Занятие для подготовительной группы весна. Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: Имеют представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Ход

Дети входят в зал

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь, можете поздороваться за руку и сказать, как вас зовут. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель : - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

Дети: – Весналёт и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит.д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками. Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на вскач

А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит.д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется « Прилетели птицы».

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонков. Пусть они вместе с Каркушей весну зазывают.

Дети из бумаги делают жаворонков.

Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

Каркуша, посмотри,каких для тебя жаворонков сделали дети. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Дети, давайте мы жаворонков по веткам развешаем, пусть щебечут. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

Вот мы с вами и в детском саду.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А как вы помогли?

Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. А теперь попрощаемся с гостями.

Дети : – До свидание.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Весна — красна» и презентацию к этой деятельности.

Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы даёт возможность закрепить знания детей по лексической теме весна, звукобуквенный анализ слов, грамматический строй речи и связную речь. Использование ИКТ даёт возможность проводить образовательную деятельность на современном уровне.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Весна»

  • закрепить знания детей по теме,
  • совершенствовать навыки словообразования и словотворчества,
  • формировать навыки работы с деформированным текстом,
  • совершенствовать звуко-буквенный анализ слов,
  • развивать навыки работать в коллективе.

Оборудование:

  • мультимедийные средства,
  • карточки для звукобуквенного анализа,
  • слоговое лото (разрезанные облака со слогами слов),
  • карточки со словами.

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим улыбки друг другу

2. Сообщение темы.

Отгадайте загадку:

Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава.

Слово – отгадка зашифровано при помощи картинок. (по первым буквам слов – картинок составьте слово)

(весы, ежевика, санки, носки, астры) ВЕСНА.

3. Подбери определения к слову ВЕСНА (какая?) ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.

4. Весна что делает? Приходит, наступает, идёт.

5. Туча солнышко закрыла,

Чтобы тучу нам прогнать,
Задания будем выполнять.

Назови весенние слова.

Отгадай загадки. НАЙДИ ОТГАДКИ: (спрятаны в таблице).

Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька).

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не наденешь валенки,
На снегу…
(проталинки)

Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап - звенит… (капель)

Ветер с облаком играл, ветер облако порвал.
Облако соедините, слово вы прочтёте.
(Слоговое лото)

Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (ру — чей).

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (сол – ныш – ко)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (под – снеж — ник).

Звуковой анализ слов: СОЛНЫШКО, ПОДСНЕЖНИК.

Сосулька плачет целый день,
Собрать мне капельки не лень.
В ладошки капли соберу,
На них я буквы прочту.
Капли буквы разложу,
Из них слова я соберу.

Расшифруйте слова: РЛЕПЁТЫНЕЕ ЫТЦПИ (перелётные птицы).

Лучики солнышко нам протянуло.
Туча немного уже отступила.

6. Физминутка:

Кто по лесу ходил?
В нём порядки наводил?
В лесу ямки и следы
Полны холодной, талой воды.
Кто бродил по лесам?
Кто ходил по лугам?
На полях уже видны чёрные проталины.
Среди птиц шум и гам,
Лес стал словно балаган.
Ах, да это же весна!
В гости к нам она пришла.
Где бы весна ни бывала,
Всем тепло своё раздавала.
Ну а детям для красы
Брызнула веснушки на белые носы.
Крупные и мелкие,
Радуйтесь детки!

7. Подобрать родственные слова к слову ВЕСНА: весенний, веснянка, веснушки, веснушечки, веснушчатый, по – весеннему, весной.

Солнце пробивается, туча уменьшается.

8. Подбери слова – действия. Солнце весной что делает? Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.

Ручеёк что делает? Бежит, поёт, журчит, звенит, течёт, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается.

Подснежник что делает? Растёт, расцветает, прорастает, пробивается, вылезает.

Уже солнышко видно, заглянет к нам оно в окно.

9. О чём можно так сказать?

  • Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий … (ручей)
  • Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
  • Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
  • Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
  • Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).

Солнце дарит нам улыбку.

10. Найди ошибку и исправь предложение.

  • Пригрело солнце, потому что тает снег.
  • Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
  • Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
  • Наступила весна, потому что прилетели грачи.
  • Пришла весна, потому что пробудился медведь.

Солнце светит ярко нам множеством лучей.
Туча уменьшается всё быстрей.

11. Какое слово лишнее:

  • Капель, проталина, урожай, сосулька.
  • Подснежник, весна, листопад, грач.
  • Таять, капать, набухать, заготавливать.
  • Март, апрель, декабрь, март.

Нам улыбку весёлую солнышко дарит.
Туча совсем скоро растает.

