Образовательный портал. Использование интегративного метода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.

7. Кузнецова Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 18-24.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.

9. Подпругина В. В. Исследование представлений об эмоциях у детей с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 2. - С. 59-61.

М. Б. Королёва

Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников как средство гармоничного развития

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

Важность дошкольного возраста в развитии человека трудно переоценить. Дошкольное детство играет огромную роль в становлении личности, определяя ее развитие на последующих этапах жизни людей, и отличается существенными физиологическими, социальными и психологическими изменениями.

Большую роль в гармоничном и всестороннем развитии детей играет музыка. Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка. Главная задача музыкального воспитания дошкольников -развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.

Музыка имеет огромное значение в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности ребенка. Воздействуя на подсознание, она имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу детей, что приобретает сегодня особую актуальность. Музыкальное искусство отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, природе, быте, традициях.

Певческая деятельность способствует развитию речевых и коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Существует взаимосвязь между музыкальным и физическим воспитанием детей. Музыка оказывает влияние на процесс их физического совершенствования, жизненный тонус. В процессе выполнения танцевальных движений формируется осанка, пластичность, выносливость. В процессе певческой деятельности формируются правильное дыхание, улучшается осанка, развивается артикуляционный аппарат.

Каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение: певческая деятельность способствует развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря, развивает познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, умственные способности, необходимые для научного, математического мышления, способствует формированию правильной осанки, развивает коммуникативные навыки; знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности; музыкально-ритмические движения, совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, воспитывают эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение. Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка. Использование всей совокупности названных форм приобщения старших дошкольников к музыкальному искусству в конечном счете приводит к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию личности.

Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет выстроить ребенку системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает детей к дисциплине мышления и помогает овладеть сравнением, сопоставлением, анализом, синтезом, обобщением.

Интегрированные занятия обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным творчеством и литературой. Взаимосвязь этих компонентов дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка.

В работе с дошкольниками мы используем интегрированные занятия, объединяющие слушание музыкального произведения, пение, музыкально-ритмическое движение, изобразительную деятельность и художественное слово. На этих занятиях дети учатся раскрывать музыкальные образы с помощью изобразительного искусства. Процесс интеграции разных видов искусства способствует формированию художественно-творческих способностей детей. В этом процессе искусство выступает фактором формирования лич-

ности. В дошкольном образовательном учреждении традиционно используют изобразительное искусство и музыку, так как данные виды искусства лежат в основе других искусств .

На наших занятиях интеграция объединяет музыку с изобразительным искусством, развитием речи и ознакомлением с окружающим миром. В интегрированных занятиях знания об окружающем мире, природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления материального мира в художественных и музыкальных образах. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний складывается более полное, многогранное представление о мире.

Интегрированные занятия «Мы рисуем музыку», включающие в себя пение, слушание музыкального произведения, ритмику, художественное слово и изобразительную деятельность, помогают создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. На этих занятиях дети чувствуют себя более раскованными, раскрепощенными, самостоятельными, реализуют свои творческие возможности. Тематика занятий перекликается с темами по слушанию музыки (времена года, образы животных и птиц, сказка в музыке и другие). К этим темам мы добавляем разделы, посвященные русским обрядовым праздникам (Масленица, Пасха), экологическим праздникам (День птиц, День Земли, День цветов), патриотической и военной тематике (День Победы, День снятия блокады Ленинграда, День России, День города, День матери, День защитника Отечества). После таких занятий традиционно устраивается выставка рисунков, которые дети нарисовали.

Например, ко Дню матери мы проводим интегрированные занятия, в которых участвуют и мамы воспитанников. Эти мероприятия включают в себя песни о маме («Я рисую солнышко», «Добрая, милая мама» и другие), танцевальную ритмику («Топ-топ, топает малыш», «Разноцветная игра» и другие), стихи, слушание песен на данную тему («Мама - первое слово», «Песня о мамонтенке» и другие), игры с мамами. В заключение дети говорят своим мамам ласковые слова, рисуют открытки-сердечки, которые затем дарят им.

