Особенности воспитания двойняшек в семье: советы родителям.

Рождение ребенка - самое значимое и радостное событие в любой семье. Однако вместе с большим счастьем на плечи родителей ложится и большая ответственность за здоровье, физическое, психическое, эмоциональное развитие и воспитание малыша. Забота о новом члене семьи требует очень много сил, времени и терпения, и это если родился один младенец, а когда их двое, то вся нагрузка удваивается.

Рождение близнецов - двойной праздник для семьи, но, в то же время, и двойные усилия по их воспитанию

В случае с близнецами все сводится не только к увеличению хлопот, связанных с потребностями малышей. Любая сторона развития и воспитания близняшек имеет массу особенностей и нюансов, которые обусловлены определенными внешними факторами.

Психологическое и физическое развитие близнецов

Еще до рождения между близнецами устанавливается тесная взаимосвязь, которая на порядок сильнее, чем между разновозрастными братьями и сестрами. Разлука со своим близнецом, например, если тот оказался в больнице, даже на короткий срок, вызывает острую реакцию со стороны второго малыша, как если бы он разлучился с мамой. Подобные узы оказывают огромное влияние на познавательное, эмоциональное, социальное и личностное развитие близнецов. Однако помимо положительных сторон они имеют и свои негативные последствия.

На психологию близнецовой пары оказывает воздействие не только генетические и наследственные, но и другие факторы, такие как:

  • внутриутробное развитие двойняшек;
  • отношение окружающих людей;
  • отношение родителей;
  • их отношение друг к другу.

Окружающие люди, и в том числе родители, чаще всего акцентируют внимание больше на сходстве детей, в то время как те хотят быть индивидуальностями. Формирование собственной личности у них происходит в специфических условиях, так как они практически непрерывно общаются и проводят совместно большую часть времени. Во всех близнецовых парах, так или иначе, возникает доминирование одного ребенка над другим. Один из них становится лидером, другой ведомым. Вначале подобное доминирование может проявляться в физических параметрах при рождении или положении в животе у мамы, в будущем в школьной успеваемости и успешности по жизни.

Особенности развития близнецов в материнской утробе


Еще в утробе матери близнецы чувствуют, что они не одни, между ними налаживается связь, понятная только малышам

Особенности развития близнецов начинают проявляться еще в период вынашивания. Достаточно частым явлением при многоплодной беременности является отставание перинатального развития. В первую очередь это касается физических параметров, а именно массы тела. Обычно вплоть до 34 недели вес у двойни не выходит за рамки нормальных показателей, но потом возникает определенная разница. Чем больше срок беременности, тем больше она становится.

Многие врачи причиной подобного феномена называют плацентарную недостаточность, вследствие которой близнецы не получают достаточное количество питательных веществ и кислорода. Также это можно связать с состоянием матки женщины. Однако замедленный темп, с которым развиваются двойняшки, не всегда объясняется исключительно вынашиванием 2 малышей. Такое отклонение от нормы может быть обусловлено следующими факторами:

  1. Ограниченность в движении. Выносить двойняшек - невероятная нагрузка на женский организм, в результате чего будущая мама меньше двигается.
  2. Неблагоприятное эмоциональное состояние. Жизненные ситуации бывают разные и не всегда дарят радость и спокойствие. На протяжении 9 месяцев женщина подвергается и стрессам, и срывам, и перепадам в настроении. Все те эмоции, которые испытывает беременная, в том числе и негативные, передаются малышу или малышам, создавая им отрицательный фон.

Близнецы намного чаще появляются на свет раньше поставленного срока. Плюс ко всему по физическим параметрам, таким как вес, рост и другие показатели, они также могут сильно отличаться.

К сожалению, более слабые малыши, с меньшим весом и размерами, больше предрасположены к гибели в последние месяцы беременности, при родах или в первый год жизни, из-за чего нуждаются в более внимательном отношении. У них также хуже и медленнее развивается мелкая моторика и координация движений, чем у своего более крупного брата или сестры.