12. Предложение рассыпалось. (Составить предложение из слов)

Весна, солнышко, греть, сильно. Сосульки, крыши, дома, висят, на. Проталинки, снег, появились, из-под. Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

13. Итог занятия.

Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.

Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. Маленькое солнышко возьми дружок скорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными медальками).

Презентация к занятию

Бессонова Наталья Борисовна,
учитель-логопед МБДОУ № 123,
г. Иркутск

Цирятьева Вера Михайловна,

учитель – логопед

МАДОУ ЦРР – детский сад № 176 города Тюмени

Программные задачи:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о ранней весне, весенних приметах;
  • закрепитьумение детей отвечать на вопрос полным предложением,согласовывая все части речи;
  • закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь через инсценировку рассказа, составление предложений;
  • развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи;
  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание, мышление;
  • развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
  • воспитывать художественный вкус.

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

  • Пополнить литературный багаж стихотворением, рассказом.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о весне, ее признаках)

Образовательная область: «Физическое развитие»

  • Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности;
  • создать оптимальные условия для двигательной активности.

Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»

  • Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание упражнения «Солнышко, солнышко», подготовка инсценировкирассказа Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», экскурсия в парк.

Оборудование:

Картинки с изображением признаков весны; конверты с изображением признаков разных времён года на каждого ребёнка; предметные картинки; ребусы, шапочки для детей:солнце, ручей, камень, сосулька;аудиозапись весенних звуков; ксилофон; карточки-домики: «Он», «Она», «Оно», «Они».

Ход НОД:

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Всё запомним обязательно,

И расскажем воспитателям.

Логопед. О чём мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

Логопед. Значит, о чём мы будем говорить? (о весне). Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к этой теме, потому что нужно будет «положить» их в нашу шкатулку (копилку)

Логопед . А что такое «весна»?

Дети . Это время года.

Логопед. После какого времени года приходит весна?

Дети. После зимы.

Логопед. А перед каким временем года бывает весна?

Дети . Перед летом.

Да, ещё лежит снег, а весна уже пришла и принесла вам загадки. Хотите отгадать загадки весны?

Давайте поделимся на 3 группы: Вам нужно разгадать ребусы:1 группа определяет слово по первым звукам картинок (апрель), 2 группе нужно расположить цифры по порядку (май),детям из третьей группы нужно поставить буквы по размеру от большой к маленькой (март).

Логопед. Назовите слова, которые у вас получились. Что это за слова?

Дети. Это названия месяцев.

Логопед. У кого первый месяц, поднимите карточку. У какой группы следующий месяц? Ну и последний весенний месяц как называется?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

И. Токмакова.

Логопед . Послушайте, что однажды произошло на опушке леса. Рассказ называется «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим (дети рассказывают по ролям)

Логопед. Солнце спряталось и больше не появлялось. Как вы думаете, может весна начаться без солнышка? Так что же, по-вашему, весну делает?

А что происходит весной в природе благодаря солнцу?

Дети.

  • Солнце светит и пригревает,
  • на солнце снег начинает таять,
  • появились проталинки,
  • ночи стали короче, а дни длиннее,
  • побежали весёлые ручейки,
  • мы зимнюю тяжёлую одежду поменяли на лёгкую- весеннюю.
  • вся природа просыпается от зимнего сна.

Логопед. Конечно, самый важный признак наступления весны – солнышко (картинка)

Логопед.Игра «Мы знаем много красивых слов о солнышке» (с ладошками). Как называются эти слова (слова-признаки)

Логопед . На столах конверты с картинками с изображением разных времён года,нужно выбрать картинки, подходящие к весне. Придумайте предложения по картинкам.

Какое предложение вам понравилось больше всего? Составьте схему этого предложения.

Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. …. Вспомним правило о предложении.

Логопед . Покажите нужный знак в конце предложения. Наконец – то наступила весна! По дорогам бегут ручейки. А грачи уже прилетели?

Физкультминутка

Солнышко, солнышко

Ты нам ярче посвети.

Солнышко, солнышко

Раскидай свои лучи.

Лучики мы соберём

Золочоночки возьмём

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернём.

Логопед. Послушайте загадку.(Загадывает ребёнок)

Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня

Издалека по песенке узнаете меня.

Логопед. А сейчас игру нам подскажет куб.

Игра в мяч.

Если на кубе выпадет жёлтый цвет, то нужно назвать слова – признаки, если зелёный – слова- действия.

