Классный час на тему «Семья – моя радость. Классный час на тему: “Семья – волшебный символ жизни”

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Михайловская общеобразовательная школа»

Единый урок

Подготовила

классный руководитель

Миронова О.В.


Тема. Моя семья

Цель: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи:

Воспитание духовных потребностей:

    любовь и уважение к окружающим;

    этические;

    познавательные;

    эстетические.

Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.

Помочь сформировать правильное отношение к семье , ее членам, их взаимоотношениям.

Оборудование: компьютер, мультфильм «Пётр и Феврония», рисунки детей, цитаты из Библии о семье

Ход урока

Семья – это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!


Классный руководитель.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь, год от года взрослее и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
Стихотворение «Семья».
Но как появилось слово «Семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, погладит бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я. Я», - вздыхая, ответила Ева, - «Я. Я».
Вот так появилась на свете «СЕМЬЯ»!

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие семья?
2. Какая семья считается счастливой?
3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Классный руководитель.

Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи.
А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

(Рассказы учащихся)

Классный руководитель.

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

    Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

    Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

    Приглашать гостей и собирать застолье;

    Собирать и хранить семейные фотографии;

    Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

    Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи (дети рассказывают о семейных традициях)

Классный руководитель.

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Ученик.

Не мало написано ласковых слов
О мамочках наших, родных и прекрасных.
Они, словно феи из сказочных снов,
Несут в нашу жизнь нескончаемый праздник.

Они добротой и любовью своей
Способны развеять любые туманы.
Нет мамочек наших на свете милей.
Любимее нет никого моей мамы.

Она для меня, словно лучик в ночи.
Когда она рядом, на сердце теплее.
Спасибо тебе, что смогла научить
Всему, что сама ты, родная, умеешь

Ученица.
Может он в футбол играть,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой -

Самый лучший ПАПА мой!


Викторина «Кто живёт в моей семье?»
1. Кто такие бабушка и дедушка?
(родители мамы или папы).
2. Как зовут сестру мамы или папы?
(тётя)
3. А кто такой дядя?
(брат мамы, папы или тёти)
4. Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
5. А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
6. Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учиться в одном классе?
7. Свекровь и свёкор. Кто это?
(родители мужа)
8. Тесть и тёща. Кто это? (родители жены)
9. Кто такие шурин и свояченица?
(брат жены и сестра жены)
10. А как называют брата мужа и сестру мужа?
(деверь и золовка)
11. Кто такие свояки? (мужья сестёр)
12. Кто такие невестки?
(жёны братьев)
13. Кого называют зятем?
(мужа дочки, сестры или золовки)
14. К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)

Классный руководитель: Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.
Ребята, как вы думаете, что означают следующие пословицы:
(Классный руководитель зачитывает пословицы, а дети объясняют услышанное)
1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
6. Намёки да попрёки - семейные пороки.
7. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
9. В хорошей семье хорошие дети растут.
10. На что клад, коли в семье лад.
11. Не прячь свои неудачи от родителей.
12. Согласье в семье - богатство.
13. В гостях хорошо, а дома лучше.
14. В дружной семье и в холод тепло.
15. В семье разлад, так и дому не рад.
16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
17. Когда семья вместе так и душа на месте.

Просмотр мультфильма «Пётр и Феврония»

Классный руководитель.

Дети, чему нас учит этот мультфильм? (высказывания детей)

Каждыё человек должен соблюдать “Заповеди семейной жизни

    Свято храни честь своей семьи.

    Люби свою семью и делай ее лучше.

    Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

    Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

    Подари родителям радость.

    Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

    Доброе дело – дороже богатства.

    Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их

Конкурс рисунков «Моя семья»

Заключительное слово классного руководителя.

Семья – это счастье, а счастье стекло,

Стеклянному счастью разбиться легко.

Как хрупкую вазу и нежный букет

Семью берегите, живите без бед.

Добро, теплоту и уют сохраняйте,

Надежду, любовь никогда не теряйте.