Период новорожденности и до годовалого возраста


Малыши близнецы до года всюду вместе, однако внимание им нужно уделять по отдельности

Отставание в развитии близнецов особенно заметно в первые месяцы с момента рождения (рекомендуем прочитать: ). По сравнению со своими одноплодными сверстниками период, когда дети-двойняшки начинают ползать, пытаться сидеть и ходить, смещается на более позднее время (рекомендуем прочитать: ). У них отмечаются также задержки с речью. Кроме этого молочные зубы у близнецов часто прорезываются не в соответствии с нормальным графиком, а позже. Однако все различия с возрастом постепенно уменьшаются, и к семи годам многие показатели приходят в норму.

С точки зрения психологии уже в течение первых 2 месяцев после появления на свет у детей можно наблюдать признаки тесного эмоционального контакта, который был заложен еще в утробе матери. Врачи полагают, что осознание того, что малыш не один, к нему приходит еще при сроке беременности 1,5-2 месяца. В будущем, порой, может сложиться ощущение, что друг в друге близнецы нуждаются больше, чем в родителях.

К шести месяцам между мамой и ребенком обычно налаживается достаточно тесная связь, и они как бы становятся одним целым. Очень важно с двойняшками не упустить этот момент и наладить контакт с обоими детьми. Для этого маме стоит находить время, чтобы уделять свое внимание каждому из малышей тет-а-тет. На этом этапе мама уже различает близнецов и даже узнает их по голосам.

В возрасте 10 месяцев поведение близняшек начинает быть похоже на поведение двух разных детей, которым свойственны обиды и ссоры, примирения и утешения. В 11 месяцев в отличие от своих сверстников у близнецов появляется способность вести диалог между собой, который понятен только им.

Основные нюансы в развитии после 1 года


Примерно после года жизни близнецы стараются получить как можно больше внимания родителей

После года характер отношений в близнецовой паре может кардинально поменяться. В одних парах продолжается тесное общение между детьми, в то время как в других малыши перестают замечать друг друга и пытаются любым возможным способом перетянуть внимание родителей на себя. Бывает и так, что близнецы выбирают для общения исключительно чужих детей. Однако, несмотря на то, какой стиль общения в паре, к полуторагодовалому возрасту, малыши осознают и соответственно глубоко эмоционально воспринимают как разлуку, так и воссоединение со своим близнецом.

В результате того, что дети много времени проводят вместе, часто копируют и повторяют друг за другом, а родители воспринимают их как одно целое, у некоторых из них появляется так называемый эффект пары. Он заключается в том, что ребенок испытывает определенные проблемы с осознанием собственного Я. В этом случае кроха:

  • часто путает местоимения Я и Мы;
  • с трудом отличает себя в зеркале и на фотографиях;
  • не отличает собственное имя, особенно если оно схоже по звучанию с именем близнеца.

Данная проблема сказывается на дальнейшем развитии каждого из близнецов. Они становятся сильно зависимыми друг от друга и практически не способны существовать отдельно.

Любые отклонения или нарушения в развитии детей близнецов становятся заметны намного раньше, чем у обычного ребенка. Подобный эффект объясняется тем, что в паре, когда один из близнецов начинает отставать, это сразу бросается в глаза родителям. В результате своевременной консультации у специалистов, установления диагноза на ранней стадии дает возможность оказания нужного лечения.


Эффект пары может наложить тяжелый отпечаток на судьбу близнецов. Им тяжело будет войти во взрослую жизнь как отдельным личностям

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Разнополые пары близнецов, которые состоят из мальчика и девочки, имеют свои особенности развития. В первую очередь следует отметить, что разнополые двойняшки всегда разнояйцовые. В противном случае, если бы они были из одной яйцеклетки, их гены совпадали, и они, как следствие, этого были бы одного пола. Дети из разных яйцеклеток имеют 40-60% общих генов, как обычные братья и сестры. Что касается внешнего сходства, то оно не всегда присутствует. Одни разнополые близняшки могут быть как две капли воды, а другие - совершенно не похожи.

