отсутствует общепринятый в традиционной школе «учителецентризм». Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике. При этом личность педагога едва заметна, он не концентрирует на себе внимание, его роль вспомогательная, а не назидательная.

Видео: методика Монтессори. Доводы одного родителя

Каким должен педагог, работающий с ребёнком по системе Монтессори:

  • наблюдательным;
  • психологически гибким;
  • обладать проницательностью и тонким чутьём в подборе оптимального обучающего материала лично для каждого ученика, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы;
  • избегать сравнений с другими детьми, а также прямых оценок, заменяя их проявлениями своего отношения через чувства

Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике

Каждый ребёнок входит в продуктивную фазу сенситивного периода индивидуально, поэтому учебная нагрузка, её распределение должны быть персонально ориентированы. Воспитатель владеет навыками техники определения периодов чувствительности, поэтому в общении с ребёнком помогает ему раскрыться, максимально активизировав внутренний ресурс. Основной индикатор пробуждения чувствительности - неподдельный интерес ребёнка к какому-либо виду деятельности. Задача руководителя - вовремя уловить наступление активного периода обучения и предложить ребёнку применимый его возрасту и подготовке педагогический инструментарий развития.

Закономерным стало и предложение М. Монтессори о замене термина «учительница» на «руководительница», которое казалось более уместным и справедливым.

Видео: работа педагога в Монтессори-центре

Советы родителям:

  1. Приобретайте одежду, с которой ребёнок легко справится самостоятельно: без сложных застёжек, с большими пуговицами, с широким воротником. Оборудуйте детскую удобной для возраста ребёнка и прочной мебелью: вешалка для вещей, зеркало, низкие полочки для игрушек, низкая кроватка, мобильные и лёгкие стол и стульчик.
  2. Гармонизируйте пространство детской комнаты, используйте материалы, которые легко мыть и чистить. Уберите из зоны доступности предметы опасные для малыша или те, которые он может сломать.
  3. Научите ребёнка пользоваться средствами уборки: тряпка для пыли, веник, ведёрко. Дайте в личное пользование предметы для уборки.

Фотогалерея: какой должна быть домашняя среда

В оформлении детской предпочтение необходимо отдать пастельным тонам и деревянной мебели Одежда ребёнка должна быль доступна, чтобы он осваивал навыки самообслуживания У ребёнка должно быть место для игр и движения Между ребёнком и окружающим его миром не должно быть решёток, кроме того, низкая кроватка будет безопасна Игрушки должны быть сложены так, чтобы малыш сам выбирал для себя занятие Детская мебель должна быть мобильной и лёгкой, соответствующей возрасту ребёнка Можно оборудовать специальный стенд для рисунков и поделок

Деятельность:

  1. Обеспечьте ребёнка дополнительными дидактическими материалами для развития - оборудуйте зону практической деятельности, сенсорную и научные зоны в его комнате. Не перегружайте детскую игрушками, даже если они развивающие, добавляйте их постепенно, возможно, заменяя другие.
  2. Посещайте вместе с ребёнком интересные места, которые будут способствовать его интеллектуальному, культурному, физическому и духовному развитию.
  3. Пусть ребёнок принимает активное участие в домашних делах, таких как поход за покупками, уборка, готовка, садоводство. Давайте ему конкретное задание и обеспечивайте условия для выполнения.
  4. Позвольте ребёнку вырезать картинки из журналов, обсуждайте с ним его творчество (рисунки, поделки), читайте ему вслух и проводите беседу на тему услышанного им.
  5. Рассказывайте ребёнку о своих увлечениях и интересах, это обогатит его мир знаниями о музыке, книгах, спорте, рукоделии и т.д.
  6. Приучите его ухаживать за домашними животными и растениями в доме. Пусть привыкает брать ответственность за них, но не заставляйте, если ему это не по силам.
  7. Ходите с ребёнком в гости вместе, но делайте визиты короткими, учитывая быструю утомляемость малыша, продумывайте заранее чем его можно будет занять, если он заскучает.