Для счастья семейного - надо трудиться,

И в доме тепло очага сохранится.

Желаю всем вам счастья, здоровья, согласия в семьях! Надеюсь, что в нашей школьной семье тоже всегда будут царить искренность и взаимопонимание, а в большой всенародный семье - мир!

«Семья, как много в этом слове»

Цели:
1. Раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях;
2. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения;
3. Развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
4. Прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
задачи:
5. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания;

Задачи:
1. Воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим, этические, познавательные, эстетические.
2. Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
3. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Оборудование: мультимедиа, нарисованный дом на доске, ладошки из бумаги, маркеры, ручки, магниты.

План :
I. Что такое семья? Зачем нужна семья?

II. Беседа о семейных ценностях

III. Выступление семьи Борзых

IV. Викторина

V. Россыпи народной мудрости о семье (игра)

VI. Беседа о семейных правилах

VII. Аукцион семейных праздников

Ход урока
I. Учитель. Добрый день! Приятно видеть ваши улыбающиеся лица. Я поздравляю вас с началом нового учебного года, с днем знаний и желаю вам всего наилучшего, успехов в учебе! Итак, начнем наш первый урок!

Сегодня урок у нас необычный! Он будет посвящен самому главному, что есть в жизни человека. Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь? Конечно же о семье, о семейных ценностях.

Семья – это святое слово, и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила, наши заветные слова!

Давайте попытаемся дать определение слову «семья»!

Ответы ребят

Вы правы. В словаре Даля дано такое определение семьи. "Это совокупность близких родственников живущих вместе"

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 – Я?

Ответы ребят
А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение?
Как появилось слово «семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
- «Я, я, я» - Ева молвила, - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

II. У каждого из вас есть семья! Все семьи разные, но есть что-то общее, в чем все семьи походят друг на друга. Давайте сейчас в этом убедимся.

Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку.

Как вы думаете, почему руки? (ответы детей ) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…).

Теперь вы сами убедились, что каждая семья имеет свои ценности, т.е. значимые вещи, традиции, то чем она дорожит больше всего.

III. Одной из значимых традиций является проведение совместного досуга. Закончились летние каникулы и наверняка многие из вас провели много времени всей семьей на отдыхе, от которого остались прекрасные впечатления.

Сейчас я бы хотела пригласить сюда семью Борзых: Антона и его маму Любовь Геннадьевну. Эта очень интересная семья. Они буквально несколько дней назад вернулись из увлекательного путешествия, о котором сейчас нам и расскажут.

Выступление семьи Борзых

ФИЗМИНУТКА: встать на одну ногу, повернуться влево, потом вправо; повторить все тоже самое, только в паре с соседом. Когда легче была выполнить задание: одному или в паре? Так и в семье – все невзгоды переносить легче, т.к. есть поддержка.

IV. Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы.

Вопросы:

Как говорит русская пословица о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносят сор из избы.)

Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы . (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает « семья ». Что это за слово? (Родина.)

В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой ? («Муха-Цокотуха».)

Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного р одственника ? (Мать -и-мачеха.)

В каком месяце отмечается Международный день семей ? (В мае)

V. Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Внимание на экран. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

3. СЕМЬЯ, ТАК, НА, И, ДУША, МЕСТЕ, ВСЯ, ВМЕСТЕ

4. В, СЕМЬЯ, И, ЮЛМЕЗ, ЗОЛОТО, ДРУЖНАЯ, ТЕАЩАРВЕРП.

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дружная семья и землю превращает в золото.

VI. Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Учитель. Будни это тяжелый труд всех членов семьи . Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и т.д. Но в семье как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Открытый классный час

на тему "Семья".

выполнила: Ахметьянова А. И.

учитель начальных классов

Тема: «Семья»

Класс: 3 а

Цель : раскрыть понятие семья

Задачи:

Формирование представлений о семье, элементарных родственных связях.

Развитие памяти на основе упражнений в запоминании.

Воспитание заботливого отношения к членам своей семьи, чувства гордости за свою семью; базовых эмоций личности.