При рождении детей разного пола возникают не только бытовые проблемы, связанные с тем, что нужно покупать разную одежду и игрушки. У разнополых близнецов могут кардинально отличатся вкусовые предпочтения, режимы сна, потребности и темпы физического и психического развития. Важно это учитывать, и не пытаться их подогнать друг под друга.

Например, хотя дети в разнополых парах осваивают речевые навыки раньше, чем в однополых, но мальчики могут начать разговаривать позже девочек. Это совершенно не говорит о том, что у крохи есть какие-либо нарушения. До подросткового возраста девочки развиваются стремительнее мальчиков, и это общая закономерность.

Очень часто разнополые двойняшки имеют больше общих черт характера. В отличие от однополых пар, у них нет надобности в том, чтобы специальным образом подчеркнуть свою индивидуальность, у них и так уже разный пол. В свою очередь, они многое заимствуют друг у друга. Сестра стремится быть смелее, сильнее, как брат, а он учится у нее чуткости и мягкости.


Разнополые близнецы могут быть совершенно не похожи друг на друга

Подростковый возраст

Отдельно стоит коснуться подросткового периода. У разнополых близнецов подростков гормональная перестройка и связанные с ней психологические перемены в характере происходят в разное время. Девочка взрослеет раньше, и ее круг интересов меняется. Она отстраняется от своего брата, у нее появляются свои секреты. Это может вызвать в брате чувство отверженности и неуверенности.

На этом этапе взаимоотношения между близнецами могут стать холоднее, и не так близки, иногда они даже начинают конфликтовать. Однако, если оказать им необходимую поддержку, постепенно гармония в отношениях между ними восстанавливается.

В воспитании близнецов имеются свои определенные нюансы, о которых не стоит забывать. Ниже приведен ряд рекомендаций того, как правильно воспитывать детей двойняшек, чтобы они выросли достойными людьми:

  1. Индивидуальное общение. Каждому крохе важно выделять время для личного общения только с ним.
  2. Избегать сравнения. Как бы похожи они не были, важно видеть в них уникальные самостоятельные личности.
  3. Независимое общение. То есть каждому ребенку нужно предоставлять возможность общаться с другими людьми и детьми без своего брата или сестры.
  4. Разные вещи и игрушки. Хорошо, если у каждого малыша будут своя кровать, стульчик, шкафчик. Лучше, если не все книги, одежда будут одинаковыми. Разные игрушки способствуют подготовке к общению с другими детьми, учат делиться и взаимодействовать между собой. Плюс разные вещи подчеркнут индивидуальность каждого из детей.
  5. Личное пространство. У каждого из детей должно быть свое место, где он может побыть один.
  6. Отсутствие общего наказания. Наказывать следует каждого ребенка отдельно за конкретно его проступки.
  7. Не навязывать роли и не выделять кого-то одного. Не нужно разделять детей как маминого или папиного. Родительскую любовь должны ощущать оба в равной степени.

Что касается мнения некоторых психологов о раздельном обучении, то тут следует понимать, что такой подход актуален только в экстренных случаях, если малыши сильно отличаются темпераментами и скоростью восприятия материала. В противном случае, по словам Комаровского, здоровое соперничество только на пользу.

Практически вся литература, адресованная новоиспеченным родителям, рассчитана на то, что они воспитывают одного ребенка. Если в семье больше детей, то предполагается, что они разного возраста. Однако рождение двойняшек требует не только количественных изменений в планировании бюджета, но и качественно иного подхода к воспитанию. Какие же нюансы необходимо учитывать?

