Социальный проект «Профилактика компьютерной зависимости среди обучающихся". Дипломная работа: Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

·познакомить социальных педагогов с понятием «компьютерная аддикция»;

·рассмотреть механизм возникновения компьютерной зависимости у подростков;

·научить выявлять признаки психологической зависимости от компьютера;

·классифицировать компьютерные игры по степени опасности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология профилактики компьютерной зависимости у подростков. Групповая консультация для социальных педагогов Подготовила: Измайлова Е.В. 1

Цель - представить социальным педагогам технологии первичной профилактики компьютерной зависимости. Задачи: познакомить социальных педагогов с понятием «компьютерная аддикция»; рассмотреть механизм возникновения компьютерной зависимости у подростков; научить выявлять признаки психологической зависимости от компьютера; классифицировать компьютерные игры по степени опасности. п редставить разработанные авторами технологии первичной профилактики компьютерной зависимости. 2

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction - склонность, па­губная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психичес­кого состояния химическим или нехимическим путём. Классификация аддикций (Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева): I. Нехимические аддикции: патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг); компьютерная аддикция; сексуальная аддикция (гомосексуализм, лесбиянство, перверсии); работоголизм; аддикция к трате денег; аддикции отношений (патологическая привычка к опре­деленному типу отношений); ургентные аддикции (привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени). II . Промежуточные формы аддикции: аддикция к еде: А) нервная анорексия F 50.0; Б) нервная булимия F 50.2. III . Химические аддикции F 10-F19: аддикция к алкоголю, та­баку, кофеину, опиатам, каннабиоидам, галлюциногенам, растворителям, транквилизаторам, барбитуратам. 3

Что такое компьютерная зависимость? Сам термин «компьютерная зависимость» появился в 1990году, когда развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко – и нарко - зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Можно сказать, что это заболевание приводит к раздвоению личности 4

Как формируется зависимость? Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром. 5

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Зависимость от Интернета (сетеголизм) Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) 6

Причины компьютерной зависимости Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми Недостаток внимания со стороны родителей Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении Желание ребенка быть «как все» его сверстники Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье 7

Стадии развития компьютерной зависимости Стадия лёгкой увлечённости. После того, как ребёнок (подросток) один раз поиграл в компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Он получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что потребность играть в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии ещё не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека. Стадия увлечённости. Фактом, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – играть в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств. 8

Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется сдвигом потребности в игре в зону наиважнейших потребностей, что характеризуется изменением самооценки, самосознания. Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной или индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов (хотя в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своём влиянии на психику человека, поскольку социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, всё же, как правило, не даёт подростку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до соматических и психических нарушений. Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушается не только мировоззрение, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики: она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Такие подростки подолгу играют в одиночку, потребность в игре у них находится на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они «не принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворённость, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Если у подростка эта стадия затянулась, и он не в состоянии самостоятельно перейти на другую, то ему необходима помощь специалистов. 9

Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека. Отношения подростка с компьютером можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. То есть человек уже «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью избавиться от психологической зависимости от компьютерных игр не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. 10

Общие признаки зависимости: пренебрежение важными вещами в жизни из-за зависимого поведения разрушение отношений зависимого человека со значимыми людьми раздражение или разочарование по отношению к значимым для него людям скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать время, проводимое за играми 11

Симптомы психологической зависимости от пк Х орошее самочувствие или эйфория за компьютером Ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером Увеличение количества времени, проводимого за компьютером Ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером Невозможность остановиться Пренебрежение семьей и друзьями Проблемы с работой или учебой 12

Симптомы Физической зависимости от пк Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц) Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи Головные боли по типу мигрени Боли в спине Сухость в глазах Пренебрежение личной гигиеной Расстройства сна, изменение режима сна 13

опасности компьютерной зависимости Компьютер, является главным объектом для общения В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни можно «заново начать» игру Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов Непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от ПК и интернета 14

Компьютерные игры по степени опасности можно классифицировать следующим образом 1. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. В свою очередь они делятся: Игры с видом «глазами» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль; погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасно. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты». Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные. Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями или даже Творца. Роль не задаётся конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственного героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделённых хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление; другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип игр, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти. 15

