Что такое колядки определение. Коляда

Познавательный материал о русском народном празднике «Пришла Коляда — отворяй ворота»

Коляда — так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и сама песня.

В Древней Руси это был наиболее любимый праздник. На Руси в зимние вечера, когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда — в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, с ухватом или палкой. «Уродилась Коляда накануне Рождества», — распевали за окнами колядовщики — деревенские парни и девушки. Постращает Коляда детей, напотешит взрослых, да и уйдет с толпой к соседям. Колядовщики на Святках еще дадут много представлений, в рождественский сочельник же они совершают как бы свой первый обход.

Когда-то на Руси Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали, как это делали и по отношению к божествам меньшим — Таусеню и Плуге. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи. Кстати, когда в течение долгих столетий из народной памяти исчезло божественное значение Коляды, этим словом стали называть не только рождественского лицедея — ряженого, но в некоторых местах (например, на Тамбовщине) огородное чучело, а «колядовщиками» ругали нищих. Таков был конец языческого кумира.

В Сибири, на Енисейщине, колядовщики на Рождество распевали «Виноградье». Хор подростков, а иногда и взрослых «робят» отправлялся со звездой в руках под окна изб. Сперва испрашивалось позволение хозяев пропеть «Виноградье». Если позволялось, толпа входила в избу с благодарственными словами:

Как хозяин во дому, будто пан во раю;

Как хозяюшка во дому, будто пчелочка во меду,

Малы детушки во дому, как оладышки во меду...

Если колядовщиков не впускали, они подхватывали совсем другое: «Хозяин во дому, что дьявол во аду» и т. д. Обыкновенно в каждой избе колядовщики находили радушие и гостеприимство. После обращения к домохозяевам и их деткам запевала и хор исполняли «Виноградье».

На звезде, которую несли колядовщики, изображали бурное море, корабль и богатырей на нем. Середину звезды делали из короба сита, в который вставляли рисунок корабля и свечу, снаружи короб оклеивали промасленной бумагой и углами с бахромой. Звезду насаживали на рукоятку.

На второй день после Рождества начинались святочные забавы и увеселения. С большой выдумкой изготовлялись маски, которые до XVI в. называли харями и рожами. Для маскарадов рядились медведями, козами, слепыми лазарями, бойцами, старухами и даже курицами — рукава вывороченного полушубка натягивали на ноги, крючки застегивали на спине, полусогнутому на голову надевали маску с гребешком, сзади привязывали хвост. Многие шутники мазали свои щеки сажею или натирали кирпичом, искусно приделывали усы, на голову натягивали косматые шапки.

Ряженые под новогодье водили «кобылку»: двух парней связывали спина к спине, передний держал вилы с насаженной соломенной головой лошади. Сверху «кобылка» покрывалась попоной, на которую усаживался мальчик- всадник. Образ лошади, конечно, был весьма дорог крес- тьянину-землепашцу.

На новогодье в старой русской деревне «кликали ов- сень». Колядовщики, а в иных местах — пастухи, ходили по домам разбрасывать из рукавов зерна — на плодородие. Если встречали приветливо, кликающие пели песню, в которой сулили хозяину густую, ужинистую рожь, от которой «ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог». Хозяева благодарили колядовщиков «козульками» — фигурным печеньем и пирогами. «Кто не даст пирога — мы корову за рога», — стращали шутники.

Для этнографов долгое время было загадочным происхождение слова «овсень». Одни исследователи народного быта утверждали, что слово это происходит от овса, которым обсыпали, обсеивали в новогодье, другие «овсень» возводили к языческому божеству Авсеню или Таусеню. И только языковеду А.А. Потебне в 80-х гг. XIX столетия удалось доказать, что слово «овсень» связано со старинным названием января — просинец, иначе со словом «прояснять». После хмурых, рано вечереющих дней становится светлее. Это еще раз подтвердило, что новогодние обряды прежде всего аграрно-солнечного происхождения.