Строгий режим

Если с одним малышом можно позволить себе не думать о каком-либо расписании, подстраиваясь под природные ритмы ребенка, то матери двойняшек приходится экспериментировать с различными режимами.

Одним родителям удобнее кормить или купать детей одновременно, другим - по очереди, однако конечной целью подбора расписания является удобство матери.

Несмотря на то, что многие взрослые вначале жалуются на то, что малыши спят по очереди, со временем их удается привести к «общему знаменателю».

Управленческие навыки, полученные в первый год жизни, затем не раз пригодятся родителям: когда дети начнут ходить и будут двигаться в противоположные стороны, когда они станут просить разные блюда на обед и так далее.

Здоровый эгоизм

Быть постоянно вместе, играть в общие игрушки и видеть перед собой собственную копию (в том случае, если у вас близнецы) - непростое испытание. Отсутствие личного пространства осложняет развитие индивидуальности и приводит к формированию обобщенного «мы» вместо «я».

iconmonstr-quote-5 (1)

Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы у детей отличались не только личные вещи, но и способы проведения досуга и развивающие занятия.

Например, пока один ребенок гостит у бабушки, другой отправляется с папой на автомойку.

При общении с двойняшками важно подчеркивать их различия в темпераменте и характере, избегая при этом противопоставлений и навешивания ярлыков. Так, одного ребенка можно похвалить за скорость реакции, а другого - за обстоятельность и ответственность при принятии решения.

Игры перед зеркалом

Гримасы перед зеркалом и любование собой в различных нарядах обычно не поощряются взрослыми.

iconmonstr-quote-5 (1)

Но для двойняшек подобное исследование себя и своих отличий от брата или сестры является важным этапом развития.

Когда кто-то из детей находится перед зеркалом, старайтесь вслух отмечать те или иные особенности внешности или мимики, даже если они неочевидны.

Недетская компания

Что уж скрывать - взрослым удобно, когда дети играют вместе и никого не отвлекают. Однако, в отличие от одного ребенка, которого можно надолго оставить играть с ровесниками без каких-либо негативных последствий, у дружных двойняшек может замедлиться развитие речи.

Будучи замкнутыми друг на друге, они привыкают использовать слова или звуки, понятные только им двоим. Богатый словарный запас и развернутые фразы оказываются ненужными.

iconmonstr-quote-5 (1)

Чтобы все стороны языка были востребованы, двойняшкам необходимо чаще общаться со взрослыми.

Компания детей может заменить родителей только в том случае, если двойняшки находят в ней других собеседников , помимо брата или сестры.

Развитие речи

Иногда для накопления словарного запаса и правильной постановки звуков двойняшкам бывает недостаточно просто общаться с родителями. Поскольку «двойные» беременность и роды иногда протекают с осложнениями, важно в самые первые месяцы следить за появлением лепета, а затем - за произнесением слов и построением фраз.

В арсенале родителей должны быть аудиосказки и тематические книжки, направленные на расширение словарного запаса (например, посвященные профессиям, видам транспорта, фруктам, одежде и другому).

Особое внимание нужно уделить менее активному ребенку из двойни, который, как правило, позже начинает говорить и склонен повторять за братом или сестрой ошибки при произнесении звуков и слов.

Отказ от «мы»

Молодые мамы часто бессознательно употребляют местоимение «мы», поскольку чувствуют особую близость к малышу и полностью поглощены его потребностями, проблемами и достижениями.

На детской площадке то и дело слышится: «Мы не любим тыквенное пюре» или «Мы пойдем кататься на качелях».

iconmonstr-quote-5 (1)

Мамам двойняшек лучше избегать подобных формулировок, так как многим малышам и без того бывает сложно запомнить свои имена.

Например, один из детей может откликаться лишь на «Миша, Гриша!», но не на «Миша!».

Объединение не только в пару с братом или сестрой, но и с мамой еще больше осложняет формирование Я-образа.