Оборудование: картинки с изображением семьи, веселого солнца и грустного, свечи, планшет с надписью семья, три изображения кувшина с кармашками, бейджики в коробках, карточки с заданиями и словами, сердцевина ромашки, спички и др.

Ход занятия

Здравствуйте, милые дети,

Вы всех прекрасней на свете!

Вот таких хороших и пригожих

Я приглашаю на классный час!

Психогимнастика

(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).

Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.

Почему выбрали именно это солнышко?

Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение? Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.

(На доске оставить только улыбающееся солнышко)

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи. (Дети желают друг другу удачи ).

Сообщение темы классного часа

Ребята, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.

(На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ).

Правильно это семья. Вот, сейчас о своей семье в стихотворении нам расскажет:Елизавета

Стихотворение:

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне и наяву

А вечерами папа мне,

Когда,смолкают птицы в гнездах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Здесь в мире мы за годом год

Живем, друг другу помогая,

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

Спасибо большое, садись.

Изучение нового материала

Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)

Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был годом семьи. А 15 мая с 1994 года учреждён Международный день семьи, который отмечаем ежегодно. (На доску вывешиваются картинки)

В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.

Кто есть в вашей семье?

Сколько человек?

Что делает мама, папа, бабушка и т.д?

А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях).

Спасибо, а сейчас попробуйте отгадать загадки.

А) Ты сильный и смелый.

И самый большой,

Ругаешь - по делу

И хвалишь - с душой! ( папа)

Б) Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал « Вставать пора» ?

Кашу кто успел сварить?

Чаю- в кружечку налить? (мама)

В) Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой … (бабушки)

Г) Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый … (дед)

Д) Одного отца- матери дитя,

А ни которому не сын (дочь) Е) Одного отца – матери дитя,

А ни которому не дочь. (сын)

Молодцы! Теперь я предлагаю вам поиграть. Сей час вы выберите бейджики с надписями. Что написано на них, прочтите.

Каждый день вы играете какую то роль в семье кто-то дочь, сестра, сын, брат.

А сегодня вы еще сможете быть папой и мамой. Наденьте свои бейджики. Посмотрите друг на друга. Теперь у нас за каждым столом сидит семья.

Развивающие задания

Задание 1

Вам нужно придумать историю семьи.

1.Какая вы семья?(большая или маленькая)

2.Чем каждый из вас занимается(работает или дома сидит, в садик ходит, в школу)

3.Чем любите вместе заниматься? Как отдыхаете?

Задание 2

«Сосуд человеческих отношений» ( на доске)

Ребята, на доске изображен «Сосуд человеческих отношений». Он имеет форму кувшина. Ваша задача поместить такие отношения, которые должны быть в семье.

-Давайте проверим, что мы не взяли: гнев , злоба, агрессия - эти отношения разрушительные. Они разрушают человека, его здоровье, его взаимоотношения с людьми. Эти эмоции проявляются в виде: обзывания, оскорбления, ссоры, телесных наказаний.

Исходя из этого, какой можно сделать вывод?

Вывод: Надо стараться жить так, чтобы сосуд ваших эмоций был полон любви, уважения, заботы. Надо беречь родителей, понимать, не заставлять их нервничать, желать добра. Тогда и в отношениях не будет места боли, страху, обидам. А значит, не будет места и гневу, злобе, агрессии.

Задание 3 ( Учащиеся получают распечатки задания .)

Соедините стрелкой начало и конец пословицы. (Работа в парах. Проверка.)

Всякий дом сирота.

Без хозяина дом - хозяином держится.

Горе тому, а хозяин дом.

Не дом хозяина красит, не бородой трясти,

Дом вести - кто непорядком живет в дому.

Итог классного часа

- Что же такое семья для каждого из вас? (Это мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)

Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» ( Пожелания детей своей семье)

Рефлексия

Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Вы, наверно, знаете, что ромашка является символом семьи в России. Посмотрите у меня есть сердцевина ромашки. На которой написано 3 «А» - семья! А у каждого из вас на парте лежит по одному лепестку, ваша задача: написать совё имя на одной стороне и свое пожелание для своей семьи на другой стороне.(Ребята пишут пожелания, а в это время учитель зажигает свечи).