2. Не ролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков. Аркады. Эти игры не требовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психическую зависимость, то кратковременную. Головоломки (шахматы, шашки, нарды) . Основная мотивация в таких играх – доказать своё превосходство над компьютером. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психическую зависимость человека от этого типа игр. Традиционные азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи. 16

По данным опроса, проведённого ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, основные формы деятельности несовершеннолетних интернет-пользователей распределились следующим образом. * Данные в таблице представлены в %. В опросе приняло участие более 1000 человек. 17

Диагностика компьютерной зависимости: Способ диагностики Интернет-зависимости В. Лоскутовой (русскоязычная адаптация опросника Kimberly Young); Критерии диагностики компьютерной зависимости (Ivan Goldberg , 1996); Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack , 1999); Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот, 2005). Исследование возможности возникновения компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних должно включать в себя: исследование наличия акцентуаций характера личности подростка (методика Леонгарда); исследование детско-родительских взаимоотношений (Анализ семейных взаимоотношений Эйдемиллера) Опросники и тесты по определению интернет, игровой – зависимостей, зависимости от мобильного телефона, от аудиостимулов (тест Такера, опросник Шеффилда, тест на интернет-зависимость Кулакова); тесты на определение аддикции у несовершеннолетнего (тест на интернет- аддикцию Никитиной и Егорова); психопрофилактические беседы и наблюдение. 18

Профилактика компьютерной зависимости - предупреждение развития патологического использования компьютеров. Осуществляется по четырём основным направлениям и представляет: во-первых, широкую воспитательную работу среди молодёжи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих - общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, администра­тивно-законодательные мероприятия. Первичная профилактика направлена на улучшение психи­ческой адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависи­мости и возможными её последствиями 19

Технологии первичной профилактики компьютерной зависимости 20

Поэтапная система коррекции компьютерозависимого поведения Цель терапии: повышение самооценки и уровня самосозна­ния, усиление контроля над импульсами, увеличение стабильности межличностных отношений, социальная адапта­ция. Задачи терапии: 1 . Выявление существующих проблем и проблематичных ситуаций; 2. Определение навязчивых мыслей и ощущений, которые приводят к компьютерозависимому поведению. Психотерапевтические средства коррек­ции 21

Стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости (для родителей): 1. Показывать личный положительный пример. Важно, что­бы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не дол­жен играть по три-четыре часа. 2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать ра­ботать на компьютере нельзя. Если ребёнок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьюте­ром два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами. 3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в сво­бодное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.). 4. Использовать компьютер как элемент эффективного вос­питания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.). 5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раз­дражительности, агрессивности, специфических страхов. 6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочте­ние развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. 7. В случаях, если родители самостоятельно не могут спра­виться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры. 22

Советы родителям Комфорт и удобство рабочего места 23

Гимнастика для глаз 24

Зависимость от ПК глазами детей 25

Глаза устали от экрана, Но снова пялюсь в монитор. Спроси, зачем мне это надо, Да, понимаю, перебор… Но оторваться нету силы, Я словно зомби у ПК… Мы в НЕТЕ все как пассажиры Застряли, дать бы нам пинка. Неизлечимая зараза, Проклятый этот Интернет. Мы в предвкушении экстаза, Нам ничего милее нет. Но продолжаться так не может, Ведь должен быть всему предел. Здоровье нам, друзья, дороже, Еще есть куча разных дел. 26

Вывод: Компью­терная зависимость является проявлением аддиктивного поведения. Доказано, что от 5% до 14% пользователей Интернет страда­ют компьютерной зависимостью. Причём, количество зависимых растёт прямо пропорционально увеличению досту­па и скорости Интернета. Данные литера­туры и опыт лечения пациентов с компьютерной зависимостью позволяют утверждать, что залог успеха - это выявление среди пользователей ПК лиц, составляющих группу риска, и квалифицированная профилактическая и коррекционная работа с ними на начальном (доклиническом) этапе формирования аддикций. 27

