Досуговая деятельность в доу. Организация и проведение досуговых мероприятий в доу

Поддубровская Я.А.

МБДОУ № 101


Пояснительная записка

Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.

Основная цель данной работы – формирование представления о культурно-досуговой деятельности в детском саду.

Задачи, поставленные для достижения цели:

Дать представление о видах культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении;

Познакомить с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов в детском саду;

Рассказать об организации и планировании физкультурного праздника в детском саду, варианты его проведения.

Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в детском саду

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома , так и в специализированных учреждениях.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.

Виды отдыха:

· самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· работа на территории детского сада;

· спортивный отдых;

· игры со снегом, песком и водой;

· прогулки;

· беседа со взрослым;

· игровая деятельность;

· чтение книг;

· просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;

· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;

· прослушивание сказок, песен, мелодий.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);

· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;

· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;

· музыкально – литературные концерты.

К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Виды развлечений:

· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;

· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;

· познавательные вечера: КВН и викторины;

· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;

· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;

· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

Виды праздников:

· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

· православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.

Для достижения главной цели работы были рассмотрены разные виды культурно-досуговой деятельности в детском саду.

А так как в нашем саду приоритетное направление – это физкультурно-оздоровительная работа, то данный опыт, подробно знакомит с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов. Приведены примеры и варианты организации и планирования физкультурного праздника в МБДОУ № 101.

Подробно познакомиться с различными видами досуга в детском саду, можно в Приложение.

Список использованной литературы


  1. Дошкольное воспитание «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». № 12 – 2001, стр. 30-34

  2. Дошкольное воспитание «Джунгли зовут». № 7 – 2006, стр. 69-70

  3. Дошкольное воспитание «Новогодние праздники». № 12 – 2004, стр. 39-44

  4. Дошкольное воспитание «Активные формы отдыха». № 5 – 2007, стр. 35 – 39

Организация досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Мастер-класс раскраска "Смешарики"


Цель: организация досуговой деятельности детей.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию идею организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Раскраска "Смешарики". Данный материал будет интересен для воспитателей не только старшей, но и других групп детского сада.
Раскраска, как и рисование, помогает развивать творческое мышление, развивает воображение. Дети, занимаясь раскрашиванием картинки, учатся самостоятельно принимать решения (какой цвет выбрать, какого цвета тот или иной предмет в жизни и т.д. Раскрашивание рисунков повышает концентрацию внимания детей, т.к. им приходится следить за правильностью нанесения цвета, его расположением и соблюдать аккуратность, боясь испортить изображение, не заходить за контуры рисунка. Так же использование раскраски помогает познакомить ребёнка с окружающим миром и правильным его восприятием.
Многие воспитатели, особенно в летний период, сталкиваются с вопросом - как правильно и в то же время интересно организовать досуговую деятельность детей. Вот одна из моих идей:
Рассказать детям о том, что герои их любимого мультфильма прислали для них задание, а именно раскраски. Кто хорошо выполнит задание- получает медаль! (Медали готовятся заранее, смотрите фото).
Вот как мы раскрасили Смешариков)))
- Заранее распечатанные раскраски:

- Раскраска "Крош и Ёжик"


- Раскраска "Ёжик".


- Ребята с энтузиазмом принялись выполнять задание.




- И получили заслуженные медали!



Идея проста в исполнении, но интересна! Надеюсь кому-то пригодиться!

Проблема организации досуга не нова, ее издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К.Д.Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность». В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, оно происходит от глагола «достигнуть». В настоящее время под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг - это возможность что-то сделать или чего-то достичь .

В словаре С.И.Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время. Л.Д. Мардахаев определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей . Свободное время-это время досуга, которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых.

Детский досуг осуществляется в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам). Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т.е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга в выходные дни и во время каникул посещение утренников, просмотр спектаклей и телевизионных передач, занятие спортом и туризмом, участие в спортивных мероприятиях .

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

1) отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

2) развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

3) праздники - сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;

4) самообразование - это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями;

5) творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений. Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.