Но вот и новогодний, щедрый, или, как говорили когда-то, Васильев вечер. Крестьянские семья усаживались в эту пору разбирать свиную голову. По народной символике, свинья олицетворяет плодовитость, благополучие. Чтобы во весь год дому сопутствовал достаток, и усаживались «вепреца ломать»: глава семьи разделял вареную голову на части, раздавая куски по старшинству. Самый маленький из ребят залезал под стол подражать хрюканью поросенка. Кости со стола хозяйка выкидывала в свиной закут: пусть свиньи не переводятся. Потом семья принималась есть кашу, затертую из разных полевых злаков и гороха. Перед тем как выложить кашу из горшка и сдобрить ее конопляным маслом и медом, приметливые хозяйки присматривались к тому, как она выглядит в горшке: коли каша румяная, раздымчатая — предстоящий год сложится удачливым

Днем на Святках устраивали санные катания. Дуга в дугу саней по пятьдесят выстраивались поездом. В Сибири в ходу были рысистые бега: иноходцы и рысаки вихрем мчались под гиканье удальцов.

На Святки повсеместно на Руси справляли свадьбы. Считалось, что время вплоть до Масленицы — лучшее для этой цели. Много невест на Святках дожидались сватов, потому-то январь иногда даже в официальных старинных документах называли «свадебником». Так и писали: «От свадеб до Вербной недели», или: «Приехал о свадьбах».

В посленовогодний период Святок, в так называемые страшные вечера, оберегали хлебные амбары, дома и скот от проделок нечистой силы.

Под Крещенье последний раз совершались гадания. К разнообразным способам предсказания судьбы относится и бросание обуви за ворота: «Куда покажет носок — в той стороне и замужем быть».

В дореволюционной России в святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, т. е. пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В эти дни царило всенародное веселье. Даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поко- лядовать. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом — ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову, — бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В верхнем ярусе представлялась смерть царя Ирода, в нижнем — пляски.

Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.

На Руси церковью святочные игрища, гаданья, ряженые («масководство и надевание звероподобных харь») порицались, и в указе патриарха Иоакима от 1684 г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех». Но полностью запретить обычай хождения ряженых так и не удалось.

Рядились (наряжались) тоже по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни — гусарами, а юноши, наоборот, — дамами. В деревнях было попроще — ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных — медведей, баранов, коз и т. д.

Распространенными колядками были шуточные припевки, где девушки запевали:

Уродилась коляда

Накануне Рождества

За рекою за быстрою...

А ребята подпевали:

Чтобы царева золота казна

Была век полным-полна,

Чтобы большим-то рекам

Слава неслась до моря.

Малым речкам — до мельницы.

А эту песню хлебу поем,

Хлебу поем, хлебу честь воздаем.

Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое описание праздника — у Н.В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством»: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.... Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться...»

Данный праздник уместно провести с ребятами 25 декабря или 7 января. Это может быть отдельным праздником классного коллектива (всех учащихся начальных классов, нескольких параллелей классов, кружка по интересам) по окончании первого учебного полугодия или в середине декабря. Праздник можно приурочить к новогоднему торжеству — все зависит от коллектива учащихся, от фантазий организаторов.

Место проведения праздника выбирается исходя из возможностей учебного заведения: школьный двор, актовый или спортивный зал.


Сегодня для многих Рождество Христово и Коляда - это два праздника, которые сложно разделить. А ведь это совсем не так. Во времена язычества, когда христианства на Руси еще не было, праздник Коляда уже существовал. Посвящался он не Иисусу Христу, а забытому ныне Даждьбогу. Люди радовались прибавлению дня и благодарили бога за это, исполняя песни-колядки.

Что такое Коляда

Коляда - славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В эти дни проводятся обряды, которые посвящены Рождеству. Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января.


Конечно, праздник видоизменился за столетия, но основные традиции сохранились и по сегодняшний день. Все так же, как и раньше, празднующие облачаются в наряды, для изготовления которых используются шкуры животных, рога. Надевают самые смешные и страшные маски. Колядуют, то есть поют праздничные песни, получая от слушателей различные подарочки. Девушки гадают, в надежде узнать, кто же будет женихом.

Как готовились и праздновали Коляду раньше

К Коляде готовились заранее и уделяли этому большое внимание. Хозяйки стряпали, стараясь приготовить как можно больше вкусных блюд. Оладушки, пироги, мясо в разных видах, каши, запеканки – все самое интересное. Женщины делали генеральную уборку, стараясь, чтобы все сияло, словно солнечные лучи. Все члены семьи посещали баню, в которой как следует мылись и парились. Также шили и мастерили разные наряды для колядования.

Когда наступал день празднования, начиналось торжество, и шло оно по определенному сценарию.