Источники Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, кор­рекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с. http://www.pokrov-forum.ru/science/zdorovie/izdanie/profil_zavis_povedenia/txt/2_2.php http://www.oko-photo.ru/topics/society/254 http://trasluz.ru/articlepsy/internetmania 28


Цель: профилактика компьютерной зависимости у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления.
  2. Дать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости.
  3. Побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному проведению свободного времени.
  4. Сформировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него сетеголизма и кибераддикции

Ход родительского собрания

I этап - организационный, настрой на доброжелательный лад, снятие барьеров, сообщение темы, целей, задач собрания.

Педагог-психолог приветствует родителей, просит родителей закончить предложение: «Мой ребёнок самый...».

После выполнение и рефлексии данного упражнения ведущий сообщает тему родительского собрания и просит высказаться родителей по поводу актуальности данной темы.

Педагог-психолог предлагает просмотреть видео, содержание которого заключается в том, что у мамы и сына происходит драка из-за компьютерной зависимости ребёнка. (https://www.youtube.com/watch?v=PkOo05utafU)

II этап - основной этап.

Педагог-психолог знакомит родителей с информацией о компьютерной зависимости.

В последние годы мир потрясли из ряда вон выходящие, но при этом пугающе повторяющиеся преступления. У мальчика-отличника срывалась золотая медаль. Учитель географии не так спрашивал, не те, что надо, оценки ставил. И вот мы имеем случай в Одинцовской школе.

Эти преступления - не психические отклонения отдельных людей, а проявления нездоровья общества, проявления социальной болезни.

Что нового в этих преступлениях?

1. Преступником, как правило, оказывается молодой человек, порою ребенок;

2. Он не может внятно объяснить свое поведение;

3. Свершившееся для самого юного преступника чаще всего - большая неожиданность, он ошарашен необратимостью произошедшего.

Общественное мнение мечется в поисках виновного. Вслед за семьей и школой обвинения обычно обрушиваются на компьютерные игры. В то же время психологи неоднократно показывали, что между компьютерными играми и детской агрессией нет примой связи. Не игры делают ребенка агрессивным, а ребенок, склонный к агрессии, выбирает жестокие игры.

Спор о полезности или бесполезности компьютерных игр продолжается с момента их появления и по сей день. Дело не в злых или добрых компьютерных играх. Полезные навыки, приобретаемые в играх, весьма спорны, победы в Need for Speed не научат вождению машины, стрелялки не имеют отношения к меткой стрельбе, битвы с толпами орков не воспитают мужества.

Данные многих исследований показывают, что у компьютерных игр есть и свои плюсы: они развивают способность к визуализации и пространственному мышлению, улучшают зрительную память.

Но все эти «плюсы» и «минусы» - частности по сравнению с тем, что компьютерные игры дают принципиально иной опыт взаимодействия с окружающей средой, который переносится и на взаимодействие с настоящим, не виртуальным миром.

Главное следствие компьютерных игр - иное ощущение реальности.

Реальный мир подростки воспринимают как реалистичную модель мира виртуального, идеальное место для того, чтобы испытать свои сумасшедшие идеи и посмотреть, что получится. В поисках решения они склонны прибегать к стратегии проб и ошибок, ведь именно этому учат игры. Неполучилось - перезагрузись и пробуй еще раз, у тебя обязательно получится!

Ощущение всемогущества, свобода манипулирования - еще одна ловушка для души и благодатная почва для взращивания эгоцентризма.
Формируется синдром виртуальной всесильности.

Что такое компьютерная зависимость?

Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как:

1. Сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);

2. Киберрадиация (зависимость от компьютерных игр).

Во-вторых, обозначим, что такое компьютерная зависимость по сути. Это специфический вид эмоциональной зависимости. Эмоциональная зависимость обычно связана с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным проводником, посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения.

Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение - один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности.

Как формируется компьютерная зависимость?

Общение состоит из трех компонентов: коммуникация (передача информации), взаимодействие (интеракция) и перцепция (восприятие, эмпатия и прочие эмоциональные составляющие).