Активный отдых включает в себя:

Общение,

Спортивно - оздоровительную деятельность,

Игры и отдых на природе,

Пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, т.п.),

Интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках и т.п.).

Для детей подготовительной группы отдых заключатся в том, чтобы в свободное время учились заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, совершать прогулки, походы и т.д.).

Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность, таким образом, происходит гашение агрессивности у детей.

В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художественно - эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях кукольного и теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству. Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов.

К развлечениям относятся:

1. Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

2. Сюрпризы - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

3. Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты пользуются специальными довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.

4. Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

5. Шарады - это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

6. Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы «Успех» является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

* явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);

* окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

* миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

* традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

* наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

* событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Праздники формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Взрослые должны дать выход их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада .

Например, в День народного единства предлагается провести фольклорный праздник; спортивное развлечение (подвижные игры народов России); выставка рисунков, поделок, посвященных (национальному костюму, природе России и т. п.).

Подготовка к празднику предполагает:

· цикл бесед и рассказы воспитателя по теме «Народы России»;

· чтение художественной, научно-художественной и научно-познавательной литературы по теме праздника, сказок народов России;

· игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России;

· разучивание стихотворений по теме праздника;

· рассматривание фотографии с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника;

· ситуации морального выбора, педагогические ситуации;

· проектная деятельность («Путешествие по карте России»);

· создание коллекций «Природа России» (животные, растения, виды местностей России и др.);

· мастерская по изготовлению национальных костюмов (рисование, аппликация);

· слушание, разучивание и исполнение песен народов России, разучивание и исполнение танцев народов России

Таким образом, мы видим, что в проведении праздников включена и продуктивная деятельность детей, такие, как рисование, аппликация, создание коллекций.

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в сфере науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения, просмотров телепередач и прослушивания радио. Самообразование ребенка происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.).

Потребность ребенка к самообразованию в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям; умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении. К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование .

Творчество содействует возникновению стремления развивать художественных способностей в пении, рисовании и музыцировании. Творчество учит самовыражению, находить новые решение в процессе рисования, лепки, конструировании, моделировании и сочинении мелодий, песен и танцев. Обычно чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения.

Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую проектировочную среду, например, студии при дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования (центры, дома творчества и т.д.). Поддерживать увлечение детей и создать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях .

Педагоги и психологи, говоря о том, что бессмысленное времяпровождение многих детей, их пустые, а порой и антигуманные забавы стали обычными явлениями современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов у детей, их увлечений; недоступность посещения досуговых детских центров. Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь.

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств.

Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми . существует комплекс игр для снятия агрессивности у детей, которые необходимо включать в досуговые мероприятия.

По мнению Сухомлинского В.А. «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра - самая благоприятная почва для бурного развития воображения» .

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение свободы. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир ребенка и становятся возможными самые необыкновенные превращения .

В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко находят свое развитие и подтверждение. По мнению Н.К.Крупской значение игры для познания мира, для нравственного воспитания детей - это «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо больше, чем что - либо другое». Ту же мысль высказывал А.М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Н.К.Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности: в игре, как и работе, главное - постановка цели и ее выполнение. По ее мнению, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает и А.С.Макаренко, утверждая, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочие усилия, радость творчества, чувство ответственности .

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности старших дошкольников, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом досуговая деятельность способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка во время досуговой деятельности, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. А сами дети, участники досуговых мероприятий, учатся взаимодействию друг с другом, именно досуговая деятельность является эффективным методом снятия агрессивности у детей.

Выводы по 1 главе

Итак, мы выяснили, что агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическую проблему можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем педагогики. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Психологическая коррекция - комплекс мер и способов влияния на ребенка, вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка и досуговая деятельность является одним из наиболее действенных способов раскрытия детской личности и формирования в ней нужных социальных качеств.

Досуговая деятельность позволяет

Научить детей контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

Повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;

Закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

Научить работать в коллективе.

Таким образом, в процессе организации досуговой деятельности у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Формируется хорошее отношение друг к другу и к взрослым, реализуется желание быть понятым и принятым ими, возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе, дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Досуговая деятельность является эффективным методом снятия агрессивности у детей.