Обязательно присутствует совместная деятельность: мамы на листе бумаги обводят ладошку своего ребенка, а дети ее раскрашивают. После этого мы прикрепляем все ладошки на лист ватмана, в центре которого нарисовано солнышко без лучиков - и у нас получается веселая разноцветная картинка. Иногда тематика совместной работы с мамами изменяется: дети из своих ладошек составляют красивый букет тюльпанов или выкладывают волшебную птицу.

После знакомства с музыкальной пьесой Э. Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») мы сначала мысленно вместе с ребятами пытаемся представить картину пробуждающейся природы. Для этого вспоминаем знакомые стихотворения и рассказы по данной теме («Утро в горах» Ф. Тютчева, «Утром солнышко проснулось» А. Вишневской, «Утро» И. Бунина, «Ясно утро. Тихо веет» И. Никитина). Дети придумывают свои описательные рассказы (например, утро в горах, утро в лесу и т. д.), после изображают свои фантазии в рисунках. Во время рисования обязательно звучит музыка этого произведения.

После рисования ребята придумывают танцевальные импровизации на музыку этого произведения, превращаясь в бабочек, облачка, солнечные лучики и т. д. В заключение мы устраиваем выставку детских работ, на которую приглашаем всех воспитанников учреждения, и еще раз прослушиваем музыкальное произведение одновременно с просмотром видеоклипа по теме.

Следующее занятие начинаем с рассматривания детских рисунков и обобщения. Это помогает лучшему запоминанию музыкального произведения и способствует расширению кругозора, обогащению словаря и развитию фантазии и воображения старших дошкольников.

Также интегрированные музыкальные занятия с включением изобразительной деятельности всегда предшествуют постановке музыкальных спектаклей. Дети читают сказки, рисуют, лепят, конструируют из бумаги героев спектакля. В течение занятия они придумывают танцевальные композиции, которые могли бы исполнить персонажи.

Вообще, любой детский праздник (особенно выпускной бал) представляет собой интеграцию различных видов детской деятельности. Традиционно используются развитие речи посредством чтения стихотворений, различные виды музыкальной деятельности, музыкально-театральная деятельность. Также добавляются элементы изобразительного творчества (например, в конкурсах «Нарисуй букет цветов для мамы», «Дорисуй картинку» и т. д.), спортивных соревнований, математики (на выпускных праздниках всегда присутствуют математические задачи и примеры в игровой стихотворной форме. Например:

«Возле избушки плачет коза:

"Сбежали козлята мои, кто куда:

Один - в лесок, другой - за стог,

А третий козлёнок спрятался в бочонок!"»

Сколько козлят в избушке сидят?)

Очень любят дошкольники музыкально-спортивные развлечения, посвященные Дню защитника Отечества «А ну-ка, папы», где используются различные виды музыкальной деятельности, элемен-

ты спортивных соревнований, литературное творчество и конструктивная деятельность (например, изготовление вместе с папами бумажных корабликов и самолетиков; военной техники из мягких модулей и т. д.).

Предложенные пути и способы интеграции музыки с изобразительной, конструктивной деятельностью, литературным творчеством позволяют гармонично включить музыку в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Объединение и комбинированное использование всех видов детской деятельности будет способствовать эффективности развития детей во всех направлениях: физическом, интеллектуальном, нравственном развитии и активизации их творческих способностей в процессе межличностного общения.

Список литературы

1. Адамова О. А. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сб. науч. ст. / под ред. Л. С. Колмогоровой. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 347-353.

