Датчик распределения коленвала. Датчик положения распредвала: проверка и неисправности

Все современные авто оснащены такой нужной деталью, как датчик распредвала. Его главной задачей является подача команды для того, чтоб состоялся впрыск топлива в цилиндры. Если датчик неисправен, обязательно нужно определить причину поломки и заменить его.

Знаете ли Вы? Датчик положения распределительного вала, а точнее принцип его работы, основывается на эффекте Холла. Поэтому специалисты называют его не иначе как датчик Холла.

Что такое датчик распредвала, принцип действия ДПРВ

Чтобы разобраться в работе и принципе действия устройства, нужно знать где находится датчик распредвала. Датчик расположен со стороны шкивов помпы и гидроусилителя. Ось датчика всегда соответствует направлению оси распредвала.

Датчик распредвала - это устройство, которое обеспечивает нормальную работу двигателя машины. Он определяет угловое положение механизма газораспределения, в отношении с положением коленного вала. После этого, информация с датчика идет в систему управления двигателем для управления впрыском топлива.



Чтобы ответить на вопрос: «для чего нужен датчик распредвала?» Нужно разобраться в принципе его работы. В самом датчике расположен магнит, который создает специальное магнитное поле. Репер (штырь или металлический зубчик), который располагается на задающем диске. Он замыкает магнитный зазор и происходят изменения в магнитном поле.

Блок управления двигателем, получив сигнал от датчика, получает данные о положении поршня первого цилиндра. После этого, система управления задает впрыск топлива и зажигание топливной смеси, согласно порядку работы цилиндров двигателя.

Важно! Если вы заметили, что датчик положения распределительного вала вышел из строя нужно как можно быстрее его заменить для уменьшения расхода топлива и нормальной работы автомобиля.

От чего зависит работоспособность ДПРВ



Работоспособность ДПРВ зависит от температурного режима. Перегрев выведет его из строя. Датчик не будет работать если вышли из строя провода по которым он передает и получает сигнал, сломался репер. Немаловажную роль играют повреждения или загрязнения самого датчика. Так же, при тяжелых условиях эксплуатация авто (езда по бездорожью, перевозка грузов) датчик может сместится или еще хуже, произойдет короткое замыкание. Для того, чтоб устранить поломку датчика в самый неподходящий момент, проводите его диагностику и меняйте через 4-5 лет.

Основные неисправности датчика и их причины

Основные признаки неисправности датчика распредвала:

  • загорается сигнал «check engine» и ухудшается динамика при езде;
  • самостоятельно увеличивается или уменьшается число оборотов;
  • на холостых оборотах нестабильно работает прогретый мотор;
  • при динамических нагрузках происходит детонация в силовой установке;
  • больший расход топлива;
  • не запускается двигатель.
Если вы заметили такие симптомы, проверьте как работает датчик распредвала. Возможно, он вышел из строя и требует замены. Причинами неисправности датчика могут быть: выход из строя диска с реперами, смещение установки ДПРВ, короткое замыкание внутри устройства, перегрев мотора.

Как проверить датчик распредвала



Перед тем как проверить датчик распредвала тестером нужно провести визуальный осмотр корпуса датчика и зубчатый ротор на повреждение или наличие металлической стружки. Это так же может быть причиной его неисправности.

Важно! Обязательно перед началом проверки отключите зажигание. После этого, начинайте отсоединение проводов от устройства.

Инструмент для диагностики

Для проверки датчика распределительного вала вам понадобятся: мультиметр/тестер, плоскогубцы и отвертка. Мультиметр/тестер покажет вам провести детальную проверку устройства. Он покажет в чем именно неисправность в самом датчике или проводке.

Схема проверки

Перед началом диагностики датчика изучите разъем на котором должны быть: плюсовой, минусовой контакты и контакт для передачи сигналов.