Культурно-досуговая деятельность в детском саду

Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует:

Культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;

Развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;

Развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;

Созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

Формированию коммуникативной культуры детей;

Расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;

Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его Я-концепции. Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что является чрезвычайно важным для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни!). Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать то-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к их переутомлению).

Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром. Например, это могут быть «Зимние забавы» (игры, аттракционы зимней тематики), или «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями), «В гостях у сказки» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов, загадки, призы, и др.), и т.д. Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (от 15 до 35 минут, в зависимости от возраста) во вторую половину дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом. Ответственные за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, и др.). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтических вечеров, инструктор по физическому воспитанию – спортивные развлечения в спортивном зале или на улице, музыкальный руководитель - музыкальные гостиные, вечера любимых песен, и др.

На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать фонограммы для каждой темы.

Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ, и др.

Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки, могут быть:

  • «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен;
  • «Сам себе костюмер» (ряжение) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги;
  • «Мы играем и поем» - игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!), аттракционы;
  • «Танцевальное ассорти»- свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
  • «Магазин музыкальных игрушек» - свободные игры с инструментами, которые могут заканчиваться импровизированным оркестром.
  • «Кукольный театр» - всевозможные варианты кукольных представлений: от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;
  • «В гостях у сказки» - две-три коротких сказки разных народов, прочитанные в музыкальном зале в особой атмосфере с настольной лампой, либо спонтанное обыгрывание знакомой сказки.
  • «Кинофестиваль» - просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;
  • «Будь здоровым, сильным, ловким!» - спортивно-физкультурные досуги с различными эстафетами и соревнованиями;
  • «Наши любимые игрушки» - обыгрывание любимых игрушек, которые дети принесли из дома; загадки, стихи, исполнение песен об игрушках, игры-аттракционы или танцы с ними;
  • «Театральные встречи» - выступления бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, театральных групп с различными спектаклями в детском саду;
  • «Посиделки с родителями» - совместные развлечения, на которых родители исполняют (по желанию) песни, танцы, читают басни, стихи, и др.
  • «Папа, мама, я – спортивная семья» - совместные физкультурные развлечения, походы.
  • «Выпускники детского сада в гостях у малышей» - совместные танцы, песни, игры старших и младших дошкольников.
  • «День рождения» - групповые праздники с чаепитием и угощениями, на которых поздравляют всех, кто родился, например, летом, осенью, весной или зимой (возможен вариант проведения таких развлечений каждый месяц).
  • Экскурсии, посещение музеев, игры в музей (дети принимают на себя роль экскурсоводов по своей группе, детскому саду).

Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся четыре раза в месяц для каждой группы. При планировании досуга учитывается время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду Например, вечер игр после Нового года может быть посвящен зимним забавам, в которые дети играли на празднике. Осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».

Возраст 3-4 года

Организация досугов требует учета возрастных особенностей детей четвертого года жизни: непроизвольности и небольшого объема внимания, утомляемости, спонтанности в проявлении эмоций. Младшие дошкольники увлекаются процессом, а не результатом предметно-двигательной деятельности (например, с увлечением собирают бутафорские грибочки, перекладывают овощи, и т.д.). Им еще недоступно понимание соревнования (кто быстрее?), поскольку для них интересен сам процесс. Любимые забавы малышей – это прятки и догонялки. На этой основе педагог может варьировать различные игровые ситуации со сказочными персонажами: Петушки убегают от Лисы, Зайцы прячутся от Волка, Поросята разбегаются по своим домикам, и т.д. Дети любят, когда обращаются именно к ним, называя по имени. Для них важен тактильный контакт: погладить Зайчика, покормить Петушка. Дети с удовольствием выполняют игровые действия по показу. На этой основе можно импровизировать инсценирование детских песенок, маленьких сказок, стихов и потешек. Эти и другие возрастные особенности важно учитывать при организации игр-аттракционов, сюрпризных моментов.