Современная компьютерная индустрия научилась довольно эффективно удовлетворять и другие ключевые потребности человека. Вспомним, пирамиду потребностей А. Маслоу. Если не считать нижний уровень базовых физиологических потребностей организма, компьютер в состоянии удовлетворить все остальные уровни: и потребность в безопасности (человек находится в комфортных условиях перед компьютером, анонимность дает иллюзию защищенности), и потребность в социальной принадлежности, сопричастности (вступление в соцсетях в группы людей со сходными взглядами, интересами создает иллюзию единения, дружбы), и потребность в уважении и признании (рейтинги,«лайки» и пр.), и потребность в самореализации (победа в играх, возможность быть творческим, эрудированным благодаря Интернету).

Кроме того, непосредственно в подростковом возрасте доминантными являются также такие потребности, как потребность в независимости и самостоятельности в принятии решений, и потребность в удовольствии.

Итак, если у человека есть какая-то неудовлетворенная потребность, то он ищет способы ее удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости.

1-й шаг. Компьютер - основной способ удовлетворения какой-то потребности.

2-й шаг. Компьютер - основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.

3-й шаг. Компьютер сам становится потребностью, более приоритетной, чем базовые потребности.

Пример

В реальности у подростка существует неудовлетворенная потребность, скажем, в привязанности (перцептивная составляющая общения). Ему трудно устанавливать контакт и завязывать отношения. Или не удовлетворяется потребность в защищенности: в семье не все благополучно и стабильно, папа - довольно жестокий человек. Подросток начинает играть в популярную онлайн-игру Blood and Soul . Он вступает в клан, у него появляется жена, и они даже играют свадьбу. Проходя разные уровни, он получает все больше возможностей и защит, что делает его практически неуязвимым («убили – воскрес»). В итоге - иллюзия того, что он - супергерой с успешными отношениями.
Каким путём ребёнок приходит к зависимости можно ли её обойти?

С появлением компьютера в жизни ребенка он проходит несколько стадий формирования отношения к нему:

1. Интерес . У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.

2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.

3. Зависимость . Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.

4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.

При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!» ), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер - важная, но всего лишь одна из многих.

Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.

Признаки компьютерной зависимости:

1. Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.

2. Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.

3. Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.

4. Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.

5. Снижение успеваемости.

6. Отказ от выполнения домашних обязанностей.

7. Нарушение сна, ухудшение самочувствия.

8. Проведение ночи за компьютером.

9. Злоупотребление кофе, энергетиками.

10. Пренебрежение личной гигиеной.

11. Еда за компьютером или забывание о еде.

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. Кто из нас не вспомнит, что хотя бы раз в жизни просидел всю ночь или ее большую часть за компьютером, и не из-за того, что нужно было сделать неотложную работу. А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

Что делать?

Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать:

1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)

2. Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)

3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

4. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

5. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

6. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

7. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

8. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
9. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

III этап - практический.

1. Педагог-психолог обращает внимание родителей на то, что родительский характер общения со своим ребенком нередко становится одной из причин формирования у него компьютерной зависимости.

Увы, чаще мы общаемся со своим ребенком так:

Предлагаем попробовать вот так:

  • Вместо: «Встань из-за компьютера!» сказать: «Привет, как твои дела? Что нового?»
  • Вместо: «Займись делом!» сказать: «Слушай, я так соскучился (-лась)! Давай что-нибудь придумаем вместе!»

Ведущий знакомит родителей с техникой Я-высказываний, которая является наиболее эффективной.в общении с детьми. Родители заполняют таблицу, где им необходимо заменить Ты-высказывания на Я-высказывания.

Примеры ответов:

IV этап - рефлексия.

Родителям предлагается высказать своё мнение по поводу родительского собрания.