1. Включите зажигание и проведите проверку датчика распредвала мультиметром. Массу тестера подключите к массе двигателя. Замер должен соответствовать показателям напряжения на клеммах аккумуляторной батареи. Если показания не совпадают, значит цепь питания датчика вышла из строя.

2. После этого, проведите замер напряжения на массе датчика аналогичным способом. Напряжение должно быть нулевым.

3. Подключите плюсовой и минусовой провода датчика распредвала. Средний контакт подключите через тестер. Таким образом, один провод мультиметра подключаем к сигнальному выводу нашего датчика, другой нужно запитать на вход в систему управления.

4. После этого, прокрутите двигатель стартером. Если датчик рабочий, он покажет напряжение от 0,4 до 5 вольт. Если значения будут другими, датчик следует заменить.

Если после проверки вы нашли причину поломки в самом датчике, не тяни с его заменой. Без него двигатель будет работать, но в аварийном режиме и расход топлива увеличится в разы, так как топливо теперь подается на все цилиндры одновременно.

Знаете ли Вы? Некоторе автолюбители совсем забвают о возможности выхода из строя датчика распредвала потому как полагаются на его долговечность. А он может выйти из строя в любой момент

Как заменить датчик распредвала

Если вы удостоверились, что датчик распредвала сломан, обязательно замените его на новый. Замена датчика – задача несложная и сделать это вы сможете самостоятельно. Его следует менять через каждые 100 тыс км. даже если он еще работоспособен. Это связано с тем, что его «начинка» не переносит перегрева, а он постоянно работает со сменой температурного режима. Перед покупкой нового датчика обратите внимание на рекомендации специалистов, используйте параметры, которые указаны производителем.

Подписывайтесь на наши ленты в

Какие существуют реальные признаки неисправности датчика распредвала – данный вопрос волнует многих автомобилистов-любителей. Не секрет, что современные машины с каждым годом все более компьютеризируются.

Состояние вашего авто контролируются «умными» приборами-датчиками, сигналы от которых поступают на управляющий компьютер по ходу движения машины. Один из них – датчик положения распределительно вала (ДПРВ), устройство крайне необходимое для стабильного контроля.

ДПРВ – основные функции


Признаки неисправности датчика распредвала могут быть различными . Сам прибор, как уже понятно из наименования, осуществляет контроль за стабильностью функционирования двигателя, положением кулачкового вала в определенные моменты времени, распределением поступившей в цилиндры топливной смеси, выхлопом. То есть, над работой всего мотора в целом. А поступившие в компьютер сведения являются важными и для зажигания, и для запуска. Без этого современная машина не сдвинется и не заведется.

Принцип действия


ДПРВ имеет довольно простое устройство. Он сделан из магнита, который соединен с распознающей системой. При помощи замыкания зубчика на кулачковом (распределительном) вале устройство передает сигнал-импульс на компьютер автомобиля. А тот, в свою очередь, постоянно осведомлен о положении поршня. Это позволяет с точностью впрыскивать горючее, формировать воздушно-топливную смесь и зажигать ее в необходимый момент при запуске двигателя.


Как определить неисправность?


Хорошо, когда бортовой компьютер и электронная система «думают» за тебя и выполняют все вовремя. Но бывает так, что устройства по каким-то причинам начинают барахлить. Понятно, что электронный прибор визуально «вычислить» довольно трудно. Но то, что датчик вышел (или начинает выходить) из строя, можно определить самостоятельно по некоторым признакам.

Один из них – внезапное превышение расхода горючего . То есть, вы уже привыкли, что ваша машина потребляет на сто километров при определенных режимах (городской или по трассе) определенное количество топлива. И если расход неожиданно, ни с того, ни с сего, превышает норму, то, .


Другой признак – более или менее регулярное превышение рабочей температуры двигателя. С этим надо также быть весьма осторожным, поскольку данный фактор может привести к более сложным неисправностям моторной части.