Как выстраивать отношения в семье:

  1. Если отец посвящает много времени работе и часто отсутствует дома, желательно, чтобы ребёнок наблюдал отца за работой дома, тогда он будет понимать слова «папа на работе».
  2. Будьте честны со своим ребёнком.
  3. Создайте атмосферу уважения и взаимопонимания.
  4. Расширяйте сферу его социальной адаптации, приучайте культуре общения с посторонними взрослыми людьми в больнице, школе, магазинах и т. д.
  5. В случае возникновения трудностей в воспитании, обращайтесь за профессиональной консультацией к опытным психологам или учителям.

В семье важно создавать атмосферу взаимопонимания и уважения

Занятия по методу М. Монтессори

Приводится несколько примеров занятий, который будут полезны родителям для применения воспитания детей, для их саморазвития и гармоничного понятия окружающего мира.

Техника игры со счётными палочками

Инструкция:

  1. «Собери палочки» - способствует развитию мелкой моторики. Применяем с 9-месячного возраста. В коробочке от счётных палочек делается отверстие, затем малышу предлагают складывать палочки в коробочку по одной. Проводить под присмотром родителей.
  2. «Разложи по цвету» - начальное задание будет состоять из палочек двух цветов, показываем как разложить в две кучки и просим кроху повторить. Когда первое задание освоено, усложняем задачу, добавляя ещё один цвет. Занятие стимулирует способность сенсорного восприятия и формирует умение сравнивать.
  3. «Творим из пластилина» - в год, полтора можно приступать к играм с пластилином. Счётные палочки используем вместе с пластилином: забор, опора светофора, ствол дерева и т. д.
  4. «Игры в геометрию» - выкладывает из счётных палочек фигуры, попутно объясняя, что такое квадрат, угол или сторона. Чем одна фигура отличается от другой, как из одной фигура получить другую. Малыш просто наблюдает за игрой, а с возраста 4–5 лет можно предлагать ребёнку самостоятельно справиться с заданием.
  5. «Увлекательные дорожки» - из счётных палочек выкладываем яркие дорожки разной ширины и длины. Начинаем с одной (это короткая дорожка) и постепенно добавляем ещё по одной, проговаривая, что дорожка становится длиннее. Знакомим с понятиями длины («короткий», «длинный») и высоты, если добавить пластилин.
  6. «Учимся считать» - около двух лет малыш уже знаком с понятиями «один» и «много», учится считать до двух, к трём годам осваивает счёт до пяти, количественное измерение, а не числовую последовательность. Счётные палочки помогут освоить простейшие арифметические действия

Видео: песочная терапия, игры на развитие внимания

Чтение и письмо

Цель: развитие мелкой моторики и мускульного аппарата как подготовка к письму.

Материал: многочисленные рамки с фигурками, шершавые буквы.

Технология проведение занятия:

  1. Ребёнок обводит цветным карандашом внутренний контур рамки, при этом на белом листе бумаги остаётся прорисованная им геометрическая фигура. Дополнительно можно предложить вашему малышу раскрашивание фигурки, сделав её цветной. Вкладки могут представлять собой любые геометрические фигуры, позже к ним можно добавить фигурки животных или предметов, чтобы сделать занятие более увлекательным и разнообразным.
  2. Цель - освоить зрительные образы букв и усовершенствовать мускульную память мелкой моторики кисти руки для письма. Материал - таблички, на которые наклеены письменные буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Начинаем процесс изучения букв с гласных, затем приступаем к согласным. Учимся произносить звук, а не букву. Начинаем с небольшого количества букв, двух или трёх, показываем, произносим и даём обвести пальчиком. Тактильное восприятие обязательно, так как это принципиальная основа метода. Можно включить игровой метод поиска ребёнком произносимой вами буквы: «Найди мне «К», а где «О»?».
  3. Цель - научиться составлять слова. Материал - вырезанные из карточек буквы, каждая буква должна быть минимум в двух экземплярах. Кладём буквы перед ребёнком и чётко произносим хорошо знакомое слово, например, ма-ма. Малыш находит и выкладывает перед собой букву «М», подготовленный к занятию ребёнок справится с задачей составить простое слово. Если ребёнок не определяет звук, то вы слишком торопитесь, будет уместным поиграть с ним в звуковые игры в качестве подготовки. Подготовленный ребёнок сам стремится писать с удовольствием, можно предложить ему писать пальчиком по рассыпанной манной крупе или мелками на доске, прежде, чем осваивать письмо карандашами на бумаге.