2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

М. Ю. Коршунов

Исследовательский метод как средство развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении географического краеведения

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

В связи с этим задача развития самостоятельной деятельности учащихся и соответствующие личностно ориентированная и дея-тельностная парадигмы образования во всех смыслах и аспектах отражают основные идеи процесса модернизации. Традиционная установка на передачу от учителя к учащимся необходимого запаса знаний становится неэффективной. Важно процесс обучения строить таким образом, чтобы включить учащихся в самостоятельную деятельность познавательного, коммуникативного и праксиологического характера. Это тем более важно, что, какие бы знания и в ка-

Использование интегрированного подхода в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей 1 .

Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывает все виды музыкальной деятельности детей. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетического восприятия, образного мышления, воображения, эмоционального отношения к деятельности, а также память и внимание).

Как указывает Т.С.Комарова, интеграция содержание эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передача образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально- игровой).

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

    формирование эстетического восприятия окружающего мира;

    приобщение к миру искусства;

    воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

    развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

    детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности 2 .

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ).

Отличительные особенности.

Четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства, данные для занятия музыкальной деятельностью.

Необходимыми условиями для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции различного содержания и разных видов художественной деятельности являются:

    Приоритетная внимание к специфической детской деятельности: музыкальной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, игре, которая может при условии оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием;

    Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построена на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом на правлении.

Основными особенностями интегрированных занятий с музыкой, где последняя является тематическим стержнем, являются:

    Восприятие музыки как искусства, когда ребенок подчиняется своему эмоциональному состоянию, актуализирует проблему. Композитор незаметно для воспринимающего склоняет его к диалогу, творческому мышлению, заставляет пережить то волнение, которое испытал сам. Гармонизация индивидуального чувства, переживаемого в момент восприятия музыкального произведения, порождает эстетические чувства.

    Осознание ребенком своих эстетических эмоций и как следствие – развитие его художественного вкуса и эстетического сознания. Развитие музыкального вкуса и сознания зависит от педагога - музыканта, который так строит свою работу, чтобы ребенок постигал художественный образ. В итоге он приобретает знания, навыки и умения чувствовать этот образ и передавать его с помощью разных видов художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления разных видах искусства создается специфическим для того или иного вида искусства средствами.

    Воплощение переживаемого в творческой деятельности. Для ребенка-дошкольника, как целостной натуры, этот момент является обязательным и представляет интерес. Он мобилизует свое восприятие, синтезирующее имеющийся художественный опыт и новое только что пережитое чувство по поводу искусства. Ребенок испытывает потребность воплотить свое воображение, придумать к нему объективную форму. Причем эта форма каждый раз индивидуальна, что и отличает творческий тип деятельности от исполнительского.

Для развития музыкальных способностей используются и такие приемы интеграции, как применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей обогащает процесс интегрированного музыкального занятия. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живым» исполнением. Так, исполнение музыкального произведения педагогом на фортепиано можно сравнить с записью с оркестровым, с хоровым. Показать на мониторе видеозапись данного произведения в исполнении знаменитых пианистов, солистов Большого театра, концерты и т.д. И это в данный момент является основным, согласно ФГТ п.II «Требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2.4 – обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста), в нашем случае к развитию музыкальных способностей.

Объединения различных видов искусства (музыки, поэзии и живописи) всегда желательно. Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыкой. Чтение стихотворения можно предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставить и музыкальное произведения со стихотворениями. Примерами таких сопоставлений могут быть песни Т.Попатенко «Листопад», М.Красева «кукушка», пьесы С.Прокофьева и т.д.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения к ним. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятие. Выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонации, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей вниманию вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющие у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Применение оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкальных занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушания музыки и игру на детских музыкальных инструментах.

Данный прием хорошо использовать в пьесах «Походный марш», «Клоуны» Д.Б.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Маленький вальс» Н.Ливе и другие.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений).

Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акцент, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.).

Сложный процесс развития музыкальных способностей предполагает методы и приемы.

Наглядно – слуховой метод – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. По мнению Б.В.Асафьева, именно исполнительская интонация приносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве.

Применение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком – либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми.

Приемы развития музыкальных способностей необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, и инсценировкой песен (дети делятся на две группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально – ритмические движения. Такие варианты, отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки и фантазии.