Ваши бортовые электронные системы также могут сообщить о неисправностях. Обычно загорается индикатор на панели приборов, что оповещает водителя автомобиля. Здесь главное – не пропустить сигнал и вовремя на него среагировать. А еще возможен вариант, когда сам индикатор замыкается и выходит из строя, и тогда сообщения о беде не могут поступать на панель, где располагаются приборы.



Как самостоятельно проверить датчик?


Безусловно, чтобы сделать наиболее результативный ремонт или замену ДПРВ, необходимо воспользоваться услугами специалиста на СТО. Соответствующую нормативам поверку устройства можно произвести осциллографом . Но иногда так случается, что воспользоваться услугами сервиса не представляется возможности в данный момент. Обладая обычным вольтметром и определенными навыками, вы сможете проверить устройство или заменить его.

Конечно же, филигранной точности проверки в «домашних условиях» добиться довольно трудно, но что-либо реальное предпринять – вполне возможно.

Проверяем наличие тока по всей электрической цепи автомобиля, в проводах, ведущих непосредственно к датчику. Для этого включаем зажигание, замкнув цепь, предварительно сняв провода с ДПРВ. Если напряжения в проводах нету, то причина в них (возможно, где-то пропадает контакт).

Если вы видите признаки неисправности датчика распредвала при наличии тока в цепи и проводах, ведущих к устройству, то продолжаем проверку следующим образом: один из контактов вольтметра прикрепляем на сигнальный контакт устройства, другой замыкаем на питание. И если вольтметр не показывает каких-либо изменений при вращении стартером, то значит, «виноват» сам ДПРВ, и его необходимо заменить (при наличии нового, это также можно сделать самостоятельно).

До появления инжекторных двигателей моторам с карбюратором было достаточно 3-х датчиков. Это были датчики температуры и давления масла, а также температуры охлаждающей жидкости. При этом отказ любого из них не приводил к остановке двигателя, не рассматривая сейчас дальнейшие последствия для него. Плюс автомобиль не был оснащен электроникой, что упрощало поиск неисправностей, его обслуживание и ремонт.

Современный же инжекторный двигатель всецело подчиняется электронике, а именно ЭБУ (электронный блок управления). Для работы блока управления двигатель оснащен большим количеством всевозможных датчиков, следящих за положением и состоянием всех его узлов и систем.

Одним из них является ДПРВ (датчик положения распределительного вала). В его задачу входит отслеживание фаз газораспределения. На моделях авто с двумя распредвалами может быть установлено два датчика.

Однако электроника надежно работает лишь в случае, когда все датчики исправны и не искажают передаваемые в блок управления сигналы.

Так для работы двигателя ЭБУ необходимы данные о положении коленчатого и распределительных валов, которые должны работать синхронно. Для этого силовой агрегат оснащен (датчиком положения коленчатого вала) и ДПРВ.

Для определения конкретного цилиндра, находящегося в конце такта сжатия, блок управления контролирует в каком положении находится распредвал относительно коленчатого вала с помощью датчика распредвала.

На основании показаний этих датчиков блок управления дает команду на подачу искры и определенной дозы топлива через форсунки в конкретный цилиндр двигателя.

Существует два типа датчиков положения распредвала:

Индукционный (ИД);

Магнитоэлектрический (МЭД);

Датчик индукционного типа состоит из магнита и катушки, которые помещены в пластиковый корпус.

Магнитоэлектрический датчик представляет собой постоянный магнит, расположенный также в корпусе из пластика.

Принцип действия

В ИД при прохождении мимо его сердечника штифта, находящегося на звездочке распределительного вала создается Э.Д.С. Сигнал с ДПРВ передается в ЭБУ использующего эти данные для подачи топлива и создания искры в определенном цилиндре двигателя.


МЭД датчик работает на известном эффекте Холла создавая импульсы напряжения, посылаемые в блок управления двигателем для определения цилиндра, в который в данный момент необходимо подать топливо и создать искру.