Люди шли к храмам (в то время языческим), где проводили обряды жертвоприношения. Древние сказания говорят, что славяне разукрашивали лица, надевали маски и наряды, и в таком виде восхваляли богов. Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала.


В старину празднование Коляды отмечалось шумно. Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду (символ рождения Иисуса). Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака.

Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины.

Как отмечалась Коляда в последнее столетие

За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды. Как только ее видели, на стол выставляются блюда, среди которых обязательной оставалась кутья и узвар из сухофруктов, мясные и сдобные вкусности.

В рождество, 7 января, люди направлялись в гости к крестникам, чтобы поздравить их, подарить им сувениры. Вечером наряженная в праздничные костюмы молодежь шла петь колядки. Важно, что один человек в группе обязательно должен был быть в костюме козы.

Хозяева слушали песни, смотрели на танцы, благодарили и в ответ раздавали вкусную еду (печенье, кексы, тортики, колбасу – что есть). Не пустить колядующих решались не многие, так как это дурная примета.


В городах Коляда проходила более цивилизованно. Обычно организовывалась веселая праздничная программа в центре, проводилась ярмарка, во времена балов богатые горожане съезжались, чтобы потанцевать и отметить праздник в каком-нибудь шикарном особняке. Надо сказать, что после принятия христианства церковь старалась запретить обычаи колядования, поклонение языческим богам, по дворам все чаще ходили священнослужители и верующие, рассказывающие о рождении Христа. Но традиции искоренить не удалось, во многих деревнях и городках Коляда отмечалась и отмечается по старинному сценарию.

Верить в приметы или нет?

С Колядой связаны многие народные приметы. Например, не рекомендовалось в Рождество плести лапти, чтобы ребенок не родился кривым. А если в Рождество шить – то малыш мог быть и слепым.

Если на Рождество разыгрывалась метель, то можно было ждать хорошего роения пчел. Иней, появившийся в дни праздника, символизировал урожайный хлебный год. Звездное небо – горох уродится. Дороги не замело – с гречей проблем не будет, вырастет много. Хочешь, чтобы куры хорошо неслись – посади колядников на порог.


Особое место гаданий

«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали».
Так писал русский поэт и переводчик В. А. Жуковский в своем стихотворении «Светлана».

Гадали незамужние девушки, обычно накануне Рождества Христова вплоть до 14 января. В старину верили, что это период самый лучший для того, чтобы узнать свою судьбу, увидеть будущего жениха.

Ритуалов было много, и каждый по-своему интересен. Например, девица выходила во двор и кидала сапог через забор. Если тот упал носком к дому, то о свадьбе в новом году можно было не мечтать. А вот если носком в другую сторону, тут уж надо было понять, куда же сапог указывает, откуда придет будущий жених. Да, сапог должен был быть обязательно с левой ноги.


Особенно популярно было гадание на кольцах. В этом случае собиралась целая компания девиц. Решето наполнялось крупой, в него же клади серебряное, золотое, металлическое и украшенное камнем колечко. Все тщательно перемешивалось, и девушки начинали черпать ладошками из решета. Попалось серебряное колечко – жених будет из простых, золотое – жди, свататься будет купец, кольцо с камнем – боярин возьмет замуж, металлическое – увы, жених будет бедным. В самом худшем положении оказывались девицы, зачерпнувшие только крупу: в этом году замужества у них не предвиделось.

Скорое замужество пророчили две иголки, намазанные жиром и опущенные в воду. Но только в том случае, если они не тонули. О судьбе можно было спросить и у полена. Девица вытаскивала его с закрытыми глазами и потом рассматривала. Кривое, шероховатое полено означало некрасивого мужа, и наоборот.

Коляда сегодня

Сегодня Коляда постепенно забывается, а некоторые даже не знают, что существует такой праздник и в какой период его отмечают. Но это касается в основном крупных городов. А вот в деревнях Коляду помнят и отмечают. Конечно, сценарий праздника уже не такой объемный, как в древние времена, и зачастую люди ограничиваются пением колядок и гаданиями.


Колядники, чаще всего это дети, собираются и обходят родных, соседей, знакомых, обращаясь к ним с просьбой разрешить им поколядовать. В ответ хозяева приглашают колядников, благодарят за праздничную радостную весть и дарят им маленькие подарочки, гостинцы. Сегодня это могут быть и деньги, а не орешки, сладости и фрукты, как раньше. Бывает, что в качестве колядников выступают музыкальные коллективы или церковные хоры.