Данные, перечисленные выше, методы и приемы, хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Но при этом нельзя забывать, что все методические приемы будут эффективными лишь в том случае, если музыкальное деятельность будет построена на грамотном исполнении музыкального произведения, и будет вызывать у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивать их сердца, побуждать к высказываниям.

Таким образом, интегративное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей выявлению общих художественных закономерностей и направлено на активизацию и развитию музыкальных способностей.

Тем самым, для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности необходимо создать определенные педагогические условия:

    Специально организовать виды музыкальной деятельности, которые будут построены на принципе интеграции, определяющие активные позиции ребенка;

    Использовать задачи творческого характера по созданию нового синтетического музыкально-художественного деятельности, согласно поставленной задачи в ФГТ п.3.3.10;

    Использовать личностно-ориентированнные приемы раскрывающие познавательно-эстетический смысл.

И так, проблемы развития музыкальных способностей является одной из идей многих прогрессивных педагогов и психологов. Успешность восприятия музыки у детей зависит от их уровня развития музыкальных способностей. Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей является дошкольных возраст, и только активное обучение музыкальному восприятию с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных способностей детей, может способствовать успешному решению этой проблемы и задач, встающих перед современным обществом.

1 Е.В. Авдонина, ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы

2 Е.В. Авдонина,ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володина Кривошеинского района Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников

2 Эмоциональная сфера личности является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций, а также поведения в целом. Согласно учению Л.С. Выготского, только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта». Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский), так как она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наши отношения это, как известно, наши эмоции. Следовательно, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка (К.В. Тарасова). Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальная деятельность детей носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Музыка источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей. Это, в свою очередь, способствует формированию ведущего компонента музыкальности эмоциональная отзывчивость на музыку. От нас, педагогов, зависит сформированность у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности. Для решения задач эстетического воспитания используются в работе новые программы и технологии. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. С внедрением новых программ по музыкальному воспитанию таких, как «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа - появилась и возможность варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется и общее развитие. 2

3 Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Это делает ее актуальной и на музыкальных занятиях Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных в дошкольном воспитании. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед педагогом стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому характеристикой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Целью этого вида занятий определяют формирование у детей представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), об особенностях их художественных средств, о возможностях своим оригинальным языком передавать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, посвоему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания педагог ориентируется на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Метод проектирования, современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, 3

4 разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные на занятиях знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. При этом происходит интеграция между общими способами решения разных задач и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. Инновационные технологии, применяемые в работе музыкального руководителя, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Они обеспечивают практическое воплощение эмоционально комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию. Анализ музыкального воспитания показывает, что, методика интергации и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития у детей. Исходя из результатов статистики поступающих в Детскую школу искусств, можно отметить, что выпускники ДОУ ежегодно поступают, успешно обучаются, и продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность. Важно педагогу сделать так, чтобы музыка для ребенка стала его миром радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, необходимо развивать у него способности, и, прежде всего эмоциональную отзывчивость чему и способствуют интегрированные музыкальные занятия. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решение главной цели музыкального воспитания в детском саду научить детей любить и понимать музыку. Литература: 1. Мерзлякова, С.И. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников //«Музыкальный руководитель» С Радынова О.П. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания // «Дошкольное воспитание», С

5 3. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель», С.3 4. Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников /Скопинцева О.А. - Волгоград, Тарасова, К.В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве //«Музыкальный руководитель», 2010 г С Тютюнникова,Т.Э. Просто, весело, легко // «Музыкальный руководитель», С.4 5


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володино Кривошеинского района Томской области Обобщение опыта работы по теме «Современные технологии в работе музыкального

Современный подход в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников Воронова Валентина Александровна музыкальный руководитель МБДОУ 169 г. Оренбурга Музыка является самым чудодейственным,