Список литературы

  1. Давиденко Н.В. Программа психологической коррекции Интернет-зависимого поведения с использованием методов когнитивной психоотерапии / Н.В. Давиденко, М.М. Акопова. // Актуальные проблемы психол. знания. – 2010. - № 3. - С. 62-66.
  2. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / Лоскутова В.А. - Новосибирск, 2004.
  3. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с муждунар. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». - 2011. – Т. 24. – С. 36–41.
  4. Малыгин В.Л. К проблеме диагностических критериев интернет-зависимого поведения // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий: материалы межвед. науч.-практ. конф., Москва, 24–25 февраля 2011 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М. : МГППУ, 2011. – Т. 24. – С. 171.; То же [Электронный ресурс].
  5. Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2007. - 592 с.
  6. Рыбалтович Д.Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д.Г. Рыбалтович, В.В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2011. - № 40. – С. 23–34.
  7. Рыбников В.Ю. Психологические особенности и механизмы интернет-зависимости / В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко // Вестн. психотерапии. – 2006. - № 19. – С. 137 – 140.
  8. Ускова Л. Подход к терапии при Интернет-зависимости // Материалы ІІІ Всеукраинской науч.-практ. конф. «Феномен зависимости», 17-18 мая 2008 г., г. Днепропетровск, 2008.
  9. Чума XXI века - интернет-зависимость // Журн. практ. психолога. – 2010. - № 6. - С. 143-149.

Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.

В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости.

Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.

Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.

Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих - общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия.

Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической службы» в сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.

В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев. Главная цель последней - научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональной поддержке. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером. Следует сделать акцент на первых признаках зависимого поведения от компьютера (К. S. Young, 1998) :
1. Навязчивое желание деятельности за компьютером.
2. Постоянное ожидание следующей работы за компьютером.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером.
4. Жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу компьютера.

Учебные программы для учеников школ, лицеев, техникумов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.

Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа - спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.

Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи - неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

Отмеченные профилактические технологии были применены по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего формирования компьютерной зависимости. Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались вопросы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особенностей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнес-тического метода) были выявлены признаки психической зависимости, характерные для второго этапа развития компьютерной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло многим респондентам критически оценить свою ситуацию и принять меры по изменению своего поведения.

Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в основном, матери респондентов обратили внимание и предложили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что большинство респондентов спрашивали о возможности проведения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии и предложение обратиться к квалифицированному психотерапевту в городе проживания. Программа профилактики компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу психологов с учениками в лицеях.
150

зависимость компьютерная игра

Как любая зависимость, компьютерная не лечится до конца, могут быть рецидивы. Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни.

Причина компьютерной зависимости - в том, что игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними - мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко подсесть. Похожий процесс идет в мозгу наркомана. Не ест и не пьет человек потому, что гормон удовольствия сильно снижает потребности в этом. Даже обычный здоровый компьютерщик может просидеть трое суток перед компом на одном кофе.

Но только таблетками и внушением такое не лечится. Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например

Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников - какими их видят другие.

Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными.

И обретение такого друга будет иметь большое значение в жизни подростка. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому именно обретенному другу он будет поверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы.

Практически друг будет являться аналогом психотерапевта. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общение именно с этим сверстником.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта. В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений. Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания, а в случаях с игровой зависимостью подростки могут переносить свои переживания на компьютерного героя.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам. Общение со сверстниками имеет особое значение в жизни подростка: для него это школа социальных отношений и способ познать себя и других.

Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. .

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости - например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков. Все это довольно проблематично для детей и подростков. Тем более существенно, чтобы родители, воспитатели, педагоги были способны оказать им помощь в диагностике аддикции и в избавлении от нее. Для этого необходимо разработать подробные методические рекомендации и снабдить ими все учебные заведения, а также всех заинтересованных родителей.

Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например. Нужно помочь решить проблему общения со сверстниками.

Так же в Китае придумали "автоматический" способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа "стрелялок" или "стратегий" сервер сам выключает компьютер. Причем сразу его не включишь. Компьютерная зависимость является частью лудомании (научное название игровой зависимости). Она в какой-то мере даже опаснее казино. Ведь сейчас игры на компьютере доступны практически всем.