Сочельник - самое время узнать про то,

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Здравствуйте, друзья.

Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.

Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Время колядования

Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила "Ночь перед Рождеством".


Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

    нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

    очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

    различных существ: (бабу, смерть, покойника);

    а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

  1. бересту;
  2. кусочки дерюжки;
  3. кусочки меха и мочалки;
  4. и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера».

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.


В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма "говорящее" - непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые - это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Подношение даров колядникам - итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке. Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души (тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить). И еда, которой одаривали колядников - это, своего рода, жертва невоплощенным духам (или душам). По сути, колядование - это призыв неких помощников из тонкого мира.

Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла... коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.

Колядование после Крещения Руси

Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.

Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:

    колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);

    обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);

Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.

    колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;

    «язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;

    конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.

И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.

Святочные колядки


Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.

По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.

Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:

    незамужним девушкам желали счастливый брак;

    хозяину дома — благополучие и достаток;

Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.

Колядование в наши дни

С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:

Сейчас редко колядуют, - говорю.

Колядуют?

Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.

Что за традиция?

Тут я начинаю слегка удивляться.

Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.

И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:

Так это ж Хеллоуин.

Эмм... - говорю. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.

Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина , напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и...святочные колядушки (даже при определенном сходстве)... Ах, ладно.

С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.

И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.

Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)

P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.

Колядки это святочные песни. Их поют верующие на рождество, прославляя Христа и желая хозяевам счастья, добра, здоровья, богатого урожая. За это их благодарят обрядовыми угощениями (конфеты, пироги, мелкие деньги) .

Вообще толкование слова «колядка» имеет несколько вариантов. Одно из них исходит ещё от древних римлян от слова «календа» - название первого дня месяца, а колядка это пожелание хорошего урожая, прекрасного здоровья, финансового достатка. Ещё одно значение слова "коляда" - это имя всесильной богини Коляды.

День зимнего солнцестояния 25 декабря в старые времена назывался праздником Коляды, по легенде в этот день змей Коротун поедал солнце, но богиня Коляда рожала новое. Язычники прогоняли Коротуна, чтобы защитить маленькое солнце, а потом извещали людей об этом, проходя по дворам с изображением солнца. При появлении звезды на небе, колядовщики обходили дворы, вызывали хозяина и его семью и пели величальные песни о солнце, о луне, которые потом стали называть колядками.

В некоторых случаях это слово значило подаяния, подарки, жертвуемые духовенству на пропитание. При праздновании Нового года у славянских племен, это слово тоже имело свое значение. У словаков "коледовать" означало благославлять, у сербов, чехов и болгар – «ходите по коледе" - поздравление, для задунайских славян подарок к Новому году назывался «колядою», а у поляков взаимное поздравление и обмен подарками к Новому году называлось «календа».

Известно также, что древние славяне поклонялись Коляде - богу мира, который делал всё для обеспечения мирной жизни народов.

С появлением христианства колядки немного видоизменились. Цель колядок – прославлять рождество Христово, поздравлять людей с праздником, желать им добра, счастья и благополучия.

Период между церковными праздниками рождеством и крещением называется святками. На Руси в святки всегда гадали. Кто-то относился к гаданиям как к игре, а кто-то воспринимал серьезно, полагая, что шутить при этом нельзя.

Как же проходят рождественские колядки? На Руси, как правило, колядовать собирались небольшими группами, переодевшись в различные костюмы, начиная от вывернутого тулупа и заканчивая какой-либо нечистью или животным.

Компании были разные из детей и взрослой молодежи, озорные, веселые они шли по дворам, вызывали хозяина, просили разрешения поколядовать, получив разрешение, пели колядки. Обряд сопровождался играми, танцами, музыкой.

Колядки прославляли праздник рождества Христова, поздравляли с этим праздником хозяев и желали всей семье здоровья, счастья, достатка, богатого урожая. Иногда они ходили с самодельной звездой на шесте, она как символ Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к родившемуся Христу. Колядовщики рассчитывали за песни получить награду, а слушающие их имели возможность быть щедрыми и благодарными.

Колядки сами по себе и раньше и сейчас очень простые и легко запоминаются, но при этом интересные, веселые, они дарят радость исполнителям и слушателям. Для верующего человека это крик души, через который он выражает свою радость о рождении Христа и веру в Христа. Колядующие создают атмосферу праздника и веселья.