УДК 37.014.3 + 373.21 М.Г. Корякина, музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска ДС 25 «Семицветик», г. Нижневартовск ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя МДОУ ЦРР д/с 15 города Маркса Саратовской области на 2015 2016 учебный год Подготовил: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР д/с 15 Тарасова

БЕЗЛАТНАЯ Надежда Игоревна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад 25 «Малыш» г. Щелково, Московская обл., Россия СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИННОВАЦИОННАЯ

«Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество» Подготовила консультацию воспитатель 2мл.гр. «А» «Фиксики» Крючкова Т.В. Радостное, счастливое настроение ребенка является

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 38 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников посредством различных видов музыкальной и речевой

1 Пояснительная записка. «Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития». (Б.В. Асафьев.) Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володино Кривошеинского района Томской области ПРОЕКТ «Времена года в музыке П.И. Чайковского» Информационно познавательный,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володина Кривошеинского района Томской области Самоанализ педагогической деятельности Волковой И.В. музыкального

Роль музыкально-ритмических движений в всестороннем развитии дошкольника. Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики,

По материалам ФГОС ДО Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ 25 компенсирующего вида Ганичева Татьяна Авенировна 04.2015 В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественноэстетическое развитие

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) МБДОУ «Детский сад 3» ООП ДО характеризует процесс воспитания и обучения детей опирается на: Федеральные законы:

Презентация парциальной образовательной программы «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАНАВЕС» Театр это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее О. П. Радынова Формирование общей культуры личности

К рабочей программе группы раннего возраста Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей группы раннего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждением «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам

Программно-методический комплекс «Радуга» «Радуга» первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 403» городского округа

Аннотация к рабочим дисциплинам в составе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 101» г. Таганрога 1. Аннотация к примерной основной

Основная Образовательная Программа МБДОУ детский сад 39 Спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов

Организация музыкального воспитания и развития дошкольников осуществляется мною в соответствии с нормативными документами: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1506» Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей: 5-6 лет Введение. Если дошкольное образовательное

Консультация для педагогов Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ. Новосибирск - 2017 Повышение уровня современных государственных стандартов к дошкольному

Музыкально-эстетическое развитие дошкольников. Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка Подготовила музыкальный руководитель Чуракова Н.Л. История учит нас тому, что искусство является

Аннотация к рабочим программам. Рабочие программы педагогов являются частью Основной общеобразовательной программы МБДОУ 94 "Аистёнок" г. Симферополя. Рабочая программа это нормативный документ, структурная

Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволяли образовывать

Модель развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации инновационных педагогических технологий в контексте профессиональной деятельности музыкального руководителя Новая образовательная

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» для детей от 3 лет до 5 лет Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация для родителей Основная образовательная программа дошкольного образования Образовательная программа относится

Доклад из опыта работы на тему: «Формирование нравственнопатриотического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства» Воспитатель специалист по ИЗОдеятельности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по искусству и примерными программами по искусству для основного общего образования,

Пояснительная записка Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует

Институт художественного образования и культурологии российской академии образования КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской федерации (ПРОЕКТ) Москва 2016 Настоящая Концепция

О ПРОГРАММЕ «РАДУГА» «Радуга» комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка,

Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

Виды музыкальной деятельности в детском саду Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время

2. Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ «ЦРР - д/с 134 «Нотка» г. Магнитогорска Программа - нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад 97 «Пчелка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12. 2012 273

Консультация для воспитателей старший воспитатель МБДОУ «Детский сад» Улыбка» Железнякова Л.И. ФГТ и ФГОС: что изменилось? ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной общеобразовательной программы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ Проект «Предметно- развивающая среда в группе младшего возраста в соответствии с ФГОС» Цель проекта Создание предметно-развивающейся

Аннотации к рабочим программам педагогов МКДОУ «Детский сад 3 п.теплое». Рабочие программы нормативно управленческие документы МКДОУ «Детский сада 3 п. Теплое», характеризующие систему организации образовательной