Перечисленные выше формы организации досугов могут быть использованы в работе с детьми 4-го года жизни при условии их соответствия возрастным возможностям малышей. Например, на развлечении «Песенные посиделки» взрослые или старшие дети исполняют знакомые песни, сопровождая их образными движениями, которые повторяют малыши (чаще всего они подпевают и двигаются одновременно). На таких развлечениях широко используются мягкие игрушки, театральные куклы, приглашаются сказочные персонажи, которых играют старшие дети или взрослые.

Дети с большим удовольствием двигаются под музыку. Педагог помогает организовать музыкальное движение в виде простейшего танца или образного движения, например, «выход медведя». Воспитатель использует детали костюмов (шапочки персонажей), яркую атрибутику - платочки, искусственные цветы, колокольчики, ленточки, и др.

Кульминацией детских развлечений является сюрпризный момент. Чаще всего, это появление сказочного персонажа, который приносит какие-нибудь игрушки, а затем проводит с детьми игру.

Ряженье предлагается малышам с использованием только элементов костюмов и отдельных атрибутов: шапочек, платочков, колпачков и других деталей, с которыми они сами смогут справляться. Нарядившись, малыши могут подвигаться под музыку в своем образе, и педагог организует детские импровизации.

Спортивные соревнования должны учитывать интерес и возможности детей. В основном, это - подвижные игры, типа «займи домик» «спрячься от волка», «собери урожай».

Кукольный театр для малышей могут показать дети 6-7 лет. Это может быть также настольный театр, в который после представления поиграют и малыши. Подобные совместные мероприятия очень важны в детском саду, поскольку они объединяют детей разного возраста, воспитывают у старших желание общаться с малышами, обучать, помогать им, а для малышей это также полезный пример для подражания. Кукольный театр может завершиться общим просмотром мультфильма по той же сказке.

Возраст 4-5 лет

Развлечения для детей 5-го года жизни организуются на основе указанных выше требований. Однако тематика досугов может быть расширена в соответствии с обогащением содержания других образовательных областей.

В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, у них лучше развита произвольная память, внимание, речь. В «Песенных посиделках» дети 4-5 лет уже более активны, они могут исполнять 2-3 любимые песни из репертуара младшей группы. Одновременно педагог может им спеть более сложную песню с ярким воодушевляющим припевом, который все дети научатся повторять, а может быть и подыгрывать себе на шумовых инструментах. Важно петь, сидя с детьми в кругу, что всех объединяет и превращает детский «хор» в истинное музицирование, цель которого - пение для себя. Поскольку пение будет происходить без аккомпанемента, песни должны быть предельно простыми, например, «Петушок», «Зайчик». «Вышла курочка гулять».

Несмотря на непроизвольность поведения и спонтанность проявления эмоций, дети 5-го года жизни уже по-другому воспринимают театральную игру, принимая роль «артиста» и «зрителя». Обыгрывание маленьких песенок (например, народной песни «Белые гуси», или «На мосточке» А. Филиппенко), стихотворений, маленьких сказок («Теремок». «Колобок») может быть импровизационным с использованием различных видов кукол или в форме драматизации.

В этом возрасте следует проводить различные варианты развлечений с игрушками (загадки об игрушках, стихи о любимых игрушках, импровизированные танцы с игрушками, прятки и другие аттракционы.).

Интеграция содержания различных образовательных областей в игровой форме, сюрпризы, экспромты с детьми на основе знакомого материала – основа организации досугов с детьми 4 – 5 лет.

Возраст 5-6 лет

В развитии произвольности внимания, памяти, поведения детей 5-6 лет происходит «скачок»: старшие дошкольники способны к более длительному произвольному вниманию, легко запоминают загадки, тексты небольших стихотворений и песен. Дети 6-го года жизни более самостоятельны в исполнительской деятельности, могут выполнять действия не только по показу, но и в соответствии со своим замыслом (а не просто спонтанно, как было в младшем возрасте). Это открывает новые возможности в расширении тематики досугов, использования различных форм интеграции.