При колядовании важен запас задора и юмора, в наше время можно веселой компанией в разных костюмах отправиться куда-нибудь на площадь с елкой или каток и это произведет фурор. Сейчас праздничные рождественские представления организуются в некоторых общественных местах (например: торговых центрах) с участием артистов.

Популярны праздники коляды в детских садах и школах, они позволяют знакомить детей со славянскими традициями в занятной и веселой форме.

Важно не забывать обычаи и традиции своего народа, а они у каждого народа особенные и неповторимые. Любой народ имеет право на свои праздники, песни, сказки, танцы, любимые блюда.

Из истории празднования коляды. Святки на Руси начинались с 25 декабря по старому стилю. Весело было всем. Дети с утра начинали славить (колядовать) . Они переходили из дома в дом с вертепом и звездой. Вертеп – это ящик в два этажа, наверху которого показывалась смерть Ирода, а внизу Иродиадины пляски. Внутри него горели свечи и показывалось представление из испеченных фигурок. Звезда была из бумаги, раскрашенная краской и со свечой. Рождественские калядки поощрялись деньгами, пирогами.

Взрослые начинали славить(колядовать) в полдень. Принимали участие все сословия. Вот так описывают, как славили цари: сначала с барабанным боем появлялись два барабанщика, потом на санях прибывал царь со всей своей свитой. Входили в дом, пели, поздравляли хозяина. Хозяин с поклоном преподносил царю деньги в подарок и угощал всех остальных. Правила были строгие. Кто славил, тех записывали, кто не участвовал, наказывали плетьми.

Есть исторические данные, что Иван Грозный с опричниками наряжался, как скоморох, а за отказ надеть личину казнил князя Репнина. ПетрI также любил принимать участие в святочных игрищах. В те времена и в царских теремах бывали святочные игры, царевны святочничали вместе с боярынями.

Не принять христославов было нельзя, это было грешно для домочадцев и принималось как оскорбление для христославов.

На Рождественские праздники было принято совершать благочестивые дела. Цари уменьшали подати, прощали и выпускали преступников, освобождали народ от недоимок. Пастыри в эти дни призывали совершать богоугодные дела.

Святки, этот период времени, который имеет еще дохристианское происхождение. Он посвящался возрождению солнца и представляет собой смесь обрядов язычников с обрядами православия.

Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен, когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному

Древние люди верили, что после просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи - уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен - колядок.

С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Суть праздника

Коляда - праздник славян, народное название Рождества и Святок, которые продолжаются сегодня c 7 до 19 января (Крещение).

Основное предназначение Коляды - это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

Облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;

Колядование, исполнение колядных песен;

Благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;

Игры молодых людей;

Гадания незамужних девушек.

Коляда - праздник, который был самым большим и главным в зимнее время со времен язычников, так же как сейчас Рождество Христово для всех христиан.

Когда отмечают праздник Коляды

Коляда - праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря - день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба - Даждьбога.

Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.

Взаимосвязь солнцестояния и Коляды

Праздник Коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. 25 декабря люди не просто встречали Новый год - они верили, что в этот день происходит зарождение нового светила и сельскохозяйственной деятельности.

А. С. Фаминцын в книге под названием «Божества древних славян», написанной в 1884 году, указывал, что в древних писаниях есть упоминания о двух богах - Купале (бог летнего солнцестояния) и Коляде (бог зимнего солнцестояния).

А. Н. Афанасьев в писании «Поэтические воззрения славян на природу» упоминал, что солнце было олицетворением счастливой и божественной жизни. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и милосердным; тем, что побуждает все живые организмы к жизни, дает пищу и помощь людям.

Считалось, что светило неразрывно связано с судьбой, поэтому человек просил о помощи его, когда преследовали его трудности и неудачи. Также солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду.

Таким образом, славянский праздник Коляда и исполнение колядок - это обряды, посвященные богу солнца, которые показывают особое отношение наших предков к светилу.

Трактовка названия праздника

Коляда - языческий праздник, и название его уходит своими корнями в давние времена.

Одна из версий происхождения слова «Коляда» твердит о том, что оно пошло от «коло» - «солнце». Оно защищало людей от тьмы, и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало увеличиваться световому дню и уменьшало ночь.