Ребята, как вы думаете, почему у вас на столах стоят свечки? Догадываетесь зачем они нужны? (Учитель вывешивает на доску образец изображения свечи.)

- Зажженная свеча - символ тепла, уюта, а также атрибут торжественности. (Ответы детей.)

Говорят, если написать свое желание на листочке, а потом сжечь его, то оно исполнится. Я же предлагаю вам сейчас наши пожелания прикрепить к сердцевине. Потом сесть за наши столы, вспомнить наши пожелания, думать о них и с этими мыслями задуть свечи, чтоб наши пожелания исполнились.

Ребята, я желаю вам семейного счастья, здоровья, любви, понимания и благополучия. Спасибо, вам за урок.

МБОУ Наримановского района

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Классный час

на тему:

«Мой дом, моя семья»

Подготовила:

классный руководитель 6 класса

Батырханова С.В

Тема: «Мой дом, моя семья»

Цель: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.

Задачи:

— формирование уважительного отношения к членам семьи;

— формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

— формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

— воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.

— помочь ребенку оценить свое место в семье.

Форма проведения: беседа.

Ход занятия

Классный руководитель : Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе, который называется «Моя семья». Сегодня мы поговорим о семьях, о семейных традициях и праздниках, увлечениях. Сначала ответьте мне на вопрос: «Что такое семья?» (учащиеся дают определение «семьи»)

Примерные ответы детей.

    Из словаря. Семья — это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети).

    Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

    Семья - это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

Классный руководитель: Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья — уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

«Семья» — это слово образовалось от исчезнувшего из нашего языка существительного «семь» — «работник, слуга, домочадец».

До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь» — «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

А какими являются семьи сегодня? Расскажите о своей семье. (Выступления учащихся. По ходу рассказа можно спросить о составе семьи, традициях, увлечениях, событиях, которые больше всего запомнились).

Классный руководитель: А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Что для этого необходимо? (чувства!) Какие? (любовь!)

Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены.

Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, принимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок…

У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.

Какие они прививают вам чувства?(дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Родословие – это история рода, история семьи в виде таблицы или в виде разветвленного дерева. Давайте попробуем вместе составить генеалогическое древо. На доске вы можете увидеть несколько примеров.

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По Далю.

Перечислите членов вашей семьи.

Перечисление учащихся:

    Мама

    Папа

    Брат

    Сестра

    Бабушка

    Дедушка

Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники.

Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

Перечисление учащихся:

    Дяди

    Тёти

    Двоюродные братья, сёстры.

    Прабабушки

    Прадедушки.

Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру «Поднимите руку все те, у кого…»

    У кого есть старший брат.

    У кого есть старшая сестра.

    У кого есть младший брат.

    У кого есть младшая сестра.

    У кого бабушка и дедушка живут в нашем городе.

    У кого родственники живут в нашем городе.

    У кого родственники живут в Мордовии.

    У кого родственники живут в России.

    У кого родственники живут за рубежом.

Тамара (Мама)

Александра

(бабушка)

Валентин

(дедушка)

Надежда

(бабушка)

Александр

(дедушка)

Владимир

(Папа)

Классный руководитель:

Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

Кто хочет рассказать о своей родословной? (рассказ детей)

А вечера в кругу семьи! А семейные праздники и торжества!

Какие традиции существуют в вашей семье?

Где вы любите проводить семейный отдых?

Какие семейные праздники сплотят семью?

Одним словом, семья-это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом вашего дома. Ваше участие в делах ваших родных, ваша забота и помощь, ваш интерес и уважение к традициям вашей семьи и вашего рода – все это поддержит согревающий и всем необходимый огонь семейного очага.

Почему важно в семье любить друг друга?

Как выразить свою любовь к родителям?