Посредничество

Может показаться, что двойняшкам легче адаптироваться в детском коллективе, чем одному ребенку. Однако это не совсем так.

Во-первых, у многих двойняшек имеется недостаток опыта в общении с другими детьми из-за привычки играть друг с другом. Во-вторых, они могут негативно воспринимать желание ровесников общаться только с одним из них.


Приблизительное время чтения: 12 минут

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения. Правда и все остальное автоматически удваивается. На родительские плечи ложится двойная ответственность и двойная забота, ведь воспитание детей близнецов имеет свои особенности.

Давайте знакомиться: близнецы

Испокон веков их считали загадками и наделяли, чуть ли не сверхъестественными способностями. В эзотерической литературе, мифах и сказаниях, религиозных трудах можно встретить множество указаний на их особенность, непохожесть на остальных. Хотя наукой близнецовая паранормальность не доказана, однако феномен близнецовости по сей день не оставляет умы ученых мужей равнодушными.

Дело в том, что для человека многоплодная беременность не является нормой и встречается довольно редко, протекая тяжело и требуя к себе больше внимания со стороны врачей. И в результате всех этих хлопот на свет появляются два, а иногда более, ребеночка.

Близнецы или двойняшки?

Нередко можно услышать, что одних детей называют близнецами, а других двойняшками. С точки зрения медицины и те и другие – близнецы, которые могут быть однояйцевыми или разнояйцевыми.

  • однояйцевые или гомозиготные – это «те самые близнецы». Они развиваются из одного яйца, являются копиями друг друга. У таких детишек не только идентичный цвет глаз, волос и кожи, но и одинаковая группа крови и даже генетический код. Их очень трудно отличить друг от друга, что, конечно же, не может не беспокоить родителей и близких, что неизбежно сказывается на воспитании близнецов – детей с таким поразительным внешним и внутренним сходством;
  • разнояйцевые или гетерозиготные – детки, которых в народе принято называть двойняшками. Они не похожи друг на друга как две капли воды, имея зачастую обычное родственное сходство. Довольно часто эти близняшки могут быть разного пола, а не только иметь значительные внешние различия.

Особенности развития детей близнецов

Особенности развития таких детишек берут свое начало еще во время беременности . Непредназначенная для вынашивания более, чем одного ребенка, матка с трудом вмещает два плода. При этом сосуды сильно сдавливаются, что затрудняет как рост плаценты, так и рост самих детей. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что близняшки рождаются с малым весом и ростом, и лишь спустя год или полтора догоняют своих сверстников по развитию. Гомозиготные близнецы чаще всего однополые и имеют идентичную внешность. Каждый из них буквально с рождения живет по соседству со своей копией, своим отражением. Это не может не сказаться на их развитии. Поэтому в развитии таких детей особое место занимает воспитание.

Не смотря на то, что гетерозиготные близнецы не имеют такого ошеломительного портретного сходства между собой, сложностей в их развитии не меньше. Ведь они так же взаимосвязаны друг с другом и не имеют возрастной разницы, а значит, растут и развиваются одновременно.

Для всех близнецов характерна так называемая «близнецовая ситуация», которая заключается в развитии присущих близняшкам свойств в результате тесного сплетения факторов наследственности и окружения.

Рождаясь, ребенок еще не имеет личных границ и не осознает своего «Я». И то, и другое происходит постепенно. Крохе предстоит нелегкий путь сначала к осознанию самого себя, затем выделение себя в окружающем мире и «наконец» отделению себя от мамочки. Последний момент является одним из ключевых.

У близнецов есть дополнительная задача – это отделение себя от своего близнеца. И то, насколько безболезненно и легко с этим справятся дети близнецы, воспитание определяет во многом.