Другого мнения придерживался Дмитрий Щепкин, и состоит оно в том, что слово «Коляда» обозначает «круговую еду или круговые яства», «вокруг идущее». Объяснить это можно тем, что компании колядующих ходили с вертепом по всем дворам, танцевали и пели колядки, их за это вознаграждали гостинцами, и они после все вместе съедали еду, которую наколядовали.

Кроме того, есть мнения, что «Коляда» происходит от слов:

- «колода» - зажженный пенек;

- «коло» - круглый, колесо;

От латинского слова «календа», т. е. «первый день месяца».

В значение слова объясняется как «обычай, который связан с началом года», что характерно еще для дохристианских времен, а после принятия христианства славянский праздник Коляда был приобщен ко дню рождения Иисуса Христа.

Согласно этнолингвистическому словарю (славянские древности), слово имеет языческие корни. А Страхов утверждает, что в Коляде вообще нет ничего праславянского и языческого, а термин этот был перенят как выражение священнослужителей (дословно: «подарки или приношения, которые собирались духовенством» или «содержание к Новому году»).

Как готовились к празднику Коляды?

Коляда - праздник, который был самым большим и главным для народа. Исходя из этого, можно утверждать, что готовились к нему заранее и тщательно. Простые люди (даже из самых бедных семей):

Готовили большое количество блюд, в частности с мясом, а для этого кололи свинью;

Убирали тщательно во всем доме;

Хорошо отпаривались в бане;

Готовили новые наряды, в частности для колядования.

Одно осталось неизменным: как издавна, так и сейчас мы стремимся встретить новогодние праздники очищенными и физически, и духовно.

Как издавна праздновали Коляду?

Большинство этнографов сходятся во мнении, что еще в дохристианские времена был такой обычай, как Коляда. История праздника интересна и увлекательна, многие традиции и обряды сохранились до нашего времени, но некоторые утратили силу и были изменены.

Празднования и обряды Коляды проводились в следующем порядке:

1. Первая часть торжества заключалась в том, что большое количество людей приходило к языческим храмам (капищам), чтобы произвести обряд жертвоприношения и пообщаться с богами, стать ближе к ним.

Как гласят сказания, народ собирался возле рек, в лесах, возле огня и благодарил и восхвалял своих богов, просил о покаянии и о будущих благах. Были их лица при этом разукрашены, в масках, одеты на них шкуры и прочие наряды, держали в руках копья, щиты и рога животных, совершали жертвоприношения и гадали.

Для ритуала жертвоприношения и гадания нужен был колдун - человек, который обеспечивал связь с богами. В семье эту роль выполнял старший мужчина. Перед гаданиями обычно выполняли жертвоприношение птицами или животными. В таком случае кровь разливали и разбрызгивали кругом, чтобы отогнать злых духов. Части животного, не предназначенные для еды, зарывали в землю, сжигали в огне или топили в реке.

Старцы убивали домашнее животное, обращаясь с просьбами к богам. В это время молодые девушки и парни и гадали, и исполняли колядки, которые восхваляли Коляду - бога молодого Солнца.

2. Вторая часть Коляды посвящалась всеобщей трапезе. Люди ели пищу, которая была принесена в жертву, пили по очереди из чаши, которую передавали по кругу. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов Нави и Прави и просили о помощи для добрых людей.

3. В третьей части празднования были так называемые «игрища»: люди исполняли разнообразные песни, танцевали под славянские народные инструменты.

Праздник Коляды (Солнцеворота) имел свои обычаи и особенности и на следующий день:

Сначала колядовать ходили дети по несколько человек. Они с собой брали 2 пирога, которые делили на всех поровну и съедали после исполнения колядок.

После шли молодые девицы (будущие невесты) и пели обрядовые песни. Давали им на всех несколько калачей и пряников.

В конце идут колядовать все женщины и мужики, им также давали и калачи, и пряники.

Сценарий праздника Коляды

А сегодня как отмечают праздник? Коляда проходит в вихре обрядовых гуляний. Сценарий был и остается следующим, несмотря на дополнения и изменения, которые вносятся разными народами:

1. В канун Рождества (6 января) люди ничего не ели до самого вечера. Но как только на небе появлялась первая звезда, они садились всей семьей ужинать. На столе в этот вечер должно быть 12 блюд, из них обязательны кутья и узвар из сухофруктов (яблок и груш), а также мясные сытные яства (блины, голубцы, вареники, домашняя колбаса).

Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января - Щедреца.

