Создание условий для развития навыков бесконфликтного поведения детей. План индивидуально-коррекционной работы с ребенком по формированию навыков бесконфликтного общения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 4 «Солнышко»

г. Белореченск муниципального образования Белореченский район

Семинар-практикум

«Особенности бесконфликтного общения

с трудными детьми дошкольного возраста»

Педагог-психолог: Саяпина О.К.

МАДОУ Д/С 4

Цель: формировани е навыков бесконфликтного общения с трудными детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Знакомство индивидуальными особенностями трудных детей ;

Развитие личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

Воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

Формирование социально одобряемых форм поведения.

Ход семинара-практикума:

Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, не уверенность в себе, страхи, вранье и т. п. Кром того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему ребенка нет друзей, не складываются отношения, он не ходит гулять, так как на него не обращают внимания.

Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять и причины. К ним мы относим: неблагополучны отношения в семье, которые, проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность - это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Главное, дорогие родители и воспитатели: не стремитесь переделать ребенка! В каждом из этих типов темперамента есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребенком на них!

Беспокойный ребенок

Вы вдруг стали замечать, что ребенок стал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг. То и дело у него на глазах появляются слезы, он стал обидчив, а то вдруг наступают приступы безудержного смеха. Ребенок учится управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него пока еще не очень хорошо получается справляться с ними, но... пройдет немного времени, и такой беззаботный и импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым в себе.

Взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения, он начинает ругать ребенка за его «кривляния» и «истерики», не вполне понимая, с чем они связаны. И что в результате? Такой искренний, такой открытый ребенок становится молчаливым и замкнутым, он все больше и больше отдаляется от родителей. А потом это противоречие углубляется, становится все шире и вытекает в подростковые конфликты.

Нерадостная получается картина... «Что же делать?» спросите вы. - Давайте попробуем уделить чуть больше внимания эмоциям нашего ребенка. Попробуем разобраться с причинами их появления, а также помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и с тем, как они проявляются.

Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. А может быть другая ситуация: ребенок становиться нервным из-за того, что он видит вокруг. Если мама с папой постоянно ссорятся, а ребенок только и слышит: «Отстань!», «Не мешай!», он, естественно, все это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чем причина такой неуравновешенности? Может быть, нужно просто несколько изменить стиль отношений в вашей семье?

В любом случае необходимо познакомить малыша с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.

Беспокойный ребенок .

- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя;

- своим поведением показывайте ребенку пример: контролируйте свои эмоции, ведь он подражаем вам в своем поведении;

- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

- помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Ребенок с нарушением самооценки

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать подобные реплики: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя. А что опять у тебя получилось?!» Или: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать буквы и т. п.) так и не научился!» Много, много подобных высказываний можно услышать от взрослых, которые не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь, мнение ребенка о самом себе.В семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия - неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем. Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой . Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае выигрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой . Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

А теперь несколько советов в формировании адекватной самооценки .

- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Конфликтный ребенок

Существует много факторов, вызывающих вечные ссоры и способствующих развитию конфликтности. Например, в семье растет ребенок-задира. Он постоянно задирает своего детей, с которым общается, если знает, что ему не дадут сдачи. Возможно, такому ребенку не хватает в семье внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а драка - хороший способ не только оказаться в центре, но и показать свое превосходство над другими. Иная ситуация: ребенок, который постоянно «ищет» неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге сам оказывается жертвой конфликта. Такой ребенок нуждается в родительской помощи даже больше, чем задира, т. к. его поведение само по себе, или, как любят говорить. некоторые родители, «с возрастом», не проходит.