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ Дубровская Елена Александровна, к.п.н. Развитие творческого потенциала - широкое понятие, которое мы рассматривается как целенаправленное

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Жукова Светлана Витальевна воспитатель МБДОУ «Д/С 178» г. Иваново, Ивановская область ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ Аннотация: в

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Бондарева Валентина Николаевна Белобрюхова Татьяна Владимировна Алеева Елена Владимировна АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 164 «Весточка» г. Тольятти, Самарская область МУЗЫКАЛЬНАЯ

Общая информация об основной общеобразовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 14» ДОУ реализует основную образовательную программу муниципального дошкольного

«Обучение игре на музыкальных инструментах, как средство эстетического и духовного развития дошкольника» Джамиева Егана Панаховна, музыкальный руководитель I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 9» Проект «Откроем Музыке сердца» Работу выполнила музыкальный руководитель Зворыгина Т.М. г. Губаха, 2016 г. Название проекта:

Организация образовательного процесса по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Музыкальные руководители МБДОУ 75: Кучукова Н. А., Гречанникова В. А. Введение ФГОС связано с тем,

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Толстошеева Кристина Николаевна студентка Лащенко Наталья Дмитриевна канд. пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад 15) ПРОЕКТ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Профессиональный конкурс работников образования ВСКРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (2012/13 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное воспитание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Музыкальный руководитель: Муратова Э.Ю. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87» Принято на заседании Утверждено: педагогического совета приказ от 20 г. Протокол заведующий МБДОУ "Детский»

Аннотация к рабочим программам дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 141» В МБДОУ разработаны и реализуются следующие

МКДОУ «Детский сад 5» г.пласта Аннотация к рабочим программам в составе образовательной программы Рабочие программы разработаны на основе Основной образовательной программы МКДОУ д/с 5 г.пласта, в соответствии

Ознакомление с парциальной программой изобразительная деятельность в детском саду «Цветные ладошки» для детей с 3 до 7 лет.

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ 2» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Климахиной Татьяны Владимировны ТЕМА: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного

Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Развитие музыкально-творческих способностей детей Презентация музыкального руководителя ГБОУ Школа 2123 им. М. Эрнандеса д/о «Рябинушка» Крупиной С.Р. Цель сообщения Знакомство с видами развития творческой

Лекция по УД «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» Тема: Общие вопросы музыкального образования детей дошкольного возраста Цель: Определить цель и задачи курса методики, дать знания

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

Пояснительная записка Рабочая программа по искусству является нормативным документом, определяющим объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины. Рабочая учебная программа разработана

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана. в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного

Аннотация к основной образовательной программе ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада 64 Калининского района Санкт-Петербурга Основная образовательная программа ГБДОУ детского сада 64 разработана

Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества Эффективность осуществления эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей определяются взаимосвязанным

В статье представлен опыт работы совместной педагогической деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя по музыкальному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством использования интегрированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Чебурашка» общеобразовательного вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей»

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии

детей старшего дошкольного возраста

Учитель - логопед С.В.Машина

Музыкальный руководитель Н.А.Татаринова

г.Шарыпово, 2013г.

В ряду задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. Чем более развита речь у дошкольника, тем шире его возможность познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и сознания в целом . Поэтому развитие правильной речи является главной и актуальной задачей в дошкольном возрасте.

Ученые, занимающиеся проблемой нарушения и недоразвития речи у детей, в ходе экспериментально - физиологических исследований доказали, что под воздействием музыки у ребенка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у ребенка меняется активность клеток мозга, улучшается память.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

Понимая важность воздействия музыки на речевое развитие детей, и учитывая современные требования в системе образования, совместно мы, учитель-логопед логопедического пункта ДОУ и музыкальный руководитель, используем метод интегративного обучения. Считаем этот метод работы актуальным и наиболее эффективным.

Почему же именно интеграция? Интеграция - это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры - драматизации, сюжетно-ролевые.