Неисправности

Обрыв обмотки;

Межвитковое замыкание;

Окисление клемм в соединительной колодке;

Повреждение проводов.


В МЭД:
проблемы в электрочасти;

К общим неисправностям датчика можно отнести:

Наличие влаги в соединительном разъеме;

Замыкание на массу;

Несоответствующий зазор между датчиком и штырем;

Механическое повреждение.

Проверка

Проверяется целостность кабеля и экрана, часто наблюдается пересыхание изоляции проводов и их замыкание.

Для комплексной проверки необходимо наличие осциллографа.


При помощи мультиметра можно проверить сопротивление обмотки, чтобы убедиться, что она не замкнута и нет разрыва.

Так на «папе» датчика между 1 и 2-й ножками прибора должен показать 13 Ом, и порядка 3Ом между 2 и 3-й ножками. Однако, номера ножек есть не на всех датчиках.

Последствия неисправностей ДПРВ

При отказе датчика распределительного вала ЭБУ придется брать данные только с ДПКВ, а так как коленчатый вал вращается в два раза быстрее распредвала, то блок управления будет давать команду на срабатывание форсунок в два раза чаще (на каждый оборот коленвала).

Это в свою очередь приведет к увеличению , работе двигателя, плохому запуске, рывкам при движении, потере динамики и мощности. Плюс к этому увеличится токсичность выхлопных газов и появятся сбои при самодиагностике системы.

При появлении неисправности на щитке приборов появится « » и компьютер занесет в память код ошибки ДПРВ.

Возможны случаи внезапной остановки двигателя с одновременным отказом усилителя руля и снижением эффективности тормозов, что особенно опасно, когда авто находится в движении. Также при отказе датчика может произойти блокировка АКПП на одной из передач. После остановки двигателя и повторного запуска «автомат» разблокируется, хотя это может циклично повторяться.

В среднем, стоимость датчика распредвала на рынке варьируется от 500 до 4000 рублей, в зависимости от модели и производителя. А стоимость замены в специализированном сервисе от 1000 до 2000 рублей.

Переход от карбюратора на инжектор потребовал от разработчиков автомобилей новых технических решений. Ведь необходимо было четко рассчитать время для впрыска топлива, а также для подачи искры. Первоначально для этого использовали (ДПКВ).

Из-за того, что коленчатый вал вращается в два раза быстрей, чем распределительный, ДПКВ не способен определить, поршень находится в такте сжатия или выпуска. Поэтому горючее приходилось выпрыскивать таким образом, что оно распылялось по всему впускному коллектору. Такой подход делал инжекторные моторы более мощными и экономичными, чем карбюраторные, но не давал в полной мере реализовать их потенциал.

Когда создатели двигателей перешли на распределенный впрыск, который производился не в общую часть впускного коллектора, а в трубы, подходящие к цилиндрам, пришлось разрабатывать новые способы управления всей системой. Если впрыснуть топливо не во время такта впуска, то оно растечется по стенкам коллектора. Когда наступит такт впуска, часть топлива останется на стенках, поэтому топливовоздушная смесь получится переобедненной. В результате падает мощность двигателя и резко возрастает износ поршней и клапанов. Поэтому возникла потребность отслеживать положение распределительного вала, ведь именно от него зависит работа клапанов и фазы газораспределения. Эту функцию выполняет датчик положения распределительного вала (ДПРВ)


Как работает датчик распредвала

В основе работы датчика лежит эффект Холла – изменение электродвижущей силы (ЭДС) катушки индуктивности при прохождении через нее металлических элементов. ДПРВ, в отличие ДПКВ, позволяет точно отслеживать не только положение поршней и коленчатого вала, но и фазы газораспределения. Ведь на один цикл работы четырехтактного двигателя приходится один оборот распределительного и два оборота коленчатого вала. Отсюда же происходит его неофициальное название – датчик фаз.