Фотогалерея: материалы для чтения и письма

Складывать слова из шершавых букв интересно и легко малышам Первые буквы вырисовывать на манной крупе очень просто Учение письма с вырисовывания букв пальцем намного легче Рамки-вкладыши служат для обводки фигурок Складывание слов из фигурок букв руками очень нравится детям

Обучение счёту

Цель: малыш овладевает математическим навыком счёта с помощью бусин. Он учится сравнивать конкретное количество бусин с их цифровым изображением, осваивает четыре арифметических действия. Ребёнок получает навык систематизации, развивает абстрактное мышление, усваивает понятие числа, осознаёт взаимосвязь отдельных явлений.

Основной материал для организации проведения занятия - инструмент «Золотые бусины», которые объединены по разрядам (десятки, сотни, тысячи). Основная единица счёта - золотая бусина, один десяток - нанизан на стержень, сотня - пластинка из десяти стерженьков, тысяча - куб из десяти пластинок. Для проведения полноценного занятия по обучению счёту необходим дополнительный дидактический материал, который представляет собой коробку с символическим изображением цифр (1, 10, 100, 1000).

Организация и проведение упражнения:

  1. Ребёнку показывают одну бусину и называют её: «Это одна единица». Малыш может её рассмотреть, взять в руки, после чего положить на поднос с Золотым материалом. Затем ему демонстрируют стерженёк, проговаривая вслух: «Одна единица, две единицы, три единицы, четыре единицы и т. д.», в финале пересчёта малышу сообщают «Десять единиц - один десяток». Потом ребёнку предлагают самостоятельно повторить процедуру счёта бусинок. Аналогично вместе с ним пересчитывают десятки в пластинке и тысячи в кубе. Второй шаг - знакомство с числом, усвоение значения 0. Наконец, третьим этапом станет сравнение усвоенного понимания разрядов, выраженных в количестве бусинок, и числового их изображения. Перед ребёнком выкладывают бусинку и предлагают положить рядом соответствующую карточку с цифрой 1, таким же образом исследуются десятки, сотни и тысячи.
  2. Материал: два коврика, куб-тысяча, коробка с 9 пластинками, коробка с 9 стерженьками и 9 бусин-единиц, коробка с большими цифрами 1000, 900, 90, 1.В правой части одного ковра выкладываются 9 бусин, далее ребёнку говорят: «Если мы добавим десятую бусинку, у нас получится десяток». Задача ребёнка выложить столбик десятки-стерженьки, а, затем столбик из пластинок и завершить работу появлением на коврике куба. Параллельно, на другом коврике, второй ребёнок, следуя аналогичной логике, раскладывает картинки с цифрами.
  3. Детям предлагают собрать любое четырёхзначное число, сначала они проделывают это из бусин, затем находят правильное число. Следующим этапом будет переход к изучению арифметических действий с четырёхзначными числами.

Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори

Мастерская М. Монтессори не оставляет равнодушным никого из тех, кто хотя бы прикоснулся к изучению и знакомству с ней, или, например, привёл своего ребёнка в такую школу. Мнения бывают самые полярные - от категорически восторженных до резкой критики. Минусы, основанные на критических замечаниях противников метода можно изложить в нескольких тезисах:

  • ярко выраженное доминирование индивидуальной и самостоятельной работы, ребёнок мало времени проводит в живом общении со сверстниками, преобладает деловой стиль;
  • отсутствие спонтанных творческих игр, урок превращается в работу;
  • противники метода осторожно относятся к стимулированию раннего развития в целом, придерживаются того мнения, что «всему своё время» и такое ускоренное, преимущественно интеллектуальное развитие, принесёт свои побочные эффекты в виде искажения психологии ребёнка, лишит его атмосферы беззаботной радости детства;
  • в Монтессори-центрах отдают предпочтение развитию логики, а развитие образного мышления, воображения при этом страдает, нарушается принцип гармоничного развития;
  • мало внимания уделяется творческому и эстетическому развитию, эмоциональная жизнь ребёнка теряет насыщенность и глубину, становится сухой и примитивной;
  • выражают сомнение по поводу того, а стоит ли специализированные педагогические приёмы для умственно отсталых детей, которые, несомненно, доказали свою эффективность, столь широко популяризировать и внедрять для всех детей;
  • предупреждают родителей о том, что в России нет сертифицированного центра подготовки Монтессори-педагогов для детей 2,5–3 лет.

Следует как можно дольше оставлять ребёнка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безыинтеллектуальностью». Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации.

Рудольф Штайнер

http://www.umnyedetki.ru/metodiki/protivniki.html

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5–3 лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию Монтессори-групп для занятий с детьми до 3 лет. Правда, в нашей стране пока нет сертифицированных Монтессори-педагогов для детей от 0 до 3 лет, во всяком случае я не нашла подобной информации. И ещё, не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе Монтессори. Уточнить список Монтесори-центров (садов и школ), можно, например, на страницах интернет-журнала Монтессори. Монтессори-школ в мире также значительно меньше, чем Монтессори-групп для детей до 6 лет (дошкольников). В России Монтессори-школ единицы и официально они таковыми не числятся. Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесёт пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась.

Агрова Анна

http://mamainfo.ru/goods/137.html

Развитие ребёнка сводится для неё исключительно к развитию сил способностей организма: развитие мускулов, грудной клетки, зрения, осязания, слуха и т. д. Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? - вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! А между тем - даже максимальное развитие органов восприятия и движения обеспечивает ли на деле то, что мы называем идеалом развитого человека? Разве виртуозная тонкость в различении оттенков цветов и глазомер, не уступающий глазомеру дикаря, не сочетаются часто с полным непониманием живописи и рисунка, а способность улавливать тончайшие шумы и наличие даже абсолютного слуха - с банальным музыкальным вкусом, предпочитающим пошлую слащавость глубокой и серьёзной музыке? Ведь художественное восприятие есть восприятие не вещества, по его живописного или музыкального смысла, и потому для понимания живописи или музыки далеко недостаточно развитого зрения и развитого органа слуха… Система Монтессори отрицает все, могущее так или иначе питать воображение. Она отвергает изобразительные игры, отрицает даже сказки, как уводящие ребёнка в мир ирреального. Развивая чисто сенсуалистическую теорию воображения, Монтессори знает одно лишь пассивное воображение, которое есть не что иное, как подражательно-произвольная комбинация воспринятых элементов реальности. То, что психология называет творческим воображением, есть для неё лишь усложнённое пассивное воображение. Детское творчество ею решительно отвергается… Система Монтессори кроет в себе опасность преждевременного превращения игры в урок, т. е. в работу…Ошибка Монтессори состоит в том, что, отрицая творчество ребёнка, она выбрасывает за борт и его активность.

С.И. Гессен

Основы педагогики

Более ста лет исполнилось философии и наработкам Марии Монтессори, метод же ее работы не теряет актуальности по сей день. Эффективность педагогической системы подтверждена результатами научных исследований. Сады и школы, которые работают по этой системе, можно встретить по всему миру. Воспитанники заведений удивляют своими интеллектуальными и творческими способностями, а также хорошими манерами.

Педагогика Монтессори - метод воспитания детей, основанный на доверии, свободе и возможности проявить себя. Ключевой посыл педагогической системы: «Помоги мне сделать это самому».