Например, в процессе реализации проекта «Праздник хлеба» в игровом или танцевальном досуге можно с детьми исполнить хоровод с колосками и в конце сделать из них оригинальный букет. Заранее разучивать подобный хоровод нет необходимости - дети просто будут выполнять движения вместе с педагогом, а составление букета из колосков – спонтанное творчество.

Дети 5-6 лет более осознанно воспринимают условность театра и его персонажей. Театрализованные представления в исполнении школьников или профессиональных артистов способствуют развитию у детей навыков культуры театрального поведения: дети учатся благодарить артистов, спокойно заходить и выходить из зала, тихо сидеть во время представления.

Дети данной возрастной группы становятся способны к более осознанному просмотру художественных мульфильмов по музыкальным сказкам, детским операм, таким, например, как «Мойдодыр», «Волк и семеро козлят».

Танцевальные развлечения могут быть организованы в форме детской дискотеки, импровизации свободных ритмичных танцев под современную музыку, что способствует спонтанному выбросу физической и эмоциональной энергии детей. Другой вариант - сочинение танцев, в которых найдут место сольные импровизации детей. Образно-игровые движения, столь любимые детьми, могут соединяться с ряженьем и стать спонтанным маленьким спектаклем на 2-3 минуты.

В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные развлечения, поскольку детям необходимо выплеснуть избыток энергии. Набегаться и накричаться, дать выход эмоциям - это жизненные потребности и главный интерес детей в подобном досуге (и педагоги должны создать для этого условия).

Возраст 6-7 лет

У детей 7-го года жизни уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.

Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей.

Так, например, дети проявят яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают содержание многих литературных произведений (большинство детей в этом возрасте уже сами читают). Развлечение в форме конкурса стихов, выученных на занятиях или к праздникам, очень полезно для развития речи, памяти детей, снятию боязни публичных выступлений. Дети данного возраста начинают понимать индивидуальное, поэтому они уже могут сами оценивать выступления других (на игровых конкурсах выбирается детское жюри). Традиционное ряженье также может стать творческим конкурсом костюмов При этом все участники должны быть отмечены и награждены, например, «за самый смешной костюм», «за самый оригинальный наряд», «за самый функциональный», «красивый», и т.д.

Дети 7-го года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Важно учить их переживать выигрыш и проигрышь, «болеть» за свою команду. В спортивных развлечениях детям предлагаются различные соревнования, эстафеты, забавные аттракционы (например, бег в мешках, «езда» в тазиках, бег спиной, ловишки с завязанными глазами и т.п.).

«Песенные посиделки» как развлечение приобретают новое качество и могут стать истинно любимым музицированием, так как репертуар, накопленный за несколько лет в детском саду, позволяет делать выбор и попеть всем от души. Главная задача этой формы досугов – воспитать у детей любовь к песне, потребность в этом виде эстетической деятельности. Педагоги должны обязательно принимать участие в пении вместе с детьми и делать это с удовольствием. Сюжетные песни во время развлечения могут быть инсценированы, некоторых персонажей дети озвучивают шумовыми инструментами.

Совместные досуги организуются с родителями, бывшими выпускниками, а также малышами, на которых старшие дошкольники могут обучать, помогать младшим. Эта форма досуга особенно актуально для современного социума, где нарушены естественные детские сообщества.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являясь по форме и содержанию синтезом различных видов творчества, игры, общения, способствует не только эстетическому воспитанию детей, обогащению их жизненного опыта, развитию деятельностных способностей, но и несет в себе психо-терапевтическую функцию, формирует потребность в культурном досуге как особом виде наслаждения и отдыха. В воспитании этой потребности содержится рецепт профилактики многих социальных болезней, которые могут встретиться в дальнейшей жизни детей, а также «ключ» к счастливой жизни, наполненной стремлением к эстетическим переживаниям, радости творческого самовыражения.


Организация досуговой деятельности в современном ДОУ.

Досуговая деятельность детей - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера.

Задачи досуговой деятельности:

Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга;

Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Функции детского досуга:

1.самореализация;

2.самореабилитация;

3.компенсаторная;

4.воспитательная;

5.просветительская;

6.рекреативно-оздоровительная;

7.терапевтическая.