Целью совместной педагогической деятельности определили музыкальное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством метода интегративного обучения.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Учить умению связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

Развивать фонематический слух;

Совершенствовать звуковую культуру речи детей;

Развивать чувство ритма и умения согласовывать движения со словами и музыкой;

Воспитывать любовь и интерес к музыке;

Обогащать музыкальными впечатлениями детей, знакомя их с разнообразными произведениями;

Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса;

Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.

Составили перспективно-тематическое планирование интегрированных занятий по развитию речи и музыкальному развитию детей (один раз в месяц) и музыкально-речевых развлечений с детьми старшего дошкольного возраста (два раза в год).

Разработали цикл интегрированных занятий на лексические темы: «Какие бывают звуки?», «Прогулка по осеннему лесу», «Сказки о море», «Мама - главное слово на свете», «О чем рассказала снежинка», «Сказки зимнего леса», «Мой край», «У природы нет плохой погоды», «Посвистим и пошипим» и другие; музыкально-речевые развлечения на темы: «Путешествие в страну звуков», «Карнавал животных» по пьесам одноименного цикла К. Сен-Санса», «П.И. Чайковский. Времена года», «Поющие звуки», «На дворе - трава, на траве - дрова», «Праздник правильной речи», «Живи в веках, моя Россия». Основополагающим принципом проведения данных занятий и развлечений является взаимосвязь речи, музыки и движения. Содержание занятий изменяем по мере поэтапного усложнения речевого и музыкального материала. Музыкальный репертуар подбирается с учетом лексических тем.

На интегрированных занятиях и музыкально-речевых развлечениях прием парной педагогики является основным. Деятельность музыкального руководителя и учителя - логопеда тесно взаимосвязана, вплетается, интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир дошкольника.

Так как ведущая деятельность дошкольника - это игра, на занятиях используем:

Музыкально-речевые игры («Музыкальный домик», «Кто моя мама?», «Дирижер», «Рассели животных», «Подбери пару», «Музыкальное эхо», «Рассказ музыкального инструмента», «Шаловливые сосульки», «Ритмический оркестр», «Найди свой вагончик», «Передай доброту», «Игры с ладошками, с палочками», «Находим ритм в стихах и музыке», «Какая музыка», «Сколько нас поет?» и др.), способствующие развитию фонематического слуха и внимания, развитию артикуляции, речевого и певческого дыхания, мимики, чувства темпа и ритма;

Задания («Весело - грустно», «Паучок мешает спать», «Гномики», «Я и Мы» и другие), развивающие эмоциональную сферу ребенка;

Упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку («Паровозик», «Три медведя», «В зоопарке» и другие);

Распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети отрабатывают на занятиях с учителем - логопедом;

Распевки («Песенка домового», «Филин», «Ветерок», «Ворона» и другие), направленные на совершенствование мелодико-интонационной стороны речи.

Подобрали и систематизировали логоритмические упражнения в комплексы по темам: «Времена года», «Животные», «Зимние забавы», «Встреча с Федорой», «У бабушки в деревне», «В гостях у братцев Тики-Так», «Сказка о Маше - растеряше» и др. В методический кабинет ДОУ представили картотеку музыкально-речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

На интегрированных занятиях применяем компьютерную технологию «Игры для Тигры», игровые упражнения и задания которой формируют правильные речевые навыки и самоконтроль ребенка за своей речью, позволяют эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей, способствуют созданию у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработали серию музыкально-речевых игр («Звуки осени», «Весенняя капель», «Лето красное поет», «Звуки зимнего леса», «Папа, мама и малыш», «Волшебница вода»), способствующих развитию творческого воображения и образного мышления, обогащению словаря и музыкальных впечатлений детей, активизации интонационно-выразительной речи, совершенствованию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе. Сборник игр представлен в методическом кабинете ДОУ, предложен родителям для занятий с ребенком дома.