Первая всегда и во всем

31 августа 1870 года в итальянском городе Кьяравалле. В семье она была единственным и горячо любимым ребенком. Отец Марии, Алессандро Монтессори, походил из семьи итальянской знати. Мать звали Ренильдой. В девичестве она носила фамилию Стоппани - древнейшего рода, представители которого были очень образованными людьми. Брат матери, Антонио Стопани, за большой вклад в науку был удостоен памятника в Милане. На то время Ренильда была достаточно образованной леди, но, к сожалению, ей была уготована участь хранительницы домашнего очага и не более. Всю свою жизнь она помогала дочке, как могла, старалась вложить в нее любовь к знаниям и независимость.

Когда Марии исполнилось 12 лет, ее семья переехала в Рим, чтобы у девочки появилась возможность получить лучшее образование. Особо хорошо ей давались естественные науки и математика. Несмотря на все преграды, целеустремленная девочка поступила в техническую школу для юношей, а позже - на медицинский факультет Римского университета. После окончания она становится первой женщиной-терапевтом и хирургом в Италии.

Умница, активистка и просто красавица

В студенческие годы Мария активно боролась за права женщин. Ее выбрали делегатом Международного конгресса женщин, который проходил в Берлине. Девушка умела заставить слушать и слышать, отлично владела ораторским мастерством. При всем этом она всегда прекрасно выглядела, и у нее не было отбоя от поклонников.

Личная трагедия

В 1896 году она начала работать ассистентом в университетской клинике Рима под эгидой Санти де Сантеса. Там встретила своего возлюбленного Джузеппе Монтесано. Личная жизнь итальянки не сложилась. Ей пришлось сделать непростой выбор между чувствами и наукой. Она выбрала второе. Когда поняла, что беременна, то, испугавшись осуждения католической среды, решила сразу после родов отправить ребенка с няней в деревню недалеко от Рима. Есть миф о том, что Мария бросила своего сына, чтобы заниматься с чужими детьми, но на самом деле это не так.

Большинство детей в то время воспитывались гувернерами, и итальянка не сделала ничего идущего вразрез с традициями. Разница была лишь в том, что жил малыш у принимающей семьи. Мария проводила с сыном времени на выходных больше, чем среднестатистическая мать того времени. Монтессори представила сына обществу, только когда ему исполнилось 15 лет. Марио всю жизнь помогал и поддерживал мать, стал ее преемником и после ее смерти сделал огромный вклад в педагогический метод М. Монтессори.

Работа с детьми

В клинике происходит ее первая встреча с малышами, которые имели ограниченные возможности. На то время таких детей не лечили и ничему не обучали, их просто считали идиотами и старались оградить от них социум. После принятия пищи ребятня ползала по голому полу и собирала крошки от хлеба, а потом плевалась шариками из него. Обстановка, в которой находились круглосуточно больные дети, не способствовала развитию и не побуждала к полезной деятельности. Мария долго наблюдала за ними и делала выводы, которые и стали точкой отсчета появления педагогической системы, созданной Монтессори.

Суть метода заключалась в том, чтобы предоставить детям, как больным, так и здоровым, развивающую среду. Крохам нужно дать пространство, в котором сконцентрированы все мировые знания. Для наглядности они представлены через эталоны главных достижений человечества. Каждый малыш должен пройти путь в цивилизованный мир еще в дошкольном возрасте. Педагогическая система Монтессори строится в зависимости от потребностей (сенситивных периодов) в развитии ребенка.

Сенситивные периоды

Развитие ребенка по методу Монтессори происходит в соответствии с временными промежутками, в которые дети просто и естественно постигают определенные навыки и знания. В этом есть суть Особенность его в том, что он бывает один раз в жизни и проходит безвозвратно, независимо от того, успел ли ребенок его использовать или нет. К примеру, в возрасте от 0 до шести лет происходит сенсорное развитие и формирование речи. Социальные навыки возникают и закрепляются в период от 2 до 6 лет. Приучать малыша к чистоте и порядку нужно до 3 лет.