Для общения с конфликтными детьми очень важно, насколько вы последовательны в своем желании добиться прекращения нескончаемых ссор. Некоторые, прося ребенка прекратить ссору, не показывают должной уверенности, другие постоянно нервничают, т. к. ждут ссор от детей, жалуются другим, нередко в присутствии ребенка; у других появляется какое-то скрытое смирение перед этой чертой характера ребенка, они воспринимают его конфликтное общение как неизбежность. Однако с конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. Но вначале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если он - безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо не только несколько изменить свое отношение к ребенку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье “заброшен”. Он вымещает накопившиеся в его маленькой душе чувства в ссоре. А, может быть, ребенок видит, как дома мама постоянно ссорится с папой, и просто начинает подражать их поведению.

В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому, занимаясь с конфликтным ребенком, будьте готовы к тому, что и вам придется несколько изменить свое поведение. Это иногда бывает довольно сложно сделать, но успеха без такого изменения вам добиться будет очень сложно.

Несколько советов, касающихся стиля поведения с конфликтными детьми.

- сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Застенчивый ребенок

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- застенчивость не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Быть застенчивым - значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми и закрепляется.

Может быть, ребенок за свои 5 или 6 лет уже несколько раз испытывал опыт неудачного общения с людьми в определенных ситуациях, или знает, как общаться, но по определенным внутренним причинам не хочет этого. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывает постоянную тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности, связанное с общением, может вести и к самоунижению («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не могу»)

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться- общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает ее преодолеть. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми:

- расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам;

- не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;

- постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

- привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давайте спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.

Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей - с одной стороны и воспитателей детского сада - с другой. Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, т. к. застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете. Особая тактичность по отношению к таким детям требуется от воспитателя: в группе перед «зрителями» неуверенность в себе становится больше, и ребенок острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.

Замкнутый ребенок

«В чем же разница между застенчивостью и замкнутостью?» - спросите вы. Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, как мы определили коммуникативные способности ребенка в начале: это некоторые индивидуально-психологические особенности личности, которые включают в себя три компонента:

- Я хочу общаться с другими (мотивация общения).

- Я знаю, как общаться с другими (знакомство с коммуникативными навыками).

- Я умею общаться с другими (уровень овладения коммуникативными навыками).

Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания.

Замкнутый же ребенок не хочет и не знает, как общаться. В этом различии психологических особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.

Замкнутость ребенка имеет, конечно, свои истоки.

Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости и т. п.). Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.

Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

При общении с замкнутым ребенком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в присутствии малыша с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом старайтесь создать такие условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.

В процессе постепенного приобщения ребенка к обществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к общению, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь. Замкнутость можно и нужно корректировать. Но сначала несколько советов для работы с замкнутыми детьми:

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Заключение

Однако, работая с ребенком, помните, что в жизни маленького человека нет, и не может быть никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Изменить поведение ребенка - нереальная задача, если вы не присмотритесь к себе, не измените себя.

Анкета обратной связи













Анкета обратной связи
Имя участника семинара (тренинга, практикума) ________________________________________________________________
Дата занятия, тема ____________________________________________________________________
Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10
(Обведи кружочком соответствующий балл.)
Что мешает тебе быть более включенным в занятия? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возникшие проблемы в ходе занятий:
а) по отношению к себе _________________________________________________________________
б) по отношению к группе______________________________________________________________
в) по отношению к ведущему____________________________________________________________
Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться _________________________________________________________
____________________________________________________________________
Что тебе очень не понравилось на занятии? Почему? (пожелания, предложения) ______________________________________________________________________________________
Что ты еще хотел бы написать? _________________________________________________________

Список литературы:

    Зазульская, О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. В. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006.

    Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2001.

    Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова и др.; Под ред. С. Л. Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

    Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретическо-методические основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2008.

6. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.

Юлия Федорова
Занятие-беседа «Общение без конфликтов»

елевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 11-14лет.

Формы и методы проведения : занятие –беседа

Цель : Закрепить знания детей с основами бесконфликтного общения .

Задачи :

Познакомить воспитанников с понятиями «конфликт » , «компромисс»

Сформировать знания о навыках бесконфликтного общения .

Воспитать уважительное отношение к окружающим людям.

Формировать социально –одобряемые формы поведения.