Принципы педагогики досуга:

1) принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

2) принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный.

В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно-досуговая деятельность), самообразование ребенка.Среди множества точек зрения на понятие «досуг», можно выделить две основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности. Мы будем опираться на второй аспект определения понятия «досуг», т.е. как культурно-досуговую деятельность. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.

Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (художественная - музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество - моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил).

Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций - условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание. И как результат - у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.

М.Б. Зацепина выделяет три типа отношения к организации досуга: первый - полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность; второй - излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духовным напряжением. И третий тип руководства - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием. В последнем случае необходимо взрослым сосредоточивать своё внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности.

Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.

Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей.

По мнению А.Ф. Воловик интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение дошкольника к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес - это неудовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить.

Из вышеизложенных подходов отечественных психологов и педагогов вытекает, что у ребёнка, в первую очередь, возникает тот интерес к культурно-досуговой деятельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира. В связи с этим на первоначальных стадиях его развития родители заботятся о разных впечатлениях, которые имеют эмоциональную положительную окраску. Здесь можно увидеть характерную особенность культурно-досуговой деятельности ребёнка, которая заключается в том, что у дошкольника эмоциональные переживания доминируют над познавательным процессом. В то же самое время, получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные, в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии комфорта, ребёнок не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес, ребёнок отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления интереса или создавать новый интерес, новую направленность культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, первый принцип позволяет расширить кругозор ребёнка, повысить его досуговую культуру и способствует проявлению творческой активности. Наиболее полно этот принцип реализуется в процессе коллективной культурно-досуговой деятельности. Следующим важным принципом является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что приводит впоследствии к повышению у ребёнка уровня культурно-досуговой деятельности, реализуя в ней воспитательно-образовательные возможности.

В исследованиях Л.П. Печко подтверждается мысль о том, что эстетическая и нравственная культура ребёнка взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры. Необходимо помнить, что только позитивно содержательный досуг будет способствовать формированию основ культуры ребёнка.

Одним из основных принципов организации культурного досуга дошкольников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности.

Все выше перечисленные принципы, определяющие отдельные стороны процесса культурно-досуговой деятельности, взаимосвязаны и в своей совокупности лежат в основе организации детского отдыха, развлечений, праздников, самообразовании ребёнка и его творческой деятельности.

В результате исследования и анализа изученной педагогической и психологической литературы сделаем вывод, что деятельность, входящая в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относится самообразование в широком смысле слова. Это различные формы коллективного и индивидуального освоения культуры: посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий, чтение книг, просмотр телепередач и т.д. Другую группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные занятия и увлечения (хобби). Перечень их очень широк и всецело зависит от уровня развития науки, техники, культуры в целом. Это и традиционные (коллекционирование, занятия хореографией, поэзией, живописью, физкультурой и спортом, туризмом и т.д.), а также более современные направления, например, компьютерные клубы, объединение роллеров и др.

Одним из приоритетных направлений при организации детской культурно-досуговой деятельности является посещение музеев, театров, экскурсии, коллекционирование, чтение литературы, самостоятельное экспериментирование, самостоятельная художественная деятельность.

В целях создания условий для самореализации ребёнка в процессе культурно-досуговой деятельности необходимо заботится о впечатлениях, которые должны носить разносторонний характер, чем больше впечатлений, тем шире интересы, тем ребёнок более любознательный, что способствует возникновению увлеченности, которая обладает самоценностью. Если дети сохранят её в своей жизни, то они смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и стремиться к культурному времяпрепровождению, обогащающему и развивающему самостоятельность личности.

В программе « От рождения до школы» разработанной под редакцией Н. Е. Веракса представлены следующие требования для детей разных возрастов и интересов.

Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 5-6 лет предполагает решение педагогом следующих задач.

Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т.д.).

Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.

Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Самостоятельная познавательная и художественная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдать, экспериментировать, собирать коллекции и т.д.).

Творчество. Продолжать развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей в разнообразной художественной и познавательной деятельности, создавать условия для дополнительного посещения кружков и студий.



Публикации по теме