С другими сенситивными периодами можно ознакомиться в трудах итальянского педагога-новатора. Родители и учителя не могут повлиять на возникновение и длительность таких периодов. Однако они должны создать для ребенка среду из дидактических материалов или так называемую зону ближайшего развития.

Мир взрослых - страна великанов для детей

Педагог Монтессори впервые представила теорию о том, что детям неудобно жить в мире взрослых. Каждый малыш чувствует себя там, как лилипут в стране Гулливера. Наш мир представляет для ребенка полный хаос, где у маленького человека нет прав и личного удобного пространства. Великаны-взрослые часто бывают жестокими, несправедливыми и нетерпеливыми. Наказание может последовать за простую оплошность, например разбитую вазу, а ведь малыш просто изучает окружающий мир и имеет право на ошибки.

Педагог хотела донести до родителей и учителей, что дети - это не игрушки в их руках. Нужно учитывать их интересы и потребности. Чтоб воспитать кроху, необходимо его знать, а чтобы понять малыша, за ним следует наблюдать. А это возможно только с тем ребенком, которому предоставили свободу. Усадив дитя за парту, ничего, кроме быстрой потери интереса, вы не увидите. Наблюдать, как проявляется личность, можно только тогда, когда малыш чем-то по-настоящему увлечен.

Дисциплина и свобода одновременно

Под понятием свободы в трудах итальянского педагога следует понимать не вседозволенность, а независимость ребенка от воли взрослого. А этого можно добиться, научив малышей самостоятельно себя обслуживать и учиться новому без помощи старших.

Метод Марии Монтессори кратко:

  • Каждый малыш самостоятельно выбирает себе вид деятельности. Ребенок учится прислушиваться к своему внутреннему «Я», понимать, что ему интересно именно в этот момент.
  • Сведение к минимуму помощи взрослого. Она должна присутствовать только в случаях, если малыш сам просит об этом. Самостоятельность делает ребенка увереннее в своих силах, учит адекватно оценивать личные достижения.
  • Дети растут и обучаются в специально организованной среде. Дидактический материал должен быть в свободном доступе для каждого ребенка. Есть правила, которые должны соблюдать все.
  • Обучение детей разных возрастов в одной группе. Это хорошо как для старших ребят, так и для младших. Маленькие воспитанники тянутся за старшими, а большие ребята помогают крохам.
  • Обучающий материал сконструирован так, что ребенок самостоятельно может найти и исправить свои ошибки.
  • Нет лучших и худших учеников. Достижения ребенка можно сравнивать только с предыдущими результатами.

Независимо от того, используется метод Монтессори в домашних условиях или в обучающих учреждениях, везде существуют одинаковые правила:

  • Поработал - прибери за собой.
  • Работа с материалом происходит на индивидуальном коврике.
  • В классе нельзя шуметь, передвигаемся тихо. Детишек сразу учат бесшумно переносить стульчики.
  • Правило уважительного сосуществования: твоя свобода заканчивается там, где начинается личное пространство другого.

Минусы системы

Последователи педагогической системы отметили огромную пользу, которую приносит метод Монтессори. Отзывы же о подводных камнях можно встретить намного реже.

Детство без сказки. Доктор Монтессори считала, что сказки искажают представление о реальности. Ведь Колобок не может убегать, а животные не могут разговаривать человеческим языком. Система же делает акцент на логике и рациональности, развивает левое полушарие, чтобы ребенок мог сам делать выводы, принимать решения и нести ответственность за поступки. Читать книги методика не запрещает, но советует отдавать предпочтение рассказам с реальными сюжетами.