2. На следующий утро - 7 января - наступает самый большой зимний праздник Рождества Христова. В этот особенный день принято ходить к крестникам и дарить им подарочки.

После обеда молодые девушки и парни наряжаются в разных зверей и цыган и группами по 10-15 человек ходят с колядками. Один из компании колядовщиков должен нарядиться козой. В некоторых регионах (в частности, на Западной Украине) принято ходить с большой самодельной звездой. Колядующие поют песни, прославляющие землю, с просьбами о добром будущем, танцуют и веселятся. За это хозяева щедро благодарят их и дают разные вкусности и деньги.

Считалось, что если хозяева не отпирали дверь колядующим, то это могло накликать беду на семью и бедность.

3. Следующим после Рождества Христова был день святого Степана. Именно в этот день хозяин должен был полностью рассчитаться со своими рабочими, а они, в свою очередь, могли высказать все, что накопилось за прошедший год. Потом решали, заключать ли новый договор для продолжения сотрудничества либо расходиться.

Немного иначе праздновали городские жители этот славянский праздник (Коляда). Сценарий его заключался в следующем:

Проведение праздничной программы и гуляний в парке и в центре города;

Организация ярмарки;

Бал и танцы (устраивались для богатых горожан).

Дети, как и сегодня, могли радоваться елке, подаркам, ходить на спектакли и танцевальные программы.

4. Весело праздновали и Щедрец 14 января. В этот день не только пели и танцевали, а и выбирали самую красивую девушку села. Ее наряжали, надевали венок, ленты, она возглавляла команду красавиц, которые ходили по дворам и щедровали. Хозяева и в этот день старались как можно лучше и больше одарить щедрующих, чтобы наступающий год был удачным и богатым.

Место кутьи во время колядных святок

Праздник Коляды у древних славян не проходил без кутьи. Было 3 особых святых вечера, на каждый из которых и готовили обрядовую кашу, причем разную:

1. Постную с орехами, сухофруктами, маком и узваром готовили в первый предрождественский вечер - 6 января. Называлась такая каша великой кутьей.

2. 13 января - накануне Нового года по старому стилю - готовили вторую кутью, которая называлась богатой или щедрой. В этот день на стол подавали всевозможные довольно сытные блюда, и даже каша была заправлена жиром, салом, маслом и скороминою.

3. Третья кутья - накануне Крещения 18 января - назвалась голодной и была, как первая, постной, приготовлена на воде. Существовала традиция, которая заключалась в том, что глава семьи в этот вечер выходил на улицу и на всех воротах, калитке и дверях чертил кресты, чтобы уберечь жителей дома и семью от нечистой силы, бед и ненастий.

Праздник Коляда в России во времена СССР практически не праздновался, но в 60-е потихоньку начали возрождаться славянские традиции, а в 90-е они уже полным ходом стали возвращаться в русские семьи. Сегодня колядуют в Святой вечер - с 6 на 7 января, при этом многие обычаи возвращаются: дети и молодые люди переодеваются в праздничные наряды, берут с собой звезду, разучивают обрядовые песни. Хозяева, в свою очередь, стараются щедро отблагодарить колядующих, чтобы год был удачным и богатым.

Место гаданий в Коляды

Гадания в Коляды занимали особое место, их проводили обычно с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Новый год по старому стилю). Было поверье, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу и раскрыть тайну будущего, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы. Существовало множество ритуалов. Наиболее популярными из них являются следующие:

1. Девушка должна была выйти во двор и бросить сапог со своей левой ноги через забор. Потом посмотреть, как он упал. Если носком к дому, то в этом году она не выйдет замуж, если в противоположную, то смотрели, в какую сторону указывает сапожок - дескать, оттуда и нужно ждать суженого.

2. Брали 2 иголки, намазывали их жиром или салом и опускали в воду. Если они тонули сразу же, то год предвещался неудачный, а если остались на плаву, да еще и соединились, то стоило ждать богатого года и скорого замужества.

3. Гадали и по полену. Молодая девушка из дровяника вытаскивала вслепую один пенек и внимательно его рассматривала. Если он был шероховатым, то суженый будет с неприглядной внешностью, если гладкий и ровный, то будущий муж будет красивым и статным. Множество сучков на пеньке указывали на то, что парень будет из семьи с множеством сестер и братьев. Если попадалось кривое и покрученное полено, то жених будет с внешними дефектами (кривой, рябой и т. д.)