Для педагогов ДОУ проводим семинары - практикумы на темы: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений», «Учимся правильно дышать», «Артикуляционная гимнастика как средство активизации движений органов речедвигательного аппарата», мастер - класс «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха», консультации «Значение физкультминуток, используемых на занятиях, для развития координации слова и движения», «Влияние музыки на развитие фонематического слуха», «Этот удивительный ритм» и другие, во время которых воспитатели получают советы и рекомендации по проведению логоритмических упражнений, логопедических гимнастик, пальчиковых и речевых игр, упражнений для координации речи и движения, слушания музыки. Узнают, как правильно организовать игры и упражнения в группе, на прогулке, в каких режимных процессах лучше и грамотнее использовать музыкальные произведения.

Одними усилиями педагогического коллектива без поддержки родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном и речевом развитии детей. В течение учебного года проводим консультации, индивидуальные беседы с целью пропаганды педагогических знаний по музыкально-речевому воспитанию, рассказываем об опыте и достижениях ребенка в области музыкального и речевого развития. Считаем, что наиболее эффективными формами работы с родителями являются практикумы: например, «Игры, которые лечат», направленный на ознакомление родителей с играми правильного носового дыхания; «Мы танцуем и поем - вместе весело живем!» - раскрытие особенностей музыкального развития детей и его влияние на речь; «Играем со звуками» - автоматизация поставленных звуков и развитие фонематического слуха и другие.

Посещение открытых интегрированных занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются навыки, умения их детей в музыкальном и речевом развитии. В марте 2009г. провели открытое занятие на тему: «Мягкие и твердые звуки» для педагогов ДОУ; в октябре 2009г. - открытые интегрированные занятия на тему: «Какие бывают звуки» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников подготовительных к школе групп; в мае 2010г. - открытые интегрированные занятия на тему: «День рождения звука» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников старших групп; в октябре 2010г. - открытое интегрированное занятие на тему «Мой любимый детский сад» для педагогов ДОУ города и родителей воспитанников подготовительных к школе групп.

Традиционным стало проведение музыкально-речевых развлечений (ноябрь, апрель), в ходе которых развиваются звуковой анализ и синтез, звуковысотный и фонематический слух, активизируется словарь, совершенствуется певческий голос и интонационная выразительность речи, формируется умение ритмично и выразительно двигаться под музыку и координировать слова с движениями, создается эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.

Систематическая и целенаправленная работа по использованию метода интегративного обучения способствует успешному развитию музыкального и речевого развития детей:

Показатель высокого и среднего уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4% (2008 - 2009 уч. год - 96%, 2009 - 2010 уч. год -100%);

Положительная динамика в речевом развитии детей, выпущенных из логопункта: в 2008 - 2009 уч. году из 22 детей: с речево й нормой 10 человек, с улучшением в речи 12 человек; в 2009 - 2010 уч. году из 28 детей: с речевой нормой 15 человек, с улучшением в речи 13 человек;

Показатель высокого и среднего уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4,7% (2008 - 2009 уч. год - 93%, 2009 - 2010 уч. год -97,7%).

Обобщив педагогический опыт работы по музыкально-речевому развитию детей, представили его на Неделе ГМО педагогов ДОУ в январе 2010г., став победителями. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и музыкальному воспитанию «Мама - главное слово на свете» выставлен в разделе «Методическая копилка» Интернет - странички ГМО воспитателей ДОУ, организованных на официальном сайте ИМЦ г. Шарыпово:http://imc.shr.edu.ru/.

В октябре 2010г. на IV научно-практической конференции «Образовательное пространство города Шарыпово: Опыт. Проблемы. Пути совершенствования» выступив с докладом на тему: «Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста», музыкальный руководитель стала победителем в секции «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ) - основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста». Доклад включен в информационный сборник «Использование инновационных технологий в образовательном процессе педагогами г. Шарыпово».

В журнал «Дошкольная педагогика» представлен конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Какие бывают звуки».




Публикации по теме