Как научиться не огорчать близких?

Как вести себя, когда провинился?

Как научиться понимать настроение родителей?

Как повысить настроение папе, маме?

Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:

У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)

КОНКУРС «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ»

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Классный руководитель: А теперь продолжите пословицу.

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Дом вести … (не бородой трясти).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

В гостях хорошо, … (а дома лучше).

КОНКУРС «УСТАМИ МЛАДЕНЦА».

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)

В них играют все дети. (Игрушки)

Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное).

Классный руководитель: А теперь давайте поиграем в игру «Ласковые слова». Предложить детям вспомнить те ласковые слова, которые им говорят родители чаще всего.

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ РОДИНА –МАТЬ.

Классный руководитель :

Как вы думаете, ребята, а кто является для нас всех общей матерью? Образу этой женщины посвящён огромный монумент в городе Волгограде.

Выполните задание в группах: Расположите понятия “Родина”, “Страна”, “Семья” по степени значимости для себя, используя круги разного диаметра.

Анализируя работы учащихся, надо отметить, что в определённые моменты истории понятие “РОДИНА” часто выходило на первый план и занимало умы и сердца людей. Так было, например, в годы Великой Отечественной войны.

За что мы любим нашу огромную семью, нашу Родину?(за её силу, богатство, красоту, величие, за гениев, которых она подарила всему миру).

Как называют людей, горячо и преданно любящих свою отчизну? (патриоты)

Назовите известные вам символы государства, которые отражают его мощь и величие. (Герб, гимн, флаг).

Заключительная совместная игра

«Фундамент моего дома»

Классный руководитель :

Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).

Вот какой крепкий фундамент у нас получился!

Подведение итогов:

Классный руководитель : Как видим, семья-это словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память).

Пшеничникова Оксана Владимировна

Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, село Антоновка,

КГУ “Антоновская средняя школа

Учитель самопознания

Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.

Задачи:

Тип классного часа: тематический.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация;
  2. альбомные листы (для каждого ученика).
  3. – цветные карандаши, фломастеры.
  4. – семейные фотографии.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент .

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в нашей уютной гостиной, по-домашнему теплой и нарядной. Чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать кроссворд. (слайд №3, №4 и №5)


В семье мы – мастера.
Всяких дел у нас гора!
Взяли в руки молотки
Ремонтируем замки.

– О ком идет речь? (Папа, сын)

  1. Основная часть.
    Учитель: Сегодня у нас не просто праздник, а праздник семьи, который называется «Семья – волшебный символ жизни». А семья – это близкие нам люди. Семьей становится и родной коллектив, в котором мы работаем, и класс, в котором мы учимся. Каждый из вас, ребята, в будущем обязательно будет иметь свою семью. И очень хотелось, чтобы она была дружная, крепкая и счастливая. (слайд №6)

Сегодня на нашем празднике присутствуют ваши родители, поприветствуем их.

Ученик. В семейном кругу мы с вами растём,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.

Ведущий. Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово!

Ученик 1 . Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Ученик 2. Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья! (слайд№7)

Ведущий:

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях.
Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие. Учитель: – А что для вас, ребята, означает СЕМЬЯ?

(Отрывки из сочинений детей)

Абдрахманова Айгерим. (слайд №8)
Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо. В семье человек чувствует себя защищенным от бед. Когда у человека есть семья, он чувствует любовь и ласку близких. Моя мама – добрая, отзывчивая, трудолюбивая, ласковая. Помогает и заботится, когда нам хорошо или плохо. Иногда мама что-нибудь вкусненькое испечет и еще свяжет носочки.
А папа – добрый, но большую часть времени находится на работе.
В семье каждый заботится друг о друге. Когда приходишь домой, тебя вкусненько накормят, обнимут, выслушают все твои проблемы и помогут.
Я хочу, чтобы моя семья была дружная, крепкая и были бы все здоровы.
Якимова Дарья.
Семья для человека – самое главное и дорогое. Думаю, что семья нужна каждому в жизни. Мама, папа, брат и я – наша дружная семья! Когда мы все вместе, то очень любим смотреть мультфильмы, съездить к бабушке на блины. Нам вместе очень хорошо. Я хочу пожелать, чтобы все были здоровы и счастливы. Пусть у всех будут мама и папа и такая дружная и самая любимая семья, как у меня. В ней тепло и уютно.