Нет запретам. Воспитание по методу Монтессори не предусматривает запретов и наказаний. В садике или школе ребенок может не слушать воспитателя, кушать из чужих тарелок, ходить по кабинету во время занятий, бегать по коридору. Педагог не имеет права делать ему замечаний, ведь ребенок должен сам понять, что бардак - это плохо, что нельзя обижать других детей. Учитель может только наблюдать за происходящим. Отечественные психологи не рекомендуют использовать перед школой метод Монтессори. в нашей стране должно включать понятие о послушании. Детей после окончания сада по новаторской программе неохотно берут в школу с классической системой образования. Будущих школьников советуют «перевоспитывать» в обычном садике, ведь ученик может просто не высидеть на уроке. Он и не подозревает, что нужно слушать учителя.

Зонирование пространства

Большой вклад внесла в воспитание детей доктор Монтессори. Метод, который она разработала, предусматривает деление пространства, где занимаются дети, на зоны. Их всего пять. Малыш самостоятельно выбирает зону для занятия и проводит в ней столько времени, сколько ему угодно.

  • Зона практической деятельности. Здесь находятся бытовые предметы, с которыми взрослые имеют дело каждый день. Малыш под присмотром педагога может поливать цветы, стирать, гладить настоящим утюгом, шить. Воспитание по методу Монтессори предусматривает самообслуживание. Подопечные по очереди накрывают на стол, прибирают после обеда, моют и вытирают посуду.
  • Сенсорная зона. Здесь находится материал, который обучает определять характеристики предметов: цвет, форму, размер, вес.
  • Языковая зона. Здесь находится дидактический материал для обучения письму и чтению.
  • Зона математики. Тут малыш изучает цифры, количество предметов, счет, математические примеры. Проводится работа с «золотым материалом».
  • Космическая зона. Здесь расположены карты, глобусы, материал для изучения погодных явлений и все, что знакомит детей с окружающим миром.

Занятия для дошкольников с использованием метода Монтессори заключаются в работе с определенными материалами. Давайте их рассмотрим.

Развитие сенсорики:

  • Рамка с застежками. На ней находятся крючки, пуговицы, молнии, шнурки. С помощью такого тренажера ребенок учится самостоятельно одеваться.
  • Коричневая лестница. Помогает детям определиться с понятиями большой-маленький, толстый-тонкий.
  • Розовая башня. Напоминает Учит сравнивать предметы между собой по размеру.
  • Красные штанги. Ребенок знакомится с понятиями "длиннее", "короче".

Развиваем речь:

  • Буквы из бумаги с эффектом бархата или декоративного песка.
  • Металлические вкладки в форме разнообразных геометрических фигур используются для

Математические способности:

  • Красно-синие штанги. В комплекте 10 штанг. Манипулируя ними, ребенок учится элементарному счету и математическим операциям.
  • Коробка с веретенами.
  • Геометрические тела.

Воспитание дома

  • Создайте для сына или дочери удобную среду обитания. Ребенок должен иметь возможность залезть или слезть самостоятельно с кровати, умыться без посторонней помощи, развешать свои вещи в шкафу или на крючках, подходящих ему по росту.
  • Предоставьте ребенку возможность помогать взрослым по хозяйству. Научите мыть чашки, купите маленький совок и веник, разрешите поливать цветы. Малыш должен знать, что у него есть домашние обязанности. Это четко прописала в своей программе доктор Монтессори.
  • Метод основан на свободе действий. Не мешайте ребенку.
  • Поделите детскую комнату на зоны соответственно методике. Предоставьте ребенку дидактические материалы для занятий. Они достаточно дорогие, поэтому родителям стоит задуматься над тем, что они могут сделать своими руками. На сегодняшний день можно найти массу идей и мастер-классов по изготовлению обучающих материалов.

Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Вывод

Учебное заведение, использующее педагогический метод Марии Монтессори, можно сравнить с маленькой отдельной планетой детей, где есть свои установленные порядки и нет места вседозволенности. Но при этом малыши учатся понимать свои эмоции и чувства, приобретают навыки самостоятельности и решения бытовых вопросов. Никто и ничто не мешает развитию способностей маленького человека. Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.



Публикации по теме