Любая игромания с огромным трудом поддается лечению, потому что по сути является сочетанием наркомании и навязчивости. ВОЗ внесла ее в разряд опасных психических расстройств. А компьютерная зависимость страшна еще и просто для физического здоровья. Например, в одном из российских городов от обширного кровоизлияния в мозг погиб 12-летний мальчик, который без отрыва играл дольше суток.

Специализированные клиники по лечению от компьютерной зависимости нужны. Ведь психотерапевт общего профиля вряд ли будет вживаться в этот мир, чтобы говорить с пациентом на одном языке.

Цель нашей работы - выявить изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с компьютерными играми развивается психологическая зависимость от киберпространства. Для реализации этой цели была проведена следующая работа:

Проанализирована литература для выявления основных понятий по данной теме исследования.

Изучена классификация компьютерных игр.

Определены степени компьютерной зависимости.

Выявлены психологические особенности подросткового возраста.

Представлены методы диагностики и способы профилактики компьютерной зависимости.

Поставленные задачи исследования были выполнены.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

При возникновении игровой зависимости можно говорить о следующих видах культурной и психологической трансформации личности подростка:

1 Лудомания приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации, препятствует формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе;

2 При возникновении игровой зависимости происходит перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в виртуальный мир, что неизбежно ведет к аутизации человека, который начинает хуже распознавать реальные человеческие эмоции;

4 Игровая зависимость может делать подростков более агрессивным, что откладывает отпечаток на их взаимоотношения с социумом.

Для определения интернет-зависимости подростков на начало исследования нами было проведено анкетирование.

В 6а классе приняли участие в тестировании 19 человек. По результатам тестирования 6 человек набрали от 80 до 100 баллов, они вошли в группу зависимых. 5 учащихся набрали от 50 до 79 баллов и были отнесены к группе с пограничной степенью зависимости 6 учащихся набрали 20-49 баллов, эти учащиеся оказались с нормальной степенью интернет-зависимости.

Таблица 2 - Результаты тестирования учащихся на констатирующем этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности8810Стадия увлеченности596Стадия зависимости644 По результатам тестирования констатирующего этапа нами была составлена шкала степени интернет-зависимости подростков с 6 по 8 класс, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

На итоговом родительском собрании родителям были представлены результаты исследования, рекомендации по профилактике интернет-зависимости среди подростков.

В классах, принимающих участие в исследовании, были проведены классные часы

В процессе нашего исследования подросткам были представлены рекомендации по профилактике интернет-зависимости, которыми они старались пользоваться.

С целью проверки рабочей гипотезы на контрольном этапе нами было проведено повторное тестирование учащихся. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты тестирования учащихся на контрольном этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности111213Стадия увлеченности574Стадия зависимости323

По результатам тестирования на контрольном этапе была также составлена шкала степени интернет-зависимости подростков, которая представлена на рисунке 2.


Рисунок 2

Динамика интернет-зависимости учащихся констатирующего и контрольного этапов более наглядно представлена на рисунке 3:


Как видно из диаграммы, достигнута положительная динамика снижения уровня лудомании среди учащихся. Так как мы особое внимание уделяли учащимся.. класса, то в этом классе мы достигли также положительных результатов: количество интернет-зависимых учащихся понизилось с.. до.. .

Таким образом, анализ всех полученных результатов позволил сделать вывод об эффективности предлагаемых мероприятий по профилактике лудомании у учащихся.

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

Кулиева Р.Ф.

Руководитель Гуливец Л.В.

ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»,

Свердловская область, г. Екатеринбург

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – стало неотъемлемой частью современной жизни, захватывая влиянием не только взрослых, но детей и подростков. В настоящий момент увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе компьютерными играми различной сложности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия . Патологическая зависимость от компьютера формируется благодаря нарушениям в области восприятия окружающей действительности и обработки поступающей в мозг информации. Возможности современных электронных цифровых систем позволяют смоделировать иллюзорную реальность, в которую во время взаимодействия с компьютером охотно погружается человеческое сознание, отгораживаясь от внешнего мира и приводя к возникновению компьютерной зависимости аддикции .

Адди́кция в широком смысле, - ощущаемая н авязчивая потребность в определённой деятельности .