Ученик: Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Учитель:
– Давайте подарим нашим мамам, хранительницам семейного очага, песню.
(Видео-ролик «Мама»). слайд №9

Помни мудрую заповедь:
«Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Почитать родителей – значит: в детстве – их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей, прочитайте и объясните эти заповеди. (слайд №10) Заповеди:

Например: свято храни честь своей семьи – не совершай плохое, делай больше хороших поступков; помогай во всём и т.д.

  • люби свою семью и делай её лучше;
  • будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
  • умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
  • жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Ученик: (слайд №11)

Там, где дружная семья
От счастья кружится голова,
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звёздочки горят!
Там, где дружная семья,
Спорятся отлично все дела!
Там, где дружная семья,
Удач тропинка пролегла!

(Песня на мелодию «Песенки о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница») слайд №12и13)

Где-то на белом свете

Наша семья живёт,

Горя и бед не знает,

Дружною слывёт.

Вместе читаем книги,

Вместе в кино идём.

В праздник поём и пляшем,

В будни дела найдём.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Дружная у нас семья!

Мама бельё стирает,

Дочь, -подметает пол,

Папа обед готовит,

Слушая футбол.

Спорится вмиг работа,

Каждый к труду привык!

И отдыхать умеем-

Жарим в лесу шашлык!

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Дружная у нас семья!


Ведущий: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен и клад, коли в семье лад.

– А сейчас вместе с родителями, мы проведём физкультурную минутку

Физкультурная минутка: (слайд №14)

В нашем классе, как в семье.

На зарядку ходят все.
Чтоб до папы нам достать,
Нужно на носочки встать.
Руки разведём пошире –
Нет семьи дружнее в мире!

Ведущий: У нас есть ещё одна семья. Это наш класс. А вот какая наша семья, мы сейчас узнаем.

Стихотворный монтаж в исполнении учеников. (слайд №15)

  1. Класс наш в школе самый умный,
    Пятёрок хватит ли едва!
    Мы вам скажем непременно:
    Это класс наш – первый!

    2. Класс наш в школе самый шумный,
    Что кружится голова!
    Мы вам скажем честно-честно:
    Это класс наш- первый!

    3. Класс наш в школе всех активней,
    И при деле он всегда!
    Мы вам скажем откровенно:
    Это класс наш – первый!

    4. Класс наш в школе самый дружный,
    Просто не разлей вода!
    Мы вам скажем, без сомнений:
    Это класс наш- первый!

    5. А какой весёлый самый?
    Улыбка не сойдёт с лица!
    Мы вам громко все воскликнем:
    Это класс наш – первый!

    6. Класс наш в школе самый лучший,
    Потому что мы – семья!
    Мы вам скажем дружно-дружно:
    Это класс наш – первый!


Ведущий: Вот такая наша школьная семья. Из года в год она будет все дружней, всё крепче! (слайд №16)

И у меня, и у ваших родителей, ребята, главная забота, чтоб вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»

Ученики поют на мелодию песни «Крутится, вертится шар голубой…»

Ведущий: Семья – это дом. Это свято. Семья – это папа и мама, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции. Есть такая традиция: отмечать семейные праздники. При этом готовятся любимые кушанья. При этом готовятся любимые кушанья. И сейчас у нас конкурс «Кулинарное чудо», о котором мамы и папы все расскажут. (слайд №17)

Проводится конкурс «Кулинарное чудо» между семьями, вызываются родители: Сахно Анатолия, Попова Никиты, Каштановой Валентины, Лосенко Анастасии, Козкеевой Ансаган и т.д.