Признаки: ручей - звонкий, журчащий, быстрый, холодный …, слова – действия: ручей - бежит, журчит, звенит…

Логопед . Игра с водой (изображают ручеёк- дуть через соломинку в стакан с водой)

Логопед. Загадки (загадывают дети)

  1. На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего.
  2. Всех прилетных птиц черней чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… грач.

  1. Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода,

Не наденешь валенки

На снегу … проталинки.

Логопед. Поиграем с этими словами. Что общего в их звучании?

Дети . Звук Р

Логопед . Кто хочет выбрать схему звука и рассказать об этом звуке?

Дети . Это согласный, твёрдый, звонкий звук.

Логопед. Назовите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»? (грач)

Логопед . Составить слово из слогов (ледоход). Что это такое? Из каких двух слов образовалось это слово?

Дети . Из слов «лёд ходит».

Найдите обозначение этого слова на кубе. Образуйте новые слова из двух: снег тает – снеготаяние, первые цветы – первоцветы. Какие ещё сложные слова вы помните? (подснежник, снегопад)

Логопед. Мы увидели весну. А хотите услышать звуки весны? Послушайте.

Логопед. Что услышали? (капель). А что такое «Капель»?

Назовите родственные слова к этому слову (капать, капля, капающая, капелька).

Пальчиковая игра.

Кап-кап-кап, весна настала (пальчики здороваются)

Кап-кап-кап, сосульки тают (пальчики здороваются)

Побежали ручейки (большим и указательным пальцем перебирают по столу)

Прилетели к нам грачи (ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями)

Логопед. У нас есть ещё один сюрприз, который оставила весна. Это её музыкальный инструмент-ксилофон. Я сыграю мелодию. А вы скажите, что она вам напоминает?

Дети . Эта мелодия напоминает звук капели.

Логопед . На ксилофоне можно «поиграть» слова (отстукивают ритмический рисунок слов).

Я предлагаю вам «исполнить» слова на ксилофоне и поместить их в нужный домик: он, она, оно, они. Играть будем парами. Один человек играет на ксилофоне, другой помещает картинку в нужный домик.(Дети выполняют ритмический рисунок по картинкам весенних признаков)

Итог

Логопед. Наша встреча подходит к концу. Подумайте, что бы вы рассказали воспитателям о нашей встрече. Поделитесь впечатлениями о том, что вам больше всего запомнилось, понравилось. Всё ли у вас получилось? А теперь наполним шкатулку словами, что мы ждём от весны.

Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. А я вам подарю раскраски на весеннюю тему.

Список используемой литературы:

  1. И. Токмакова «К нам весна шагает…»
  2. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Игровое занятие в подготовительной группе детского сада. Игра – викторина «В гости к весне»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Данная разработка представляет собой игру-викторину на весеннюю тематику для детей подготовительной группы. Данная работа будет полезна воспитателям старших групп, учителям-логопедам и учителям начальных классов школы.

Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать мышление, внимание, память и восприятие;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата
- обучать детей связной грамматически правильной речи;
- повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение произведений, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов, прослушивание музыкальных произведений.
Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).


Ход викторины:
Воспитатель: Ребята вот и наступила долгожданное весна, которая нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке.
Вы, наверное, заметили, что природа принарядилась, а совсем скоро ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги.
А вы любите цветы? Знаете, как надо за ними ухаживать?
А можно ли рвать цветы?
Ответы детей.
Воспитатель: Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы. И вспомнить праздники, которые мы отмечаем в каждом месяце?
Ответы. Март: 1 марта - Всемирный день кошек, 3 марта – Всемирный день писателя, 8 марта – Международный женский день, 20 – 21 марта – день Весеннего Равноденствия, 21 марта – День Земли, 22 марта – Всемирный день воды, 27 марта – Международный день театра.


Ответы: Апрель: 1 апреля – День смеха и день птиц, 2 апреля – День детской книги, 7 апреля – День здоровья, 12 апреля – день космонавтики, 23 апреля – Всемирный день книг, 29 апреля – день танца, 30 апреля – день пожарной охраны.


Ответы: Май – 1 мая – праздник Весны и труда, 3 мая – день Солнца, 9 мая – день Победы, 15 мая – день семьи, 18 мая – день музеев, 27 мая – день библиотек, 28 мая – день пограничника.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, а заодно проверим, готовы ли вы к встрече с весной. Для начала встанем в круг и немного разомнемся:
« Мы по кругу пойдем,
Названия цветов найдем.
Например: я говорю ромашка,
А кто рядом со мной стоит,
Говорит на последнюю букву,
А точнее на «А» - астра.
Ну, что, поиграем,
Названия цветов повспоминаем».
Воспитатель: Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Ответы.
Воспитатель: Викторину начинаем,
На стульчики сесть вас приглашаю.


- Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)

Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
- Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
- Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
- Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
- Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка?(тюльпан)
- Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь?(гвоздики)
- Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки?(мимоза)
- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем,
И загадки отгадаем.


- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(весна)
- Весной зеленеет,
Из земли растет.
Осенью желтеет,
В стог сена идет.(трава)
- По весне деревья их распускают,
И на себя надевают,
А осенью снимают,
И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит,
А зимой замерз и стоит.(ручей)
Воспитатель: Назовите мне произведения, которые вы знаете, в которых говорится о весне, о цветах, название произведения называете, и цветок, о котором в нем говорится?
Ответы: - Произведение «Аленький цветочек» и цветок также называется.
- «Двенадцать месяцев» - цветы подснежники;
- Стихотворение «Мамин день» - цветок подснежник;
- Стихотворение «Одуванчик» - цветок одуванчик.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много всего знаем о весне. Предлагаю устроить конкурс чтецов на лучшее стихотворение о весне.


Ребенок: Травка зеленеет…
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Ребенок: Черемуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ребенок: Весенние певцы
У весны весёлый старт
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака,
Дружно так поют скворцы,
Они – весенние певцы,
И вокруг всё расцветает –
По земле весна шагает.
Воспитатель: А сейчас предлагаю музыкальную викторину. Я вам включаю музыку без слов, а вы вспоминаете слова? Отвечаем поднимая руку, не выкрикивая.


Ответы: «Желтые тюльпаны»; «Белые розы»; «Есть на свете цветок алый - алый, Яркий, пламенный, будто заря. Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря»; «В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречик…»; «Вот какой, вот какой маленький цветочек мой, Он фиалкою зовется, пахнет солнцем и весной»; «Это значит, это значит, это значит, Что в природе - новизна. Это значит, это значит, это значит, Что опять пришла весна»; «Белая ромашка».
Воспитатель: Вы все молодцы, столько всего знаете о весне и цветах.
На столах вам предложены игры и раскраски по теме, можете отдохнуть и заняться, кто - чем пожелает.
А я всех вас благодарю,
И спасибо вам говорю.
За хорошую работу,
Весна прислала вам угощенье.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Весну выручаем!»

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения, закреплять умение составлять слова из слогов. Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Р азвивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения слов, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи :

Воспитание навыков сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в село приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети:

Да, готовы!

Воспитатель:

Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети:

Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель:

Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны). Начинать предложение нужно со слов - Весной... (Дети составляют предложения с опорой на картинки. Весной небо голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины. Весной на проталинах появляются первые цветы, весной на деревьях набухают почки и появляются нежные зеленые листочки).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель:

Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

Воспитатель:

А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

Воспитатель:

Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Воспитатель:

Давайте придумаем красивые слова солнышку.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое? (На доске прикреплен круг, дети говоря слово прикрепляют ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое, лучистое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.

Воспитатель:

Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Дети:

- Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.

Воспитатель:

На столе перепутаны все животные, вам нужно выбрать только животных наших лесов.

Воспитатель:

Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слогов. Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки,лу-жа, кап-ли, тра-ва, солн-це).

Воспитатель:

Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.

В нашу группу жук влетел.
Закружился и запел;
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К Ильдару на нос сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно;
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей, жучок.

Воспитатель:

Каких еще насекомых вы знаете?

Дети:

Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.

Воспитатель:

Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме. (Предлагается по очереди три варианта схем).

Дети:

1. Бабочка летает. 2. Стрекоза на ладони. 3. Божья коровка сидит на цветке.

Воспитатель:

Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети:

Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.

Воспитатель:

А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся.

Дети называют птиц и складывают «гармошку».

Воспитател ь :

Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?

Воспитатель:

А еще она похожа на крылья.

Воспитатель:

Давайте сделаем птиц и украсим наше дерево. Я думаю, что эти птицы порадуют весну. (включается пение птиц)

Воспитатель:

Следующее задание, самое важное, мы должны с вами разгадать кроссворд.

И тем самым мы будем перечислять с вами приметы весны.

Кроссворд

1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему...(скворечник)

2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручей)

3. Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.(подснежник)

4. Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут...(гнездо)

5. Стучит весной тихонечко она,
А всему селу слышна. (капель)

5. Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все… (солнце).

Воспитатель:

Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло.

Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответ детей).

А чем именно вам понравилось занятие?

О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку.Весна рада будет услышать и в вашем исполнении песню на башкирском языке. (дети исполняют песню «Кунелле яз килэ»).



Публикации по теме