Его устанавливают неподалеку от шестерни или задающего диска распределительного вала. Синхронизация работы ДПРВ и ДПКВ происходит с помощью репера, металлического штырька, установленного на диске или шестерне, который отмечает верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра. На некоторых двигателях в качестве репера используют металлическое кольцо с разрывом, которое проходит сквозь датчик фаз. Когда репер (или сигнальный разрыв репера) проходит через датчик, последний формирует импульс, синхронизирующий системы питания и зажигания.


  1. Шестерня распределительного вала
  2. Сигнальное отверстие репера

Что влияет на исправность и работу ДПРВ

Основные факторы, которые влияют на работу датчика – изменение температуры, тряска и металлическая пыль. Поэтому необходимо заменять датчик через каждые 100 тысяч километров пробега. Это позволит избежать его неожиданной поломки. При включении двигателя температура в районе датчика соответствует температуре воздуха. По мере нагрева мотора возрастает и температура датчика. Если системы питания или зажигания не настроены, двигатель работает с перебоями, на датчик воздействуют более сильные, чем рассчитано, вибрации. В двигателе много трущихся металлических деталей, движение которых приводит к появлению пыли. Если система смазки работает неправильно, или неисправны подушки двигателя, то металлической пыли появляется больше, чем обычно. Часть ее оседает на магнитной поверхности датчика, негативно влияя на его работу.


Как определить неисправность ДПРВ

Неожиданное увеличение расхода топлива, падение мощности мотора, нестабильная работа двигателя – показания для проверки ДПРВ. Не обязательно эти симптомы появляются из-за неисправности датчика, но проверку необходимо начинать с него. Если на панели приборов загорелся сигнал неисправности двигателя (Check), определите значение кода ошибки с помощью инструкции по эксплуатации автомобиля. Если код ошибки указывает на неисправность ДПРВ, необходимо проверить не только сам датчик, но и электрические провода, которые подходят к нему. Ведь нередко причиной неисправности датчика оказываются окисленные контакты клеммной колодки. После их чистки двигатель начинает работать нормально. Также на работу датчика влияет состояние шестерни распредвала или репера. Поэтому во время замены или обслуживания датчика желательно проверить состояние репера и сигнального диска. Если диск погнут, его необходимо заменить.

Чтобы проверить исправность ДПРВ вам понадобятся:

  • цифровой мультиметр (тестер);
  • тонкая плоская отвертка;
  • ключ для болта крепления датчика;
  • чистая тряпка;
  • иголка.


В первую очередь снимите клеммную колодку с датчика и осмотрите контакты. Если они грязные, необходимо почистить их, или установить новую колодку. Вставьте иголку в клеммную колодку таким образом, чтобы она соприкасалась со средним контактом. Защелкните колодку на место, присоедините к нему щуп тестера и поднесите к рабочей плоскости (она расположена параллельно диску или шестерне распредвала) датчика тонкую отвертку. Показания вольтметра должны измениться от нуля 5 вольт или больше. Если показания не изменились, протрите рабочую плоскость датчика тряпкой – возможно к ней прилипло много металлической пыли, и повторите проверку. Если снова не помогло, датчик неисправен. Если провести проверку установленного на двигателе ДПРВ сложно, выкрутите болт крепления и снимите датчик. Затем проведите проверку.

Как снять датчик распредвала


На автомобилях с поперечно расположенным 16-ти клапанным двигателем доступ к ДПРВ происходит двумя способами. Через отверстие в кузове, расположенное под пластиковым подкрылком или через капот. В первом случае необходимо приподнять тут сторону передней части машины, с которой расположен датчик. Когда колесо опустится, выкрутите саморезы крепления подкрылка и извлеките защиту, после чего снимайте датчик. Если вы решили снимать его через капот, необходимо демонтировать защиту с шестеренок распредвалов, это откроет доступ к датчику.