Оборудование : плакаты с высказываниями, компьютер, презентация, две коробки для игры, таблички, маски для сценок.

Ожидаемый результат : несовершеннолетние должны закрепить знания о навыках бесконфликтного общения .

План работы

1. Ритуал начала - разминка «Рисунок в парах»

2. Вводная часть.

3. Основная часть –чтение стихотворения, разбор ситуаций, правил.

4. Заключительная часть.

5. Рефлексия.

1. Приветствие – упражнение –разминка «Рисунок в парах»

Группа делится на пары, каждая из которых получает по одному листу бумаги и одному карандашу. Каждая, пара, держать вместе за карандаш, должна нарисовать картину на своем листе бумаги. Общаться словами при этом нельзя.

2. Вводная часть.

Наверное, каждый из нас когда –нибудь оказывался в эпицентре конфликта . Давайте разберемся, что же такое «конфликт » ? Кто скажет? (ответы детей)

Конфликт – это столкновение интересов, противоборство. Противоборство порождается нашими целями. Представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй – смотреть телевизор или слушать музыку. Если один достигает своей цели, то другой, наоборот, отдаляется.

Сегодня попробуем рассмотреть конфликты в деталях . И тема нашего сегодняшнего занятия называется «Общение без конфликтов » .

3. Основная часть.

Давайте рассмотрим несколько правил в решении конфликтных ситуаций .

Чтение стихотворения «Два козла»

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один боднул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Можно ли назвать такое общение дружеским ?

Ссора сможет перерасти в конфликт ?

Что такое конфликт ? (Это столкновение, серьезное разногласие, спор)

Что может быть источником конфликта ? (Недоразумение, недоверие, недостаток общения )

Разбор ситуаций :

1. Кто –то из товарищей толкнул вас или свалил с ног. Как вы поступите?

Будите плакать,

Ударите его,

Сделайте ему замечание,

Не скажите ничего,

Пожалуетесь взрослому,

Сделаю ему замечание.

2. Вам не везет : вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

Будите плакать,

Продолжите играть,

Начнете злиться,

Ничего не скажите,

Продолжу играть.

3. приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

Толкнете и отнимите ластик,

Отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку,

Скажите взрослому,

Попросите вернуть ластик, а если он не вернет, то скажите взрослому.

Давайте вместе с вами рассмотрим несколько правил бесконфликтного общения :

1 правило – «Старайтесь жить так, чтобы людям с тобой было хорошо» .

2 правило – «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему : ведь добрые отношения начинаются с улыбки»

3 правило – «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей»

4 правило - «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока об этом попросят»

5 правило - «Никогда никому не завидуй и не ябедничай : ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»

6 правило - «В споре будь сдержан и тактичен»

7 правило - «Избегай конфликтов , ссор, не совершай необдуманных поступков»

8 правило - «Никогда никого не упрекай. Если все –таки упреки прозвучали и ссора произошла – скорее помирись»

9 правило - «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»

Упражнение «Разрешаем конфликт »

Группа делится на пары, каждая из которых получает карточку с описанием конфликтной ситуации . Задача воспитанников необходимо найти оптимальный способ выхода из конфликта и разыграть перед остальными участниками свою ситуацию.

Примерные ситуации :

Мама ругает сына за то, что вместо того, чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.

Девушка просит своего молодого человека купить ей пиво и пачку сигарет. Молодому человеку не нравятся девушки, которые пьют.

Одноклассница уже 3 часа сидит у вас дома за компьютером и играет в разные игры. Вам это порядком надоело.

-Конфликт –это хорошо или плохо? Как вы считаете?

4. Заключительная часть.

Минусы :

Может быть связан с насильственными методами;

Может способствовать подавленности, пессимизму, негативному настроению;

Может привести к разочарованию в своих способностях, возможностях;

Может привести к отрицательной оценки партнера.