4. Гадание на кольцах. Оно заключалось в том, что в решето засыпали любую крупу или рожь, пшеницу, клали сюда же и 4 вида колец: металлическое, серебряное, с камушком и золотое, и хорошо перемешивали все это. Для этого гадания собиралась компания из незамужних девушек, каждая из которых зачерпывала по одной горсти содержимого:

Если попадалось только зерно, то в этом году девушка не выйдет замуж вовсе;

Если простое металлическое кольцо, то выйдет она замуж за бедного парня;

Если кольцо серебряное, то жених будет простым;

Кольцо с камушком предрекало семейную жизнь с боярином;

Золотое кольцо - знак, что выйдет замуж девушка за купца.

5. Существует также такое гадание, для которого нужно взять миску и заполнить ее зерном, приготовить листочки бумаги, на одном из которых написать заветное имя суженого, остальные оставить пустыми. Брать горстями зерно и смотреть, с какого раза попадется желанный листочек:

Если с первого, то девушке стоит ждать скорого сватовства;

Со второго - значит, вам придется столкнуться с некоторыми трудностями;

С третьего - молодой обманывает вас, лучше не верить его словам;

С четвертого - парень совершенно равнодушен к вам.

Молодые девушки также гадали:

В полночь в бане;

С зеркалом, ожидая увидеть в нем суженого;

На воде и свечах.

Одной из главных традиций было катание колеса. Для этого большой деревянный круг в виде колеса поджигали и катили в гору и с горы. Здесь четко можно увидеть связь славянских традиций и обрядов Коляды, ведь горящее колесо, безусловно, символизировало солнце, а тем, что его катили в гору, помогали прибавляться световому дню.

История колядования

Колядки обычно пели не в доме, а прямо под окнами. Молодые девушки просили разрешения войти и тогда пели «виноградьё», широко распространенное на Севере. Здесь колядующих одаривали не пирогами или сладостями, а обрядовым печеньем в виде животных, птиц. Такие коржики были сделаны из долгохранящегося теста, они были ценными и дорогими для каждой семьи, ведь хранили их на протяжении всего года, чтобы домашняя утварь не заблудилась по дороге домой и размножалась. Делали такое печенье и раньше, но с изображением символов, которые были обращены к богам (знак Рода или Солнца).

Обряд колядования осуществлялся на протяжении недели, начиная с 25 декабря (Рождество по Главными атрибутами такой процессии были:

1. Звезда. Делали ее из прочной бумаги - большую, величиной в аршин (около 0,7 метров) - и освещали свечой. Звезда была восьмиконечной, раскрашенной яркими красками.

2. Вертеп. Был сделан из ящика с двумя ярусами, в котором помещались фигурки из дерева, изображающие историю рождения Иисуса Христа.

Под окнами колядовщики исполняли краткие молитвенные песнопения, и только один из группы по разрешению хозяина мог войти в дом и получить угощения и мелкие деньги.

Коляда - праздник, во время которого в больших селах России один двор могли посетить 5-10 групп со звездой, и каждую из них хозяева старались щедро одарить.

Языческие корни праздника

Итак, Суть праздника сводится к следующему: это перечень древнеславянских обрядов, воспевающих и восхваляющих языческого бога молодого солнца. Согласно многим источникам, Коляда еще был богом веселых застолий.

Главной версией происхождения праздника является то, что восхвалялось светило в день зимнего солнцестояния. Существовала даже легенда на этот счет. Змей Коротун пожирал Солнце, а богиня Коляда помогала людям и производила на свет новое, молодое светило - Божича. Люди стараются помочь богине и защищают новорожденного от змея посредством пения и громких выкриков, переодевания в страшные костюмы из шкур зверей и использования рогов. С колядками молодежь ходит по всем дворам, чтобы сообщить о том, что новое молодое солнце родилось на свет.

После принятия христианства церковь всячески запрещала обычаи колядования и поклонение богам, но искоренить древние традиции и обряды полностью не удалось. Поэтому по дворам стали ходить священнослужители и верующие люди, оповещая, что родился Иисус Христос и восхваляя его. Эти обычаи и сохранились до нашего времени. Хотя таких исполнителей колядок хозяева часто вовсе не одаривали, наоборот, старались избегать. На Полесье верующих колядовщиков не пускали к дому, так как считалось, что не будет урожайным просо, а тех, кто колядовал по старому обычаю, щедро вознаграждали и благодарили.



Публикации по теме