Видео - Замена датчика распредвала

Конструкция и электромагнитные характеристики ДПРВ, которые применяют на российских автомобилях и иномарках, аналогичны, поэтому вместо дорогих оригинальных датчиков можно использовать подходящие по размеру российские. На работе мотора это никак не скажется. Не забудьте проверить, совпадает ли длина катушки оригинального и российского датчиков. Если российский длинней, можно использовать прокладки из паронита необходимой толщины. Если же российский датчик короче, то при прохождении репера мимо него, изменение напряжения будет меньше ожидаемого, что может сказаться на работе двигателя. При установке положение датчика невозможно перепутать, потому что отверстия под катушку индуктивности и болт крепления сильно отличаются по диаметру. Очистите посадочное место датчика с помощью тряпки, вставьте датчик и закрутите болт крепления. Момент затяжки 10 – 15 Ньютон на метр. Не перетягивайте болт, это может привести к повреждению корпуса датчика, слизыванию резьбы или граней головки.

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Великие слова о том, что мало завоевать победу, нужно суметь удержать её, в полной мере относятся к тюнингу автомобиля. Тем более они напрямую относятся к тюнингу двигателя. Ведь поменяв штатные детали, например, заменив распредвал на , нужно теперь знать, как правильно эксплуатировать двигатель.

Что такое и для чего предназначен датчик распредвала

Необходимо вовремя реагировать на изменения в процессе эксплуатации. А они обязательно будут. , для достижения нужных вам параметров, будет происходить и в процессе эксплуатации двигателя. И в помощь нам существует такое устройство, как датчик Холла ( или датчик фаз газораспределения).

Конструктивные особенности разных типов двигателей, могут предполагать разные места размещения датчика распредвала на двигателе. Но, принцип его действия неизменен. Кроме того, датчик распредвала функционально, имеет связь с датчиком частоты частоты вращения коленвала.

Принцип действия датчика распредвала устроен на эффекте Холла – изменение напряжения в полупроводнике, в момент изменения пересекающего его магнитного поля. В самом датчике расположен магнит.


Металлическиё зуб (репер) производит замыкание магнитного зазора и меняет магнитное поле. Сам репер располагается на зубчатом колесе распредвала (как вариант, на задающем диске расположенном на распредвале).

Предполагает его связь с системой управления двигателя. Основываясь на сигналах датчика Холла, ЭБУ двигателя считывает первого цилиндра в ВМТ такта и обеспечивает впрыск и зажигание смеси.


Установка или замена датчика распредвала

Замена датчика положения распредвала, конечно же производится, когда он выходит из строя. Как проверить датчик распредвала? Для этого существует внешний индикатор, который покажет вам, какие неисправности датчика положения распредвала возникли.


При работающем двигателе постоянно горит индикатор неисправности. При этом самодиагностика датчика показывает: ошибка датчика распредвала. В данном случае, проводится следующим образом:

  • Проверить исправность электроцепей датчика
  • проверить контакт экранирующей оболочки с массой на двигателе;
  • проверить монтажный зазор между отметчиком и торцом датчика распредвала.


На холостых оборотах происходит бессистемное загорание индикатора датчика. Самодиагностика показывает код неисправности.

  • опять начинаем с проверки контакта экрана с массой двигателя;
  • могут существовать торцевые биения штифта отметчика распредвала.

Если проверка датчика распредвала показывает его неустранимые неисправности, то самый оптимальный вариант – замена датчика распредвала.


Для информации, как правило, монтажный зазор между верхней кромкой штифта-отметчика и торцом датчика, выставляется на конвейере и не регулируется.

Замена датчика осуществляется исходя из типа двигателя вашего автомобиля, руководствуясь мануалом по Ремонту и эксплуатации от производителя.

По сути, замена датчика распредвала не составит для вас труда. Самое главное используйте именно те параметры, которые указаны в мануале производителя.

Удачи вам при диагностике и замене датчика распредвала.



Публикации по теме