Такие детки имеют очень сильную аффективную связь и близки, часто сами того не замечая, еще больше ее укрепляют. Часто можно увидеть одинаково одетых и причесанных близнецов, имеющих одинаковые игрушки. Родителям и родственникам должно быть кажется это милым и забавным, и они организуют малышам одинаковый досуг с посещением одинаковых секций. Дети, видя такое благожелательное отношение со стороны значимых взрослых, в свою очередь также начинают стараться быть еще более похожими друг на друга. В результате у карапузов часто возникают довольно серьезные проблемы с дифференциацией себя как отдельной личности и в речи превалирует местоимение «мы» вместо «я». Ребенок не может узнать себя на семейном фото или в зеркале, и даже имя свое в детстве не различает.

Итогом становится развитие взаимной зависимости малышей и невозможности каждого из них жить свою отдельную жизнь.

Родителям на заметку: не следует давать деткам созвучные имена, которые своим звучанием будут дополнять друг друга (например, Оксана – Роксана или Руслан и Рустам). Лучше постараться выбрать имена абсолютно разные по звучанию, как в полном, так и в сокращенном виде. И обращаться к малышам по именам.

Однако проблема идентификации, хоть и является первостепенной, отнюдь не единственная в развитии близняшек. Речевое развитие нередко становится ахиллесовой пятой близнецов. Всему виной их склонность к образованию тайного понятного только им двоим языка. Причина, по которой это очень проста – коммуникативная замкнутость малышей друг на друге.

Братик или сестричка является самым частым объектом контакта. В семьях детей не близнецов процесс освоения речи ребенком складывается на основании копирования им речи взрослых людей. У близнецов же копирование происходит по взаимному принципу. Так как ни один из малышей речью еще не владеет, такое копирование в результате приводит к весьма специфическому языку общения. Причем сами близняшки прекрасно друг друга понимают, чего нельзя сказать про озадаченных родителей. В результате формируется существенное запаздывание детишек в освоении навыка речи и торможение в развитии других высших психических функций, что в свою очередь довольно часто неверно истолковывается как родителями, так и специалистами. Остро встает вопрос, а не отстают ли малыши в интеллектуальном развитии? Ответ отрицательный. Феномен «секретного» языка близнецов с возрастом проходит. С нормализацией речевой функции все остальные параметры тут же приходят в норму и к 6 – 7 годам дети обычно догоняют в развитии своих сверстников.

Родителям на заметку: одной из особенностей воспитания детей близнецов дошкольного возраста в семье является работа над своевременным и правильным формированием навыка речи. Следует уделить время общению с детьми, много разговаривать, адресно обращаясь к каждому по отдельности по имени. Нужно стараться расширять сферу общения детишек, чтобы предотвратить такое замыкание друг на друге.

Особенности воспитания детей близнецов в семье

Воспитание детей близнецов – нелегкая задача для родителей. Даже восприятие близняшек родителями имеет свои особенности.

Первое на что обращают внимание счастливые родители близнецов это их различия. Они начинают искать хоть что-нибудь, какой-то маломальский признак, по которому можно было бы отличить одного карапуза от другого. Это может быть едва заметное пигментное пятнышко или родинка, или оттенок кожи, или завиток волос, да что угодно. В случаях, когда родителям найти таковые отличия не удается, они их могут и додумать. Беда в том, что такая тенденция складывается не только в отношении физиологической разницы малышей, точно также поступают и с чертами характера, и с особенностями поведения. В результате и модели взаимодействия родителей с детками складываются разные. Ведь, начиная указывать на действительные или мнимые различия детей, родители, сами того не ведая, вносят значительные изменения в эмоциональные отношения со своими близнецами. Это значит, что все манипуляции и любой контакт с каждым из детей родители будут выстраивать в соответствии с подмечаемыми или придумываемыми различиями в детях. Нельзя сказать, что для семей с гомозиготными близнецами такое поведение родителей губительно. Скорее наоборот, выделяя в каждом ребенке различия, родители усиливают их и тем самым укрепляют индивидуальность каждого ребенка, что является предпосылкой к правильному и гармоничному развитию личности.