Плюсы :

Это определенная форма разрешения противоречий, мы высказываем недосказанное, обиды и претензии, которые привели к нему;

Может объединять людей перед лицом внешней грозы;

Помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряжения;

Мобилизует энергию участников на поиск выхода из сложившейся ситуации;

Позволяет лучше осознать свои потребности и желания;

Способствует самоутверждению личности.

Итак, мы видим, конфликт все же имеет свои плюсы. Он выводит нас на новый уровень понимания ситуации, а главное, на практике учит нас, как разрешать и как предотвращать конфликты в будущем . Но все эти плюсы возникают только тогда, когда конфликт разрешается .

5. Рефлексия.

Что запомнилось на занятии ?

Что нового узнали?

Что было для вас более актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Публикации по теме:

Беседа для родителей

* ТЕМА: «Формирование навыков бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста» АВТОР: Мусалямова Светлана Станиславовна МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Д/С №140 Ярославль 2013г. * ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Стремление воздействовать на формирование и усвоение детьми навыков бесконфликтного общения, определило цель и задачи проекта. Цель программы: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций. * Задачи: Обучать детей способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности) Развивать навыки бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения со сверстниками. Познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, научить распознавать их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.) Развивать у детей способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое. Формировать адекватное отношение к себе и другим. Помочь в преодолении негативных переживаний, способствовать повышению уверенности в себе. Корректировать поведение детей с помощью ролевых игр, формировать представлений о морали. * Планируемые результаты: Дети умеют:  распознавать эмоциональные состояния другого человека и своё;  конструктивно решать возникшие в совместной деятельности проблемные ситуации;  найти выход из конфликтной ситуации. Категория детей, участвующих в проекте: подгруппа детей (6 человек). Набор в группу осуществлялся на основе данных, полученных с помощью наблюдения за детьми в свободной деятельности, во время образовательной деятельности и на основе результатов диагностических обследований с целью выявления конфликтных детей, не способных управлять собственным поведением, с несформированными навыками межличностного общения. Срок действия программы: 1 год * Формы и методы работы: Педагогическая работа организуется в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, в самостоятельной деятельности детей. Используются:              упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; дидактические, развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы; мини-конкурсы; моделирование и анализ заданных ситуаций; сочинение историй; свободное и тематическое рисование; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки). просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке. * ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Проективные методики: «Капитан корабля»; «Два домика»(автор Панфилов); «Картинки»(автор Смирнова Е.О); «Закончи историю»(из пособия Калининой Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» – СПб., Речь, 2002-с.114). Освоение содержания программного материала в образовательной области «Коммуникация» и «Социализация» (5-6лет); Диагностика «Формирование интегративных качеств детей шестого года жизни»; Результаты диагностики (сводная таблица) * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ *1 ЭТАП – «Общение без слов»: ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, развитие способности распознавать и понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё. Формы работы. Игры (например, «Приветствие», «Зеркало», «Жизнь в лесу», «Ожившие игрушки», «Театр теней»), примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке, упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера. *2 ЭТАП – «Согласованность действий»: развитие способности к согласованности движений детей, умения ориентироваться на партнера, действовать с учётом потребностей и поведением других. Формы работы. Специально организованные сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы, игровые упражнения (например, «Испорченный телефон», «Я начну, а ты продолжи», «Сороконожка»), моделирование и анализ заданных ситуаций, беседы. * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ *3 ЭТАП - «Общие переживания»: развитие умения детей переживать общие эмоции, порождать чувство близости. Формы работы. Игры (например, «Кто смешнее засмеется», «Кто самый злой»), мини – конкурсы, релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки), чтение художественных произведений. * 4 ЭТАП - «Взаимопомощь в игре»: развитие умения детей оказывать друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях, умения сопереживать и сорадоваться. Формы работы. Специально организованные дидактические, сюжетно – ролевые игры, моделирование проблемных ситуаций, игры – драматизации, беседы, мини-конкурсы * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ *5 ЭТАП – «Помощь в совместной деятельности»: развитие умения помогать друг другу, делиться, оказывать реальную помощь. Формы работы. Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), чтение художественных произведений, сочинение историй, мини – конкурсы, специально организованные сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, совместное тематическое и свободное рисование. ИНТЕГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ воспитатель; психолог; логопед; музыкальный руководитель; родители. * СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Расскажи стихи руками. – М., 1994. 3. Ведерникова Т.В. Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия. //Справочник педагога – психолога. 2013, №2 – С.29 4. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с. 5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С.-Пб.: Речь,2002. - 157с. 6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с. 7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с. 8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с. 9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с. 10. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей эдошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с. 11. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с. 12. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 13. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26. 14. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с. 15. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с. 16. Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках». // Обруч. 2002.№3 - С. 23-26. 17. Яковлева Н. сихологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2001. – 112с

ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ.

ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПОДГОТОВИЛА: ЗАГАРСКИХ Д.А.,

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

БРАТСК 2013

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»
Цель: формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования.
Задачи:

формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Материал: анимационного фильма Конфликт (The conflict) Гарри Бардина), маркеры, магнитная доска, двумерная модель конфликта К. Томаса, музыка «Энигматик», фигурки животных, памятки «Правила разрешения конфликтов».
Ход семинара- практикума:
1. Вводная часть. Создание мотивации.

Слово педагога-психолога: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.

Сядьте поудобнее, чтобы ничего Вас не отвлекало от работы и не доставляло дискомфорта. Посмотрите, пожалуйста, на экран.


Просмотр и обсуждение видео отрывка Конфликт

(The conflict) Гарри Бардина) .

Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)


Психолог: Правильно. Здесь показан конфликт. В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако, эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.
Как вы думаете, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать и разрешать конфликтные ситуации. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог - родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми (родителями воспитанников, в педагогическом коллективе), а тема звучит: « Взаимодействие с участниками образовательного процесса. Правила бесконфликтного общения».
2. Информационный блок

Психолог: Слово «конфликт»(с латинского) означает «столкновение». А как вы думаете, почему может произойти конфликт? (стороны не могут договориться, а отсюда возникает конфликтная ситуация)

Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, а для этого для нам нужно синонимы к слову «Конфликт ». (спор, ссора, столкновение, стычка, разногласие, раздор, размолвка, колизия, выяснение отношений).


Психолог: Как видно из анализа синонимов к слову конфликт – это всегда противоборство сторон. А может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами).

Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами.


Итак, мы вместе вывели понятие «конфликта»:

  • Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

  • Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

  • Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Психолог : итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

Присутствие двух или более людей;

Наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

Столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых, разгорается конфликт, - это предмет конфликта . Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон (например: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.)

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.


Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации в будущем.


Как правило, последствия конфликта делятся на две большие группы:
- негативные: большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).
-позитивные: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций

Психолог: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

(Участникам семинара раздаются заранее приготовленные распечатки модели "Способы выхода из конфликтной ситуации".)

Психолог: Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог - родитель". Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Поскольку профессиональное общение в системе "педагог - родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Упражнение «Помоги себе сам»

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.


Упражнение «Праздничный пирог»

Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:


  1. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)

  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)

  3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)

  4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)

  5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
(Сделав свой выбор, педагоги получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

3. Работа в подгруппах. Решение конфликтных ситуаций. Педагогам предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.
Типичные ситуации из практики общения

педагогов с родителями воспитанников
Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он "получает за это деньги".

Комментарий психолога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.


Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".
Ситуация 3

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога. Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая , такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".

Ситуация 4

В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Комментарий психолога. Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели - сотрудники в деле воспитания ребенка.

Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.

Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!
Ситуация 5

Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

Комментарий психолога. Дошкольный возраст - период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника "ярлыков", категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде "Я-сообщения" (я огорчена, расстроена) и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае. Гораздо хуже, если они начинают "принимать меры" в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

Педагог-психолог поможет разобраться в причинах такого поведения дошкольника.


Ситуация 6

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.



Публикации по теме