Ведущий: Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни. Наш следующий конкурс называется «Наша любимая песня»

Проводится конкурс «Наша любимая песня»

Песня «Семейный очаг» на мелодию «Песни бременских музыкантов»

Ничего на свете лучше нету,

Чем очаг семьи, теплом согретый,

Взгляд детей улыбчиво-счастливый,

Добротою мир семьи творимый.

Ваш причал – сердца детей родные.

Ваши стены – руки их большие.

Ваша крыша – небо голубое.

Ваша крыша – небо голубое

Ваше счастье – жить одной судьбою.

Вы свое признанье не забудьте

И своей семье примером будьте.

Жизнь семьи – основа всем ученьем,

Нет превыше и важней значенья.


Ведущий: Во все времена было очень уважительное отношение к семье, я нашла немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны. Обратите внимание на слайд № 18 . Работа с пословицами.

Ведущий: Вам необходимо вставить пропущенные слова.

Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают правильные ответы.

В гостях хорошо, а дома….. (лучше)

Сын берет пример с отца, дочь –. ….. (с матери)

Без хозяина дом….. (сирота)

Дом невелик, да лежать…. (не велит)

Дом построить – не шапку на голову…. (надеть)

Домой придёшь – хлеб-соль…. (найдешь)

Дети – цветы души и свет для…… (глаз )

Вся семья…..(вместе ), так и душа на ….(месте)

Кто сеет…..(мир) , пожнёт счастье.

Воспитание ребёнка начинается …….(с колыбели)

Дома и стены …. (помогают)

Что видел в гнезде, то и будет ловить, когда ……….(вылетит)

Кто родителей почитает, тот во век не …..(погибает).

На все праздники принято дарить подарки, так и сегодня свой подарок в виде танца дарит нам Абдрахманова Айгерим со своей мамой Абдрахмановой Г.К. (слайд №19)

Ведущий: – Ребята, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья – главное богатство в жизни.

– А вот интересно, в какой семье проще и веселее жить: в большой многодетной или быть единственным ребенком? Я прошу вас немного пофантазировать и составить небольшой рассказ о девочке Маше. 1 группа вам необходимо составить рассказ о девочке, которая живет в многодетной семье, 2 группа должна рассказать о девочке, у которой нет сестер и братьев. (Ученики выполняют задание и зачитывают свои варианты.) слайд №20

Ведущий: – Я с вами согласна, лучше и веселее жить в большой и дружной семье. Представьте, что к вам в гости пришли ваши близкие и дальние родственники. Кем они вам приходятся: невесткой, шурином, сватом, кумом и т.д.? Делимся на две команды.
(проводится блиц опрос кем являются те, кого я буду называть).

свекровь (мать мужа).
свекор (отец мужа).
теща (мать жены).
тесть (отец жены).
зять (муж дочери).
сноха (жена сына).
золовка (сестра мужа).
деверь (брат мужа).
шурин (брат жены).

Ведущий: Молодцы!
А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)
Ведущий: а сейчас проведём «Семейную викторину»: (слайд №21)

  1. Скажите по латыни «семья».(Фамилия.)
  2. У казахов первый, старший ребенок в семье назывался тұнғыш. А последний?өпей). У русских назывался – первенец. А последний? (поскрёбыш.)
  3. Как звучит «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
  4. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
  1. Заключительная часть (слайд №22)

Ученик: В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизни ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Ведущий: – Ребята, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни?

– Может ли кто-то прожить без семьи? (слайд №23)

– Завершим мы наш классный час заданием, которое было дано на дом. Нужно было написать письмо своим родителям, которое начинается с фразы: «Дорогие мама и папа…..»! Кто желает прочесть? (слайд №24)

(На фоне музыки “Родительский дом”, зачитывали свои письма Сахно Денис, Козкеева Ансаган, Якимова Дарья, Сахно Анатолий, Сопко Сергей, Пономарев Константин, Абитаев Темирхан, Трушина Анна, Николаенко Анастасия)

– Спасибо за работу, до свидания!



Публикации по теме