Воспитание в семье детей близнецов разного пола таких сложностей не подразумевает. Воспитательный подход к ним выстраивается исходя из пола ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают и ласкают по-разному, по-разному за ними ухаживают. Помимо этого значительную роль в укоренении различий в характерах ребятишек играют разные игрушки, одежда, да и в целом условия жизни. Воспитание близнецов детей одного пола в самом начале легким тоже не назовешь хотя бы по той причине, что внешние различия у малышей не видны с самого рождения. Они проявятся постепенно. Значит, определенный промежуток времени родители будут переживать точно так же, как если бы у них родились гомозиготные близняшки.

При воспитании детей близнецов в семье важно учитывать, что главной задачей родителей будет разделение, а не сближение как в обычных семьях с детьми погодками, например. Причем не важно какие гомозиготные это близнецы или гетерозиготные. Все дело в том, что в этой паре и так слишком много любви, слишком много общего, что пытаться добавить еще довольно рискованно.

Близнецы – дети, воспитание которых полно сложностей и нюансов. Если в «безблизнецовой» семье родители стремятся сблизить детей и тем самым снизить конфликтность и конкуренцию между ними. Они стараются сделать жизнь своих крошек как можно комфортнее и отдают их в одну ясельную и детсадовскую группу, записывают у одни и те же кружки и так далее. И это чаще всего срабатывает: дети сближаются, а родители могут более эффективно использовать свое время.

Но в близнецовых семьях все обстоит с точностью да наоборот. Главная задача родителей близняшек – создать условия для четкой дифференциации детей и по возможности начать нужно как можно раньше. Нужно постараться, как можно раньше разъединить их в социальном плане, дать им возможность самостоятельно построить отношения с другими людьми без давления близнецовости. Таким образом, дети смогут установить внутреннюю гармонию, утверждая различия между ними. У каждого из малышей появятся свои друзья и свои персональные впечатления и открытия, не связанные с их половиной. А это значит, что у каждого из близнецов будет формироваться и укрепляться представление о себе самом как отдельной личности.

Если же родители старательно будут культивировать похожесть детей, это может привести к возникновению болезненной замкнутости их друг на друге в дальнейшем и станет большим препятствием в создании любовных и семейных отношений в будущем.

Несколько основных советов по воспитанию детей близнецов:

Подводя итоги

Каждый ребенок индивидуален. Особенное значение этот постулат приобретает при воспитании детей близнецов. Именно индивидуальность и особенность каждого ребенка предстоит развивать и поддерживать их родителям. Постоянно борясь с искушением подчеркнуть удивительную схожесть близнецов между собой, постоянно боясь их перепутать.

Самое главное в воспитании детей близнецов – это ориентация на потребности каждого ребенка, чуткость и внимание каждого из родителей, даже если это требует дополнительного времени и финансовых затрат. Счастливые и здоровые детки – самое главное для каждого любящего родителя.

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Видеомаркетинг -
мощный инструмент продвижения

Хочу рассказать мой личный опыт – как можно вырастить двойню и не сойти с ума?

О том, что я беременна, я узнала в июле 2012-го. Тогда мне только исполнилось 20. Этот високосный год, запомнившийся одним негативом: смерть дедушки, расставание с любимым парнем, он был трудным и напряженным. А тут, казалось бы, вот такое чудо с неба. К детям я, конечно, готова не была. С парнем мы сошлись снова, задумали свадьбу, но большой уверенности не было.

Что делать? Как жить дальше? На что?

Вопросов было предостаточно.

Но не в моих принципах долго унывать. Ребенок – и ладно, и хорошо, вырастим, все же растят. Так я думала до тех пор, пока не пошла на первое УЗИ. А там – два бьющихся сердечка и радостный вердикт врача: «Ой, у вас их там двое»…
Беременность перенесла легко, также как и свадьбу на пятом месяце. Задорно, оптимистично и даже уверенно. Правда, последний месяц из-за огромного живота (я, девочка ростом 158 сантиметров и весом меньше 50 кг до беременности напоминала огромный дирижабль) и отеков я практически не ходила. Лежала на диване и смотрела все сериалы подряд.