Цель исследования: исследовать влияние компьютерной зависимости у подростков

Задачи:

    Изучить проблему компьютерной зависимости в научной литературе

    При помощи опроса провести анализ влияния компьютерной зависимости у подростков

На базе ГБОУ СПО «СОМК» было опрошено 30 человек студенты 2 курса. У 100% опрошенных студентов имеется компьютер и другие цифровые устройства и интернет. На вопрос «как часто вы пользуетесь интернетом?» 23% респондентов ответили, что пользуются интернетом по необходимости, 46% пользуются каждую свободную минуту, 26% могут просидеть более 3-х часов, не отрываясь, 3% пользуются не более часа в день.

На вопрос «хотели бы Вы проводить меньше времени за компьютером?» 46% ответило: да хотел бы, 36% - что их всё устраивает, 13% - нет, не хотел бы. На вопрос «если вдруг отключится интернет, чем бы Вы занялись?» многие ответили, что провели бы время с семьёй, погулял бы, занялись бы своим хобби, выспались бы, почитали бы книгу, занялись бы споротом. Это говорит о том, что компьютер занимает большую часть времени у подростков, некоторые даже хотели бы проводить меньше времени, но они не знают каким образом.

Возникновению компьютерной зависимости у детей и подростков способствуют следующие причины: о тсутствие или недостаток общения в семье; отсутствие серьезных увлечений, не связанных с компьютером; н еумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими. В сети Интернет такой подросток или ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

При компьютерной зависимости возможны серьезные осложнения: депрессия, нервозность и возбужденность, нарушение сна, пониженная самооценка, недостаточность и минералов, нарушения зрения, карпальный синдром, синдром «сухого глаза», и нарушения осанки. В таком случае существует медикаментозное лечение: антидепрессивными препаратами, растительными препараты, витаминно-минеральные комплексы, также необходимо правильное обустройство рабочего места и соблюдение режима работы и отдыха, гимнастику для глаз и оборудовать компьютер качественным монитором. Прием любых лекарственных препаратов должен быть согласован с врачом .

Наиболее действенным методом коррекции компьютерной зависимости является психотерапия. Для преодоления пагубного пристрастия может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия. В Екатеринбурге существуют медицинские центры помощи по компьютерной зависимости, такие как: Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог». Учредителем Центра «Диалог» является Управление образования Администрации г. Екатеринбурга .

Психотерапия компьютерной зависимости происходит поэтапно. На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Второй этап – осознание проблемы. Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. Необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секции. Последний этап – преодоление последствий .

Коррекция компьютерной зависимости невозможна без сознательного стремления самого человека преодолеть аддикцию, его активного содействия. Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходимо поставить перед собой 3 задачи. Проанализировать, какие проблемы лежат в основе компьютерной аддикции, почему человек «убегает в виртуальный мир». Найдете «слабое звено», необходимо устранить его. Научиться контролировать время работы за компьютером. Необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером. Вы можете, перед тем как «садится» за компьютер составлять список дел, которые вам нужно сделать за этим устройством . Свободное от компьютера время постарайтесь заполнить чем-то интересным и полезным. Ваша цель – переключить свое внимание на другой вид деятельности, увлечься им, и тогда новое хобби поможет справиться с имеющейся проблемой .

Изучив различную литературу по данной теме, проведя опрос у подростков, мы пришли к выводам, что компьютерная зависимость в нынешнее время очень распространённая проблема и многие не знают, как правильно с ней справиться. Таким образом, подростку мы советуем не «отмахиваться» от этой проблемы, а осознать и не отрицать, что она у него есть. Если человек осознает свою проблему, то ему будет легче с ней справиться. Расставив для себя приоритеты в разных сферах своей жизни (семья, учеба, досуг, работа), подросток сможет рационально построить свою жизнедеятельность, а значит и контролировать.

Список литературы:

    Статья «Методы профилактики компьютерной зависимости среди школьников и молодёжи» М.Ю. Борисова, Т.Б. Косенкова г. Омск

    http://psi-doctor.ru/zavisimosti/lechenie-kompyuternoj-zavisimosti.html



Публикации по теме