И вот, 1 марта в 10:29, а потом и в 10:30 в операционной роддома раздались два пронзительных крика. Так появились на свет они, лучшие девчонки на планете. Алиса и Полина. Обе по 45 сантиметров и с разницей почти в полкило – 2250 грамм у Алисы против 2600 у Полины. В сумме – 4850 грамм счастья.

И начались трудовые будни. Первые пять прошли в роддоме. После кесарева сечения тяжело было все – есть, дышать, ходить и вообще жить. Но я же оптимистка, я же все могу!

Поэтому и вставала с трудом с кровати, и ползла к кювезам, в которых лежали дети, и к пеленальным столикам. И так – все пять дней по кругу.

А потом нас выписали. Муж сейчас говорит, что первый год с детьми можно назвать адом. Частично я с ним согласна. Бесконечные кормления (мы были искусственники, молока почти не было), смены подгузников, гуляния и переодевания.

Ритм жизни даже меня, веселушку и хохотушку, вгонял в депрессию. Но все же я с ней справилась. Как? Рассказываю.

Я старалась чаще бывать на улице . Моя коляска весила 23 килограмма, еще десяточку – подросшие дети. И я гордо выкатывала свою карету на улицу (моя больная спина теперь регулярно передает мне приветы), бегала с нею по магазинам (даже катались на эскалаторе!!!), гуляла по паркам, набережной и просто по городским улочкам. Мне безумно нравилось ловить восхищенные взгляды прохожих, слушать их похвалу. Это помогало справиться с тяжелыми мамскими буднями.

Я искала компанию. Еще на этапе беременности мы подружились с девочкой, живущей по соседству. Ее мальчика родился на 20 дней позже моих девчонок, однако нам это не мешало гонять с колясками по всему городу и постоянно смеяться. И наслаждаться жизнью – вкусным мороженым, ярким солнышком, зеленой листвой. Старались брать от жизни все.

Я стала работать. По профессии я журналист, когда-то, еще в школе, освоила копирайтинг. И как только девчонкам исполнилось пять месяцев, стала вспоминать забытые навыки. И у меня получилось! Работала старательно. Копирайтинг помогал мне отвлечься от напряженных будней.

Работала с детьми на руках, с ними, кстати, и писала диплом. Даже два – на получение квалификации бакалавра и магистра.

Было ли мне сложно? Только сейчас, отправив детей в детский сад, я понимаю, что да.

А тогда с трудностями справлялась легко. Зато всегда были свои заработанные деньги на погремушки и вкусняшки.

Конечно, я, как и все, частенько унывала. Прийти в себя в кратчайшие сроки мне помогали улыбки моих девчонок и вера, что все обязательно будет хорошо .

Я смотрела на фотографии тройняшек и думала: им еще тяжелее, а они улыбаются. А чем я хуже? Я что, слабее? Я сильная, я могу!

Уже больше трех лет я счастливая мама. Сейчас мои девчонки ходят в детский сад, я по-прежнему работаю. Причем на нескольких работах. Я же молодая девушка, мне всего 24 – и ремонт дома сделать хочется, и посудомойку купить, и на автошколу заработать. А еще, конечно, красиво одевать всю свою семью, ходить по выходным гулять и объедаться мороженым, спускать все деньги на аттракционы, лабиринты, детские комнаты и все то, что приносят детям огромное удовольствие, вызывает счастливый смех. Знакомые девчонки часто спрашивают у меня: как ты смогла за три года не сойти с ума? Мы с одним помираем, а ты с двумя вечно на позитиве. А я тихо улыбаюсь.



Публикации по теме